- Общая характеристика социальной работы в странах Азии в ХХ в.: Китай, Япония
- Социальная политика стран азии
- Программа дисциплины
- Социально-политическое и экономическое развитие стран Азии
- Программа дисциплины
- Аннотация
- Цель освоения дисциплины
- Планируемые результаты обучения
- Содержание учебной дисциплины
- Элементы контроля
- Текст книги «История социальной работы. Учебник»
- Автор книги: Коллектив авторов
- Жанр: Учебная литература, Детские книги
Общая характеристика социальной работы в странах Азии в ХХ в.: Китай, Япония
Выделение самостоятельной японской модели социальной работы объясняется особой социально-экономической и духовной средой жизнедеятельности, характерной для этой страны. Государство несет на себе основную финансовую нагрузку по оказанию им помощи, а с другой, осуществляется эта деятельность преимущественно на муниципальном уровне. Уже многие годы в каждой японской префектуре действует консультативное бюро для инвалидов. По своим функциям оно во многом схоже с нашими территориальными бюро медико-социальной экспертизы. Работники японских консультативных бюро не только определяют характер и тяжесть инвалидности человека, но и разрабатывают индивидуальные программы восстановления трудоспособности (реабилитации) инвалидов.
В течение последних десятилетий вопросами стратегии и общегосударственной политики в сфере социальной защиты инвалидов активно занимались в Японии такие структуры, как Национальный совет по трудоустройству инвалидов, Совет по защите инвалидов с физическими недостатками и Национальный совет социальной защиты, находящиеся в введении государственных органов власти. Деятельность всех организаций и учреждений социальной защиты инвалидов координировал Национальный совет социальной защиты. Специализированными структурами совета были: Комитет по защите детства, Комитет по реабилитации инвалидов с физическими недостатками, Комитет защиты престарелых. В их работе принимали участие и благотворительные организации.
На государственные и муниципальные органы в Японии ложится основной объем финансовой помощи, направляемой на нужды инвалидов. Причем помощь государства по своим размерам в несколько раз больше, чем та, которую оказывают местные органы самоуправления. В 1970—1990-е гг. это соотношение составляло примерно один к четырем.
Государство в Японии не только финансирует разнообразные программы помощи инвалидам, но и устанавливает для них льготы. В частности, инвалидам предоставляется преимущественное право на открытие и эксплуатацию магазинов в зданиях, занятых административными органами. Выделяя особенности японской модели социальной работы, отмечая действенность различных ее звеньев, не следует идеализировать практику социальной защиты и в целом социальную сферу этого государства. С начала 90-х гг. XX в. и по сей день страна находится в непростом положении продолжающегося экономического спада. В результате разрушается традиционная система пожизненного найма и продвижения по службе в зависимости от стажа, разрабатываются непопулярные меры в сфере пенсионного обеспечения. Пожизненный найм придавал работникам уверенность в завтрашнем дне, хотя в определенной мере сдерживал продвижение по служебной лестнице молодых людей. В целом названная система обеспечивала занятость многих работников, гарантируя стабильность их положения. Упразднение ее обернулось усилением социальной неуверенности части населения.
В Китае семейное обеспечение сохраняет доминирующее положение, являясь, кроме прочего, и культурным наследием нации.
Наряду с семейным фактором в социальной сфере Китая продолжает играть важную роль принцип коллективной помощи, широко применяемый на местном уровне (в селах, в рамках городских улиц, кварталов и пр.). Поэтому правомерно утверждать, что местную систему социальной защиты отличает не просто традиционный, а семейно-коллективный характер социальной помощи и поддержки.
