Социально экономические модели экономик развитых стран

Социально-экономические модели

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

Более 30 государств Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна.

Критерии включения страны в группу развитых:

1. Высокий уровень социально экономического развития

2. Рыночная система хозяйствования

3. Открытость экономики

4. Преобладание отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП

5. Переход в промышленности от добывающих и металлоемких отраслей к новым высокотехнологичным наукоемких отраслям

6. Высокий уровень механизации и продуктивности сельско-хозяйственного производства

7. Высокое качество и уровень жизни населения.

Промышленно развитые страны характеризуются интенсивным развитием экономики, высоким уровнем развития производительных сил, капиталистическим способом производства (единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений), ростом производства, не владеющие средствами производства рабочие продают свою рабочую силу. До XIX в. существовала свободная конкуренция, потом был осуществлен переход к олигополии. Наблюдается централизация и укрупнение производства, развитая тенденции к монополизации, увеличение доли финансового капитала.

Промышленно развитые страны выделяются среди всех подсистем по уровню экономического развития ВВП на душу населения, который почти в 5 раз превышает среднемировой уровень, наличием гражданского общества, характерными общественными отношениями, связанными с социальной структурой общества.

В конце XX в. доля 23 промышленно развитых стран с населением 14,1 % от населения мира составила 53,4 % в мировом валовом продукте и 67,6 % – в мировом экспорте товаров и услуг. Удельный вес Европейского союза (ЕС) в составе 15 государств несколько ниже доли США – 20,3 % мирового ВВП, в мировом экспорте товаров и услуг доля ЕС превосходила долю США в 2,8 раза и равнялась 39,3 % в том же году. В группе развитых стран можно выделить «Большую семерку» (США, Японии, Германии,Франции, Италии, Великобритании и Канады) стран, занимающих ведущие позиции в мировой экономике, совместные решения которых в значительной мере влияют на ее развитие.

Доля «Большой семерки» ведущих стран мира в составе США, Японии, Германии,Франции, Италии, Великобритании и Канады в мировом валовом продукте и мировом экспорте товаров и услуг соответственно составила в 1999 г. 45,8 и 48,9 %. Сопоставление долей стран в мировом валовом продукте и мировом экспорте позволяет определить уровень их участия в международном разделении труда и роль внешнего рынка в национальной экономике. Если страна имеет долю в мировом ВВП выше, чем в мировом экспорте, то это указывает на преобладание внутреннего рынка в ее экономическом развитии, как, например, в США и Японии. Что касается других стран «Большой семерки», то они более втянуты в международное разделение труда и более зависимы от внешнего рынка.

Хозяйственные механизмы

Хозяйственный механизм включает в себя систему экономических взаимодействий и надстроечных форм, наиболее тесно связанных с воспроизводственным процессом. В системе экономических взаимодействий во всех развитых странах выделяются три основных блока отношений и соответствующих им форм регулирования. Первый блок – это стихийный рыночный механизм, который формировался в течение многих предшествующих веков и в наиболее полной степени реализовал свой потенциал к середине XIX в., в условиях свободно- конкурентного рыночно-капиталистического хозяйства. Свойственные этой хозяйственной системе механизмы экономического регулирования основаны на свободном изменении рыночных цен в условиях колебания спроса и предложения и на конкуренции производителей, стремящихся увеличить свои доходы, главным образом, за счёт снижения издержек. Данным механизмам регулирования и в настоящее время подчинена подавляющая часть хозяйствующих субъектов в развитых странах, особенно предприятия малого бизнеса, доля которых в общем числе предприятий остаётся преобладающей.

Второй блок – это экономические отношения, возникающие в условиях монополизации хозяйства. Монопольные фирмы, а чаще – различные их объединения или участники олигополистических структур, начиная с рубежа XIX-ХХ вв., ставят под свой контроль рыночные взаимодействия; основным методом регулирования хозяйственных процессов становится экономическая политика крупнейших фирм, устанавливающих цены, формирующих спрос и определяющих динамику предложения. В то же время, формируется разветвлённая система взаимодействия малого и крупного бизнеса, возникают различные формы их кооперации и координации хозяйственной деятельности. Часто крупнейшие фирмы взаимодействуют с десятками тысяч малых и средних контрагентов, предоставляя им заказы на производство деталей и различного рода полуфабрикатов и включая их, тем самым, в орбиту своего экономического влияния, даже если юридически эти контрагенты остаются полностью самостоятельными.

