Социально экономическое развитие страны представляет собой

Понятие социально-экономического развития страны

Социально-экономическое развитие — основное понятие

Социально-экономическое развитие – это постепенный процесс повышения уровня жизни людей, увеличение качества и количества предоставляемых населению общественных благ.

Под этим термином также понимается расширенное воспроизводство, качественные и структурные изменения в экономике, факторах роста, производственных силах. Социально-экономическое развитие охватывает такие сферы, как образование, наука, культура, технологии, включает в себя:

  • трансформацию общественного сознания;
  • смену привычек, традиций;
  • увеличение дохода, вызванное расширением производства.

Уровень прогресса не является результатом проявления чьей-то воли, а отражает реальные социальные и экономические связи.

Цели социально-экономического развития

Целями выступают наиболее значимые для отдельно взятой территории направления. Ими могут быть:

  1. Повышение доходов населения, оказывающее позитивное влияние на другое направление – снижение процента бедных.
  2. Улучшение качества образования, пересмотр норм ценностно-эмоциональных отношений.
  3. Охрана окружающей среды.
  4. Расширение личных свобод.
  5. Выравнивание возможностей.
  6. Улучшение качества продуктов питания.
  7. Выведение на новый уровень здравоохранения.
  8. Создание комфортной среды проживания.

В зависимости от потребностей может быть взят курс на повышение уровня занятости, укрепление социального партнерства, создание привлекательных условий для инвестирования.

Задачи социально-экономического развития

Определив наиболее важные для конкретного региона цели, можно сформулировать промежуточные задачи:

  • привлечение новых видов бизнеса;
  • обеспечение комфортных условий для расширения малого бизнеса;
  • подъем промышленного сектора;
  • создание новых рабочих мест;
  • развитие сферы услуг;
  • развитие центра города;
  • повышение уровня занятости.
Читайте также:  Современные страны мира с демократией

Перечень может состоять из множества других задач. Но решение каждой из них должно способствовать успешному экономическому процветанию муниципалитета, области, страны.

Этапы социально-экономического развития

Все существующие ныне экономические системы прошли три этапа:

  1. Доиндустриальный, в котором главным источником дохода служило основанное на сельском хозяйстве натуральное производство.
  2. Индустриальный, при котором сменился характер труда, сформировалось фабричное производство.
  3. Постиндустриальный.

В завершающем этапе основным инструментом прогресса стали знания, а наука выступила ведущей производительной силой.

Критерии оценки современных систем

Оценка уровня развития современных экономических систем предполагает анализ земельных ресурсов, климатических условий, полезных ископаемых, показателей экологии, состояния науки, медицины, образования. Уделяется внимание наличию телекоммуникаций, особенностям рыночной инфраструктуры, применяемым управленческим технологиям.

  • ВВП, ВНП;
  • усредненный уровень дохода;
  • состояние физического и психического здоровья;
  • средняя продолжительность жизни;
  • качество образования;
  • объем потребления материальных благ.

Оценке подлежат и управленческие навыки руководителей, так как именно они могут оказывать влияние на темпы роста экономики отдельно взятой территории и страны в целом.

Управление социально-экономическим развитием

Управление осуществляется при помощи стратегического планирования. Это действенный и наиболее универсальный инструмент, подходящий и для разработки программ по усовершенствованию, и для выхода из кризисных ситуаций.

К основным этапам относятся:

  • определение целей;
  • проведение исследований;
  • фиксация проблем и успешных моментов;
  • разработка плана развития, его содержания, порядка действий;
  • определение контрольного периода;
  • анализ первых результатов.

В результате проведенного анализа проводится корректировка целей, связанных с достижением задач.

Конечным результатом является не созданный план, а социально-экономическое развитие территории.

Примеры развития стран в современном мире

Типология основных особенностей социально-экономических систем позволяет объединить в группы государства со схожими признаками, однотипной финансовой системой.

Среди стран, демонстрирующих высокие показатели в Европе, можно выделить Италию, Германию, Великобританию, Францию. Именно эти страны играют ведущую роль в политическом, хозяйственном, социальном развитии европейского региона.

