Социально экономические проблемы стран третьего мира

Содержание
  1. 71. Экономические проблемы стран «третьего мира»
  2. BzBook.ru
  3. 71. Экономические проблемы стран «третьего мира»
  4. 72. Нарастание кризисных явлений в советской экономике
  5. 73. Начало перестройки. Программа 500 дней
  6. 74. Перестройка и ее итоги. Реформирование политической системы
  7. 75. Попытки преобразования экономики. В. Павлов и денежная реформа. Распад СССР
  8. 76. Россия в первой половине 1990-х г г.
  9. 77. Начало экономических реформ в России
  10. 78. Развитие реформ в 1993-1994 годах
  11. 79. Начало периода приватизации
  12. 80. Ваучерная приватизация
  13. 81. Приватизация жилья, земли, малая приватизация
  14. 82. Международная валютно-денежная система. Золотой стандарт
  15. 83. Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития
  16. 84. Россия во второй половине 1990-х годов
  17. 85. Структурный кризис экономики России
  18. 86. Предприниматели и предпринимательская деятельность в России: история и современность
  19. 87. Экономические реформы правительства В.В. Путина
  20. 88. Россия и Европейский Союз
  21. 89. Российская федерация и НАТО
  22. 90. Отношения России со странами Западной Европы и США
  23. 91. Отношения России с государствами «ближнего зарубежья»
  24. 92. Роль инноваций в российской экономике

71. Экономические проблемы стран «третьего мира»

Термин «третий мир» возник на этапе активного противостояния двух систем: капиталистической и социалистической. Государства, оставшиеся в стороне от непосредственного участия в этой борьбе стали называть «третьим миром» или развивающимися странами.

К государствам «третьего мира» обычно относят бывшие колониальные и зависимые страны Азии, Африки и Латинской Америки. Эти страны стали политически самостоятельными, но опутанными сетями экономической зависимости, привязанными к зарубежному капиталистическому хозяйству, его индустриальной и научно-технической базе. Издавна сложились ненормальные экономические отношения между западными государствами и большинством развивающихся стран. Эти отношения строились на неэквивалентной торговле. Западные страны продают свою готовую промышленную продукцию по повышенным ценам, а покупают сырье и энергоносители в странах третьего мира по пониженным ценам. В результате быстро растет долг развивающихся стран перед развитыми.

Читайте также:  Отношение со странами востока 1920 презентация

Взаимодействие бывших колониальных и зависимых стран с высокоиндустриальными державами является их столкновением с «вызовом» индустриальной цивилизации. Развивающимся странам непросто дать достойный ответ на такой «вызов»: им приходится создавать новую экономическую структуру, искать оптимальные формы государственности, включаться в международные отношения, взаимодействовать «чужими» культурными ценностями.

Развивающиеся страны можно условно разграничить на несколько блоков:

1) тропическая Африка;

2) арабские страны;

3) индо-буддистско-мусульманский блок;

4) конфуцианский блок;

5) латинская Америка.

Население в развивающихся странах чаще страдает от голода, болезней, нищеты, локальных этнических конфликтов.

Для стран третьего мира характерны также следующие социально-экономические проблемы:

1) высокий уровень рождаемости и перенаселение.

Демографическая проблема порождена тем, что во второй половине XX века начался демографический взрыв – стремительный рост населения Земли. 80 % прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В то время как размеры потребления на душу населения в этих странах остаются невысокими по сравнению с действительными потребностями людей;

2) неразвитость системы образования;

3) низкий уровень продолжительности жизни;

5) нехватка капитала;

6) неравномерное распределение природных ресурсов.

Важную роль играют интеграционные объединения развивающихся стран. Эти страны заинтересованы в интеграции потому, что они имеют одинаковые условия и задачи хозяйственного строительства. Сотрудничество дает им преимущества в применении неравномерно распределенных между ними природных и иных экономических ресурсов. Принадлежащие к одному региону государства, как правило, сильно отличаются друг от друга многими экономическими показателями, включая природные богатства, рабочую силу, промышленную структуру и т.д. Интеграция с одной стороны, открывает государствам, не имеющим необходимых ресурсов, доступ к их источникам. А с другой стороны, позволяет странам, обладающими ресурсами, но не способным самостоятельно их осваивать, получить выгоду от их использования.

Проблемы многоукладности экономики, ее зависимости от иностранного капитала, роли внешнего фактора оказались в центре внимания ученых развивающихся стран. Теоретики третьего мира, отвергая и капитализм, и социализм советского образца, готовы были использовать их опыт, опираясь на свои традиции, национальные и прочие особенности.

Источник

BzBook.ru

71. Экономические проблемы стран «третьего мира»

Термин «третий мир» возник на этапе активного противостояния двух систем: капиталистической и социалистической. Государства, оставшиеся в стороне от непосредственного участия в этой борьбе стали называть «третьим миром» или развивающимися странами.

К государствам «третьего мира» обычно относят бывшие колониальные и зависимые страны Азии, Африки и Латинской Америки. Эти страны стали политически самостоятельными, но опутанными сетями экономической зависимости, привязанными к зарубежному капиталистическому хозяйству, его индустриальной и научно-технической базе. Издавна сложились ненормальные экономические отношения между западными государствами и большинством развивающихся стран. Эти отношения строились на неэквивалентной торговле. Западные страны продают свою готовую промышленную продукцию по повышенным ценам, а покупают сырье и энергоносители в странах третьего мира по пониженным ценам. В результате быстро растет долг развивающихся стран перед развитыми.

Взаимодействие бывших колониальных и зависимых стран с высокоиндустриальными державами является их столкновением с «вызовом» индустриальной цивилизации. Развивающимся странам непросто дать достойный ответ на такой «вызов»: им приходится создавать новую экономическую структуру, искать оптимальные формы государственности, включаться в международные отношения, взаимодействовать «чужими» культурными ценностями.

Развивающиеся страны можно условно разграничить на несколько блоков:

1) тропическая Африка;

2) арабские страны;

3) индо-буддистско-мусульманский блок;

4) конфуцианский блок;

5) латинская Америка.

Население в развивающихся странах чаще страдает от голода, болезней, нищеты, локальных этнических конфликтов.

Для стран третьего мира характерны также следующие социально-экономические проблемы:

1) высокий уровень рождаемости и перенаселение.

Демографическая проблема порождена тем, что во второй половине XX века начался демографический взрыв – стремительный рост населения Земли. 80 % прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В то время как размеры потребления на душу населения в этих странах остаются невысокими по сравнению с действительными потребностями людей;

2) неразвитость системы образования;

3) низкий уровень продолжительности жизни;

5) нехватка капитала;

6) неравномерное распределение природных ресурсов.

Важную роль играют интеграционные объединения развивающихся стран. Эти страны заинтересованы в интеграции потому, что они имеют одинаковые условия и задачи хозяйственного строительства. Сотрудничество дает им преимущества в применении неравномерно распределенных между ними природных и иных экономических ресурсов. Принадлежащие к одному региону государства, как правило, сильно отличаются друг от друга многими экономическими показателями, включая природные богатства, рабочую силу, промышленную структуру и т.д. Интеграция с одной стороны, открывает государствам, не имеющим необходимых ресурсов, доступ к их источникам. А с другой стороны, позволяет странам, обладающими ресурсами, но не способным самостоятельно их осваивать, получить выгоду от их использования.

Проблемы многоукладности экономики, ее зависимости от иностранного капитала, роли внешнего фактора оказались в центре внимания ученых развивающихся стран. Теоретики третьего мира, отвергая и капитализм, и социализм советского образца, готовы были использовать их опыт, опираясь на свои традиции, национальные и прочие особенности.

72. Нарастание кризисных явлений в советской экономике

Со временем стало уходить в прошлое слово «реформа», которое было заменено понятиями, как улучшение или совершенствование. В роли основного инструмента разрешения экономических и социальных проблем являлось повышение роли руководством партии коммунистов. Они были уполномочены контролировать все сферы производственной деятельности, научно-исследовательские институты и учебные заведения и т.д., но при этом всю ответственность за какие-либо нарушения несли органы государства или руководители предприятий.

Повсеместно стало распространяться направление реализации небывалых результатов производства, сдачи огромных величин показателей продукции государству. В результате этого были ухудшены площади плодородных земель, происходило обводнение территорий, предназначенных для выращивания хлопка, осушены под пашни болота, что в итоге привело к обмелению рек, и урожайность стала невысокой на новых землях. Стали изыматься участки земли, снабжавшие население овощами, фруктами и цветами, уничтожались теплицы.

В итоге данных обстоятельств, стала развиваться теневая экономика, которая заключалась в осуществлении строго запрещенной деятельности, например, занятие кустарным производством, розничной торговлей, бытовым обслуживанием населения и т.д.

В стране продолжался осуществляться переход от методов домашнего труда к применению машиной техники, тогда как промышленно развитые страны были далеко впереди по направлению научно-технического прогресса.

Экономика государства испытывала недостаток в людских ресурсах, так как постоянно снижался уровень рождаемости, и соответственно доля молодежи, которая была необходима для производственного развития. Происходила массовая миграция населения из деревни в города, молодежь устраивалась на работу с вредными условиями, чей труд обходился для руководителей дешевле, по сравнению внедрением новой техники.

