§3. Политическое развитие России в XVII в.
Политическое развитие России в XVII в. определялось поиском путей укрепления сильной царской власти, способной удержать единство государства и обеспечить ему стабильное развитие. Попытка Ивана Грозного в XVI в. решить эту проблему силовым путем до конца не удалась. Боярская дума, оплот оппозиционных царю сил, не только продолжала существовать, но и усилила свою роль в конце века благодаря смене династий. Новые, еще слабые династии Годуновых и Романовых не могли использовать методы Ивана IV. Их деятельность была направлена на изменение структуры и функций Боярской Думы. В конце ХУ1-ХУ11 века этот орган значительно расширился за счет привлечения «думных дворян» — оплота царя из служилых неродовитых фамилий. Кроме того, значительно сокращаются полномочия Думы, к концу XVII в. она постепенно превращается в совещательный орган.
Помимо этого, цари расширяют свою социалыго-политическую опору повышением роли Земских соборов. Оформившиеся в XVI в., в первой половине XVII века эти органы играли очень важную роль в политической жизни. В их состав входили Боярская дума, высшее духовенство и «советные люди» (выборные представители от дворян купцов, городов, посадов и слобод). Усиление роли соборов было вызвано династической борьбой и смутным временем. Они собирались для принятия ответственных политических решений. Соборы должны были показать общенародную поддержку новой власти и ее деятельности. И Борис Годунов (1598 г.), и Василий Шуйский (1606 г.), и Михаил Романов (1613 г.) избирались Земскими соборами. Земский собор в первые 10 лет царствования Михаила Романова действовал постоянно и сыграл большую роль в преодолении последствий смуты. Во второй половине XVII века в связи со стабилизацией власти значение соборов упало.
Огромную роль в структуре политической власти России играла церковь. Эта тенденция особенно возросла в первой половине XVII века. Патриарху Филарету, отцу Михаила Романова, был присвоен, как и царю, титул «великого государя». Все грамоты писались от лица обоих великих государей. По мере укрепления царской власти обострялся и конфликт между государем и церковью. Вершины он достиг в 60-е гг. XVII в. в противостоянии патриарха Никона и царя Алексея Михайловича В 1653 — 1654 гг. Патриарх Никон при поддержке царя провел церковно-обрядовую реформу. Целью ее было укрепление организационных основ и авторитета русского православия. Однако методы ее проведения привели к церковному расколу и возникновению старообрядческой церкви, что внесло дополнительную социальную напряженность. Более того, вместо поддержки своим авторитетом царской власти укрепивший свои позиции Никон заявил о превосходстве патриаршей власти. Конфликт приобрел открытую форму и большие масштабы. Опираясь насилу, победила светская власть. В 1667 г. Никона лишили патриаршества.
XVII век был временем расцвета приказной системы. Приказы — органы исполнительной власти — были сформированы по отраслевому и территориальному принципам. Их число доходит до 80-90. Они были постоянными и временными. Время от времени система подвергалась реорганизации с целью сокращения. Усиление бюрократизации государственного управления укрепляло царскую власть.
В местном управлении выборные органы, получившие распространение при Иване Грозном, постепенно так же вытесняются бюрократическими. Складывается государственная вертикаль управления. Все эти изменения позволяют говорить о движении России по, суги, к абсолютизму.
Источник
ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII В.
Смутное время разорило и опустошило страну. Даже к 70-м гг. XVII в. в центральных районах страны обрабатывалось только около 60% пахотных земель, возделывавшихся до Смуты. Города также долго восстанавливались. Потеря выхода к Балтийскому морю и Смоленска уменьшили товарооборот со странами Европы. Всё это негативно сказывалось на экономике страны, на её восстановлении. Одним из важнейших шагов по выходу из этого положения правительство видело в увеличении налогов и усилением крепостного гнёта. (Крепостное право было введено ещё при царе Фёдоре Ивановиче в 80-х гг. XVI в.).
XVII в. стал временем освоения огромных просторов Сибири и Дальнего Востока. К середине XVII в. русские люди достигли Тихого океана. В 1648г. Семен Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой. Освоение русскими землепроходцами просторов Сибири и Дальнего Востока по праву можно причислить к выдающимся географическим открытиям.
Внутренняя политика. В 30-егг. XVIIв. в России появляется мануфактурное производство. Первая мануфактура была создана на Урале в 1631г. Всего к концу века в России действовало около 20 мануфактур. Появление мануфактур в России говорило о проникновении в страну капиталистических отношений. Но в отличие от стран Европы, где капитализм развивался на основе рынка, капитализм в России складывался в условиях феодально-крепостнических отношений. Отсутствие рынка свободной рабочей силы вынуждало государство создавать мануфактуры, основанные на труде крепостных крестьян, которых целыми деревнями приписывали к мануфактурам (приписные крестьяне). Труд их был крайне непроизводителен, выпускаемая продукция часто не отличалась качеством. Основной объем произведенной продукции шёл не на рынок, а государству, которое обеспечивало мануфактуры казенными заказами. В результате денежные средства населения изымались из рыночных отношений, не формировались характерные для капитализма рыночные, политические и социальные отношения. Буржуазия с самого своего зарождения в России оказалась в жёсткой зависимости от государственной власти, поэтому она и не играла, как в странах Западной Европы, революционной роли. Тем не менее, появление мануфактур, несомненно, было прогрессивным явлением в экономической жизни страны, ибо заложило основы развития промышленного производства и способствовало складыванию единого экономического пространства страны.
В первой половине XVIIв. феодальные отношения в России достигли своего апогея. Завершается процесс юридического закрепощения крестьян. Растет общая площадь принадлежавших феодалам (боярам и дворянам) земель. В некоторых районах владения феодалов составляли более 90% всех земель, как, например, в Тульском уезде. Усиление феодального гнета сочеталось с постоянным ростом налогового бремени, что приводило к восстаниям. Характерным примером стал Соляной бунт в Москве 1648г. Юный царь Алексей Михайлович (1645-1676) по совету своих приближенных ввёл налог на соль, который больно ударил по большинству населения. И хотя налог был вскоре отменен, это не снизило остроту социальных противоречий. Недовольство москвичей переросло в восстание — Соляной бунт, который произошёл в Москве в июне 1648г. Основным последствие Соляного бунта было принятие на Земском Соборе в 1649г. нового свода законов — Соборного Уложения. Уложение законодательно оформило в стране крепостное право, в том числе и среди посадских людей. Уложение действовало фактически до начала XIX в., а некоторые его положения до 1917г. Соборное Уложение являлось сводом законов, в котором были закреплены нормы гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, наследственного и других отраслей права. Нормы носили ярко выраженный классовой характер они защищали и давали привилегии, прежде всего, феодалам и церкви. Уложение оказало значительное влияние на последующее развитие права и политико-правовой мысли в России.
Соляной бунт 1648г. был не единственным народным восстанием. С 1630 по 1650гг. в городах произошло 50 восстаний. Происходили восстания и позднее. Наиболее значительным и масштабным был Медный бунт, вспыхнувший в Москве в 1662г. Поводом к восстанию послужило введение медных денег взамен серебряных, что вызвало рост инфляции. Значительное число городских восстаний дало повод назвать XVII в. «бунташным веком».
Крупнейшим народным восстанием против крепостного права стала крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670-1671). Она охватила всё Нижнее и Среднее Поволжье. В ней участвовали не только крестьяне, казаки, посадское население, но и нерусские народы Поволжья. Правительство жестоко расправилось с восставшими. Причины поражения были характерны для крестьянской войны: отсутствие чётко поставленных целей и идеологии, аморфность рядов и слабая дисциплина, плохое вооружение. С.Разин в апреле 1671г. был выдан казаками правительству и 6 июня казнен в Москве.
Внешняя политика. В области внешней политики Россия во второй половине XVII в. добилась значительных результатов. В ходе русско-польской войны (1654-1667) Россия вернула себе не только Смоленск, но и присоединила Левобережную Украину с Киевом. Усиление России на Украине вызвало тревогу у Османской империи (Турции), что привело к русско-турецкой войне (1677-1681). Турция стремилась вытеснить Россию с Украины, но сделать ей это не удалось. Осознав бесперспективность своих военных усилий, Османская империя пошла на подписание 20-летнего перемирия (Бахчисарайский мирный договор 1681), признав присоединение Левобережной Украины к России. Граница между обоими государствами стала проходить по нижнему течению Днепра.
Политическое развитие. Церковная реформа. К 80-м гг. XVIIв. царская власть усиливается. Земские Соборы прекращают собираться (последним значительным Земским Собором был Собор 1653г., на котором было объявлено о присоединении Левобережной Украины). Свою роль теряет и Боярская дума. Основные вопросы царь теперь решает со своими советниками. Все большую роль в государственном управлении и принятии решений играют приказы. Созданный Алексеем Михайловичем Приказ тайных дел характерный тому пример, «а устроен тот Приказ, — писал подьячий (чиновник) Посольского приказа Г.К. Котошихин, — при нынешнем царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялися по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чём не ведали»[24]. При Алексее Михайловиче и его сыне царе Федоре Алексеевиче (1676-1682) Россия вступает в завершающий этап формирования абсолютной монархии, который закончился с воцарением Петра I (1682-1725).
Значительным событием XVII в. стала церковная реформа 1653г. К середине века в обрядовости русской православной церкви накопилось множество несоответствий с греческими образцами. Необходимо было исправить эти несоответствия, особенно на фоне усиливавшихся церковных связей с православными церквями (греческой, украинской, южнославянскими). Часть церковнослужителей выступило против проведения реформы, видя в ней покушение на «освященные веками традиции». Во главе противников реформ стал протопоп Аввакум. Проведение реформы связано с именем патриарха Никона. По его распоряжению изменения в богослужении были введены в 1653г. Противники реформы не приняли их. В русской православной церкви произошел раскол. Государство в лице царя Алексея Михайловича поддержало патриарха, противники реформы были признаны раскольниками (староверы). Раскольники уходили в леса и на окраины государства, где продолжали молиться по-старому. Правительство боролось с ними, но раскольники крепко держались за свою веру. В основном раскольники отрицали все новое и иноземное. Староверы резко негативно относились к светской культуре. Многие течения в старообрядчестве были проникнуты мистицизмом, аскетизмом и фанатизмом. В его среде рождались изуверские секты наподобие скопцов.
Никон был властолюбив. Его сокровенным желанием было разделить с царём светскую власть. К посягательству на свою власть Алексей Михайлович отнесся крайне негативно. В борьбе Никона с царем верх одержал последний. На церковном Соборе, созванном в Москве в 1666-1667гг., Никон был лишен сана патриарха и заточен в монастырь, но реформы Никона правительством были подтверждены.
Источник
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII в.
Общая характеристика. XVII в. в истории России занимает особое место. Это время было чрезвычайно насыщено событиями, отразившими, с одной стороны, завершение или подступ к завершению многочисленных процессов политического, экономического, социального характера, эволюция которых насчитывала не одно десятилетие или даже столетие, а с другой — именно в «бунташный век», по определению летописцев, российская государственность, социально-экономическая структура приобрели новые элементы и характеристики, что дало историкам основание называть этот период «предреформенным», когда вызрели все условия (и в позитивном, и в негативном смысле) для «революционных» преобразований Петра I.
В XVII в. Россия мучительно пыталась избавиться от средневекового уклада жизни и перейти к обществу Нового времени. Но одновременно старые, феодально-крепостнические порядки еще более закреплялись в законах, захватывали все новые территории и новые массы людей. Эти порядки, как ни парадоксально, проникали даже в то новое, что формировалось в недрах социально-экономических отношений. Например, мануфактурное производство и по составу владельцев, и по составу работников, и по характеру взаимоотношений между ними (как фактическому, так и законодательно оформленному) почти исключительно было крепостническим.
Наиболее отчетливо явления Нового времени просматривались в политической области. Достаточно быстро шло становление новой, самодержавной, абсолютной монархии, которая вырастала на почве старой, феодальной, т.е. сословно-представительной монархии. Развитие в политической области значительно опережало и даже определяло развитие во всех иных областях, и прежде всего в социально-экономической.
Роль государства, крепнувшей самодержавной власти российских царей в XVII в. становилась чуть ли не определяющей во всем.
Именно благодаря усилившейся власти царя стали возможны реформы в области управления, подчинение церкви светской власти, фактическое создание регулярной армии (с ее помощью началось разрешение многих наболевших внешнеполитических проблем и территориальных притязаний). Царская власть во имя долговременных своих интересов не побоялась пойти на существенное реформирование православной обрядности и церковных канонов и жестоко подавляла всякое сопротивление никоновским нововведениям. Церковная реформа расколола общество, однако в сложнейшей внутриполитической ситуации государство не только сумело через свою опеку почти полностью подчинить себе власть церковную, но и окрепнуть в целом.
Утверждение самодержавия кроме усиления мощи самой власти царя сопровождалось формированием постоянно растущего бюрократического аппарата, различных карательных органов, соответствующего идеологического обеспечения, что увеличивало не только всесилие и бесконтрольность высшей власти, но и бесправие и раболепие подавляющей массы населения.
Между тем именно в XVII в. как никогда ранее обострились социальные противоречия. Различные группы населения имели свои претензии к высшей власти, ее администрации, друг к другу. Столетие началось со «Смутного времени», и «смута», «бунташность» стали его характеристиками в целом. «Замирить» служилое дворянство и вотчинников власти в значительной степени удалось через статьи Соборного Уложения и путем беспрерывных земельных раздач, благо территориальные приобретения в XVII в. стали естественным результатом активной наступательной внешней политики. Однако совладать со все более эксплуатируемым и лишаемым элементарных свобод простым сельским и городским населением становилось все труднее. Свидетельством тому была цепь так называемых городских восстаний, которые охватывали как Москву, так и далекие провинциальные города. Апогеем народного возмущения стало широкое социальное движение под руководством Степана Разина. Это была борьба «за волю», которая объединила различные слои населения. Достичь цели,естественно, восставшие не могли, тем более выступая под лозунгом борьбы за «доброго царя». Более того, народное возмущение вынуждало правительственные органы и господствующие сословия совершенствоваться, эволюционировать, сплачиваться вокруг царя и укреплять его самодержавную власть.
Россия в XVII в. шла по своему специфическому пути исторического развития. Замедленные темпы экономического роста, своеобразие эволюции социальной структуры общества и архаичность, консерватизм многих его институтов глушили социальную активность населения, создавали благоприятные условия для укрепления позиций российского самодержавия. Это столетие — период накопления всякого рода противоречий, время перехода от старого к новому. Однако реализация нового была более всего заметна в политической области.
Первый из династии Романовых. Торжественное избрание в 1613 г. Земским собором на царство Михаила Федоровича Романова наконец-то положило конец «Смутному времени». Молодому царю из новой царственной династии досталась в управление страна в состоянии крайнего хозяйственного разорения и политического беспорядка. Будучи слабовольным и болезненным, Михаил Федорович правил долгое время номинально: государственные дела вершили его отец — патриарх Филарет, который, однако, до 1619 г. находился в польском плену, и ближайшие родственники (Стрешневы, Салтыковы).
Внутренняя политика в годы правления Михаила Романова (1613 — 1645) определялась интересами дворянства: расширялось их землевладение, усилилось крепостничество, были введены новые прямые и косвенные налоги. Однако правительству долгое время не удавалось преодолеть хозяйственное запустение — разорительные итоги «смуты». В условиях господства феодальной системы хозяйствования с ее примитивными орудиями труда, незащищенностью труженика от сил природы и социальной эксплуатации только восстановление уровня конца XVI в. в экономике России растянулось на 20 — 50-е гг. XVII в. При этом не было иных (пожалуй, кроме производства хлеба на продажу) путей преодоления запусте-ия, кроме экстенсивного развития сельского хозяйства через вовлечение в оборот новых земель. Распахивались ранее возделываемые земли, но интенсивнее всего шел процесс заселения территорий в Среднем Поволжье и Сибири. В социально-экономическом развитии в эти годы четко наметилась тенденция укрепления феодально-крепостнических порядков, что определило стирание граней между условным (служилым) и вотчинным землевладением, а также ужесточения мер борьбы с побегами зависимых крестьян.
«Тишайший» на троне. Более тридцати лет (1645 — 1676) в России царствовал сын Михаила Федоровича Алексей. С его именем более всего ассоциируется история России XVII в. В первые годы своего царствования Алексей Михайлович находился под влиянием боярина Бориса Морозова, но уже вскоре внешне тихий и благообразный правитель железной рукой закрепил свое самодержавное правление. При нем значительно усилился госаппарат, ослабла роль Боярской думы, земских соборов. Он добился весомых внешнеполитических успехов. С царской поддержки прошло реформирование церкви, которая постепенно становилась частью госаппарата. Фактически началось превращение сословно-представительной монархии в абсолютную.
Соборное Уложение 1649 г. Алексей Михайлович уже в первые годы своего правления подвел итог всему предшествующему развитию законодательной системы России через кодификацию старых и новых правовых документов. Основная работа по созданию нового законодательства была проведена специальной комиссией во главе с Никитой Одоевским. Ее деятельность была ускорена восстанием 1648 г. Поэтому 25 глав, содержащих 967 статей, нового Уложения в 1649 г. были скоро обсуждены и утверждены Земским собором.
Соборное Уложение юридически зафиксировало крепостнические порядки, оформило самодержавный строй, ввело строго регламентированную систему норм и правил буквально во всех областях государственной и частной жизни, определило функции и прерогативы деятельности государственных и иных органов, установило порядок судебных процессов, систему наказаний и др.
Городские восстания 1648 — 1660 гг. Начало всплеску социальных возмущений положило Московское восстание 1648 г. Оно, как и ряд последующих, стало результатом обострения противоречий, которые накопились в отношениях между разными социальными группами горожан. В первую очередь это было недовольство разным уровнем налогообложения, наличием налоговых льгот для одних и повышенных поборов с других. Свои интересы преследовали в этих событиях и дворяне, которые стремились сравняться в правах с феодальной аристократией. В 1648 г. восстания прокатились в городах Поморья (Соль Вычегодская, Устюг Великий, Каргополь и др.), во Владимире, Козлове, Воронеже, Курске, Томске и других, а в 1650 г. — в Новгороде и Пскове.
В восстаниях в Новгороде и Пскове наиболее ярко проявились противоречия между социальными верхами и низами городов. Низы были возмущены возросшей спекуляцией хлебом в условиях недорода. Власть перешла в руки земских старост. Но правительственные войска и в этом случае жестоко подавили народный бунт.
Серию восстаний в 1662 г. завершил так называемый «медный бунт» в Москве. Налоговый гнет, взимание недоимок за прошлые годы, вдобавок к этому воинственное недоверие к введенным правительством Алексея Михайловича медным деньгам побудили москвичей потребовать от царя выдать бояр «на убиение» и уменьшить налоги. В итоге стрельцы устроили кровавую сечу, в которой погибли тысячи челобитчиков.
Реформирование православной церкви. В России оно было вызвано необходимостью ликвидировать накопившиеся за столетия расхождения с другими православными церквами (в первую очередь с Константинопольской-греческой) в обрядности и богослужебных книгах.
Церковный раскол стал итогом реформ, которые в 50-х гг. XVII в. проводил патриарх Никон при поддержке правительства царя Алексея Михайловича. Реформы размежевали общество на сторонников и противников. Среди последних (так называемых раскольников, старообрядцев) были самые разные люди: феодальная знать, духовенство, крестьяне, посадские люди и др. Фактически раскол в общество внесли сами реформы, их инициаторы, но правительственная и церковная пропаганда определила и закрепила в исторической памяти виновников раскола среди тех, кто не согласился принять нововведения и начал борьбу за возвращение старых порядков. В 1685 г. правительство определило систему репрессий против раскольников, начиная от конфискации имущества до сжигания в срубе самого инакомыслящего.
Соловецкое восстание 1668 — 1676 гг. отразило ту напряженность в российском обществе, которая возникла после проведения церковных реформ. Монахи Соловецкого монастыря с самого начала не приняли нововведений Никона, объявив их «латинской ересью». На попытку правительства сломить сопротивление посылкой стрелецкого отряда монахи ответили вооруженным выступлением под руководством архимандрита Никонора и старца Геронтия. К монахам присоединились монастырские крестьяне и посадские люди, беглые стрельцы, казаки, крестьяне, бывшие участники разинского движения. Только благодаря предательству одного из монахов, который открыл перед правительственной армией потайной ход, монастырь был взят. Восставшие были жестоко наказаны.
Народное движение под руководством С. Разина. Оно разворачивалось в 1670 — 1671 гг. на Дону и Волге. В нем отразились социальные противоречия, которые обострились в конце правления Алексея Михайловича. Грабительские походы донских казаков за «зипунами» переросли в могучий всплеск народного недовольства своим экономическим положением. Вокруг казачьих отрядов, которыми руководил атаман Степан Тимофеевич Разин, очень быстро объединились группы беглых крестьян, «работных людей», голытьбы, «ярыжек», стрельцов. С этой силой в 1667 г. был взят Яицкий городок, в течение нескольких лет совершались нападения на прикаспийские города Персии. Удачные действия Степана Разина увеличивали его авторитет среди донских казаков, поволжского крестьянства и нерусских народов Поволжья. Весной 1670 г. с 7 тыс. человек он пошел на Царицын, откуда осуществлялось царское управление этим регионом. Город был взят, а воевода Тимофей Тургенев убит. Был разбит стрелецкий карательный отряд. Летом 1670 г. после короткого наступления разинцы захватили Астрахань и замучили около 500 человек, имевших отношение к власти, в том числе воеводу князя Ивана Прозоровского. Везде вводилось казачье правление. Следующей целью стало взятие Москвы. Через «прелестные листы» Степан Разин звал к себе всех, кто был недоволен боярами, воеводами, приказными людьми, звал на борьбу за «доброго царя» Алексея Алексеевича, который будто бы находился среди казаков. Собралось пестрое воинство, ядро которого составляли донские казаки. (В ранее изданной научной литературе события 1670 — 1671 гг. чаще всего названы «крестьянской войной». В последние годы историки более сдержанны в своих оценках, потому что нет оснований говорить о массовом и широком крестьянском движении, хотя крестьяне, ощутив крепостной гнет, иногда с опаской, а иногда и активно реагировали на «прелестные листы».
Новый виток борьбы за царство. В январе 1676 г. царь Алексей Михайлович, достигнув апогея своей власти, скончался. Ему наследовал сын от первой жены (Марии Милославской) малолетний и болезненный Федор. Из-за его неспособности управлять государством всеми делами заправляли семейство Милославских и патриарх Иоаким, которые опирались на неродовитых помещиков. Проводилась политика увеличения их числа за счет раздачи казакам и служилым людям поместий и вотчин на вновь присоединенных землях. Окружение Федора Алексеевича осуществило ряд реформ: перепись населения (1678), введение подворного налогообложения (1679), составление первого госбюджета (1680) с расходами на армию в размере 62,2%, ликвидацию местничества (1682). Была реформирована приказная система (проведено укрупнение приказов и усилено руководство ими), ужесточены меры борьбы с раскольниками, развернута подготовительная работа по созданию славяно-греко-латинской академии.
Царь слыл слабохарактерным человеком, но был хорошо образован (его воспитателем и учителем был выходец из Беларуси Симеон Полоцкий), увлекался музыкой. Так и не став полновластным государем земли русской, он умер в 1682 г., не достигнув и 21 года и не оставив наследника. Второй по старшинству сын Алексея Михайловича Иван был слабоумным и страдал эпилепсией. Однако главной причиной отстранения его от трона стало усиление позиций круга сановников, близких к семейству второй жены «Тишайшего» — Натальи Нарышкиной. В результате активных действий патриарха на престол был возведен ее сын Петр, отличавшийся завидным здоровьем и умом в свои 10 лет. Но этот шаг лишь удесятерил амбиции семейства Милославских и его окружения. В результате восстания стрельцов, отказавшихся присягнуть Петру (видимо, не без подсказки Милославских) и учинивших в Москве настоящую резню близких к Нарышкиным аристократов, было найдено компромиссное решение по выходу из династического кризиса. Вопреки противодействию патриарха Земским собором в мае 1682 г. Иван Алексеевич (Иван V) был утвержден как «первый» царь, тогда как его сводный брат Петр Алексеевич (Петр I) — как «второй».
Тем самым это уникальное двоецарствие отразило сложную политическую борьбу за власть, которую вели группировки Милославских и Нарышкиных. Фактически же до 1689 г. правила сестра сводных братьев царевна Софья.
Источник