Социальная политика стран африки

Складывание системы социальной защиты в странах Африки

Одним из наиболее проблемных в социальном отношении регионов мира является Африка. Нищета и бедность приобрели здесь настолько массовый характер, что многими воспринимаются как «естественные» явления. На сумму менее одного доллара США в день, а это, по сути дела, уровень нищеты, здесь существует 250 млн человек, что примерно составляет 40% от общей численности населения региона. Более 200 млн африканцев не имеют доступа к медицинскому обслуживанию. Только в десяти африканских странах дети имеют возможность получить универсальное начальное образование. Из 34 млн человек, пораженных в мире к началу 2000-х гг. СПИДом, около 2/3 живут в Африке. С середины 1980-х по середину 2000-х гг. от этой страшной болезни умерло более 20 млн африканцев. Целое поколение детей теряет

1 Шестакова Е.Е. Социальные реформы в латиноамериканских государствах: политика и идеология/Друд за рубежом. 2001. № 3. С. 36.

из-за СПИДа своих родителей. По данным Генерального секретарь ООН Кофи Аннана, к началу 2000 г. глобальная эпидемия затронула судьбы 11 млн сирот, из которых 90% — африканские дети.

Войны и вооруженные конфликты стали бедствием для народов Африканского континента. В результате за последние 20 лет погибло 8 млн человек. И сегодня почти 20 государств к югу от Сахары охвачены войнами, что мешает их социально-экономическому развитию, несет страдания и горе народам воюющих стран.

Читайте также:  Страны где уровень урбанизации очень высокий

Серьезной социальной проблемой Африки является безработица. Для примера можно сослаться на государство Заир. В этой стране, где сосредоточено до 60% мировых месторождений кобальта и магния, в конце 90-х гг. почти 80% трудоспособного населения не имело работы. При этом промышленные мощности страны были загружены менее чем на 10%. Даже в экономически более благополучной ЮАР к началу 2000-х гг. не менее 7 из 10 молодых южноафриканцев в возрасте от 20 до 29 лет являлись безработными.

На фоне перечисленных острых социальных проблем трудно говорить о реально функционирующих системах социальной работы применительно к большинству стран региона. Такая деятельность достаточно последовательно и активно ведется лишь в небольшом количестве относительно развитых африканских стран (ЮАР, Тунис и др.). На профессиональном уровне стали развивать Социальную работу в Нигерии, Зимбабве, ставших полноправными членами Международной федерации социальных работников. В тех же африканских странах, где пока еще социальная работа не получила развития, социальная помощь оказывается преимущественно на традиционном уровне. Семья, территориальная (племенная) и религиозная община являются основными ее субъектами. Определенную поддержку нуждающемуся в социальной помощи африканскому населению оказывают различные гуманитарные, благотворительные объединения, действующие под эгидой международных организаций и влиятельных ассоциаций индустриально развитых стран мира.

ЮАР является одной из немногих африканских стран, где уже сложилась и не первый год достаточно эффективно фун-

кционирует система профессиональной социальной работы. Р. Вуд, исследовавший специфику социальной работы в этой стране, вполне компетентно заявлял, что здесь широко признана важность социальной работы, которая отличается в целом высоким профессионализмом.

Многие южноафриканские социальные работники заняты в сфере социального обслуживания. В стране существует разветвленная сеть служб, помогающих гражданам пожилого возраста и инвалидам. Структурными подразделениями этих учреждений, которые именуются социальными клубами, являются центры дневного обслуживания пожилых, службы помощи на дому и др. Хотя с государственной политикой расового неравенства в ЮАР покончено, однако все еще сохраняются многие преимущества у белого населения. Те же социальные клубы в 90-е гг. обслуживали в основном белых граждан страны. Подобная тенденция сохранялась и в начале 2000-х гг. Она коснулась и других важных сфер социально-экономической жизни. По официальным данным, в 2002 г. в ЮАР из 40% общего числа безработных трудоспособных граждан 35% составляли африканцы и лишь 5% белые. Пожилые граждане из числа африканцев обслуживаются, как правило, общинными социальными службами..

Стационарные социальные учреждения по обслуживанию пожилых и престарелых принадлежат в Южной Африке в основном частным социальным структурам. Однако помощь им оказывает и государство. Здесь также получают услуги преимущественно белые граждане.

