Социализация дошкольника через экскурсии

Экскурсия как метод социализации детей дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Экскурсия как метод социализации детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.doc 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

День парикмахера – международный профессиональный праздник парикмахеров, стилистов, универсалов, модельеров. Первыми парикмахерами были древние египтяне. Они делали прически, локоны и парики. Каждая эпоха приносила новшества и интересные детали, начиная с плетения кос в Средневековье и заканчивая в XVIII веке целыми произведениями искусства в форме домов, башен, кораблей и садов. Затем прически стали упрощаться. В XX веке женщины начали делать стрижки.

Экскурсия является наиболее эффективной деятельностью, вовлекающей детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующей у них систему ценностных отношений. Воспитанники подготовительной группы «Радуга» (воспитатель О.А. Яштайкина) побывали на экскурсии в парикмахерской «Винтаж». Они обратили внимание на вывески, таблички, рекламные плакаты, которые дают информацию об оказываемых в парикмахерской услугах, а также на уютные холлы, в которых ожидают своей очереди клиенты парикмахерской, на столы, где лежат журналы с фотографиями модных стрижек и причесок. Парикмахер Татьяна Владимировна рассказала ребятам, какие услуги предоставляют в парикмахерской: стрижки, покраски, прически, укладки, также о правилах ухода за волосами. Оказывается, парикмахера называют еще и мастером, ведь он хорошо знает и любит свое дело. Мастер пояснил, что к каждому клиенту имеют индивидуальный подход, они расспрашивают его о желаемой прическе, для стрижки используется отдельный инструмент, который подвергается обязательной антибактериальной обработке после каждого клиента.

Ребята получили для себя много нового и интересного, а кое-кто из них изъявил желание в будущем стать парикмахером. Подобные экскурсии социально адаптируют детей, позволяют приобщать к ценностям труда, обогащают их представления о разных видах профессий взрослых,приучают к новым условиям, новым людям, к разнообразию жизни.

В ходе сюжетно-ролевой игры в младшей группе №5 «Лесная сказка» (воспитатель Л.А, Зашляпина) дети попробовали себя в роли парикмахера. Девочки, конечно же, не настоящие парикмахеры, но с удовольствием делают прически и своим куклам, и своим подружкам. В ходе игры дети закрепляли и развивали свои знания о парикмахере. Уточняли, какой набор инструментов имеет этот специалист.

Детям очень нравится играть в такие сюжетно-ролевые игры. В ходе игры ребята не только воспроизводят разные ситуации взаимоотношений, но учатся понимать и чувствовать своих сверстников, что и является важным условием нравственного воспитания дошкольников. А также знакомятся с миром профессий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб.

Содержание Введение………………………………………………………………………….3Методы организации работы по направлению «Познавательно-речевое развитие» область «Познание» способствующие обеспечению ранней социализации.

В вопросах педагогики, когда речь заходит об особенностях организации обучающего пространства, диалоге взрослого и ребенка, о необходимости привлечь внимание детей к тайнам мироздания, о том, как учит.

В статье говорится о технологии, которая позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо.

Презентация воспитателя МБДОУ БГО Детского сада №12 общеразвивающего вида Журавлёвой Евгении Евгеньевны из опыта работы по теме: «Использование современной технологии «Социальн.

1 апреля 2016 года в Домодедовском филиале Российского нового университета (РосНОУ) состоялась II Межведомственная муниципальная научно-практическая конференция «Социализация детей дошкольного в.

Источник

Фотоотчёт «Социализации детей дошкольного возраста в окружающем мире посредством ознакомления с профессиями через экскурсии»

Светлана Беззубова
Фотоотчёт «Социализации детей дошкольного возраста в окружающем мире посредством ознакомления с профессиями через экскурсии»

Социализации детей дошкольного возраста в окружающем мире посредством ознакомления с профессиями через экскурсии.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

Экскурсия – одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми. В ходе проведения экскурсий ребенок получает первые представления об окружающем, в частности о профессиях своих родителей. Совместная практическая деятельность объединяет детей, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. В ходе экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях, знакомятся с правилами дорожного движения, с правилами поведения в общественных местах.

В начале экскурсии обязательно организуется предварительная беседа, направленная на восприятие определённой темы. В конце экскурсии ребята делятся своими впечатлениями, задают интересующие вопросы. Поощряется активность дошкольников.

Так перед экскурсией в библиотеку мы провели с детьми беседу о том, как называется профессия человека, работающего в библиотеке, как называют людей, которые приходят туда за книгами. Придя в библиотеку, приветливая библиотекарь показала детям полки с книгами, книжную картотеку, ребята побывали в читальном зале. Ирина Владимировна рассказала о правильном обращении с книгами, о детских писателях, их новых книгах, показала последние номера детских журналов.

