Общая характеристика социальной работы в странах Азии в ХХ в.: Китай, Япония
Выделение самостоятельной японской модели социальной работы объясняется особой социально-экономической и духовной средой жизнедеятельности, характерной для этой страны. Государство несет на себе основную финансовую нагрузку по оказанию им помощи, а с другой, осуществляется эта деятельность преимущественно на муниципальном уровне. Уже многие годы в каждой японской префектуре действует консультативное бюро для инвалидов. По своим функциям оно во многом схоже с нашими территориальными бюро медико-социальной экспертизы. Работники японских консультативных бюро не только определяют характер и тяжесть инвалидности человека, но и разрабатывают индивидуальные программы восстановления трудоспособности (реабилитации) инвалидов.
В течение последних десятилетий вопросами стратегии и общегосударственной политики в сфере социальной защиты инвалидов активно занимались в Японии такие структуры, как Национальный совет по трудоустройству инвалидов, Совет по защите инвалидов с физическими недостатками и Национальный совет социальной защиты, находящиеся в введении государственных органов власти. Деятельность всех организаций и учреждений социальной защиты инвалидов координировал Национальный совет социальной защиты. Специализированными структурами совета были: Комитет по защите детства, Комитет по реабилитации инвалидов с физическими недостатками, Комитет защиты престарелых. В их работе принимали участие и благотворительные организации.
На государственные и муниципальные органы в Японии ложится основной объем финансовой помощи, направляемой на нужды инвалидов. Причем помощь государства по своим размерам в несколько раз больше, чем та, которую оказывают местные органы самоуправления. В 1970—1990-е гг. это соотношение составляло примерно один к четырем.
Государство в Японии не только финансирует разнообразные программы помощи инвалидам, но и устанавливает для них льготы. В частности, инвалидам предоставляется преимущественное право на открытие и эксплуатацию магазинов в зданиях, занятых административными органами. Выделяя особенности японской модели социальной работы, отмечая действенность различных ее звеньев, не следует идеализировать практику социальной защиты и в целом социальную сферу этого государства. С начала 90-х гг. XX в. и по сей день страна находится в непростом положении продолжающегося экономического спада. В результате разрушается традиционная система пожизненного найма и продвижения по службе в зависимости от стажа, разрабатываются непопулярные меры в сфере пенсионного обеспечения. Пожизненный найм придавал работникам уверенность в завтрашнем дне, хотя в определенной мере сдерживал продвижение по служебной лестнице молодых людей. В целом названная система обеспечивала занятость многих работников, гарантируя стабильность их положения. Упразднение ее обернулось усилением социальной неуверенности части населения.
В Китае семейное обеспечение сохраняет доминирующее положение, являясь, кроме прочего, и культурным наследием нации.
Наряду с семейным фактором в социальной сфере Китая продолжает играть важную роль принцип коллективной помощи, широко применяемый на местном уровне (в селах, в рамках городских улиц, кварталов и пр.). Поэтому правомерно утверждать, что местную систему социальной защиты отличает не просто традиционный, а семейно-коллективный характер социальной помощи и поддержки.
Китайские экономические реформы последней четверти XX в. способствовали ускоренному социальному развитию страны, создав условия для роста доходов населения и эффективного функционирования системы социальной помощи нуждающимся. Повышение доходов населения, изменения в мировосприятии и экономическом мышлении народа актуализировали проблему формирования системы социального страхования рыночного типа. Все это нашло отражение в ныне действующей китайской модели социальной защиты. К числу важнейших ее компонентов можно отнести:
— приоритетную роль традиционно-семейного фактора в оказании социальной поддержки;
—особое значение государственных и коллективных форм помощи нуждающимся;
—усиление влияния страховых механизмов социальной
защиты;
—вспомогательную роль благотворительной помощи и
платных услуг в социальной работе.
Основную ответственность за обеспечение престарелых китайцев и сегодня несет семья. Как и в Японии, главную роль здесь играет женщина (дочь или невестка). Причем в условиях все большего числа однодетных семей нагрузка по уходу за стариками на нее возрастает. Если раньше тяжесть ухода за престарелыми лежала на жене старшего сына, которая жила вместе с родителями мужа, то теперь женщинам из однодетных семей приходится одновременно ухаживать за несколькими пожилыми людьми (своими родителями и родителями мужа).
