Особенности политического развития стран Ближнего и Среднего Востока.
Особенности политического развития стран Ближнего и Среднего Востока. Политическую жизнь Турции, Ирана и Афганистана объединяет не только общее географическое положение, но и общие цивилизационные основы. Все они являются мусульманскими странами, которые были подвержены сильному влиянию западной модернизации, что наложило свой отпечаток на их общую судьбу и перспективы развития этих стран в новом XXI веке. Основные тенденции общественно-политического развития для этих стран определялись в основном борьбой двух главных направлений в общественно-политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока. С одной стороны — исламское политическое движение, пользующееся огромным влиянием в этих странах, а с другой — секуляристское, демократическое направление, которое также пробивало себе дорогу з условиях традиционалистских представлений о политике и власти основной массы населения мусульманских государств. И это, пожалуй, является одной из важных особенностей политической жизни этих стран на современном этапе.
Исламский фактор достаточно ясно обозначил себя во время исламской революции в Иране 1979 года. После террористических актов 11 сентября 2001 года в США и крупномасштабных военных операций в Афганистане и Ираке, события на Востоке привлекли внимание всего мирового сообщества. В научной и политической литературе прочно утвердилось понятие политического ислама. Со времен исламской революции Ирана позиции политического ислама не ослабевали. Активизация в последние десятилетия исламистов и их идей создания исламского государства имела на то несколько главных причин. Прежде всего, проникновение и утверждение западного образа жизни в восточных государствах, а также интеграционные процессы в мировой экономической и социально-политической жизни, которые привели к значительной политической и религиозной радикализации во всем исламском мире. Под исламскими лозунгами стал выступать международный терроризм, в последнее десятилетие принимающий всеобъемлющий характер. Террористы из стран Ближнего и Среднего Востока стали действовать во всех уголках мира. Во-вторых, уход советских войск из Афганистана, а затем последовавший распад СССР были восприняты экстремистами как победа исламского движения над одной из сверхдержав. Усиленные атаки террористов на Россию в начале XXI века были вызваны стремлением экстремистов использовать слабость российского государства, ставшего преемником Советского Союза. После исчезновения СССР политические исламисты взяли на себя роль борцов за социальную справедливость и равенство. Красное знамя коммунистического движения уже ушло с политической арены безвозвратно, но исламские экстремисты попытались заменить его зеленым знаменем Пророка. В-третьих, проявляясь в разных формах, используя свое влияние в мусульманской среде населения, политический ивлам пытался завоевать властные политические структуры в большинстве мусульманских государств. Процессы секуляризации в этих странах, по существу, стали приобретать характер острой политической борьбы. Даже в Турции, где вестернизация и лаицизм утвердились с 20-х годов, следует все-таки признать, что оснозу всей политической борьбы в этом государстве на современном эта-Пе
ПРделяла борьба политического ислама и секуляризма. ТУРВДи еще во второй половине XIX — начале XX вв.
°КШ1аСЬ стойкая антирелигиозная оппозиция. Она оказала ущественное влияние в период Младотурецкой революции года и сумела осуществить политику секуляризма в период правления Кемаля Ататюрка. Реформы Кемаля ограничили влияние ислама во всех сферах жизни и ориентировали общество на западную модель капиталистического развития и на западные культурные ценности. Во второй половине XX века борьба между секуляризмом и исламским направлением обострилась, что привело даже к неоднократному вмешательству в политическую жизнь военных, пытавшихся предотвратить гражданскую войну. В начале XXI века борьба этих двух политических направлений составляла основу всех политических баталий в стране. Формированию исламских политических партий способствовало развитие демократических форм правления в Турции. Конфликт между исламистами, находившимися достаточно долгий период в оппозиции, и сторонниками светского режима стал определять социально-политическое развитие турецкого государства на современном этапе.
Влияние политиков-исламистов стало заметно возрастать с середины 50-х годов, после появления многопартийной системы и значительной либерализации всей внутренней жизни турецких граждан. Именно тогда появляются исламские партии и организации. Появление политических исламских партий стало отражением конфликта взаимоотношений ис-ламо-тюркской общности с западной моделью модернизации. Исламистское политическое течение довольно успешно завоевывало себе сторонников, пользуясь достаточно ясными и определенными исламскими догмами. За последние десять лет исламские партии дважды формировали правительство. Кратковременное пребывание у власти исламистов в 90-е годы во главе с Н. Эрбаканом лишь активизировало действия исламских организаций. Вернуть политические позиции политикам от ислама удалось в 2002 году, хотя их позиции выглядели значительно умеренней, чем прежде.
Турецкое общество на рубеже нового века оказалось расколотым. Сторонники секуляризма не собираются уступать политическим исламистам и продолжают протестовать против ползучей исламизации страны. Путь исламистам пытались преградить светские партии, значительная часть интеллигенции, а также другие слои населения, поддерживавшие конституционный секуляризм, и армия, традиционно следующая идеалам Кемаля Ататюрка. Вступление в новый XXI век показало определенное равновесие между светским направлением и исламистской оппозицией. Политическая борьба не способствовала процессам модернизации и решению социально-экономических проблем, а приводила к социально-политическому напряжению и внутренним конфликтам. В тех странах, где исламисты находились у власти, обществу навязывалось свое понимание политического устройства и социального порядка. Там удалось ввести в полном объеме нормы шариата, запретившие все, что было, по мнению духовных правителей, несовместимым с догматикой Корана. Такие сценарии в той или иной форме реализо-вывались в Иране, Афганистане, Пакистане. Важнейшей особенностью политической жизни стран, в которых победу одержали исламские лидеры, стало претворение в жизнь единства власти и религии. Этот принцип был введен еще пророком Мухамедом, воплощавшим в себе религиозные и политические основы единства уммы (мусульманская община). Исламская революция в Иране, как и власть талибов в Афганистане, попыталась воплотить в жизнь идеи Пророка о гармоничном сочетании религиозного и государственного начал в управлении исламским обществом.
Как во времена халифата во главе государства стоял главный факих, то есть шиитский духовный лидер, так и в современном Иране и талибском Афганистане ему принадлежала высшая духовная и светская власть. За высшим духовным лидером была закреплена роль главного управляющего делами правоверных и имамата, и в то же время он был высшим лицом государства. Таким образом, верховная теократическая власть являлась в то же время верховной государственной властью. Исламское духовенство имело и другие теократические структуры, к которым можно отнести Наблюдательный совет по охране конституции в Иране или Лоя-джиргу в Афганистане. В Афганистане талибы, придя к власти и основав Исламский эмират, сразу же заявили, что священный Коран станет главной основой государственного устройства. Хотя основной закон Афганистана обнародован не был. Конституцию заменял Коран, закон шариата.
Исламская политическая и экономическая организация оказалась менее эффективной, чем светские структуры большинства мусульманских стран. Именно это явилось основной причиной роста реформаторских настроений в Иране, роста оппозиции, считавшей несовместимым религиозную деятельность с хозяйственными и политическими делами. Тенденция секуляризма и демократизма робко, но постепенно пробивала дорогу. В Иране никогда не стихала борьба за ограничение религиозного компонента в политической структуре власти. В рааные периоды результаты борьбы проявлялись по-разному. Наблюдалась постепенная эволюция исламского режима в направлении увеличения роли светских органов и его демократизации. Этот процесс стал особенно заметным) после смерти великого имама. Нынешний духовный лидер Ирана Сайед Али Хаме-неи, отстаивающий незыблемость исламской государственности, все же вынужден пойти на некоторые изменения государственных структур, установленных когда-то аятоллой Хомей-ни. В конституцию были внесены изменения, которые ликвидировали пост премьер-министра, усилили роль президента и ограничили религиозные прерогативы Наблюдательного совета. Важным законом, укрепившим президентскую власть и ее светские функции, стало получение президентом права контроля над соблюдением конституции, которое ранее принадлежало исламским политикам.
После смерти аятоллы в 90-е годы в Иране стала проводиться приватизация и либерализация в экономике, и это потребовало снижения роли государства в иранской хозяйственной структуре. При новых властителях стала проводиться политика привлечения иностранного капитала и создания свободных экономических зон. Президент Хатами прилагал усилия к либерализации общественно-политической жизни, деятельности СМИ, политических организаций и партий. Деятельность Хатами, как полагали многие исследователи, была направлена на создание условий развития гражданского общества, на расширение связей с мировым сообществом. Именно поэтому в Иране, как и в Турции и Афганистане, в обществе произошел раскол на реформаторов и консерваторов. Борьба двух тенденций в общественном развитии стала определять политическое развитие стран. Однако для Ирана характерно, как считают исследователи, движение к демократии, но демократии особой, исламской.
В Иране не ставят под сомнение исламские принципы развития, но нельзя в то же время не заметить развитие в стране демократических норм, составляющих основу западной политической культуры. Речь идет о развивающейся в странах системе выборов и функционировании многопартийной системы. Фактически в Иране, как и в других странах Ближнего и Среднего Востока, создается традиция выборности всех звеньев власти на всех уровнях, включая выборы в местные и центральные органы власти. Вступление в действие закона о партиях позволило создать условия для многопартийной системы. В начале XXI века число политических партий в Мпяи перевалило за сотню. Факты студенческих волнений и не в 2003 году показали рост реформаторских сил. п Имление иранцев идти по пути реформ стало определять 1СТтенденцию развития страны в XXI веке. В 2004 году ™гаяется 25 лет исламской революции в Иране. Этот период уже наглядно показал несостоятельность многих исламских канонов, несовместимых с потребностями технологического века. Вот почему начало нового века станет для Ирана продолжением реформации и укреплением прагматизма в сфере экономики и социальной жизни.
В Афганистане после проведения коалиционными силами США и ряда европейских стран с участием «Северного альянса» антитеррористической операции теократический режим в стране был ликвидирован. Результатом этой крупномасштабной акции стало уничтожение системы административного управления, созданной талибами, и бегство их лидеров. Установление светской власти произошло здесь в результате разгрома исламского режима. Однако говорить о полном уничтожении движения талибов, как и в целом исламского политического движения, было бы преждевременным. Талибам удалось раствориться в среде пуштунского населения на юге и востоке Афганистана, многие бежали за границу, в Пакистан. Условия для исламских экстремистов остались. Талибам удалось наладить связи с исламистски настроенным Г. Хекматияром, бывшим вице-президентом Афганистана.
После разгрома Исламского эмирата в Афганистане в 2001 году была создана совершенно новая система государственного устройства при полной экономической, финансовой и военной поддержке США и Запада. «Формирование нового государства проходило под эгидой ООН и жестким контролем над исполнением решений ее представителей. Государственное строительство начиналось с нуля. Создание Временной администрации в Афганистане учитывало традиции афганского народа и их религиозно-социальную структуру. Первое переходное правительство определила Всеафганская ассамблея старейшин и представителей племен народов — Лоя-джирга. Кроме того, эта традиционная организация избрала членов переходного парламента и членов конституционной комиссии. Вместо теократического государства создавалась светская структура с учетом традиционных форм центрального и местного управления. При формировании временной администрации был соблюден также принцип полиНесмотря на присутствие иностранных миротворцев экстремистски настроенные исламисты не отказались от попыток дестабилизировать обстановку в Афганистане. Ситуация вплоть до 2005 года оставалась не достаточно стабильной. В некоторых, случаях власть губернаторов во многом зависела от полевых командиров, располагавшихся на их территории. Центральной власти приходилось принимать меры по ликвидации зависимости местных властей от вооруженных формирований и исламистов. В начале века многочисленные террористические акты, непрекращающиеся взрывы в крупных городах, покушения на главу администрации X. Карзая, заговоры против временного правительства характеризовали обстановку первых лет функционирования временного правительства. Раскрыт один из крупных заговоров исламиста Г. Хекматияра и его сторонников против временного правительства.
Итак, в страны Ближнего и Среднего Востока постепенно пробиваются современные формы политического процесса — многопартийность, парламентаризм, легальная политическая деятельность, выборы и т. д. Однако в подавляющем большинстве эти формы пока не определяют социальную и политическую жизнь этих стран. Политические гражданские организации в мусульманских странах под внешне современной оболочкой зачастую сохраняют традиционную сущность, объединяя людей по этническому, религиозному или земляческому принципу. Многие востоковеды считают, что в обозримом будущем формирование гражданского общества представляется маловероятным. Да и сами демократические процессы приобретают весьма специфический характер.
ЛИТЕРАТУРА
Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. М., 2002 Восточный мир: опыты общественной трансформации. /Сб. статей. М., «Муравей», 2001
Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. /Сб. статей. Отв. редактор Арунова М. Р. М., 2001 Иран: диалог цивилизаций. / Сб. статей. М., «Муравей», 2003 Марсадин М. Талибан. Война и религия в Афганистане. М., 2002 Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 2 ч. М., ВЛАДОС, 2001
Кунаков В. В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 1999
Источник
Ближний Восток во второй половине XX- начале XXI века.
Понятие региона Ближнего Востока в политических и научных кругах. «Большой Ближний Восток». Страны и государства Ближнего Востока и их территории. Израиль как европейское государственное образование. Арабские страны Юго-Западной Азии и Северной Африки, Магриш и Магриб. Расовый, этнонациональный и религиозно-общин-ный состав населения. Арабы и евреи, курды и тюрки, копты, берберы, суданские и мавританские негры. Иудаизм, христианство и ислам на Ближнем Востоке, взаимоотно-шения представителей трёх мировых религий между собой. Род занятий, культура и быт народов населяющих Ближний Восток. Последствия колониального владычества Великобритании, Франции и Италии в регионе.
Ближний Восток после окончания второй мировой войны. Процесс деколонизации и образования молодых независимых государств /1946 -1971 гг./. Создание Государства Израиль. Достижение политической независимости и восстановление государственного суверенитета арабскими странами Юго-Западной Азии и Северной Африки. Борьба между силами реакции и прогресса, успехи и неудачи национально-освободительных, антиимпе-риалистических и антифеодальных движений.
Основные формы государственного и политического устройства в странах Арабского мира. Республиканские режимы и их характеристика. Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Йемен, Ливия, Тунис, Алжир, Судан и Мавритания. Монархические режимы и их характеристика. Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт, Катар, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн и Марокко. Палестинский и курдский вопросы. Проблема Западной Сахары.
Государство Израиль. История зарождения, становления и развития. Основные тенденции политического и социально-экономического развития во второй половине XX-начале XXI века.
Еврейский народ и его место в истории мировой человеческой цивилизации. Антисемитизм как явление в социально-политической жизни ряда стран Европы, Азии, Африки и Америки, его корни. Причины усиления антисемитских настроений на рубеже XIX-XX веков.
Сионизм как политическое, националистическое и социальное движение. Образо-вание Всемирной сионистской организации /ВСО, Базель, 1897 г./, её программа, цели и задачи. Теодор Герцль как основатель сионистского движения. Эрец — Исраэль. Деятель-ность ВСО по созданию «еврейского очага на исторической родине» в Палестине. Отно-шение к процессу еврейской иммиграции правительства Великобритании. Декларация Бальфура /2 ноября 1917 г./ и обсуждение проблемы Палестины на международной конференции в Сан-Ремо /19 апреля 1920 г./.
Активизация процесса еврейской иммиграции в Палестину в межвоенный период. Алия и создание политической системы ишува в 20-х — 30-х гг. XX века. Закладывание основ еврейской государственности. Возникновение межобщинного противостояния евреев и арабов в Палестине. «Белая книга» правительства Великобритании /17 мая 1939 г./.
Взрыв антисемитской истерии в нацистской Германии и его последствия /1933 — 1945 гг./. Нюрнбергские законы о гражданстве и расе /15 сентября 1935 г./. Евреи и мишленги. Распространение юдофобии в оккупированных странах Европы в годы второй мировой войны /1939 -1945 гг./. Совещание высших чинов нацистского рейха в Гроссен — Ванзее /20 января 1942 г./ и принятие «окончательного решения еврейского вопроса». Геноцид и холокост. Уничтожение шести миллионов евреев Европы.
Внеочередной конгресс ВСО и принятие Билтморской программы, её основные положения /Нью-Йорк, 11 мая 1942 г./. Призыв к созданию независимого еврейского государства на территории Палестины и реакция на него со стороны ведущих держав — участниц антигитлеровской коалиции — США и СССР.
Политическая ситуация в Палестине к моменту окончания второй мировой войны. Приток новой алии из Европы и других регионов земного шара. Резкое обострение межоб-щинных противоречий евреев и арабов, перерастание их в открытый вооружённый кон-фликт. «Хагана» и «Пальмах» как иррегулярные воинские формирования палестинских сионистов. Террористическая деятельность «Иргун цвай леуми» и «Лехи». Трагедия в Дейр — Ясин /9 апреля 1948 г./.
Кризис системы британского мандата в Палестине, фактический отказ и самоустра-нение правительства Великобритании от решения проблем данной территории. Обсужде-ние палестинского вопроса в ООН /1946-1948 гг./. Основные варианты решения данного вопроса. Проект создания суверенного арабо-еврейского государства с равными правами для арабов и евреев. Проект раздела Палестины на два самостоятельных государства — арабское и еврейское. Позиции великих держав в процессе обсуждения этих проектов. Вторая сессия Генеральной Ассамблеи ООН и принятие резолюции 181/II/ о разделе Палестины на два независимых и суверенных государства — арабского и еврейского /29 ноября 1947 г./.
Принятие Декларации о создании Государства Израиль /Тель-Авив, 14 мая 1948 г./. Народный совет и народная администрация еврейского государства как временные законодательные, исполнительные и распорядительные органы. Политический портрет и деятельность Давида Бен-Гуриона, его роль в истории еврейского народа и создании Израиля.
Конституционно — правовая система Государства Израиль, её характерные черты и особенности. Правовые основы возникновения и существования еврейского государст- ва. Отсутствие конституции, сочетание еврейского религиозного права с английским общим правом и элементами торгового и частного права Османской империи. Опреде-ление израильского гражданства и статус личности. Законы о возвращении /1950 г./, о гражданстве /1954 г./, о земле /1960 г./ и о регистрации населения /1965 г./. Евреи и гои. Сабра, ашкенази, сефарды и мамцерим. Арабы-уроженцы Израиля, палестинские арабы, бедуины и друзы.
Государственные институты Израиля. Особенности реализации принципа разделе-ния властей. Правительство, Кнессет, Верховный суд. Статус президента. Местные орга-ны исполнительной, распорядительной и судебной власти. Влияние ортодоксального иудаизма на деятельность государственных органов и учреждений Израиля. Закон о раввинских судах /1953 г./.
Партийная система Израиля. Отсутствие крупных политических партий и органи-заций общенационального масштаба, пестрота партийного спектра. Сионистские партии социал-реформистской, центристской и правоконсервативной ориентации. Религиозные партии традиционалистского и ультраортодоксального иудаизма. Светские партии марксистско-социалистической и демократической ориентации. Блокирование израиль-ских партий и группировок на парламентском и правительственном уровнях. «Маарах» /1969 г./ и «Ликуд» /1973 г./ как основные политические блоки-соперники в последней четверти XX — начале XXI века.
Роль силовых структур в общественно-политической жизни Израиля. ЦАХАЛ /Армия обороны Израиля/ и МОССАД, их функции. «Система вращающихся дверей». Быстрая сменяемость офицерского корпуса и делегирование отставных высших чинов армии на руководящие посты в государственном и административном аппарате.
Общественные организации Израиля и специфика их деятельности. Гистадрут /Всеобщая конфедерация труда рабочих Израиля, 1920 г./ как основной профсоюзный центр, его структуры и подразделения.
Политические портреты наиболее известных государственных деятелей Израиля второй половины XX — начала XXI века. Хаим Вейцман, Голда Меир, Моше Даян, Менахем Бегин, Шимон Перес, Ицхак Рабин, Бееньямин Нетаньягу, Ариэль Шарон и Эхуд Ольмерт.
Израиль как новая индустриальная страна. Основные этапы социально-экономичес-кого развития с момента воссоздания еврейского государства. Восстановительный период /конец 40-х — середина 50-х гг. XX века/. Развитие сельскохозяйственного производства и начало процесса индустриализации. Киббуцы и мошавы. Процессы репатриации и абсорб-ции прибывающей алии.
Промышленный подъём и создание импортозамещающей модели развития /середина 50-х — середина 70-х гг. XX века/. Образование макроэкономических пропорций характерных для индустриально развитой страны. Процесс милитаризации экономики, возникновение военно-промышленного комплекса/ВПК/ Израиля.
Переход Израиля к экспортноориентированной модели развития /середина 70-х — конец 80-х гг. XX века/. Период медленного и неустойчивого роста, поиск путей интенсификации экономики. Нарастание финансовых проблем, вызванных макроэконо-мической несбалансированностью. Структурные сдвиги вследствие переплетения инду-стриальной и научно-технической стадий развития. Первая волна хозяйственной либе-рализации.
Ускорение экономического роста на основе вовлечения в воспроизводственный процесс новых ресурсов труда и капитала /рубеж XX — XXI веков/. Значительное усиление интенсивных факторов роста, повышение роли конкуренции и рыночных стимулов. Завер-шение формирования основ хозяйственного профиля путём выделения специализирован-ных, высокотехнологичных видов военного и гражданского промышленного производ-ства. Активное развитие сферы услуг.
Факторы способствовавшие бурному росту израильской экономики на протяжении второй половины XX- начала XXI веков.
Военно-политический союз Израиля и США в годы «холодной войны» и после её окончания. Предоставление правительством США Израилю крупных кредитов на льгот-ных условиях, оказание широкой безвозмездной помощи в экономической, финансовой, промышленной, военной и иных сферах деятельности. Поддержка Израиля сионистскими и просионистскими кругами разных стран, еврейской диаспорой, представителями круп-ного финансового капитала еврейского происхождения. Жёсткое противостояние Израиля с арабо-исламским миром в ходе ближневосточного конфликта. Синдром «осаждённого государства-крепости» и политика «наращивания мускулов», милитаризация экономики и труда. Постоянный приток алии обладающей достаточно высоким уровнем интеллекту-ального развития, квалификации, общей и профессиональной культуры. Наличие относи-тельно дешёвой рабочей силы в лице израильтян сефардийского и арабского происхож-дения, палестинских арабов и друзов.
Основные отрасли современной израильской экономики. ВПК и связанные с ним виды высокотехнологичного производства. Ядерная программа Израиля. Металлооб-рабатывающая и машиностроительная промышленность. Электротехническая и элек-тронная промышленность. Добыча полезных ископаемых, фосфатов и солей Мёртвого моря. Производство минеральных удобрений. Обработка алмазов. Строительная индустрия и сфера услуг. Высокорентабельное сельскохозяйственное производство. Создание сети ирригационных систем, широкое внедрение новинок агротехники и агрокультуры. Выращивание зерновых и цитрусовых культур. Развитие животноводства и птицеводства.
Общие итоги политического и социально-экономического развития Государства Израиль во второй половине XX — начале XXI веков. Перспективы дальнейшего сущест-вования еврейского государства.
Ближневосточный конфликт и динамика его развития. Причины, характер и основные этапы ближневосточного конфликта.
Международные аспекты ближневосточного конфликта. Позиции великих мировых держав – США, Великобритании, Франции, СССР /России/ и КНР в процессе урегулиро-вания данного конфликта. Геополитические противоречия, региональные проблемы и нефтяной вопрос.
Арабо-израильские противоречия. Бойкот государства Израиль его арабскими сосе-дями, длительный отказ от признания права на существование суверенного еврейского государства.
Палестинский вопрос как краеугольный камень ближневосточного конфликта. Первая арабо-израильская /Палестинская/ война /1948 – 1949 гг./ и её результаты. Включение Западного берега реки Иордан в состав Иордании, установление над сектором Газа египетского административного контроля. Возникновение проблемы палестинских бежен-цев. Палестинские арабы как народ диаспоры.
Зарождение Палестинского движения сопротивления – ПДС /1948 – 1964 гг./. Ранние политические организации палестинских арабов и их деятельность. Арабская армия освобождения /ААО, 1948 – 1949 гг./ и «Аль-Джихад ал-мукаддас» /«Священная война», 1949 г./.
Вторая арабо-израильская война /Суэцкий кризис, 30 октября – 6 ноября 1956 г./. Тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта и её последствия. Поддержка палестинцами идей панарабизма, их активное участие в движении обще-арабского единства. Г.А. Насер и ПДС.
Создание Организации освобождения Палестины /ООП, 1964 г./. «Харикат ат-тахрир ал-Филастыни» – «Движение палестинского освобождения» /ФАТХ – Победа, 1959 г./ как костяк ООП. Народный фронт освобождения Палестины /НФОП/, Демократический фронт освобождения Палестины /ДФОП/, Коммунистическая партия Палестины – Партия народа /КПП – ПН/ и другие палестинские организации – члены ООП. Армия освобождения Палестины /АОП, 1965 г./ как вооружённое крыло ООП. Салах Халаф, Халиль аль-Вазир и Ясир Арафат как лидеры ООП и ПДС.
Первый Палестинский национальный конгресс /Иерусалим, май 1964 г./ и его решения. Палестинский Национальный пакт, характеристика этого документа.
Третья арабо-израильская война /«Шестидневная война», июнь 1967 г./. Захват Израилем оставшейся части Палестины – Западного берега реки Иордан и сектора Газа, сирийских Голанских высот и египетского Синайского полуострова. Новый отток беженцев. Конференция арабских стран в Хартуме /1967 г./. Решение Совета Безопасности ООН №242 /22 ноября 1967 г./. Политика израильской колонизации оккупированных арабских территорий.
Появление экстремистских палестинских организаций. Группировки «Чёрный сентябрь» и «Орлы палестинской революции». Террористическая акция и гибель израильских спортсменов во время Мюнхенской Олимпиады /сентябрь 1972 г./. Конфликт руководства ООП с властями Иордании, вооружённые столкновения отрядов АОП с иорданской армией /1968 – 1970 гг./. Перебазирование основных сил ООП в Ливан.
Четвёртая арабо-израильская война /«Война Судного дня», октябрь 1973 г./ и её результаты. Постановление XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН /1974 г./ о праве арабов Палестины на создание суверенного государства. Выход Египта из арабо-израильского конфликта в результате заключения сепаратного мирного договора с Израилем /Вашингтон, 26 марта 1979 г./.
Втягивание Ливана в ближневосточный конфликт. Поддержка правительством Ливана ПДС на оккупированных Израилем арабских территориях. Обострение межкон-фессиональных проблем в ливанском обществе. Борьба национально-патриотических сил страны с местной реакцией. Гражданская война в Ливане /1975 – 1990 гг./. Ввод в Ливан сирийских войск согасно решениям Совещания в верхах арабских государств в Эр-Рияде и Каире /1976 г./.
Пятая арабо-израильская война /Ливанская война, 1982 г./ и её последствия. Оккупация южной части страны израильскими войсками и их выход к Бейруту. Эвакуация отрядов ПДС их Ливана в Ливию. Резня в палестинских лагерях беженцев Сабра и Шатила. Отказ ливанского правительства от сепаратного соглашения с Израилем. Ослабление ООП.
Поддержка мировой общественностью национально-освободительной борьбы палестинского народа. СССР /Россия/ и ООП. Постепенное складывание благоприятных условий для решения палестинского вопроса. Рост численности арабского населения в Израиле и на оккупированных Израилем арабских территориях. Интифада как невооружённое восстание арабов Палестины /1986 – 1993 гг./.
Поиск путей урегулирования ближневосточного конфликта – Мадрид, Москва, Осло, Вашингтон /1991 – 1993 гг./. Посредничество ООН. Начало прямого политического диалога между Израилем и ООП. Совместная палестино-израильская декларация и её основные положения /Осло, 13 сентября 1993 г./. Образование Палестинской национальной автономии /район Газы – Иерихона/. Нерешённость проблемы Иерусалима. Создание Совета палестинской автономии, трансформация последнего в Палестинскую национальную администрацию /ПНА/. Я. Арафат как председатель ПНА.
Оппозиции мирному урегулированию в Израиле, арабских странах и ООП. Провокации и террористические акции.
Исламский фундаментализм и ПДС. «Мусульманская ассоциация» /1973 г./ и «Движение исламского сопротивления» /ХАМАС, 1987 г./. «Исламский джихад» /1979 г./ и «Хезбола» /«Партия Аллаха», 1983 г./. Шейх Ахмед Ясин и Фатхи Шакики как лидеры палестинских фундаменталистов. Террористические акты в США 11 сентября 2001 г. и реакция на них в Арабском мире.
Смерть Я. Арафата /11 ноября 2004 г./ и проблема преемственности в руководстве ООП, ФАТХ и ПНА. Политический портрет и деятельность Махмуда Аббаса.
«Дорожная карта» палестино-израильского урегулирования как документ /30 апреля 2003 г./. Судьба этого плана.
Победа ХАМАС на выборах в Законодательный совет Палестины в 2006 г. Фактический раскол в руководстве Палестинской национальной автономии и обострение борьбы за власть между ФАТХ и ХАМАС /июнь 2007 г./. Двоевластие в Палестине. «Зимняя война» в Газе и её последствия /27 декабря 2008 г. – 18 января 2009 г./.
Перспективы мирного урегулирования ближневосточного конфликта.
Египет во второй половине XX — начале XXI века. Основные тенденции внутренней и внешней политики после установления республиканского строя.
Политическая ситуация в Египте на рубеже 40-х — 50-х гг. XX века. Проимпериали-стическая позиция правительств короля Фарука, неспособность и нежелание последних отстаивать национальный и государственный суверенитет Египта. Острый внутренний кризис в стране, подъём демократического, антиимпериалистического и национально-освободительного движения. Требование разрыва неравноправного англо-египетского договора 1936 г. и эвакуации британских войск с территории страны. Роль передовой части офицерского корпуса египетской армии в освободительной борьбе. Создание и деятельность организации «Свободные офицеры» /1948 г./ Политические портреты Мухаммеда Нагиба, Гамаль Абдель Насера и Анвара Садата.
Революция 23 июля 1952 г. в Египте, её причины и характер. Особенности египетской революции. Свержение монархического режима и переход власти в руки Совета револю-ционного командования /СРК/. М.Нагиб как глава временного революционного правите-льства. Размежевание в рядах СРК и победа радикального крыла национально-патриоти-ческих сил в его составе. Провозглашение Египта республикой /июнь 1953 г./ и принятие первой республиканской конституции /июнь 1956 г./. Г.А.Насер как глава правительства и государства.
Политика экономических и социальных реформ в Египте в эпоху Г.А.Насера. Аграрные реформы и постепенная ликвидация крупного феодального, вакуфного и помещичьего землевладения, Принятие законодательства регулирующего сферу арендных отношений, установление порядка фиксированного налогообложения в деревне. Поощре-ние частных образцовых хозяйств феллахов и развитие кооперативного движения. Вне-дрение в сельское хозяйство новинок агротехники и агрокультуры. Реконструкция и стро-ительство ирригационных систем. Процесс национализации иностранной собственности в Египте, его особенности. «Египтизация» промышленности, банковского дела и внешней торговли. Создание государственного сектора в экономике и поощрение частного наци-онального капитала. Введение элементов общегосударственного планирования и разра-ботка пятилетних планов. Индустриализация Египта, создание крупных предприятий лёгкой и пищевой промышленности. Развитие энергетики и строительство Асуанского гидроузла. Сотрудничество Египта с СССР и другими социалистическими странами в экономической сфере.
Антиимпериалистическая позиция нового Египта в международных отношениях. Вывод британских оккупационных сил из страны /1954 г./. Национализация Египтом Компании Суэцкого канала /июль 1956 г./. Обострение отношений со странами Запада. Суэцкий кризис и тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта /30 октября — 6 ноября 1956 г./.
Позиции СССР и США в период Суэцкого кризиса. Поддержка СССР правительства Г.А.Насера. Вынужденное отступление колонизаторов и вывод войск агрессоров.
Египет как лидер арабского мира. Идеология панарабизма и её основные положе- ния. Создание Объединённой Арабской Республики в составе Египта и Сирии /ОАР, февраль 1958 г./. Выход Сирии из ОАР, его причины /сентябрь 1961 г./.
Роль Египта в международных организациях молодых освободившихся государ- ств Азии, Африки и Латинской Америки. Г.А.Насер как один из создателей и лидеров Движения неприсоединения/ДН/. Участие Египта в деятельности ДН, ОСНАА, ОИК и ЛАГ.
Положение в ОАР после выхода из её состава Сирии. Принятие Хартии национального действия /1962 г./. Временная конституция 1964 и её содержание. Арабский Социалистический Союз /АСС, 1962 — 1963 гг./. Рост бюрократической буржуазии и усиление её влияния в египетском обществе.
Поражение Египта в «Шестидневной войне» /июнь 1967 г./ и его причины. Попытки внутренней реакции свергнуть правительство Г.А.Насера и их провал. «Программа 30 марта» /1968 г./, продолжение политики прогрессивных преобразований. Трудности процесса ликвидации последствий израильской агрессии. Договор о дружбе и сотрудничестве между Египтом и СССР /27 мая 1971 г./ и его значение. Восстановление Египтом своего экономического и военного потенциала. «Война Судного дня» и её резу-льтаты /октябрь 1973 г./.
Арабская Республика Египет /АРЕ, 1972 г./ в постнасеровскую эпоху. Усиление активности «новой буржуазии». Социальный кризис. Приход к власти А.Садата и ревизия им внутренней и внешней политики своего предшественника. Конституция 1971 г. и её основные положения.
«Октябрьский документ» /18 апреля 1974 г./ и провозглашение политики «инфитаха». Переход к рыночному хозяйству посредством частичной денационализации и привати-зации государственной собственности, укрепления позиций национальной буржуазии и предоставления свободы деятельности иностранному капиталу.
Роспуск АСС и создание на его базе трёх политических партий — Либерально-социалистической партии/ЛСП, 1976 г./, Арабской социалистической партии /АСП, 1976 г./ и Национально-прогрессивной партии /НПП, 1976 г./. «Демократический эксперимент» конца 70-х гг. XX века и его сущность. Образование и деятельность проправительственной Национально-демократической партии /НДП, 1978 г./ и Социалистической партии труда /СПТ, 1979-1980 гг./ как партии «легальной оппозиции». Возникновение полулегального и нелегального оппозиционного движения в Египте. Новый Вафд /1979-1980 гг./ и Национальный фронт /1979-1980 гг./. Исламско-фундамен-талистский фактор в политической и общественной жизни страны. Рост численности и резкая активизация деятельности исламистских партий, организаций и группировок. «Аль-Джихад», её характеристика. Исламская революция в Иране и её влияние на внутреннюю ситуацию в Египте.
Сближение АРЕ с США и их союзниками, ухудшение отношений с СССР. Односторонняя денонсация египетской стороной Договора о дружбе и сотрудничестве с СССР /март 1976 г./. Сепаратные переговоры АРЕ с Израилем при посредничестве США. Соглашение о Синайском полуострове /сентябрь 1975 г./. Кэмп-Дэвидское соглашение «Рамки мира на Ближнем Востоке» /сентябрь 1978 г./. Мирный договор между АРЕ и Израилем, его основные положения /Вашингтон, 26 марта 1979 г./. Последствия и результаты сепаратного сговора. Выход наиболее развитой страны арабского мира из ближневосточного конфликта. Кризис отношений Египта с арабскими странами. Политические и экономические санкции арабских государств против АРЕ. Приостанов-ление членства Египта в ЛАГ.
Кризис садатовского режима. Объединение оппозиционных сил в рамках Египетского патриотического фронта /ЕПФ, 1980 г./. Репрессивная политика властей в отношении оппозиции. Убийство А.Садата исламскими экстремистами /6 октября 1981 г./. Введение режима чрезвычайного положения в стране.
Приход в АРЕ к власти нового руководства. Мухаммед Хосни Мубарак как политик и президент, его роль в истории независимого Египта. Очередной этап модернизации страны.
Положение в Египте в начале 80-х гг. XX века. Застой и стагнация в политической, идеологической, экономической и социальной сферах. Бюрократизация государственного и административного аппарата, безудержный рост коррупции и взяточничества. Диспро-порции в экономике, Снижение темпов развития в промышленном и аграрном секторах. Приток капиталов в сферу услуг, туризма и индустрии развлечений. Резкая социальная дифференциация в египетском обществе. «Жирные коты» и отношение к ним простых египтян. Этнические и конфессиональные проблемы. Арабы-мусульмане и копты-христиане, их взаимоотношения.
Отказ правительства М.Х.Мубарака от крайностей внутренней и внешней политики прежней администрации. «Египет для всех». Стремление к внутренней стабилизации и консолидации египетского общества. Сохранение лидирующих позиций НДП и полити-ческий диалог с оппозиционными партиями, организациями и группировками. Укрепле-ние национальной экономики АРЕ путём переноса инвестиций из сферы потребления в сферу производства. Нормализация отношений АРЕ с арабскими странами, восстановление членства Египта в ЛАГ. Возбновление политического и экономического сотрудничества с СССР.
АРЕ на рубеже и в начале XXI века. Продолжение политики экономических и социальных реформ администрацией М.Х.Мубарака.
Ускоренное развитие рыночных отношений в Египте и особенности этого процесса. Приватизация без абсурда, с заказом тендера и на основе аудита независимым фирмам. Интенсивное разгосударствление промышленных, сельскохозяйственных, инфраструк-турных и иных объектов не имеющих стратегического назначения. Сохранение государ-ственного контроля над рядом предприятий добывающих отраслей промышленности, энергетическим комплексом и ВПК, Совершенствование системы общегосударственного планирования национальной экономики. Строительство новых городов и создание круп-ных промышленных районов с собственными портами. Развитие ирригационных систем и освоение новых земель в пустынных и полупустынных районах. Повышение жизненного уровня египтян. Создание системы доступного и бесплатного народного образования и здравоохранения. Перспективы превращения Египта в НИС.
Всплеск исламского экстремизма в Египте в середине 90-х гг. XX века. «Аль-Гамаа аль-исламийя» /«Исламская ассоциация»/ и подобные ей организации ради-кального исламизма. Террористический акт в Луксоре против иностранных туристов /17 ноября 1997 г./ и его последствия. Политика египетских властей в отношении ислам-ско-фундаменталистского движения, сочетание политического диалога и силовых методов борьбы. Взятие под государственный контроль религиозно-духовной жизни страны. Под-держка действий правительства М.Х.Мубарака традиционным мусульманским духовенством и умеренным крылом исламизма.
Изменения в политической системе АРЕ. Принятие поправок к Конституции 1971 г. /май 2005 г./ и переход к прямым выборам президента Египта на альтернативной основе. Подтверждение М.Х.Мубараком полномочий президента на очередной срок /7 сентября 2005 г./.
Социально-политический кризис и революционный взрыв в Египте (январь – февраль 2011 г.), его основные причины и характер. Свержение правительства М.Х. Мубарака. Перспективы политической модернизации страны.
АРЕ и внешний мир. Взаимоотношения Египта с США и странами Западной Европы, Японией и Китаем. Сотрудничество Египта и России в политической, экономической, военной и культурной сферах. Возрастание авторитета АРЕ среди арабских государств. Позиция Египта в процессе ближневосточного урегулирования.
Ирак как страна и государство Ближнего Востока. Территория, национальный и этнический состав населения страны. Религиозно-конфессиональный фактор в Ираке, взаимоотношения шиитской и суннитской общин. Курдский вопрос и его роль в поли-тической жизни страны. Культура и быт иракского народа.
Подъём национально-освободительного движения в Ираке после второй мировой войны. Усиление реакции и репрессии против демократических сил. «Чёрный режим» и диктатура Нури Саида. Участие Ирака в Багдадском пакте /1955 – 1959 гг./.
Революция 14 июля 1958 г. в Ираке, её основные причины, характер и результаты. Свержение монархии и установление республиканского строя. Организация «Свободные офицеры», Партия арабского социалистического возрождения /ПАСВ – БААС/ и Иракская коммунистическая партия /ИКП/. Соперничество юнионистов-панарабистов, баасистов и коммунистов. Политический портрет и деятельность Абдул Керима Касема.
События 1963 г. в Ираке. Приход к власти первого баасистского правительства /8 февраля 1963 г./ и его последствия. Свержение баасистов и установление военной диктатуры генерала Арефа /18 ноября 1963 г./. Война против курдского народа.
Государственный переворот 17 июля 1968 г. в Ираке и возвращение баасистов к власти. Образование и деятельность Совета революционного командования /СРК/. Ахмед Хасан аль-Бакр и Саддам Хусейн как лидеры ПАСВ и СРК, их взаимоотношения.
Взаимодействие ПАСВ с другими политическими партиями и общественными орга-низациями Ирака. Раскол ИКП и его последствия. Призыв С. Хусейна от имени СРК к созданию Национального Патриотического фронта /НПФ, июль 1970 г./. Подписание руководством ПАСВ и ИКП Хартии Национального действия /ХНД, июль 1973 г./. Диалог с курдскими политическими партиями и организациями и декларирование авто-номии Иракского Курдистана.
Политика социально-экономических преобразований в Ираке. Национализация соб-ственности транснациональных нефтяных компаний. Проведение аграрной реформы. Развитие государственного сектора сектора в промышленности, поддержка и поощрение среднего и мелкого национального предпринимательства. Создание системы государст-венного страхования и экономических гарантий для трудящегося населения страны. Закладывание в иракском обществе основ арабского национального социализма.
Развитие советско-иракских отношений. Договор о дружбе и сотрудничестве между Ираком и СССР 1972 г. и его осноные положения. Укрепление экономического и военного потенциала Ирака. Поддержка Ираком национально-освободительной борьбы арабов Палестины.
Становление персонифицированного режима С. Хусейна в Ираке. Концентрация всей полноты государственной власти в руках руководства ПАСВ. Постепенное ослабление позиций в ПАСВ и отрешение от власти А.Х. аль-Бакра и его сторонников. Занятие С. Хусейном ведущего положения в партийном аппарате ПАСВ и правительственных структурах Ирака /17 июля 1979 г./. Фактическое установление однопартийной диктатуры ПАСВ. Специальный аппарат ПАСВ /«Джихаз Ханин», 1963 г./, Мухабарат и «Народная армия» в государственной системе саддамовского Ирака. Репрессии против реальных и мнимых противников режима – панарабистов, баасистов-оппозиционеров, коммунистов и исламистов. Возобновление военных действий в Иракском Курдистане.
Сползание Ирака к внешнеполитическим авантюрам. Претензии С. Хусейна на роль регионального лидера в зоне Персидского залива. Обострение отношений с Ираном после победы исламской революции в этой стране и утверждения фундаменталистского режима Р.М. Хомейни. Ирано-иракская война /1980 – 1988 гг./, её основные причины, характер, этапы и итоги. Позиции СССР и США в свете даннного конфликта. Резолюция №598 СБ ООН /1988 г./ и принятие её условий воюющими сторонами. Подписание соглашения о прекращении огня и замораживание конфликта. Последствия войны для экономики Ирака.
Иракский кризис и динамика его развития. Распространение Ближневосточного конфликта на зону Персидского залива /1990 – 2003 гг./.
Кувейтская авантюра С. Хусейна и её последствия. Оккупация Ираком соседнего Кувейта /1 – 2 августа 1990 г./ и мотивация этого процесса иракской стороной. Аннексия Кувейта и провозглашение его 19-й провинцией Ирака /8 и 28 августа 1990 г./. Реакция в международном сообществе на данную акцию. Экстренные заседания СБ ООН и приня-тие резолюций №660 – 665 /2 – 25 августа 1990 г./. Требование вывода иракских войск из Кувейта и восстанвления его как независимого и суверенного государства. Введение в отношении Ирака режима всеобъемлющих торгово-экономических санкций.
Позиции США и СССР в период эскалации кризиса. Использование администрацией Дж. Буша-старшего кризисной ситуации в целях укрепления и наращивания военно-политического присутствия США на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива. Мнения М.С. Горбачёва, Э.А. Шеварднадзе и Е.М. Примакова в свете происходящих на Ближнем Востоке событий. Стремление советского руководства к политико-диплома-тическому разрешению конфликтной ситуации. Челночная дипломатия Е.М. Примакова, его визиты в Багдад /5 и 28 октября 1990 г./, Дамаск и Каир /25 – 26 октября 1990 г./, переговоры с С. Хусейном, Х. Асадом и Х. Мубараком.
Резолюция СБ ООН №:670 /25 сентября 1990 г./ и ужесточение всеобъемлющего режима торгово-экономических санцкций. Установление морской блокады побережья Ирака. Попытки ООН, ОИК, ДН и ЛАГ остановить сползание к полномасштабной войне и вернуть разрешение конфликта в политическое русло.
Поездка государственного секретаря США Дж. Бейкера по столицам 20-ти государств мира с целью заручения поддержки возможной военной акции против Ирака со стороны США /ноябрь 1990 г./. Обсуждение ситуации на Ближнем Востоке в ходе внеочередной встречи на высшем уровне глав государств и правительств — участников СБСЕ в Париже /18 – 19 ноября 1990 г./.
Резолюция СБ ООН №678 /29 ноября 1990 г./ и фактическое предъявление ульти-матума руководству Ирака с требованием незамедлительного выводв войск из Кувейта до 15 января 1991 г. Отказ СРК Ирака от условий выполнения данной резолюции.
Первая военная кампания США и союзных им держав в зоне Персидского залива. Подготовка и осуществление операции «Буря в пустыне».
Разработка оперативных планов войны против Ирака Объединённым центральным командованием /ОЦК/ вооружённых сил США. Чрезвычайные сессии Совета НАТО /Брюссель, 10 августа 1990 г./ и Совета Западноевропейского союза /ЗЕС, Париж, 21 августа 1990 г./, их решения. Раскол в арабском мире и его последствия. Поддержка Ирака Организацией освобождения Палестины /ООП/, Иорданией, Йеменом, Суданом, Ливией, Алжиром, Тунисом и Мавританией. Жёсткая антииракская позиция Египта, Сирии, Ливана, Саудовской Аравии, Омана, ОАЭ, Бахрейна, Катара, Марокко, Сомали и Джибути. Создание США широкой антииракской коалиции с участием государств придерживающихся различных политических, идеологических и религиозных позиций /август – ноябрь 1990 г./. Многонациональные силы /МНС/ и их состав.
Непосредственная подготовка к военным действиям. Операции «Щит пустыни» и «Вольный ветер» /август 1990 – январь 1991 г./. Сосредоточение и наращивание войск и кораблей союзников по антииракской коалиции в районе конефликта. Переброска тяжёлого вооружения и боевой техники, средст материально-технического обеспечения соединений и частей, организация планового снабжения войск и сил развёртывания в зоне Персидского залива. Создание ударных группировок из авиационных и бронетанковых соединений. Развёртывание сил флота. Передислокация из Средиземного моря и западной части Тихого океана ударных и обеспечивающих сил из состава 6-го и 7-го флотов США. Переброска из США авианосных и ракетных ударных групп, десантных формирований, надводных кораблей и подводных лодок.
Замысел операции «Буря в пустыне». Концепция «воздушно-наземной операции /сражения/». Возложение решения основных задач на стратегическую, тактическую и палубную авиацию с широким применением вертолётов огневой поддержки.
Состояние вооружённых сил Ирака накануне проведения операции «Буря в пустыне». Подготовка высшим военным руководством Ирака оборонительной операции. Создание крупной группировки войск в Южном Ираке и Кувейте.
Соотношение сил сторон накануне военных действий. Превосходство МНС над воо-ружёнными силами Ирака в качественном отноршении, преобладающий перевес ВВС и ВМС союзников при примерном равенстве количественного состава наземных соедине-ний и бронетехники.
Проведение операции «Буря в пустыне» /17 января – 28 февраля 1991 г./ и её основные этапы.
Источник