Социальная среда организации стран

Социальная среда организации

Управление социальным развитием представляет собой организационный механизм планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, которая формируется под воздействием многообразных факторов (рис. 3).

Рис. 3.Факторы, формирующие социальную среду организации

Социальные факторы, применительно к организации, выражают содержание изменений в условиях, образующих ее социальную среду, и адекватные этим изменениям последствия. Их различают прежде всего по направленности и формам воздействия на персонал как в пределах самой организации, где осуществляется совместный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники организации и их семьи живут.

Рассматривая понятия внешней и внутренней среды организации, мы отмечали, что внутренняя среда — это часть внешней, заключенной в рамки организации. Естественно, что эти рамки оказывают на нее свое воздействие. Внутреннюю среду, связанную с взаимоотношением сотрудников между собой, воздействием сотрудников друг на друга, взаимодействием руководителей и подчиненых можно назвать социальной средой организации. Эта среда в организации имеет сложный характер; она включает в себя еще и лидерство, политику и правила в организации, присущие данной организации нормы и ценности и многое другое.

На поведение людей в организации влияет каждый из аспектов ее социальной среды. Это дает основание рассматривать организацию как сложную открытую систему. (Открытая система — это система, которая влияет на свое окружение и испытывает влияние с его стороны, то есть она с ним взаимодействует). Понятие открытой системы рассматривалось более подробно в курсе «Введение в специальность»).

В системе социальной среды взаимодействуют пять основных подсистем:

• Техническая подсистема: техника, оборудование процессы и вспомогательные средства, используемые при производстве товаров и/или услуг;

• Подсистема целей и ценностей: стратегические цели, методы их достижения, философия, миссия и обязательства организации по отношению к внешней среде и к своим сотрудникам;

• Структурная подсистема: формальные описания работы, правила и процедуры, формальные властные и коммуникативные связи, система кадровой работы и функциональные обязанности работников:

• Психологическая подсистема: действия конкретных работников, ролевая и должностная иерархия, групповая динамика и схемы влияния внутри организации;

• Управленческая подсистема: управленческие цели, планирование, организационная деятельность, контроль и осуществление связи организации с ее внешней средой.

Взаимодействие этих подсистем показывает, что поведение людей на работе обусловлено множеством взаимовляющих факторов. Применительно к конкретному работнику можно определить переменные, влияющие на его жизнь в организации:

• Техническая подсистема определяет уровень требований к профессиональной компетенции работника и к его стремлениям к овладению новаторскими методами работы;

• Подсистема целей и ценностей определяет уровень овладения работником организационной культурой и степень соответствования его личных ценностей организационным:

• Структурная подсистема дает возможность работнику обозначить свое место в организации и отношение к этому месту;

• Психологическая подсистема создает организационный климат (общее мнение членов организации по поводу того, как она относится к своим членам и своему внешнему окружению);

• Управленческая система определяет политику руководства в вопросах оплаты труда, поощрений и наказаний для конкретного работника и позволяет ему ориентироваться на своем рабочем месте в организационном поведении.

Социальная среда — более сложное понятие, чем понятие «организация», ибо «социальное» может рассматриваться с широкой и узкой точек зрения: в первом случае это все, что отно­сится к обществу в целом, а потому «социальное» является си­нонимом «общественного» в его сопоставлении с природным; во втором случае это только часть общества, та его сфера, кото­рая непосредственно связана с взаимоотношениями и взаимо­действием людей, распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досу­га, предоставлением ему социальных услуг.

Как составная часть жизни общества социальная сфера охва­тывает широкий круг разнообразных отношений между людьми и их объединениями, социальными группами и слоями в том виде, как они складываются на тот или иной конкретный исто­рический момент. Эта сфера включает множество учреждений непроизводственных отраслей народного хозяйства и основные элементы социальной инфраструктуры, в том числе здравоох­ранение, образование, науку, культуру, санаторно-курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Она вбирает в себя систему социаль­ного обеспечения граждан, социальных прав и гарантий, уста­новленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны, все то, что определяет условия и образ жизни населения, формирование и удовлетворение его насущных потребностей.

Следовательно, социальную среду организации как микро­общества составляет совокупность материальных, общественных и духовно-нравственных условий, в которых работники организации трудятся, живут вместе с семьями и в которых происхо­дит распределение и потребление благ, складываются объективные связи между отдельными личностями и группами, находят выражение их морально-этические ценности.

Эту среду образует персонал организации, различающийся по демографическим и профессионально-квалификационным признакам — полу, возрасту, уровню образования и т.д., а так­же межличностными и межгрупповыми связями; объекты соци­ального назначения, обеспечивающие надлежащие условия труда и быта работников и отчасти членов их семей; слагаемые каче­ства трудовой жизни, которые в первую очередь определяются материальным и моральным вознаграждением труда, атмосфе­рой солидарности, сотрудничества и взаимопомощью, степе­нью сплоченности коллектива, социальным партнерством, пре­стижностью совместной работы.

Социальную среду прежде всего характеризует потенциал организации, т.е. ее материально-технические и социально-эко­номические возможности: размеры и территориальное располо­жение организации; численность и качество персонала, харак­тер ведущих профессий; отраслевая принадлежность и профиль предприятия, объемы производимой продукции — будь то това­ры или услуги; форма собственности; финансовое положение; состояние основных фондов и технический уровень производ­ства; социальная инфраструктура; содержание и организацион­ные формы трудового процесса; известность фирмы, ее тради­ции и имидж.