Как уже отмечалось, общегосударственная система социального страхования и, в частности, пенсионного страхования сегодня в Китае только складывается. Реалии таковы, что большая часть престарелых китайцев не охвачена пенсионным обеспечением. В начале 2000-х гг. не более 1/4 лиц старше 60 лет получали пенсии. Более 2/3 лиц пенсионного возраста, особенно в сельской местности, не имели пенсионного обеспечения, завися от финансовой поддержки своих взрослых детей. В связи с недостаточной развитостью социальных служб престарелые китайцы, нуждающиеся в уходе, реально могут рассчитывать на помощь детей, а также родственников и соседей. Кроме поддержки со стороны семьи престарелые, тяжело больные, бедные люди получают определенную помощь со стороны китайского государства, коллективных органов местного управления — деревенских, районных, уличных, квартальных комитетов. Что касается государственной помощи, то ее предоставление предусмотрено новой структурой социального обеспечения, разработанной в 90-е гг. Она состоит из четырех основных уровней: 1-й уровень — социальная помощь бедным слоям населения и их семьям, доход которых ниже официального прожиточного минимума; 2-й уровень — социальное страхование, включающее пенсионное страхование, страхование по безработице, страхование риска, при рождении ребенка, болезни, инвалидности, потере трудоспособности, смерти; 3-й уровень — социальное благосостояние, направленное на частичное или полное покрытие расходов китайских граждан на образование, улучшение жилищных условий; 4-й уровень — социальная забота, которая предоставляется исключительно военнослужащим и их иждивенцам, особой группе граждан, пользующихся уважением общества. Такая забота предполагает систему определенных скидок, выдачу пайков и надлежащее устройство военнослужащих после их демобилизации. Названные уровни соцобеспечения, за исключением второго, напрямую связаны с государственным участием в сфере социальной помощи и поддержки.
В современном Китае страхование рассматривается как ядро всей системы соцобеспечения. Оно включает в себя пенсионное страхование, страхование медицинского обслуживания, от безработицы и производственных травм, материнства и детства. Социальным страхованием предусмотрены гарантии в случае основных рисков, возможных среди активного населения. Распространяется оно прежде всего на городских жителей, наиболее вовлеченных в рыночное хозяйство. В 1986г. после двух лет эксперимента китайским правительством было принято решение о постепенном переходе к централизованной, многоуровневой системе пенсионного обеспечения. Предприятия в соответствии с установленными нормативами стали отчислять средства в городские и провинциальные пенсионные фонды. По новой системе страхования общая пенсия состоит из двух частей. Первая часть (основная пенсия) назначается местными органами страхования и не зависит от уровня зарплаты работника или страховых взносов, сделанных им до выхода на пенсию. Эта часть пенсии равна 20% от среднемесячной зарплаты в данном регионе. Вторая часть (пенсия индивидуального счета) составляет сумму накоплений на индивидуальном счете работника, включая процент по вкладу. Третий уровень пенсионного обеспечения — дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое добровольно. Этот уровень страховых выплат рассматривается в Китае как важное направление реформы. Однако в стране осознают, что заработать данная система сможет при стабильной хозяйственной деятельности предприятий, благоприятном инвестиционном климате в государстве и готовности страхователей брать на себя риски, связанные с коммерциализацией индивидуальных счетов.
В настоящее время границы пенсионного возраста в Китае не изменились и составляют уже многие десятилетия 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин (на вредных и тяжелых работах — 55 лет и 45 лет).
Источник
Реализация социальной политики в странах Южной и Восточной Азии
Восточноазиатская модель государственного воздействия на экономику характеризуется системой государственного субсидирования компаний, особенно на начальной стадии их функционирования, а также применением протекционистских тарифов, что позволяет предприятиям успешно конкурировать на международном рынке. В данном случае вмешательство государства необходимо не для того, чтобы помешать конкуренции, а в целях оказания помощи компаниям приспособиться к условиям конкуренции.
Другими особенностями восточноазиатской модели являются: сравнительно невысокие налоги, высокий уровень занятости, высокая квалификация работников, высокий уровень доходов населения. Например, в Японии, Южной Корее, Тайване правительства поддерживают низкие процентные ставки, поощряя тем самым капиталоемкие производства, развивают и поддерживают крупный бизнес, способный освоить экспортные рынки и быть конкурентоспособным на них.
В восточноазиатской модели социальной политики институтом закреплены всеобщее страхование на право получения медицинской помощи и пенсионное страхование. Например, в Японии имеется большое разнообразие систем страхования, связанное с длительной эволюцией национальной модели. Социальное страхование в Японии стало развиваться в форме различных видов взаимопомощи для работников по месту их работы с целью рассредоточения рисков. Позднее эта система была преобразована в систему страхования, которому подлежат все лица наемного труда, а затем распространена на работающих не по найму граждан [7].
Социальная политика в Японии предусматривает проведение политики выравнивания доходов, особую политику использования рабочей силы (система пожизненного найма с определенными современными модификациями), доминирование психологии коллективизма, солидарности в доходах, достижение консенсуса между разными субъектами в решении социально-экономических проблем, выделение вопросов повышения жизненного уровня населения в ранг национальных приоритетов. [10]
Инструментом реализации модели является широкое использование психологических и поведенческих традиций населения, сформировавшихся в специфических природных и исторических условиях Восточной Азии.