Китайские экономические реформы последней четверти XX в. способствовали ускоренному социальному развитию страны, создав условия для роста доходов населения и эффективного функционирования системы социальной помощи нуждающимся. Повышение доходов населения, изменения в мировосприятии и экономическом мышлении народа актуализировали проблему формирования системы социального страхования рыночного типа. Все это нашло отражение в ныне действующей китайской модели социальной защиты. К числу важнейших ее компонентов можно отнести:
— приоритетную роль традиционно-семейного фактора в оказании социальной поддержки;
—особое значение государственных и коллективных форм помощи нуждающимся;
—усиление влияния страховых механизмов социальной
защиты;
—вспомогательную роль благотворительной помощи и
платных услуг в социальной работе.
Основную ответственность за обеспечение престарелых китайцев и сегодня несет семья. Как и в Японии, главную роль здесь играет женщина (дочь или невестка). Причем в условиях все большего числа однодетных семей нагрузка по уходу за стариками на нее возрастает. Если раньше тяжесть ухода за престарелыми лежала на жене старшего сына, которая жила вместе с родителями мужа, то теперь женщинам из однодетных семей приходится одновременно ухаживать за несколькими пожилыми людьми (своими родителями и родителями мужа).
Как уже отмечалось, общегосударственная система социального страхования и, в частности, пенсионного страхования сегодня в Китае только складывается. Реалии таковы, что большая часть престарелых китайцев не охвачена пенсионным обеспечением. В начале 2000-х гг. не более 1/4 лиц старше 60 лет получали пенсии. Более 2/3 лиц пенсионного возраста, особенно в сельской местности, не имели пенсионного обеспечения, завися от финансовой поддержки своих взрослых детей. В связи с недостаточной развитостью социальных служб престарелые китайцы, нуждающиеся в уходе, реально могут рассчитывать на помощь детей, а также родственников и соседей. Кроме поддержки со стороны семьи престарелые, тяжело больные, бедные люди получают определенную помощь со стороны китайского государства, коллективных органов местного управления — деревенских, районных, уличных, квартальных комитетов. Что касается государственной помощи, то ее предоставление предусмотрено новой структурой социального обеспечения, разработанной в 90-е гг. Она состоит из четырех основных уровней: 1-й уровень — социальная помощь бедным слоям населения и их семьям, доход которых ниже официального прожиточного минимума; 2-й уровень — социальное страхование, включающее пенсионное страхование, страхование по безработице, страхование риска, при рождении ребенка, болезни, инвалидности, потере трудоспособности, смерти; 3-й уровень — социальное благосостояние, направленное на частичное или полное покрытие расходов китайских граждан на образование, улучшение жилищных условий; 4-й уровень — социальная забота, которая предоставляется исключительно военнослужащим и их иждивенцам, особой группе граждан, пользующихся уважением общества. Такая забота предполагает систему определенных скидок, выдачу пайков и надлежащее устройство военнослужащих после их демобилизации. Названные уровни соцобеспечения, за исключением второго, напрямую связаны с государственным участием в сфере социальной помощи и поддержки.
В современном Китае страхование рассматривается как ядро всей системы соцобеспечения. Оно включает в себя пенсионное страхование, страхование медицинского обслуживания, от безработицы и производственных травм, материнства и детства. Социальным страхованием предусмотрены гарантии в случае основных рисков, возможных среди активного населения. Распространяется оно прежде всего на городских жителей, наиболее вовлеченных в рыночное хозяйство. В 1986г. после двух лет эксперимента китайским правительством было принято решение о постепенном переходе к централизованной, многоуровневой системе пенсионного обеспечения. Предприятия в соответствии с установленными нормативами стали отчислять средства в городские и провинциальные пенсионные фонды. По новой системе страхования общая пенсия состоит из двух частей. Первая часть (основная пенсия) назначается местными органами страхования и не зависит от уровня зарплаты работника или страховых взносов, сделанных им до выхода на пенсию. Эта часть пенсии равна 20% от среднемесячной зарплаты в данном регионе. Вторая часть (пенсия индивидуального счета) составляет сумму накоплений на индивидуальном счете работника, включая процент по вкладу. Третий уровень пенсионного обеспечения — дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое добровольно. Этот уровень страховых выплат рассматривается в Китае как важное направление реформы. Однако в стране осознают, что заработать данная система сможет при стабильной хозяйственной деятельности предприятий, благоприятном инвестиционном климате в государстве и готовности страхователей брать на себя риски, связанные с коммерциализацией индивидуальных счетов.