В эти годы наблюдалось перемещение добычи природных ресурсов в Северные районы и районы Сибири, стали увеличиваться затраты на доставку сырьевой базы в территории их обработки. Капиталовложение осуществлялось в нефти и газодобывающие районы западной Сибири, а также туда было отправлено огромное количество людей для их освоения. В итоге сложившегося в 1970 годы сырьевого и энергетического кризиса на Западе цены на них резко увеличились, и было решено поставлять данные виды ресурсов на западные рынки. Таким образом, доля экспорта топлива и сырья возросла, одновременно с этим снизалась доля экспорта машин и техники.

Существовало много противоречий в решении вопроса о ядерной энергетики, в Ростовской области был построен завод по производству ядерных реакторов для АЭС.

Несмотря на развитие отдельных отраслей народного хозяйства, их удельный вес был ниже уровня, ведущих промышленно развитых стран. Правительство в 1979 году предприняло попытку экономического реформирования, путем введения показателя нормативно-чистой продукции, согласно которому предприятия должны были вести учет только вновь созданной стоимости без затрат на материалы и т.д. Такое новое введение предполагало стимулирование в отношении внедрения современной техники, роста уровня качества продукции, т.е. модернизации, но не имело предположения изменения командно-административной системы.

Постепенно начался снижаться среднегодовой объем выпускаемой продукции, возник дефицит в товарах, потребности населения были неудовлетворенны, отсутствовали стимулы к трудовой деятельности, что в результате привело к процессу приостановления социально-экономического развития страны.

73. Начало перестройки. Программа 500 дней

Генеральным секретарем ЦК КПСС после смерти К.У. Черненко, в марте 1985 года становится М.С. Горбачев, Председателем Совета Министров – Н.И. Рыжков. С данного периода времени начался новый и заключительный этап развития СССР, который был назван перестройкой. Избранным руководством стали осуществляться реформы всех общественных структур, а также и экономические преобразования.

В мае 1985 года было утверждено постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного совета СССР о снижении производства спиртных напитков и их продажи, стали ликвидироваться пивоваренные заводы, закрывалось производство стеклянных бутылок и многое другое, что привело к росту подпольного самогоноварения.

Одним из начальных направлений выхода из кризисного положения страны являлся путь ускорения его социального и экономического развития. Данный путь заключался в реализации ежегодного прироста национального дохода более 4%, за счет добычи топлива и сырья, инвестиций, вовлечения огромного числа людей в процесс производства. Следовательно, было необходимо путем внедрения современного оборудования, а значит и ускорением темпов повышения машиностроения, а также привлечением инвестиций в данные отрасли, обеспечить увеличение производительности труда.

Для контроля роста уровня качества продукции была создана инстанция, получившая название Госприемка, наделенная правами отвергать некачественную продукцию и наказывать ответственных, за брак в производстве. Поскольку, производство было не оснащено передовой техникой и квалифицированными специалистами возникало огромное количество аварий, например, на Чернобыльской АЭС В 1986 году.

Начало экономической перестройки было ознаменовано июнем 1987 года, по принятию «Закона о государственном предприятии». Согласно данному закону руководителям и коллективам предприятий было дано право самостоятельно осуществлять выход на внешний рынок, а также проводить совместную деятельность с зарубежными странами. В практической деятельности это дало предприятиям большей свободы в отношении распределения собственной прибыли. Они могли либо осуществлять вклад в ее производство, либо увеличивать заработную плату рабочему персоналу. В основном предприятия выбрали второе направление, что не обеспечило научно-технического развития.

В стране стали развиваться арендные отношения, с целью повышения заинтересованности рабочих в конечных итогах их труда. В апреле 1989 года был принят «Закон об аренде», который предоставлял право трудовому коллективу арендовать у государства свое предприятие, а затем его приватизировать, путем его выкупа.

Образование новых форм производственных объединений пришлось на период 1989-1991 гг., создавались концерны и корпорации, объединенные общими интересами руководителей предприятий, целью которых являлось выгодная приватизация и республиканских и союзных учреждений, которые стремились оставить за собой решения вопросов финансирования.

В 1990 году возникла «Программа 500 дней», которая была предложена коллективом экономистов во главе академика С. Шаталина. Она была одобрена Верховным советом РСФСР.

Основными направлениями данной программы было восстановление частной собственности на все производственные факторы, введение антимонопольных мер, проведение приватизации предприятий, признания суверенитета союзных республик, снижение расходов государством, путем прекращения строительства крупных промышленных предприятий, оказания помощи различным странам и сокрушения военных расходов. Вначале программа была принята правительством страны, но затем по некоторым колебаниям была отвергнута.

74. Перестройка и ее итоги. Реформирование политической системы

Экономическое положение страны с 1988 г. не улучшалось, так были резко снижены показатели сельскохозяйственного производства, а в 1990 г. показатели отрасли промышленности, увеличился бюджетный дефицит страны, внешний долг, выросли темпы инфляции, сократился золотой запас государства, снизился уровень добычи нефти.

На экономический спад повлияли огромные военные расходы СССР, количество военнослужащих в расчете на 1000 людей было равно 15, 6 человек, а в США – 8, 9 человек и т.д. СССР по сравнению с США производил больше танков, артиллерийских орудий, подводных лодок, ракет и многого другого. На военные нужды затратили большое количество тонн топлива, в то время как его не доставало в аграрном секторе экономики.

По официальным данным статистики прямые расходы на вооружение составляли свыше 7% бюджета государства, а вместе с косвенными расходами менее половины всего государственного бюджета. Данные военные расходы существенно оказали влияние на экономику страны, поскольку эти средства не были направлены на развитие сельскохозяйственного производства, строительства жилья и др.

В результате развития международных отношений, советская власть решила провести мероприятия по перемене внешней политики. Было завершено деление на капитализм и коммунизм, с 1987 г. были заключены соглашения с США об уничтожении вооружений стратегического назначения. Были выведены советские войска с территории Афганистана в 1989 г., в это же время было начато выведение войск из стран восточной Европы. В 1991 г. организация Варшавского договора была расформирована, а также возник вопрос о прекращении деятельности Совета Экономической Взаимопомощи, который был в результате распущен.

В 1990 г. Совет Министров СССР решил пересмотреть вопрос о повышении цен на продукцию, за которым последовало незамедлительное увеличение спроса на все товары, повсеместно образовался дефицит. В конце 1990 г. начале 1991 г. был введен налог на продажу, равный 5%, с целью пополнения бюджета государства, который со временем снизился до минимальных размеров.

В сельском хозяйстве проводилась Продовольственная программа, так руководство страны настаивало на повышение уровня вложения инвестиций в данную отрасль, не обсуждая вопроса о переходе на новые формы хозяйствования. Продовольственный дефицит стал возрастать с 1989 г. на продукты питания, повсеместно ввелись талоны, карточки, купоны, регулирующие распределение необходимых продуктов питания. В начале 1991 года из различных стран мира стала поступать гуманитарная помощь. Так было закончено введение продовольственной программы.

Такие программы были проведены в жилищной сфере, в сфере развития производства продукции народного потребления, а также в сфере услуг. В результате нарастающих экономических трудностей руководство страны приняло решение о реформирование политической системы СССР.

В 1989-1990 г. прошли выборы новых органов власти, образовался съезд народных депутатов СССР, республиканские съезды, на основании которых были сформированы Верховные советы СССР и республик, возникли республиканские съезды народных депутатов. На референдумах в 1990-1991 гг. республиканская структура решила выйти из Советского Союза, и приобрести статус суверенных государств. Стали возникать межнациональные конфликты, в 1989 г. впервые была проведена забастовка рабочих. Республики стали формировать свои бюджеты и снижать отчисления в союзные бюджеты. Данное противоборство особо было проявлено в отношениях между Россией и СССР, после утвержденного в июне 1990 г. Декларации о суверенитете РФ.

75. Попытки преобразования экономики. В. Павлов и денежная реформа. Распад СССР

Во второй половине 1990 г. Советское правительство дало свободу государственным предприятиям в области ценообразования, в результате этого сократились платежи в бюджет от налога с оборота, Правительство России для опережения своего соперника решило увеличить закупочные цены на продукцию аграрного сектора экономики, такое соперничество ухудшило экономическую обстановку в стране. Правящие структуры СССР, предприняли попытку изменить кризисную обстановку в экономике, так в конце 1990 г. во главе его правительства стал В.С. Павлов. Он представлял интересы консервативных кругов экономики и политики, а также ВПК.

Новая глава правительства выдвинул обвинение частным банкам иностранных государств в том, что они хотят дестабилизировать ситуацию в СССР. Президентом Горбачевым дано было право органам КГБ и МВД вмешиваться в деятельность экономических субъектов. Произошло снижение инвестирования и сокращение торговой активности зарубежного капитала в СССР. В начале 1991 г. была осуществлена денежная реформа, которая не имела положительного результата. Совершенно внезапно объявили об изъятии денежных купюр, а именно 50 и 100 руб. из денежного обращения и их обмене на новые купюры, соответствующие прежним. Следующим шагом стал пересмотр розничных цен, в отношении их повышения. Вместе с тем, осуществлялась компенсация увеличения цен денежными выплатами населению, их размеры были несоответствующие росту цен. Проведенные мероприятия привели к тому, что было утеряно доверие к национальной валюте.

