Социальное страхование странах европы

Социальное страхование за рубежом

Социальное страхование:

— Страхование от несчастных случаев

— Страхование от безработицы

Система социального страхования в странах Европейского союза

Общая характеристика

Современная система государственной социальной защиты населения в странах ЕС включает две организационные формы:

Социальное обеспечение , финансируемое за счет средств государственного бюджета.

Посредством этих двух форм перераспределяется 28% валового продукта стран-членов ЕС.

— Во всех странах превалируют обязательные формы социальной защиты, основу которой составляет социальное страхование – 17,4 % к ВВП в рамках всего ЕС.

— В Великобритании социальное обеспечение, социальное страхование и дополнительное личное страхование имеют приблизительное значение.

— В Нидерландах средства, поступающие по личному страхованию, уже превысили размеры государственного обеспечения, а во Франции почти сравнялись.

Пенсионное страхование

Пенсионное страхование

Различают следующие основные виды пенсий:

-По потере кормильца

В Великобритании, Швеции, Финляндии и Японии все застрахованные имеют право на две пенсии :

Базовую (национальную минимальную) пенсию, устанавливаемую в фиксированной сумме независимо от стажа и заработка застрахованного

Страховую (профессиональную ) пенсию, размер которой устанавливается в пропорции к заработку и зависит от стажа трудовой деятельности

В большинстве стран существуют гарантии пенсионного обеспечения независимо от участия в страховании.

Страхование от несчастных случаев

Страхование от несчастных случаев

— Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сочетает в себе выплаты и медицинского, и пенсионного страхования. Если несчастный случай приводит к временной нетрудоспособности , то урегулирование аналогично методике медицинского страхования. Если ущерб более серьезен и пострадавшему устанавливается инвалидность , то в силу вступают долгосрочные пенсионные выплаты.

Отличительная черта данного вида страхования:

Оно полностью финансируется работодателем, а взносы дифференцированы по отраслям и даже отдельным предприятиям в зависимости от фактического уровня производственного травматизма.

— В Бельгии, Дании, Нидерландах и Португалии к работе в данной страховой отрасли подключены частные страховщики, в Испании – общества взаимного страхования, а в Германии – профессиональные союзы

— Налогообложение выплат по несчастным случаям различно по странам. В Германии, Великобритании, Нидерландах, Португалии и Италии они свободны от налогов, в других странах ограничились предоставлением налоговых льгот.

Страхование от безработицы

Страхование от безработицы

— Эта помощь сводится к следующим мерам:

— Оплата программы переобучения и повышения квалификации

— Субсидирование «обучающей» работы

— Предоставление налоговых льгот и субсидий работодателям, нанимающим длительно безработных или низкоквалифицированных работников

— Расширение участия работодателей в компенсации заработка уволенных работников

— Продолжение выплаты пособий в течение первых месяцев нового трудоустройства.

— В Финляндии и Бельгии увеличены сроки «ожидания» назначения пособий.

— В Дании и Великобритании сокращен период выплаты компенсаций.

— Только в Австрии , Португалии и Германии пособия по безработице не подлежат налогообложению.

Медицинское страхование

Модели финансирования медицинского страхования за рубежом:

— Универсалистская модель (Великобритания, Канада, Дания)

— Модель социального страхования (Германия, Австрия, Швейцария, Франция)

— Либеральная модель (США)

— Институциональная модель (скандинавские страны)

Государство присутствует во всех перечисленных моделях. Разница степени его присутствия в системе финансирования здравоохранения:

В США – преимущественно частная система

В Великобритании, Канаде, Ирландии, Дании, скандинавских странах – преимущественно государственная система

В Германии, Австрии, Франции, Швейцарии – смешанная система

Категория «добровольное медицинское страхование» — американское изобретение. В Конституции США не предусмотрено обязательного государственного обеспечения медицинской помощью граждан. Государственное медицинское страхование распространяется лишь на отдельное категории населения: государственных служащих, полицейских, военнослужащих, ветеранов, инвалидов.

С 1965 года в США существуют две программы государственного медицинского страхования:

«Медикэйд» ( Medicaid ), которая страхует 14% населения, в том числе 4% ветеранов армии.