В настоящее время границы пенсионного возраста в Китае не изменились и составляют уже многие десятилетия 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин (на вредных и тяжелых работах — 55 лет и 45 лет).
Источник
Социальная политика стран азии
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Курсы
- Социально-политическое и экономическое развитие стран Азии
Программа дисциплины
Социально-политическое и экономическое развитие стран Азии
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Дискуссия на семинаре, письменная работа тест 5 минут
Обсуждение на семинаре
Дискуссия на семинаре на 90 минут
Дискуссия на семинаре на 80 минут
Дискуссия на семинаре на 45 минут
Устный экзамен по билетам (или письменный тест – по выбору преподавателя)
Источник
Текст книги «История социальной работы. Учебник»
Автор книги: Коллектив авторов
Жанр: Учебная литература, Детские книги
Текущая страница: 24 (всего у книги 27 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]
Глобализация усилила мобильность рабочей силы, что создало большое количество иммигрантов, мигрантов, а также работников, получающих зарплату в одной стране и отсылающих ее семье, живущей за границей. Социальным работникам необходимо выработать практику взаимодействия с общественными и добровольными организациями, занимающимися проблемами данных категорий трудящихся. Многие мигранты и иммигранты не имеют доступа к общественным социальным фондам, что усиливает необходимость налаживания работы в данной сфере.
Система социальной помощи стремится минимизировать негативные последствия, вызываемые перемещениями из страны в страну в поисках работы путем пропаганды справедливости, равенства и равных возможностей. Например, глобализация увеличивает риск торговли людьми и незаконного перемещения людей в другие страны. По оценке, ежегодно от 700 тыс. до 2 млн людей незаконно перемещаются в другие страны (United Nations World Migration Report 2000). Обеспечение благосостояния и прав этих людей становится всемирной задачей. Социальные работники могут объединиться в составе единой наднациональной системы для помощи таким людям.
Профсоюзы и неправительственные организации
Роль профсоюзов, коллективной защиты и переговоров с работодателями возрастает в условиях глобализации. Профсоюзы не только играют главную роль в плане защиты прав работников и требований увеличения зарплаты, но и являются активными организаторами движений против предприятий, использующих потогонную систему. Они участвуют в создании Кодекса поведения для предприятий, направленного против эксплуатации работников. Кроме того, профсоюзы совместно с неправительственными организациями играют ключевую роль в отстаивании прав рабочих и социальной справедливости.
В США особенно активны группы против потогонной системы труда, созданные на базе студентов университетов. Многие из них также связаны с религиозными или профсоюзными объединениями, а ряд таких организаций входит в состав Консорциума по защите прав рабочих и Ассоциации за права работающих. Исторически социальные работники входили в правление данных организаций, они участвовали в организации бойкота товаров, произведенных на потогонных предприятиях. Данную деятельность необходимо возобновить в новых исторических условиях.
Курсы, посвященные потогонной системе, защите прав потребителей и документации использования данной системы предприятиями, непосредственным образом вписываются в учебные планы подготовки работников для социальной сферы. Практика бойкотирования товаров, произведенных этически неприемлемым образом, становится важной составляющей поведения потребителя в современном мире.
Бедность и неравенство
Бедность – это форма насилия. Бедность является предсказуемым побочным продуктом капитализма. Бедность в развивающихся странах поддерживается специально созданными институтами, такими как Всемирный банк и Международный валютный фонд, выдающими кредиты под очень высокие проценты. Независимо от причины, реальность бедности в развивающихся странах сохраняется, а в ряде слаборазвитых стран положение ухудшается. Вместе с бедностью неизбежно приходят голод, болезни и смерть.
