Доступная социальная работа за рубежом
Социальная работа за рубежом является крайне востребованной профессией, в то время как в постсоветских государствах соц. работники, как правило, с трудом находят работу по специальности. Оплата труда социальных специалистов в этих странах также серьезно отличается от зарубежной. Тем не менее в ХХ веке имперская Россия имела развитую модель соц. работы, которая спокойно конкурировала с зарубежной.Для того чтобы досконально разобраться в системе социальной работы в Европе и США, необходимо рассмотреть развитие профессии с самых ее истоков.
Возникновение социальной работы
Этап возникновения социальной работы как профессии – XIX-XX век. Преимущественно тогда эта профессия рассматривалась как помощь инвалидам, беднякам или детям. На сегодняшний день она включает в себя очень большое количество различных отраслей, которые направлены в первую очередь на улучшение жизни людей.
После Второй мировой войны количество школ для соц. трудящихся увеличилось. Они открылись во Франции, Германии и других странах Европы. В целом пик развития данной профессии в Европе и США можно отнести к шестидесятым годам. Именно тогда большинство государств в западной Европе и мире переживало существенные реформы, и вместе с ними изменялась структура органов соц. работы и страхования. Было создано большое количество новых организаций, не только государственных или коммерческих, в то время процветала благотворительность. Специальные организации действовали по всему миру.
Мэри Ричмонд как основоположник профессии
В каждой стране мира высшие учебные заведения готовят специалистов данной профессии, первая подобная школа была открыта еще до признания социальной работы как профессии. Произошло это в Нидерландах в 1910 году. И недаром, ведь там трудилась женщина, которая сделала для этой отрасли просто колоссальную работу, – это Мэри Ричмонд. Все началось с того, что она входила в состав добровольной организации по помощи беднякам и другим людям, попавшим в беду. Этап формирования социальной работы в США начался именно с кампании этого фонда “Дружественный визит к беднякам”.
Мэри Ричмонд- одна из основательниц профессиональной социальной работы
В ее рамках волонтеры посещали дома самых малообеспеченных граждан, но не только чтобы помочь материально. Сама Ричмонд считала, что бедность – далеко не материальное положение, это “стиль жизни” человека. Именно поэтому благотворительная программа делала своей целью не просто обогатить этих людей, а адаптировать их к жизни в социуме в необходимой мере. Позже развитие социальной работы было подкреплено трудом Ричмонд, который включал в себя практическое пособие для начинающих социальных работников.
Социальная работа в Европе и США сегодня
Со времен возникновения эта профессия в Европе эволюционировала до необходимого среднестатистическому человеку уровня. Тем не менее основная проблема соц. работы на сегодняшний день в том, что она должна и поддерживать человека психологически, и быть тесно связанной с государственными структурами. К примеру, центр помощи для женщин, пострадавших от домашнего насилия, крайне тесно сотрудничает с полицией, а дома престарелых – с докторами. Очень часто проблемы, с которыми клиенты обращаются за помощью, находятся “на грани” морали и закона. Поэтому процент профессионального выгорания среди социальных работников крайне высок.
В Европе и Америке социальный работник – профессия престижная и уважаемая. Стоит отметить, что обучают социальной работе в странах западной Европы преимущественно за государственный счет. Кроме того, большое количество политиков и государственных деятелей стран Западной Европы имеют высшее образование именно в этой сфере. Найти работу в США иностранцам также проще именно в этой отрасли.
Качество соц. работы оценивают в возможности не только решать проблемы населения, но и их предотвращать. Определенно, самой интересной страной в плане данной профессии на сегодняшний день является Германия, которой удалось сформировать точную систему, занятую необходимой работой со всеми слоями населения и со всеми возрастами.
На сегодняшний день деятельность соц. служб в странах зарубежья аргументируется несколькими моделями, основа для которых была заложена в книге Мэри Ричмонд “Социальные диагнозы”.
книга Мэри Ричмонд “Социальные диагнозы”
Зарубежные модели социальной работы
В большинстве стран западной Европы социальная защита населения реализуется по остаточному принципу. Однако практически каждая модель имеет свои уникальные нюансы:
- Социально-демократическая модель соц. работы. Она прежде всего ориентирована на средний класс населения. Сформировалась и получила широкое распространение в государствах Скандинавии, кроме того, используется в Новой Зеландии. Роль государства в данной модели достаточно велика: оно гарантирует необходимые выплаты, но и облагает налогом граждан. В социально-демократической модели качество жизни человека стоит превыше всего.
- Бисмарковская модель. Была сформирована Отто фон Бисмарком, ее смысл прежде всего в создании системы социального страхования, также она полностью поддерживает такие организации, как профсоюзы. Данная система действует в большинстве стран западной Европы.
