Социальное законодательство стран Восточной Европы
Во всех странах Восточной Европы, особенно после окончания Второй мировой войны, создано развитое и прогрессивное социальное законодательство. Характеризуя современное его состояние, нужно иметь в виду связь с законодательством, созданным до социально-экономических преобразований конца 80 — начала 90-х годов XX в., и тенденции, проявившиеся в новых условиях.
В 90-х годах произошли значительные изменения в социальном законодательстве всех стран Восточной Европы.
Полностью обновлено законодательство Союзной Республики Югославии(с июня 2006 г. — два самостоятельных государства — Сербия и Черногория), где были приняты такие основополагающие законы, как Закон о социальной помощи (Сербия, 1991 г.), Закон о медицинском страховании (Сербия, 1992 г.), Закон об основах пенсионного страхования (СРЮ, 1996 г.), Закон о пенсионном страховании (Сербия, 1996 г.) и другие акты. Для нового югославского законодательства характерно использование опыта законодательства СФРЮ в этой сфере и сохранение достигнутого уровня социальных гарантий.
Пакет социальных законов был принят в Венгрии в 1997 г.: Закон об обеспечении по социальному страхованию и праве на частную пенсию, а также о фондах обеспечения; Закон о пенсионном обеспечении по социальному страхованию; Закон о частной пенсии и частных пенсионных кассах; Закон об обслуживании по обязательному медицинскому страхованию. Был изменен принятый в 1993 г. Закон о социальном обслуживании и социальном обеспечении. Новое венгерское законодательство в определенной степени снижает уровень социальных гарантий: повышено требование по пенсионному возрасту, особенно для женщин, проведен отказ от льгот в связи с условиями труда при пенсионировании, произошло некоторое снижение размера пособий и др.
В Польшезаконами от 13 октября 1998 г. о системе социального страхования и от 17 декабря 1998 г. о пенсиях из Фонда социального страхования внесены существенные изменения — прежде всего в пенсионное обеспечение. В соответствии с этими законами происходит переход к накопительной системе обеспечения пенсиями по старости, введена паритетность уплаты страховых взносов работодателем и застрахованным, изменен порядок расчета пенсий застрахованным, не включенным в накопительную систему пенсионирования. Законом от 25 июня 1999 г. по-новому урегулировано обеспечение денежными пособиями в случае болезни и материнства. Внесены изменения в ряд специальных законов: в Закон об обеспечении в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием 1975 г. (в редакции 1983 г. с последующими изменениями и дополнениями) и ряд других законов.
Принятым в Болгарии 2 декабря 1999 г. Кодексом обязательного социального страхования и принятыми до этого Законом о защите при безработице и стимулировании занятости 1997 г., Законом о медицинском страховании 1998 г. и Законом о социальной помощи 1998г. было проведено полное обновление болгарского социального законодательства, действовавшего с многочисленными изменениями и дополнениями в отношении ряда пособий с 1951 г., а в отношении пенсионного обеспечения — с 1957 г. Существенные изменения произошли в пенсионном обеспечении: повышены, например, требования при назначении пенсий по страховому стажу и возрасту, пока в Венгрии и Польше; вводится накопительная система пенсионирования, установлено правило о постепенном переходе к паритетной уплате страховых взносов в различные страховые фонды работодателем и работником.
В Чехииновыми законами были решены две проблемы: пенсионирование и социальная поддержка (помощь). Новый чешский Закон о пенсионном страховании 1995 г. повысил пенсионный возраст (особенно женщин) и отказался от льгот при назначении пенсий и повышенного их размера в связи с условиями труда. Новые решения даны и Законом о социальной поддержке 1993 г. Наряду с этим новым законодательством сохраняет силу Закон о больничном страховании 1956 г., который около 25 раз подвергался изменениям и дополнениям (наиболее важные — снижение размера пособий по временной нетрудоспособности, передача выплаты пособий на детей из больничного страхования в систему социальной поддержки).
Принятый в Румынии 17 марта 2000г. Закон «О системе государственных пенсий и других правах по социальному страхованию» по своему содержанию мог бы, как в Болгарии, быть назван Кодексом социального страхования.
Введение новых условий пенсионирования в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии предусматривает возможность применения в течение длительного переходного периода условий обеспечения пенсиями по нормам отмененного законодательства, если это более выгодно для выходящего на пенсию работника.
Во всех странах указанные основные законы не исчерпывают всего социального законодательства. Общие акты дополняются специальными, касающимися отдельных категорий граждан, отдельных видов обеспечения.
Новые социально-экономические условия вызвали необходимость введения новых видов обеспечения и обслуживания. Так, массовая безработица потребовала во всех странах введения пособий по безработице, имущественное расслоение общества привело к широкому развитию и соответственно правовому регулированию социальной помощи малоимущим.
Источник
Социальное законодательство зарубежных стран в ХХ-ХХІ вв
Трудовое законодательство сегодня выражает совокупность требований, относящихся к субординированному (совместному и подвластному) труду, к общению между нанимателем и его платными работниками. Оно включает в себя требования и правила трудового договора, коллективного соглашения, а также перечень условий и способы осуществления права на создание профсоюза, на проведение забастовки и др.
Современное трудовое законодательство экономически развитых стран подтверждает право трудящихся на забастовки, которое, однако, пытаются нейтрализовать введением различного рода ограничительных норм, прежде всего делением стачек на легальные и нелегальные. К числу последних обычно относят забастовки солидарности и забастовки по политическим мотивам. Чтобы отодвинуть начало забастовки, вводятся всякого рода предварительные условия. Судебная практика еще более усугубляет эту тенденцию, более того, пытается обосновать тождество юридической природы забастовок и локаутов.
Усиление интеграционных процессов в мировой экономике обусловило появление тенденции к унификации трудового законодательства. В Западной Европе этот процесс стал более интенсивным в связи с образованием Общего рынка.
После окончания первой и особенно второй мировых войн в большинстве экономически развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и по некоторым другим обстоятельствам. В последние десятилетия появились законы, призванные несколько облегчить положение семей, имеющих низкий уровень доходов в области медицинского обслуживания, образования и жилищного строительства. Но законодательство такого рода фрагментарно и нестабильно.
Фонд социального обеспечения формируется из многих источников, среди которых наиболее важными являются социальное страхование, государственные дотации, «универсальная» система. Чаще всего им соответствуют определенные виды социального обеспечения. В большинстве стран применяется социальное страхование, предусматривающее страховые взносы наемных работников (обычно в размере 1 —1,5% заработной платы) и взносы предпринимателей (в среднем 1 —1,5% общей суммы выплаченной зарплаты). Через определенное количество лет размер взносов увеличивается на 0,5—0,75%. В этом отношении характерен американский закон 1935 г., согласно которому пенсия выплачивается при наличии страхового стажа и достижении определенного возраста. Система социального страхования предусматривает также выплаты пособий по безработице, инвалидности, временной потере трудоспособности.
Государственные дотации, или государственная помощь, формируются из средств бюджета. Они направляются только тем, кто после официальной проверки признан не имеющим средств к существованию. Обычно такая помощь является дополнением к социальному страхованию.
Универсальная система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога, который взимается со всех граждан, имеющих работу или доходы, начиная с их совершеннолетия и кончая достижением ими пенсионного возраста. Размеры пенсий для всех одинаковы, а пенсионный возраст относительно высок.
Гарантирование права на достойное человека существование вырастает из гарантий социальной защиты, включая социальное обеспечение и систему социального страхования, которые в конце XX в. разрастаются во всесторонние системы социального обеспечения и в комплексную политику социальной защиты. Правосудие и само регулирование прав и свобод в деле социальной защиты также составляют важную разновидность обеспечения социальных прав.
Гарантом социальной защиты выступает государство в целом, и в этой связи современное государство нередко именуется социальным. В таком государстве провозглашается забота об общем благе для всего общества и отдельного гражданина, причем государство выступает одновременно социальным работником, разработчиком экономических планов, распределителем национальных ресурсов, инвестором, организатором просвещения, устроителем летнего отдыха.
Особый ареал социальных и личных прав образуют: право на труд, право на проживание, право потребления, право на здоровую (пригодную для обитания) окружающую среду, а также право на возмещение ущерба от несчастного случая и новое, более широкое истолкование права жертвы преступного посягательства.
Вместе с тем введенный в трудовое право принцип свободы труда не гарантирует гражданам конкретную работу. Он лишь предусматривает право человека свободно распоряжаться своей способностью к труду. Трудовое законодательство в основном сосредоточилось на вопросах зарплаты, рабочего времени, охраны труда, признания профсоюзов, включая их право на заключение коллективных договоров, права на забастовку и демократический порядок разрешения трудовых споров. Решение этих вопросов дифференцировано по странам, но ему присуще и много общего. В 1918—1920 гг. в большинстве экономически развитых стран были приняты законы, ограничивающие рабочее время 8 часами. Впоследствии, несмотря на временные отступления, трудящимся удалось добиться введения 40—46-часовой рабочей недели. Профсоюзы получили легальное признание и как важнейшее следствие этого право на заключение коллективных договоров (КД), обязательных для всех подписавших его предпринимателей и профсоюзов. В Германии Закон о КД был принят в 1918 г., во Франции — в 1919 г. Для американских рабочих важным завоеванием, в этой области явился Закон Вагнера 1935 г., вводивший принцип «закрытого цеха». Появились различные виды КД, включая договоры для всей отрасли промышленности. Утвержденные правительством, они приобретали силу общенационального нормативного акта. Коллективные договоры регулируют важные вопросы трудовых отношений: размеры заработной платы, порядок изменения надбавок в связи с инфляцией, условия выплаты премии, условия охраны труда, общие принципы профессиональной подготовки и дисциплины труда, арбитраж.
Современное трудовое законодательство экономически развитых стран подтверждает право трудящихся на забастовки, которое, однако, пытаются нейтрализовать введением различного рода ограничительных норм, прежде всего делением стачек на легальные и нелегальные. К числу последних обычно относят забастовки солидарности и забастовки по политическим мотивам. Чтобы отодвинуть начало забастовки, вводятся всякого рода предварительные условия. Так, американский Закон Тафта — Хартли предусматривает предзабастовочный предупредительный период в 60 дней и право правительства приостанавливать забастовку на 80 дней (так называемый охладительный период). Судебная практика еще более усугубляет эту тенденцию, более того, пытается обосновать тождество юридической природы забастовок и локаутов.
Усиление интеграционных процессов в мировой экономике обусловило появление тенденции к унификации трудового законодательства. В Западной Европе этот процесс стал более интенсивным в связи с образованием Общего рынка.
После окончания первой и особенно второй мировых войн в большинстве экономически развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и по некоторым другим обстоятельствам. В последние десятилетия появились законы, призванные несколько облегчить положение семей, имеющих низкий уровень доходов в области медицинского обслуживания, образования и жилищного строительства. Но законодательство такого рода фрагментарно и нестабильно.
Фонд социального обеспечения формируется из многих источников, среди которых наиболее важными являются социальное страхование, государственные дотации, «универсальная» система. Чаще всего им соответствуют определенные виды социального обеспечения. В большинстве стран применяется социальное страхование, предусматривающее страховые взносы наемных работников (обычно в размере 1 —1,5% заработной платы) и взносы предпринимателей (в среднем 1 —1,5% общей суммы выплаченной зарплаты). Через определенное количество лет размер взносов увеличивается на 0,5—0,75%. В этом отношении характерен американский закон 1935 г., согласно которому пенсия выплачивается при наличии страхового стажа и достижении определенного возраста. Система социального страхования предусматривает также выплаты пособий по безработице, инвалидности, временной потере трудоспособности.