Пенсионное обеспечение в ЮАР не является обязательным, хотя имеет государственный характер финансирования. Гарантированные пенсии получают по результатам тестирования. Наряду с пенсией по возрасту пенсионные пособия выплачивают инвалидам, ветеранам и др. Имеется здесь такой вид пенсионного обеспечения, как пособие по уходу за больными проказой. В 90-е гг. все еще оставались дискриминационные проявления расового характера в пенсионном обеспечении. Размер пенсии африканцев был ниже, чем у белых пенсионеров, в среднем по стране на 40—45%.

Система государственных пособий в ЮАР распространяется на нетрудоспособных граждан,- а также на лиц, страда-

ющих некоторыми опасными болезнями. Довольно существенны размеры пособия при туберкулезе и дотации на его лечение. Эта болезнь в начале 2000-х гг. убивала ежегодно более 13 тыс. человек и еще большее их число делала нетрудоспособными. Тем, кто в связи с такой болезнью не мог работать, государство предоставляло пособие по инвалидности и дополнительно выделяло денежные дотации налечение. Поскольку работу найти в стране сложно и зарплата часто бывает крайне низкой, то не редкость, когда больные туберкулезом сами прекращали лечение, чтобы и дальше получать материальную помощь. Сумма пособия примерно в 10 раз превосходила доходы от случайных заработков.

Особенностью системы социальной работы в ЮАР является ее активная включенность в сферы здравоохранения и образования. Отделения социальной работы существуют здесь в большинстве больниц, а в наиболее крупных функционирует их несколько. Социальные работники устанавливают контакты с семьями, близкими знакомыми больных, обеспечивают психологическую поддержку. В случаях смерти или тяжелого диагноза подопечного именно они профессионально разговаривают с семьей и друзьями.

Социальные работники в Южной Африке работают и во многих школах, особенно в частных. Нередко они выступают в качестве посредников между школьниками и общиной. В работе с учащимися они содействуют развитию у детей и подростков таких необходимых навыков, как коммуникабельность, способность принимать ответственные решения, умение сочувствовать и прощать, осознавать себя как личность и др.

В Африке важную роль играет традиционный аспект социальной помощи. Уже отмечалось, что помощь престарелым африканцам в ЮАР оказывается преимущественно службами, функционирующими на уровне местных общин.

У африканских народов, ведущих племенной образ жизни, сохраняется культ пожилых родителей. Например, у народа венда самое уважаемое положение и последнее слово при решении важнейших вопросов принадлежит не главе семьи — кормильцу, а его пожилым родителям. Их здесь особо почитают за то, что они после смерти «могут общаться с

небесными силами» и попросить у них помощь для оставшихся в живых сородичей.

У того же африканского народа венда при решении семейных неурядиц роль «социального посредника» берет на себя старшая сестра главы семьи. Существует и целая иерархия «светских посредников», профессионально работающих за вознаграждение. В их число входят местные прорицатели, которые иногда помогают найти выход из сложной жизненной ситуации.

Как уже отмечалось, социальную помощь бедствующим народам Африки оказывают международные организации и благотворительные ассоциации. В некоторых государствах действуют местные организации, занимающиеся привлечением финансовых средств для благотворительной деятельности. Таким ассоциациям иногда удается получить и субсидии от правительственных органов. Для примера можно сослаться на ЮАР, власти которой в 90-е гг. периодически оказывали финансовую поддержку благотворительным организациям, специализировавшимся на помощи престарелым гражданам и инвалидам.

Уже не один десяток лет большую работу ведет в Африке Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое является главным органом в системе учреждений, призванных реагировать на все крупномасштабные чрезвычайные ситуации, связанные с беженцами. При поддержке этой организации в начале 90-х гг. в Кении в срочном порядке было создано 15 лагерей, где были размещены тысячи беженцев из Сомали, Эфиопии и других близлежащих стран. Общая численность беженцев, которых приняла тогда Кения, составляла более 420 тыс. человек.

Помощь народам Африки оказывают также правительства и гуманитарные организации ряда стран мира. При поддержке Франции, занимающей на международном уровне одно из ведущих мест в борьбе с эпидемией СПИДа, в некоторых африканских странах были созданы специализированные приюты для детей, родители которых умерли от этой болезни. Один из приютов для «сирот СПИДа» действует в Кении. В 90-е гг. международная помощь для борьбы с эпидемией вирусного менингита была оказана Нигерии. В эту

страну, население которой насчитывает более 110 млн человек, была доставлена необходимая вакцина.

