Социально экономические проблемы индустриальных стран

Современные наиболее острые экономические проблемы индустриально развитых стран

Современные наиболее острые экономические проблемы индустриально развитых стран

1. Проблемы свободного предпринимательства

Наиболее острыми экономическими проблемами на современном этапе развития капиталистической экономики являются вопросы, связанные с недопущением господства монополий в различных сферах производства. Рыночная экономика является экономическим фундаментом развитого общества, поскольку в условиях свободы конкуренции возможно проявление и развитие творческого потенциала нации. Антиподом свободной конкуренции является монополии, которые склонны к установлению диктата в производстве, в распределении и обмене материальных благ, снижении творческого развития мелкого и среднего бизнеса. Жизнь подтвердила, что монополии вызывают нерациональное распределение ресурсов, замедляют темпы научно-технического прогресса, вызывают расслоение в доходах населения, представляют собой угрозу демократии вообще и политической демократии в частности.

Однако в обществе есть немало экономистов, которые защищают предпринимательскую монополию, выдвигая в ее оправдание следующие аргументы.

Фирмы, которые приобретают большую долю рынка в свое распоряжение, прелагают покупателю продукцию более высокого качества.

Монополия предпринимателей обладает большим весом своего производства на рынке, по мнению защитников такой монополии, делают эти монополии более конкурентоспособными на межотраслевом и международном уровне, поскольку в таких структурах имеется больше возможностей для использования прогрессивных технологий.

Однако государство оказывает самое непосредственное влияние на деятельность крупных производственных структур с помощью антитрестовых законов. Наиболее известны в этом отношении следующие законы антимонопольной направленности.

Читайте также:  Какие страны можно посещать с канадской визой

Закон Шермана в США (1980 г.) и закон Клейтона (1914 г.) устанавливают следующее: “Любое соглашение, объединение или тайный сговор, имеющие целью ограничение торговли между несколькими штатами являются незаконными” и что любое лицо, которое монополизирует или пытается монополизировать масштабную торговлю, виновно в совершении преступления.

Закон Клейтона конкретизирует некоторые положения закона Шермана, особенно в части ценообразования на сбываемую продукцию, где утверждается, что ценовая дискриминация, принудительное межкорпоративное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты являются незаконными, когда вследствие этих действий ослабляется конкуренция. В том же направлении действуют законы о Федеральной торговой компании (1914 г.) и закон Селлера-Кефовера (1950 г.). Сложность соблюдения требований указанных законов заключается в том, что бывает очень трудно оценить отрасль как монополистическую по ее структуре или по поведению и по негативному влиянию на конкуренцию.

Антимонопольная направленность деятельности правительства развитых капиталистических стран проявляется также в отраслевом регулировании, смысл которого заключается в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий. В этом случае правительство вмешивается в регулирование цен и качества обслуживания. Законодательство, принятое во второй половине XX века в странах Запада, привело к дерегулированию в различных отраслях, таких как авиалинии, грузовых перевозок, других видов транспорта, банковского дела, телевизионного вещания и т.п. Дерегулирование авиакомпаний в США способствовало снижению тарифов и повышению эффективности данной отрасли, что принесло американскому обществу значительную экономическую выгоду.

Государство вмешивается не только в экономические процессы, но и все в большей степени оказывает воздействие на социальные процессы.

Социальное регулирование касается в первую очередь проблем безопасности условий труда, стандартизации качества продукции, уменьшения загрязнения окружающей среды, утверждения законов, способствующих развитию социального партнерства во всех сферах общественно-полезного труда в стране.

2. Отраслевое регулирование

Отраслевое регулирование в области сельскохозяйственного производства является важной и острой проблемой производств с развитой рыночной экономикой.

Фермерская проблема на протяжении длительного исторического периода развития находилась в поле зрения интересов общества. В силу особых специфических условий развития сельского хозяйства, когда природные условия определяют в значительной мере эффективность производства сельскохозяйственной продукции, особенности людских ресурсов аграрного сектора, рыночная система оказалась неспособной разрешить фермерскую проблему путем упования на закон стоимости и свободную конкуренцию. В этих условиях поддержка со стороны правительства является объективным требованием благополучного развития других отраслей производства, которые используют результаты труда сельскохозяйственного работника.