Программа «Медикэр» обеспечивает медицинской помощью престарелых и потерявших трудоспособность лиц, достигших 65 лет, получающих пособие по социальному обеспечению и имеющих стаж работы от 5 до 10 лет. Программа «Медикэр» частично финансируется за счет налога, взимаемого со всего занятого населения.

Программа «Медикэйд» направлена на обеспечение медицинскими услугами семей с низкими доходами, программой охвачены бедные пожилые американцы и нетрудоспособные граждане, в том числе слепые, беременные, имеющие малолетних детей и безработные. Программа «Медикэйд»финансируется федеральным правительством (56%) и органами управления отдельных штатов (44%).

— Добровольной системой медицинского страхования охвачено более 80% населения США.

— Частное медицинское страхование осуществляется в двух видах – коллективном и индивидуальном. Каждый работающий американец стремится к дополнительному страхованию в индивидуальном порядке, поэтому 74% населения имеет частную страховку.

Великобритания

— Медицинская помощь британскому населению оказывается на основе государственной системы здравоохранения.

— Бюджет здравоохранения формируется из общих налоговых поступлений и покрывает 87% всех расходов населения на медицинскую помощь. Общие расходы на здравоохранении в 2005 году составляли 8% ВВП, или 2389 долл. США на душу населения.

Система здравоохранения Великобритании постоянно сталкивается с монополизмом, несоблюдением прав пациентов, заорганизованностью и бюрократизмом.

— В службе общественного здравоохранения Великобритании существуют направления общественного здоровья, общей и госпитальной практики.

— Основным источником финансирования системы здравоохранения в Великобритании являются общие налоговые поступления в бюджет. Часть финансирования медицинских расходов (до 14%) осуществляется за счет взносов по частному медицинскому страхованию граждан.

Германия

— В Германии социальное страхование осуществляется с 1883 года. Обязательному страхованию подлежат все работнику по найму, получающие доход менее определенной суммы (двух средних зарплат в стране).

— Общие расходы на здравоохранение в 2005 году составили 11,1% ВВП, или 3001 долл. США на душу населения.

— Система ОМС включает диагностику и профилактику заболеваний, лечение в амбулаторных и стационарных условиях, обеспечение лекарствами и вспомогательными средствами, выплату пособий по временной нетрудоспособности, на прерывание беременности, по материнству, в связи со смертью.

— Совокупная величина страхового взноса составляет от 10,5 до 13% от фонда оплаты труда.

— В Германии 7% общих расходов на здравоохранение покрывается за счет частного медицинского страхования.

Франция

— Государственное социальное страхование введено в 1946 году и в настоящее время обеспечивает медицинской помощью 81% трудящихся. Общие расходы на здравоохранение в 200 году составляли 10,1 % ВВП, или 2902 долл. США на душу населения.

— Около 20% стоимости лечения оплачивает сам больной, однако в системе ОМС выделены 20 классов болезней, в оплате лечения которых застрахованный не участвует.

— Лечение оплачивает больной, а затем ему возмещается часть расходов. В связи с возможностью значительного периода ожидания возмещения около 60% французов страхуется в частных страховых компаниях.

— В частных французских больницах сосредоточено до 30% коечного фонда.

— Финансирование системы ОМС во Франции производится за счет взносов работодателей в сумме 12,5% и работников (6,5%). Имеют место государственные дотации для финансирования высокотехнологичных медицинских центров и разработки перспективных методов лечения заболеваний.

Япония

— В Японии страховая медицина начала формироваться в 1927 году. В 1961 году было введено общенациональное медицинское страхование населения.

— До 90% медицинской помощи оплачивается государством, однако обеспечение лекарствами и частные медицинские услуги оплачивает сам пациент. Контроль над стоимостью лечения осуществляет система врачей – консультантов, органы социального обеспечения и министерство здравоохранения. Общие расходы на здравоохранение в 2005 году составляли 7,9% ВВП, или 2999 долл. США на душу населения.

— Японской системой ОМС предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности, которое оплачивается с 4-го дня заболевания и составляет 60% от заработка. В рамках системы японского здравоохранения предусмотрены меры по поддержке молодых семей при рождении ребенка, при социально-значимых заболеваниях, а также по поддержке пожилых людей, нуждающихся в постороннем уходе.