Социальную поддержку африканскому населению предоставляют и многочисленные религиозные организации. Для помощи беженцам, размещенным во временных лагерях на территории ряда государств Африки, своих представителей регулярно направляет Всемирная лютеранская федерация. Во второй половине 90-х гг. в Конго на средства евангелистов и некоторых гуманитарных организаций был создан учебный центр для детей народа пигмеев. Здесь ребята получили возможность не только для обучения, но и медицинского обслуживания.

Потребовались большие усилия ООН, различных неправительственных гуманитарных и благотворительных организаций для вовлечения африканских стран в систему мероприятий по планированию семьи. Основным показателем ее результативности считается уменьшение суммарного коэффициента рождаемости, который учитывает среднее число детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период. В целом по Африке этот коэффициент за четверть века удалось снизить. В 1970—1975гг. он был равен 6,3, а в 1995—2000 гг. — 5,1. В течение 90-х — начале 2000-х гг. повсеместно наблюдался рост удельного веса африканских женщин, пользовавшихся различными методами предохранения от беременности.

В целом процесс формирования в африканских государствах систем социальной защиты развивается сложно, во многих случаях крайне медленно и противоречиво. Большинству стран континента еще предстоит разработать и внедрить механизмы социального страхования, что крайне затруднительно в условиях массовой безработицы и нищеты. Как полагают некоторые эксперты, африканским странам, где пенсионные системы находятся в зачаточном состоянии, первоначальный упор следовало бы сделать на обеспечение страховой сетки для пожилых лиц, которую целесообразно финансировать на началах распределительной системы.

Перспективы развития социальной сферы, формирования действенных систем социальной защиты в африканских и в латиноамериканских странах будут во многом определять-

ся их экономическим положением, подъемом национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства. До тех пор, пока не заработают страховые механизмы, особая ответственность за обеспечение необходимого минимума социальной защиты ложится на государственные органы, местные власти, территориальные и религиозные общины.Ослаблению остроты некоторых насущных социальных проблем способствует и деятельность различных благотворительных, гуманитарных организаций, включая международные ассоциации.

Завершая разговор по рассматриваемой теме, следует подчеркнуть, что нельзя создать сколько-нибудь действенную систему социальной защиты в странах, где государственные власти до минимума ограничивают социальные расходы, где из-за огромных размеров бедности, нищеты и безработицы остается низким уровень внутреннего накопления, сохраняется малая емкость потребительского рынка. Неолиберальный путь модернизации в условиях Латинской Америки и Африки не привел к долгожданному прогрессу. Приоритетным направлением социально-экономического развития стран этих континентов может стать новая модель «экономически стабильного и социально справедливого общества», ориентированная на активное развитие отечественного производства, обеспечение высокого уровня образования, внедрение достижений науки и новейших технологий. Такая идея начинает находить все большее понимание и одобрение. При названной стратегии развития могут появиться реальные условия и дополнительные возможности для формирования вполне эффективных систем социальной защиты.

Источник

Программы социального обеспечения в Южной Африке — Social Welfare Programs in South Africa

Южная Африка имеет одну из самых обширных систем социального обеспечения среди развивающихся стран мира. Сегодня в Южной Африке 12,4 миллиона человек получают социальные пособия в той или иной форме, предоставляемые государством.

Программы социального обеспечения в Южной Африке имеют долгую историю. Самая ранняя форма программы социального обеспечения в Южной Африке — это помощь беднякам, распределяемая Голландской Ост-Индской компанией и Голландской реформатской церковью (ДРК) в 1657 году. Институциональная система социального обеспечения была создана после того, как британцы оккупировали Капскую колонию в 1806 году.