Первоначально правительство ориентировало развитие сельского хозяйства на такое формирование цен, которое обеспечивало бы так называемый паритет в ценообразовании. Эта концепция паритета цен предполагает, что отношение цен, по которым фермер продает свою продукцию, к ценам, по которым они покупают товары для своего производства, должны быть не только постоянными, но и обеспечивать соответствующую долю прибыли. Для сохранения этого паритета органы власти установили соответствующие уровни цен и скупали излишки продукции по минимальным ценам.

Использование минимальных, или поддерживаемых цен имеет ряд экономических последствий.

К числу главных следует указать на такие, как:

появление избыточной продукции;

увеличение доходов фермеров;

3. увеличение цен на сельскохозяйственную продукцию;

4. общество в целом получило увеличение поступления налогов (налог с продаж);

5. общество несет большие издержки связанные с хранением избыточных продуктов.

Но это все в конечном счете оправдывает себя вследствие стабильного развития данной отрасли производства.

К числу проблем, которые занимают внимание государственных структур, следует отнести такую социальную задачу, как справедливое распределение доходов в обществе и борьба с неравенством жизненного уровня населения и бедность. Эти проблемы при неправильном ее разрешении из экономической может перерасти в социальную, а из социальной в политическую. Поэтому вопросы распределения и перераспределения доходов, проблема занятости и социального партнерства лежит в основе стабильного и эффективного развития экономики любой страны.

3. Проблемы рынка рабочей силы

Развитие рынка рабочей силы является наиболее актуальной социально-экономической задачей стран с высоким уровнем производительных сил общества. Этот вопрос по существу является ключевым в системе функционирования производственных отношений. Хотя на первый взгляд речь идет о занятости рабочей силы в различных отраслях народного хозяйства, по существу этот вопрос затрагивает все общество как с точки зрения наличия или отсутствия безработицы, так и с точки зрения уровня оплаты труда в самом производственном процессе, от чего зависит активность рабочих в повышении производительности труда, если вопрос оплаты решается в интересах двух взаимосвязанных между собой сторон — работодателя и рабочих.

В экономической литературе стран с развитой рыночной экономикой среди наиболее острых проблем, связанных с рынком рабочей силы, выделяется три главные проблемы: профсоюзное движение и его влияние на уровень оплаты труда рабочих, и его влияние на производительность труда, преодоление дискриминации в оплате рабочей силы, проблемы иммиграции рабочей силы.

Существуют различные точки зрения по поводу того, позитивным или негативным является воздействие профсоюзов на эффективность производства.

Одни утверждают, что влияние профсоюзов на производство может быть только отрицательное. Это подтверждается по их мнению тем, что:

причина сохранения численности рабочих независимо от потребности в ней ведет к росту издержек производства;

создает плохие предпосылки к потере национального продукта из-за забастовок;

вследствие получения членами профсоюза преимуществ в оплате, формируется нерациональное размещение трудовых ресурсов по стране.

Сторонники противоположной точки зрения считают:

благодаря настойчивым требованиям профсоюзов увеличить зарплату, предприниматели вынуждены ускорять применение более совершенной техники и технологии, что ведет к развитию научно-технического прогресса;

профсоюзная солидарность способствует повышению производительности труда, уменьшается текучесть рабочей силы;

серьезные гарантии занятости, представляемые членам профсоюза, усиливают их готовность передавать свои производственные и профессиональные навыки рабочим с меньшим стажем работы.

Рынок рабочей силы испытывает на себе давление дискриминации в оплате труда по возрастному, национальному, расовому и половому признакам.

Дискриминация в оплате труда проявляется в том, что неграм и рабочим, принадлежащим к другим национальным меньшинствам, платят меньше чем белым, т.е. белым, выполняющим ту же самую работу. Практика дискриминации в оплате труда цветного населения находиться в противоречии с федеральным законодательством.

