Экономическое развитие государства тесно связано с социальным уровнем жизни его населения, поскольку воспроизводство продукции и трудовых ресурсов способствует общему росту и повышению уровня образования и культуры.
Затрагивают экономический рост и общественные отношения, что, прежде всего, выражается в сфере распределения материальных благ.
При анализе любого государства уровень социально-экономического развития является основным критерием, который характеризует его на мировой арене.
Для оценки данного уровня принимаются во внимание следующие показатели:
Качество жизни населения . Покупательная способность, разделение общества на классы, уровень социальной защищенности и т.д.
Человеческий капитал . Представляет совокупность знаний и умений, применяемых в обществе для рационального функционирования человека и для развития общества и экономической системы.
Конкурентоспособность страны на мировом рынке . Позиция страны в сфере международной торговли, где она может выступать как поставщик или потребитель.
ВНП и ВВП . Эти два понятия довольно часто путают или считают одним и тем же показателем, однако ВНП — это объем продукции произведенной резидентами государства, а ВВП — это продукция выпущенная в целом на территории страны, куда входит и деятельность иностранных компаний.
Индекс экономической свободы . Определяется в зависимости от степени вмешательства правительства государства в вопросы производства, распределения и потребления продукции.
На сегодняшний день все страны мира, в зависимости от уровня социального развития, принято классифицировать на три группы :
Развитые страны . Имеют наиболее эффективную экономику, использующую прогрессивные технологии и методики, а также выступающую в роли мировых лидеров научно-технического прогресса. Значимая часть населения имеет высшее образование и занята в высокоспециализированных сферах деятельности.
Развивающиеся страны . Государства с индустриальной экономикой, однако, недостаточным развитием инновационной сферы. Научно-технический прогресс в данных странах в большей степени заимствован, нежели создан собственным потенциалом.
Слабо развивающиеся страны . Экономически бедные и нестабильные государства с низким уровнем развития промышленности и отсутствием собственной научной базы. Чаще всего они имеют сырьевую экономику.
Выделить среди существующего многообразия «похожие» страны можно при помощи Типология»>типологии и (или) Классификация»>классификации, основанной на показателях уровня развития и качества жизни. Классификации составляются обычно по одному показателю.
В то время как при типологии (выделении типов стран) учитываются:
особенности экономики (рыночная, переходная);
размер территории (предопределяет разнообразие полезных ископаемых, особенности освоения и заселения);
численность населения (как фактор трудовых ресурсов, экономически активного населения, емкость рынка потребительских товаров и услуг);
структура и объемы Валовой национальный доход»>валового национального дохода;
уровень и Качество жизни населения»>качество жизни;
место страны в Международное разделение труда»>международном разделении труда;
Территориальная структура народного хозяйства»>территориальная структура хозяйства.
Для того чтобы выявить различия в уровне развития, используются три группы статистических показателей — экономические, демографические и показатели качества жизни. При этом под термином «развитие» понимается процесс улучшения условий и качества жизни людей через распространение знаний и технологий.
Экономические показатели
Эти показатели являются основой любого экономического исследования. Важнейшими из них являются:
Валовой внутренний продукт»>валовой внутренний продукт (ВВП) — объем всех благ, произведенных на территории страны за год;
Валовой национальный доход»>валовой национальный доход (ВНД*) — объем всех благ, произведенных на территории страны за год за вычетом переведенных за рубеж прибылей иностранных компаний и заработной платы иностранных рабочих плюс аналогичные поступления из за границы. Иными словами — это ВВП, подсчитанный по национальному принципу.
Как правило, разница между этими показателями невелика, но есть страны, где она значительна. К ним относятся, например, нефтяные монархии Персидского залива, в которых на производстве работают выходцы из бедных стран — Пакистана, Египта, оффшорные страны и территории — Панама, Сингапур и др.
В разных странах мира используются различные методы подсчета этих показателей, поэтому данные национальной и международной статистики редко совпадают. В конце ХХ в. для удобства сравнения многие страны унифицировали методы подсчета валового внутреннего продукта по системам национальных счетов, разработанных экспертами Всемирного банка.
Кроме того, каждая страна формирует статистические показатели в своей денежной единице. Однако для сравнения стран должны быть сопоставимые показатели.