- Бевериджская модель. Свое название она получила по имени Уильяма Бевериджа – выдающегося британского экономиста. Вся прелесть данной системы состоит в выплате пособий всему населению. Размер пособия не зависит от материального состояния гражданина, кроме того, оно не отменяет страховых выплат. Подобная система широко используется в таких странах западной Европы, как Англия и Ирландия. Как ни странно, именно она больше всего подвержена критике.
- Либеральная модель. В первую очередь социальная работа в данной концепции ориентирована на людей с крайне низким доходом. Государство гарантирует социальное страхование, но для того, чтобы получать пособие, как в варианте Бевериджа, необходимо предоставить документы, которые подтвердят то, что вы действительно нуждаетесь в мат. помощи. Эта модель не используется в странах Европы, но применяется в Канаде и США.
- Неоконсервативная модель. Эта система не распространена, как предыдущие, но тоже имеет место. Ее суть состоит в том, чтобы максимально урезать любые государственные программы и выплаты. По мнению создателей этой теории, это должно побудить граждан страны к трудовой деятельности. На практике неоконсервативная модель не применялась до сих пор.
Каждая из моделей соц. работы по-своему актуальна, как можно заметить, в странах, где финансирование социальных служб происходит по первоочередному принципу, уровень жизни, как правило, гораздо выше, чем в тех, которые финансируют соц. институты в последнюю очередь.
На сегодняшний день государства характеризуются по уровню жизни граждан, именно это дает мощный толчок в развитии различных направлений в соц. работе.
Источник
Социальная работа в странах Западной Европы
Отличительной особенностью континентально-европейского вида социальной защиты является высокий процент удельного веса социальных выплат и налогов в стоимости рабочей силы, а также значительный размер взносов работодателей в объеме социальных выплат. Величина социальных налогов в США и Великобритании в начале 2000-х гг. колебалась в пределах 15-20 % от фонда заработной платы, а во Франции, Германии, Италии, Голландии, Бельгии, Финляндии, Испании она составляла 30-40%. Соответственно, здесь были выше и социальные расходы со стороны государства. Так, к началу XXI в. расходы на социальное страхование и вспомоществование (пенсии всех типов, пособия и субсидии безработным, медицинские расходы, семейные пособия) в Германии, Франции, Италии, Швеции составляли 15-26% от ВВП, а в США и Великобритании – 12-13 %.
Государственные социальные гарантии, действующие в континентальной Западной Европе, отличаются по целому ряду позиций от практики их обеспечения в Великобритании и США. Это можно проследить на примере социальной поддержки безработных. Для сравнения возьмем европейского и американского рабочих промышленности в возрасте 40 лет при двадцатилетнем стаже работы, получавших среднюю в своих странах зарплату, но оказавшихся безработными. По данным 1990-х гг., такой рабочий, в среднем по странам Евросоюза, получал бы в первый период безработицы пособие 14 месяцев в размере 61% от зарплаты, а в Бельгии, Испании, Франции, Португалии, Люксембурге этот размер был бы еще выше, составив 79-85 % заработка.
Относительно небольшим он был бы и в США, где размер пособия по безработице равнялся тогда 37% заработка. Причем выплачивается оно здесь всего 6 месяцев. Во второй период безработицы, в среднем по странам Евросоюза, величина пособия составляла 42% от зарплаты, а в Бельгии и Германии, где отсутствуют ограничения на продолжительность получения пособия, 55-56%. В Великобритании размер пособия равнялся бы лишь 23% заработка, а в США вообще отсутствует пособие, связанное со вторым периодом безработицы. Не случайно ряд исследователей характеризуют политику ведущих англосаксонских стран на рынке труда как жестко рестриктивную, т. е. ограничивающую размеры государственной помощи и поддержки безработных.
Государства континентальной Европы гарантируют своим гражданам довольно продолжительный ежегодный оплачиваемый отпуск. Средняя его продолжительность составляет в Греции 28 рабочих дней, в Испании, Австрии, Финляндии и Франции по 30 дней, в Швеции — 32 дня, а в США — всего 16 рабочих дней.
Система социальных гарантий в странах континентальной Европы, благодаря значительным трансфертным платежам, позволяет по меньшей мере в 3-4 раза сократить долю бедных.
В США же примерно 63% личного дохода приходится на заработную плату и только 16% — на социальные трансферты, из которых основная часть — это получаемые благодаря прошлой трудовой деятельности каждого человека.
Анализ континентально-европейского вида социальной защиты свидетельствует о наличии в нем сильного государственного компонента.
В рамках этого вида можно выделить две основные модели социальной работы:
1. универсальную. Характерна для скандинавских стран.
2. государственно-корпоративую. Характерна для большинства других государств континентальной Западной Европы.
Рассмотрим подробнее каждую из двух указанных моделей.