Однако система социального обеспечения ориентирована в основном на бедных белых и исключенных чернокожих. При апартеиде службы социального обеспечения для африканцев , индийцев и цветных были отделены от служб социального обеспечения для белых. Ресурсы социального обеспечения распределялись в пользу белых. Правительство после апартеида запустило Программу реконструкции и развития (RDP) в 1994 году и опубликовало Белую книгу по социальному обеспечению в 1995 году, чтобы установить основу системы социального обеспечения в Южной Африке после апартеида . Они были нацелены на устранение расового неравенства в предоставлении социальных услуг. Рост, занятость и перераспределение (GEAR) был запущен в 1996 году в ответ на валютный кризис 1996 года . GEAR сокращает государственные расходы, что приводит к сокращению социальных грантов .

Программы социального обеспечения в Южной Африке включают денежную помощь, страхование от безработицы , медицинское обеспечение и жилищные субсидии . Денежная помощь распределяется Департаментом социального развития Южной Африки . Программы денежной помощи, которые в настоящее время доступны включают поддержку детей Грант, Фостер ребенок Грант, по старости пенсия , пособие по инвалидности, а также ветераны войны предоставить.

Есть как поддержка, так и критика программ социального обеспечения в Южной Африке. Сторонники утверждают, что такие гранты, как субсидия на содержание детей и пенсия по старости, улучшают состояние питания и показатели посещаемости школ бедными детьми. Однако критики указывают на коррупцию и недобросовестное управление в системе социального обеспечения, а также на низкое качество жилья RDP.

Содержание

История

До апартеида

Социальные программы до апартеида в Южной Африке в основном касались проблемы белой бедности . Самыми ранними программами социального обеспечения в Южной Африке была помощь беднякам, предоставленная Голландской Ост-Индской компанией и Голландской реформатской церковью (ДРК) в 1657 году. Эта помощь была направлена ​​на оказание помощи белым фермерам ( бурам ), урожай которых был неурожайным, и исключил черных фермеров из рельеф.

Институционализированная система социального обеспечения была создана после того, как британцы оккупировали Капскую колонию в 1806 году. Были созданы социальные ресурсы для детей и инвалидов. Организованное профессиональное страхование после выхода на пенсию было создано в 20-е годы прошлого века. Однако профессиональное страхование после выхода на пенсию распространяется в основном на квалифицированных рабочих, большинство из которых были белыми.

Рабочее движение, организованное бедными белыми промышленными рабочими в 1920-х годах, привлекло внимание правительства к проблеме белых бедняков. Департамент труда был создан , чтобы создать возможности для работы белых трудов. Закон о заработной плате 1925 года установил минимальную заработную плату для белых работников, названную «чертой выживания белых», чтобы защитить белых рабочих от бедности и обеспечить им привилегии белых по сравнению с цветными.

В 1937 году было создано Государственное управление социального обеспечения. Департамент социального обеспечения отвечал за предоставление услуг социального обеспечения населению, но его основное внимание уделялось бедным белым.

При апартеиде

В начале 1950-х годов службы социального обеспечения для африканцев, индийцев и цветных были отделены от Департамента социального обеспечения и переданы соответственно департаментам администрации банту, по делам индейцев и по делам цветных. Разделение ресурсов социального обеспечения привело к неравному распределению ресурсов по признаку расы. Бюджет на социальные услуги для белых был выше, чем для большинства чернокожих, а доступные гранты для белых были более значительными, чем для черных.

Более того, способ предоставления услуг также отражал расовую дискриминацию : гранты для белых, индейцев и цветных распределялись чеком, а гранты для чернокожих распределялись на мобильных объектах, например, под деревьями и в магазинах.

Профессиональное пенсионное страхование было создано в 1920-х годах. Однако низкоквалифицированная рабочая сила не включалась в страхование до 1960-х годов. В 1960-х и 1970-х годах профессиональное пенсионное страхование быстро расширилось, включив в него множество низкоквалифицированных рабочих, многие из которых были чернокожими. Между тем профсоюзное движение, организованное белыми рабочими, распространило покрытие профессионального пенсионного страхования на большее количество отраслей.

В 1980-е годы в ответ на растущие протесты против апартеида правительство белого меньшинства увеличило расходы на социальное обеспечение чернокожих южноафриканцев. Согласно Терребланшу , «к 1990 году на белых приходилось только 23% расходов на социальное обеспечение, в то время как на цветных и индийцев приходилось 24%, а на африканцев — 52%».

Постапартеид

Программа реконструкции и развития (ПРР)

Белая книга социального обеспечения

Правительство после апартеида опубликовало Белую книгу социального обеспечения в 1995 году, которая была принята Кабинетом министров в 1997 году. В Белой книге предлагались стратегии и программы для реализации принципов, установленных в ПРР. Программы, предложенные в Белой книге, включали страхование по безработице, программы бесплатного медицинского обслуживания для беременных женщин и маленьких детей, бесплатное питание для студентов и помощь малоимущим, которая гарантировала бы минимальный доход для семей и детей. Белая книга также объединила 14 отделов социального обеспечения по признаку расы и учредила Министерство благосостояния и развития народонаселения и девять провинциальных отделов для управления службами социального обеспечения.

Рост, занятость и перераспределение (GEAR)

GEAR — это консервативная макроэкономическая политика, принятая правительством Южной Африки в ответ на валютный кризис 1996 года в попытке вернуть доверие к внутреннему и мировому рынку капитала. GEAR уделял приоритетное внимание экономическому росту, полагая, что экономический рост может решить проблему бедности путем создания рабочих мест. GEAR подчеркнула, что экономический рост должен возглавляться частным сектором, и снизила роль государства в экономике. В результате сокращение государственных расходов привело к ликвидации или сокращению социальных услуг .

Социальное обеспечение

Денежный перевод для детей

Грант поддержки ребенка (CSG)

Грант поддержки детей был введен в 1998 году. CSG — это денежная помощь детям из бедных семей в возрасте до 6 лет и расширенная до детей в возрасте до 14 лет в 2005 году. CSG выплачивала опекунам соответствующих детей 300 рандов в месяц на ребенка в 2014 году ( 17,24 евро). По данным Национального казначейства Южной Африки , «CSG в настоящее время является одной из крупнейших программ социальной помощи в Южной Африке после апартеида, охватившей 11,2 миллиона детей в 2012–2013 годах, то есть примерно 59 процентов детей». В 2014 году государственные расходы на РГС составили 3,4 процента ВВП.

Правительство изначально не добавляло никаких условий при приеме CSG. Однако с 2010 года дети должны посещать школу, чтобы иметь право на получение CSG.

Исследования показали, что получатели CSG показали лучший статус питания и лучшие показатели охвата школьным образованием по сравнению с детьми, которые в равной степени бедны.

Грант на приемных детей (FCG)

Приемные родители детей в возрасте до 15 лет имели право на получение гранта на приемных детей в 2010 году. С 2012 года квалификация для получения FCG расширилась и теперь включает приемных детей в возрасте до 18 лет. Стоимость FCG в месяц на ребенка составляет 830 рандов, что составляет почти три. раз от стоимости CSG в месяц на ребенка.

Пенсия по старости

На пенсию по старости приходится самая высокая сумма государственных расходов среди всех программ социальной помощи в Южной Африке. Пенсия по старости была введена в ЮАР еще в 1920-х годах. Однако до 1990-х годов система пенсионного обеспечения по старости отражала сильное расовое неравенство. Например, в начале 1980-х годов белые получали пособия в 10 раз больше, чем черные. С 1989 по 1993 годы правительство предпринимало усилия по реформированию пенсии по старости, чтобы распространить ее на все население и устранить расовое неравенство в пенсионной программе. Пособия, получаемые чернокожими, увеличились с 1555 рандов в год в 1980 году до 3081 рандов в год в 1993 году. Пенсионная программа не претерпевала крупных реформ с 1993 года, но правительство корректирует денежную стоимость в соответствии с темпами инфляции. В 2010 году женщины в возрасте 60 лет и старше и мужчины в возрасте от 61 года могли получать 1010 рандов в год.

Пособие по инвалидности

Право на получение пособия по инвалидности имеют люди с ограниченными возможностями в возрасте старше 18 лет. Они могут получать 1010 рандов в месяц на человека.

Грант ветеранам войны

Право на получение стипендии ветеранов войны имеют ветераны, участвовавшие во Второй мировой войне (1939–1945) или Корейской войне (1950–1953 годы) и старше 60 лет. Каждый ветеран может получать 1800 рандов в месяц от Южноафриканского агентства социального обеспечения.