Существует дискриминация при найме на работу, что проявляется в предоставлении работы белым. Часто негров последними берут на работу и первыми увольняют. Поэтому за последние 15-20 лет уровень безработицы среди негров примерно вдвое превышает этот уровень среди белых.

Дискриминация в сфере человеческого капитала предполагает меньшие затраты на обучение и повышение квалификации негров по сравнению с белыми.

Дискриминация при выборе профессии означает, что представителям национальных меньшинств произвольно ограничивают или запрещают доступ к более престижным и высокооплачиваемым профессиям.

Все эти проблемы имеют в своей основе не только экономические, но и социальные корни открытого противопоставления интересов рабочих и работодателей, людей одной национальности — другой национальности, профессионализм одной группой лиц другой группе лиц и т.п.

Только в демократическом обществе, где все подчиняются законам своего общества, можно постепенно преодолевать имеющиеся различия и противоречия в интересах различных социальных слоев.

Действенным инструментом в этом направлении является идеология социального партнерства в трудовых отношениях.

Список литературы

1. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М. Высшая школа. 1996.

2. Долан, Эдвин Дж., Линдсей, Девид Е. Микроэкономика. Пер. с англ. С-Пб. 1994.

3. Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. М. Наука. 1996.

4. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с анг. Общая редакция В.А. Исаева. М. Инфра-М. 1996.

5. Долан, Эдвин Дж., Линдсей, Девид Е. Макроэкономика. Пер. с англ. С-Пб. 1994.

6. Сакс Дж.С., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. М. Дело. 1996.

7. Лэйард Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М. 1994.

8. Политическая экономия. Под ред. А.В. Сидоровича, Ф.М. Волкова. М. Издательство МГУ. 1994. часть 2.

9. Эдвин Дж. Доллан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.

10. Современный бизнес. т. 1, 2. Москва «Республика». 1995 г.

11. Е.Ф. Борисов, Ф.И. Волков. Основы экономической теории. «Высшая школа». М., 1993 г.

12. А. Хоскинг. Курс предпринимательства. Москва. «Международные отношения». 1993 г.

13. Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. «Наука», 1996 г.

14. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общей редакцией А.В. Сидоровича. М.: ИППК МГУ, 1996 г.

15. Раймон Барр. Политическая экономия. т. 1, 2. Москва. «Международные отношения» 1995 г.

16. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 1998 — 1999 годы. «Российская газета» 26 февраля 1998 г.

Источник

Новые индустриальные страны: проблемы хозяйственного роста, перспективы

Характеристика новых индустриальных стран. Различные причины стремительного взлета этих стран и общие закономерности. Внешние и внутренние факторы, феномен появления индустриальных стран, их влияние на направление мировой капиталистической торговли.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.12.2015
Размер файла 33,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

Тема: «Новые индустриальные страны: проблемы хозяйственного роста, перспективы«

«Связь с общественностью»

1. Характеристика НИС

2. Внешние и внутренние факторы появления НИС

3. Модели развития экономик НИС

4. Феномен новых индустриальных стран

Список использованной литературы

В послевоенный период на фоне бурного развития мирового хозяйства отдельные страны продемонстрировали феноменальные достижения в экономической и социальной сферах. В определенное время в мировой экономике появилось западногерманское «чудо», итальянское, японское, и, наконец, «чудо» новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Сянган (Гонконг), Таиланд, Аргентина, Бразилия, Мексика и др.).

Новые индустриальные страны (далее — НИС), это чаще всего бывшие колонии или полуколонии, экономика которых за сравнительно короткий период совершила скачок от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. Основной упор перестройки экономик НИС был сделан:

на индустриализацию на основе новейших научно-технических достижений с ориентированием на внешний рынок;

на общедоступность и высокий уровень образования внутри страны;

на максимальное использование иностранного капитала.

При различии причин стремительного взлета этих стран прослеживаются общие закономерности. В основе их поразительных успехов лежит совокупность внутренних и внешних факторов, рациональное использование которых, в конечном счете, и определило динамизм и устойчивость их социально-экономического развития.

Сейчас темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Собственно, это обстоятельство во многом обусловило их необычайно ускоренный рост.