Третий блок системы экономических взаимодействий и регулирования в развитых странах– это государственное воздействие на хозяйственные процессы, которое получило развитие ещё в первой половине ХХ в., но особенно усилилось после II мировой войны. Основным инструментом хозяйственного регулирования при этом становится государственная экономическая политика, осуществляемая в координации с политикой крупных фирм и приобретающая форму государственно-монополистического хозяйственного механизма. Одним из основных обобщающих показателей расширения экономических функций государства является динамика доли государственных расходов в общей величине валового продукта, которая по совокупности развитых стран составляла в 1870 г.- 9%, в 1920 г.- 17%, в 1940 г. – 20%, в 1980 г. – 45%, в 2000 г.- примерно 50%, а в настоящее время превышает половину валового продукта.

Роль государства в хозяйственном механизме отражается также в показателях доли государственного сектора в производстве валового продукта (у большинства развитых стран – в интервале 7-10%). Как правило, в рамках этого сектора функционируют предприятия отраслей инфраструктуры – энергетики, транспорта, связи, коммунального хозяйства, а также предприятия новейших отраслей на стадии становления, пока они нерентабельны и не привлекательны для частного бизнеса. Взаимодействие хозяйственных механизмов развитых стран обеспечивается посредством общих принципов организации налоговых систем; в большинстве стран этой группы доля налогов в валовом продукте составляет от 35 до 50%. В США, Японии, Канаде и Австралии этот показатель тяготеет к нижней границе данного интервала; у западноевропейских стран – к верхней. В странах Западной Европы проводится политика «социального государства» и «социально-ориентированного рынка» — здесь в расходах центральных (федеральных) бюджетов на социальные нужды приходится 60-80%. В США больший упор делается на индивидуализм, частную инициативу и предприимчивость – здесь удельный вес социальных расходов – порядка 55% расходной части федерального бюджета. Ещё ниже эта цифра в Японии – примерно 45%; решение значительной части социальных вопросов в этой стране по традиции возлагается на фирмы (в соответствии с практикой «пожизненного найма» и установкой «фирма – одна семья»). Отмеченные особенности отражают важные элементы специфики так называемых «моделей», различных вариантов организации и функционирования хозяйственного механизма в рамках «триады» ведущих развитых стран.

Важное место в системе современного хозяйственного механизма занимает также бюджетная и денежно-кредитная политика государства, ставшая ключевым элементом антикризисного регулирования экономики. В первые послевоенные десятилетия наблюдалась асинхронность кризисов в ряде ведущих стран, объяснявшаяся различиями в их экономическом развитии после II мировой войны. К 60-м гг. произошло выравнивание объёмов и темпов воспроизводства и наметилась тенденция к синхронизации

Цикличности; к настоящему времени в большинстве развитых стран утвердился тип воспроизводства с умеренными и достаточно близкими темпами роста. В то же время, стало проявляться влияние различного рода структурных кризисов – в 70-е гг. в наибольшей степени сказывалось воздействие энергетического и сырьевого кризиса; в 80-е – экологического; в 90-е – глобальных финансовых проблем, также требующих совершенствования механизмов государственного регулирования экономики.

Социально-экономические модели

К основным социально-экономическим моделям современности относят англосаксонскую либеральную (протестантский капитализм), обобщенную западноевропейскую социал-демократическую (континентальную) модель (католико-протестантский капитализм), дальневосточную патриархально-корпоративную (конфуцианский капитализм), мусульманскую авторитарную. 1

Безусловно, в рамках каждой из перечисленных моделей можно выделить существенные отличия между отдельными странами и группами стран. Так, континентальная модель включает шведское «государство всеобщего благосостояния», немецкое социальное рыночное хозяйство, французский дирижизм, итальянский кооперативизм. Существенные отличия имеются между социально — экономическими моделями стран Юго-Восточной Азии. Мусульманская авторитарная модель в наиболее выраженном виде принята лишь в нескольких странах Среднего Востока.