Страхование от безработицы (UI)

Страхование по безработице было введено еще в 1966 году, когда был принят первый Закон о страховании по безработице . Однако первый Закон о страховании от безработицы исключил чернокожих рабочих, работников неформального сектора и государственных служащих из числа получающих пособие по безработице. В 2001 году был принят Закон о страховании по безработице с поправками. В настоящее время любой работодатель, который вносит взносы в Кассу по безработице, может получать пособие по безработице в течение одного дня за каждые шесть дней работы после того, как они стали безработными. Вкладчики могут получить до 238 дней страхования от безработицы. Однако страхование от безработицы не распространяется на работников неформального сектора, государственных служащих и работников, которые никогда раньше не работали.

Здравоохранение

Корпус

Правительство пост-апартеида объявило о своем плане предоставить один миллион домов в течение следующих 5 лет в 1994 году в рамках Программы реконструкции и развития (RDP). Правительство удовлетворило свою претензию, предоставив 1 155 300 домов, в которых к 2000 году могли бы разместиться 5 776 300 человек. Чтобы решить проблему жилищного неравенства во время апартеида, правительство после апартеида ввело жилищные субсидии на основе дохода получателей в 1994 году. 800 рандов могут получить субсидию в размере 15 000 рандов; получатели с ежемесячным доходом от 801 до 1500 рандов получают 12 500 рандов; получатели, чей ежемесячный доход колеблется от 1501 до 2500 рандов, получают 9 500 рандов; получатели с ежемесячным доходом от 501 до 3500 рандов получают 5 000 рандов. Согласно данным GHS компании Stats SA за 2018 год, «процент домохозяйств, получивших ту или иную форму государственной жилищной субсидии, увеличился с 5,6% в 2002 году до 13,6% в 2018 году».

Служба поддержки

Сторонники программ социального обеспечения в Южной Африке утверждают, что эти программы положительно влияют на жизнь бедных людей. Исследования показывают, что дети, получающие пособие на поддержку ребенка (CSG), показывают лучший статус питания и более высокие показатели посещаемости школ по сравнению с детьми, которые в равной степени бедны. Получатели CSG также с большей вероятностью найдут работу, когда вырастут. Если женщина в домохозяйстве получает пенсию по старости, девочки в домохозяйстве показывают лучший статус питания, чем девочки в семьях, где ни одна женщина не получает пенсию по старости. В рамках жилищного проекта RDP бедным людям было предоставлено более 1 миллиона домов.

Некоторые люди обеспокоены тем, что социальные гранты способствуют формированию «культуры зависимости», которая демотивирует безработных искать работу. Однако недавние исследования показывают, что получение социальных грантов не влияет на желание безработных искать работу. Основная причина заключается в том, что социальные гранты, такие как пособие на содержание ребенка, пенсия по старости и пособие по инвалидности, направлены на поддержку людей, которые не могут работать из-за возраста или инвалидности. В настоящее время люди без инвалидности и трудоспособного возраста не имеют права на получение грантов в Южной Африке.

Критика

Коррупция и плохое управление — огромные проблемы, существующие в системе социального обеспечения Южной Африки. По словам Редди, Южная Африка теряла 1,5 миллиарда рандов в год из-за коррупции и недобросовестного управления при предоставлении социальных грантов.

Несмотря на усилия правительства по предоставлению жилья RDP, количество бездомных продолжает расти из-за растущего уровня безработицы и отсутствия доступного жилья. Более того, поскольку правительство не установило стандартные строительные нормы для застройщиков жилья RDP, многие единицы жилья RDP характеризуются более низким качеством. Жители жаловались на отсутствие воздушных кирпичей, крыш без потолков, неправильно построенных стен, дверей, которые не открывались и не закрывались должным образом, а также на неправильно спроектированные кухни и туалеты.

Другая критика жилищных единиц RDP — отсутствие основных услуг, таких как водопровод, канализация и электричество, а также удобств, таких как школы и клиники. Например, в одном из жилых домов RDP в Браамфишервилле, Соуэто , созданном в 1996 году, была только одна временная начальная школа, размещенная в морских контейнерах, и в 2002 году не было ни средней школы, ни средней школы. До 2008 года основные дороги не были заасфальтированы. система отвода воды не была установлена. Жилые комплексы РДП также отличаются небольшими размерами. Дома RDP также отличаются небольшими размерами. По словам Дэвида Потти, только 30% всех домов, построенных правительством, были больше 30 м 2 .

Источник

Оцените статью