Развитие социальной политики в странах СНГ и Балтии
Распад Советского Союза в начале 90-х годов привел к образованию пятнадцати самостоятельных государств, перед которыми встали беспрецедентные проблемы в социальной сфере, требующие коренных перемен в формировании и реализации социальной политики. Социальная политика осуществляется в государствах СНГ и Балтии по-разному. Если бывшие прибалтийские республики точно применяют западные модели социальной политики в своих странах, то Казахстан и Кыргызстан находятся в поиске собственных стратегий социальных реформ и способов реализации социальной политики. [3]
Примером реализации социальных реформ по западному образцу может служить введение медицинского страхования в Эстонии, где менее, чем за полгода реализована классическая модель медицинского страхования. Сейчас минимальная зарплата в Эстонии составляет примерно треть от средней зарплаты по стране. В настоящее время в Эстонии размер пенсий, пособий по безработице, несчастным случаям на производстве, инвалидности и потере кормильца также не соответствуют требованиям хартии Европейского Союза, согласно которой пособия должны составлять как минимум 40% от типичной зарплаты работника-мужчины.
Что касается социальной политики в Казахстане, главной ее целью является стабилизация уровня жизни населения и обеспечение его роста при уменьшении влияния кризисных явлений на наименее защищенные слои населения.
В этой связи разработан и поэтапно осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающий совершенствование системы защиты малоимущих слоев населения, усиление адресности соответствующих действий, рост реальной заработной платы, реформу системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования. В Казахстане создается система поддержки доходов путем реформирования оплаты труда, разрабатываются меры и создаются механизмы для получения более высоких заработков за счет личного трудового вклада, экономической предприимчивости и инициативы вне зависимости от форм собственности, обеспечения минимальной занятости населения за счет использования общественных работ в регионах с высоким уровнем безработицы.
Приоритетом социальной политики другой страны – Беларуси – является защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Несмотря на общемировые тенденции, суверенной Беларуси удалось сохранить бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание. Каждый гражданин может рассчитывать на пенсию, каждая мать – на финансовую поддержку при рождении детей, каждый ребенок – на бесплатное образование.
В Беларуси существует равенство прав мужчин и женщин во всех сферах деятельности, в том числе в образовании и труде, воспитании детей, получении льгот и социальных гарантий. При этом гарантируется справедливая доля вознаграждения в зависимости от экономических результатов труда, но не ниже уровня, необходимого для нормальной жизни.[2]
В стране функционирует эффективная система правовых гарантий и льгот семьям с детьми. Она включает выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни, предоставление единовременных выплат при рождении двоих и более детей, гарантий в сфере пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства. В республике назначаются и выплачиваются трудовые пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги перед республикой.
Исходя из общих направлений социальной политики, в рамках специальных государственных программ проводится работа по оказанию поддержки нуждающихся в ней различных категорий граждан. Оказывается содействие в поддержании их жизненного уровня, решении социально-бытовых проблем, социально-психологической и медицинской реабилитации.
Социальная политика государств СНГ должна представлять собой целостную систему мер экономического, правового, социального и организационного характера. Для трудоспособного населения приоритетное значение приобретают содействие со стороны государства занятости, получению дохода, обеспечивающего достойную жизнь и соответствующего трудовому вкладу, установление социально-трудовых гарантий [8].
Для нетрудоспособных и трудоспособных граждан, не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в силу объективных причин или имеющих низкие доходы, должна действовать комплексная система социального обеспечения, включающая социальное страхование, социальное обслуживание, специальные пособия и компенсации и вспомоществование.
Основу обеспечения социальной защиты основной массы населения должно составлять социальное страхование.