Рабочая сила стран Восточной Азии отличается высокой квалификацией, способностью постоянно учиться, относительно невысокой стоимостью. Но в связи с некомплектностью структуры экономики и растущей зависимостью от внешнего рынка Япония отличается невысокими показателями социального благополучия. Сложился низкий размер пенсий по старости, растет число разводов и обращений в полицию, наблюдается высокий уровень преступности, особенно детской. По числу самоубийств Япония занимает одно из первых мест в мире.
На примере Китая можно рассмотреть то, как весьма жесткая может быть политика в странах восточной Азии. Жесткость проявляется, во-первых, в распространении системы социального обеспечения лишь на часть населения — главным образом на рабочих государственных предприятий и государственных служащих. Тем самым социально в менее благоприятном положении остается огромная масса крестьянства.
Во-вторых, в политике ограничения рождаемости и возложении финансовой ответственности за второго и последующего детей на родителей. С жесткой демографической политикой Китай связывает надежды предотвратить рост миграции населения за рубеж в 1,5-1,6 млрд. человек к середине нынешнего века, а затем добиться постепенного снижения населения примерно до 1 млрд. человек, что признается оптимальным уровнем для Китая.
Такие рамки социальной политики Пекина обусловлены, с одной стороны, огромной численностью населения КНР и ограниченностью финансовых ресурсов, а с другой — нацеленностью социально-экономической модели развития Китая на высокие темпы экономического роста, а на современном этапе — на повышение экономической эффективности, пусть даже за счет социальных издержек. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в Китае как следствие ускоренного развития экономики и укрепления международных позиций Китая, но пока не как главная цель хозяйственной стратегии [18].
Проводимые в Китае реформы социальной системы осуществляются исходя из рекомендаций Международной организации труда и мирового опыта. Так, например, пенсионная реформа — основной элемент системы социального обеспечения — осуществляется с использованием сингапурского и чилийского опыта и подразумевает введение наряду с государственными индивидуальные накопительные пенсионные счеты. Целям уменьшения социальной нагрузки на государство отвечают и постепенно внедряемая система платного образования и постепенный отказ от бесплатного распределения жилья. Параллельно предпринимаются попытки по развитию сети банковского кредитования расходов населения на учебу и жилье.
Что касается Японии, основное внимание в области социальной политики уделяется пенсионному обеспечению, предусмотрены так называемые специальные фонды. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.
С середины 80-х годов и до настоящего времени в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы — сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.
Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов.
Если говорить об Индии, эта стана, в отличие от западных государств, еще не преодолела общинный тип социальной работы, который определяется личностным характером социальных связей. Развитие рыночной экономики и рост государственного аппарата обгоняют формирование институтов гражданского общества. В силу специфических условий и развития индийского общества институт каст сохранил многие свои пережитки до наших дней, продолжая играть весьма значительную роль в самых различных сферах социальной, экономической, политической и культурной жизни страны.
Из факторов, формирующих кастовую структуру, определяющих кастовый режим, влияющих на характер общественных отношений и поведение людей, важнейшими следует считать брачные нормы. Брачные нормы в кастовом обществе построены на укоренившихся представлениях о доминанте родства и родственных связей, начиная с семьи и охватывая всю кастовую общность, насчитывающую иногда миллионы человек.
Кастовая принадлежность — атрибут самосознания индуса. Весь его образ жизни формируется в зависимости от того, к какой касте он принадлежит. Ныне кастовая разобщенность традиционного общества, в котором самое низкое место отводилось неприкасаемым, продолжает оставаться заметным фактором общественной жизни, особенно в некоторых районах страны. Так, в современной Индии 16 % населения подвергается социальной дискриминации, что является большой цифрой для страны, чье население превышает миллиард. Неприкасаемость — постоянный источник конфликтов и напряженности, отрицательно сказывающийся на моральном здоровье общества [17].
Исторически сложившаяся многонаселённость Индии до сих пор остаётся одним из главных факторов низкого уровня жизни основной массы населения. В настоящее время сохранению проблемы бедности как одной из основных проблем национального развития способствуют всё ещё слишком высокий прирост населения и трудовых ресурсов и деградация природной базы сельскохозяйственного производства. Тенденции сокращения бедности всё же наблюдаются, и главную роль при этом играет государственная поддержка беднейших слоёв.
С 1990-х гг. социальная политика концентрируется на двух направлениях – создание новых рабочих мест и создание условий для развития мелкого и мельчайшего предпринимательства («самозанятость» – в индийской терминологии). Индийское правительство уделяет большое внимание социальной помощи, которая носит адресный характер и направлена на такие социальные группы, как: городская беднота, женщины, дети, сельская молодёжь в возрасте 18–35 лет, сельские ремесленники.