Таким образом, каждая страна имеет свой тип влияния экономики на социальную сферу. Рассмотрим наиболее известные национальные модели на примере конкретных государств.

Первая модель, используемая в США, построена на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства товаров и услуг. Государственная собственность в США практически полностью отсутствует, что заметно отличает американскую экономику от экономики других развитых стран.

Главные достоинства американской модели:

-большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;

— высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала.

Принципиально важным является повышение степени приоритетности в бюджете данного государства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение. Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации — массовую ориентацию на достижение личного успеха.

Вторая модель рыночной экономики — японская. Ей свойственны:

— четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей;

— дух коллективизма и патернализма на производстве;

— внушительный упор на человеческий фактор.

Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста так называемых азиатских молодых тигров — Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи.

Третья модель — латиноамериканская. Ее характеризуют:

— сильное и не всегда грамотное вмешательство государство в экономику;

— коррупция, даже криминализация общества, включая хозяйственные связи;

— ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих две предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.

Четвертая модель капиталистической экономики — африканская — базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В странах Африки, использующих эту модель, наблюдается, прежде всего, малограмотность и даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцы вряд ли вообще могут создать современную экономику.

Африканской экономике присущи:

— нещадная эксплуатация неквалифицированного труда;

— широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»;

— неразвитость трудовых отношений и демократии вообще;

— крайне низкая эффективность.

Пятая модель, созданная после Второй мировой войны в Германии и Франции, получила название социально-ориентированной рыночной экономики. Она отличается от остальных следующими параметрами:

— «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности;

— макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);

— особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

— высокая доля госбюджета в ВВП;

— развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого по этой линии составляют значительную часть государственного бюджета;

— функционирование института производственной демократии.

Пять вышепредставленных примеров экономических систем государства лишь наиболее отличающиеся друг от друга модели развития. Если рассматривать более подробно, то каждая страна имеет свою специфику в развитии.

Источник

Модели экономического развития стран

Модель экономического развития – это тенденция развития экономических объектов (мировой экономики в целом, главных ее сфер – развитых, переходных и развивающихся стран, национальных экономик, сфер хозяйства и др.), приводящие к определенному экономическому результату.

Особенности моделей экономического развития определяются конкретными условиями соотношения и взаимодействия экономических факторов на основе теоретических закономерностей функционирования объектов в рыночной системе.

В зависимости от конкретных условий различных стран модели могут применяться как в чистом виде, так и в модифицированном. Конкретные условия (исторические, географические, социо-культурные) в различных странах и регионах обусловливают особые соотношения различных факторов, а значит, и особенности развития страновых и региональных моделей. Характеристику страновых моделей экономического развития определяют экономические ресурсы, национальные особенности, характер экономики, уровень экономического развития, место в регионе и в мире, организационная и отраслевая структура хозяйства, система государственного регулирования экономики, открытость экономики и степень вовлеченности в мирохозяйственные связи, использование иностранного капитала (все показатели – в динамике).

В моделях развития интеграционных группировок делается упор на цели и задачи группировок, организационную структуру и ресурсы, роль и место в мировом хозяйстве, перспективы и проблемы, программы развития. Характеристика модели развития мировой экономики концентрирует внимание на динамике ее хозяйственной и ресурсной структур, процессах интернационализации и глобализации и других новейших тенденциях социально-экономического развития, а также глобальных проблемах и путях их решения.

Главной в системе мировой экономики по-прежнему остается группа стран, где уже создана зрелая рыночная экономика с ее механизмом конкурентной борьбы и внутренней самонастройки на научно-технический прогресс (НТП). Для нее также характерен высокий технологический уровень производства, высокая производительность труда, эффективность производства и жизненный уровень населения, наличие давно сложившихся пропорций в экономике.