Фактор – это движущая сила развития, указывающая на причину и содержание изменений. Применительно к социальной среде организации этот термин выражает условия, определяющие характер и возможные последствия происходящих в ней перемен.

Основными факторами социальной среды организации являются:

— социальная инфраструктура организации;
— условия работы и охрана труда;
— социальная защита работников;
— социально-психологический климат коллектива;
— материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;
— внерабочее время и использование досуга. 1

Рисунок 1 – Факторы социальной среды организации

Источник

Социальная среда организации (возможности и проблемы для кадрового менеджмента)

Социальная среда организации — совокупность факторов, определяющих качество трудовой жизни работников:

— социальная инфраструктура организации;

— условия работы и охрана труда;

— социальная защищенность работников;

— социально-психологический климат коллектива;

— материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;

— внерабочее время и использование досуга.

Объект управления персоналом — развитие социальной среды организации. Эту среду образуют сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации и все то, что, так или иначе, определяет качество трудовой жизни работников, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через посредство труда в данной организации.

Управление социальным развитием организации — это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и социальных нормативов. Это организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду компании, путем использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.

1. Социальная инфраструктура представляет обычно комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей.

Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, подчинённости местоположения и иных условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только её отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы. Но при любом варианте забота о социальной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.

2. Условия и охрана труда включают факторы, которые связаны:

— с содержанием совместной работы,

-техническим уровнем производства,

-организационными формами трудового процесса,

— качеством рабочей силы, занятой в данной организации,

— факторы, влияющие на психофизиологическое самочувствие работников, на обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний.

Опыт зарубежных и отечественных организаций подтверждает, что внимание к людям, забота об улучшении условий и охраны их труда приносят заметную отдачу, повышают деловой настрой. Средства, потраченные на производственную эстетику, благоустройство рабочего быта, создание комфортных условий для отдыха в перерывах во время трудового дня, окупаются с лихвой ростом производительности труда и качества работы.

3. Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию и соблюдению других социальных гарантий, установленных действующим законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами. В Российской Федерации эти меры, в частности, предусматривают:

— обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада);

— нормальную продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю), компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней;

— возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;

— отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования;

— выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации.

Указанные гарантии реализуются при прямом участии организации. Денежные выплаты, как правило, производятся из средств организации, их размеры ориентированы на среднюю зарплату или долю минимальной оплаты труда. Система социальной защиты должна страховать работников от риска оказаться в затруднительном материальном положении из-за болезни, утраты трудоспособности или безработицы, придавать им уверенность в надёжной защищённости своих трудовых прав и привилегий.

4. Социально-психологический климат — это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющий на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих отношений даёт возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.

В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих её стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплочённости с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

5.Материальное вознаграждение труда выступает узловым пунктом социальногоразвития организации. В нём состыковываются основные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах.

Оплата труда должна основываться на социальном минимуме — на том, что необходимо для поддержания достойного уровня жизни и воспроизводства работоспособности человека, получения им средств существования не только для себя, но и для своей семьи.

Баланс расходной и доходной частей бюджета и есть показатель объёма и благ, получаемых семьёй в течение определённого времени (месяца, года) в расчёте на одного человека. Среднедушевой доход и соответствующие расходы отражают степень семейного достатка, качество и уровень её жизни.

6. Внерабочее время образует ещё одну группу факторов социальной среды организации. С ними связаны устройство домашнего быта работников, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга.

Временной ресурс работающего человека распадается в будний день на рабочее время и внерабочее время в соотношении примерно 1:2. В свою очередь внерабочее время включает затрату 9-9,5 часа на удовлетворение естественных физиологических потребностей человека (сон, личная гигиена, приём пищи и т.п.). Оставшееся время занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, свободное время — досуг.

Досуг занимает особое место в гармоничном развитии человека — труженика. Величина, структура, содержание, культура использования свободного времени влияют на гуманистическую наполненность образа жизни, мировосприятие работника, его гражданскую позицию и нравственные ценности.

Социальная среда неразрывно взаимосвязана с технической и с экономической сторонами функционирования компании, составляет вместе с ними единое целое. Управление социальным развитием должно быть подчинено рациональному использованию потенциальных возможностей организации, достижению ее главных экономических целей.

Таким образом, социальное развитие организации направлено на ее социальную среду и означает изменения к лучшему в её социальной среде, то есть:

— духовно-нравственные условия, в которых работники компании осуществляют свою трудовую и общественную деятельность, в которой происходит распределение и потребление благ, складывается взаимоотношения между личностями, находит выражения их морально-этические ценности.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 444 ; Нарушение авторских прав

Источник

Читайте также:  Друзья украины список страны
Оцените статью
Читайте также:
  1. A) Средство организации связи между удаленными абонентами
  2. Cоциологический анализ электорального процесса: проблемы и методы исследования, сферы применения результатов
  3. II блок 19. Социальное воспитание в воспитательной организации. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании
  4. N33 Философские аспекты проблемы творчества. Гениальность и интуиция.
  5. А) природная среда;
  6. Адаптация персонала: формы, виды, социально- психологические проблемы
  7. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
  8. Активы и капитал организации: понятие и классификация.
  9. Актуальные проблемы в современный период.
  10. Актуальные проблемы клинической психологии.