Социальное экономическое развитие страны начале 80 годов

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ В СЕРЕДИНЕ 1960-х — 1980-х годов

Экономические дискуссии первой половины 60-х годов. Экономические трудности и неудачи начала 60-х гг. вызвали оживленные дискуссии не только в высших кругах партийного руководства, но и среди специалистов в области экономики. Импульс этим дискуссиям во многом дало обсуждение населением проекта Программы КПСС и Конституции СССР. В сентябре 1962 г. «Правда» опубликовала статью харьковского ученого Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия», в которой он предлагал оценивать деятельность предприятий не по показателям валового производства продукции (на что и нацеливали партийные документы), а по объему той прибыли, которая оставалась после ее реализации. Предлагалось не только возродить материальное стимулирование производителя, но и освободить его от мелочной опеки в вопросах планирования и сбыта. Эти предложения носили буквально революционный характер, так как били по самому фундаменту существовавшей экономической системы.
Предложения Либермана поддержали не только крупнейшие советские экономисты (академики Л. В. Канторович, В. С. Немчинов, В. В. Новожилов), но и Н. С. Хрущев, разрешивший провести «экономический эксперимент» на двух текстильных фабриках.
Одобрил эти идеи и А. Н. Косыгин, ставший в октябре 1964 г. главой советского правительства вместо Хрущева. Он распространил эксперимент на предприятия других отраслей производства и объявил о начале разработки полномасштабной экономической реформы.
Аграрная реформа 1965 года. Экономическая реформа началась с сельского хозяйства. В марте 1965 г. пленум ЦК КПСС принял программу переустройства аграрного сектора экономики. Было решено значительно увеличить вложение средств в развитие социальной сферы села (строительство жилых домов, больниц, школ, кинотеатров, библиотек), повысить закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, установить на шесть лет твердый план госзакупок, ввести 50-процентную надбавку к основной цене за сверхплановую продажу продуктов государству, списать долги и недоимки прошлых лет. Были несколько смягчены запреты на ведение личного подсобного хозяйства. Однако административные механизмы продолжали оставаться главным инструментом аграрной политики.
Тем не менее, результаты реформы сказались весьма быстро. Закупалась дорогостоящая техника, развертывались программы химизации и мелиорации земель, шло строительство грандиозных животноводческих и перерабатывающих комплексов. В 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22%, а колхозного — 34%.
Однако проведению реформы препятствовали хронические проблемы колхозного строя. Колоссальные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства страны (за 1966-1980 гг. их сумма составила около 400 млрд. рублей, что по официальному курсу равнялось 660 млрд. долларов), буквально «уходили в песок». Без включения фактора личной заинтересованности они использовались крайне нерационально.
Кроме того, введение в колхозах стабильных и достаточно высоких денежных окладов при запрете иметь эффективное подсобное хозяйство и продавать его продукцию привело к росту иждивенческих настроений. Дело доходило до того, что даже урожай овощей ежегодно убирали не сами крестьяне, а миллионы студентов, школьников, рабочих и служащих. Потери собранного урожая составляли от 20 до 40%. К началу 80-х гг. колхозы и совхозы вновь оказались убыточными.
«Косыгинская» реформа в промышленности. В сентябре 1965 г. очередной пленум ЦК рассмотрел вопросы реформирования промышленности. Предложенные меры были самыми радикальными за все годы советской власти, хотя они и не затрагивали основ директивной экономики.
Первым направлением реформы стало изменение директивного планирования. Было объявлено о сокращении до минимума числа определяемых «сверху» показателей. Одним из них по-прежнему был валовой выпуск продукции. Но теперь вводился и показатель качества.
Другим направлением реформы стало усиление экономического стимулирования производителя. Часть доходов предприятий было разрешено оставлять в их собственном распоряжении и использовать в трех на­правлениях: для материального поощрения рабочих и служащих, для строительства жилья и объектов социально-бытового назначения, для развития производства.
Совнархозы были упразднены, восстановлены отраслевые министерства. Правда, объявлялось, что они теперь будут не «диктаторами», а «партнерами». Но в это мало кто верил. Наоборот, именно тезис о широких полномочиях министерств входил в непримиримое противоречие с провозглашенной «самостоятельностью» предприятий.
Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) показала, что даже в столь ограниченном виде реформа дает немалый экономический результат. Объем промышленного производства за эти годы вырос почти в 1,5 раза. Повысилось и качество продукции. За годы восьмой пятилетки было построено около 1900 крупных промышленных предприятий, в числе которых Волжский автозавод в Тольятти, крупнейшая в мире Красноярская ГЭС, Западносибирский и Карагандинский металлургические комбинаты, ряд атомных электростанций. Вошли в строй крупные нефтедобывающие комплексы в Тюменской области. Началось строительство Камского автозавода (КамАЗ) и Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Однако уже к концу 60-х гг. реформа пошла на убыль. Вместе с ней пошли под откос и хозяйственные показатели. Кроме экономических, на это были и политические причины: аналогичные новации в Чехословакии привели к началу демонтажа политической системы. А этого Брежнев не мог допустить ни в ЧССР, ни тем более у себя в стране.
Директивная же модель экономического развития свой ресурс окончательно выработала. Она могла еще какое-то время развиваться по инерции. Но в историческом плане была обречена.
Достижения советской науки и техники. 1960-е — начало 1980-х гг. были отмечены рядом принципиальных научных открытий и технических разработок. Как и прежде, они были сосредоточены в областях, тесно связанных с военным производством — в ядерной физике, ракетостроении, авиационной технике.
Во второй половине 60-х гг. активно осваивалось космическое пространство. От одиночных космических полетов советские космонавты перешли к коллективным многодневным экспедициям на околоземную орбиту. Началось использование принципиально новых космических кораблей «Союз». Были созданы долговременные орбитальные космические станции «Салют». В 1966 г. автоматическая межпланетная станция «Луна-9» впервые в истории совершила мягкую посадку на Луне. «Луна-16» в 1970 г. доставила образцы лунного грунта на Землю. В том же году на Луну был доставлен и успешно начал работу первый автоматический самоходный аппарат «Луноход-1». Советские спускаемые космические аппараты первыми достигли поверхности Венеры и Марса, начали изучать их атмосферу и грунт. В 1975 г. состоялся первый совместный советско- американский космический полет на кораблях «Союз» и «Аполлон», открывший эру международного космического сотрудничества.
В 1975 г. начала работу крупнейшая в мире термоядерная установка «Токамак-10», на которой в лабораторных условиях впервые была осуществлена развитая термоядерная реакция.
Во второй половине 60-х гг. была разработана концепция и начала создаваться Единая энергетическая система страны (ЕЭС).
Больших успехов добились советские конструкторы, инженеры и техники. В 1965 г. в конструкторском бюро О. К. Антонова был создан крупнейший в мире транспортный самолет «Антей». В декабре 1975 г. началась эксплуатация первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета «Ту-144» (КБ А. Н. Туполева). С 1976 г. начал перевозки пассажиров и грузов первый советский «аэробус» «Ил- 86» (КБ С. В. Ильюшина). В 1975 г. белорусские автостроители создали крупнейший самосвал «БелАЗ» грузоподъемностью 110 т. В 1974 г. был спущен на воду самый большой атомный ледокол «Арктика».
В то же время достижения науки и техники мало отражались на состоянии механизации и автоматизации производства, особенно в строительстве и сельском хозяйстве.
Особенности социальной политики. В 1965-1984 гг. значительно выросло городское население. Оно увеличилось со 130 млн. до 180 млн. чел. Власти пошли на ограничение прописки в целом ряде городов страны. Численность сельских жителей за эти же годы сократилась со 105 млн. до 96 млн. человек. В некоторых районах страны горожане составляли 75% всего населения при почти полном запустении села (Нечерноземье РСФСР и др.).
Важным социальным завоеванием этого времени стало то, что к середине 80-х гг. удельный вес лиц с высшим и средним образованием составил почти 70%.
Бурный рост численности горожан, а также населения южных республик страны порождал новые проблемы. Несмотря на значительный рост объемов жилья, с каждым годом увеличивалось число очередников на его получение. Безработицы не было лишь по причине продолжения экстенсивного промышленного строительства. Но в республиках Сред­ней Азии она постепенно становилась массовой (хотя и скрытой).
Сокращение расходов на здравоохранение вскоре привело к тому, что СССР переместился на 35-е место в мире по средней продолжительности жизни и на 50-е — по детской смертности.
Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению дефицита продовольствия. В результате к на­чалу 80-х гг. во многих областях страны стала вновь вводиться карточная система, ликвидированная в 1947 г. По уровню потребления СССР к началу 80-х гг. занимал лишь 77-е место.