Современная зрелая рыночная экономика реально существует, прежде всего, в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), состоящей из 29 государств.

В целом данным странам присущи следующие признаки:

— Смешанная экономика при преобладании частной собственности;

— Распределение производимых товаров и услуг с помощью рыночного механизма: владельцам капитала – на прибыль, работающим – на заработную плату, потребителям – на цены;

— Высокий уровень капитализации доходов, которые направляются на прирост наличного капитала в материально-вещественной, денежной или иной физической форме, а также на прирост «человеческого капитала» в виде уровня образования и знаний.

Анализируя опыт мирового развития, можно выделить 5 наиболее типичных моделей рыночной экономики, базирующейся на многообразии форм собственности:

1. Модель США, построенная на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства товаров или услуг.

Главные достоинства этой модели:

— Большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;

— Высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала;

Особенно результативна данная модель на высоком уровне производительных сил, в условиях большой емкости внутреннего и внешнего рынков и при высоком жизненном уровне населения.

США – одна из крупнейших стран мира (площадь – 9,7 млн. кв.км., население – 270 млн. чел.). По количеству производимых товаров и услуг США превосходит любое другое государство в мире. ВВП США составляет более 8 трлн. долл. (21% совокупного ВВП мира), на душу населения – 30 тыс. долл.

Факторами развития США являются богатые природные ресурсы, благоприятные и разнообразные природно-климатические условия, отсутствие социально-экономических потрясений со времен великой депрессии 1929 – 1933 гг.; приспособляемость к меняющимся условиям развития.

Основополагающей экономике США является идеология частного предпринимательства и ограничение государственного вмешательства. Главная роль в экономике принадлежит нескольким сотням больших и сверхбольших корпорация и банков, между которыми традиционны отношения союза и сотрудничества. При этом в стране функционируют миллионы мелких и средних фирм, активно поддерживаемых государством.

К концу ХХ века в структуре хозяйства США наблюдается явное доминирование сферы услуг – 76% ВВП, более 20% — промышленность и строительство, около 3% — сельское хозяйство.

Главным фактором экономического роста является научно-технический прогресс. США – лидер в ведущих и новейших областях науки и техники – телекоммуникаций, компьютеризации, аэрокосмической техники, ядерной и нетрадиционной энергетики, биотехнологии, военной техники. Этому способствуют растущие затраты на НИОКР, увеличение ассигнований из бюджета, иммиграционная политика страны, привлекающая специалистов со всего мира, развитый инновационный бизнес, объединяющий науку и предпринимательство.

В структуре промышленного производства ведущую роль играют машиностроение, особенно электронное, электротехническое и транспортное, химическая промышленность, связанная с переработкой нефти и природного газа, самая крупная добывающая промышленность среди развитых стран.

США занимают первое место в мире по объему внешней торговли товарами и услугами. Кроме того, страна крупнейший экспортер капитала (ежегодный вывоз 0,3 – 0,4 трлн. долл.) и ведущий реципиент иностранных инвестиций (0,5 трлн. долл.). Растущий поток более дешевых товаров из азиатского региона способствует развитию «второй экономики» США – сети международного производства и коммерческой деятельности, созданной зарубежными филиалами ТНК посредством прямых иностранных инвестиций.

Лидерство США в мировой экономике оказывает влияние на хозяйственное положение других стран, являясь критерием их конкурентоспособности, а также источником их финансовой поддержки как непосредственно, так и через Всемирный банк, МВФ и др.

2. Социально-ориентированная рыночная экономика — создана после Второй мировой войны в Германии, Швеции и Франции

Ее характеризуют:

— Активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства;

— Сильная система социального обеспечения;

— Значительный удельный вес государственной собственности в ВНП.

Считается, что эта модель обеспечивает достижение высоких конечных результатов лишь при строгом поддержании баланса интересов труда и капитала, хотя она относительно менее гибкая и слабо реагирует на изменение рыночной конъюнктуры.