Как сравнить объем ВНД в британских фунтах стерлингов и монгольских тугриках? Решение этого вопроса было найдено: в международной статистике данные приводятся в едином измерении — долларах США (или международных долларах).
Тогда возникает другой вопрос: как пересчитать национальную валюту в международные доллары? Существует два основных способа: расчет по среднегодовым валютным (обменным) курсам* или по Паритет покупательной способности»>паритету покупательной способности валют. Если в стране высокий уровень инфляции (роста цен), то пересчеты национального дохода по обменным курсам резко искажают реальную картину. Поэтому и эти данные, в зависимости от методики подсчета, значительно отличаются друг от друга.
Валовой национальный доход (ВНД) — это совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год. Конечного, т. е. покупаемого для непосредственного использования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки и переработки. ВНД — наилучший и доступный индикатор здоровья экономики и качества жизни населения. При подсчете ВНД исключаются непроизводительные сделки: финансовые и продажа подержанных товаров. К финансовым сделкам относятся:
государственные трансфертные платежи — выплаты по социальному страхованию, пособия безработным, пенсии;
частные трансфертные платежи — ежемесячные субсидии, получаемые студентами из дома, разовые дары от богатых родственников;
сделки с ценными бумагами — купля продажа акций и облигаций.
ВНД определяется либо путем суммирования всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции, либо путем сложения всех доходов, полученных от производства всего объема продукции данного года.
Методы подсчета ВНД:
1) ВНД = потребительские расходы домашних хозяйств + инвестиционные расходы бизнеса + государственные закупки товаров и услуг + расходы иностранцев;
2) ВНД = расходы и платежи, не связанные с выплатой дохода + заработная плата + рентные платежи + проценты + прибыль. Различаются номинальный и реальный ВНД.
Номинальный ВНД выражается в текущих ценах, в валюте соответствующей страны.
Валовой национальный доход, скорректированный с учетом инфляции (повышения цен) или дефляции (снижения цен) — это реальный ВНД, скорректированный, выраженный в долларах по неизменному курсу.
Отраслевая структура экономики — это соотношение «первичного», «вторичного» и «третичного» секторов, она определяется структурой ВНД или структурой занятости экономически активного населения.
В более развитых странах в структуре ВНД и в структуре занятости преобладает сфера услуг, а в менее развитых — сельское хозяйство и сфера услуг или добывающая промышленность. Высокая доля занятых в сельском хозяйстве указывает на то, что значительная часть населения производит продовольствие только для собственного потребления. Напротив, низкая доля занятых в сельском хозяйстве указывает на его высокую эффективность — небольшое число фермеров удовлетворяют потребности остального общества; или страна не производит продовольствие вообще, а закупает его, продавая нефть или высокотехнологичные продукты. В более развитых странах наблюдается тенденция роста рабочих мест в третичном секторе экономики и снижение занятости в промышленности.
Динамика ВВП за ряд лет дает представление о темпах экономического роста.
Чем выше уровень социально экономического развития страны, тем дольше живут люди, меньше коэффициенты рождаемости и смертности. Напротив, для менее развитых стран характерна низкая продолжительность жизни, высокие коэффициенты рождаемости и смертности.
Показатели качества жизни. Для оценки уровня развития страны можно использовать показатели качества жизни. К этой группе относятся показатели, характеризующие состояние личной безопасности, природной среды, уровень потребления товаров и услуг:
количество пациентов на одного врача;
уровень грамотности — доля грамотных среди населения старше 15 лет, которые могут читать, писать и понимать краткие тексты;
количество автомобилей на 1000 человек;
потребление энергии на душу населения;
доля населения, имеющего доступ к чистой воде;
доля расходов на здравоохранение (образование) в ВВП;
число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел.;
доля дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог.
В последнее время все чаще используется интегральный показатель — индекс развития человеческого потенциала. Он рассчитывается как среднее арифметическое от суммы трех показателей:
1) физического состояния людей и средней ожидаемой продолжительности жизни;
2) духовного и интеллектуального развития людей (уровня образования);
3) материальной обеспеченности людей — реальных доходов на душу населения.
В более развитых странах этот индекс приближается к 1, минимальный показатель — около 0,2.
