Социальная политика стран евросоюза

Курс лекций «Социальная Европа и социальная политика Европейского союза»

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Д.и.н., профессор кафедры мировой политики Томского государственного университета, эксперт РСМД

Целью курса является изучение «социального измерения» европейской интеграции, процесса создания единого социального пространства в Европе, тесной взаимосвязи экономических и социальных интеграционных процессов. В рамках курса будут рассмотрены основные этапы становления единой социальной политики ЕС; документы, определяющие содержание социальной политики; механизм реализации социальной политики; а также проблемы и перспективы социальной интеграции. Особое внимание в рамках курса будет уделено проблемам молодежи как особой социальной страты, имеющей свои задачи, интересы, а также сталкивающейся с определенными проблемами в рамках государства социального обеспечения.

Российский совет по международным делам представляет курс лекций «Социальная Европа и социальная политика Европейского союза», подготовленный совместно с Томским государственным университетом.

Автор курса: Лариса Дериглазова, д.и.н., профессор кафедры мировой политики Томского государственного университета.

Целью курса является изучение «социального измерения» европейской интеграции, процесса создания единого социального пространства в Европе, тесной взаимосвязи экономических и социальных интеграционных процессов. В рамках курса будут рассмотрены основные этапы становления единой социальной политики ЕС; документы, определяющие содержание социальной политики; механизм реализации социальной политики; а также проблемы и перспективы социальной интеграции. Особое внимание в рамках курса будет уделено проблемам молодежи как особой социальной страты, имеющей свои задачи, интересы, а также сталкивающейся с определенными проблемами в рамках государства социального обеспечения.

Читайте также:  Ввп ведущих стран европы

Представляем вашему вниманию краткую версию курса в виде видео-лекций и учебно-методических материалов.

Курс лекций

Лекция 6. Социальная политика ЕС в 2000-е гг. (часть 1) (часть 2)

Лекция 7. Молодежь в странах ЕС и политика в отношении молодежи (часть 1) (часть 2)

Источник

Социальная политика Евросоюза

В социальной сфере политика Союза должна выполнять три важные задачи:
1) гармонизация национальных политик;
2) поощрение конвергенции и межстранового сотрудничества;
3) распространение новаторского опыта в рамках Союза.

В связи с переходом к единому рынку КЕС стала также выполнять роль «сторожевого пса», т.е. осуществляла попытки предупреждения негативных социальных последствий реструктурирования европейской экономики.

Хотя Римский договор зафиксировал свободу передвижения рабочей силы (ст.48-51) и свободу предпринимательства и выбора экономической деятельности в пределах всего сообщества, потребовалась еще серия законодательных актов, чтобы конкретизировать эти принципы. Теперь граждане Евросоюза могут проживать совместно с семьей в любой стране-члене Союза с тем, чтобы там работать или искать работу (директива 68/360/ЕС), учреждать фирмы или оказывать услуги (73/148) и оставаться на территории этой страны после найма на работу (70/1251 и 72/194). Кроме того, работники и их семьи, сменившие страну жительства и трудоустройства в рамках Союза, должны иметь те же права в отношении социального обеспечения, жилья, доступа к образованию и производственному обучению и т. д., что и коренные жители. Координация законодательства по социальному обеспечению была осуществлена в рамках Regulations 71/1408 и 72/574.

Некоторые проблемы все-таки остались нерешенными. Рабочие-фронтальеры сталкиваются с проблемами налогообложения. Есть трудности и при найме на работу в госсекторе другой страны Евросоюза. Поэтому КЕС решила принять меры для устранения ограничений при найме в государственные учреждения, в учреждения систем здравоохранения и образования и в сфере гражданских НИОКР.

Расширение социальных и экономических прав в рамках Евросоюза первоначально затрагивало только работающих по найму и членов их семей. Те же, кто не относился к категории экономически активного населения, например, студенты, пенсионеры, все еще встречали препятствия при смене страны жительства. Для предполагаемых мигрантов существовал тест на достаточность средств к существованию. Эта проблема была решена благодаря Маастрихтскому договору, который ввел гражданство Евросоюза с соответствующими равными для всех правами свободного передвижения и выбора места жительства.

Введение гражданства Евросоюза — сама по себе беспрецедентная акция, которая будет иметь далеко идущие последствия. Гражданство не только предоставляет свободу перемещения и выбора места жительства в пределах Евросоюза. Оно также дает право голоса на выборах органов власти, право избираться в муниципальные органы страны пребывания. Некоторые страны вынуждены в связи этим делать поправки к конституции. Граждане также имеют право избирать в Европарламент, посылать туда петиции по касающимся их вопросам, апеллировать к омбудсмену. На территории третьих стран граждане Евросоюза находятся под дипломатической и консульской защитой всех представленных там стран-членов Евросоюза. Европейское гражданство не исключает национального гражданства, а действует наравне с последним.

Европейское гражданство предполагает свободу географического перемещения и свободу выбора сферы экономической деятельности. Естественно, что КЕС также проводит политику по повышению мобильности рабочей силы. В частности, были установлены принципы сопоставимости профессиональной квалификации в таких отраслях, как гостиничное хозяйство, общественное питание, авторемонт, строительство, электроэнергетика, сельское хозяйство, текстильная промышленность. Были определены минимальные требования к уровню навыков, необходимых для той или иной профессиональной квалификации.

Еще больший прогресс был достигнут при разработке механизма взаимного признания документов. Директивно введено взаимное признание дипломов врачей (1975), медсестер (1977), дантистов (1978), хирургов-ветеринаров (1978), фармацевтов (1986), архитекторов (1985). Далее, КЕС разработала общую систему признания дипломов при условии минимального 3-летнего профессионального обучения после средней школы. В 1985 г. была принята резолюция о создании системы взаимного признания дипломов о высшем образовании. Две программы — ERASMUS (1987) и YES (1988) — поощряют мобильность молодежи и обмен студентами. Программа LINGUA (1989) преследует цель повысить знание молодежью языков стран-членов Союза. Одна за другой принимаются программы по профессиональному обучению самых разных категорий работников: молодежи, женщин, служащих, взрослых рабочих.

Была также учреждена Европейская система обмена информацией в сфере занятости — Sedoc (Regulation 68/1612). КЕС также предложила ввести трансфертность (переводимость) пособий по безработице на период поиска работы в другой стране Евросоюза.

Для установления справедливой конкуренции на едином рынке было также признано необходимым ввести минимальные евростандарты здоровья и безопасности граждан. При решении этой, как и других проблем КЕС работала во взаимодействии с представителями работников (профсоюзов) и работодателей, а также с представителями европейских организаций по стандартизации (CEN, Cenelec).

Важную сторону деятельности КЕС составляет совершенствование законодательства по европейской компании (фирме). При этом основная задача — поощрить участие работников в управлении. КЕС видит в этом важный фактор экономических успехов любой фирмы. В 1970 г., в частности, был подготовлен проект положения о статусе Европейской компании с ограниченной ответственностью. В 1980 г. была издана директива Вределинга относительно консультаций с работниками и распространения информации в крупных компаниях, особенно в МНК. Но в результате сопротивления предпринимателей эту директиву заморозили.

В июле 1988 г. КЕС вернулась к этому вопросу и представила новый меморандум по разработке статуса еврокомпании. Этот статус компании будут принимать добровольно, они могут сохранить и статус национальной компании.

Что касается участия работников, то еврокомпаниям предложено на выбор 3 модели:
1) немецкая модель, в которой рабочие представлены в органах управления фирмы;
2) франко-итальянская модель, где совет рабочих обособлен от органов управления;
3) шведская модель, при которой отдельная фирма заключает с рабочими договор об участии со своими особыми условиями взаимодействия.

Прежде чем еврокомпания будет инкорпорирована, требуется заключить договор с работниками. Все три модели требуют от работодателей квартальных отчетов перед персоналом и предварительных консультаций по всем вопросам, касающихся работников.

Несмотря на всю гибкость предложенных моделей, они вызвали оппозицию со стороны европейских работодателей и конфедераций промышленников. Европейские работодатели в целом враждебно настроены по отношению к перспективам введения коллективно-договорной системы на европейском уровне. Тем не менее КЕС намеревается продолжать работу в этом направлении.

Источник

Социальная политика Европейского Союза

В области социальной политики , то Европейский Союз имеет очень ограниченные полномочия. По сути, они ограничиваются поддержкой сотрудничества в области социальной политики между государствами-членами и, в некоторых областях, установлением минимальных стандартов, особенно в отношении прав трудящихся . Всегда принимается во внимание основная ответственность государств-членов в этой сфере и разнообразие национальных социальных систем . Есть тесные связи с политикой в области занятости и политиков гендерного равенства , что в определенной степени также можно рассматривать как подобласти социальной политики.

Содержание

сказка

По запросу Франции глава о социальной политике уже была включена в первоначальную версию Договора о ЕС 1957 года. Однако под влиянием Германии возможности общины оставались ограниченными. Гармонизация в социальной сфере должна происходить в основном «естественным» образом в ходе создания внутреннего рынка, а не посредством «искусственного» регулирования.

В 1961 году под эгидой Совета Европы , то социальная хартия Туринский принял , что признал Служащие обширные социальные права.

Но также и в рамках сообщества общественно-политическая деятельность с 1970-х годов значительно расширилась; в частности, изданы многочисленные директивы по охране труда и социальной защите . Однако в 80-е годы под влиянием премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер наблюдалась обширная социально-политическая стагнация. В то же время тогдашний председатель Комиссии Жак Делор недвусмысленно поставил на повестку дня необходимость социальной политики в Европейском союзе. Поэтому в 1989 г. была принята Хартия Сообщества основных социальных прав трудящихся , которая увязывается с Туринским соглашением и расширяет и конкретизирует его основные права. Особый упор был сделан на защиту прав определенных групп работников (женщин, молодежи, пожилых людей, инвалидов).

Протокол о социальной политике , содержащиеся в Договоре Маастрихтского 1992 , который расширил полномочия ЕС в связи с этим, также упал в время DELOR в. Первоначально он не был применим к Великобритании из-за национальных оговорок (нормативные соображения). С Амстердамским договором 1997 г. он был интегрирован в Договор ЕС. Сегодня этот вопрос регулируется статьями 151–161 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) . Таким образом, социальная политика относится к так называемой первой опоре ЕС, которая имеет наднациональную структуру .

Наконец, в 2000 году Европейский совет в Ницце и Лиссабоне разработал руководящие принципы социальной политики в форме Европейской социальной повестки дня . В соответствии с этим к 2010 году в ЕС должно быть больше рабочих мест лучшего качества и социальная сплоченность.

В этом контексте Европейская конфедерация профсоюзов требует, чтобы социальные права были гарантированы так называемым положением о социальном прогрессе .

Согласно статье 151 TFEU, целью социальной политики является содействие занятости , улучшение или, в долгосрочной перспективе, гармонизация условий жизни и труда , адекватная социальная защита , социальный диалог , развитие рабочей силы и борьба с изоляцией . Однако при этом необходимо учитывать «разнообразие национальных обычаев» и, в частности, в соответствии со статьей 153 (4) ДФЕС, право государств-членов определять основные черты своих социальных систем. Меры Союза также не должны подрывать стабильность национальных социальных систем.

В соответствии со статьей 153 (1) TFEU аспекты профессиональной безопасности , социального обеспечения и социальной защиты , борьба с изоляцией , равенство между мужчинами и женщинами и регулирование определены как области, в которых Сообщество может дополнять государства-члены. из условий занятости граждан третьих стран признали. Однако в соответствии со статьей 153 (5) ДФЕС правила о вознаграждении , коалиционный закон и закон о коллективных действиях полностью закреплены за государствами-членами .

Термин « европейская социальная модель » используются в качестве нормативной модели социальной политики ЕС , но трудно определить , и содержание которых спорным обсуждаются.

Актеры и процедуры

Совет и Европейский парламент также несут ответственность за принятие обязательных вторичных законов в области социальной политики . Согласно статье 153 п. 2 лит. a TFEU они принимают меры по развитию сотрудничества между странами-членами в определенных областях развития социальной политики. Согласно статье 153 п. 2 лит. б он устанавливает минимальные стандарты для определенных норм в пользу сотрудников посредством руководящих принципов . При этом он в основном действует в соответствии с обычной законодательной процедурой статьи 294 TFEU, то есть с квалифицированным большинством голосов по предложению Комиссии и при очень широком участии Европейского парламента . В области социальной защиты, участия сотрудников и регулирования условий занятости для граждан третьих стран Совет принимает единогласное решение по предложению Комиссии и после простой консультации с парламентом.

Статья 156 ДФЕС также предусматривает содействие сотрудничеству в области социальной политики между государствами-членами помимо законодательных мер. В этой области основная ответственность лежит на Комиссии, которая проводит расследования, выдает заключения и готовит консультации.

Помимо институтов ЕС, в социальную политику вовлечен ряд других субъектов:

  • Экономический и социальный комитет и Комитет регионов имеют широкие права консультации.
  • В социальных партнерах , то есть объединения работодателей и профсоюзы , также имеют право консультации. Кроме того, государства-члены могут также дать им указание внедрить минимальные стандартные директивы в соответствии со статьей 153, параграф 2, лит. b ДФЕС переведен. Наконец, в соответствии со статьей 154f. TFEU ​​обеспечивает диалог между социальными партнерами на европейском уровне при участии Комиссии.
  • Статья 160 TFEU предусматривает создание комитета социальной защиты для мониторинга ситуации и развития событий в государствах-членах в этой области и для отправки соответствующих заключений и отчетов Совету.
  • Агентство по безопасности и гигиене труда в Бильбао собирает данные о некоторых профессиональных заболеваниях (мышечные и костные изменения), несчастных случаи на работе, социально — психологические риски и т.д., осуществляет информационно-просветительскую работу на этой основе и , в частности , предоставляет Комиссию информации
  • Фонд улучшения условий жизни и труда в Дублине выполняет аналогичные задачи в более широком контексте .

Согласно статьям 159, 161 TFEU, Комиссия должна готовить ежегодные отчеты о прогрессе, достигнутом в реализации целей социальной политики Союза и социальной ситуации в государствах-членах, и направлять их в Совет, Парламент и Экономический и социальный комитет.

виды деятельности

В большинстве сфер социальной политики ЕС были приняты различные меры.

Профессиональная безопасность

Центрально-европейским инструментом политики в области охраны труда является рамочная директива ЕС 89/391 / EEC , которая налагает на работодателей обширные защитные обязательства в отношении безопасности и здоровья, особенно в области предотвращения несчастных случаев . На его основе издано 18 индивидуальных директив. а. иметь дело с шумом, вибрацией, строительными площадками или защитой от беременности. Дефицит реализации существует, в частности, в сфере малых и средних предприятий, а также в сфере государственной службы .

RL 03/88 устанавливает минимальные стандарты для организации рабочего времени и предусматривает максимальное дневное рабочее время 13 часов и максимум 48 часов в неделю для большинства сотрудников. Существуют также инструкции по использованию определенного рабочего оборудования, средств защиты, защитных мер на рабочих станциях ИТ, практики защиты определенных групп людей ( самозанятые , беременные женщины и молодежь ), а также защиты от определенных опасностей (например, ионного излучения).

Вопросу охраны труда уделяется особое внимание в связи с изменением существующих здесь опасностей и проблем: например, увеличивается доля женщин и пожилых сотрудников. Кроме того, существует большая диверсификация форм занятости ( фиксированный срок , неполный рабочий день , смена , телеработа ) и новых риски , такие как токсины окружающей среды , стресс или хулиганство .

Закон о социальном труде

Сообщество работает над укреплением социальных прав рабочих посредством законодательства в области трудового права. Есть два способа сделать это:

  • Это может защитить стандарты трудового законодательства отдельных государств-членов от общей конкуренции на внутреннем рынке.
  • Он может издавать директивы о собственных трудовых стандартах, но которые исключают вопросы оплаты труда , права на объединение , права на забастовку и локаутов (ст. 153 (5) ДФЕС).

В частности, Директива 96/71 / EC о командировании работников , которая в интересах предотвращения « социального демпинга », когда работники работают в другом государстве-члене, декларирует применимость определенной основной области ее стандартов безопасности и социальных стандартов (принцип страны назначения). В соответствии с Директивой о командировке работников национальная минимальная заработная плата страны назначения (статья 3 (1), буква c) Директивы о командировании работников) также применяется к сотрудникам, которые направляются агентствами временной занятости в другое государство- член . Это защищает национальные правила минимальной заработной платы и другие нормы трудового законодательства от нарушения командировками (временных) работников из других государств-членов.

Одним из основных направлений деятельности по регулированию «независимого» трудового законодательства является юридическое равенство нетипичных трудовых отношений (например, неполный рабочий день, срочная занятость, заемная работа) с нормальными трудовыми отношениями (то есть неограниченная, полная занятость), особенно в связи с целями гендерного равенства и Совместимость семьи и работы . Сюда входят руководящие принципы в отношении неполного рабочего дня ( RL 97/81 / EC ) и срочных трудовых отношений ( RL 1999/70 / EC ), которые реализуют рамочные соглашения зонтичных организаций работников и работодателей. Эти ассоциации несут ответственность за выполнение еще одного рамочного соглашения о дистанционной работе. Соответствующее регулирование временных трудовых отношений потерпело неудачу в 2003 году после длительных переговоров (см. Также Директиву 91/383 / EEC и Директиву 2008/104 / EC о временной заемной работе ).

Другие директивы в области трудового права ЕС касаются:

  • гармонизация прав сотрудников в случае коллективного увольнения (RL 98/59),
  • их защита в случае неплатежеспособности работодателя (RL 80/987),
  • права сотрудников в случае передачи бизнеса (RL 77/187).
  • Коллективные права на информацию и консультации сотрудников в компании: RL 94/45 предусматривает создание « Европейского производственного совета » для компаний, работающих за границей. RL 2002/14 в основном укрепляет право служащего быть услышанным и информированным.

Социальное обеспечение

После Регламента 1408/71, предусматривающего недискриминационный доступ иностранцев из ЕС к национальным системам социального обеспечения , Регламент 883/04 продолжает их координацию . Определенные события, имеющие отношение к законодательству о страховании, теперь признаются, даже если они произошли в других странах ЕС. Учетное время ожидания и кредитования признается. Предоставляемые социальные пособия — за исключением специальных пособий, таких как базовое обеспечение по старости, — не могут быть прекращены только потому, что получатель переехал в другую страну ЕС . Старые социальные соглашения между государствами-членами продолжают действовать только в том случае, если они более благоприятны для соответствующего лица. С другой стороны, двойные платежи из разных стран-членов одному и тому же получателю предотвращаются по той же причине.

Система TESS (телематика для социального обеспечения) обеспечивает обмен данными о социальных пособиях, система MISSOC , в которую входят страны ЕАСТ , обеспечивает общий обмен информацией о социальной защите.

Европейская карта медицинского страхования существует с 2004 года, что упрощает получение натурального медицинского страхования при временном пребывании в другом государстве-члене. Постановление Совета о борьбе с социальным насилием датировано 2001 годом , и Комиссия несколько раз рассматривала будущее пенсий. Руководство пенсионного фонда устанавливает минимальные требования для создания и разработки схем профессионального пенсионного обеспечения .

Борьба с изоляцией

Борьба с социальной изоляцией, особенно с бедностью, остается менее выраженной . Те, кто зарабатывает менее половины среднего дохода в их государстве-члене, считаются бедными. Были запущены программы поддержки жителей неблагополучных городских и сельских районов, а также длительно безработных , престарелых и инвалидов .

Социальный диалог

Также начался социальный диалог на европейском уровне. Основными участниками со стороны работодателей являются ассоциации UNICE , UEAPME (ремесла, торговля, МСП) и CEEP (общественные услуги). Интересы работников представляют ETUC (Европейская конфедерация профсоюзов), Eurocadres (управленческий персонал) и FERPA (пенсионеры). С 2001 года обе стороны встречаются на Европейском социальном саммите при участии Совета и Комиссии . Помимо общего социального диалога, существуют также отраслевые характеристики, например, о рабочем времени моряков. Многочисленные рамочные соглашения социальных партнеров были позже перенесены во вторичное право ЕС, например, соглашения об отпуске по уходу за ребенком, срочные трудовые отношения, неполный рабочий день и удаленная работа.

Источник

Оцените статью