Неравенство создает медицинские проблемы, ведущие к преждевременной смерти. Борьба с бедностью и неравенством – ключевые задачи, которые объединяют работников социальной сферы и сферы образования во всем мире. Местные и региональные наработки в этой области должны стать частью всеобщего обмена информацией для применения повсеместно.
Глобализация делает возможным быстрый обмен опытом работы в социальной сфере, особенно инновациями, разработанными в той или иной стране. Примером данного обмена служит обмен информацией социальными работниками с использование ИТ и Сети Интернет. Несмотря на языковые барьеры, глобализация увеличивает возможность сотрудничества между странами в плане нахождения решений в глобальном, а не просто в местном или национальном масштабе. Например, современные технические средства увеличивают возможности обмена опытом и знаниями по вопросам организации помощи как отдельным лицам, так и целым семьям, испытывающим трудности в плане нахождения работы, позволяющей не полагаться на общественные фонды.
Глобализация создает новые возможности для учебных заведений, готовящих социальных работников в плане обмена информацией через совместные конференции, встречи и научные исследования. Например, учебные заведения, социальные службы РФ и других стран, имеющие большой опыт подготовки социальных работников, помогают друг другу в создании общественной системы опеки, в частности, детей в другой стране. Сотрудничество в данной сфере помогает избежать и многих ошибок, проявившихся в период создания и работы данной системы. Так, получили широкий общественный резонанс факты насилия над усыновленными детьми в США, и ученые, практики двух стран, используя ресурсы ИТ, пытаются оперативно решать возникающие проблемы. Таким же образом происходит обмен опытом работы с престарелыми (электронные контакты с коллегами из Финляндии), которые помогают организовать успешную социально-геронтологическую работу во всемирном масштабе, так как многие страны не готовы к социальной работе со стареющим населением.
Современный мир представляет собой лабораторию, в которой возможно проведение исследований, способствующих более глубокому пониманию проблем, являющихся следствием современного этапа развития общества (злоупотребление наркотиками, насилие, психические и медицинские проблемы), а также развития рыночной экономики. Необходимость создания глобальных программ, способствующих распространению социальной справедливости, давно была признана Организацией Объединенных Наций. Ратификация и воплощение в жизнь таких постановлений ООН, как Всеобщая декларация прав человека, является прямой обязанностью всех стран.
Дисциплины национальных образовательных стандартов, посвященные изучению социальной работы, должны включать обсуждение аспектов международного опыта. Например, изучение студентами социальной работы в зарубежных странах, в которых им предлагается обсудить современные социальные проблемы, касающиеся доходов населения, проблем с трудоустройством, здравоохранением, жилищными условиями, психическим здоровьем в международном контексте. В качестве помощи студентам может быть предложено рассмотреть сходство и различия социальных проблем в своей стране и за рубежом. Студенты ознакомятся с опытом других стран через Интернет и на основе изученного материала подготовят свои собственные предложения, касающиеся изученных проблем. Особое внимание следует уделить программам, находящимся в стадии пилотирования, успешному опыту реформ социальной сферы, а также организации подготовки специалистов.
Для осуществления программы такого рода потребуется издание большего количества международных научных журналов и совместных публикаций, а также создание межнациональных групп. Особенно важной в этой связи представляется организация международных практик, обменов, что осуществляется в контактах российских и зарубежных вузов, но недостаточно активно. Необходимо развивать данную практику, вовлекая в это большее количество стран. Студенты из разных стран могут проходить практику в одном месте и затем осуществлять схожие проекты в своих странах. Организация деятельности подобного рода, вероятно, потребует привлечения грантов международных фондов, таких как Международная ассоциация школ социальной работы или Международная федерация социальных работников.