В настоящее время для данной модели характерны:

— Очень высокий уровень государственного регулирования, компенсирующий более низкий потенциал и мощь западноевропейских ТНК по сравнению с американскими и японскими;

— Наивысшая в мире социальная ориентация общественно-экономических систем, активно поддерживаемая государством, которое выполняет наибольшее количество социальных функций, капитализм определен как «социальное рыночное хозяйство»;

— Принцип и основное правило общественной жизни – относительный баланс индивидуализма и солидарности при ведущей роли первого;

— Наибольшая степень открытости мировому хозяйству и интернационализация хозяйственной жизни. Это выражается в состоянии внешней торговли: экспортная и импортная квоты стран ЕС – около 30%, тогда как в США – 9-11%, в Японии – 11-13%. Основная часть внешней торговли (около 70%) приходится на внутрирегиональный оборот в рамках ЕС. Прямые инвестиции более 60% размещены за пределами региона.

По уровню экономического развития в послевоенный период страны делятся на четыре группы:

1. «Большая четверка» – Германия, Франция, Великобритания, Италия, на которые приходится 1/3 территории и 2/3 населения Западной Европы и наибольший экономический потенциал.

2. Малые высокоразвитые страны севера и центра континента – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия. Финляндия, Швейцария и Австрия. Эта группа стран характеризуется удачным выбором специализации, активным участием в МРТ, опытом промышленного развития, его обновлением и накоплением, опережающим запасом научно-технических и технологических достижений. Ведущую роль в этих странах играют национальные и международные монополии.

3. Менее развитые страны – Испания, Португалия, Греция, Кипр, Мальта и Ирландия. Здесь более низкий уровень производительных сил и экономики в целом, характерна более высокая доля сельского хозяйства и феодальные пережитки (например, латифундии и др.).

4. Карликовые государства – Андорра, Ватикан, Монако, Лихтенштейн, Сан-Марино. Их вклад в производство незначителен, но существенна роль в кредитно-финансовой сфере. Многочисленны различные финансовые группы, во многих государствах действуют оффшоры.

3. Японская модель

Ей свойственны:

— Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей;

— Дух коллективизма и патернализма на производстве;

— Внушительный упор на человеческий фактор.

Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста стран НИС.

4. Латиноамериканская модель

Ее характеризуют сильное и не всегда грамотное прямое вмешательство государства в экономику, коррупция общества, ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих стран мира, использующих три предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.

Начало индустриального развития Латинской Америки относится к середине 50-х гг. Основой форсированной индустриализации было импортозамещение, среднегодовые темпы роста составляли 6,9%. К середине 70-х Латинская Америка стала индустриальным урбанизированным континентом с современными отраслями промышленности. Это был экстенсивный путь развития – за счет вовлечения новых сырьевых и трудовых ресурсов, производительность труда и капитала возрастали значительно медленнее, чем объем производства. При этом оставалась архаичной структура аграрного производства и общественных отношений в деревне.

Основными факторами, характерными для экономики этого региона в то время были:

— Увеличение заимствования капитала и государственная политика, направленная на сотрудничество с ТНК;

— Низкая конкурентоспособность товаров по сравнению с западноевропейскими и японскими;

— Подорожание денег на мировых финансовых рынках привело к бегству капитала и кризису внешней задолженности стран.

— Рост дефицита бюджета, диспропорции в экономике, инфляция, падение ВВП;

— Активная гражданская и общественная деятельность против авторитарных режимов.

В конце 80-х началось осуществление неолиберального проекта постиндустриализации континента при поддержке МВФ. Элементами проекта были приватизация, финансовая стабилизация и дисциплина, реформирование банковской и налоговой систем, либерализацию внутренней и внешней торговли, структурную перестройку экономики в соответствии с новым МРТ и др.