В мировом масштабе экономически развитыми государствами считаются США, Канада, Великобритания, Италия, Япония, Германия, Франция. Их условный союз принято обозначать понятием «большая семерка».

К категории стран с переходной экономикой относят Россию, Черногорию, Украину, Словению, Белоруссию, Румынию, Македонию, Венгрию.

Источник

Экономическое развитие

Экономическое развитие — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения материальных благ [1] .

Основными показателями экономического развития страны считаются качество жизни населения, конкурентоспособность экономики, ВВП, ВНП, человеческий капитал на душу населения и индекс экономической свободы.

Рост и развитие взаимосвязаны, но первично развитие экономики, которое служит фундаментом для ее роста в долгосрочном периоде. Соответственно взаимосвязаны и дополняют друг друга теории роста и экономического развития.

Главными драйверами роста и развития экономики являются человеческий капитал и порождаемые им инновации.

Содержание

Сущность экономического развития

Основы теории экономического развития создал Йозеф Шумпетер в начале ХХ века [2] . Значительный вклад в нее внесли Саймон Кузнец, Фернан Бродель, Герхард Менш,Теодор Шульц, Гэри Беккер, Майкл Портер, Николай Кондратьев и другие ученые.

В своей фундаментальной книге «Теория экономического развития», изданной в 1911 году, Йозеф Шумпетер первым ввел различия между ростом и развитием экономики, определил сущность инноваций различных видов и классифицировал их.

Отличие между ростом и развитием Йозеф Шумпетер пояснил так: «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у вас при этом не получится».

По Шумпетеру экономический рост — это количественные изменения — увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем.

Экономическое развитие — это положительные качественные изменения, новшества в производстве, в продукции, в услугах, в управлении, в экономике в целом — то есть инновации.

Кратко: рост — количественные изменения; развитие — качественные положительные изменения, направленные на рост.

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, создание сектора инновационной экономики и венчурного бизнеса, структурные сдвиги в экономике, рост производительности труда и качества жизни населения.

Эффективность процессов развития во многом определяется эффективностью государственного регулирования экономики, эффективностью самого государства и его институтов.

Системное регулирование экономики должно приводить к положительным качественным изменениям во всех видах экономической деятельности, в качестве жизни населения. Должно обеспечивать стабильное и долгосрочное накопление положительных изменений и общий рост экономики, ее эффективности и качества жизни.

Современная концепция управления изменениями Норберта Тома [3] включает следующие составляющие регулирования и управления: экономические (например, рост или снижение налогов, вступление в ВТО, глобализация рынка и т.д.), технологические (модернизация, использование высоких технологий), политико-правовые (положительные изменения в законодательстве), социально-культурные (мораль и нравственность, культура, изменения в системе ценностей, адресная соц. поддержка), физико-экологические (климатические условия, экология).

Саймон Кузнец особо выделяет ведущую роль в процессах развития человеческого капитала. Недостаток накопленного человеческого капитала, его низкое качество не позволяют стране создать следующий конкурентоспособный технологический уклад экономики, как это произошло с СССР при создании микроэлектроники, нанотехнологий, биотехнологий, генной инженерии.

Опыт успешных стран показывает, что только системный подход к процессам развития позволяет выйти на устойчивую траекторию роста экономики и качества жизни.

Градация стран мира по уровню экономического развития

Известны различные модели экономического развития (модель Германии, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии, России, Японии и других стран) [4] . Но при всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.

Общими для всех стран с растущей и развивающейся экономикой являются рост стоимости и качества человеческого капитала за счет высоких в него инвестиций и эффективного самовоспроизводства, пониженный уровень коррупции, эффективное управление, эффективность инновационной системы, высокая конкурентоспособность экономики, стабильный рост ВВП и ВНД в долгосрочном периоде, повышение качества жизни населения.

С другой стороны для всех успешных стран мира характерно циклическое развитие экономики со спадами, кризисами и долгосрочным ростом.

По типу экономик различают страны [5] :

  • с доиндустриальной экономикой (как правило, страны с сырьевой экономикой или ее основной долей);
  • со смешанными укладами экономик;
  • с индустриальной экономикой;
  • с постиндустриальной экономикой [6] ;
  • страны с экономикой знаний.