Резкий рост цен образовал легальное использование производственных фондов предприятий, так как правительство СССР дало право применять часть средств из данных фондов в целях компенсации повышения цен, а также на некоторых предприятиях в данном направлении стали включаться и их амортизационные отчисления.

В. Павлов в середине 1991 года выдвинул требование Верховному совету о предоставлении определенных полномочий по осуществлению стабилизации экономического курса, таким образом, скоординировать всю власть в лице исполнительных органов. Данное требование было отклонено, и законодательные органы власти стали разрабатывать правовые акты, которые определяли процесс образования и развитие рыночной экономики.

Все попытки по достижению консервативной стабилизации для части руководителей СССР привели к образования Государственного комитета по чрезвычайным положениям в августе 1991 года. Члены вновь созданного комитета выступили с программой, которая была направлена на выход их кризисной ситуации страны. В августе 1991 года произошел провал путча, одновременно с этим стало невозможно подписание союзного договора, касающегося Ново-Огаревского процесса, и который был необходим для реформации СССР.

С этого времени был начат процесс распада СССР, как единого государства. Было ликвидировано союзное правительство и преобразовано в Межгосударственный экономический комитет, не имеющий в своих полномочиях управление экономикой страны. В его функции входила разработка и подписание экономических соглашений с союзными республиками. В итоге возникновения претензий республик друг к другу, данные соглашение подписать не удалось.

Во второй половине 1991 г. прибалтийские республики заявили о выходе из СССР, а конце этого года украинское население выдвинуло заявление о своей полной независимости.

8 декабря 1991 г. Россией, Белоруссией и Украиной было подписано Беловежское соглашение и объявлено об образовании Содружества Независимых Государств, к которому к концу декабря присоединились и другие республики.

76. Россия в первой половине 1990-х г г.

Во второй половине 1991 года состояние экономики в СССР резко ухудшалось, рынок потребительских товаров прекращал свое существование, магазины были пустые, распределение товаров осуществлялось по талонам и визитным карточкам. В крупных городах образовалась угроза голода, обусловленная не отсутствием продовольствия на территории страны и не плохим получением урожая, а в результате невыгодности предприятиям сельского хозяйства реализовывать свой урожай государству по установленным ценам. Жители села ожидали повышение цен по закупкам их продукции. Цены на «черном» рынке были на хлеб намного выше, что способствовало процессу скупки и вывозу его контрабандой за границу. В конце 1991 года правительство произвело закупку урожая менее чем на 20%.

Бюджетный дефицит, был равен 20% ВВП и его, стало невозможно контролировать, зарубежные кредиты были использованы в полном объеме, и никто не желал их предоставлять, так как в конце 1991 года страна не имела возможности выплатить по ним проценты. Золотой резерв валюты также были полностью исчерпан, достиг минимального уровня – 289, 6 т и стал несопоставим с потребностями государства и его обязательствами по финансам.

За сложившуюся обстановку в стране, вконце 1991 года взяло ответственность правительство России, президентом которого являлся Б.Н. Ельцин, имевший два пути дальнейшего развития.

Согласно первому, было необходимо стабилизировать экономическую ситуацию путем усиления мер в снабженческо-сбытовой системе, увеличением размера сферы распределения товаров потребления, по карточкам и сбалансированности цен, а именно их повышением. Данный порядок действий было предусмотрено в «Программе 500 дней».

В соответствии со вторым направлением необходимо было провести реформы в отношении рыночной системы, путем сочетания некоторых мероприятий.

Более понятным для всех уровней был первый путь, и для народа, который ожидал от государственных органов власти быстрого преодоления экономических и политических трудностей. Одной из проблем реализации данного пути являлось отсутствие налаженных политических и организационных процессов, имевшие возможность провести данную стабилизацию экономики страны. Государственные институты, которые остались от СССР были ослаблены, и их необходимо было формировать снова.

В отличие от первого, второй путь был непонятен и сложен для всех уровней хозяйствования. Он предполагал собой резкий переход на новую обстановку, а также был связан с повышением цен в несколько раз.

Президент страны выбрал второй путь развития экономики, в конце 1991 года было создано новое правительство. Была прекращена реформа политической системы, т.е. она сохранила свою прежнюю структуру.

В данный период времени продолжала сохраняться неопределенность в отношениях с ранее входившими союзными республиками, так как их руководство принимало решения, не соответствующие взглядам правительства России, что в результате находило отражение в экономическом положении страны. После подписания договора о формировании СНГ, высшие органы власти приобрели возможность контролировать денежную и финансовую систему, положить начало разработки и осуществлению независимой политики в области экономики.

В конце 1991 года президент страны объявил о намерении осуществления экономических реформ, к проведению которых правительство, в основном, состоящий из ученых-экономистов, приступило под руководством Б.Н. Ельцина. Молодой состав, зная основные направления развития западной экономики, не имел практического опыта хозяйственной деятельности крупномасштабного управления государством.

77. Начало экономических реформ в России

В начале 1992 года был начат путь движения к рыночной экономике. Он был выражен в снижении цен на почти все товары и услуги, а также была прекращена действовать система по их распределению. Отсутствие жесткого государственного контроля над ценами, в условиях монополизации производства, привело к резкому скачку всех цен. К концу 1992 годацены были увеличены почти 100-150 раз, тогда как заработная плата выросла в 10-15 раз.

Первые шаги нового правительства не были оценены положительно вице-президентом А.В. Руцким и председателем Верховного совета Р.И. Хасбулатовым. Вокруг них стали формироваться разные социалистические силы, проявление которых особенно было заметно во время кризиса неплатежей, который к середине 1992 года охватил почти всю экономику страны. Предприятия с разными финансовыми положениями имели сложные взаиморасчеты, которые формировали дополнительные трудности в определении ими своего места в новых рыночных условиях.

Одним из факторов, который стимулировал предприятия к объединению, являлся вопрос в отношении либерализации цен на энергоресурсы, находившиеся в государственном ведении. Обстановка была осложнена тем, что в марте 1992 годаправительство направило в Международный фонд валюты Меморандум о предстоящей либерализации цен энергоносители.

К середине 1992 года образовался Гражданский союз, состоящий из членов военно-промышленного комплекса и аграрного сектора экономики страны, а также партий центристского и левоцентристского толка, многих организаций профсоюзов. С целью избежания банкротства предприятий они были готовы содействовать процессу инфляции, так как полагали, что это станет для рабочих лучшим итогом, чем возникнет безработица. В 1992 году было введено льготное кредитование промышленных и сельскохозяйственных предприятий, что повлияло на процесс реформирования. Произошло падение уровня инфляции и сокращение бюджетного дефицита и др.

Правительство страны для руководителей государственных предприятий, приспособившихся к новым хозяйственным условиям, стало делать некоторые поощрения в отношении денежно-кредитной сферы, а также внешнеэкономической. В состав правительства стали входить директора крупных предприятий военно-промышленного и топливо-энергетического комплекса, в результате возникло коалиционное правительство.

Под влиянием хозяйственных структур правительство ослабило проводимую им жесткую денежно-кредитную политику, в итоге этого во второй половине 1992 года возросли цены, и произошло резкое снижение курса рубля, в 3 раза за два месяца. С июля по конец 1992 года проведение реформ приостановилось, поскольку председателем ЦБ России стал В. Геращенко, который являлся сторонником повышения денежной массы в стране.

В конце 1992 года вместо Е. Гайдара на должность премьер-министра был назначен В. Черномырдин, а Министром финансов стал Б. Федоров. В период 1992-1993 гг. в стране существовала противоборство интересов отдельных групп в отношении роли инфляции и направлений ее преодоления.

Одни полагали продолжать государственное финансирование хозяйствующих предприятий, путем действия кредитной и бюджетной системы. Другим, адаптирующимся в современных рыночных условиях, была необходима макроэкономическая стабильность. В результате борьбы в 1993 году экономическое состояние страны было неустойчивое, уровень инфляции постоянно колебался.

В апреле 1993 года прошел референдум по решению следующих вопросов о доверии президенту и его политике, о том, что необходимо ли проводить досрочные перевыборы президента и народных депутатов, на которые должно было ответить население.

78. Развитие реформ в 1993-1994 годах

В середине 1993 г. проведение реформ проходило медленно. Центральным банком России был неожиданно осуществлен обмен денежных купюр, которые были выпущены в СССР и в России до 1993 г. на новые. Данный обмен был проведен без согласования с Министерством Финансов. Такое стремление ЦБ России было объяснено тем, что было необходимо отделить денежную массу, находившуюся в обращении в составе прежних республик СССР. Обмен денежных купюр был осуществлен в короткие сроки, что привело к образованию огромных очередей в сберегательных кассах. После вмешательства президента страны, сроки обмена были продлены, но доверие населения к членам правительства было подорвано.