Показатели уровня и качества жизни взаимосвязаны между собой. Очевидно, что если в стране высокий ВНД на душу населения, то с высокой степенью достоверности можно сказать, что будут «хорошие» показатели по продолжительности жизни (высокая), по смертности (низкая), качеству жизни. И наоборот, низкие показатели дохода всегда свидетельствуют о низком качестве жизни.
Источник
Социально экономический уровень страны это
Каждый новый, более высокий уровень экономического развития страны означает не только соответствующий количественный рост общественного производства, доходов и потребления населения, но и существенные качественные изменения в развитии производительных сил и общества в целом. Повышение уровня экономического развития страны является отражением возросшей степени общественного разделения труда — процесса, обусловливающего возникновение новых субъектов хозяйствования со специфическими экономическими функциями и потребностями и усложняющего взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов в хозяйственной структуре страны.
Каждый новый, более высокий уровень экономического развития страны вызывает необходимость переориентации в технической, экономической, социальной политике со стороны всех хозяйствующих в обществе субъектов.
Объективная оценка достигнутого страной уровня экономического развития и происшедших в связи с этим количественных и качественных изменений в процессе производства, обмена, распределения и потребления, условий и результатов общественного производства имеет особую практическую значимость для государства как субъекта хозяйствования. Последнее и в рыночной экономике призвано находить наиболее эффективные решения, направленные на обновление хозяйственного механизма и согласование системы экономических интересов всех хозяйствующих субъектов.
Уровень экономического развития, таким образом, является не только следствием, но и предварительным условием для определения направлений и выработки средств дальнейшего развития страны.
Не случайно в США и других странах с развитой рыночной экономикой в конце каждого года группе экспертов из числа наиболее известных экономистов поручается представлять правительству доклады с результатами объективного анализа социально-экономического состояния страны и рекомендациями, направленными на усиление прогрессивных тенденций в развитии общества.
Понятие «уровень экономического развития» относится к числу наиболее сложных. Оно охватывает все стороны воспроизводственного процесса страны, а также определяет ее место в мировом экономическом сообществе.
В экономической литературе сложилось признанное специалистами многих стран определение понятия «уровень экономического развития». Под ним понимается степень развития производительных сил страны и мера потребления ее населением материальных благ и социальных услуг.
При анализе рассматриваемой проблемы наукой выделяются понятия «экономическая мощь» и «экономический потенциал», отличные по содержанию от понятия «уровень экономического развития».
Понятия экономической мощи и экономического потенциала — тождественны и призваны характеризовать хозяйство страны с количественной стороны. Эти понятия отражаются в абсолютных величинах, в числе которых такие макроэкономические показатели, как объем валового общественного продукта и национального дохода, территория, численность населения и трудовых ресурсов, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции и т.д.
В отличие от экономического потенциала (мощи) страны уровень экономического развития характеризует развитие страны с качественной стороны. Количественным выражением уровня экономического развития служит отношение национального дохода страны к численности ее населения:
В межстрановых показателях среднедушевого производства национального дохода имеют место различия в уровнях производительности труда и эффективности общественного производства, доходах и потреблении населения, квалификации кадров и организации труда, развитии сферы социальных услуг и т.д.
Исключительно быстрое в 70-е годы обогащение восточных стран на экспорте нефти способствовало образованию разрыва между показателями среднедушевого национального дохода и понятием уровня экономического развития, характеризующего страну с качественных позиций. С учетом этого ООН было принято решение при определении уровня экономического развития страны дополнять среднедушевое производство национального дохода показателями доли промышленности в национальном доходе страны, грамотности населения и численности квалифицированных кадров.
Маленькая по территории и численности населения страна может занимать в таблице стран мира по уровню экономического развития первые строки, если она достигает высоких показателей среднедушевого производства продукции и услуг.
Одновременно огромные страны, обладая большой экономической мощью, из-за экономической отсталости занимают последние строки в таблице стран мира по уровню экономического развития и образуют особую группу слаборазвитых стран, нуждающихся в экономической помощи мирового сообщества.
Высокие темпы естественного прироста населения в странах Азии и Африки при отсутствии средств для создания новых рабочих мест — одна из главных причин, препятствующих экономическому росту и повышению уровня экономического развития этих стран.
Как и многие проблемы экономической науки, проблема уровня экономического развития не избежала влияния идеологии. Это проявилось в усилении внимания к ней в периоды экономического подъема СССР и спада темпов экономического развития США и почти полном забвении при возникновении отрицательных тенденций в развитии СССР.