По уровню общего развития страны разделяют на следующие группы стран:

Развитые страны — страны с эффективными инновационными экономиками. К ним относятся в основном страны – члены ОЭСР. В их число входят США, Германия, Швеция, Финляндия, Япония, Австралия, Сингапур и другие.

В развитых странах создан значительный сектор экономики знаний и индустрия знаний.

Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором роста и развития индустрии знаний. Его удельный вес составляет до 80% их национального богатства.

Ведущие страны мира с инновационной экономикой создали благоприятные для быстрого воплощения идей ученых и инноваторов в конкурентоспособную продукцию и высокие технологии.

Высокие инвестиции в человеческий капитал обеспечивают им лидерство в науке, образовании, медицине, высоких технологиях и в индустрии знаний.

Развитые страны значительно опережают другие страны по стоимости и качеству накопленного национального человеческого капитала, по уровню и качеству жизни, в основных рейтингах по ВВП и ВНД на душу населения (за исключением небольших нефтедобывающих стран), по конкурентоспособности экономик, индексу экономической свободы и других.

Развивающиеся страны – страны с индустриальным укладом экономики и обществом. В литературе развивающиеся страны, ставящие своей целью догнать по уровню развития и качеству ведущие страны мира, называют странами с догоняющими экономиками.

В их число входят Китай, Бразилия, Мексика, Турция, Малайзия и другие страны. Весомых успехов достигли страны с уже бывшими переходными экономиками — Словения, Чехия, Словакия, Эстония и др. Эти страны уже создали достаточно эффективные рыночные экономики с конкурентными рынками.

Россия в части диверсификации экономики, конкуренции, роста производительности труда и человеческого капитала, повышения качества жизни, снижения коррупции и преступности пока существенно отстает от этих бывших соцстран.

Слаборазвитые страны — это наиболее бедные страны мира (в основном страны Центральной Африки, островные страны и др.).

Показатели уровня экономического развития

Для сравнения стран по уровню развития используют комплекс показателей, который включает:

  • ВВП и ВНП на душу населения;
  • Качество и уровень жизни населения;
  • Конкурентоспособность экономики;
  • Производительность труда и другие показатели экономической эффективности;
  • Стоимость человеческого капитала на душу населения, его качество и производительность;
  • Встроенность в мировую экономику;
  • Уровень коррупции;
  • Место в ведущих мировых рейтингах;
  • Финансовые и экономические рейтинги и оценки ведущих мировых рейтинговых агентств;
  • Отраслевая структура экономики, доля сырьевой экономики;
  • Производство основных видов продукции на душу населения;

Важнейшими показателями развития страны, определяющими стабильность и устойчивость развития и роста экономики, базой развития служат объемы инвестиций в составляющие человеческого капитала — в воспитание, культуру, образование, медицину, в науку, в качество жизни населения.

Развитые страны инвестируют в человеческий капитал в 2-5 раз больше в долях ВВП и национального бюджета, чем Россия и некоторые другие развивающие страны [7] . Тем самым они наращивают преимущества своего человеческого капитала и экономики. Наращивают отрыв в производительности труда и человеческого капитала, которые близки по величине.

Страны (Финляндия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.), которые в последние десятилетия вошли в число развитых передовых по производству и экспорту высоких технологий,начинали свою модернизацию с модернизации человеческого капитала и роста в него инвестиций, в первую очередь государственных (в образование, науку, медицину, качество жизни).

Их успешный опыт — весьма убедителен и полезен для других стран.

Источник

Концепция социально-экономического развития страны

Стратегический анализ развития национальной экономики и национальное прогнозирование являются основой формирования концепции развития национальной экономики.

Концепцию развития национальной экономики, или концепцию социально-экономического развития страны, следует рассматривать в качестве одного из важнейших документов стратегического характера. Она призвана выразить общий замысел, включающий определение стратегических целей развития национальной экономики и средств их реализации исходя из учета и обеспечения сочетания государственных, региональных и местных интересов.

Главная цель формирования концепции — определение стратегических ориентиров и целей развития национальной экономики, основных направлений и механизмов их реализации.

Разработка концепции базируется на следующих важнейших принципах:

Структура концепции социально-экономического развития страны определяется ее сущностью и назначением, общими требованиями, предъявляемыми к документам прогнозно-аналитического характера. Основные разделы концепции социально-экономического развития страны представлены на рис. 37.

Технология разработки концепции как последовательность выполнения определенных видов работ представлена на рис. 38.

Структура концепции социально-экономического развития страны (основные разделы) Раздел I. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации
Раздел II. Стратегические цели и приоритеты развития национальной экономики
Раздел III. Основные направления реализации стратегических целей
Раздел IV. Механизм реализации концепции развития национальной экономики

Рис. 37. Основные разделы концепции социально-экономического развития страны

Рис. 38. Последовательность разработки концепции социально-экономического развития страны

Особую роль в процессе разработки концепции играет научная экспертиза, которая проводится с целью обеспечения научной обоснованности и высокого качества. В процессе проведения экспертизы решаются следующие основные задачи:

• проверка обоснованности выбранных приоритетов и целей социально-экономического развития страны;

• оценка принятых направлений социально-экономической политики страны;

• уточнение величины ресурсов, необходимых для реализации намеченных целей и источников их покрытия.

Решение названных выше задач предполагает сочетание профессиональной и общественной экспертизы разрабатываемой концепции.

Главной задачей анализа и оценки исходной, или стартовой, социально-экономической ситуации в стране является определение уровня социально-экономического развития (в том числе в разрезе основных отраслей и сфер жизнедеятельности), выявление важнейших тенденций и факторов, обусловивших определенный характер протекания социально-экономических процессов.

В качестве важнейших принципов анализа и оценки стартовых условий социально-экономического развития страны следует назвать:

Последовательность проведения анализа и оценки социально-экономической ситуации в стране представлена на рис. 39.

Рис. 39. Принципиальная схема последовательности анализа и оценки стартовых условий социально-экономического развития страны

Выбор стратегии развития страны в значительной степени определяется состоянием ее социально-экономического потенциала. Стартовый социально-экономический потенциал страны может условно характеризоваться тремя основными составляющими (см. рис. 40).

Рис. 40. Структура стартового социально-экономического потенциала страны

Следует отметить, что при анализе стартового потенциала страны важное место занимает оценка эффективности его использования. Представляется, что в общем случае критерий эффективности использования стартового социально-экономического потенциала страны может определяться как отношение результата (эффекта) от реализации социально-экономического потенциала к затратам, которые потребовались для его достижения.

Во II разделе концепции социально-экономического развития страны формируются стратегические цели ее социально-экономического развития.

Целеполагание является очень важным и достаточно сложным этапом формирования концепции стратегического плана. Оно предполагает описание желаемого состояния национальной экономики и общества в целом к определенному сроку с учетом важнейших аспектов их функционирования. Главная задача ее разработки состоит в обеспечении комплексности развития национальной экономики и сбалансированности ее основных элементов. В национальной экономике должна соблюдаться сбалансированность макропотоков по конечным целям развития и ресурсам. В противном случае возникают диспропорции в функционировании и развитии национальной экономики, что приводит к снижению ее эффективности и повышению вероятности возникновения социальных конфликтов.

Многофункциональность национальной экономики предполагает многоуровневую систему целей, которую целесообразно оформить в виде «дерева целей». Каждая из целей должна быть увязана с количественными показателями деятельности соответствующих объектов национальной экономики, которые позволяют ее количественно измерить.

Цели социально-экономического развития страны могут выражаться с помощью совокупности качественных и количественных характеристик — целевых установок (ориентиров), целевых показателей и нормативов. Количественная определенность цели может обеспечиваться разработкой целевых показателей — количественных характеристик объекта целеполагания на определенный момент времени и целевых нормативов — значений целевых показателей, которые соответствуют требуемому научно обоснованному уровню конечного (желаемого) состояния социально-экономического развития страны.

В качестве главных целевых установок в социально-экономическом развитии страны могут применяться: во-первых, обеспечение качества жизни населения страны (общегосударственные социальные стандарты); во-вторых, обеспечение необходимых темпов экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики.