Читайте также:  Опыт зарубежных стран молодежь

Доля заработной платы в национальном доходе, созданном в промышленности СССР, составляла лишь 36,5% (1985 г.), в то время как в США — 64%, а в некоторых других странах Запада — до 80%. Остальное «съедали» гонка вооружений, неразумное хозяйствование, поддержка прокоммунистических режимов в других странах.

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 1960-х–первой половине 1980-х гг.

1964–1985 гг. вошли в историю как эра «развитого социализма», при которой СССР достиг мак­симальной политической и экономической стабильности, наивысшего в своей истории уровеня жизни населения. В годы перестройки 1985–1991 гг. этому периоду было дано наименование «годы застоя». Однако на фоне краха перестройки и последующих кризисов название «развитой социализм» выглядит более точным и уместным. Он делится на этапы:

1. 1964–1968 гг. – ранний.

2. 1968–1977 гг. – средний.

3. 1977–1985 гг. – поздний.

Если ранний и средний этапы в целом были успешны и оставили пози­тивный след в памяти народа, то этап 1977–1985 гг. был време­нем нарастания кризиса социализма, «застоя».

На пленумах ЦК КПСС 1965 г. – мартовском (по сель­скому хозяйству) и сен­тябрьском (по промышленности) был взят курс на реформы по совершенствованию планирования и стимулированию труда, названные «Косыгинскими» по фамилии их автора – председателя Со­вета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Косыгин­ская реформа 1965 г. в сельском хозяйстве:

повысила закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

-ввела 50-процентную надбавку к цене за сверхплановую прода­жу сельскохозяйственной продукции госу­дарству;

-увеличила капиталовложения в аграрный сектор;

-новый «При­мерный Устав колхозов» 1969 г. перевёл колхозников на гаранти­рованную зарп­лату и пенсионное обеспечение.

В ре­зультате сельскохозяй­ственное производство выросло на 21 %.

Косыгин­ская реформа 1965 г. в промышленности:

-изменила систему управления про­мышленностью и ввела меры экономического стиму­лирования про­мышленного производства:

-предприятия были переведены на хозрасчёт (самоуправле­ние, самоокупае­мость, самофинансирование);

-единое государ­ст­венное пла­нирова­ние сочеталось с местной инициативой (встречным пла­нирова­нием);

-реформа сократила число плановых пока­зателей, спус­каемых министерствами на предприятия, до пяти;

-на предприятиях за счёт прибы­ли создавались поощрительные фон­ды, используемые на развитие производства, материальное поощ­рение рабочих и служащих, жилищное строительство;

-произошёл возврат к отрасле­вому управ­ле­нию. Были восстановлены разрушенные Н.С. Хрущёвымсоюзные и со­юзно-республиканские министерства по от­рас­лям промышленно­сти, упразднены совнархозы.