В 1949-1959 гг. среднегодовой прирост произведенного национального дохода составил в СССР 10,2%, в США — 1,8%. Конечно, при таком соотношении в темпах экономического роста двух стран соотношение в уровнях экономического развития заметно изменялось в пользу СССР. И если бы такое соотношение в темпах экономического роста удержалось, то, как и было заявлено в партийных программах, СССР к 1980 г. достиг бы уровня экономического развития США.
Такая перспектива не могла не вызывать тревоги правительства и общественности США. В изданном в те годы учебнике по экономике П. Самуэльсона его автор в число наиболее важных вопросов, волнующих людей в передовых западных цивилизациях, относит следующие: догонит ли Советский Союз через два десятилетия Соединенные Штаты как общество наибольшего изобилия во всем мире? Как изменится разрыв между различными типами экономических систем?
Однако ситуация изменилась не в пользу СССР: темпы экономического роста СССР снижались, США — возрастали. В результате после 1975 г. публикации сравнительных статистических данных об экономическом развитии СССР и США были прекращены. Постепенно стали исчезать и научно-исследовательские работы на эту тему. Хотя именно с ухудшением ситуации практическое значение объективного исследования возрастает, поскольку способствует обнаружению действительных причин ухудшения фактических показателей.
Другой формой идеологизации рассматриваемой проблемы было утверждение о том, что процесс выравнивания уровней экономическою развития стран и их регионов свойствен лишь социалистической системе. Хуже всего было то, что это политическое утверждение находило практическую форму реализации. Не считаясь с действительными достижениями в темпах роста национального дохода и эффективности производства, центральное правительство осуществляло постоянное перераспределение прибавочного продукта России, Украины и Белоруссии в пользу республик Средней Азии и Казахстана.
В результате использованный национальный доход в этих республиках значительно превышал произведенный. Таким образом увеличивалось душевое потребление населения республик Средней Азии и Казахстана, не вполне обеспеченное их реальным экономическим развитием. Экономика же России, Украины и Белоруссии лишалась инвестиций в новые технологии, а их прибавочный продукт «проедался» в других регионах, также мало способствуя экономическому прогрессу.
В советский период объективное исследование этой проблемы было закрыто по политическим мотивам, в основном из-за протеста националистически настроенных верхов национальных республик. В настоящее время ясность в эту «деликатную» проблему вносят западные обществоведы, которых трудно обвинить в какой-либо национальной предвзятости.
Так, американский ученый М. Бернштам на анализе большого фактического материала доказывает, что специфически советская причина вымирания русских, украинцев и белорусов — многолетняя политика перекачки средств и ресурсов из европейских районов страны в Туркмению, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и другие южные республики. Эта политика, пишет автор, проводилась как в виде прямых бюджетных субсидий и дотаций южным республикам, так и путем предоставления им налоговых льгот, установления высоких цен на сельскохозяйственную продукцию, создания других экономических и социальных преимуществ.
Получив статус независимых государств, южные республики бывшего СССР столкнулись с необходимостью самостоятельно решать проблемы доходов и потребления населения, ежегодно увеличивающегося высокими темпами.
Несмотря на влияние многих факторов на социально-экономическое развитие общества, определяющим остается показатель среднедушевого производства национального дохода. Это и понятно, так как структура национальной экономики, производительность труда, квалификация занятого населения и другие факторы качественного порядка находят отражение в показателе среднедушевого производства национального дохода.
В табл. приводятся данные по странам мира, которые показывают, сколь существенны различия в среднедушевом производстве национального дохода и, следовательно, в уровне жизни населения различных стран.
Приведенные в табл. фактические данные предоставляют огромную возможность для макроэкономического анализа и соответствующих выводов из этого анализа.
Так, США как были, так и остаются страной с самым высоким уровнем среднедушевого производства национального дохода. В то же время многие западные страны заметно приблизились по этому показателю к США. Особенно существенны успехи Японии. Высокие темпы экономического роста позволили этой стране за 1970-2000 гг. увеличить среднедушевой доход почти в 2 раза и существенно сблизится по этому показателю с США. Нетрудно заметить отрицательное влияние стран Восточной Европы и особенно бывшего Советского Союза на среднедушевое производство ВВП в мире в целом.