Одним из тяжелых результатов реформ было принятие в конце лета 1993 года Верховным Советом бюджета государства с 25% дефицитом, а также произошло повышение сумм государственных кредитов на следующий квартал.

Члены правительства расходились во мнениях, что привело к возникновению критического положения, в итоге которого президент страны вынуждено в сентябре 1993 года издал указ, в котором было решено распустить Верховный Совет и Съезд народных депутатов. Одними из причин издания такого указа стали законодательная власть, которая препятствовала проведению экономических реформ и вмешательство в деятельность правительства депутатами, путем создания неразберихи при решении различных вопросов. Перед президентом было два пути, один, из которых заключался в подписании закона о бюджете, таким образом, нарушалась конституция, и второй сводился к роспуску парламента. Был выбран второй путь, в результате которого депутаты приняли решение не оставлять здание парламента. С применением военной силы «Белый дом» был взят штурмом, что дало начало возникновения нового этапа развития России.

На место вице-премьера и министра экономики был возвращен Е. Гайдар. В конце 1993 года была осуществлена полная либерализация аграрного сектора экономики и изменили цены на зерно. Был издан указ президентом о частной собственности на землю, а в сентябре прекратили выдавать льготные кредиты, и Центральный банк повысил ставку рефинансирования, путем установления с ноября этого года реальной процентной ставки. Стали снижаться инфляционные темпы, что способствовало макроэкономической стабилизации.

Согласно новому закону избирания 12 декабря 1993 г. в стране прошли выборы в Государственную Думу, в результате, которого был создан Совет Федерации и принята Конституция РФ. Утверждение новой Конституции позволило изменить социально-политическое устройство государства, установить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Был завершен этап либерализма и преобладание коммунистического строя.

Вследствие не набора голосов Е. Гайдар и Б. Федороврешили уйти в отставку, таким образом, в правительстве преобладали позиции промышленных депутатов.

В 1994 г. динамика обменного курса рубля постоянно снижалась, так неожиданное его падение произошло в сентябре на 20%, в начале октября на 17% и к середине этого месяца возник обвал курса рубля, день, получивший название черного вторника. С течением двух дней курс был поднят, и девальвация рубля постоянно сохранялась.

В период 1991-1993 гг. был обусловлен распадом рублевой зоны, возникшей на основе роспуска СССР. В 1991 г. было образовано 15 ЦБ, которые могли увеличить денежную массу, путем выпуска рублевых кредитов. В итоге непризнания независимыми странами лидирующего положения России в этой сфере, возникла необходимость разделения рублевой зоны и формирования своей валюты в каждой республике.

79. Начало периода приватизации

В декабре 1990 года был принят Закон о предпринимательской деятельности, разрешающий учреждать разные формы индивидуальной деятельности, товарищества, частные предприятия товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества. По истечению только одного года свою деятельность стали осуществлять предприятия такого типа, большая часть занятых, продолжала оставаться в государственном секторе страны.

В конце 1991 года на место председателя Госкомимущества был назначен А. Чубайс, который настаивал на осуществление быстрой приватизации, т.е. формированию личных прав собственности. В целях недопущения проведения прямых сделок между аппаратом чиновников и покупателей, необходимо было разработать реформаторам правила приватизации, учитывающие максимальную степень коррумпированности высшей структуры государства. Было предложено проводить открытые конкурсы и аукционы, т.е. места, где возникало предложение и спрос.

В конце 1991 года по президентскому указу крупные предприятия приобрели форму акционерных обществ, и большая доля акций которых была передана в приватизационные комитеты государства. В конце декабря 1991 года были утверждены «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ в 1992 году». Согласно данному изданию были определены нормативы, процедуры приватизации, совокупные суммы доходов от нее в бюджет государства на 1992-1994 г. Вследствие высокой инфляции данные суммы получить не составило особых трудностей, и в результате этого государством не было получено реальных доходов, ожидаемые им.

Было решено, что работники должны получать на бесплатной основе 25% капитала предприятия, т.е. привилегированными акциями. Данное мероприятие было проведено для привлечения работников в процесс приватизации, т.е. они могли стать индивидуальными собственниками. В данное время правительство беспокоило то, что зарубежные предприниматели могли по низкой стоимости скупить все крупные предприятия, поскольку происходила постоянная девальвация рубля. Однако, зарубежные инвесторы, боясь политической и экономической нестабильности страны этого делать, не спешили.

Были приняты ограничения в программе о приватизации, т.е. приватизация не могла осуществляться на природные ресурсы, объекты культурного достояния и др.

В начале 1992 г. разгорались споры в отношении сущности и направлениях проведения приватизации, хотя закон и программа о ней были уже приняты. Основной проблемой решения данного вопроса являлось определение более точного соотношения акций при их распределении между коллективами рабочих и государством. Высшие органы власти полагали, что рабочие предприятий могут получать 25% привилегированных акций на бесплатной основе и без права голоса и дополнительно могут выкупить 10% обыкновенных акций с правом голоса, а затем директорам было дано право купить 5% акций по номинальной стоимости.

Многие ученые-экономисты были против такого развития, так как считали, что правительство должно провести быструю приватизацию и на бесплатной основе отдать всю собственность рабочим. Таким образом, собственность была бы возвращена народу и провозглашена всеобщая справедливость. Однако члены правительства были против этого, поскольку бюджетные работники, пенсионеры, военнослужащие и другие не могли участвовать в процессе приватизации. С данными предложениями проведения приватизации были не согласны руководители и работники многих предприятий, которые требовали выделить им большую часть собственности. В итоге представителями данных слоев была разработана вторая программа приватизации на 1992 г.

80. Ваучерная приватизация

Первый этап приватизации – это ваучерная приватизация, охватившая период 1992-1994 гг. В этот период были разработаны важные нормативно-законодательные документы, которые закрепляли основные права акционеров, индивидуальных и коллективных собственников.

В середине 1992 года правительством была предложена идея введения приватизационных ваучеров. В конце лета этого года президентом был утвержден указ «О введении системы приватизационных чеков в РФ», включающий условия для образования спроса на все виды собственности, подлежащие приватизации. Повсеместно, граждане России, включая детей, получили право приобретения одного ваучера, номинальной стоимостью в 10 тыс. руб., путем уплаты 25 руб. в сберегательном банке. Данный процесс проходил с октября 1992 года до конца января 1993 года, около 97% граждан России получили свои чеки.

Ваучеры можно было продавать, осуществлять вклады ими в акции предприятий, которые приватизированы, а также передавать другому лицу. Правительству, ваучерный рынок, представлялся начальным этапом работы рынка ценных бумаг, а концентрация их огромного числа могла создать реальных собственников.

Повсеместно в 1993 году стали формироваться чековые инвестиционные фонды, для которых правительство ввело лицензии на право осуществления данной деятельности. Госкомимущество запрещало им скупать свыше 10% акций различных предприятий. Новая структура рассматривалась правительством как основание при создании будущего финансового рынка и при свободном перемещении капитала, а также проведения инвестирования капиталов в производственный процесс. Однако данные фонды были заинтересованы только в повышении собственных дивидендов.

В первом квартале более половины доли средств этих фондов были направлены в спекуляции ваучерами, остальная часть в акции предприятий, которые были приватизированы, что объяснялось сосредоточением мелких и средних предприятий в них, не пользующиеся широким спросом.

По окончанию ваучерной приватизации различные инвестиционные фонды прекратили свое функционирование, путем продажи ваучеров. Первый этап приватизации был ознаменован формированием институциональных начал рыночной экономики на основе развития негосударственного сектора экономики, образованием рынков бирж ценных бумаг, страховых и пенсионных компаний, а также коммерческих и инвестиционных банков, появлением акционеров, пайщиков, как одних из новых социальных слоев общества. К середине 1995 года число предприятий приватизированных оказалось больше количества неприватизированных предприятий.

81. Приватизация жилья, земли, малая приватизация

В 1995 г. начался второй этап приватизации, особенностью которого явился переход к денежной форме. Правительство предполагало, что потенциальными инвесторами будут зарубежные компании, российские банковские инвестиционные структуры, население и инвестиционные компании. В процессе приватизации государство и инвестиционные компании предполагали увеличить собственный бюджет за счет продажи акций, с целью дальнейшего направления данных средств в инвестиции. Продажа акций должна была проходить по графику на аукционах для того, чтобы постепенно осуществлялись поступления. Предполагаемая схема не была эффективной, поскольку денежная приватизация проходила медленно, и доходы соответственно были не постоянными.

В период 1994-1996 гг. правительством была разработана денежная приватизация, путем проведения залоговых аукционов. Она заключалась в том, что акции отдельных государственных предприятий не подлежат продажи, а передаются в доверительное управление на конкретное время. В данный период победитель тендера имеет право управлять данным пакетом акций, основываясь на собственном риске. В ходе приватизации большая доля предприятий стала частной формой собственности.

Одновременно проходила малая приватизация, особенно активно в 1992-1993 гг. осуществлялась продажа предприятий сферы услуг, розничной торговли, общественного питания и др.