1. Характеристика НИС

Растущий процесс дифференциации развивающихся государств, обусловленный действием закона гетерохронности (неравномерности) экономического развития, привел к выделению особой группы стран и территорий — «новых индустриальных стран» (НИС), или «новых индустриальных экономик» (НИЭ).

Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошел качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

К Новым индустриальным странам (НИС) относят ряд стран Азии и Америки. К этим странам принято относить Южную Корею, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур, Малайзию, Таиланд, Бразилию, Мексику, Аргентину. (В отношении некоторых НИС вместо слова «страна» часто применяется термин «территория».

Общие черты новых индустриальных стран:

§ демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8% в год у НИС 1 волны);

§ ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

§ экспортоориентированная экономика (Азиатская модель);

§ активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

§ образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

§ большое внимание уделяется образованию;

§ использование высоких технологий;

§ привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

§ главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Привлекают внимание и такие характеристики новых индустриальных стран, как высокие темпы роста, динамические макроэкономические и внутриотраслевые структурные сдвиги, рост профессионального уровня рабочей силы, интенсивное участие в международном разделении труда, широкое использование иностранного капитала с целью развития.

2. Внешние и внутренние факторы появления НИС

Факторы, которые обусловили появление НИС, условно можно разделить на внешние и внутренние.

1. Страна очутилась в сфере особенных политических или экономических интересов промышленно развитых стран, прежде всего США и Японии. Следовательно, для нее будет делаться все возможно, чтобы обеспечить высокую стабильность и высокую лояльность ее населения к экономической системе капитализма. Так США действовали после Второй мировой войны — оказывали разнообразную помощь и поддержку Западной Германии и Японии с целью превращения их в главные центры противодействия распространению социализма на Западную Европу и Юго-восточную Азию. США, объявляя зоной особенных национальных интересов Южную Корею и Тайвань, хотели превратить их в главные страны, которые бы противостояли коммунистическому влиянию со стороны КНР, Корейской Народно-демократической республики и Социалистического Вьетнама. Южной Корее и Тайваню предоставлялась огромная экономическая помощь и военная поддержка.

2. Структурная перестройка экономики, которая началась в промышленно развитых странах благодаря научно-технической революции в 50-60-х годах. Транснациональные корпорации промышленно развитых стран быстро освоили производство автомобилей, полупроводников, вычислительной техники, бытовой электроники не только в пределах страны базирования, но и в странах, которые развиваются. 80-х годах прямые инвестиции в экономику НИС составляли свыше 40 % всех прямых капиталовложений, что их осуществляли промышленно развитые страны в экономику стран, которые развиваются.

1. Относительная политическая стабильность и лояльные к развитым капиталистическим странам политические режимы. Руководство стран было готово осуществлять политические и экономические реформы, направленные в интересах капиталистических стран, в частности полное гарантирование безопасности их инвестиций, дистанционирования от социалистической теории и практики, поддержки действий развитых стран в международных организациях. Страны, которые развиваются, нормировали свои правовые акты таким образом, что они позволяли ТНК из США, Японии и их союзников практически беспрепятственно использовать дешевую рабочую силу, дешевое сырье и достаточно вместительные внутренние рынки и так же беспрепятственно экспортировать выработанную продукцию.

2. Производительная с точки зрения достижения конечного результата экономическая стратегия, которая состояла из нескольких этапов: на первом этапе страны постепенно замещали отечественной продукцией импорт аналогичных изделий из-за границы и тем самым экономили валютные средства и в то же время насыщали внутренний рынок основными потребительскими товарами; на втором этапе создавался экспортный потенциал и наращивалась мощность базовых отраслей экономики (при этом НИС Юго-восточной Азии создавали предприятия из выпуска преимущественно трудоемкой продукции массового потребления, в то время как латиноамериканские отдавали преимущество развитию высокотехнологических капиталоемких отраслей, таких, как отделочная и добывающая промышленность); третий этап внедрения экономической стратегии характеризуется созданием собственной научно-исследовательской базы и развитием наукоемких отраслей, включением страны в процесс экспорта капитала.