Хотя среднедушевое производство ВВП в Китае — невелико, составив в 2000 г. всего 3,9 тыс. долларов, однако темпы роста — беспрецедентны: с 0,6 тыс. долл. в 1970 г. до 3,9 тыс. долл. в 2000 г., т.е. в 6,5 раза.
Рыночные преобразования в России почти в 2 раза снизили ВВП в расчете на одного жителя страны. Население России потеряло больше, чем любая другая страна бывшей социалистической системы хозяйства.
И еще один важный момент, который нельзя не отметить, поскольку он имеет далеко идущие последствия для теории и практики развития мирового сообщества: это пропасть между уровнями развития развитых и развивающихся стран. Как видно из приведенных в табл. 5 данных, среднедушевое производство ВВП в развивающихся странах почти в 10 раз ниже, чем в развитых.
Важную часть макроэкономической теории составляет определение характера взаимодействия темпов экономического роста с уровнем развития. Несомненно, что уровень развития оказывает огромное влияние на темпы роста и эффективность национальной экономики. Человек, его уровень образования, профессиональная подготовка, состояние здоровья, величина денежного дохода, структура материальных и социальных потребностей, трудовая мотивация определяют темпы экономического роста, производительность труда и общую эффективность производства. При этом по мере повышения уровня экономического развития страны, его значение в динамике и эффективности производства будет возрастать.
Всегда ли развитие носит позитивный характер? Возможно ли развитие со знаком минус? Если такая возможность реальна, то в чем заключается развитие вспять? Ответы на эти вопросы важны для правительства любой страны.
Анализ развития стран за вторую половину XX в. показал, что не все страны, достигшие высоких темпов экономического роста, смогли их удержать. Одной из главных причин такой ситуации является, по оценке специалистов, то, что экономический рост в этих странах или не способствовал социально-экономическому развитию или оказывал недостаточное воздействие на развитие.
Материальным источником развития служат темпы экономического роста. Однако если темпы экономического роста были недостаточны для повышения уровня экономического развития или прибавочный продукт, создаваемый в реальном секторе экономики, направлялся не на развитие человека (повышение экономических и социальных потребностей), или вывозился из страны, или направлялся на ведение войны и развитие военного производства, то процесс развития замедлялся. В этом случае развитие человека становится препятствием к экономическому росту, особенно в решении эффективности производства.
Однако наиболее существенное негативное воздействие на развитие оказывает наличие в стране резкой социальной дифференциации в доходах и потреблении населения. Если большая часть совокупной добавленной стоимости достается небольшой части населения страны, то развитие большинства ее населения затруднено.
Снижение жизненного уровня населения России в последние 10 лет, разрушение сферы социальных услуг, рост экономических и иных преступлений позволяют прийти к выводу, что развитие вспять или с «минусом» возможно не только теоретически, но и фактически.
Обобщая мировую практику, теория развития приходит к выводу, что процесс развития не является универсальным. Народы многих стран на протяжении веков живут в отсталости. В XX в. лишь немногим из них удалось выбраться из нищеты.
Более того, теория развития исходит из того, что развитие со знаком «плюс» не является неизбежностью, а, скорее, определяется потенциальной возможностью. Ее реализация зависит от целого комплекса специфических условий, конкретное содержание которых позволяет заключить вероятность или нисходящего, или тупикового развития, закрывающих возможность дальнейшего восходящего развития.
Практически важное значение имеет понимание того, что реализация потенциальных возможностей восходящего развития требует не только наличия в развивающейся системе обычно немалой избыточности ресурсов, но и усилий по их эффективному использованию в целях развития. Если такие усилия в обществе отсутствуют, то сама по себе избыточность ресурсов (населения, природных богатств), стимулирует лишь процессы энтропии (разложения, деградации, вырождения, самораспада).
Теория социально-экономического развития эволюционизирует в понимании ее сути с развитием человека-работника, его образования, творческих способностей и структуры самих потребностей.
Во второй половине XX в. темпы и эффективность экономического роста стали определяться уровнем подготовки самого работника, накоплением «человеческого капитала». Для отражения этих изменений в последние годы получили распространение расчеты индекса развития человеческого потенциала, который служит синонимом рассмотренного нами индекса уровня социально-экономического развился. Новым здесь является разработанная Программой развития ООН (ПРООН) методология расчетов индекса развития человеческого потенциала и практически выполненные по различным группам стран мира за 1994 г. расчеты этого индекса.