Что касается качественной стороны вопроса, то в Индии за последние несколько десятилетий наблюдается явный, хотя и неравномерный прогресс, а именно: растет доля экономически активных людей, сокращается доля работающих стариков и подростков. Проблема занятости напрямую связана не только с проблемой получения дохода и формирования семейного бюджета, но и с проблемой структуры индийского внутреннего рынка потребительских товаров. [22]
Кроме того, Индия активно развивает свои традиционные методы лечения — в стране открыты многочисленные альтернативные центры лечения с использованием натуральных лекарственных трав, массажа, упражнений по системе йогов. Такое лечение требует большего времени, но оно также эффективно, как и современные методы лекарственного лечения.
Система образования занимает в стране особое место. Правительство Индии вкладывает серьезные инвестиции в сферу образования — 4 % ВВП. Уровень грамотности среди взрослого населения достиг 60 %, число школьников — 52 %, число студентов — 10 %.
Выводы ко второму разделу
Системы государственной социальной поддержки за рубежом в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении.
Социальное законодательство европейских стран отличается от американского более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. На протяжении ХХ столетия почти все страны Запада в той или иной степени создали системы пенсионного и медицинского страхования, стали выплачивать пособия по безработице, финансировать среднее и высшее образование, то есть практиковать социальную поддержку рабочих с тем, чтобы отвратить их от симпатий к социалистам.
Стратегия социальных реформ, выбранных странами СНГ, имеет среднесрочный характер и направлена на создание перспектив устойчивого экономического роста, повышения благосостояния населения, активизации социальной политики с учетом интересов различных групп и слоев населения.
Формирование и реализация социальной политики, развитие социально-трудовых отношений в Японии происходит под воздействием пяти известных во всем мире систем, основанных на традициях и философии народа. Утверждают, что именно на их основе и происходит так называемое «японское чудо» — стремительное вхождение Японии в состав самых высокоразвитых стран мира.
Таким образом, можно сделать вывод, что в зарубежных странах социальная политика хоть и направлена на устранение типовых проблем граждан, но реализуется она по-разному. Это обусловлено экономической ситуацией в стране, ее историческим становлением, политической направленностью и развитием социального института в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика представляет собой обязательный элемент деятельности общества и государства, ее важнейшую область, где конструируется желательное состояние социальной сферы, которая и выступает ее основным объектом. Это деятельность по управлению развитием социальной сферы и определению приоритетных направлений ее совершенствования в целях повышения уровня жизни всех социальных групп. Понятие «уровень жизни» характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения на основе системы индикаторов, указывающих на нормы социального обеспечения работающих и неработающих людей, уровень социальных ресурсов, поступающих из государственных источников и пр.
Роль социальной политики определяется необходимостью поддержания социального равновесия в стране. Государство не может пустить на самотек процессы присвоения доходов различными группами населения и вынуждено вмешиваться в эти процессы. При этом в каждой стране государству приходится решать сложную задачу определения границы вмешательства в распределение доходов. Переход вмешательства через оптимальную границу в ту или иную сторону может вызвать негативные последствия.
Чрезмерное вмешательство государства в распределительные процессы и выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны вялое, пассивное воздействие государства на перераспределение доходов ведет к росту неравенства в доходах и вызывает социальную напряженность.
Определение оптимальной границы вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между стремлением к эффективности и стремлением к социальной справедливости. Но само понимание социальной справедливости по-разному формируется в каждой конкретной стране. И это понимание определяется историческим развитием данной страны, ее традициями, устоями и национальными приоритетами.
Социальная политика в большинстве стран мира нацелена на ограничение масштабов абсолютной бедности, обеспечение нуждающихся источниками существования, поддержание социального здоровья и т.д. Соответственно, результатом эффективной социальной политики является обеспечение более полных возможностей для удовлетворения потребностей членов общества, сохранение его стабильности, развитие системы социальногострахования, активизация факторов, стимулирующих высокопроизводительный труд.
Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы, которые могут применяться в том числе и в Украине. Усиливается гуманистическая направленность социальной деятельности в целом, которая ориентируется не только на защиту отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. По этому для социального работника важно знать опыт социальной работы зарубежных стран и возможность применения его на практике в своей работе. В сложившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой и безвыходной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды.
Таким образом, мы можем зафиксировать тот факт, что социальная работа как наука и практика в нашей стране находится пока на уровне своего формирования. Но внедряя в нашу систему опыт и концепции социальной политики зарубежных стран, мы можем улучшить качество предоставляемой социальной помощи, сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.
Источник