Страны добились значительных успехов, но ряд проблем остался нерешенным. Модернизация старых технологий в традиционных отраслях не внесла коренных изменений в структуру экономики, по-прежнему производство базируется на экстенсивном потреблении ресурсов, «грязных» технологиях и дешевой рабочей силе. В структуре иностранных капиталовложений велика доля портфельных инвестиций (50%), не заинтересованных в создании новых рабочих мест и развитии новых технологий, но готовых к бегству при малейшем неблагополучии.

Сказываются также негативные социальные последствия неолиберализма: дифференциация общества по уровню доходов, разрыв в уровнях развития центров и провинций, низкое качество рабочей силы с низким уровнем образования, рост «неформального» сектора, коррупция и преступность, социальная напряженность.

По оценкам экономической комиссии ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну поиск альтернатив находится на пути рационального сочетания этатизма (сильная государственная власть) и рыночных механизмов, развитие внутреннего рынка и интеграцию.

5. Африканская модель

Базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В данных странах наблюдается малограмотность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом.

Ей присущи:

— Эксплуатация неквалифицированного труда;

— Широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»;

— Неразвитость трудовых отношений и демократии;

— Крайне низкая эффективность.

6. Социалистическая (трансформационная) модель

Большинство стран мира развивают модель рыночной экономики. Однако в мировом сообществе остались несколько стран, развивающихся в условиях социалистической экономики. Это, прежде всего, Китай, Северная Корея, Республика Куба, Лаос, Вьетнам, также в недалеком прошлом — страны Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР.

Данной модели присущи следующие признаки:

— Господствующее положение государственной формы собственности;

— Централизованное, нерыночное распределение ресурсов;

— Практическое отсутствие рынка и конкуренции;

— Централизованное управление и планирование;

— Фиксированные цены, устанавливаемые государственными органами.

Следует отметить, что в чистом виде социалистическая модель в настоящее время не применяется. Все страны, входившие ранее в «мировое социалистическое хозяйство», находятся на этапе трансформации в рыночную систему, которая предполагает переход к рыночному механизму хозяйствования, либерализацию внешнеэкономической политики и интенсивное развитие МЭО. Существует две модели рыночной трансформации: двухсекторная, при которой длительное время сосуществуют экономический механизм плановой экономики и развивающийся рыночный механизм при сохранении прежней политической системы (Китай, Вьетнам); односекторная, при которой прежние плановый механизм и политическая система разрушаются с самого начала (все остальные страны).

Переход к рыночной экономике может осуществляться путем радикальных («шоковая терапия») или постепенных системных реформ. Реформы внутреннего плана направлены на либерализацию экономики – сокращение государственного сектора, приватизация, дерегулирование, диверсификация форм собственности, стабилизацию финансово-кредитной сферы. Страны с переходной экономикой в основном осуществили реформы во внешнеэкономической сфере, что сделало мировое хозяйство целостным.

Особенность центрально-европейских стран и СНГ – проведение либеральной внешнеторговой политики открытой экономики. В политике Китая внешнеторговые и особенно валютные ограничения имеют большее распространение.

Важнейшие проблемы переходных систем: необходимость внешних заимствований, структурная перестройка, высокий уровень безработицы и инфляции, инвестиционный кризис (большей частью пройден), трансформация социальной сферы. Особенность – резкое снижение среднедушевого ВВП из-за разрушения прежнего хозяйственного механизма.

Успех стран с переходной экономикой определяется, прежде всего, исходными условиями (обеспеченность ресурсами, уровень социально-экономического развития, степень открытости экономики) и наличием сильной целеустремленной государственной власти.

К странам центрально-европейской модели экономического развития относятся Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Сербия, Черногория. Население этих стран составляло в 2000 г. около 120 млн. чел., совокупный ВВП составлял около 2% общемирового, среднедушевой объем ВВП в 3 раза меньше, чем в странах ЕС и примерно соответствует уровню боле развитых стран Латинской Америки. Структура ВВП характеризуется некоторым преобладанием непроизводственной сферы – 45-50%, промышленность – 35%, сельское хозяйство – 15-20%.

По уровню социально-экономического развития все страны, кроме Албании, относятся к среднеразвитым индустриальным и индустриально-аграрным. Албания – развивающаяся аграрная страна.