Принципиальная схема формирования стратегических целей социально-экономического развития страны представлена на рис. 41.

Рис. 41. Алгоритм действий по разработке системы целей социально-экономического развития страны

Необходимо отметить, что в процессе обоснования и разработки системы целевых установок особое значение приобретает типология, обобщение, ранжирование и уточнение проблем (проблемных ситуаций) социально-экономического развития страны.

В качестве основных методов, которые применяются в процессе целеполагания, можно назвать теорию графов, экспертные оценки и аппарат математической статистики.

На основе концепции разрабатывается собственно стратегия социально-экономического развития страны, или государственный стратегический план. Он представляет собой документ, в котором отражается представление о будущем состоянии и тенденциях развития национальной экономики и дается характеристика системы мер для реализации выбранной стратегии развития национальной экономики.

Следует отметить, что в условиях России в отличие от стран с развитыми формами рыночных отношений стратегическое планирование должно сочетаться с административными методами регулирования. Это касается прежде всего предприятий государственного сектора, а также фирм частного сектора, вовлеченных в орбиту разработки и реализации государственных программ.

Учитывая неполноту и недостоверность информации, стратегические планы должны разрабатываться на трехлетний период на основе прогнозирования основных направлений развития науки и техники на десятилетний период и производства на пятилетний период. Данные прогнозы могут включать прогнозный баланс по базовым товарам (нефть, газ, металл и т.п.), сводный баланс рабочей силы и баланс специалистов по важнейшим направлениям экономики. Такого рода планово-прогнозные разработки государственные органы должны готовить совместно с представителями как государственного, так и частного секторов национальной экономики. Следовательно, государственное стратегическое планирование должно стать процессом общественного обсуждения путей развития национальной экономики и общества в целом.

Кроме того, необходимо предусмотреть возможность постоянной корректировки стратегического плана по мере необходимости. В этих условиях бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, научно-техническая и т.п. политика государства будет вытекать из логики стратегического плана.

Содержание механизма реализации государственного стратегического плана заключается в целенаправленном воздействии организационных структур представительной и исполнительной власти на субъекты хозяйствования всех форм собственности в интересах достижения намеченных целей стратегического плана. Последний должен предусматривать разработку специального инструментария его реализации в виде государственных программ, контрактной системы и экономических стимулов. Конкретная система может включать государственные задания и заказы, объем которых ограничивается возможностями государственного бюджета.

В процессе разработки государственного стратегического плана необходимо решить ряд достаточно сложных проблем методологического и методического характера. К числу важнейших из них можно отнести:

• выявление и установление рационального соотношения между финансированием развития национальной экономики из различных источников, включая государственные централизованные и целевые капитальные вложения (в том числе средства из региональных бюджетов), собственные средства предприятий государственного и частного секторов экономики;

• выявление и достижение рационального соотношения между необходимостью развития национальной экономики и решением социальных, экологических и научно-технических задач в условиях ограниченности ресурсов;

• обеспечение сопряжения между государственным стратегическим планированием и стратегическим планированием на региональном уровне национальной экономики.

В качестве важного инструмента реализации государственного стратегического плана следует рассматривать государственные программы. Последние целесообразно формировать исходя из прогнозов по ограниченному кругу особо важных государственных задач, а их финансирование должно осуществляться из госбюджета и внебюджетных фондов. По договоренности к их реализации могут привлекаться предприятия, население и иностранные инвесторы. Материально-техническое обеспечение таких программ должно осуществляться за счет поставок по типу госзаказа через государственную контрактную систему.

Ключевые понятия и положения:

ü макроэкономическое планирование,

ü предпосылки макроэкономического планирования,

ü субъект макроэкономического планирования,

ü объект макроэкономического планирования,

ü функции макроэкономического планирования,

ü стратегические цели макроэкономического планирования,

ü государственный стратегический план,

ü процесс разработки государственного стратегического плана,

ü стратегический анализ развития национальной экономики,

ü прогноз развития национальной экономики,

ü классификация национальных прогнозов,

ü трендовый подход в национальном прогнозировании,

ü факторный подход в национальном прогнозировании,

ü сочетание генетического и нормативного подходов в национальном прогнозировании,

ü система национального прогнозирования,

ü концепция социально-экономического развития страны,

ü механизм реализации государственного стратегического плана.