Источник

Научно-исследовательский журнал

Social insurance in the European Union

Макейкина С.М.
кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансы и кредит, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (г. Саранск)

Makeykina S.M.
PhD, Associate Professor, Department of Finance and Credit, National Research Mordovia State University named after NP Ogarev (Saransk)

Аннотация: В статье исследуется современные подходы к организации систем социального страхования в странах Европейского союза на основе анализа источников их финансового обеспечения, изучен отечественный и европейский опыт функционирования систем социальной защиты населения, финансируемых преимущественно за счет страховых взносов и государственной поддержки.

Abstract: The article investigates modern approaches to organization of social insurance systems in the countries of the European Union on the basis of the analysis of the sources of their financial support, studied domestic and European experience of functioning of systems of social protection of population, financed mainly by insurance contributions.

Ключевые слова: социальная политика, социальная защита, страховые взносы, социальное страхование, Европейский союз.

Keywords: : social policy, social protection, social insurance contributions, social insurance, European Union

Вопросы социального страхования и социального обеспечения являются одними из острых в социальной политике любого государства. В каждой стране социальное страхование граждан прошло свой исторический путь становления и развития, но при всей схожести поставленных задач по их развитию методы и подходы к их решению существенно отличаются. Социальное страхование в странах Европейского Союза во многом превосходит тот уровень, которым гарантированно обеспечены российские граждане. Система социального страхования в качестве основного источника финансирования использует средства из специальных внебюджетных фондов, формирующихся не без помощи государства. Финансовую основу этих фондов составляют целевые взносы от работодателей и работников.

В европейских странах система социальной защиты населения финансируется в основном посредством страхового механизма за счет страховых взносов, которые уплачиваются как работодателями, так и самими работниками. В России же страховые взносы уплачивают только работодатели, а работники при изъявлении желания могут вносить средства в негосударственные фонды или управлять ими, размещая в негосударственных внебюджетных фондах. В Российской Федерации пролеживается самое наименьшее ограничение по размеру облагаемого взносами дохода и высокая степень государственного вмешательства в систему социальной защиты населения.

Наибольшая нагрузка по уплате страховых взносов на работодателей приходится во Франции. В России в отличие от европейских стран страховые взносы на социальное страхование платят исключительно работодатели: в Пенсионный фонд – 22% от фонда оплаты труда, в ФФОМС – 5,1%, в ФСС – 2,9%, что в совокупности составляет 30% [4]. В Германии работодатель и работник уплачивают страховые взносы примерно по одинаковой ставке.

Следует отметить, что страны Европейского союза уделяют достаточно большое внимание социальной составляющей проблемы безработицы. Большинство стран ЕС имеет действующую систему социальной поддержки, неотъемлемым элементом которой является поддержка человека при потере работы. В системе социальной поддержки населения в Европе можно выделить два основных вида:

1)социальная поддержка безработных, которая осуществляется за счет средств государственного бюджета (обычно осуществляется в дополнение к основной системе страхования безработных);

2) базовое пособие в рамках обязательного страхования от безработицы, покрываемое взносами работодателей и работников. Величина пособия по безработице в Европе довольно высока, а условия предоставления пособия достаточно жесткие, в частности необходимо соблюдение большого перечня требований для получения права на социальную поддержку. Данная система обеспечивает невысокий уровень безработицы и в то же время финансовое благополучие лиц, получающих пособия. В России же ситуация совсем иного порядка. Здесь имеются достаточно низкие размеры пособий и одновременно неоправданно большая продолжительность их выплаты.

Исследуя систему социального обеспечения в Германии, можно отметить, что ее фундаментом выступает обязательное социальное страхование. Германия это, прежде всего, страна, в которой развивается классическое соци­альное страхование. Германия одна из первых стран, которая ввела общегосударственные программы, такие как медицинское страхование, пособие по болезни, пенсионное обеспечение, страхование от несчастного случая на производстве. Согласно регламентации по трудовому законодательству Германии, работодатель должен застраховать своего сотрудника в связи с риском возникновения социальных ущербов. При этом под термином «социальное страхование» понимается 5 видов различных страховых договоров, которые разработаны социально-трудовыми ведомствами на базе Кодекса социального права: государственное медицинское страхование, которое представлено государственными медицинскими кассами; государственное обязательное страхование в связи с возможностью возникновения необходимости в уходе по болезни или старости, предоставляемое государственными медицинскими кассами; пенсионное страхование, которое предоставляется земельными или федеральными страховыми обществами для наемных работников; страхование на случай потери работы, предоставляемое федеральным ведомством по труду; государственное обязательное страхование от последствий несчастного случая на производстве, предоставляемое союзом предпринимателей одной или родственной отрасли промышленности.