Индекс развития человеческого потенциала является результатом сведения трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения. Расчеты этого индекса несложны. Трудности состоят в сборе фактических данных, особенно при равнении межотраслевых показателей.
Для России выполнены расчеты индекса развития человеческого потенциала за 1992-1998гг. Расчеты показали, что в 1998 г. этот индекс в России снизился до 0,760 против 0,849 в 1992 г. Определяющее влияние на снижение общего индекса оказало сокращение реальных доходов на душу населения.
Поэтому для каждой из стран с пониженным уровнем экономического развития повышение его остается главной задачей. Повысить уровень экономического развития значит выровнять уровни потребления населения своих стран и экономически развитых стран, обеспечить себе лучшие условия в международном разделении труда и мирохозяйственных связях, создать равные условия для экономического и политического партнерства. Иного решения данной задачи кроме как добиться более высоких, чем в развитых странах, темпов среднедушевого роста производства — нет.
В 1870 г. реальный душевой ВНП в Великобритании был на 21 % выше, чем в США. За 1870-1985 гг. среднегодовой темп в США составил 1,85%, в Великобритании — 1,24%. За 115 лет эта, казалось бы, мизерная разница в темпах роста привела к тому, что реальный ВНП на душу населения в США стал на 62% выше, чем в Великобритании. Время удвоения выпускаемого продукта оказалось равным в США 40, а в Великобритании — 60 годам.
Снижение уровня экономического развития ведет к снижению доходов и потребления всего населения страны, а если при этом резко усиливается социальная дифференциация, то основная масса населения несет еще большие экономические потери.
Падение уровня экономического развития страны ведет к снижению социально-экономического и политического престижа в мире как страны в целом, так и каждого гражданина. Все это способствует развитию неравенства в международных экономических взаимоотношениях, вследствие чего страна со снижающимся уровнем экономического развития теряет все больше и больше.
Как показали последние исследования, между уровнем экономического развития страны и развитием демократических процессов существует прямая и обратная связь. При этом отмечается усиление тенденции этой взаимозависимости.
По данным за 2001 г. из 25 высокоразвитых стран 22 или 88% относились к странам со стабильной демократией, а из 51 экономически бедных стран 49 или 96% — это страны с недемократическими, диктаторскими или авторитарными режимами.
Механизм взаимосвязи уровня экономического развития страны с уровнем демократизации вполне очевиден. Чем выше темпы экономического роста и уровень экономического развития страны, тем выше расходы на образование и соответственно выше уровень образования населения. Это способствует развитию средств коммуникации и массовой информации, доступа всех граждан к информации. Богатое, экономически развитое общество — более открыто, здесь ниже степень социальной дифференциации, более распространены жизненные стандарты, сглаживающие межклассовые противоречия.
В связи с этим в экономически развитых странах легче достигается компромисс между экономическими интересами различных социальных групп, более благоприятны условия для достижения гражданского мира. В экономически развитых странах вообще быстрее формируется гражданское общество, его институты функционируют эффективнее, не позволяя государственной власти выступать в роли административного диктатора.
Россия начала ускоренную демократизацию общественно-политической сферы до начала экономических преобразований. 1987-1991 гг. характерны быстрыми изменениями в политической жизни страны: распад СССР, устранение КПСС, широкая информация о закрытых сторонах деятельности советского государства и его служб; отказ и очернение всей советской истории не прибавляли уважения населения к власти и авторитета в мире.
Российская демократизация и переделы политической власти осложнили рыночные преобразования, удлинив сроки возможного подъема экономики и повышения жизненного уровня населения страны.
В отличие от России, политическая демократизация общества не была самоцелью ни в одной из стран Юго-Восточной Азии, достигших экономического подъема в короткие сроки. Политическим преобразованиям в этих странах предшествовала демократизация в экономической сфере, обеспечившая развитие массовой частной хозяйственной деятельности, рост отечественного производства и доходов всего населения, а не отдельной социальной группы.
Другого пути повышения среднедушевого производства национального дохода, кроме высоких эффективных темпов развития национального хозяйства, не существует при любой политической системе и любой форме хозяйствования.