Западноевропейская универсальная модель социальной защиты
Универсальную модель социальной защиты отличает всеобъемлющий характер социальных гарантий, обеспечиваемых прежде всего государственной системой базовой защиты, а также, в качестве дополнительного средства, корпоративными социальными выплатами. Для государственно-корпоративной модели социальной работы, напротив, такие выплаты составляют основу системы социальной защиты. Роль государства здесь определяется не столько субсидированием и бюджетным перераспределением налоговых поступлений на социальные нужды, сколько государственно-правовым регулированием социальной сферы и созданием условий для активной корпоративно-страховой деятельности.
Скандинавская модель социальной защиты формировалась исторически. В настоящее время она возведена на уровень обеспечения социальной безопасности. Отличительными сторонами этой модели являются:
1. основополагающее значение универсальной государственной системы базовой защиты;
2. наличие дополнительного корпоративно-страхового компонента системы социальной защиты;
3. вспомогательная роль муниципалитетов и частных социальных служб в сфере социальной помощи.
Об устойчивости скандинавской модели социальной защиты свидетельствует ее способность к саморазвитию и адаптации к глобальным изменениям и вызовам времени. Процесс совершенствования универсальной модели социальной работы идет путем улучшения функционирования системы базовых государственных гарантий и корпоративно-страховых механизмов, а также умеренного внедрения отдельных либеральных компонентов (накопительная составляющая реформируемой пенсионной системы, увеличение численности частных социальных служб и др.).
Подтверждением тому служат следующие позитивные изменения: снижен налог с минимальной пенсии; повышены дотации на оплату жилья для пенсионеров с низкими пенсиями; увеличен размер необлагаемого налогом минимума доходов; улучшены условия жизни инвалидов; продлен оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным ребенком; увеличено родительское пособие и др.
Западноевропейская государственно-корпоративная модель социальной работы
Корпоративная модель социальной работы, функционирующая в большинстве стран континентальной Западной Европы (в Германии, Австрии, Франции, Италии и других государствах), по целому ряду позиций близка к скандинавской универсальной модели. Это, прежде всего, проявляется в такой общей особенности, как важная роль государства, его структур в организации и осуществлении социальной помощи. Однако между данными моделями имеются и различия, главное из которых заключается в разной степени значимости корпоративно-страховых выплат в социальном обеспечении.
Характерные признаки западноевропейской государственно-корпоративной модели социальной работы имеют системный характер. К их числу можно отнести:
1. определяющее значение корпоративно-страхового механизма в сфере социальной защиты;
2. наличие действенной системы государственной помощи и социальных гарантий;
3. сочетание принципов централизации и децентрализации в оказании социальной поддержки;
4. вспомогательную роль общественных и благотворительных (ассоциативных) организаций, частных агентств в оказании социальной помощи.
Важнейшее значение страхового механизма в корпоративной модели социальной защиты можно проследить на примерах пенсионного и медицинского обеспечения, функционирования системы страхования по безработице. Пенсионное обеспечение в Германии, Австрии, Франции, Италии, Греции и в большинстве других стран континентальной Западной Европы формировалось исторически на основе известной модели Бисмарка, где система обязательного социального страхования строится на солидарной взаимопомощи работодателей и работников.
Корпоративно-страховая направленность системы социальной защиты в странах континентальной Западной Европы обеспечивает приличный уровень пенсий, пособий и других страховых выплат. При этом здесь успешно осуществляется и государственное регулирование процессов, происходящих в социальной сфере.
Очевидно, что система социального страхования не позволяет учесть все возможные риски. Различные жизненные ситуации обусловливают необходимость оказания социальной помощи со стороны государства. Среди таких обстоятельств следует назвать естественные причины раннего ограничения или потери трудоспособности, влекущие за собой невозможность участия в системе социального страхования за счет уплаты взносов, увеличение числа одиноких или разведенных женщин с детьми, нуждающихся в финансовой поддержке от государства, и др.
Важнейшим свойством западноевропейской государственно-корпоративной модели социальной работы является сочетание принципов централизации и децентрализации в оказании социальной поддержки. В таких странах, как Германия, Австрия, Бельгия, довольно сильны традиции централизованного решения многих социальных вопросов. Немецкий Социальный кодекс в правовом отношении регламентирует важнейшие аспекты социальной защиты различных категорий населения (молодежи, пожилых, инвалидов). Им определяется базовая конструкция социального законодательства на федеральном уровне, которая затем конкретизируется представительно-законодательными органами отдельных территорий (земель). Финансирование социальной помощи осуществляется за счет госбюджета и бюджетов земель. Так, предоставление помощи переселенцам, соотечественникам, оказавшимся за границей, оплачивается за счет федеральных средств. Службы социального трудоустройства (предприятия интеграции), содержатся в Германии тоже преимущественно за счет государства. В определенной мере их функции выполняют и государственные службы по профессиональной подготовке.