3. Развитие производительных сил, то есть средств производства и человека как главной производительной силы общества. НИС Юго-восточной Азии сделали огромные капиталовложения в обновление средств производства в традиционных отраслях экономики и создали новые, раньше отсутствующие производства на базе новейшей техники и технологии. Причем инвестиции в физический капитал они осуществляли за счет высокой нормы внутренних сбережений, которая составляла свыше 30% валового внутреннего продукта. В то же время НИС Юго-западной Азии инвестировали средства в начальное и среднее образование, развитие научно-технического потенциала и переподготовку кадров, потому местная рабочая сила оказывалась готовой к высокоэффективной работе со сложной наукоемкой техникой.

4. В экономике оптимально объединились рыночный механизм и государственная регуляция. Хотя экономическая роль государства в каждой из НИС разная, в целом она была достаточна для того, чтобы дополнить рыночные механизмы там, где они объективно несостоятельные были обеспечить высокие темпы экономического развития. Именно благодаря государственной регуляции внешне экономических отношений Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур в течение длительного времени имели позитивное сальдо платежных балансов. Правительства азиатских стран контролировали мероприятия по поддержанию макроэкономической стабильности, избегая высокой инфляции и безработицы. В Южной Корее все ведущие отрасли материального производства имеют ярко выраженный экспортно ориентированный характер. Доходы от внешней торговли составляют основную часть бюджетных поступлений.

5. Эффективная, противоположная традиционной, политика доходов. Правительства Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня проигнорировали традиционные западные теории, согласно которым неравенство в доходах вроде бы нужно для стимулирования экономического роста, поскольку богатые склонны к сбережению в большей мере, чем бедные. Чем больше богатых, утверждают традиционные теории, тем более сбережение и тем большие возможности для инвестиций в экономическое развитие. Восточноазиатские страны пошли путем обеспечения более справедливого распределения, преодоления неравенства в доходах, что усилило мотивацию непосредственных производителей — главной производительной силы общества.

Появление НИС обусловила не сама по себе экономическая система капитализма, а ее оптимальное приспособление к современным глобальным процессам. Это приспособление происходит по линии производительных сил, производственных отношений и хозяйственного механизма. Причем оно происходит в значительной степени путем использования способов, методов,

3. Модели развития экономик НИС

Существует две основных модели развития экономик НИС:

Азиатская модель: характеризуется незначительной частью государственной собственности в экономике, однако высокой степенью влияния государства на экономические процессы (интервенционизмом), существованием культа лояльности к „своим» корпорациям, безусловным приоритетом национальных интересов над международными, национальная экономика развивается с ориентацией в основном на внешний рынок.

Латиноамериканская модель ориентирована на импортозамещение. Вторая модель в значительной степени свойственна латиноамериканским «новым индустриальным странам».

Не умаляя важной роли опыта развития латиноамериканских НИС, все же следует подчеркнуть, что азиатские НИС, а именно Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, стали своеобразными образцами развития для многих освободившихся государств, как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии.

Как правило, к «новым индустриальным странам» относят четыре «малых дракона» Азии, т. е. упомянутые выше Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки — Аргентину, Бразилию, Мексику. Все перечисленные страны — это НИС «первой волны» или первого поколения. Следом за ними идут НИС последующих поколений. Например, второго поколения — Малайзия, Таиланд, Индия, Чили; третьего поколения — Кипр, Тунис, Турция и Индонезия; четвертого поколения — Филиппины, южные провинции Китая и др. В итоге появляются целые зоны «новоиндустриальности», полюса экономического роста, распространяющие свое влияние на близлежащие регионы.

Высокие темпы роста «новых индустриальных стран сопровождаются значительным повышением благосостояния населения. Так, с середины 60-х до начала 90-х годов годовой доход на душу населения в этих странах вырос в 4 раза. Еще одним достижением «новых индустриальных. стран» Юго-Восточной Азии является низкий уровень безработицы. В середине 90-х годов четыре «малых дракона», а также Таиланд и Малайзия относились к странам с самой низкой безработицей в мире.

Отмечая несомненные успехи «новых индустриальных стран», впечатляющий экономический рост, не стоит сбрасывать со счетов и то, что они продемонстрировали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами.