Вопросы для повторения и контроля

1. Какие основные предпосылки обусловливают необходимость макроэкономического планирования в современных условиях?

2. Какие факторы определяют возможность макроэкономического планирования?

3. Что выступает субъектом макроэкономического планирования?

4. Какие основные функции выполняет макроэкономическое планирование?

5. Дайте характеристику объекта макроэкономического планирования.

6. Что выступает стратегической целью макроэкономического планирования?

7. Раскройте содержание макроэкономического планирования в современных условиях.

8. В чем заключаются особенности макроэкономического планирования в условиях переходной экономики?

9. Что является основной функцией государственного стратегического плана?

10. Раскройте содержание процесса обоснования и разработки государственного стратегического плана.

11. В чем заключается назначение и содержание стратегического анализа развития национальной экономики?

12. Какие основные стадии включает стратегический анализ развития национальной экономики?

13. В чем заключается сущность национального прогнозирования?

14. Что лежит в основе классификации национальных прогнозов?

15. В чем состоит содержание трендового подхода в национальном прогнозировании?

16. В чем заключается содержание факторного подхода в национальном прогнозировании?

17. В чем состоит проблема сочетания генетического и нормативного подходов в процессе разработки национальных прогнозов?

18. Что Вы вкладываете в понятие «целостная система национального прогнозирования » ?

19. Дайте характеристику современной системы национального прогнозирования.

20. В чем состоит основное содержание концепции развития национальной экономики?

21. Назовите основные принципы разработки концепции социально-экономического развития страны.

22. Какие основные разделы содержит концепция социально-экономического развития страны?

23. Какова последовательность разработки концепции социально-экономического развития страны?

24. Какие основные стадии включает анализ и оценка социально-экономической ситуации в стране?

25. Что Вы понимаете под «социально-экономическим потенциалом страны»? Какие факторы его определяют?

26. Что лежит в основе формирования стратегических целей социально-экономического развития страны?

27. Что Вы понимаете под механизмом реализации стратегического плана?

Глава 6. Стратегическое планирование регионального развития

В процессе изучения данной темы курса студенты должны уяснить специфику стратегического планирования на региональном уровне управления национальной экономикой.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие основные вопросы:

1. Региональное планирование как важнейший элемент системы регионального управления.

2. Концепция комплексного социально-экономического развития региона.

3. Региональная инвестиционная политика как инструмент реализации стратегических целей развития региона.

6.1. Региональное планирование – важнейший элемент системы регионального управления

Децентрализация хозяйственной жизни и управления в России выдвинула на первый план необходимость проведения конструктивной региональной политики, которая рассматривается как органическая часть общей социально-экономической политики государства. Проведение такой политики предполагает рассмотрение хозяйств региона как подсистемы национальной экономики, функционирующей в соответствии с общими требованиями российской экономики и учитывающей специфические региональные особенности. Такой подход к региональной политике дает возможность достаточно четко разделить полномочия между федеральным центром и регионами, обосновать важнейшие принципы их хозяйствования.

Регион любого уровня, рассматриваемый в качестве хозяйственной системы, представляет собой часть территории страны, на которой формируется и развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями. В качестве основных объектов хозяйственного регулирования выступают регионы областного уровня (край, республика, автономная область, область), они являются субъектами Федерации и обладают определенными полномочиями в экономической, финансовой, правовой сфере, которыми не располагают звенья более низкого уровня иерархии города, районы, сельские населенные пункты. Вследствие этого именно этим звеньям региональной экономики присущи все признаки социально-экономической системы.

Следует заметить, что региональная экономика как мезоуровень национальной экономики обладает рядом характерных признаков:

1. Региональная экономика, являясь элементом (подсистемой) национальной экономики, не может рассматриваться как изолированная ее часть.

2. Функционирование и развитие региональной экономики в значительной мере определяется природно-климатическими факторами, что предполагает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды.