Процесс приватизации жилья был начат с середины 1991 г. с изданием Акта о приватизации жилья в России, а также в отношении ее нормативных документов. По ним граждане, которые проживали в квартирах, принадлежащих государству, имели право выкупить их по определенной стоимости и приобрести право собственности на них. Граждане могли продавать квартиры, сдавать в наем, либо оставлять в наследство по завещанию.

В начале население опасалось выкупать квартиры, так как боялось уплаты высоких сумм налогов на недвижимое имущество, но к 1993 г. приватизация на жилье широко была распространена. В городах сформировался рынок жилья, который стал характерным признаком развития рыночной экономики.

Приватизация земли вызывала одобрение со стороны большинства населения страны, однако это являлось сложным процессом. Объяснялось это крупномасштабностью аграрного сектора, высокой долью монополизации перерабатывающих сельскохозяйственных предприятий и снабженческо-сбытовых, отсутствовала полная регистрация земельных площадей, не существовали инспектора по ней и др.

По принятому закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве и закону о земельной реформе крестьянам в 1990 г. было запрещено выходить из колхозов и совхозов со своей собственной долью земли и активов, а также согласно внесенным поправкам запрещалось продавать землю в течение 10 последующих лет. Было необходимо провести земельную реформу. В конце декабря 1991 г. было принято постановление о реорганизации колхозов и совхозов в стандартные различные формы ассоциаций, основная часть которых была преобразована в форму партнерства, в результате этого был завершен этап подчинения министерству сельского хозяйства.

Одним из направлений земельной реформы явилось развитие семейных ферм, предусматривающий переход от арендной формы к частному хозяйствованию. Продолжением земельной реформы стало развитие личных подсобных хозяйств, увеличение количества земельных участков в садовых объединениях и др. В данный период времени наблюдалась массовая приватизация земельных участков, что способствовало росту числа частных собственников земли. Земельная реформа в аграрном секторе экономики проходила медленнее по сравнению с другими отраслями экономики.

82. Международная валютно-денежная система. Золотой стандарт

Золотой стандарт означает принятие золота в качестве основы сопоставлениянациональных валют. Стоимость денежной единицы – доллара, франка, марки, фунта стерлингов – официально приравнивается к определенному весовому количеству золота. Бумажные деньги (банкноты) обмениваются на золото по установленному курсу.

Золотой стандарт способствует стабильностицен. Небольшие колебания происходят в случае притока или оттока золота. Резкий приток золота, например, во время открытия новых месторождений (1845-1851 гг.), может привести к инфляционному всплеску цен.

Наряду с золотой основой некоторые страны использовали в качестве эталона серебро (серебряный стандарт), другиеприменяли биметаллический стандарт (эталоном служили одновременно золото и серебро). Наконец, существовала система бумажно-денежного обращения. Так, в США вначале была принята система биметаллического обращения, во время Гражданской войны «гринбеки» не имели твердой металлической основы – инфляционный выпуск бумажных денег служил средством финансирования военных расходов. После окончания Гражданской войны был принят золотой стандарт.

Золото в качестве универсального всеобщего эквивалента выдвинулось стихийно. Когда во внутренней торговле и в международной торговле функционировали металлические деньги (серебро, золото, в качестве разменной монеты – медь), особой проблемы в обязательном международном стандарте не было. При оформлении платежей и конвертировании национальных валют определяющим критерием служили вес, качество золотых монет, сложившееся на рынке соотношение покупательной силы серебра и золота.

С переходом к смешанной системе денежного обращения и платежей (металлические и бумажные деньги) возникла проблема сопоставления реальной покупательной способности марки, фунта, франка, доллара. Роль мирового стандарта стало выполнять золото, золотые монеты и золотые слитки определенной пробы и веса. Тем самым гарантировалась устойчивость и надежность системы международных расчетов.

Золотой стандарт образовался не сразу. В Англии он был введен (практически восстановлен) вскоре после наполеоновских войн – в 1816-1821 гг., в США, фактически в 30-е гг. XIX в., юридически, к концу столетия. Как общепризнанная форма мировых денег золотой стандарт был установлен в 1867 г. на международной конференции, проходившей в Париже.

Золотой стандарт в его классическом виде, в качестве всеобщего стоимостного эквивалента, предполагает наличие двух условий: твердой фиксации золотого содержания в бумажной валюте (банкнотах); обеспечения свободного обмена банкнот на золотые монеты.

Соблюсти эти два условия оказалось не столь просто – страна должна иметь золотой запас(хранимый в центральном банке), национальная валюта должна обладать международным авторитетом, приниматься в качестве платежного средства.

Система золотого стандарта опиралась на торгово-промышленный авторитет Великобритании и финансовую роль Лондона как мирового центра международных расчетов. Во внутреннем обращении в стране функционировали серебряные деньги (пенсы, затем шиллинги). Золото использовалось в качестве платежного средства преимущественно при крупных сделках. Но еще в начале XVIII в. была установлена официальная цена золота: одна унция золота (31, 1 г) стоила 3 фунта стерлингов, 17 шиллингов и 10, 5 пенса. Определенная таким образом цена одной унции золота сохранялась до кризиса конца 20 – начала 30-х гг.

83. Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития

Международный валютный фонд (МВФ) создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. Органы правления МВФ находятся в Вашингтоне, а его европейского отделения в Париже.

Задачами МВФ являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

В настоящее время в МВФ входит более 170 стран, капитал фонда составляет более 150 млрд. долларов. Россия была принята в МВФ в 1992 г. с шестой по величине долей участия.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был создан в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в г. Бреттон-Вудсе и начал свою деятельность в 1945 г. Входит в систему ООН в качестве специализированного учреждения. Штаб-квартира – г. Вашингтон (США). Президент – Джеймс Вулфенсон (США), в сентябре 1999 г. был переизбран на второй пятилетний срок.

Целями работы МБРР являются: оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и инвестициях частных кредиторов; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов путем инвестиций в развитие производственных ресурсов.

Среди участников МБРР насчитывают 181 государство. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны быть членами Международного валютного фонда (МВФ).

Уставный капитал Банка около 191 млрд. долл. США. Подписной капитал составил 188, 220 млрд. долл. США. Он делится на 1581724 акции, предоставляемые только по подписке.

Доля России в капитале МБРР – 44795 акций (около 5, 403 млрд. долл. США – оплачено акций на сумму около 333, 9 млн. долл. США) или 2, 7 % от общего количества голосов при принятии решений.

На получение займов МБРР имеют право страны-члены с уровнем ВНП на душу населения в размере от 760 долл. США в год. В настоящее время МБРР концентрирует внимание на развивающихся странах, на государствах Центральной и Восточной Европы. Основные направления его деятельности – средне и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов, включая их подготовку, техническое и финансово-экономическое обоснование.

Среди займов МБРР различают стабилизационные(обычно бюджетозамещающие) и инвестиционные. Стабилизационные займы предназначаются для покрытия временного дефицита платежного баланса и дефицита государственного бюджета, возникающих при проведении странами-заемщицами политики макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Инвестиционные – предоставляются на осуществление проектов рационального и эффективного использования природных, финансовых и трудовых ресурсов стран-заемщиц.

Кредитное сотрудничество МБРР с заемщиками строится на основе регулярно утверждаемой Советом директоров страновой стратегии помощи, готовящейся на основе анализа экономического и социального положения страны, ее потребностей в заемных ресурсах, вытекающих из определяемых правительством и согласуемых с Банком приоритетов развития.

МБРР активно занимался проблемами охраны окружающей среды, участвовал в финансировании национальных планов природоохранных мероприятий.

Важный элемент стратегии Банка – инвестиции в трудовые ресурсы, здравоохранение, образование.

84. Россия во второй половине 1990-х годов

Экономика оказалась в состоянии кризиса, продолжавшегося почти 10 лет. Объем ВВП в 1999 г. по отношению к 1991 г. сократился на 40%. Капитальные вложения провалились значительно. Наибольшее падение испытали машиностроение, приборостроение, легкая и пищевая промышленность. Производственное оборудование изношено и устарело, что привело к снижению качества и конкурентоспособности российской продукции.

Сельское хозяйство находилось в тяжелом положении. Цены на технику, топливо, на удобрения и стройматериалы выросли намного больше, чем на продукты земледелия и животноводства. В результате издержки на большинство сельскохозяйственных продуктов (зерно, мясо и др.) превышали цены реализации, а производитель оказался в плену посредников, многократно взвинчивающих розничные цены.

Инфляционный рост цен – одно из главных препятствий в развитии производства. Инфляционный процесс имеет ряд особенностей. Инфляцию порождают опережающий рост цен на продукцию «естественных» монополий, инфляционные ожидания, нестабильность и неустойчивость развития экономики. Инфляция сопровождается сокращением номинального курса, сокращением покупательной способности рубля. В 1994 г. один рубль стоил 41 цент; в 1999 г. – 4 цента.

Отказ от валютной монополии и переход к принципам валютного регулирования был проведен в стране путем быстрой и резкой перестройки прежней системы без формирования соответствующих предпосылок. Началась массовая утечка и невозвращение валютной выручки. В итоге непоследовательность и противоречивость финансовой политики в сочетании с неблагоприятными событиями на мировых финансовых рынках привели к острому финансовому кризису 1998 г.