В последние годы в континентальной Европе увеличивается численность частных социальных агентств, расширяется практика оказания платных услуг социальными учреждениями. Например, в Германии наряду с государственными и муниципальными действуют частные дома престарелых. Содержание в некоторых из них обходится столь дорого, что пребывание там не могут себе позволить даже супружеские пары с хорошими доходами. Немалую сумму приходится платить пожилым людям за дневное и временное пребывание в специальных социальных учреждениях, где действует принцип платных услуг. Так, в доме престарелых немецкого г. Изерлона дневной уход в течение месяца обходился в конце 90-х — начале 2000-х гг. в 2800 марок. Примерно столько же стоил четырехнедельный уход на период отпуска близких и родных. Однако роль частных социальных служб, платных социальных услуг остается в Германии все же вспомогательной. И эта тенденция характерна для большинства стран, где функционирует государственно-корпоративная модель социальной защиты.
Таким образом, располагая эффективными системами социальной защиты, страны континентальной Западной Европы охватывают социальным обеспечением практически все свое население. Скандинавская универсальная и государственно-корпоративная модели социальной защиты отвечают таким фундаментальным социальным потребностям, как здравоохранение, пенсионное обеспечение, семейная политика, страхование по безработице, социальная помощь малоимущим и испытывающим жизненные затруднения.
Идея социального государства, поддерживаемая большинством континентальных европейцев, в отличие от прежней концепции «государства всеобщего благосостояния», ориентируется не только на сохранение важной роли государства и использование возможностей госбюджета в решении насущных социальных проблем, но прежде всего на разумное сочетание бюджетного и страховых начал при дополнительном участии в социальной защите частных социальных структур и ассоциативных организаций.
Европейская модель социальной защиты в послевоенные годы базировалась на теории «государства всеобщего благосостояния». В ее основе лежит концепция «естественных прав» человека.
Основные постулаты данной теории:
1. создать примерно одинаковые стартовые возможности для реализации жизненных планов,
2. обеспечить достойный уровень жизни,
3. стремиться к нарастанию социального равенства и справедливости.
Государство всеобщего благосостояния формирует развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важных услуг.
Понятие «государство всеобщего благосостояния» вошло в обиход после второй мировой войны. Конечно же, модели такого государства в каждой стране свои и отличаются как способом. Но всеобщим для данных стран является процесс перераспределения ответственности за жизненный путь личности с самого индивида, семьи, общины, церкви, благотворительных организаций на институты государства.
Точка зрения противников теории «государства всеобщего благосостояния»:
1. государство всеобщего благосостояния дорого,
3. услуги социальной поддержки предоставляются сегодня частными организациями,
4. у людей появляется возможность выбирать, кому и за какие услуги платить.
Система социального обеспечения в странах Запада в послевоенный период расширялась и совершенствовалась. К концу 80-х гг. доля расходов на социальные нужды в ВВП достигла 25% (в 1960 г. — 12%). Наиболее быстрые темпы их роста отмечались в 60-е — первой половине 70-х гг.
Со второй половины 70-х гг. вплоть до настоящего времени в условиях замедления темпов экономического роста, увеличения дефицитов государственных бюджетов и фондов социального страхования темпы роста социальных расходов в реальных ценах уменьшились. Кроме указанных причинами замедления темпов роста социальных расходов стали: постарение населения, удорожание медицинской техники и другие факторы
Экономический кризис 70-80 гг. показал, что абсолютизация идеи «государства всеобщего благоденствия» (впрочем, как и абсолютизация любой социальной идеи) приводит многие, даже самые развитые страны Запада, к экономической стагнации и социальному застою. Система социального обеспечения, разработанная исходя из потребностей предыдущих поколений, не вполне соответствует современным условиям.
В конце XX века модель «государства всеобщего благоденствия» подвергается коренной реконструкции на базе теории неоконсерватизма (Р.Рейган и М.Тэтчер — существенное сокращение государственного финансирования социальной сферы).
Меры, предпринимаемые правительствами западноевропейских стран по реформе «государства благосостояния», направлены:
1. на установление более жесткого контроля за расходованием государственных средств на социальное обеспечение,
2. сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией.
3. представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов.
4. при назначении пособий практически во всех странах проводится проверка нуждаемости претендентов на их получение
5. становятся платными некоторые социальные услуги, ранее предоставлявшиеся населению бесплатно.
6. в некоторых странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста.
7. государственные стипендии во многих случаях заменяются займами.
Ни одна из западноевропейских стран не собирается полностью отказываться от «государства благосостояния»: слишком укоренилось в сознании людей мысль о том, что государство должно заботиться о нуждающихся, и слишком велико сопротивление населения любым попыткам сократить социальные расходы государства. Но даже политики левоцентристского толка признают необходимость продолжения реформ системы социального обеспечения в странах Запада.
Вопрос 3.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник