- Скачать большую энциклопедию Японии от А до Я с мультимедиа:
- Экономические районы
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ ЯПОНИИ
- Особенности и основные характеристики экономики Японии в 2021 году
- Особенности экономико-географического положения
- Пройдите социологический опрос!
- Характеристика и структура экономики Японии
- Размер ВВП
- Формирование государственного бюджета
- Что производится в Японии
- Основные составляющие экономики Японии
- Банковский сектор
- Сфера промышленности
- Сельскохозяйственная отрасль
- Сфера транспорта
- Уровень занятости населения
- Особенности структуры экспорта и импорта Японии
- Заключение
- Рассказ о Японской экономике: Видео
Скачать большую энциклопедию Японии от А до Я с мультимедиа:
Нажав кнопку, начнется загрузка самой полной и последней версии энциклопедии Японии с мультимедийными материалами. В Энциклопедии уделено большое внимание российско-японским отношениям. Дополнительно раскрыты следующие темы: города Японии, производство в Японии, острова Японии, развитие Японии, война с Японией и многое другое.
Экономические районы
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ . Впервые задача разделить территорию Японии на экономические районы, т. е. осуществить планирование регионального развития государства, была поставлена и начала претворяться в жизнь в конце 50-х гг. ХХ столетия. Это решение было принято в связи с резким обострением в этот момент диспропорций в распределении производительных сил по стране. Данная ситуация сложилась из-за хаотичного размещения на территории Японии промышленности, транспорта, населения, что, в свою очередь, явилось следствием развития японского социума в целом.
Начиная с конца ХIХ в. происходило стихийное разделение Японии на две весьма неравнозначные части: индустриально-аграрную, или периферийную, область и индустриальную. Со временем на территории последней образовался Тихоокеанский промышленный пояс (ТПП), в котором выделяются четыре района сверхконцентрации производительных сил: индустриальные зоны Кэйхин (центр — город Токио), Тюкё (центр — город Нагоя), Хансин (центр — город Осака) и Кита Кюсю (центр — город Китакюсю). Общий объем промышленной продукции, произведенной здесь в 1995 г., составил 41,8% от соответствующего общегосударственного показателя.
Стремительная внутренняя миграция, поток инвестиций, развитие новых для Японии отраслей промышленности, нехватка свободных земельных участков под промышленную застройку, создание сплошной цепи промышленных городов и производственно-территориальных комплексов привели к образованию в индустриальной части урбанизированных, а затем и гиперурбанизированных ареалов. К концу ХХ в. число таких образований, которые в результате последовавшего процесса «расползающейся концентрации» переросли в метрополии, достигло восьми.
Территория индустриальной части стала местом проживания почти 70% населения страны. Возникло явление маятниковой миграции рабочей силы. Иными словами, из-за чрезвычайно высокой стоимости земли в крупных городах жители метрополий поделились на две группы: меньшую, «ночную», финансовое положение которой позволяет жить и работать в черте крупных городов, и уезжающую вечером домой за город.
Как следствие, возникла перегрузка транспортных путей, систем водоснабжения, канализации, уборки, утилизации мусора и т.п., которая, в свою очередь, привела к ухудшению качества работы этих и других систем жизнеобеспечения, к загрязнению окружающей среды, другим негативным последствиям различного характера, например сокращению и так небольших площадей городских «зеленых зон».
Начатое планирование регионального развития государства, благодаря которому к началу 90-х гг. некоторые проблемы были хотя бы частично решены, например, мероприятия по децентрализации промышленного производства в ТПП привели к снижению объемов производства общей промышленной продукции в четырех индустриальных зонах ТПП с 61,0% (1960 г.) до 41,8% (1995 г.), проводилось главным образом в соответствии с «Планом комплексного развития территории страны». Таких планов, в которых наряду с соответствующими общими целями и задачами определялись критерии разбивки территории страны на экономические районы и подрайоны, за 30 с лишним лет было несколько. В связи с этим число районов и подрайонов, а также префектур, которые входили в их состав, постоянно менялось. Однако всегда главными среди них были районы Канто и Кинки, подрайон Токай (экономический район Тюбу).
Согласно данным конца 90-х гг., территория Японии была разделена на 9 экономических районов (с севера на юг): 1. Хоккайдо; 2. Тохоку (префектуры Аомори, Иватэ, Мияги, Акита, Ямагата, Фукусима); 3. Канто (префектуры Ибараки, Тотиги, Гумма, Сайтама, Тиба, Токио, Канагава); 4. Тюбу (префектуры Ниигата, Тояма, Исикава, Фукуи, Яманаси, Нагано, Гифу, Сидзуока, Айти); 5. Кинки (префектуры Миэ, Сига, Киото, Осака, Хёго, Нара, Вакаяма); 6. Тюгоку (префектуры Тоттори, Симанэ, Окаяма, Хиросима, Ямагути); 7. Сикоку (префектуры Токусима, Кагава, Эхимэ, Коти); 8. Кюсю (префектуры Фукуока, Сага, Нагасаки, Кумамото, Оита, Миядзаки, Кагосима); 9. Окинава, и 4 подрайона (входят в состав экономических районов). Экономические районы не являются административными единицами.
Источник
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ ЯПОНИИ
Канто — ведущий экономический район Японии, расположен на крупнейшей в стране равнине. Его площадь составляет около 10% от территории страны, но здесь проживает 1/3 ее населения и производится более 35% национального дохода.
Велико значение Канто как фокуса всей транспортной системы Японии, где сходятся крупные магистрали, связывающие столицу с приморскими и внутренними районами.
Кинки — расположен на юго-западе о-ва Хонсю. В его пределах проживает около 16% населения страны. По значению в экономике, Кинки — второй район в стране. Он сочетает в себе черты историко-культурного ядра «старой» Японии и крупного промышленного региона. Здесь располагаются предприятия как традиционных (текстильной, деревообрабатывающей, судостроительной), так и самых передовых отраслей (радиоэлектроника, нефтехимия). В Химедзи на базе технологического института функционирует технополис, экономический профиль которого составляют оптоэлектроника, производство микросхем для ЭВМ, биотехнология.
Токай расположился в центральной части о-ва Хонсю на тихоокеанском побережье между Канто и Кинки. В его экономике ведущее место занимает обрабатывающая промышленность, среди отраслей особенно выделяются автомобилестроение, нефтехимия, текстильная и целлюлозно-бумажная. Действует технополис Хамамацу, здесь получили развитие оптика, производство визуальных информационных систем. Большая часть производственного потенциала и населения сконцентрированы вокруг города Нагоя. Токай сохраняет значение важного сельскохозяйственного района, выделяясь производством чая и цитрусовых. Хорошо развит транспорт, в транспортной системе страны он выделяется развитием морского, здесь функционируют порты — Нагоя, Йоккаити, Симидзу.
Кюсю занимает одноименный остров в южной части страны и отличается неравномерностью развития северной и южной частей. Северный Кюсю — самый старый промышленный район Японии, где сложилась угледобыча, черная металлургия, тяжелое промышленное машиностроение, производство цемента, судостроение. Одновременно Северный Кюсю остается важной житницей, производя рис (второе место в стране), пшеницу, ячмень, фрукты. В южной части острова до недавнего времени развивалось лишь сельское хозяйство и местная промышленность. Однако в последние два десятилетия здесь активно развиваются самые передовые производства: радиоэлектроника, биотехнология, тонкая химия. Для их ускоренного развития на территории района сформированы 6 технополисов: Северная Оита, Миядзаки, Кокубу-Хаято, Кумамото, Сасебо, Куруме-
Тюгоку занимает юго-западную часть Хонсю и прилегающие острова. Горным хребтом территория района делится на две области, имеющие исторические названия Санъё и Санъин. Более развитой всегда была южная, Санъё, расположенная на побережье Внутреннего моря. Выгодное экономико-географическое положение области способствовало появлению здесь после второй мировой войны множества промышленных предприятий. И ныне Тюгоку выделяется самой высокой в стране долей материалоемких и энергоемких производств — черной металлургии, нефтепереработки, химической промышленности. Развиваются также судо- и автомобилестроение. Характерной чертой является отсутствие в районе явно выраженного центра, а также определенная специализация крупных промышленных узлов: в Хиросиме преимущественно развито машиностроение, в Курасики — нефтепереработка и химия, в Фукуяме — черная металлургия. На юге Тюгоку (Убе, Токуяма) сформировался один из самых мощных в Японии комплексов химической промышленности. Несмотря на индустриальный характер развития, Санъё является важным районом туризма. Перспективы развития района связывают с тремя технополисами — Окаяма, Хиросима, Ямагути. В первых двух развивается электроника, а в Ямагути — выпуск новых материалов, программное обеспечение ЭВМ и освоение ресурсов океана.
Хокурику занимает центральную часть западного побережья Хонсю и некоторые внутренние горные районы этого острова. Факторами, тормозящими его развитие, являются преобладающий горный рельеф, заболоченные низменные побережья, отсутствие удобных бухт для портового строительства. Пока по развитию обрабатывающей промышленности Хокурику уступает ведущим экономическим районам. В основном здесь получили развитие базовые отрасли, особенно цветная металлургия и металлообработка.
Тохоку расположен в северо-восточной части острова Хонсю. В масштабах страны выделяется развитием добывающих отраслей. Он дает 25% национальной добычи нефти, почти 70% железной руды, около 60% серебра, 1/2 свинца, 1/4 золота. Для ускорения развития северо-востока страны в Тохоку развиваются 3 технополиса: Аомори (получение и переработка сельскохозяйственной продукции с использованием биотехнологии), Акита (производство полупроводников и новых материалов) и Нагаока (производство «умных» станков и гибких производственных систем — ГПС). Кроме добывающей промышленности в районе развивается сельское хозяйство (рис, скотоводство), рыболовство, лесозаготовки. Главный экономический центр Тохоку — Сендай.
Хоккайдо по структуре хозяйства напоминает Тохоку. По сравнению с другими районами в структуре экономики Хоккайдо значительную долю составляют сельское, лесное хозяйство, рыболовство и добывающая промышленность. В районе сосредоточено почти 1/4 общего поголовья крупного рогатого скота. Здесь добывается 1/2 национального производства угля, 60% марганцевой руды, 25% золота. Интенсивно развивается целлюлозно-бумажная промышленность. В целях содействия промышленному развитию на Хоккайдо развивается технополис Хакодате (электроника, биотехнология, освоение ресурсов океана). Главный город района — Саппоро. Сикоку — четвертый по величине остров Японского архипелага, образует самостоятельный экономический район. Отличается неравномерным экономическим развитием. Более развита северная часть района, где сосредоточены предприятия машиностроения и химической промышленности. Однако в целом промышленный облик района формируют пищевая, целлюлозно-бумажная и текстильная отрасли. Развито
субтропическое земледелие, в год снимают 2-3 урожая.
Район Окинава образован островами архипелага Рюкю. Относится к числу наименее развитых территорий. Слабое хозяйственное развитие объясняется помимо причин природно-географического и социально-экономического характера, длительной оккупацией его территории США (1945-1972 гг.). Пока наиболее развитыми направлениями в экономике района остаются тропическое земледелие и обслуживание военно-морских баз США, которые занимают 12% территории Окинавы.
В целом по особенностям экономического развития выделенные районы можно сгруппировать следующим образом:
. Высокоразвитые многофункциональные районы центральной Японии — Канто, Кинки, Токай. Они занимают лишь около 1/3 территории страны, но в их пределах концентрируется основной демографический (около 70% населения), научный, экономический (производится 70% национального дохода и % промышленной продукции) потенциал страны. Здесь расположена основная часть Тихоокеанского промышленного пояса. В структуре экономики высок удельный вес сферы услуг (торговля, кредитно- финансовая деятельность, транспорт, связь) и обрабатывающей промышленности. Районы имеют мощную энергетическую базу, здесь расположены крупнейшие в стране ТЭС, а также атомные электростанции; в Токай расположены каскады ГЭС. Из отраслей промышленности выделяются: электронное и транспортное машиностроение (производство автомобилей и морских судов), станкостроение, черная металлургия, нефтехимическое производство.
Меньшее значение в экономике имеет сельское хозяйство, здесь выращивают рис, овощи, виноград, цитрусовые. Наличие многочисленных памятников истории, культуры, архитектуры и бережно сохраняемой природы привлекают туристов, как из Японии, так и из-за рубежа. В центральных районах расположены крупнейшие транспортные центры страны.
. Индустриально-аграрные районы западной и юго-западной Японии. Расположенные в исторически наиболее древней области японской цивилизации Тюгоку, Хокурику, Кюсю, Сикоку, Окинава, в совокупности занимают ХА территории и сосредоточивают 1/5 часть населения Японии.
. Индустриально-аграрные северные районы относительно более позднего освоения — Хоккайдо и Тохоку занимают 40% территории страны. Районы слабо заселены: здесь проживает около 13% населения Японии. Индустриализация этой части Японии началась в 1950-60-е гг. Об относительно низком уровне развития Хоккайдо и Тохоку свидетельствует их участие в экономике страны — около 10% национального дохода. Север страны относительно богат природными ресурсами: лес, биологические ресурсы моря, каменный уголь, нефть, железные, золотые, полиметаллические руды. С ресурсной базой связано развитие многих отраслей промышленности — деревообрабатывающей, целлюлозно- бумажной, рыбной, химической. На сельскохозяйственных землях выращивают пшеницу, ячмень, лен, кукурузу, рис, сахарную свеклу; разводят крупный рогатый скот.
Источник
Особенности и основные характеристики экономики Японии в 2021 году
Экономика Японии развивалась ускоренными темпами в 60-х–80-х годах минувшего столетия. Однако последнюю декаду XX века принято считать для Страны восходящего солнца «потерянным десятилетием». Тогда наблюдалось значительное снижение роста экономики вследствие так называемого взрыва пузыря цен на имеющиеся в стране активы. Японское правительство предприняло решительные меры. В результате уже к 2005 году темпы экономического роста страны стали превышать значение этого показателя у государств Евросоюза и США.
Особенности экономико-географического положения
Япония расположена на 4 крупных островах – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также на более чем 6 тысячах более мелких. Ее общая площадь составляет 378 км2.
Недра Японии бедны полезными ископаемыми. На ее территории ведется добыча преимущественно:
- известняка;
- серы;
- нефти;
- цинковых и свинцовых руд;
- каменного угля.
Особенности экономики Японии являются прямым следствием того, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот фактор открывает перед страной широкие перспективы участия в международном разделении труда.
Несмотря на недостаток природных ресурсов (сырье для большого количества промышленных отраслей завозится из-за рубежа), Япония занимает лидирующие позиции в некоторых производственных отраслях. Например, по объемам выплавки стали в мировой черной металлургии на ее долю приходится 23 %.
А словосочетание Made in Japan твердо ассоциируется с высоким качеством разнообразных товаров.
Пройдите социологический опрос!
Характеристика и структура экономики Японии
Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.
На тот момент флагманом индустрии Японии являлась легкая промышленность. Сегодня приоритетной стала также тяжелая промышленность. В особую нишу была выделена сфера наукоемких разработок. В совокупности с высоким уровнем экспорта, низким безработицы, страна по ВВП уверенно держит третье место в мире.
Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.
Размер ВВП
По объему ВВП Япония на начало 2021 года занимала в мире 3-е место и уступала лишь США и КНР. Динамика изменения этого показателя в 2010-2018 годах представлена на диаграмме. Единица измерения – млрд долларов.
На размер ВВП Японии существенное влияние оказывает объем экспорта продукции электротехники, электроники, машиностроения. Интересно, что даже во время мирового кризиса 2008-2012 годов валовый внутренний продукт государства увеличивался. А в последующие 3 года было зафиксировано снижение этого показателя на 16,8 %.
Эксперты объясняют данное явление неблагоприятными колебаниями курса американской валюты, обусловившими падение спроса на автомобили японских производителей на мировом авторынке.
В пересчете на душу населения величина ВВП Японии на конец 2021 года составила 39 306 долларов. За год значение этого показателя выросло на 2,51 %. Такие невысокие темпы прироста являются следствием того, что при определенном уровне технологий экономика Японии достигла порога развития. То есть и в ближайшие годы ВВП будет возрастать относительно медленно.
Всемирный Банк озвучил такой прогноз: в течение 3 лет ежегодный рост ВВП Японии составит в среднем от 0,4 до 1,5 %. В цифрах это выглядит так:
- 2021 год – до 4,992 трлн долл.;
- 2021 год – 5,008 трлн долл.;
- 2021 год – 5,015 трлн долл.
Формирование государственного бюджета
Госбюджет Страны восходящего солнца на 2021 год утвержден на рекордную сумму – около 101,5 трлн иен (950 млрд долл.). Правительство планирует увеличить расходы на оборону на 1,93 % – до отметки 48,1 млрд долл. Необходимость этого обусловлена нестабильностью ситуации на корейском полуострове.
Рекордно высокая сумма – 31,884 трлн иен (около 300 млрд долл.) – будет направлена на социальные нужды, стремительный рост которых обусловлен старением населения Японии.
Кстати, по этой причине в марте 2021 года государственный долг страны достиг 1103 трлн иен (10,38 трлн долл.). Дело в том, что покрывать социальные расходы только за счет налогов правительство не может, и поэтому вынуждено выпускать государственные облигации. За счет этих средств также предполагается финансирование бесплатного дошкольного образования.
Что же касается доходной части госбюджета, то, по расчетам правительства Японии, в 2021 году ее размер составит 99,113 трлн иен (932,567 млрд долл.).
В отраслевой структуре экономики островного государства на долю сферы услуг приходится до 70 % ВВП. Большинство фирм данного типа работает в розничной и оптовой торговле, связи, информационных сетях. Промышленное производство привносит в ВВП примерно 18 %. А вот доля сельскохозяйственной отрасли составляет всего 1,5 %.
Что производится в Японии
Специализируется промышленность Японии на производстве материалов и разнообразных товаров на основе высоких современных технологий. Несмотря на относительно небольшую территорию, в Стране восходящего солнца выпускается 12 % мировой продукции.
Наибольшим спросом сегодня пользуются изготовленные в Японии:
- автомобили;
- суда, корабли и плавсредства иных типов;
- робототехника;
- персональные компьютеры, бытовая электроника;
- пластмассы, химические волокна, синтетический каучук.
Разговор о том, что производит Япония, будет неполным без упоминания продукции военной промышленности. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, данная отрасль здесь очень развита. На вооружении спецназа, полиции и сил самообороны этой страны находятся револьверы Miroku Liberty Chief, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы Howa Type 89 и Howa Type 64 местного производства.
Основные составляющие экономики Японии
Многим непонятно, как небольшое по размерам государство, занимающее архипелаг, на котором нет значительных залежей полезных ископаемых, уже не один десяток лет находится в числе лидеров мировой экономики.
А ведь еще начиная с 70-х годов минувшего века здесь начали развиваться опережающими темами отрасли, ставшие в хозяйственной сфере страны базовыми. Коротко рассмотрим основные компоненты, которые включает структура экономики Японии.
Банковский сектор
В основе банковской системы Страны восходящего солнца находится американская модель и состоит она из следующих трех уровней:
- Центральный Банк (Bank of Japan). Управляет деятельностью всех кредитно-финансовых организаций Японии, в том числе 11 государственными и всеми частными банковскими учреждениями.
- Коммерческие общенациональные банки. Это финансовые организации следующих типов:
- банки долгосрочного кредитования;
- трастовые банки;
- региональные и городские банки;
- иностранные банки.
Данные кредитно-денежные учреждения лежат в основе банковской системы Японии: от ее совокупного капитала на их долю приходится 80 %.
- Кооперативные кредитные институты. К этой группе относятся:
- трудовые кредитные кооперативы;
- кредитные кооперативы;
- кредитные ассоциации.
Они призваны оказывать финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса в различных областях японской экономики.
В число наиболее известных входят такие банки Страны восходящего солнца:
- Mizuho Corporate Bank;
- Mitsubishi UFJ Financial Group;
- Industrial Bank of Japan и др.
О том, что представляет собой банковская система США расскажет статья “Как иностранцу открыть счет в банке США“.
Сфера промышленности
Лидерами мировой экономики являются такие японские компании, как Fujitsu Limited, Toshiba Corporation, Honda Motor Co. Ltd, Sony Corporation, Panasonic Corporation, Toyota Motor Corporation.
Одна из основных статей японского экспорта – продукция автомобилестроения. Всему миру известны транспортные средства марок “Мицубиси”, “Судзуки”, “Ниссан”, “Тойота”, “Хонда”, “Мазда”.
В начале XXI столетия в данной отрасли работало на постоянной основе порядка 8 млн человек. Именно в тот период массово открывались сборочные филиалы японских автопроизводителей в Азии.
Судостроение – традиционная отрасль производства островного государства. Крупнейшие заводы функционируют в городах Хакодате (остров Хоккайдо), Иокогаме, Йокосуке, Кобе, Ономити (все – на острове Хонсю), Сакаиде (остров Сикоку), Нагасаки (остров Кюсю). В число ведущих судостроительных компаний Японии входят “Кавасаки”, “Мицубиси”, “Сасебо”.
В электротехнической сфере заслуженную известность получили такие корпорации, как Yamaha, Sharp, Pioneer, Konica, Hitachi, JVC, Casio, Canon.
Сельскохозяйственная отрасль
Для культивирования на архипелаге пригодны только 12 % земель. Заливные поля занимают большую часть этих угодий. Они используются для возделывания риса.
В среднем на 1 фермерское хозяйство приходится 1,8 га пашни. Со значительным отрывом по этому показателю идет Хоккайдо – 18 га, в остальных 46 префектурах – всего 1,3 га.
Традиционными промыслами для Страны восходящего солнца со времен неолита являются рыболовство и переработка морепродуктов.
На протяжении длительного времени наибольшую прибыль приносила подобная деятельность на море Санрику (северо-восток острова Хонсю). Там теплое течение Куросио встречается с холодным Курильским течением. Но по причине аварии, произошедшей на расположенной поблизости Фукусимской АЭС, вылов в этом ареале рыбы был временно приостановлен.
Другое место акватории японского архипелага, богатое морепродуктами, – юг и север Западного Тихого океана
Сфера транспорта
В Японии действует современная и эффективная транспортная система. Общая протяженность автомагистралей на архипелаге составляет 1,2 млн км. Крупные города соединяет единая сеть платных высокоскоростных дорог. Она находится в ведении организаций, наделенных правом сбора платы за проезд.
На местных и региональных рынках пассажирских перевозок конкурируют десятки железнодорожных компаний, например таких, как Keio Corporation, Kintetsu Corporation, JR Group, Seibu Railway Company. Все их поезда славятся точностью движения.
Немного цифр:
- Суммарная протяженность железных дорог составляет 27182 км.
- Электрифицировано:
- 2893,1 км дорог, имеющих стандартную ширину колеи;
- 89,8 км дорог с узкой колеей.
- Наиболее быстрые поезда “Синкэнсан” серий 500 и 700 развивают скорость до 300 км/час.
Аэропортов в Японии много. Главные международные воздушные гавани – Нарита (район Токио), Тюбу (район Нагойя) и Кансай (район Киото/Кобе/Осака).
Основным внутренним центром является токийский аэропорт Ханэда. Согласно статистике, это наиболее оживленный аэропорт Азии и 4-й по этому показателю в мире.
В Японии существуют две главные авиакомпании: Japan Airlines и All Nippon Airways.
Вся основная информация о Национальной японской авиакомпании Japan Airlines (JAL) – ведущем мировом перевозчике, который выполняет регулярные международные и внутренние рейсы в 125 аэропортов по всему миру – представлена в статье “Japan Airlines – одна из крупнейших авиакомпаний Азии“.
В число других пассажирских авиаперевозчиков входят Fuji Dream Airlines, Star Flyer, Air Do, Skynet Asia Airways и Skymark Airlines.
Исторически воздушные внутренние перевозки по японскому архипелагу строго регулировались. Трем крупнейшим авиакомпаниям (JAS, ANA и JAL) с 1972 года были выделены конкретные маршруты.
Вплоть до 2000 года стоимость авиабилетов определялась правительством. Вместе с тем с 1995 года у авиакомпаний имелась возможность регулировать стандартные тарифы (тогда было разрешено применение скидок до 50 %). Сегодня авиаперевозчик может самостоятельно устанавливать цену на перелет, но за правительством закреплено право вето, если стоимость окажется очень высокой.
Уровень занятости населения
Лучшие показатели в Японии по уровню безработицы наблюдались в 1960 году, когда экономика страны развивалась стремительными темпами. Официально нетрудоустроенными считался 1 % людей, то есть была достигнута практически полная занятость. А наступивший в 1973 году так называемый нефтяной кризис привел к массовому сокращению рабочих мест.
Ситуация не вышла из-под контроля только благодаря предпринятым правительством мерам по организации рабочих мест и значительному прорыву в области медицины. Пик безработицы – 5,3 % – был зафиксирован в 2021 году, и до нашего времени отмечалось ее постепенное снижение.
По данным на конец августа 2021 года она составляла 2,2 % Несколько иная цифра для молодежи – 3,8 %. Для сравнения: на тот же период времени в США показатель безработицы был равен 8,5 %.
Важное значение для экономики страны имеет коэффициент занятости трудоспособного населения. Рассчитывается он по следующей формуле:
КЗ = (ЧЗЛ/ЧТН) × 100 (%), где
КЗ – коэффициент занятости, искомый параметр;
ЧЗЛ – число занятых людей;
ЧТН – численность трудоспособного населения (возраст от 15 до 65 лет).
В Японии на начало 2021 года КЗ был равен 59,2 %. Как изменялась занятость населения Японии за последние 20 лет, можно узнать, изучив график. Из него видно, что максимальное падение коэффициента занятости пришлось на 2012-й – последний год мирового финансового кризиса.
Население Страны восходящего солнца сокращается, но это вовсе не значит, что растет смертность. Здоровье пожилых японцев лучше, чем у людей преклонного возраста других государств.
Между тем демографическая обстановка в Японии отнюдь не радужная. Сегодня коэффициент рождаемости здесь составляет 1,46, в то время как воспроизводство населения будет иметь место при значении этого показателя на одну женщину в репродуктивном возрасте не меньше 2. И, по всем прогнозам, по крайней мере в обозримом будущем, коэффициент рождаемости таким не станет.
Япония – страна долгожителей. Представители местного населения готовы трудиться и после достижения пенсионного возраста.
К этому их стимулируют и установленные государством правила выплаты денежной помощи людям преклонных лет:
- при выходе на заслуженный отдых в 60 лет размер базовой пенсионной выплаты уменьшается на 0,5 процента за каждый месяц, на протяжении которых человек пребывал на пенсии до достижения им 65-летнего возраста;
- жителю Японии, вышедшему на заслуженный отдых в 70 лет, за каждый месяц, в течение которых велась трудовая деятельность после 65 лет, полагается полупроцентная надбавка к базовой пенсии.
Размер минимальной пенсионной выплаты пожилым людям в Японии составляет 600 долларов, в то время, как в Китае средний размер выплат составляет около 14 долл сельским жителям и около 350 – горожанам.
Более подробную информацию о пенсионной системе КНР предоставляет статья “Пенсия и пенсионная система в Китае“.
Особенности структуры экспорта и импорта Японии
Япония принимает активное участие в международной торговле. Основу экспорта государства составляют транспортные средства. По объему продаж за рубеж продукции данной категории Япония занимает в мировом рейтинге 2-е место (после Германии).
О том, как можно приобрести качественный автомобиль японского производства расскажет статья “Японские автоаукционы: доступное качество“.
Важными составляющими японского экспорта являются также электрические машины, механические устройства и оборудование. Совокупный объем продаж другим странам товаров этих видов (включая автомобили) составляет 55 % от суммарной стоимости поставок в другие государства.
Основные рынки сбыта – Германия, Австралия, страны Юго-Восточной и Восточной Азии, США. Что же касается России, то по размеру экспорта из Японии она находится в третьей десятке среди всех государств мира. Причем в стоимостном выражении большую часть экспортных поставок в РФ составляют транспортные средства.
Основными ввозимыми в Японию товарными группами являются нефтепродукты и минеральные топлива. По данным на начало 2021 года поставлялись они, преимущественно, из:
- России – 6,8 %:
- Катара – 7,7 %;
- Объединенных Арабских Эмиратов – 14,1 %;
- Австралии – 18,2 %;
- Саудовской Аравии – 18,9 %.
Япония импортирует также электрические машины, механические устройства и оборудование. Около половины этих товаров традиционно поставляется из Китая. В целом на долю продукции из Поднебесной приходится около 25 % от стоимости общего импорта на японский рынок.
Заключение
В последние годы рост экономики Японии замедлился. Обусловлено это рядом причин, в числе которых высокие зарплаты, а также дефицит площадей, топлива и сырья, падение спроса на японские товары на внешних рынках.
Власти Страны восходящего солнца предпринимают действия, направленные на снижение влияния негативных факторов, но пока ситуация кардинально не меняется, в то время как государственный долг растет.
Рассказ о Японской экономике: Видео
Источник