Объединение социальных работников на основе принципов социальной и экономической справедливости
Угрозы современного мира, такие как терроризм, объединили многие страны. Такое объединение напоминает нам, что мир может сотрудничать на основе многих принципов, разделяемых большинством людей, таких как идеи социальной и экономической справедливости. Они включают инициативы по борьбе с бедностью, по улучшению материального положения семей, сообществ и организации самодостаточной жизненной системы.
Глобализация заставляет пересмотреть многие положения, связанные с организацией социальной работы. Специалисты, занимающиеся подготовкой социальных работников, имеют возможность собирать, передавать и развивать имеющиеся опыт и знания для их адаптации, интеграции и проведения в жизнь идей социальной и экономической справедливости на местном и глобальном уровнях. Этому и подчинены, в частности, материалы данной главы и учебника. Продолжение работы в этом направлении в условиях глобализации позволит развивать социальную работу и подготовку специалистов в нужном направлении в современном мире и поднять их значимость.
Темы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Понятие глобализации.
2. Глобализация и актуальные вопросы социальной работы.
3. Влияние глобализации на упадок общества «всеобщего благоденствия».
4. Влияние глобализации и развития экономики на социальные проблемы регионального уровня.
5. Глобализация миграционных процессов и их влияние на социальные вопросы.
6. Роль неправительственных организаций социальной направленности разных стран в решении глобальных социальных проблем.
7. Обмен опытом социальных работников и преподавателей социального образования в решении глобальных социальных проблем.
Темы для докладов и рефератов
1. Сравнительный анализ опыта социальной работы подготовки социальных работников в одной из стран (по усмотрению студента и преподавателя). Используется информация, полученная в Сети Интернет.
Список литературы
1. United Nations, (2000). World migration report 2000. New York, NY. International Organization for Migration and the United Nations.
2. Жуков В. И. Современная социальная политика и ее кадровое обеспечение. М.: Изд-во РГСУ, 2008.
Тема 4.17. История социальной работы в странах Азии
Аннотация. В данной теме акцент делается на специфических чертах организации социальной работы и моделях социального обеспечения в Китае и Японии.
Цель. Познакомить с созданной в последние десятилетия прошлого XX в. новой системой социального обеспечения (которая с 2002 г. модернизируется) в Китайской Народной Республике (КНР) и моделью социальной работы и социального обеспечения, сложившихся в Японии в настоящее время.
Современная Азия является одной из самых заселенных территорий Земли. В странах Азии проживает большая часть человечества. Большинство стран Азии по основным показателям не входит в число так называемых развитых стран мира. Однако темпы экономического развития отдельных азиатских стран в конце XX и начале XXI в. стали настолько впечатляющи, а проводимые в них реформы настолько радикальны, что, если в ближайшие годы эти темпы в подавляющем большинстве азиатских стран не снизятся, то это позволит населению этих стран достичь высоких мировых стандартов и в социальной работе.
Рассмотрим модели социальной работы и системы социального обеспечения, которые складываются в азиатских странах на примере Китайской Народной Республики и Японии. Эти страны олицетворяют собой наиболее динамично развивающиеся государства двух различных политических систем. Экономические прорывы КНР и Японии в XX в. уже получили названия – «азиатское экономическое чудо». Не углубляясь в историю социальной работы в этих странах, рассмотрим лишь недавние радикальные изменения, которые произошли в этих странах в социальной сфере.
Социальная работа и социальное обеспечение в Китайской Народной Республике
КНР является самой динамично развивающейся страной Азии. КНР – это достаточно большая по территории страна, где в 2010 г. проживают более 1 млрд 300 млн жителей. Огромное население всегда нуждается в удовлетворении самых насущных потребностей – в еде, жилье, работе. В последние 20 лет радикальные экономические реформы, которые были инициированы прогрессивным руководством коммунистического Китая, учитывая специфику данной страны и народа, привели к тому, что валовая продукция экономики увеличилась в 7,4 раза по сравнению с 1980 г., а средний рост экономики поддерживается в 9,5 %. В этих условиях много государственных средств направляется на развитие социальной работы и социального обеспечения.
В 2002 г. было избрано новое руководство КНР, которое с первых шагов своей деятельности обратило внимание на решение социальных проблем. В этом же году началась активная работа по преодолению экономических и социальных трудностей в жизни рядовых китайцев. Особый акцент был сделан на решении социальных проблем средствами социальной работы и социального обеспечения. В частности, проблемы бедности граждан и их семей, которая была характерна для большой части населения страны.
По данным исследователя Тан Цзюнь, заместителя директора центра политических исследований АОН КНР, к концу 2002 г. в стране 19,308 млн человек жили ниже минимального прожиточного уровня. Бедняки-горожане имеют низкий доход, составляющий всего 30 % среднего дохода по стране. 70 % этого дохода у бедных горожан идет на питание. Одна треть из них вообще не ест мяса, другая треть может позволить себе мясные блюда два раза в неделю. Эта часть населения питается в основном рисом и овощами с рынка, практически не покупает фрукты. В настоящее время по китайской статистике большинство этих граждан включены в систему социального обеспечения. 220 млн крестьян решили вопросы регулярного питания, однако в городах есть еще свыше 10 млн человек, которые не охвачены системой социального обеспечения.
С 1994 г. в КНР создается новая система социального обеспечения, которая с 2002 г. модернизируется. Система включает обеспечение основ уровня жизни, страхование по старости, обеспечение минимального прожиточного уровня в городе для безработных, обеспечение основной пенсии трудящимся госпредприятий.
Главными задачами модернизации являются совершенствование этой системы, поддержка социальной стабильности, стимулирование сбалансированного развития экономики. В настоящее время в КНР все местные правительства регионов (провинций) включают в бюджет расходы на обеспечение минимального уровня жизни населения. Это значит, что те, у кого средний месячный доход ниже нормы жизнеобеспечения, вправе заявить об обеспечении минимального уровня жизни. Например, местное правительство провинции Шэньян определило низшую норму уровня жизни в 206 юаней в месяц на человека. Если доход ниже этого уровня, то бедная семья имеет право на получение дополнительных дотаций. В частности, если в семье гражданина Ч. три человека и средний доход составляет 550 юаней, то они получают ежемесячно дополнительно 68 юаней, чтобы семейный доход достигал 618 юаней, то есть минимального прожиточного уровня.
В КНР социальное обеспечение – это комплексное понятие. Оно включает систему социальной помощи, социальное страхование и общественное благополучие. Средства на эти цели собираются главным образом за счет налогов. С быстрым развитием китайской экономики растут и финансовые доходы правительства. Это материальная основа для укрепления системы социального обеспечения. Правительством разработан и внедряется ряд так называемых народных социальных программ: Программа «Надежда» (помощь бедным детям, чтобы они могли получить 9-летнее образование), программа «Счастье» (движение по оказанию помощи бедным матерям), программа «Водоем» (строительство водоемов для снабжения водой населения и скота в западных районах Китая), программа «Тепло» (движение по оказанию помощи бедным) и другие. Эти программы являются дополнением правительственной системы социальной помощи.
Трудоустройство граждан является другой самой насущной социальной проблемой КНР. В последнее двадцатилетие, в период перехода от плановой экономики к рыночной, в период реструктуризации промышленности, появились много безработных, но эта проблема решается. С 1998 по 2002 г. в КНР были уволены 26 млн рабочих и служащих и более 17 млн из них заново нашли работу. В этот период в китайских городах самым распространенным и страшным словом было «ся-ган» («высвобожденные»). Безработица оказывала очень большое давление на психику рабочих и служащих, которые привыкли к системе полного обеспечения в режиме плановой экономики.