3. Хозяйство региона, являясь по сути комплексным, т. е. имея различные отрасли и производства, которые определенным образом взаимосвязаны между собой, вместе с тем специализируется на тех или иных сферах деятельности.

В регионах как низовой сфере жизнедеятельности непосредственно реализуется социально-экономическая политика государства, в них находит воплощение государственная стратегия. В этой связи региональное управление следует рассматривать в качестве проводника общероссийских интересов, но с учетом специфики региона. Представляется целесообразным выделение следующих основных аспектов регионального управления:

• взаимоотношения региона и федерального центра;

• взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т. д.);

• обеспечение комплексности развития региона (собственно региональное управление).

В основу взаимоотношений между регионами и федеральными органами управления должен быть положен принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, который закрепляется нормативными актами.

Проблема регионального управления должна рассматриваться во взаимосвязи с концепцией местного самоуправления в целом. Последнее не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов. Важным аспектом организации самоуправления является определение функций территориальных органов различных уровней исходя из целей и задач всего региона. В соответствии с соответствующим федеральным законодательством им принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством. Представляется целесообразным, чтобы управление народнохозяйственным комплексом региона любого уровня не ограничивалось лишь организацией взаимодействия видов собственности разного уровня. В качестве главной задачи и критерия эффективности должно рассматриваться повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения на основе комплексного развития региона. В этой связи структура хозяйства любого региона (муниципального образования) должна быть достаточно разнообразной и включать различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для его всестороннего развития (промышленный, строительный, жилищно-коммунальный и т. п.). Основа этого хозяйства — муниципальная собственность. Организация управления социально-экономическим развитием региона как единой системой должна предусматривать необходимую степень согласования деятельности федеральных и муниципальных владельцев имущества.

Исключительно важной задачей является обеспечение комплексности развития региона. В современных условиях, когда региональные субъекты Федерации обладают большей самостоятельностью, требуется разработка принципиально новой концепции регионального управления в условиях определенной модели рыночных отношений с учетом опыта других стран. В рамках региональных образований должна решаться задача жизнеобеспечения населения. В этой связи региональные органы управления должны нести основную ответственность перед населением и федеральным центром за социально-экономическую ситуацию, которая складывается в регионе.

По мере обретения регионами реальной самостоятельности будет формироваться новая региональная сфера интересов и ответственности, под которыми следует понимать главным образом потребность в стабильном характере воспроизводства и постоянном сохранении и приумножении потенциала региона.

Состав наиболее значимых индикаторов региональных интересов представлен на рис. 42.

Региональные интересы Степень соответствия образа и уровня жизни населения определенным стандартам (например, государственным)
Природоресурсный и экологический потенциал региона
Потенциальные возможности для использования ресурсов (природных, материальных, интеллектуальных и пр.)
Наличие региональных бюджетно-финансовых и материальных источников
Наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей
Стабильность общественно-политической ситуации

Рис. 42. Состав индикаторов региональных интересов

Следует заметить, что задачи регионального реформирования должны быть адекватными государственным интересам, по крайней мере им не противоречить.

Цели социально-экономического развития региона можно условно разделить на две группы:

• стратегические цели комплексного развития региона;

• стратегические цели развития отдельных сфер и отраслей хозяйства региона.

Для практической реализации региональных целей необходимо формирование принципиально новой системы регионального управления, важное место в которой принадлежит стратегическому региональному планированию. В этой связи особую актуальность приобретает разработка целого комплекса теоретических и методических проблем социально-экономического развития регионов.

Возникает вполне закономерный вопрос: какова сущность регионального планирования в современных условиях российских экономических реформ?

Региональное планирование следует рассматривать как важнейшую составляющую деятельности региональных представительных и исполнительных органов по реализации централизованного начала управления, обеспечивающего баланс отраслевых и региональных интересов в решении совокупности проблем региона. Приоритетное место среди этих проблем отводится проблемам улучшения качества жизни населения.

Субъектом регионального планирования являются региональные властные структуры, а объектом — все сферы и отрасли жизнедеятельности региона, протекающие в его рамках экономические и социальные процессы.

Источник

Оцените статью