После Второй мировой войны в этих странах была установлена командно-административная система, допускающая некоторые элементы рыночной экономики. После падения коммунистических режимов в 1989-1991 гг. в странах осуществляется переход к рыночной системе хозяйствования. Преобразования шли двумя путями – эволюционным (Болгария, Венгрия, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия) и радикальным путем (Польша, Чехия). Наибольшие результаты были достигнуты Вышеградской четверкой – Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией. Гораздо медленнее и с огромными трудностями идут процессы реформирования в странах Балканского региона, особенно бывшей Югославии.

При всех различиях во всех этих странах утвердились основы рыночной экономики: ликвидировано централизованное планирование, произошла либерализация цен на большинство товаров и услуг, исчез товарный дефицит, осуществлена приватизация. Появились новые рыночные институты – фондовые биржи, коммерческие банки, антимонопольное регулирование, законодательство о банкротстве; экономические агенты получили право выбора форм собственности и выхода на внешний рынок. Государство сохранило за собой социальные функции.

Переход к рыночным формам хозяйствования во всех странах сопровождался снижением производства и всплеском инфляции, ростом безработицы и социальной дифференциацией населения. Финансовая стабилизация на основе жестких бюджетных ограничений оказалась успешной в странах Вышеградской четверки. Во всех странах восстановлена и считается приоритетной частная собственность на землю.

В сфере ВЭД страны этой модели ориентируются на ЕС, более тесное сотрудничество, с которым началось после их принятия в данную интеграционную группировку 1 мая 2004 г. К положительным последствиям присоединения относятся: окончательное открытие рынков ЕС для центрально-европейских товаров и, прежде всего, продукции сельского хозяйства; формирование новых отраслей международной специализации стран, повышение качества выпускаемой продукции. К отрицательным последствиям можно отнести постепенную отмену протекционистских барьеров (может не выдержать национальное производство) и последующую всеобъемлющую структурную перестройку экономики стран с учетом интересов ЕС. В настоящее время структурная перестройка экономик направлена на приспособление к внутреннему платежеспособному спросу.

Для государств СНГ и Балтии характерна более высокая степень деформации рыночных механизмов, связанная с более длительным господством государственной монополии в хозяйственной жизни. Поэтому реформы имеют более продолжительный и болезненный характер.

Особенности развития стран СНГ определяются экономическими факторами, среди которых:

— Обеспеченность природными ресурсами. К странам, располагающим природными ресурсами мирового значения, относятся Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан. К странам, бедными ресурсами, относятся Беларусь, Молдова, Армения и страны Балтии. Обладают ресурсами международного значения Украина, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан.

— Экспорт топлива, сырья и полуфабрикатов на базе советских производств стал основополагающим в большинстве стран, однако надежды на процветание за счет обеспеченности природными ресурсами не оправдались.

— Географическое положение и система транспортных коммуникаций. Наиболее благоприятно оно у стран Балтии, Украины и Грузии. Неблагоприятное транспортное положение у Азербайджана, Армении, а особенно у стран Центральной Азии.

— Уровень социально-экономического развития. По размерам ВВП на душу населения к числу наиболее развитых относились Россия (с различием уровня по регионам), Беларусь, Украина и страны Балтии. Средний уровень развития характерен для стран Закавказья и Казахстана. Наименее развитыми были среднеазиатские республики и Молдова.

— Развитость социальной сферы. Даже наиболее отсталые республики бывшего СССР намного опережали развивающиеся страны, а по некоторым показателям потребления приближались к развитым странам.

— Квалификация рабочей силы. Страны СНГ и Балтии характеризуются относительно высоким уровнем квалификации трудовых ресурсов, хотя и уступают стандартам западных стран. Наименьшим уровнем квалификации характеризуются страны Средней Азии.

— Структура экономики. До сих пор характерно преобладание тяжелой и военной промышленности, чрезмерная топливно-сырьевая ориентация. Обрабатывающая промышленность, особенно производство потребительских товаров длительного пользования, даже переработка сельскохозяйственного сырья, были развиты значительно меньше.