Малый бизнес Германии, работающий только на себя и не нанимающий рабочую силу, заключают самостоятельно социальные страховые договоры. При этом они законодательно они освобождаются от двух обязательных социальных страховок: страхование на случай потери работы; пенсионного страхования. В Германии финансовой базой системы социальной помощи являются фонды социального страхования, которые несут солидарную ответственность друг за друга. Они совместно с помощью своих взносов финансируют страховые услуги и тем самым приобретают право получения услуг вследствие наступления страхового случая. Размер обязательных взносов зависит от их доходов; пенсия и пособие по безработице зависят от размера их взносов. Если рассматривать, как складывается общий размер ставки социального страхования, то можно отметить, что она, в первую очередь, зависит от вида выбранной сотрудником «больничной кассы» и формируется в границе от 43 до 46% от размера начисленной ему оплаты труда[6].

В Германии социальное страхование реализуется в обязательной форме на основе национального законодательства. Безусловно, в Германии фонды социального страхования, как и в России, испытывают дефицит финансовых ресурсов в условиях несоответствия доходов и социальных выплат, поэтому государство ежегодно оказывает им значительную финансовую помощь посредством предоставления субсидий.

С точки зрения организационной структуры для системы социальной защиты Германии характерна разобщенность учреждений, оказывающих услуги в области социального страхования. В качестве относительно независимых функционируют организации по пенсионному обеспечению, медицинские страховые организации и др. Наряду с социальным страхованием в системе социальной защиты‚ предусмотрены механизмы социальной помощи, предоставляемой в случае, если все виды страховых социальных пособий исчерпаны. Финансирование системы социальной защиты в Германии осуществляется из взносов застрахованных лиц наемного труда и работодателей, за счет государственного бюджета, а также за счет симбиоза различных источников финансового обеспечения. Гарантом выполнения социальных обязательств выступает государство, перераспределяя часть средств на покрытие расходов в виде государственных дотаций. Причиной этого является признание государством особой роли, которую играют органы социальной защиты в условиях социальной рыночной экономики, состоящей в решении задач по поддержанию стабильности и социальной справедливости, необходимых для успешного функционирования и развития социально-экономической сферы страны.

Самая либеральная система страхования создана в Великобритании. В Великобритании функционирует саморегулируемая модель страхования, поэтому в стране не работают органы страхового надзора за участниками рынка страховых услуг. А страховой надзор осуществляет промышленный департамент. Эволюция становления и развития страхового рынка Британии предопределила его структуру, которая представлена Лондонским рынком и пост национальными компаниями. Участники Лондонского рынка страхуют иностранных клиентов. [3].

В Великобритании накоплен уникальный опыт правового регулирова­ния системы социального обеспечения, который нашел применение в законодательстве многих стран мира, и сегодня продолжает влиять на тенденции его разви­тия. Социальное обеспечение Великобритании представляет собой унифи­цированную систему, охватывающую практически все население страны. Основным источником системы финансирования социального обеспечения Великобритании выступает государственный бюджет и страховые взносы работников. В ее рамках выделяются две крупнейшие подсистемы: 1) национальное социальное страхование, включающее программы пенсионного страхования, обеспечения по инвалидности, страхования от несчастных случаев на производстве, поддержки материнства, социальной помощи и страхования по временной нетрудоспособности (пособия по болезни); 2) национальное здравоохранение, представляющее медицинские услуги всем жителям страны (кроме пособий по временной нетрудоспособности), а также длительно проживающим на территории Англии иностранцам. Для английской системы социальной защиты населения характерны две специфические особенности. С одной стороны, в рамках системы социального страхования отсутствуют специальные, организационно оформленные институты, занимающиеся страхованием конкретных видов социальных рисков — страхования по старости, по болезни, от безработицы, от несчастных случаев на производстве и др. Все программы социальной защиты объединены в рамках единой системы социальной защиты. С другой стороны, для системы социальной защиты Великобритании характерна большая роль государственных учреждений в обеспечении социальными услугами и выплатами, а также — в силу эволюционного развития — их тесная связь с частными страховыми программами. Особенности финансирования системы социальной защиты в Великобритании определяется разделением этой системы на две части — национальное здравоохранение и национальное социальное страхование, первая из которых финансируется преимущественно из государственного бюджета, а вторая — за счет страховых взносов самых работников и предпринимателей. Помимо здравоохранения, которое почти на 90% субсидируется за счет бюджета, финансирование за счет налоговых источников характерно для обеспечения от несчастных случаев на производстве, а также семейных пособий [1].