Государственные дотации, или государственная помощь, формируются из средств бюджета. Они направляются только тем, кто после официальной проверки признан не имеющим средств к существованию. Обычно такая помощь является дополнением к социальному страхованию.
Универсальная система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога, который взимается со всех граждан, имеющих работу или доходы, начиная с их совершеннолетия и кончая достижением ими пенсионного возраста. Размеры пенсий для всех одинаковы, а пенсионный возраст относительно высок.
^
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.03 сек.)
Источник
Социальное законодательство стран Восточной Европы
Во всех странах Восточной Европы, особенно после окончания Второй мировой войны, создано развитое и прогрессивное социальное законодательство. В современном его состоянии проявляются как новые тенденции, связанные с социально-экономическими преобразованиями конца 80-х — начала 90-х годов 20-го века, так и созданное до этого периода законодательство.
Полностью обновлено законодательство Союзной Республики Югославии (СРЮ) где были приняты законы о социальной помощи (Сербия, 1991), о медицинском страховании (Сербия, 1992), о пенсионном страховании (Сербия, 1996) и иные. Для нового законодательства СРЮ свойственно использование опыта законодательства СФРЮ в этой сфере и сохранение достигнутого уровня социальных гарантий.
В Венгрии пакет социальных законов был принят в 1997 году: об обеспечении по социальному страхованию и праве на частную пенсию, о фондах обеспечения, о пенсионном обеспечении по социальному страхованию, о частной пенсии, об обслуживании по обязательному медицинскому страхованию. Новое законодательство снижает уровень социальных гарантий, т.к. повышено требование по пенсионному возрасту, особенно для женщин, проведен отказ от льгот в связи с условиями труда при пенсионировании, произошло снижение размера пособий и пр.
В Польше законами от 13.10.1998 о системе социального страхования и от 17.12.1998 о пенсиях из Фонда социального страхования внесены существенные изменения в пенсионное обеспечение прежде всего. Происходит переход к накопительной системе обеспечения пенсиями по старости, введена паритетность уплаты страховых взносов работодателем и застрахованным, изменен порядок расчета пенсий застрахованным, не включенным в накопительную систему пенсионирования. Законом от 25.06.1999 по-новому урегулировано обеспечение денежными пособиями в случае болезни и материанства. Внесены также изменения в специальные законы, касающиеся обеспечения в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием и другие законы.
В Болгарии принят Кодекс обязательного социального страхования и закон о защите при безработице и стимулировании занятости (1999,1997), а также закон о медицинском страховании (1998), закон о социальной помощи. В результате проведено полное обновление социального законодательства этой страны. Изменения произошли в пенсионном законодательстве: повышены требования при назначении пенсии по страховому стажу и возрасту, введена накопительная система пенсионирования, установлено правило о постепенном переходе к паритетной уплате страховых взносов в различные страховые фонды работодателем и работником.
В Чехии новыми законами решены 2 проблемы: пенсионирование и социальная поддержка. Новый закон о пенсиях повысил пенсионный возраст (особенно у женщин) и отказался от льгот при назначении пенсий и повышенного их размера в связи с условиями труда.
Введение новых законов и условий пенсионирования в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехии предусматривает возможность применения в течение длительного переходного периода условий обеспечения пенсиями по нормам отмененного законодательства, если это более выгодно для выходящего на пенсию работника.
Румыния основной закон о пенсиях 1977 года изменила только в некоторых положениях в 90-е годы, продолжают действовать и иные старые законодательные акты (о предоставлении государственных пособий на детей, о предоставлении государственного материального обеспечения по государственному социальному страхованию), однако все они претерпели множество изменений и поправок.
Во всех странах общие акты дополняются специальными, касающимися отдельных категорий граждан, отдельных видов обеспечения. Массовая безработица потребовала во всех странах введения пособий по безработице, а расслоение общества привело к созданию социальной помощи малоимущим.
Источник