- Проблемы социально-экономического развития современной России статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Основные проблемы экономики в России — почему наша страна не развивается?
- Что мешает социально-экономическому развитию России?
- №1 Проблема низкого МРОТ в России
- №2 Отказ от введения «Прогрессивного налога»
- №3 Коррупция и участие государства
- Вывод
- Социально-экономические проблемы современной России и пути их решения.
Проблемы социально-экономического развития современной России
статья на тему
Социально-экономические противоречия современной России как результат глобализации, усиления конкуренции на мировом рынке, старения населения и ряда других факторов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глобализация и усиление конкуренции на мировом рынке, ухудшение экологической ситуации, изменчивость курса мировых валют, старение населения привели к обострению социально-экономических проблем в современной России. В настоящее время политика государства должна включать в себя не только усилия по изменению неблагоприятных тенденций, но и меры по адаптации к тем из них, изменить которые невозможно.
Рассмотрим основные противоречия социально-экономического развития, которые стоят перед современной Россией. Вполне естественно то, что они пересекаются, обостряют и во многом обуславливаются друг другом. Некоторые из них стоят наиболее остро и требуют скорейшего решения и незамедлительного вмешательства государства. Другие – являются следствием первых или их влияние на социально- экономическую обстановку страны не настолько сильно.
Итак, основными проблемами, стоящими перед современной Россией, являются следующие:
- Демографическая ситуация
- Здоровье нации
- Качество жизни населения
- Социально-экономическое неравенство и бедность
5 Низкий уровень культуры населения, культурная «маргинализация» и «примитивизация» значительной части населения
6.Территориальные диспропорции в социально-экономическом развитии.
Демографическая проблема является самой сложной и «тянет» за собой многие другие. Она появляется, прежде всего, в снижении численности и старении коренного населения, его низкой рождаемости и высокой смертности .
В 2015 г естественный прирост численности населения России составил 21,1 тыс. человек. Это ниже показателя 2014 года примерно в полтора раза. Существует мнение, что вся рождаемость сосредоточена в республиках Северного Кавказа, в то время как русские регионы «продолжают вымирать», а значительная часть новорождённых в той же Москве приходится на гастарбайтеров. Падение уровня рождаемости протекает на фоне роста уровня смертности населения . Естественная убыль россиян за прошлый год выросла вдвое — с 0,4 до 0,8 на 1 тыс. населения.
Одной из острейших проблем современной демографической ситуации остаётся низкая продолжительность жизни, особенно у мужчин, и их высокая смертность в трудоспособном возрасте. В то же время, доля пожилого населения по отношению к работоспособному достаточно велика. Старение населения приводит, если принять к вниманию расходы на выплату пенсий, социальное обслуживание, медицинское и лекарственное обеспечение, к росту «иждивенческой» нагрузки на работающее население. В будущем, за счёт низкой рождаемости данная диспропорция будет только увеличиваться. Данные демографические изменения, несомненно, могут привести к замедлению социально-экономического развития страны. Выход из создавшейся ситуации только один — повышение уровня рождаемости населения.
Низкий уровень рождаемости — свидетельство отсутствия средств на выращивание и воспитание ребёнка. Именно поэтому была разработана программа, согласно которой за рождение второго ребенка и дальнейших детей родители могут получить сумму, которая позволит компенсировать расходы на содержание малыша. Программа стартовала 1 января 2007 года и действует по сегодняшний день. Кроме этого, существует ряд других государственных программ, направленных на поддержку молодых и многодетных семей.
С демографической проблемой тесно переплетается здоровье нации. Высокая смертность среди трудоспособной части населения является следствием низкого качества здоровья населения. Здоровье нации определяется уровнем и структурой заболеваемости различными болезнями, ведущими к смерти. Анализ статистических данных делает очевидным, что Россия умирает от сердечно — сосудистых заболеваний (около 30% от общего количества смертей). Далее идут онкологические заболевания, болезни органов дыхания и пищеварения. Высокая смертность именно от этих заболеваний во многом обусловлена не только низким качеством здравоохранения, но и образом жизни, рационом питания населения.
Качество жизни населения – это, прежде всего, достойный уровень доходов и потребления, доступность всех слоёв населения к общественным благам. В условиях затянувшегося финансового экономического кризиса, увеличения уровня безработицы, роста инфляции доходы населения падают. По данным Росстата за прошлый год расходы населения превышают его доходы, что приводит к невозможности для большей части граждан получить доступ к качественному здравоохранению, полноценному досугу и отдыху, обеспечить хорошее образование своим детям. Из данной проблемы плавно вытекают и ряд других, а именно, социально-экономическое неравенство и бедность, низкий уровень культуры населения, культурная «маргинализация» и «примитивизация» значительной части населения.
Растущая социально-экономическая поляризация общества остаётся одной из главных социально – экономических проблем современной России. В процессе экономического развития России выросли не только доходы населения, но и разрыв между уровнями доходов богатых и бедных. С одной стороны, мы наблюдаем рост устойчивых групп населения с низким уровнем жизни – пенсионеры (несмотря на проводимые индексации, средний размер пенсий на сегодняшний день в большинстве регионов сопоставим с прожиточным минимумом пенсионеров), получатели социальных выплат, многодетные семьи, часть работников бюджетной сферы. С другой стороны, большая часть доходов, ресурсов и имущества продолжает концентрироваться в руках узкой части населения – предпринимателей высшего звена, крупных политических деятелей. Средний класс, который должен стать опорой для экономики любого развитого государства, в России пока занимает слабые позиции. Подобное расслоение общества, несомненно, приводит к катаклизмам не только в социально – экономической, но и в политической сферах.
Модель поведения человека, в особенности подростка, часто является результатом влияния СМИ. Перенасыщение СМИ «отрицательными» героями, отсутствие необходимой пропаганды здорового образа жизни и семейных ценностей, неправильная расстановка приоритетов слепое поклонение «ложным» идолам приводит к «маргинализации» значительной части населения. Низкая степень цивилизованности российского социума является серьёзным препятствием для достойного образовательно – ментального развития населения, что, в свою очередь, соответствующим образом отражается на состоянии и векторах демографического и социально-экономического развития.
К сожалению, в современной России сохраняется пропасть между «столичными» городами и периферией. Уровень жизни, развития производительных сил, отраслей социальной сферы, инфраструктуры крупных городов и российской «глубинки» существенно различается. В результате, мы наблюдаем так называемую «внутреннюю» миграцию, отток значительной части трудоспособного населения в региональные центры из маленьких городов, что негативно сказывается на социально – экономической ситуации последних.
Источник
Основные проблемы экономики в России — почему наша страна не развивается?
Краткое содержание:
Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мы рассмотрим ряд ключевых проблем, из-за которых экономика нашей страны практически не развивается.
Что же, давайте вместе разберемся в этом вопросе и выясним — что мешает динамичному развитию нашей экономики и социума?
Что мешает социально-экономическому развитию России?
Первое, на что бы хотел обратить ваше внимание, что я использовал не «экономическому» развитию в названии главы, а именно: «социально-экономическому».
Суть в том, что развитие любой экономики государства напрямую связанно с человеческим ресурсом (социумом).
И в каком-то смысле, именно этот фактор можно назвать первым, который сильно сдерживает развитие нашей экономики.
А если быть немного точнее, я бы перефразировал его немного по иному.
№1 Проблема низкого МРОТ в России
Я уже не раз на своём канале касался тематики низкого размера МРОТ, но давайте тезисно разберемся, почему низкий МРОТ замедляет развитие отечественной экономики
1. Низкий МРОТ снижает стоимость оплаты труда по всему рынку вакансий (по вертикали)
Вся парадигма стоимости рынка труда, так или иначе, выстраивается на определенном «фундаменте». И в каждой стране, этим «фундаментом» выступает минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
То есть, чем ниже МРОТ в конкретной стране, тем ниже стоимость оплаты труда на всех последующих вакансиях.
Логика работодателя тут вполне очевидна: «А зачем платить больше, если можно платить меньше?».
Типичный пример, хороший программист в России имеет зарплату 120-150 т.р., а в США и Европе — уже от 3-5 тысяч долларов и выше.
2. Трудовые мигранты обесценивают рынок труда
Это не совсем относится в проблематике низкого МРОТ, но опосредованно, те же мигранты, соглашаясь на более низкие зарплаты, обесценивают рядовой (неквалифицированный) труд местных жителей.
И глубина данной проблемы весьма ощутима. Суть в том, что мигрант приезжает сюда на заработки, из менее благополучных стран, но не остается на ПМЖ.
Но мигрант «приехал и уехал» с заработанными деньгами к себе на родину, где эти 20-25 тысяч рублей имеют куда более высокую «покупательную способность», нежели в России.
Проще говоря, там он на заработанные деньги будет жить как «средний класс» в своей стране, а вот в России — на такие деньги достойно жить практически невозможно.
3. Чем ниже доходы — тем меньше налогов в казну
В развитых странах, уже давно поняли, что основная ценность государства, это не ресурсы и территории — а люди.
Именно «человеческий капитал» позволил таким странам как Япония развиться до уровня сильнейших экономик Мира.
Чем меньше зарабатывают рядовые граждане — тем меньше денег поступает в казну государства на социально важные проекты.
Та же проблема маленьких пенсий напрямую связана с низкими доходами граждан РФ.
Поэтому, для активного развития страны просто жизненно необходимо делать ставку не на углеводороды, а на «человеческий капитал».
Если в развитых странах, показатель МРОТ находится в районе 50-60% от средних зарплат, то в России это цифра не превышает показатель в 30%.
№2 Отказ от введения «Прогрессивного налога»
И эту тематику я уже не раз рассматривал. Проблема в том, что в России очень высока диверсификация граждан по уровню доходов.
А прогрессивное налогообложение позволит:
- Снизить НДФЛ для тех, кто имеет низкий доход (до 45% населения)
- Повысить налоговые поступления в казну
Из-за того, что Россия практически в своём составе не имеет «среднего класса», получается такая ситуация, что у нас живут только «бедные и богатые».
Мои грубые подсчеты — как изменятся налоги и поступления в казну страны, при применении прогрессивного налога.
Данную расчетную таблицу я делал еще в 2019 году, но даже в моём грубом подсчете, налоги для большей части населения — станут меньше, а поступления в казну страны — вырастут в полтора раза.
Как можно заметить из таблицы, до половины от всех налогов (НДФЛ) можно получать всего от 10% самого состоятельного населения.
Данный вопрос уже давно решен во всех развитых странах, так как ценность денег для богатого и бедного — разная.
Кому-то не хватает на еду и оплату жилья, а кому-то на новый самолёт или яхту.
То есть, ценность денег для каждой группы граждан (по уровню доходов) определяется тратами на «первичные потребности» (отсылка к МРОТ).
Если первым не хватает денег на самые примитивные первичные потребности, то вторая группа — просто «бесится с жиру».
Именно по этой причине, в США и Европе очень высокие налоги для состоятельных граждан и крупных фирм.
№3 Коррупция и участие государства
Думаю, касательно проблемы коррупции в России — говорить особо нечего.
Это одна из главных причин, почему к нам не идут западные инвесторы — они просто не понимают как можно работать в стране, где не работают законы.
Я лично общался с представителем крупного французского банка и задал ему этот вопрос, и он сказал, что они (французы) просто не понимают, как работать в России, если вроде как, всё по закону, но «на лапу» кому-то дать надо всё-равно.
Именно из-за коррупции, иностранный капитал крайне неохотно идет в Россию, так как они не понимают как здесь работать.
Там все привыкли работать «по закону», а у нас все работают «по договоренности». Западным инвесторам — этого не понять.
А вот с «участием государства» немного отдельная ситуация.
Проблема в том, что государство не в состоянии идти «в ногу со временем» и имеет куда меньшую финансовую мотивацию, нежели собственник бизнеса.
В бизнесе воровать не получится, так как есть прямые заинтересованные лица (совет директоров и инвесторы), в развитии проекта. А вот в гос. сегменте — ситуация иная.
В предприятиях, где доминирующее большинство акций принадлежит государству, чиновник ищет варианты для «личного обогащения».
Что и порождает взяточничество, посредничество и распродажу государственных проектов и тендеров.
Вывод
По моему мнению, просто необходимо решить эти три фундаментальных вопроса:
- Повышение МРОТ до адекватного уровня
- Введение прогрессивного налога
- Борьба с коррупцией и возможность капиталу развиваться
Решение хотя бы первых двух пунктов уже позволит увеличить налоги и улучшить качество жизни граждан в стране, что в свою очередь, стимулирует нашу экономику к дальнейшему развитию.
Источник
Социально-экономические проблемы современной России и пути их решения.
В связи с глобализацией и усилением конкуренции на мировом рынке, ухудшением экологии, изменчивостью курсов мировых валют, старением населения и др.все более острой становится задача повышения конкурентоспособности российской экономики.
Стремительно возрастает роль новых технологий, инноваций, человеческого фактора (человека) как основной производительной силы общества. Именно
население, условия его жизнедеятельности, уровень благосостояния и образования, здоровье и демографические характеристики – основа развития и преуспевания любого государства.
Проранжируем по степени остроты основные противоречия в социально-экономическом развитии, которые стоят сегодня перед современной Россией и будут стоять в будущем. Конечно, данные проблемы во многом пересекаются, взаимно обусловливают друг друга и потому четких границ между ними не существует. Тем не менее, основными «болевыми точками» являются следующие:
1. Демографическая ситуация. 2. Здоровье нации. 3. Старение населения. 4. Качество жизни населения. 5. Иммиграция. 6. Социально-экономическое неравенство и бедность. 7. «Провалы» рынка труда и промышленной политики. 8.Территориальные диспропорции в социально-экономическом развитии. 9. Экология, природные катаклизмы. 10. Финансово-экономические кризисы. 11. Низкийобщий уровень культуры в обществе, культурная «маргинализация» и «примитивизация» значительной части населения. Рассмотрим некоторые из перечисленных выше проблем более подробно, а на некоторых остановимся лишь минимально
А) Демографическая проблема среди перечисленных выше является, по-
жалуй, самой сложной и «тянет» за собой многие другие. Она проявляется прежде
всего в снижении численности и старении коренного населения, его низкой рож-
даемости и высокой смертности.
За последние два десятилетия наблюдается снижение демографического
потенциала страны не только в количественном выражении (абсолютное сниже-
ние численности женщин в репродуктивном возрасте, коэффициент суммарной
рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения), но и в
качественном – снижение численности здоровых женщин в репродуктивном воз-
расте и здоровых мужчин, способных к производству потомства. В 2010 г. коэф-
фициент суммарной рождаемости (число рождений на 1 женщину) составил 1,59
(10,7) (это самый лучший показатель за последние почти 20 лет), в то время как
для обеспечения простого воспроизводства населения (простого замещения поко-
лений) он должен быть не менее 2,15. Резкий спад рождаемости начался на рубе-
же 1990-х гг. и продолжался все последующее десятилетие. Коэффициент рож-
даемости и в настоящее время заметно ниже коэффициента смертности.
Пока же среднесрочный и долгосрочный демографические прогнозы ООН
в отношении нашей страны далеки от оптимизма: по среднему варианту средне-
срочного прогноза ее население в 2020 г. составит 135,4 млн человек (2,192), по
долгосрочному прогнозу в 2050 г. – 116,1 млн человек (7,101) (на 1 января 2009 г.
было 141,9 млн человек (26)). И хотя численность населения (с учетом иммигра-
ции) за 2009 г. (впервые за последние почти 20 лет) в России хоть немного, но вы-
росла (примерно на 20 тыс. человек) (4,69), еще преждевременно говорить о нача-
ле долгосрочной тенденции.
Низкая ожидаемая продолжительность жизни, особенно у мужчин, и их
высокая смертность в трудоспособном возрасте – также одна из острейших про-
блем современной демографической ситуации. Согласно данным Минздравсоц-
развития России, из мужчин, которым в настоящее время 20 лет, до 60 лет дожи-
вут лишь 60% (умрут 40%), а в течение последующих 5 лет из оставшихся 60-
летних мужчин умрут еще 20% (6,19–20).
Отдельной и все более острой проблемой становится снижение репродук-
тивных возможностей молодых людей, особенно мужчин, вследствие вредных
привычек (чрезмерное употребление алкоголя, табакокурение), неправильного
образа жизни (сидячий образ жизни, отсутствие достаточной двигательной актив-
ности), некачественного питания и все ухудшающейся экологии.
По данным НИИ акушерства и гинекологии РАН, в настоящее время 18%
женщин репродуктивного возраста (семь миллионов) и четыре миллиона мужчин
Данные демографические барьеры (изменения) могут привести к замедле-
нию социально-экономического развития страны (сокращению занятости и про-
изводства, замедлению темпов экономического роста и др.), а также возникнове-
нию внутренних и внешних угроз для существования государства.
Какова же реакция российских властей на эти демографические вызовы?
Первоочередные задачи демографической политики были, как известно, сформу-
лированы в Президентском послании Федеральному Собранию Российской Феде-
рации 10 мая 2006 г.: снижение смертности, эффективная миграционная политика,
повышение рождаемости. Их с полным основанием можно назвать демографиче-
ской платформой развития России, которая органично вписалась в приоритетные
национальные проекты «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное
жилье». В развитие этой платформы были разработаны, как уже сказано, Концеп-
ция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.
(2007 г.) и План мероприятий по реализации в 2008–2010 гг. этой Концепции
Практическая реализация новой демографической политики началась с
введения в 2006–2008 гг. ряда новых, беспрецедентных до этого времени соци-
альных гарантий (денежных пособий) по широкомасштабной государственной
поддержке семей с детьми, направленных на рост рождаемости, особенно на рож-
дение вторых и последующих детей как основы преодоления демографического
кризиса. Это государственный сертификат на материнский (семейный) капитал;
родовой сертификат; единовременное пособие беременной жене военнослужаще-
го, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка
военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; единовременное
пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; ежемесячные выплаты на
содержание ребенка в семье опекуна. Существенно (в разы) увеличены такие ви-
ды пособий на детей как ежемесячное пособие при рождении ребенка и ежеме-
сячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им воз-
раста полутора лет (как за первым ребенком, так и за вторым и последующими
детьми). Введен такой новый тип оплаты труда как оплата труда приемных роди-
телей. Большая часть этих гарантий ежегодно индексируется.
Вместе с тем, как показывают исследования, для повышения рождаемости
и усиления мотивация к рождению второго и последующего детей важны не толь-
ко денежные (материальные) стимулы. Не менее значимую роль имеют немоне-
тарные стимулы и факторы, такие, например, как исторические, социокультурные
традиции и менталитет к созданию многодетной семьи, а уровень благосостояния
(величина душевого денежного дохода в сравнении и прожиточным минимумом и
жилищные условия) при этом ставится на второе место. Известные российские
демографы отмечают: опыт всех стран свидетельствует, что, улучшая социальный
климат в обществе, семейные пособия в различных формах и увеличивающихся
размерах нигде не вызывали кардинальных изменений в уровне итоговой рождае-
мости поколений. Судя по всему, уровень рождаемости в современном мире сла-
бо связан (если связан вообще) с экономическим богатством общества и с пере-
распределением этого богатства в пользу семей с детьми.
В этом контексте очень важное значение имеет позитивная мотивация,
пропаганда в российских СМИ ценности многодетной семьи и тех родителей, ко-
торые хотят и в состоянии родить второго, третьего и последующих детей незави-
симо от типов и форм супружеских (брачных) союзов, а тем более имеют воз-
можность их обеспечить материально.
Б) Здоровье нации определяется уровнем и структурой заболеваемости
различными болезнями, ведущими к смерти. Их ранжирование (по мере убыва-
ния) по «вкладу» в средний возраст смерти населения России таково: внешние
причины смерти – ДТП, аварии и несчастные случаи на производстве с летальным
исходом, убийства, террористические акты и др. (наибольший «вклад»); инфекци-
онные и паразитарные болезни; болезни органов пищеварения; болезни органов
дыхания; новообразования; болезни системы кровообращения (наименьший
В) Старение населения следует рассматривать не только как важную компоненту демографической ситуации, но и как самостоятельную крупную социально-экономическую проблему для современной и будущей России. Последствия
старения российского населения для экономики страны состоят в росте иждивен-
ческой (демографической) нагрузки на работающее население ; снижении коэффициента замещения пенсией заработной платы и необходимости изменения пенсионной формулы; растущих расходах на выплату пенсий, социальное обслуживание, медицинское и лекарст
венное обеспечение пожилых. Данные последствия необходимо учитывать не
только в политике занятости и миграции, но и политике доходов, региональной
социально-экономической политике, при формировании расходной части госу-
Г) Качество жизни населения в самом широком смысле измеряется прежде всего, как в развитых странах, продолжительностью предстоящей жизни, а для
условий России также такими индикаторами как достойный уровень доходов и
потребления; доступность всех слоев населения к общественным благам – госу-
дарственным социальным услугам образования, здравоохранения, культуры необ-
ходимого качества; личная безопасность человека, правовая защита его граждан-
ских прав и свобод; состояние окружающей природной среды.
Д) Миграция, в том числе трудовая, оказывает все более сильное влияние
на уровень и динамику социально-экономического развития большинства евро-
пейских стран, затрагивая не только экономику, отношения на рынке труда, но и
демографические процессы, а также социально-культурное и ментальное разви-
тие. Растущая миграция в Россию со всеми ее положительными и отрицательны-
ми последствиями также может рассматриваться с двух сторон – и как следствие
депопуляции населения, и как самостоятельная социально-экономическая про-
блема дополнительного «насыщения» российского рынка труда рабочей силой и
ускорения экономического роста.
Е) Растущая социально-экономическая поляризация общества, сохранение бедности и маргинализация значительной части населения.
Основными факторами усиления неравенства в доходах в России являются
изменение структуры денежных доходов населения, а именно существенный рост
в их составе доходов от предпринимательской деятельности и особенно от собст-
венности, получателями которых являются в основном высокодоходные группы
населения; высокий уровень внутрифирменной (наемные работники – управленцы
высокого уровня и собственники) и межотраслевой (сельское хозяйство, тек-
стильное и швейное производство, отрасли бюджетной сферы, с одной стороны, и
нефтегазовый комплекс, финансовая деятельность, с другой) оплаты труда; не-
формальная занятость; гендерные разрывы в заработной плате; межрегиональные
экономические различия; усиливающаяся миграция.
С одной стороны, образовались и «самовоспроизводятся» устойчивые группы населения с низким уровнем жизни – получатели социальных выплат, многодетные семьи, пенсионеры с низкими пенсиями, часть работников бюджетной сферы, наемные работники с низкими заработными платами, лица без определенного места жительства и занятий и др.
С другой стороны, доходы, ресурсы, имущество продолжают концентриро-
ваться в руках высокодоходных слоев населения. Не просто продолжается про-
цесс расслоения общества по уровню материального достатка при сохранении
низкого уровня «базовых доходов» — основных социальных гарантий, но харак-
терной особенностью процессов социального расслоения являются u1080 их быстрота и
Основными причинами бедности, которые нередко пересекаются, усиливают и дополняют друг друга, являются:
-экономические (низкая производительность труда, низкая заработная
платы и высокая ее дифференциация, безработица, неконкурентоспособность ряда
отраслей, существование низкооплачиваемых рабочих мест, неквалифицирован-
ного или малоквалифицированного труда, сохранение убыточных предприятий);
-социально-медицинские (инвалидность, старость, плохое здоровье, вы-
сокий уровень заболеваемости, маргинализация, а также детская безнадзорность и
беспризорность, которые могут быть отнесены к проявлениям бедности);
-демографические (неполные и многодетные семьи, семьи с высокой иж-
-социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий и со-
отношения минимальных социальных выплат с прожиточным минимумом);
-образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, не-
достаточный уровень профессиональной подготовки, ситуация «невостребован-
ности» предлагаемых образования и квалификации спросу на региональном рын-
-политические (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные
конфликты, вынужденная миграция);
-регионально-географические (неравномерное развитие производитель-
ных сил, большие различия в экономическом потенциале регионов, приведшие к
наличию депрессивных моноэкономических территорий, дотационных регионов с
низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централи-
зованных поставок продовольствия и ресурсов).
Устойчивый экономический рост является необходимой предпосылкой для
снижения бедности и социального неравенства.
Ж) «Провалы» рынка труда и промышленной политики, которые за-
ключаются в неконкурентоспособности и низком уровне производительности
труда в большинстве отраслей экономики, сохранении значительного количества
маргинальных, низкооплачиваемых рабочих мест, работников с низкой заработ-
З) Территориальные (региональные) диспропорции в социально-
экономическом развитии, которые в России огромны, определяются экономиче-
ским потенциалом регионов, уровнем развития производительных сил, развито-
стью отраслей социальной сферы, природно-климатическими условиями прожи-
вания, другими факторами.
И) Загрязнение окружающей природной среды, ухудшающаяся экология, все учащающиеся природные катаклизмы и их социальные и экономические последствия для населения и экономики становятся все более ощутимыми.
Последний наиболее яркий пример – массовые лесные и торфяные пожары лета
2010 г. примерно в 20 регионах страны, в результате которых тысячи людей в
сельской местности остались без жилья, имущества и средств к существованию.
Смог от пожаров ощущался в сотнях городов и населенных пунктах России, нега-
тивным образом отражаясь на здоровье десятков миллионов человек и сущест-
венно увеличив смертность населения в июле-августе 2010 г., что привело к об-
щему увеличению смертности в 2010 г. по сравнению с 2009 г.
К) Влияние экономических кризисов на социальное развитие и социаль-
ную политику возрастает от десятилетия к десятилетию.
Закономерностью мирового экономического развития являются повторяющиеся с определенной периодичностью экономические кризисы. Анализ цикличности мирового экономического развития показывает две основные тенденции. Первая – более частая повторяемость мировых кризисов. Если в XIX веке было отмечено два кризиса мирово-
го хозяйства, то в XX в. их было уже восемь .
Вторая тенденция – сокращение на протяжении последнего столетия дли-
тельности экономических циклов (в среднем с 10–12 до 6–8 лет), которые, как из-
вестно, завершаются кризисами. Более короткие экономические циклы означают
более частое повторение мировых экономических кризисов, число которых, по
нашим оценкам, в XXI в. составит 10–12.
Если «встроить» Россию в контекст мировых экономических кризисов, отме-
тим, что на протяжении новейшей истории (с 1991 г.) страна испытала 4 экономи-
ческих потрясения (кризиса): 1) либерализация цен с 1 января 1992 г. (как следствие
перехода к новой модели экономики и общества); 2) финансовый кризис в октябре
1994 г. (так называемый «черный вторник»); 3) финансовый кризис в августе
1998 г. (в немалой степени как следствие Азиатского экономического кризиса
1997–1998 гг.); 4) финансово-экономический кризис 2008–2009 гг.
У всех этих кризисов – разные причины, природа; разная глубина воздей-
ствия на экономику и общество; разные социальные последствия для населения и
его отдельных социально-демографических и доходных групп. Но неизменным
следствием всех этих резких отрицательных изменений в социально-
экономической сфере был рост масштабов абсолютной бедности в стране. Осо-
бенно сильными были социально-экономические «шоки», вызванные либерализа-
цией цен с 1 января 1992 г. и финансовым кризисом в августе 1998 г. (16), в резуль-
тате которых примерно треть населения оказывалась ниже прожиточного мини-
мума (национальной черты бедности) и бедность принимала широкомасштабный
Более частая повторяемость экономических кризисов, в свою очередь, тре-
бует соответствующей более частой «подстройки» государственной социальной
политики, то есть адекватных мер по защите занятости и доходов населения.
Л) Низкий общий уровень культуры в обществе, культурная «марги-
нализация» и «примитивизация» значительной части населения, в том числе
молодежи, показывающая степень цивилизованности российского социума, явля-
ется значимым препятствием для достойного образовательно-ментального разви-
тия населения, которое может быть определено общечеловеческими, цивилизаци-
онными категориями, что, в, свою очередь, соответствующим образом отражается
на состоянии и векторах демографического и социально-экономического разви-
К сожалению, почва для такой маргинализации и примитивизации нередко
создается в СМИ. Один из наиболее характерных примеров: некоторые каналы
российского телевидения, на которых (часто одновременно на нескольких) пока-
зываются сцены убийств и жестокости, насилия, многочисленные фильмы: боеви-
ки и детективы, пестрящие криминальными разборками, героями-сыщиками и ге-
роями-бандитами, криминальными и не криминальными авторитетами, отъевши-
мися стереотипными «братками» с короткими стрижками и широкими u плечами,
но с полным отсутствием даже намека на интеллект в глазах и произносимых сло-
Государственная социальная политика здесь должна быть направлена на
повышение уровня культуры, самосознания и самодисциплины в обществе, рас-
крытие преимуществ цивилизованного поведения, формирование достойного
менталитета населения, особенно молодежи. На телевидении, в других СМИ
должна быть усилена пропаганда семейных ценностей и ценностей деторождения,
ценности и необходимости многодетности и увеличения числа многодетных се-
мей для успешного развития государства. Степень «успешности» и «привлека-
тельности» того или иного телевизионного, книжного, журнального, газетного и
«интернетного» героя или героини должна в значительной степени определяться
перечисленными выше качествами.
Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 853 | Нарушение авторских прав
Источник