Дошкольники с большим интересом слушали рассказ библиотекаря. Затем они увлеченно рассматривали выставку книг.

Экскурсия произвела на дошкольников огромное впечатление. Теперь они с нетерпением ждут, когда станут читателями этой библиотеки.

Во время экскурсии в зоологический магазин «Фауна» я обратила внимание дошкольников на название магазина и что может продаваться в нём. Войдя в магазин, дети были в изумлении от разнообразия рыб, от интересных животных — грызунов, от великолепных попугайчиков.

Дошкольники попросили рассказать продавца о своей работе и о том, что продаётся в магазине. Ребята понаблюдали за обитателями магазина, познакомились со средствами ухода за животными. Каждый мог загадать желание у золотой рыбки и надеяться на его исполнение.

Все получили огромное удовольствие от интересной экскурсии и желание завести себе маленького друга.

Познавательные экскурсии пробуждают у дошкольников интерес и желание более внимательно всматриваться в окружающую жизнь. В результате экскурсий обогащаются знания детей об окружающей их жизни, возрастает чувство уважения к труду людей.

Так экскурсия в салон красоты привела в восторг всех детей. Сотрудники салона провели интереснейшую экскурсию, рассказали о своей профессии и продемонстрировали несколько мастер-классов с участием детей. Ваня являлся участником одного из них и был очень доволен своей новой стрижкой.

Девочки, участвуя в мастер-классе по маникюру, узнали, как правильно следить за ногтями и содержать их в чистоте. Каждая девочка была очень рада полученным подарком от сотрудников салона – красиво обработанный и оформленный ноготок.

Все получили огромное удовольствие и массу впечатлений от познавательного путешествия!

Я думаю, что наша работа дала свои положительные результаты. Ребята не только познакомились с профессиями, но и стали воспроизводить в игре полученные знания. А это самое главное!

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Саранска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно — транспортных.

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет.

Характеристика моделей как средства формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу использования метода моделирования у дошкольников. 2. Дать характеристику.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота.

Описание опыта работы «Безопасность детей в окружающем мире» Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить ряд взаимосвязанных условий воспитания безопасного поведения дошкольников.

Активизация речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром» Актуальность: В процессе ознакомления.

Социализация личности дошкольника посредством ознакомления их с различными профессиями МДОУ «Детский сад» №9 «Радуга» Доклад на тему «Социализация личности дошкольника посредством ознакомления их с различными профессиями».

Сюжетно ролевая игра по социализации в окружающем мире «В цирк» Сюжетно ролевая игра по социализации в окружающем мире «В цирк» Дети заходят, здороваются (слайд черный квадрат) В; Дети пока вы спали.

Воспитание осознанно-правильного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления их с природой «Воспитание осознанно – правильного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление их с природой» Выступление нацелено.

Знакомство детей дошкольного возраста с профессиями. Практический проект по профориентации одготовка Знакомство с книжной культурой («Профессии», учить понимать на слух тексты различных жанров детской литературы на тему профессий.

Источник

План-конспект семинара-практикума «Экскурсия как метод социализации дошкольников»
методическая разработка

Методическая разработка для педагогических работников дошколных учреждений.

Скачать:

Вложение Размер
План-конспект семинара-практикума 32.1 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект семинара-практикума «Экскурсия как метод социализации дошкольников»

Социальный педагог: В.А. Буторина

I. Теоретическая часть

1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

1.2. Понятие и классификация экскурсий.

1.3.Теоретические основы организации и проведения экскурсий.

1.4. Актуальность проблемы социализации детей, воспитывающихся в учреждениях.

1.5. Социализация дошкольников в условиях экскурсии.

II. Практическая часть

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов

Слушатели : воспитатели дошкольного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Форма работы: групповая.

Форма взаимодействия всех участников семинара – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Обеспечение: раздаточный материал, презентация

Цель: Объединить усилия коллектива для повышения уровня

организации экскурсий, использования в практике достижений передового

опыта и педагогической науки.
3адачи:

1.Оказание методической помощи педагогам.

2.Повышение интереса к профессиональной деятельности.

3.Способствовать творческому поиску

4. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей

1.Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства экскурсии.

2.Разработка сценария семинара

  1. Теоретическая часть.
  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

— позитивная социализация детей дошкольного возраста;

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Основные направления социально-коммуникативного развития:

— развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

— патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

1.2. Понятие и классификация экскурсий.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям. Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском учреждении. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Цель: создание условий для творческого развития личности, самовыражения и самоопределения ребенка.

— воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.

— образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);

— развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей

— коррекционные – развитие психических процессов.

Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

— по составу участников;

— по месту проведения;

— по способу передвижения;

— по форме проведения.

Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:

— исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

— военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;

— производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

— природоведческие — по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

— искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

— архитектурно-градостроительные — с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. По месту проведения экскурсии подразделяются на:

— городские (обзорные и тематические);

— загородные (автобусные и пешеходные);

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

— Обычные экскурсии (обзорные и тематические);

— индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

— игры детей с собранным материалом;

— заключительная часть, во время которой педагог подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

1.3. Теоретические основы организации и проведения экскурсий.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии: заранее найти место (Куда? Зачем?); что рассказать, с чем познакомить; продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или несколько метров, если дети маленькие); экскурсия с помощниками.

Подготовка педагога заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, педагог выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.

Требования к методам организации и проведения экскурсий:

1. Соответствие содержания интересам детей;

2. Определить количество детей;

3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);

4. Не должна носить характер урока, формального обучения.

5. Тщательная подготовка педагога;

6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;

7.После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;

8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями

Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом:

— научная достоверность; б) Систематичность; в) Доступность; г) Конкретность

1.4. Актуальность проблемы социализации детей, воспитывающихся в учреждениях.

Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с детьми, находящимися в учреждениях государственной защиты – их социализация. Ребенок с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми.

Поэтому актуальным становится поиск путей развития социальных способностей и коммуникативных умений детей, воспитывающихся в учреждениях.

Ранний возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, в нашем случае в условиях учреждения, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

В большинстве практических разработок и программ работа по развитию социального интеллекта сводится к подготовке детей, лишенных попечения родителей, к самостоятельной жизни вне стен учреждения, и ограничена правовой подготовкой и выработкой жизненных навыков, связанных с самообслуживанием и профессиональным самоопределением.

1.5. Социализация дошкольников в условиях экскурсии.

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях экскурсии . Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

Как было сказано ранее в современном воспитании очень актуален вопрос ранней социализации ребенка. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

В раннем возрасте формированию у детей знаний о труде людей, пониманию роли труда в жизни человека придается огромное значение.

Эта задача решается двумя путями:

— ознакомление детей с трудом взрослых (профессии);

— участие детей в посильной трудовой деятельности.

Одной из самых эффективных форм работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых является экскурсия.

В ходе проведения экскурсий педагогическая работа направлена на реализацию трех функций: образовательной, развивающей, воспитательной .

Задачи, которые реализуются во время проведения экскурсий :

— удовлетворение познавательных потребностей детей;

— развитие способности к анализу, синтезу, самоконтролю;

— развитие пространственной ориентации;

— совершенствуются двигательные навыки;

— развиваются навыки коммуникативного общения;

— осваиваются основы безопасности;

— развивается связная речь;

— воспитывается любовь к труженикам и уважение к результатам труда;

— воспитывается уважительное отношение к природе.

Для детей экскурсия – это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.

В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Педагогу важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.

На экскурсиях дети учатся действовать в группе, в команде; учатся подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других; приобретают опыт общения с большим количеством людей разного возраста; учатся ориентироваться в ближайшем окружении; совершать мелкие покупки; осуществлять заказы; получать нужную информацию; соблюдать правила поведения в салоне транспорта; ориентироваться в объектах живой природы и наблюдать за ними.

Особое значение экскурсий в воспитании и обучении детей отмечали Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский. Они полагали, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения. Актуально до сих пор изречение Конфуция: «Я слышу – и забываю, я вижу – и вспоминаю».

По данным статистики 70% информации усваивается визуальным каналом восприятия . Во время экскурсии идет восприятие информации сразу по трем каналам: визуальный («смотри»), аудиальный («слушай», кинетический (тактильный).

Таким образом, дети социализируются за счет экскурсий и выездных мероприятий с индивидуальным сопровождением; досуговых мероприятий, как в Учреждении, так и за его пределами, развивают у детей наблюдательность, обеспечивают уточнение и закрепление представлений. Экскурсия является одной из эффективных организационных форм воспитательной работы с дошкольниками.

II. Практическая часть

Вопросы для обсуждения:

Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация экскурсий?

Какой этап организации экскурсии является для Вас самым трудным?

Какую тематику экскурсии Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место и содержание?

1. Шешукова О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социального интеллекта // Среднее профессиональное образование. — №8. — 2007. – С. 10- 12.

2. Дети, лишившиеся попечения родителей: формы воспитания Кувшинова Н.В., Разумова Д.Н. V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года [Электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2013/22/5089

3. Филипиди Т.И. Особенности социально-коммуникативной компетентности личности с компенсированной затрудненностью 81 психического развития (на материале подросткового возраста): Аавтореф. дис. . канд./д-ра психол. наук. – 2014. — С. 96-112.

4. Карнаух И.С. Психологические особенности подростков воспитанников детского дома.: Автореферат дисс. … канд. психол. наук.- Москва, — 2006.

5. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.

6. Е.С. Дёмина, Н.В. Козюк «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ». «Сфера» Москва 2005г.

Источник

Читайте также:  Какая техника для путешествий
Оцените статью