В целях совершенствования системы социального страхования в условиях рыночных отношений необходимо решение следующих задач:
— создание механизма организации управления системой социального страхования, которые включают в себя автономность внебюджетных социальных фондов и паритетное участие социальных партнеров в управлении страховыми средствами;
— обеспечение на этой основе максимальной прозрачности и целевого использования финансовых ресурсов, гармонизации интересов застрахованных, страхователей и страховщиков;
— формирование систем обязательного социального страхования, учитывающих особенности трудовой деятельности отдельных групп населения, в частности работников малых и средних предприятий, а также само занятых работников;
— наделение всех видов социальных рисков статусом социального страхования;
— четкое определение целей социального страхования, ориентация его на обеспечение восстановления индивида при наступлении страхового случая на социально воспроизводственном уровне;
— совершенствование системы страховых взносов;
— осуществление страхования специфических рисков через негосударственные организации по обязательному социальному страхованию.
Важное место в решении проблем социума занимает социальная адаптация детей, которая позволяет обеспечить наиболее полное их развитие и воспитание в интересах их самих и государства. Социальное обеспечение детства может стать одним из центральных направлений политики государств СНГ [1].
В ряде стран Содружества на фоне постоянного снижения рождаемости наблюдается тенденция роста количества детей-инвалидов. Адаптационный потенциал таких детей исчерпывается мерой их способности к адекватному пониманию и оценке окружающей действительности, самостоятельной деятельности в социальной среде и самоконтролю.
Воспитание и образование детей-инвалидов нужно рассматривать как составную часть их социальной адаптации. Необходимо обеспечить им равные возможности доступа к образовательной системе, сделать более открытыми и цивилизованными нормы взаимодействия детей-инвалидов со здоровыми людьми; способствовать социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в социально-культурную среду через оказание ранней социально-педагогической помощи.
Еще одна проблема в странах Содружества является старение населения, которая происходит на фоне высокой общей смертности, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. Проблемы пожилых людей решаются не всегда последовательно, многим из них не созданы условия для достойной жизни.
В странах СНГ государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения должна базироваться на следующих принципах:
— стабилизация материального и социального положения граждан старшего поколения путем совершенствования механизмов нормативного регулирования в сферах защиты их прав и интересов, пенсионного обеспечения, охраны здоровья и обеспечения посильной занятости;
— предоставление адресной помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих достойному образу жизни в пожилом возрасте;
— организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
— обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, который позволил бы удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо социальной категории, региона проживания и других условий;
— содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми; экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, осуществляющих уход за престарелыми родственниками,;
— обеспечение пожилых людей достойным жильем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста.
Несмотря на имеющийся прогресс в экономическом развитии нельзя отрицать тот факт, что бедность стала серьезной социальной проблемой практически во всех странах Содружества. Для всех стран характерно также сильное неравенство распределения доходов[27].
Низкие доходы и высокая безработица являлась основным фактором развития и распространения бедности. Бедность ставит людей в неравные условия, заставляет терпеть материальные стеснения, лишает моральных сил. Группы населения подверженные бедности исключены из экономической и гражданской жизни государства, что, безусловно, значительно затрудняет экономическое развитие и достойную жизнь граждан.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Развитие социального государства в странах СНГ
В конституциях большинства стран СНГ общественная сущность их государственности определена как социальное государство. При этом конституционные нормы о социальном государстве во многом лишь декларированы и их еще предстоит в полной мере реализовать на практике. Не менее важная задача, которая стоит перед учеными стран СНГ, — это разработка различных аспектов концепции социального государства, адекватной условиям стран СНГ.
Страны СНГ — Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Украина и др. — прошли определенный путь по пути формирования социального государства. Опыт многих европейских социальных государств показывает, что они берут на себя заботу о социальной справедливости, благоденствии граждан, их социальной защите, развивают солидарность и заботу самого общества о социальном состоянии этого общества, всемерно, как базу для сильной социальной политики, развивают социальную рыночную экономику, повышают социальную ответственность бизнеса, т.е. социальные государства не полагаются на стихию рынка и не уходят из экономической и социальной жизни своей страны.