Реформа 1965 г. наиболее успешно про­явилась в 8-ю пятилетку (1966–1970 гг.). В результате произошёл прирост национального дохода СССР, увеличение валового общественного продукта. Объём про­мышленного про­извод­ства вырос на 50 %. К 1970 г. СССР превосходил США по производству угля, кок­са, тракторов, цемента. Было построено 1.900 пред­приятий. Волжский автозавод в г. Тольятти с 1970 г. на­чал выпус­к автомобили «Жигули» ВАЗ-2101 – по образцу итальянского прототипа «Фиат-124».

Затухание реформы. Начало «застоя» в промышленности.В 1970-е гг. начался спад темпов развития народного хозяйства. Реформа в нач. 1970 г. была свёрнута, «ушла в песок».

Причины затухания реформы:

— противоречивый характер реформы, в ходе которой была сделана попытка соединить административно-командные и экономические методы управления производством;

— партийно-государственная номенклатура, пришедшая к власти после смещения Н. С. Хрущёва, стремилась к стабильности, а не к реформам, её устраивало затухание реформы;

— министерства и ведомства работали по-старому, тормозя развитие самостоятельности предприятий. Рыночные механизмы управле­ния производст­вом были задавлены командно-администра­тивной системой;

— в отличие от развитых стран Запада, переходящих к высокотехнологичным производствам, в СССР приоритетным считалось экстенсивное развитие тяжёлой промышленности, рост количества предприятий;

— преобразования в экономике не сопровождались изменениями в политической и социальной сферах.

Вместо пяти плановых пока­зателей их стало к сер. 1980-х гг. более тысячи. Мини­стерства отобрали права предприятий, покончив с их самоуправлением. Инициатор ре­формыКосыгин потерял интерес к ней. События в Чехо­словакии 1968 г. усилили в руководстве консерватизм.

Социально-экономическое развитие в 1970-е–первой пол. 1980-х гг. Планы трёх пятилеток – 9-й, 10-й, 11-й были одобрены соответственно тремя съездами КПСС – XXIV (1970 г.), XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.). Упор в промышленном разви­тии был сделан на создание гигантских террито­риально-производст­венных ком­плексов (ТПК):

Западно-Сибир­ский ТПК (Тюменская область) с огромными запа­сами дешёвой (самофон­танирующей) нефти и газа. За 1970-е гг. в условиях роста цен на энергоносители на мировом рынке до­быча нефти в Западной Сибири увеличилась в 10 раз. Страна жила на «нефтедол­лары» от экспорта нефти за границу.

Павлодарско-Экибастузский угольный ТПК в Казахстане;

-Канско-Ачинский топливно-энергетиче­ский ком­плекс (КАТЭК) в Красноярском крае (самый дешёвый уголь страны);

-Братско-Усть-Илимский комплекс на базе Усть-Илимской ГЭС;

-Саянский ТПК на базе Саяно-Шушен­ской ГЭС и др.

В 1974–1984 гг. шло строитель­ство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяжённостью 3 тыс. км. (попытка её создания предпринима­лась ещё накануне Великой Отечествен­ной войны). Од­нако из-за кри­зиса БАМ не окупила вложен­ных в неё средств.

Сельское хозяйство 1970-х–начала 1980-х гг.

В 1974 г. принято постановление «О мерах по дальней­шему развитию сель­ского хозяйства Нечернозёмной зоны РСФСР». Увеличены капи­таловложе­ния в развитие Нечерноземья. Однако это не остановило бегство молодёжи из дере­вень.

В кон. 1970-х гг. разра­бо­тан проект ликвидации 200 тыс. «неперспектив­ных» деревень и переселения людей в крупные посёлки.

В 1970-е–нач. 1980-х гг. были проведены огромные работы по ме­лиорации земель с це­лью повышения их урожайности. Построены гран­диозные каналы: Большой Став­ропольский, Северо-Крымский, Ка­ра­кумский и др. Были разработаны проекты переброски северных рек на юг: сибирских – в Среднюю Азию, европейских – в Каспий через Волгу. Но благодаря критике общественности проект не реализовали.

Продовольственная программа 1982 г. предполагала ре­шить проблему с про­довольствием в СССР к 1990 г., но не была реализо­вана.

Таким образом, несмотря на попытки реформирования, аграрный сектор экономики отличался неэффективностью, находился в кризисе. Страна, имея более половины мировых площадей чернозёмов (в 1985 г. площадь всех сельхозу­годий СССР составляла 607,8 млн. га., из них 227,1 млн. га. пашни), не могла накормить народ. СССР покупал хлеб за рубежом, хо­тя собственный урожай нередко уходил под снег.

Социальная политика.В СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Несмотря на небольшую зарплату, боль­шин­ство трудящихся при Брежневе чувствовали себя относительно защищён­ными. Отсутствовала безработица, имелось повсемест­ное бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пен­сион­ное обеспечение. Осуществля­лось массовое жилищное строитель­ство. Квартиры-«брежневки» выделялись бесплатно. Большие средства вкладывались государством в науку, культуру, спорт. В то же время в стране насчитывалось около 20 млн. ин­валидов, более 21 млн. алкоголиков, 5,3 млн. человек страдали психическими заболеваниями.

Причины кризиса экономики СССР:

1. Обострение противоречий между колоссальным промышленным потенциалом СССР и экстенсивным (вширь) характером его развития. Руково­дство страны пыталось использовать естественное преи­муще­ство СССР: огромную территорию с неисчерпаемыми при­родными богатствами. Развитые же капитали­стические страны далеко обогнали СССР, делая упор на интенсивное развитие – форсирование науко­ёмких отраслей, определяющих научно-техничес­кий прогресс – элек­тро­нику, кибернетику, робототехнику, биотехнологию. Гипертрофия добычи ресурсов и первичной обработки, тяжелого ма­шиностроения определили максимальную энергоёмкость производства в СССР. На Западе для производства 1 кг. потребляемой продукции расходовалось 4 кг. исходного материала, а в СССР – 40.

2. «Демографическая яма» – снижение рождаемости из-за последствий Вто­рой миро­вой войны, что вело к сокращению доли молодёжи на произ­водстве. Миграция сельского населения в города.

3. Перемещение сырьевой базы в труднодоступные районы Севера и Сибири увеличило зат­раты на добычу и доставку природных ресурсов.

4. Падение мировых цен на нефть во второй пол. 1970-х гг.

5. Незаинтересованность работников в результатах своего труда.

Руководство страны понимало, что выиграть экономичес­кую гонку с Западом можно лишь при условии перевода экономики СССР на интен­сивный путь развития. Эту задачу ставили на XXIV, XXV, XXVI съез­дах КПСС. Однако она не была решена.

Итоги экономического развития.За 1970–1985 гг. темпы роста упали до уровня стаг­нации (застоя). 11-я пятилетка не была выпол­нена ни по одному показателю. В США произво­дитель­ность труда в про­мышленности в 2 раза, а в сельском хозяйстве – в 5 раз превышала соответствую­щие показатели в СССР. Советская эко­номика носила «самоедский» характер, она работала не на человека, а сама на себя. Содержание госаппарата и армии разоряли стра­ну. За 1970–1980-е гг. СССР израсходовал на вооружение 700 млрд. рублей. По данным зарубежных источ­ников, в нач. 1980-х гг. СССР выпускал танков в 4,5 раза больше, чем США, БТР – в 5 раз, артиллерийских орудий – в 9 раз, атомных под­водных лодок – в 3 раза. Советская модель хозяйствования, лишённая гибкости и внутренних импульсов саморазвития, «надорвалась», не выдержав гонки вооруже­ний.

Некоторые исследователи отрицают наличие «застоя» в бреж­невский период. По их мнению, имело место лишь падение темпов эко­номиче­ского развития. Несомненны некоторые успехи: к концу 1970-х СССР был сверхдержа­вой, на его долю приходилось около 20% мирового промышленного производства. За 18 лет руководства Брежнева производ­ство электроэнергии выросло в 5 раз, население СССР увеличилось на 40 млн. человек.

Источник

Оцените статью