Во Франции также очень велика роль социального страхования. Особенность французской системы социальной защиты — очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний уровень по ЕС. Для нее характерны следующие особенности. Во-первых, существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования. Во-вторых, наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий. В-третьих, большая роль дополнительных систем социальной защиты, особенно в области пенсионного и медицинского страхования. Особенность французской системы социальной защиты состоит также в том, что в основе ее финансирования используются не только государственные схемы социального страхования, но и обязательные дополнительные профессиональные системы страхования, которые используют распределительный принцип финансирования.

Во Франции тот или иной вид социальной поддержки финансирует конкретный уровень социальной защиты, национальный или региональный, который представлен таким институтом, как страховые кассы. Региональные и местные кассы социального страхования Франции являются самоуправляемыми организациями, каждая из которых имеет собственное правление, состоящее из представителей застрахованных и работодателей. Основным источником финансового обеспечения системы социальной защиты во Франции являются страховые взносы работников и работодателей. Исключение составляет лишь страхование по безработице и семейные пособия, доля государственных дотаций в которых существенно выше, нежели в других отраслях социального обеспечения, а также страхование от несчастных случаев, финансируемое исключительно за счет взносов работодателя [2].

Также Франция осуществляет ряд мер по стимулированию страхования жизни. Основной метод по стимулированию развития страхования жизни — это введение серьезных налоговых льгот по страхованию жизни, в частности: 1) начисляемые проценты по договору страхования на сумму выплаченных страховых премий, не облагаются налогом. Это приводит к тому, что договор страхования жизни выгоднее для человека, нежели банковский депозит. Данная льгота имеет действие во Франции, если срок действия договора страхования жизни составляет более 8 лет; 2) капитал, получаемый по договору страхования жизни, в случае смерти страхователя не подлежит обложению налогом на наследство, размер по которому может варьироваться размер от 5 до 60% [5].

Таким образом, современная система государственной социальной защиты населения в странах ЕС включает две организационные формы в виде социального страхования и обеспечения, финансируемых за счет средств государственного бюджета и страховых взносов, как работодателей, так и самих работников. Во всех европейских странах доминируют обязательные формы социальной поддержки, основу которой составляет социальное страхование. Вместе с тем, в Великобритании, Нидерландах и Франции не функционируют традиционные модели социальной защиты. В современных условиях механизм социального страхования в странах ЕС предполагает использование значительного разнообразия форм, методов и инструментария, приспосабливаясь к социальным и экономическим условиям жизни населения в условиях риска и неопределенности.

Библиографический список

1. Долина О. Н. Государственное финансовое регулирование социальной сферы и социальных рисков / О. Н. Долина // Аудит и финансовый анализ. – 2012. – №4. – С. 25.
2. Кириленко О. П. Социальное обеспечение (история, теория) — М: НИОНС, 2011 – 563 с.
3. Углова К.М. Роль государства в развитии отраслей социального комплекса// «Современные аспекты экономики». –2010. — №1 – С. 64-67.
4. Шишкин, С.В., Смирнов, С.Н., Сидорина, Т.Ю. Экономика социальной сферы. Социальная политика. – М.:ИД ГУ ВШЭ, 2010. – 372 с.
5. Ямашкин П.М. Особенности современного развития социальных услуг: Препринт. – СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2013. – 515 с.
6. Янучарова Т. В. Зарубежный опыт бюджетного финансирования социальной защиты/ Т. В. Янучарова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 2. – С. 35-42.

Источник

Читайте также:  Черные рынки золота страны
Оцените статью