Всемирная история
РАЗДЕЛ V
“осле Второй мировой войны пути развития стран Северной Америки и Западной Европы во многом сблизились. Народы этих стран приняли единые принципы организации политической жизни, основанной на уважении гражданских прав и свобод, на идеалах демократии. Они создали передовую промышленность. В начале XXI в. Северная Америка и Западная Европа представляют собой наиболее развитую зону мира. США и ведущие страны Западной Европы сохраняют прочные военно-политические и экономические связи, опирающиеся на давние традиции сотрудничества.
Что способствовало сближению путей развития стран Западной Европы и Северной Америки во второй половине XX в.?
Благодаря чему эти страны относятся к наиболее развитой зоне современного мира?
Какие интеграционные процессы идут в современном мире?
§ 15. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В США
В послевоенные годы, используя помощь, предоставленную по «плану Маршалла», большинство западноевропейских стран не только восстановили разорённую войной экономику, но и сумели достичь качественно нового состояния общества. Им удалось придать экономике социально ориентированный характер. Эти страны пережили так называемое экономическое чудо, т.е. период, когда темпы экономического развития были очень высокими.
1. «Экономическое чудо» в Западной Германии. Учитывая опыт социальных потрясений после войны 1914-1918 гг., правительства и бизнес стран Западной Европы стремились не допустить их повторения после Второй мировой войны. При восстановлении и модернизации экономики всегда требуются большие затраты и значительные трудовые усилия. Осуществление этих мер проходит наиболее безболезненно при условии справедливого распределения бремени тягот. Наиболее ярким примером служит политика послевоенного восстановления ФРГ. Она проводилась по инициативе министра экономики Людвига Эрхарда. В 1948 г. была проведена финансовая реформа, стабилизировавшая германскую марку. Пенсии и зарплаты обменивались в пропорции 1:1. Половину банковских вкладов можно было обменять по курсу 10:1, временно замороженную вторую половину — по курсу 20:1. Вклады принадлежали в основном имущим. Тем самым данная мера повышала степень социального равенства.
Денежные обязательства банков аннулировались, почти все долги предприятий списывались. В 1951 г. закон внедрил в практику социальное партнёрство — участие трудящихся в управлении производством. Представители профсоюзов получили до 50% мест в наблюдательных советах компаний ведущих отраслей горного дела и металлургии. Затем появились так называемые рабочие акции, обеспечивавшие работникам корпораций долю в прибылях.
Принятые меры создали стимулы для наёмных работников к повышению производительности труда. Это заложило основу германского экономического чуда — ускоренного развития 1950-1960-х гг., вернувшего Германии одно из ведущих мест в мировой экономике. Так, за 1952-1958 гг. производство валового внутреннего продукта (ВВП) возросло вдвое, практически исчезла безработица.
Каковы основные источники «экономического чуда» в ФРГ?
2. Италия, Англия, Франция и Швеция в обновляющейся Европе. На путь расширения роли государства в экономике и проведения социально ориентированной политики вступили и другие европейские страны.
В послевоенной Италии государство взяло на себя защиту предприятий и банков от банкротства. Ведущую роль в экономике страны играла государственная корпорация ИРИ, сохранившаяся со времён Муссолини Стоявшие у власти христианские демократы с 1950-х гг. разрабатывали среднесрочные общенациональные программы (планы) экономического развития и преодоления отсталости южных районов страны. В начале 1960-х гг. была национализирована, т.е. перешла в собственность государства, электротехническая промышленность. За десятилетие (1953-1963) бьём промышленного производства увеличился в 2,3 раза. Особо быстрыми темпами развивалось машиностроение. Так состоялось итальянское экономическое чудо».
Великобритания также понесла большой урон за годы войны, лишилась почти четверти национального богатства. Однако, опираясь на ресурсы обширной империи, она уже к 1948 г. восстановила довоенный уровень производства. Большую роль в этом сыграла помощь, оказанная ей США по «плану Маршалла». Лейбористская партия, возглавлявшаяся К. Эттли, провела в жизнь широкую программу национализаций с выжатой компенсации бывшим собственникам. К государству перешли угольная, металлургическая и газовая промышленность, транспорт, системы связи. За его счёт осуществлялась модернизация всех этих отраслей. Требования профсоюзного движения в основном удовлетворялись. Отменялся принятый в 1927 г. закон, ограничивший права профсоюзов. В 1948 г. вступили в силу законы о создании систем государственного страхования здравоохранения, об увеличении пенсий. Начали претворяться в жизнь программы строительства муниципального (государственного) жилья для малоимущих.
Аналогичные меры, даже в более широких масштабах, предпринимались во Франции. Благодаря деятельности коалиционных правительств, в которых большую роль играли социалисты, национализации подверглись не только энергетика и транспорт, но и часть авиационной, автомобильной промышленности, банки и страховые компании. В собственности государства к 1958 г. оказалось около 36% всего национального имущества.
Была введена система экономического планирования. Сложилась смешанная экономика, сочетавшая различные формы собственности. Создавались комитеты по управлению предприятиями, в работе которых участвовали представители трудовых коллективов. В 1950 г. был введён гарантированный минимум заработной платы.
Была установлена 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными, минимальный отпуск увеличивался с двух до трёх недель.
Наиболее развитая модель социально ориентированной рыночной экономики сложилась в Швеции, где у власти в течении 44 лет (1932-1976) бессменно находились социал-демократы. В стране не проводилось широких национализаций. Были созданы государственные механизмы перераспределения произведённого дохода через систему пособий и льготных выплат. Уровень налога на высокие доходы достиг 70%.
Набережная Стокгольма
Основными чертами шведской модели стали высокоэффективная экономика и высокий уровень потребления. Её также характеризовали почти полная занятость, самая совершенная в мире система социального обеспечения, практически полное отсутствие бедности. Пенсия по старости и пособие по безработице превышали уровень прожиточного минимума. При рождении ребенка выплачивалось пособие независимо от уровня дохода семьи. В стране действовала единая система бесплатного девятилетнего образования.
Послевоенные реформы во многом изменили облик европейских индустриальных стран. В начале XX в. на нужды государства шло не более 10% ВВП. эти средства главным образом расходовались на армию и полицию. В результате реформ конца 1940-1960-х гг. в развитых странах Европы государство в той или иной форме распоряжалось уже примерно 50% ВВП. Большая часть расходов направлялась на развитие образования, медицинского обслуживания, социального и пенсионного обеспечения, на создание рабочих мест, строительство дешёвого жилья. Это гарантировало социальный мир.
Повышение уровня жизни основной массы населения увеличило платёжеспособный спрос, который привёл к быстрому росту экономики. Расширились возможности государства влиять на её состояние.
В то же время увеличение масштабов государственного вмешательства в экономику имело и негативные последствия: увеличение государственных расходов на социальные нужды, бюджетный дефицит, инфляция, рост цен, коррупция.
Какие негативные последствия имел социально ориентированный экономический курс? Можно ли было заранее предвидеть и избежать их?
3. США в послевоенные годы. Основы социально ориентированной рыночной экономики были заложены в Соединённых Штатах в годы проведения «Нового курса» президентом Ф.Д. Рузвельтом. После его смерти е апреле 1945 г. пост президента занял Г. Трумэн, выигравший и президентские выборы 1948 г. Большая часть сторонников «Нового курса» была выдворена из правительства. В то же время принятые в его рамках социальные реформы получили дальнейшее развитие. Г. Трумэн отстаивал идеи проведения «справедливого курса», стремился достичь полной занятости населения, обеспечить малоимущих дешёвым жильём, повысить степень равноправия в обществе.
Принимались меры для предотвращения экономического спада после свёртывания военного производства. Однако США не стали прибегать к широкой практике национализации. Напротив, предпринимались меры для поддержки частных предпринимателей. Государство по символическим ценам распродало им часть военного имущества, например транспортных кораблей, ставших ненужными с окончанием войны. В один доллар оценивались гигантские суда, каждое из которых перевозило в Европу до 10 тыс. солдат.
Формой поддержки промышленности стал закон о трудовых отношениях 1947 г. Он получил название закона Тафта—Хартли по фамилиям предложивших его конгрессменов. Закон запрещал забастовки государственным служащим и забастовки солидарности, не связанные с выдвижением непосредственно экономических требований. Власти получали право приостанавливать забастовки и принудительно регулировать трудовые конфликты.
В 1952 г. президентом стал кандидат Республиканской партии Дуайт Эйзенхауэр.
Уровень материального благополучия американцев за восемь лет прерывания у власти правительства республиканцев вырос. В то же время в обществе возникли новые проблемы.
В 1950-1960-е гг. Америка столкнулась с массовым движением темнокожих американцев за свои гражданские права. Несмотря на отмену в 1863 г. рабства, в южных штатах США сохранялось расовое неравенство. Практиковалась так называемая сегрегация (от лат. segregatio — отделение). Она означала раздельное обучение белых и чёрных детей в школах, существование отдельных магазинов, церквей, больниц для темнокожих. В общественном транспорте, кафе, ресторанах можно было увидеть таблички «Только для белых». Афроамериканцы жили значительно беднее, а из-за низкого уровня образования большинство из них не могли претендовать на престижные должности. Борец за права темнокожих священник Мартин Лютер Кинг первым бросил вызов расовой дискриминации. Он предложил использовать тактику ненасильственных действий. Например, бойкотировались компании, практикующие сегрегацию.
Д.Д. Эйзенхауэр
Мартин Лютер Кинг выступает на митинге
В 1957 г. Верховный суд США признал незаконной сегрегацию в школах. Протесты белых расистов против совместного обучения белых и чернокожих детей вылились в массовые беспорядки в южных штатах США.
Сопоставьте экономическую политику США и ведущих стран Западной Европы в послевоенные десятилетия.
4. «Новые рубежи» и «великое общество». В 1960 г. президентом США был избран молодой демократ, 43-летний Джон Кеннеди. Его программа предполагала придать больший динамизм американском> обществу, вывести его на новые рубежи развития. Особое внимание правительство Кеннеди уделило социальным программам, в частности совершенствованию систем здравоохранения и образования. Была поставлена цель: полная ликвидация неграмотности. Преемники Кеннеди также уделяли этим сферам большое внимание. Начали осуществляться программа помощи населению беднейших районов. Для преодоления отставания от СССР в космосе была принята программа пилотируемого полёта на Луну который состоялся в 1969 г.
После гибели Дж. Кеннеди в 1963 г. пост президента занял вице-президент демократ Линдон Джонсон. Он выиграл выборы 1964 г. под лозунга?, создания «великого общества», или «государства благоденствия», в котором не будет бедности, расового неравенства и нищеты. В 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, запрещающий любые формы дискриминации на территории США.
Программа Джонсона принесла значительные плоды. С 1960 по 1970 г. доля семей, живших ниже официально установленного порога бедности, сократилась вдвое — с 24,7 до 12%. Полному искоренению бедности помешала война во Вьетнаме.
О каких новых рубежах шла речь в программе Дж. Кеннеди и его преемника на посту президента США в 1960-е гг.? Носила ли их политика социально ориентированный характер?
5. Возвышение среднего класса. В рамках социально ориентированной рыночной экономики полного социального равенства достигнуто не было. В развитых странах сохранялись слои как очень богатых, так и очень бедных людей. Однако их число было относительно невелико. Благодаря активной социальной политике государства в этих странах самой многочисленной частью населения (около двух третей) стал так называемый средний класс. К нему относились часть собственников (владельцы кафе, ресторанов, парикмахерских, ремонтных мастерских, мелких магазинов, фермеры и пр.), квалифицированные рабочие, техники и инженеры, менеджеры, банковские и биржевые служащие, управляющие различных ровней, врачи, юристы, преподаватели, государственные чиновники и т.д. Их доход был намного больше прожиточного минимума.
Представители среднего класса повсеместно имели возможность пользоваться услугами современного здравохранения, организовывать семейный отдых и досуг, обеспечивать своим детям хорошее образование. Большое значение средний класс придавал росту своего материального благополучия и потребления. Учитывая это, ведущие корпорации разнообразили выпуск продукции. Банки и магазины охотно предоставляли людям, принадлежащим к среднему классу, льготные кредиты на приобретение дорогих товаров и улучшение жилищных условий.
Произведение американского художника Д. Ханаана «Женщина с продуктовой корзиной» (1969) символизирует общество потребления. Какое отношение к обществу потребления выразил художник?
В итоге сложилось так называемое общество потребления. Благосостояние людей росло, их досуг становился более насыщенным. Значительно облегчалось ведение домашнего хозяйства. Среднему классу 1950- 1960-х гг., помнившему лишения военного времени, был свойственен страх перед резкими переменами, опасения утратить достигнутый уровень жизни. Отсюда — стремление к стабильности, готовность поддерживать на выборах привычные, респектабельные партии, отрицательное отношение к идеям как ультраправого, так и ультралевого толка.
Что понимается под обществом потребления? Как оно возникло и каковы его особенности?
1. Для каждой из стран Западной Европы сформулируйте причины высоких темпов их экономического развития в послевоенные годы. Заполните таблицу. Сделайте выводы о сходстве и различиях «экономического чуда» в Западной Германии, Англии, Франции, Италии и других государствах Европы.
Источник