4. Феномен новых индустриальных стран

Появление НИС представляет собой результат взаимодействия ряда факторов. Если иметь в виду экономический, то это прежде всего приверженность этих стран к рынку и частной собственности. Им удалось заменить обращенную на решение внутренних проблем стратегию импортзамещения ориентированной на внешний мир стратегией поощрения экспорта.

В основе лежала форсированная индустриализация, начинавшаяся с перевода на машинную базу легкой промышленности, которая ориентировалась на производство потребительских товаров кратковременного пользования для внутреннего рынка.

Спустя некоторое время национальные промышленные структуры, наталкиваясь на проблему реализации на узких местных рынках, вынужденно переориентировались на внешние рынки.

Экспорт этих стран вдвое превышает экспорт Латинской Америки, хотя население последней в шесть раз больше. Во всех этих странах сохранилось сильное государство, роль которого велика не только в социальной сфере, но и в стимулировании экспорта. Удачная налоговая политика, способствовавшая росту инвестиций, а также отсутствие высоких финансовых барьеров для капиталовложений, как своих, так и зарубежных инвесторов. Большую роль в этом сыграли дешевизна рабочей силы и специфика воспроизводства капитала в регионе, активное участие местного китайского населения (китайской общины) в национальной экономике этих стран. Отличительной особенностью зарубежных китайских общин стало выдвижение китайского капитала в качестве постоянного элемента социально-экономической структуры стран Юго-Восточной Азии.

Решающее же значение в условиях нового этапа НТР, в условиях начавшейся в 90-е гг. структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно-технического потенциала, тенденция к интенсификации развития, саморазвитию на основе накопленного промышленного и научного потенциала. Интенсификация нивелирует различия между странами по территориальному и ресурсному критериям, отдавая приоритет научно-техническому фактору.

Пример названных стран говорит о развивающемся процессе региональной интеграции, что свидетельствует о новом качестве мирового хозяйства, когда возникает объективная необходимость сращивания экономических, научно-технических потенциалов, интеллектуальной мысли развитых стран для технологического прорыва.

Овладение высшими достижениями НТП дает странам более благоприятные шансы в конкурентной борьбе, которая переходит теперь в новые плоскости интеллектуальной соревновательное™.

Новые индустриальные страны взялись за разработку альтернативных производств, ориентированных на экспорт. Появились электронная, пищевая, автомобильная и другие виды промышленности, развивая которые странам удалось довольно быстро, менее чем за десятилетие, потеснить позиции крупнейших капиталистических государств, являющихся производителями аналогичной промышленной продукции.

Из огромного числа новых технологий в НИС особенное внимание уделяется индустрии информатики. В результате разных научно-технических возможностей в новой индустриальной зоне Азии наметилась дифференциация. Южная Корея и Тайвань сохраняют верность примату материального производства и, находясь на этом пути, близки к тому, чтобы вступить в ряды мирового технологического авангарда. Сингапур же, обладающий значительно более скромным научно-техническим потенциалом, предпочел уйти в непроизводственную сферу, о чем свидетельствует его усиливающаяся в последние годы специализация в качестве нового финансового центра региона.

В процессе изучения этих вопросов, важное значение имеет и политический аспект. Форсированная капиталистическая модернизация в этих странах начиналась после того, как к власти приходил авторитарный режим, и активно разворачивалась политика государственного капитализма, добиваясь максимального эффекта. КНР, Тайвань, Южная Корея и др. шли к эффективной экономике через авторитаризм, в отличие от Японии, достигнувшей преуспевания на пути развития демократии. Отметим, что и Китай, и Корея в историческом плане находятся сейчас на пороге крупных перемен.

Опыт НИС свидетельствует, что именно авторитарные режимы успешнее всего решают здесь вопросы экономической стабилизации и национального развития.

К тому же политическая стабильность и отсутствие стачек и забастовок повышают привлекательность этих государств в глазах иностранных инвесторов. Однако недостаток политических свобод компенсируется предоставляемой населению возможностью проявить себя в сфере бизнеса от участия в крупных и мелких компаниях до уличной торговли.