Примером решения проблемы трудоустройства стали народные инициативы. Так, в КНР широко известна и пропагандируется инициатива работниц города Цзуньи провинции Гуйчжоу, которые организовали столовую пирожков (пампушек) на собственные средства и назвали пампушки «ся-ган». Их продукция пользовалась спросом и стала со временем знаменитой в городе и в стране. В ходе трудоустройства граждан в сфере услуг многие высвобожденные обрели уверенность в себе и личное достоинство. Другой пример – город Аньшань, старая металлургическая база в КНР. Уволенные сталевары взяли в деревне подряд на землю, стали разводить молочных коров и хорошо жить. В системе социального обеспечения правительство прибегает к льготам при налогообложении, уступкам в земельных вопросах, чтобы помочь в повторном трудоустройстве.
Иллюстрацией к реализации программы «Надежда» может служить пример с Чжан Шэнли – директором начальной школы в деревне уезда Лайюань провинции Хэбэй, который широко известен в современном Китае. В прошлом он из-за бедности в семье покинул школу и стал пастушком. Таких мальчиков-пастушков много в китайских деревнях. Поэтому в 1989 г. в народе возникло движение по спасению детей, не имеющих возможности учиться, которое вскоре преобразовалось в программу «Надежда». Главная идея программы – развитие системы пожертвований для адресной передачи средств бедным детям, для поучения ими обязательного 9-летнего образования.
В свое время Чжан Шэнли был первым, кто получил такую помощь. Затем он окончил Шанхайское педагогическое училище, вернулся в родной край, где стал директором школы и энергичным последователем программы «Надежда». За годы реализации программы «Надежда» 2,47 млн бедных детей вернулись в школы. Известный китайский политический деятель Дэн Сяопин в свое время дважды помогал одной из начальных школ района Басэ в Гуанси, внося по 5 тыс. юаней для обучения 25 школьников из бедных семей.
С развитием экономики и повышением доходов в КНР получил дальнейшее развитие своеобразный проект взаимной помощи в народе. В Пекине появилась новая форма помощи в обучении. В Пекинской средней школе Гуанцюймэнь открыта группа «хунчжи» («великое стремление»). В группе «хунчжи» учатся отличники – выходцы из бедных семей. Таким образом, предоставлена возможность продолжать учебу школьникам, которые имеют лучшую успеваемость и желают учиться.
Многие китайские спонсоры заявляют, что, если эти дети продолжат учебу, они и дальше окажут им материальную помощь. Факты доказывают, что дети группы «хунчжи» оправдали заботы общества: 98 % поступили в университеты, многие учатся в известных вузах страны Они сумели не упустить шанс учиться, будучи выходцами из бедных семей. После поступления в вузы они пользуются кредитом и разными стипендиями. Программа «Надежда» постоянно развивается. Так, по этой программе студенты могут получать стипендии и учиться за границей.
В социальной работе КНР реализуется много социальных инноваций. Широко известен в Китае эксперимент экономиста Мао Юйши. В 1993 г. этот экономист из Пекина начал свой «деревенский эксперимент». На свои деньги он основал фонд. Цель фонда – оказание помощи бедным крестьянам. Через 9 лет сумма фонда возросла с 500 юаней до 350 тыс. юаней. Этот фонд стал своеобразным малым кредитом для бедных жителей деревни. В настоящее время деятельность фонда дала реальные плоды. Его финансовые услуги бедным крестьянам открыли для них новые возможности для труда. Этот «деревенский эксперимент» уже перешел из деревень в города. Недавно фонд открыл школу домработниц для молодежи из деревень. В КНР самой важный социальный вопрос – крестьянский, а главная трудность в деревне – излишек трудовых ресурсов. Вот почему фонд открывает не только курсы домработниц, но и курсы садоводов, служащих гостиниц, другие нужные крестьянам курсы для их будущей жизни в городе.