— Экономическая взаимозависимость. СССР развивался как единое предприятие, где отдельные республики выступали в роли цехов. Связи с внешним миром определялись по остаточному принципу. Поэтому разрыв связей после распада государства вызвал цепную реакцию остановки производств на многих предприятиях – до 50% падения промышленного производства обусловлено именно этим фактором.

Кроме этих исходных различий большое влияние оказали политическая ситуация в странах и их внешнеэкономическая ориентация. По типу системных реформ все страны можно разделить на три группы: «радикалы» – применявшие в целом методы «шоковой терапии» (страны Балтии, Кыргызстан, Казахстан, Россия); «консерваторы» — использовавшие осторожные способы постепенного перехода (Узбекистан, Туркменистан, Беларусь) и промежуточная группа, включающая все остальные страны. Среди последних выделяется группа стран, затронутых вооруженными конфликтами, замедлившими проведение системных реформ – Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова.

На протяжении последних двух десятилетий Китай является одним из мировых лидеров по темпам экономического роста: в среднем 9,6% в год. Поставленная в 1980 г. задача увеличить к 2000 г. национальное производство товаров и услуг в 4 раза была решена досрочно – в 1995 г. В целом ВВП Китая по сравнению с началом 80-х гг. увеличился в 5,7 раза, в расчете на душу населения – в 4,4 раза.

Начало преобразования Китая связано с осуществлением политики импортозамещения. Целью ускоренной индустриализации было создание целостной промышленной системы, особенно тяжелой индустрии. Изоляция от мирохозяйственных связей, «большой скачок», «культурная революция» обрекли КНР на длительное научно-техническое отставание.

Изменение позиций политического руководства произошло под воздействием опыта Японии, Южной Кореи и Тайваня. Переход к политике реформ и открытости имел целью привлечение иностранного капитала, модернизацию промышленности, подготовку кадров, установление прочных связей с мировым рынком. Были созданы особые экономические районы и другие «формы локального применения капиталистических методов хозяйствования». В КНР стали поступать иностранные капиталовложения, основная их масса (60%) принадлежала представителям зарубежной китайской диаспоры. В деревнях возникли системы подворных подрядов.

Растущий приток иностранного капитала и его ориентация на внешние рынки стало причиной выбора новой стратегии – экспортной ориентации экономики. В результате к 1997 г. Китай по объему внешнеторгового оборота вышел на 10 место в мире.

Специфика системного реформирования Китая выражается в сохранении прежнего идеологического курса на строительство социализма и монополии коммунистической партии на власть. Это позволило смягчить психологическую нагрузку нововведений, рыночные ценности постепенно включаются в структуру государственной идеологии и становятся привычными большинству населения. Населению внушается чувство гордости по поводу экономических успехов и усиления позиций на мировом рынке, пропагандируется необходимость национальной консолидации, социально-политической стабильности.

При высоких среднегодовых темпах экономический рост в КНР характеризуется цикличностью (резкие ускорения роста и вспышки инфляции с одной стороны и дефляционные замедления роста с другой) и территориальной неравномерностью (глубинные районы Китая практически не затронуты преобразованиями, а ускоренными темпами развиваются приморские районы).

Постепенность импортной либерализации связана с сохранением высокого уровня протекционистской защиты китайского рынка. Умелая политика государства по предоставлению иностранных инвестиций базируется на специальных льготах предприятиям с участием иностранного капитала; создании специальных экономических зон на юго-восточном побережье Китая с экспортной направленностью промышленности, финансового сектора и туризма; создании зон экономического и технического развития, ориентированных на технологическую модернизацию сложившихся индустриальных комплексов; «открытых приморских зон» в сельских районах с развитием экспортных трудоемких отраслей промышленности; создании зон высоких технологий с разработкой новаций и экспериментальных мелкосерийных производств; приграничных открытых зон с развитием сферы услуг, связанной с трансграничной торговлей.

Источник

Читайте также:  Перечень соглашений стран снг
Оцените статью