Ухудшилось качество жизни основной массы населения. Денежные доходы каждого третьего россиянина ниже прожиточного минимума; 70% населения располагают менее 10% совокупного дохода, а 0, 2% обладают 70% национального богатства.

В то время как реальный сектор находился в состоянии кризиса, в стране расширялась теневая экономика. В Москве не представило отчетности и не отчитывалось перед налоговыми органами в 1996 г. каждое третье предприятие.

Жесткое финансовое регулирование, проводимое по монетаристским схемам, вело к падению инвестиций, подрывало стимулы роста производства. Такого рода регулирование все в большей мере приобретало разрушительный характер. Предпринимаются попытки внести коррективы в экономический курс.

Начиная с 1999 г. в экономическом развитии наметился некоторый сдвиг. Он произошел не благодаря качественным, структурным изменениям в экономике.

Основной источник позитивных показателей, благоприятная международная конъюнктура, высокие цены на продукцию российского экспорта (топливо, металл, газ), обеспечившие приток долларов, увеличение валютных резервов, формирование бездефицитного бюджета.

Вместе с тем сработал и внутренний фактор. Четырехкратное падение курса рубля по отношению к доллару (после августа 1988 г.) сделало невыгодным немалую часть импорта. Это оживило легкую промышленность, создало более благоприятные условия для продукции сельского хозяйства.

У предприятия с коротким производственным циклом и относительно высокой рентабельностью (15-20%) появилась возможность взять кредит под 24% и окупить его в течение года. Короткий цикл имеет место в пищевой, легкой промышленности.

Назрела нужда в решительном проведении более гибкой и эффективной налоговой политики. Требовалась поддержка ведущих отраслей, особенно наукоемких и экспортных (авиастроение, космос). Пока не дал результата поиск условий для активизации инвестиционной деятельности.

85. Структурный кризис экономики России

Одним из проявлений системного кризиса российской экономики является ее структурный кризис. В конце 80-х – начале 90-х гг. получило широкое распространение представление о том, что рыночный механизм способен автоматически, без какого-либо государственного вмешательства обеспечить быструю прогрессивную структурную перестройку отечественной экономики. Однако, анализируя последствия монетаристского варианта структурной политики, можно сделать неутешительный вывод: 90-е гг. ознаменовались не имеющей аналогов в мировой истории деградацией отраслевой структуры экономики еще сравнительно недавно мощной сверхдержавы.

Последние годы характеризуются резким увеличением доли топливно-энергетического комплекса в промышленной структуре, который все больше выступает не только как основа экспортного потенциала, но и как базовый комплекс экономики в целом. По сравнению с предреформенным уровнем возрос также удельный вес металлургического комплекса, при резком снижении доли машиностроения и легкой промышленности.

Монетаристский вариант структурных «преобразований» отечественной экономики привел к беспрецедентному падению производства в машиностроительном комплексе, который, как известно, призван обеспечивать техническую реконструкцию всего народного хозяйства. Катастрофически упали объемы производства в легкой и пищевой промышленности.

Самый глубокий спад производства в России охватил в первую очередь те отрасли народного хозяйства, которые играют ключевую роль в достижении нового качества экономического роста (прогрессивные наукоемкие отрасли и отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности населения).

В относительно более благоприятном положении, оказались топливно-энергетический и металлургический комплексы, которые в условиях глубокого спада производства внутри страны во все большей степени стали ориентироваться на экспорт. По существу, экспортоориентированный сектор повлиял на достижение временной финансовой стабилизации в 1995 – первой половине 1998 г.

Начавшийся после августовского (1998) финансового кризиса подъем в России обусловлен главным образом благоприятной для нашей страны экономической конъюнктурой на мировом нефтяном рынке, определяющей высокий уровень мировых цен на нефть. Однако этот экономический подъем не сопровождается пока прогрессивными сдвигами в отраслевой структуре экономики России.

Мировой опыт свидетельствует, что в условиях рыночной экономики возможны как прогрессивный, так и регрессивный варианты ее структурной перестройки. Прогрессивный вариант в современных условиях предполагает вступление экономики страны в этап постиндустриального развития. При регрессивном сценарии экономика страны утрачивает такую перспективу и вступает на путь все большей деградации.

История на рубеже ХХ-ХХI вв. поставила Россию перед выбором: либо превращение в сырьевой придаток экономически развитых стран, либо «прорыв» в постиндустриальное общество на основе радикальной структурной перестройки народного хозяйства.

Преодоление тяжелого структурного кризиса российской экономики невозможно без перехода к принципиально новой макроэкономической модели. Во-первых, ключевые позиции в национальной экономике должны занимать отрасли, обеспечивающие новое качество экономического роста (наукоемкие отрасли и отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности населения). Во-вторых, основным критерием при определении приоритетов прогрессивной структурной перестройки экономики следует признать максимальную экономию полных народнохозяйственных издержек производства на всех стадиях движения общественного продукта.

86. Предприниматели и предпринимательская деятельность в России: история и современность

Предприниматель – это главное действующее лицо рыночной экономики. Именно он, решая что, как и для кого производить, организует производство товаров и услуг. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Но, руководствуясь соображениями личной выгоды, предприниматель берет на себя риск и ответственность за производство тех товаров и услуг, которые будут востребованы. И в этом отношении он выполняет очень важную экономическую функцию.

На Руси издревле умели и любили торговать. Занимались предпринимательством все: крестьяне, мещане, дворянство. Крупнейшей торговой организацией было хозяйство царского двора, торговали те, кому делать это полагалось в силу сословной принадлежности – купцы.

В середине XVII в. купец Василий Шоринсоздал в России огромную торгово-промышленную империю. Он организовал систему оптовой и розничной торговли, охватывавшую почти всю страну, посылал торговые экспедиции за моря и кредитовал иностранных купцов.

Курский купец Григорий Шелиховсоздал могущественную Русско-американскую компанию и подарил России Аляску, в жесточайшей конкурентной борьбе вытеснив оттуда французов, англичан и испанцев.

Русское купечество, пережив свой «золотой век» сумело приспособиться к новшествам, введенным Петром I и пережить все потрясения бурного XVIII столетия.

В начале XIX в. российское правительство провело две реформы, ударившие по предпринимательскому сословию. Были увеличены подати и снижены пошлины на импортные товары. В России началось массовое разорение отечественных предпринимателей. Число их начало сокращаться уже в XVIII веке, но теперь этот процесс приобрел катастрофические размеры.

С 1800 по 1824 г. число купцов в Москве уменьшилось в два раза, в целом по европейской части страны в три раза. Уничтожалось ядро сословия – старинные купеческие династии, хранители векового опыта, знаний, духа русской предприимчивости. Спустя два десятилетия положение стало выправляться. Появились новые предприниматели, зачастую выходцы из крестьян. Среди них Рябушинский М.Я., основатель первой в России ткацкой фабрики (1846 г.).

В течение многих десятилетий после Октябрьской революции 1917 г. в России существовала централизованно планируемая система организации хозяйства, в которой частному предпринимательству отводилось скромное место.

В развитии современного общества экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой либерализации условий для развития предпринимательской деятельности. В экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности.

Сейчас предпринимательская деятельность в России активно развивается. Бизнес наводнил все сферы российской экономики: торговлю, производство, сферу услуг. Кроме экономических задач, российский предприниматель сегодня выполняет и ряд социальных функций.

Предприниматели заинтересованы развивать центры повышения квалификации и переобучения рабочих. Своей второй по значимости (после создания рабочих мест) социальной миссией бизнесмены видят выплату премий и стипендий талантливым студентам, ученым, деятелям культуры, спортсменам. Народ не относит эту задачу к числу наиболее приоритетных. Появление новых рабочих мест более желанно для предпринимателей, а не для населения.

А вот 60% предпринимателей, не понаслышке знакомых с финансовыми и организационными трудностями, уверены, что главное для российского бизнеса сегодня – это эффективность, а не социальные программы. Ведь многие небольшие фирмы едва сводят концы с концами, стараясь обеспечить задел на будущее.

87. Экономические реформы правительства В.В. Путина

Группа Санкт-петербургских экономистов под руководством министра экономического развития и торговли Германа Грефа выработала программу экономических реформ, которая включала новый подход к формированию бюджета, налоговую и банковскую реформы.

Был принят новый Бюджетный кодекс. Для упорядочения расходования бюджетных средств была создана казначейская система. Она позволила упорядочить расходование средств, в соответствие с принятыми законами, в частности, путем установления внутригодовых постатейных лимитов расходов. С 1999 г. реализуется Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства по учету доходов и средств Федерального бюджета, который позволяет сокращать срок прохождения доходов от плательщиков налогов до возможности их использования, ускорять их оборачиваемость.

Новые подходы к бюджетной политике диктовались стремлением установить жесткий бюджетный контроль, сбалансировать государственные ресурсы и обязательства, полномочия и ответственность на всех уровнях бюджетной системы, целенаправленно управлять государственным долгом и активами.