Социальная работа особенно актуальна в деревнях КНР. В последние 20 лет в КНР острыми социальными проблемами были отсталое сельское хозяйство и излишки трудовых ресурсов в деревнях. За эти годы 200 млн китайских крестьян переехали из деревни в город. В основном в КНР сложилась контролируемая система перелива трудовых ресурсов в город, усовершенствована система управления этими процессами. Доход в городах стал главной частью общего дохода крестьян. Ежегодно крестьяне переводят из города в родной край свыше 600 млрд юаней своих доходов. Переводимые в деревню финансовые средства значительно укрепили экономический потенциал деревни, способность противостоять болезням и стихийным бедствиям. Таким образом, множество крестьянских дворов сбросили оковы бедности.
В КНР насчитывается 60 млн инвалидов. Хотя инвалиды составляют только 4 % от 1 млрд 300 млн человек, то есть от общего населения всей страны, однако уровень жизни этой группы населения является важным показателем, отражающим развитие современной китайской социальной работы.
К настоящему времени в КНР было создано 1655 специальных учебных заведений для детей-инвалидов. Кроме того, в обычных школах страны действуют 3154 специальных классов для таких детей. Общее число учащихся инвалидов достигло 577 тыс. человек. В 2003 г. свыше 3 тыс. инвалидов поступили в высшие учебные заведения. В КНР гарантируется право на трудоустройство и социальное обеспечение инвалидов. Как показывает статистика, число инвалидов, работающих на специальных предприятиях, составило 1 млн 90 тыс. человек. Каждое государственное предприятие или учреждение обязано трудоустраивать определенное количество инвалидов в зависимости от общей численности работников. Таким путем были трудоустроены 1 млн 236 тыс. инвалидов. Число инвалидов, работающих на индивидуальных и созданных ими самими частных предприятиях, превысило 1 млн 700 тыс. человек. В настоящее время количество инвалидов, охваченных системой обеспечения по прожиточному минимуму и системой социального страхования, составило соответственно 2 млн 590 тыс. и 1 млн 30 тыс. человек.
В КНР добились заметных успехов в оказании помощи нуждающимся инвалидам. За последние 20 лет в китайских деревнях число нуждающихся инвалидов сократилось с 20 млн до 10 млн человек. Занятость среди инвалидов повысилась с 50 с лишним процентов до 80 с лишним процентов. Число детей-инвалидов, посещающих школу, возросло с 6 до 77 %. В настоящее время в китайских городах трудоустроены более 4 млн инвалидов. Благодаря государственной поддержке 16 млн 850 тыс. инвалидов в сельских районах получили работу в отрасли земледелия, животноводства, в кустарно-промысловых хозяйствах семейного типа.
Одной из самых острых социальных проблем в современном Китае является демографическая проблема. Если в других странах большое внимание всего общества обращается на необходимость роста численности населения, то в КНР главной проблемой является сдерживание этого роста. В стране действуют специальные программы планирования семьи, которые не поощряют рождения в семье более одного ребенка, вплоть до категорического его запрещения. Можно по-разному относиться к этим запретам, когда живешь за пределами Китая, но понять эти меры можно.
Китай – древняя страна мира, в которой существуют вековые традиции в медицине, в отношении к труду, пожилым людям, к женщинам. Эти традиции не только свято поддерживаются, но и определенным образом модернизируются, включая элементы социальной работы. Например, восточное уважительное отношение к старшим дополняется технологиями высоких мировых стандартов социально-геронтологической работы, а традиционное китайское трудолюбие дополняется повышением материальной оценки их труда и пенсионного обслуживания, вековые же достижения китайской медицины дополняются успехами в медицинском страховании. Если КНР не сбавит темпы, а мировой экономический кризис 2009–2010 гг. показывает, что Китай раньше всех избавляется от его последствий, то мы еще будем удивлены достижениями этой азиатской страны и в социальной работе. И этому есть убедительный пример – китайский Гонконг.
Источник