Достижения НИС представляют собой логическое продолжение западногерманского, итальянского и японского «экономического чуда». Но для «новых индустриальных стран» является характерным то, что их скачок был совершен в предельно сжатые сроки. Им потребовалось почти вчетверо меньше времени — (25 лет вместо 100), чтобы преодолеть путь, проделанный Японией, и в 8 раз меньше, чем США. Формирование в мировом хозяйстве с конца 80-х годов новых поколений стран с чертами НИС позволяют говорить о «новоиндустриальности» как об объективном и закономерном явлении в развитии международной экономики.

Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран; обладая высокой конкурентоспособностью, продукция их обрабатывающей промышленности интенсивно завоевывает мировые рынки. НИС превратились в крупнейших мировых экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. Этим странам не только удалось найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых капиталистических государств. Таким образом, в предлагаемой читателю работе рассматривается наиболее динамичная в мировом капиталистическом хозяйстве группа стран. взлет закономерность капиталистический торговля

В 80-х годах ощутимо возросло влияние НИС на динамику, структуру и географическое направление мировой капиталистической торговли. Прослеживаются тенденции к влиянию НИС на состояние внутренней общехозяйственной конъюнктуры их основных партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству.

Изучение феномена НИС заставляет по-новому взглянуть на многие проблемы развивающихся государств и пути их решения, определить возможные подходы к разработке наиболее оптимальной модели дальнейшего социально-экономического развития освободившихся государств.

1. Аваков Р. Колонизация и деколонизация: эволюция развивающегося мира// Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 9.

2. Жуков Е. Ф. МЭО: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

3. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Полякова, А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 2001.

4. Кошечкин Е. Состояние мировой экономики и стран переходного типа// Проблемы теории и практики управления. — 2000. — № 1.

5. Федоровский А. Южнокорейский опыт внешне ориентированного развития: уроки для России// Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — № 7.

6. Чешков М. Осмысливая развивающийся мир// Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 4-5.

7. Эльянов А. Индустриализация развивающихся стран в интерьере мирохозяйственных связей и Россия// Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — № 1-2.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общая характеристика промышленно развитых стран. Основные признаки промышленно развитых стран. Дифференциация и выравнивание уровней экономического развития индустриальных стран Запада. Внутренние рынки промышленно развитых капиталистические стран.

курсовая работа [63,1 K], добавлен 10.03.2003

Анализ структуры и этапов развития мирового хозяйства. Знакомство с классификацией стран по комплексу социально-экономических показателей, рассмотрение особенностей. Общая характеристика новых индустриальных стран: Республика Корея, Индонезия, Аргентина.

презентация [41,5 K], добавлен 07.08.2013

Понятие и классификация развивающихся сран, оценка их места и значения в мировой экономике. Особенности экономического развития Новых индустриальных стран, исследование их главных проблем, анализ направлений и возможных перспектив дальнейшего развития.

курсовая работа [33,9 K], добавлен 08.06.2014

История мировых экономических кризисов. Характеристика основных групп национальных экономик: промышленно развитых стран, стран переходного периода и развивающихся стран. Исследование экономической безопасности, мирового рынка и международной торговли.

реферат [118,8 K], добавлен 05.05.2011

Появление нового интеграционного союза в мировой экономике. Образование новых независимых государств на постсоветском пространстве, их интеграционные связи. Дифференциация стран по уровню развития. Положение зарубежных стран СНГ (на примере Казахстана).

курсовая работа [64,9 K], добавлен 10.04.2011

Рассмотрение и анализ законодательства денежной системы РФ и зарубежных стран. Описание трех денежных систем: денежной системы США, Великобритании и России. Как развивались денежные единицы этих стран и к какому результату на данный момент пришли они.

курсовая работа [64,6 K], добавлен 11.02.2011

Типы экономического роста. Особенности экономического роста развитых стран. Тенденции и проблемы развития развивающихся стран. Особенности экономического развития России. Основные направления государственной политики повышения экономического роста.

реферат [264,6 K], добавлен 30.10.2014

Источник

Оцените статью