Следующим шагом экономических преобразований стала налоговая реформа. Первые проекты нового налогового кодекса рассматривались в Государственной Думе еще в 1997 г. Внесенные изменения снижали налоги по сравнению с 1997 г. на 8, 5%. В то же время предусматривалось повышение ответственности за уклонение от налогов и ужесточение мер по собираемости налогов. Отменялся ряд налоговых льгот. Была установлена единая ставка подоходного налога – 13%.

Общей целью налоговой реформы было построение единой налоговой системы, обеспечение доходов федеральных, региональных и местных бюджетов.

В рамках проведения налоговой реформы был принят новый Налоговый Кодекс.

Одновременно с налоговой проводится и таможенная реформа. Новый Таможенный кодекс существенно сокращал таможенные ввозные пошлины.

Реформа банковской системы стала следующим шагом экономических преобразований.

Была создана рабочая группа по банковской реформе, руководителем которой стал председатель совета директоров МДМ-банка А. Мамут. Рабочая группа разработала принципы банковской реформы, которые позже получили название «план Мамута».

Реформа банковской системы должна обеспечить максимально комфортные условия для концентрации банковских капиталов, в том числе посредством покупки банков в регионах. Число банков с «федеральной лицензией» может не превысить 30-40, а количество мелких и средних банков, которые получат « региональную лицензию» может уменьшиться в 2 раза.

Наибольшие дискуссии в Государственной Думе вызвал проект Земельного Кодекса. Новый Земельный Кодекс должен зафиксировать частную собственность на землю и право покупки и продажи земли не только для граждан России, но и для иностранных граждан.

Основные возражения вызывала именно эта часть проекта. Однако 9 октября 2001 г. Земельный Кодекс был принят в редакции, предложенной Президентом.

После принятия Кодекса около 40 млн. граждан России, в той или иной форме владевших землей, получили защищенные законом права собственности на нее.

Серьезную пользу, в нынешнее непростое для России время, оказывают меры противодействия теневой экономике и нелегальному вывозу капитала из страны. Указом Президента РФ В.В. Путина (ноябрь 2001 г.) был учрежден новый орган – Комитет по финансовому мониторингу, призванный отслеживать движение финансовых потоков в стране, выявлять случаи ухода от оплаты налогов и легализации доходов, полученных преступным путем.

88. Россия и Европейский Союз

Одновременно с развитием двухсторонних отношений с государствами Западной Европы, Россия интегрируется в целый ряд международных и европейских организаций.

В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Эта организация была создана в 1949 г. для содействия интеграционным процессам в области прав человека. Она проводит экспертизу уровня защиты прав личности в отдельных странах. Органы Совета Европы находятся в Страсбурге.

Другое объединение, в которое вошла Россия – «Большая Семерка». «Большая Семерка» оформилась в 1976 г. В нее входят США, Германия, Великобритания, Япония, Франция, Италия и Канада. Главы этих государств ежегодно встречаются для обсуждения вопросов экономической политики. В июне 1997 г. в Денвере (США) прошла встреча «Семерки» с участием России. На ней президент США Б.Клинтон назвал группу «Восьмеркой». В комментариях к саммиту в Бирмингеме в мае 1998 г. говорилось, что Москва впервые выступила в роли полноправного члена сообщества ведущих мировых держав. Значимым событием стал саммит «Восьмерки» в Кельне в июне 1999 г.

В 1993 г. в соответствии с Маастрихтским Договором был образован Европейский Союз, объединивший 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию и Францию. В 1994 г. в ЕС вступили Австрия, Норвегия, Финляндия и Швеция.

Россия активно сотрудничала с ЕС в 1993-1997 г. На основе полугодовых планов с 1995 г. стали проводиться консультации экспертов МИД России – «тройка» ЕС по актуальным вопросам европейской и мировой политики. С 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС, которое предусматривает развитие углубленных отношений между ними в политической, торгово-экономической, финансовой и других областях. Однако в 1998 г. резко сократился и российский экспорт в ЕС, и западноевропейский экспорт в Россию. Заметно уменьшились иностранные инвестиции в российскую экономику. С осени 1999 г. приток инвестиций вновь начал увеличиваться. В 2000 г. саммиты Россия– ЕС состоялись в Москве и в Париже. Одной из наиболее острых тем этих встреч оставался «чеченский вопрос». Чеченская тема была центральной и в ряде других встреч на высшем уровне, в ходе визита «тройки» ЕС в Москву 7 апреля 2000 г., на заседании Совета по сотрудничеству Россия-ЕС в Люксембурге, на саммите ЕС-Россия 29 мая 2000 г. в Москве.

В Брюсселе 16 ноября 2000 г. подписано Соглашение о сотрудничестве с Евросоюзом в области науки и технологий.

Из числа акций, которые олицетворяют собой тенденцию к росту сотрудничества, следует отметить План действий в целях совместной борьбы ЕС и России против организованной преступности.

Ориентация на развитие сотрудничества с Россией проявилась также в очередной рабочей программе осуществления «Коллективной стратегии ЕС по отношению к России», опубликованной Швецией как председательствующим государством.

В 1994 г. Россия подала заявку на членство в Всемирной Торговой Организации (ВТО).

ВТО — экономическая организация, созданная на основе бывшего ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле). Генеральное соглашение по тарифам и торговле, первоначально подписанное 23 странами в 1947 г., теперь включает более 90 государств.

В настоящее время Всемирная торговая организация добивается снижения таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих товарообмену между странами.

89. Российская федерация и НАТО

Большое внимание российское руководство уделяло взаимоотношениям с крупнейшим военно-политическим блоком Запада – Организацией Североатлантического договора (НАТО).

Распад СССР, сделал неактуальным само существование НАТО. Противостоявший НАТО военный блок – ОВД был расформирован в 1991 г., а к 1995 г. Россия уже вывела свои войска из всех стран бывшего ОВД.

В июне 1994 г. Россия, наряду с другими государствами бывшего СССР и «социалистического содружества», присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО.

С приходом нового министра иностранных дел Е.М. Примаковапозиция России в вопросе о расширении НАТО изменилась. Официальная точка зрения на расширение НАТО была изложена в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 1996 г. и в Послании Президента Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г.

В Посланиях было сказано, что Россия отрицательно относится к расширению НАТО на восток, поскольку оно противоречит интересам безопасности России. Россию в первую очередь беспокоит именно военный аспект расширения НАТО, возможность приближения к границам России военной инфраструктуры, перемещение ядерных сил, сокращение подлетного времени, а также вопросы, связанные с изменением военного баланса в области обычных вооружений.

Кроме того, расширение НАТО на восток может привести к новому расколу Европы, а также снизить значения других европейских общеполитических организаций.

В 1997 г. в Париже был подписан договор об особом партнерстве России и НАТО. В июле 1997 г. на очередной сессии Совета НАТО было принято решение о вхождении к весне 1999 г. в состав НАТО Польши, Чехии и Венгрии. ВО вторую очередь в НАТО должны были быть приняты остальные бывшие участники ОВД, а в третью очередь страны Балтии.

В 1999 г. отношения России и НАТО существенно осложнились. Одной из причин этого стали события в Югославии в марте-июне 1999 г. Другой причиной напряженности стал «чеченский вопрос».

Возникла реальная возможность прямого вмешательства объединившихся западных стран в дела России – ощутимых экономических, политических и даже военных санкций в случае продолжения военных действий в Чечне. В этих условиях российское руководство неоднократно подчеркивало, что «чеченский вопрос» внутреннее дело России.

Однако с 2000 г. проблема стала трактоваться несколько иначе. Несомненна оказалась связь чеченских террористов с целым рядом государств, враждебно настроенных по отношению к РФ. Опыт борьбы с чеченскими террористами заставил государство шире взглянуть на проблему терроризма вообще и международного терроризма, в частности.

Осознание необходимости организации борьбы с терроризмом в государственном масштабе нашло отражение в новой концепции Национальной безопасности.

11 сентября 2001 г. в США произошли террористические акты, ответом на которые стала антитеррористическая операция в Афганистане, проводившаяся в основном силами США и Великобритании. Российская Федерация поддержала США.

С этого момента отношения РФ и НАТО входят в новую стадию.

Участники НАТО говорят о новых целях Североатлантического союза, борьба с международным терроризмом и создание системы коллективной безопасности.

При этом Россия не претендует на то, чтобы участвовать в НАТО в полном масштабе и на то, чтобы влиять на оборонную политику НАТО. Предполагается, что Россия станет равноправным партнером НАТО лишь в некоторых вопросах, главным из которых будет борьба с международным терроризмом.

90. Отношения России со странами Западной Европы и США

Отношения России с Западной Европой развивались стабильно.

На первом этапе главным партнером в Европе считалась Германия, один из главных кредиторов России.

Начиная с 1997 г. Россия активизирует французское направление своей внешней политики. Ж. Ширак в течение 1997 г. трижды побывал в России, и повторил визиты в последующие два года. В 2000 г. состоялось несколько встреч В. Путина и Ж. Ширака, которые продемонстрировали близость позиций обеих стран по целому ряду вопросов, в частности по проблемам выхода США из ПРО.

Главным партнером России в Северной Европе остается Финляндия – тесные связи с ней были налажены еще в советское время. Руководители Финляндии посещали Россию на протяжении последних лет. Активно Россия взаимодействовала со Швецией и Норвегией.

Нидерланды, Бельгия, Дания, Португалия, Ирландия оставались на периферии российских политических интересов.

В последнее время активизировались отношения с Англией. Визит в Лондон в апреле 2000 г. был первым зарубежным визитом Путина после избрания его президентом. Выбор первой поездки Путина был не случаен. Англия с большим пониманием, чем другие западноевропейские государства отнеслась к чеченской проблеме. Сбалансирована позиция Англии по вопросу взаимоотношений России и НАТО. Кроме того, Англия поддерживает усилия России вступить во Всемирную Торговую Организацию.

Во время визита в Лондон Путин был принят британской королевой. Он вручил диплом почетного гражданина Волгограда королеве-матери. Это не случайно, когда-то Георг VI послал свой меч сталинградцам, первыми городами-побратимами стали Сталинград и Ковентри.

В начале 90-х гг. позицию Российской Федерации отличало стремление к сближению с США. В апреле 1993 г. в Ванкувере прошла первая встреча президента США Б. Клинтона с президентом РФ Б. Ельциным. Результат встречи стало поручение Клинтона вице-премьеру Гору курировать американо-российские отношения. Содействовал налаживанию деловых связей между странами Совет по торгово-экономическому сотрудничеству СНГ – США, американо-российский деловой совет и Американская торговая палата в России.

Параллельно с экономическими отношениями между РФ и США развивались и военные контакты. Важным этапом в создании атмосферы доверия между государствами стала достигнутая ими в декабре 1994 г. договоренность об обмене секретной информацией, о размерах и составе их ядерных арсеналов.

Одним из факторов, приведшим к ухудшению отношений двух стран, явилась победа на промежуточных выборах в Конгресс США в ноябре 1994 г. Республиканской партии. С этого момента некоторые политики США начинают критиковать Б. Клинтона за его недостаточно активную и жесткую внешнюю политику, в том числе и в отношении России.

В российско-американских отношениях процесс расширения сотрудничества постоянно сопровождается обострениями отношений между двумя державами. Так, например США неоднократно грозили сократить или прекратить вообще помощь РФ, выражая поддержку требованиям Японии о возвращении ей Южных Курил. Серьезные противоречия между Россией и США возникли в результате ракетно-воздушных ударов американцев по Ираку, планировавшихся еще с 1998 г. Россия, как и многие другие государства, резко осудила военные акции США против Ирака, предпринятые в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН. Аналогичная ситуация сложилась и вокруг Косово и Сербии, которые также оказались под ударами американских бомб и ракет.

Другими проблемами во взаимоотношении двух стран стали «расширение НАТО на восток», отношение США к «чеченскому вопросу».

91. Отношения России с государствами «ближнего зарубежья»

Важность проблем отношений со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР) определяется новым геополитическим положением России.

После распада СССР европейская часть Российской Федерации превратилась практически во внутриконтинентальную полуизолированную территорию. Сведены к минимуму выходы к Черному и Балтийскому морям; по западному и южному периметру своих границ страна оказалась оттесненной от Европы и Средней Азии; концевые участки единой советской системы сухопутных транспортных коммуникаций остались преимущественно на территории новых независимых государств.

Этот фактор настраивал российское руководство на конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего зарубежья. Благоприятным фоном для сотрудничества стало то обстоятельство, что подавляющее большинство бывших союзных республик вошло в состав Содружества Независимых государств.

После подписания в январе 1993 г. Устава СНГ, началось дальнейшее укрепление и расширение форм сотрудничества стран – участников СНГ. Растущее сознание необходимости активного формирования и развития общего экономического пространства, установления всесторонних и взаимовыгодных связей в хозяйственной сфере привело в сентябре 1993 г. к подписанию договора об Экономическом союзе Содружества.

В октябре 1994 г. лидеры стран СНГ подтвердили свой курс на хозяйственную интеграцию по примеру Европейского союза и решили учредить Межгосударственный экономический комитет со штаб-квартирой в Москве. В 1995 г. был принят договор о создании Таможенного союза в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. Он устанавливал льготный режим перемещения товаров и капиталов через государственные границы.

В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1999 г. к нему присоединился и Таджикистан. Эти страны взяли курс на взаимодействие в рамках Таможенного союза, который в октябре 2000 г. был преобразован в международную организацию – Евразийское экономическое сообщество.

В 1996 г. начали складываться условия для военно-политического сотрудничества стран СНГ. Совет глав государств, принял Концепцию охраны границ государств – участников СНГ с государствами, не входящими в содружество. Тогда же были подписаны соглашения о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ и об охране воздушного пространства СНГ.

Одним из шагов интеграции РФ со странами СНГ стало сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом. Оно оформлено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. и Договором о сотрудничестве в борьбе с актами терроризма, в особенности технологического характера, затрагивающими общие интересы и безопасность государств-участников СНГ.

Сложнее развиваются отношения России с балтийскими государствами, которые, оказавшись за пределами СНГ, сразу ввели визовый режим для россиян. Страны Балтии показывают свою прозападную ориентацию и не спешат укреплять политические связи с «восточным соседом».

Выбирая внешнеполитических союзников в настоящее время, Россия ориентируется на страны СНГ. Контакты с Украиной, Узбекистаном, включение Туркменистана в очередь первых внешнеполитических визитов В.В. Путина, говорят о стремлении президента сцементировать все СНГ, а не только его интеграционное ядро. Внимание сосредотачивается на вопросах взаимодействия силовых структур, на совместных усилиях по противодействию терроризму и на положении русскоязычного населения. Большое внимание уделяется экономическому сотрудничеству на равноправной основе.

92. Роль инноваций в российской экономике

Во всем мире Россия известна как обладательница двух сокровищ: научно-интеллектуального потенциала, накопленного нашей страной за всю ее историю, а также природных ресурсов. Синтез этих двух резервов определяет стратегическую линию подъема российского хозяйства через воссоздание мощной современной промышленности, базирующейся на отечественном сырье и новых технологиях. Инфокоммуникационные технологии – это фундамент экономики будущего и непременное условие зрелости гражданского общества.

Необходимо особо отметить достижения отечественного сектора информационных технологий, который устойчиво растет уже на протяжении целого ряда лет. Только за последние четыре года благодаря внутреннему спросу рост составил более 80%. Обновляется парк компьютеров, увеличивается их количество.

Нужно отметить, что в структуре рынка информационных технологий также происходят положительные изменения. Сектор производства программного обеспечения и услуг растет приблизительно в три раза быстрее, чем сектор продаж аппаратных средств. Увеличивается также спрос на консалтинговые услуги.

Спрос растет со стороны не только крупных, но и средних российских компаний. При этом компании, что очень важно, начинают воспринимать информационные технологии как один из источников конкурентного преимущества и серьезный потенциал для развития собственного бизнеса.

Успешно развивается сотрудничество российских фирм-разработчиков правообеспечения и с другими зарубежными компаниями. Важным показателем является также показатель роста количества пользователей Интернета. Он наглядно демонстрирует степень грамотности и активности населения в сфере информационных технологий. Как следствие, определяет динамику социально-экономического прогресса страны.

Количество российских пользователей Интернета за последние четыре года увеличивается ежегодно на 35-40%. В перспективе в России не должно остаться ни одного населенного пункта, в котором нет телефона, в котором нет выхода в сеть Интернет, доступа к информационным ресурсам.

Российский экспорт информационных технологий к 2005 г. увеличился по сравнению с 2001 г. не менее чем в три раза. Пока он в разы меньше, чем, например, в Индии и Израиле. Тем не менее, у России есть все возможности увеличения этого объема, улучшения качества продукции.

Прежде всего, необходимо обеспечить доступ и продвижение российских компаний – производителей программного обеспечения на перспективные мировые рынки. Во-вторых, нужно активно создавать новые рабочие места в специализированных центрах, таких, как технопарки, инкубаторы, кластеры. Чтобы сохранить высокие темпы роста и привлекательность российского IT-сектора для международного и российского инвестиционного сообщества, безусловно, необходим благоприятный инвестиционный климат.

Принятие Закона «О связи» четко обозначает намерения правительства в этой области. В Законе содержится комплекс норм прямого действия, обеспечивающий прозрачность отрасли, устраняющий бюрократические барьеры на пути развития рынка связи и инфокоммуникаций. Закон о связи улучшает предпринимательский климат в отрасли, способствует дальнейшей либерализации сектора.

Введение нормативно-правовых актов повысит прозрачность основных регуляторных процедур – лицензирования, распределения ограниченного ресурса, радиочастот, нумерации, межсетевого взаимодействия, формирования тарифов на регулируемые услуги связи. Совершенно ясно, что в секторе информационных технологий должна быть создана адекватная нормативно-правовая база. И Правительство Российской Федерации может и должно стать примером в использовании ИКТ.

Источник

Оцените статью