Конституции стран СНГ провозглашают права человека и гражданина неотъемлемыми. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. Государство напрямую названо социальным в Конституциях Республики Армения (ст. 1), Республики Беларусь (ст. 1), Республики Казахстан (ст. 1.), Российской Федерации (ч. 1 ст. 7), Республики Таджикистан (ст. 1) и Украины (ст. 1).
В Конституции Азербайджанской Республики, принятой всенародным референдумом 12 ноября 1995 г., в ст. 13 обеспечение прав и свобод человека и гражданина признается высшей целью государства, а в ст. 17 записано: «Азербайджанская Республика заботится о повышении благосостояния народа и каждого гражданина, его социальной защите и достойном уровне жизни». Права и свободы человека и гражданина подробно прописаны в гл. 3 и 4 соответственно.
В ст. 4 Конституции Республики Армения, принятой 5 июля 1995 г., провозглашено: «Государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и законов — в соответствии с принципами и нормами международного права». В ст. 31 дана формула условий жизни: «Каждый гражданин для себя и своей семьи имеет право на удовлетворительный уровень жизни, в том числе на жилье, а также на улучшение условий жизни. Государство предпринимает необходимые меры для осуществления этого права».
Всенародным референдумом Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. принята Конституция страны, где в ст. 2 устанавливается: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Государство ответственно перед гражданином «за создание условий для свободного и достойного развития личности», а в ст. 21: «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства». В ст. 60 подчеркнута обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
В принятой 30 августа 1995 г. всенародным референдумом Конституции Республики Казахстан провозглашается, что для государства «высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы» (ст. 1). В ч. 2 ст. 12 утверждается: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных правовых актов».
Верховный совет Республики Кыргызстан 12-го созыва 5 мая 1993 г., принимая Конституцию, подтвердил свою приверженность правам и свободам человека. В ст. 7 Конституции с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1996 г. зафиксирована «ответственность государственных органов перед народом и осуществление ими своих полномочий в интересах народа», а далее подчеркнуто: «Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения» (ст. 15) и «В Кыргызской Республике признаются и гарантируются основные права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, межгосударственными договорами и соглашениями по вопросам прав человека, ратифицированными Кыргызской Республикой» (ст. 16). Программы социальной защиты населения утверждаются и контролируются органами местного самоуправления.
В ст. 1 (ч. 3) принятой депутатами Парламента 29 июля 1994 г. Конституции Республики Молдова подчеркнута высшая ценность: «достоинства человека, его прав и свобод», а в ст. 24 (ч. 1) — гарантируются со стороны государства «каждому человеку права на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность». Статья 4 (ч. 2) утверждает: «При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы» (абсолютный примат).
Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. подчеркивает, что политика государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 1) и что «права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством» (ст. 5).
В преамбуле Конституции Туркменистана, принятой 18 мая 1992 г. XIV сессией Верховного совета (Меджлиса) 12-го созыва с внесенными в нее 27 декабря 1995 г. изменениями и дополнениями, особо отмечается задача гарантии прав и свобод каждого гражданина. В ст. 3 установлено: «Государство ответственно перед гражданином и обеспечивает создание Условий для свободного развития личности, защищает жизнь, честь, достоинство и свободу, личную неприкосновенность, естественные и неотчуждаемые права гражданина».
Принимая на XI сессии 8 декабря 1991 г. Конституцию, Верховный совет Республики Узбекистан 12-го созыва подчеркнул свое стремление «обеспечить достойную жизнь гражданам Республики» (преамбула). А в самой Конституции с изменениями и дополнениями от 28 декабря 1993 г. в ст. 18 провозглашено: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости». В ст. 20 установлено: «Осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества».
Верховная Рада Украины, принимая на V сессии 28 июня 1996 г. Основной закон страны, подчеркнула, что она «проявляет заботу об обеспечении прав и свобод человека и достойных условий его жизни». Этой теме прямо посвящена ст. 3 Конституции, гласящая: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются на Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека являются главной обязанностью государства».
Права, свободы и обязанности человека и гражданина подробно регламентированы специальным разделом II Конституции Украины.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник