Социальные государства список стран

Социальное государство

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat ; англ. Welfare state , государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия [1] ) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся [2] .

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического [3] .

Часто считается, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны» [4] .

Признаки социального государства: 1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников 2) социально ориентированная структура экономики 3) формирование гражданского общества 4) разработка государством разнообразных социальных программ 5) развитое социальное законодательство 6) утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности 7) социальная ответственность перед гражданами

Функции социального государства 1) поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов) 2) охрана труда и здоровья людей 3) поддержка семьи, материнства, детства 4) устранение социального неравенства путем перераспределения доходов 5) поощрение благотворительной деятельности 6) финансовая поддержка образовательных и культурных программ 7) борьба с безработицей

Содержание

Этимология

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн [5] [6] [7] . Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

Читайте также:  Гайдара дальние страны читательский дневник

История

Прусский социализм

Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер О. фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II, прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Г. Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни.

Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии -в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г.

Государство благосостояния

Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса» в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией.

В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 г.), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о «модели социальной защиты» Бевериджа. Правительство лейбористов в основном реализовало эту модель в Великобритании, формируя с 1945 г. систему социальной защиты, включающую предоставление государственных гарантий для населения, установление обязанности работодателя обеспечить социальное страхование наемных работников с их частичным участием, а также обязанности работника по дополнительному личному страхованию. Обеспечивались базовые условия жизнедеятельности — государственное (бесплатное) здравоохранение, равные возможности семьям в воспитании детей (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы.

В США в 8 января 1964 г. в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке» как часть программы построения «Великого общества» (Great Society). 16 марта того же года он направил в конг­ресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании кото­рого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он вклю­чал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсиди­рования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продо­вольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ фе­дерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг. [8]

Изменение отношения к идее социального государства

После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства [9] , под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство.

Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика.

Современная география

В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются

  • Уровень бедности
  • Относительный эффект социальных программ на уровень бедности
  • Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

Социальное государство в России

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7) [10] .

Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:

a.каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум; b.каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи; c.нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Критика

Многие утверждают, что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся [11]

Источник

Рейтинг стран по уровню социального развития

Индекс социального прогресса (The Social Progress Index) — это комбинированный показатель международного исследовательского проекта The Social Progress Imperative, который измеряет достижения стран мира с точки зрения общественного благополучия и социального прогресса. Разработан в 2013 году под руководством Майкла Портера (Michael E. Porter), председателя The Social Progress Imperative, профессора Гарвардского университета, специалиста в области стратегического управления и международной конкурентоспособности. В редакционный совет издания Индекса входят представители ряда ведущих университетов и исследовательских центров, включая Гарвардскую школу бизнеса и Массачусетский технологический институт. Авторы исследования полагают, что понятие социального прогресса стало одним из наиболее важных направлений исследований в области социологии, психологии, экономики и государственного управления, поэтому показатели социального развития часто рассматриваются в качестве определённой альтернативы показателям экономического развития, которое является необходимым, но недостаточным условием социального прогресса. Индекс не включает показатели экономического развития стран мира (такие как уровень ВВП и ВНД), а предназначен для оценки общественного благополучия в той или иной стране. Поскольку исследование оценивает достижения в социальной сфере отдельно от экономических индикаторов, это позволяет глубже изучить взаимосвязь между экономическим и социальным развитием.

Индекс охватывает страны, для которых имеются достоверные показатели, и базируется на комбинации данных из опросов общественного мнения (12%), оценок экспертов в области развития (25%) и статистической информации международных организаций (61%). Содержащийся в докладе межстрановой анализ факторов социального развития даёт информацию для сравнений и содержит подробные профили каждого государства, включая детализацию итогового положения в рейтинге, а также руководство по их ключевым преимуществам и недостаткам. Индекс измеряет достижения каждой страны по шкале от 0 (наименьшая степень устойчивости) до 100 (наибольшая степень устойчивости) на основе полученных данных. Последняя версия рейтинг стран по уровню социального развития вышла в 2020 году.

Отчеты: SPI2020.pdf, SPI2018.pdf, SPI2017.pdf

Страна Индекс
1 Норвегия 92.73
2 Дания 92.11
3 Финлян­дия 91.89
4 Новая Зелан­дия 91.64
5 Швеция 91.62
6 Швей­цария 91.42
7 Канада 91.40
8 Австра­лия 91.29
9 Исландия 91.09
10 Нидер­ланды 91.06
11 Германия 90.56
12 Ирландия 90.35
13 Япония 90.14
14 Люксем­бург 89.56
15 Австрия 89.50
16 Бельгия 89.46
17 Южная Корея 89.06
18 Франция 88.78
19 Испания 88.71
20 Велико­британия 88.54
21 Порту­галия 87.79
22 Словения 87.71
23 Италия 87.36
24 Эстония 87.26
25 Чехия 86.69
26 Кипр 86.64
27 Греция 85.78
28 США 85.71
29 Сингапур 85.46
30 Мальта 84.89
31 Польша 84.32
32 Литва 83.97
33 Израиль 83.62
34 Чили 83.34
35 Латвия 83.19
36 Словакия 83.15
37 Коста-Рика 83.01
38 Уругвай 82.99
39 Хорватия 81.92
40 Венгрия 81.02
41 Аргентина 80.66
42 Барбадос 80.50
43 Болгария 79.86
44 Маврикий 78.96
45 Румыния 78.35
46 Кувейт 77.47
47 Беларусь 77.00
48 Малай­зия 76.96
49 Панама 76.55
50 Армения 76.46
51 Трини­дад и Тобаго 76.33
52 Сербия 75.54
53 Эквадор 75.45
54 Албания 75.41
55 Тунис 75.02
56 Грузия 74.85
57 Ямайка 74.75
58 Черногория 74.42
59 Перу 74.22
60 Колумбия 74.00
61 Брази­лия 73.91
62 Мексика 73.52
63 Украина 73.38
64 Шри-Ланка 73.20
65 Маке­дония 73.16
66 Босния и Герцего­вина 72.74
67 Казах­стан 72.66
68 Молдова 72.58
69 Россия 72.56
70 Парагвай 72.48
71 Кабо-Верде 72.05
72 Куба 71.52
73 Иордания 71.50
74 Оман 71.41
75 Суринам 71.12
76 Монголия 71.07
77 Домини­кана 71.05
78 Мальдивы 70.81
79 Таиланд 70.72
80 ОАЭ 70.60
81 Катар 70.58
82 ЮАР 70.26
83 Алжир 69.92
84 Индо­незия 69.49
85 Ливан 69.37
86 Ботсвана 69.36
87 Боливия 69.23
88 Вьетнам 68.85
89 Кыргыз­стан 68.65
90 Фиджи 68.42
91 Бутан 68.34
92 Турция 68.27
93 Иран 67.49
94 Сальва­дор 67.25
95 Намибия 67.14
96 Гайана 66.95
97 Марокко 66.90
98 Филип­пины 66.62
99 Бахрейн 66.60
100 Китай 66.12
101 Саудов­ская Аравия 65.06
102 Узбеки­стан 64.98
103 Гана 64.86
104 Азербай­джан 64.11
105 Никарагуа 64.02
106 Габон 63.93
107 Ирак 63.52
108 Гондурас 62.41
109 Гвате­мала 61.67
110 Тимор-Лешти 61.08
111 Сенегал 60.04
112 Египет 59.98
113 Туркмени­стан 58.35
114 Непал 57.60
115 Кения 57.10
116 Таджики­стан 56.99
117 Индия 56.80
118 Камбоджа 56.27
119 Танзания 56.20
120 Мьянма 55.99
121 Бенин 55.56
122 Замбия 55.34
123 Бангла­деш 55.23
124 Гамбия 55.10
125 Руанда 54.13
126 Малави 54.07
127 Лесото 53.80
128 Кот-д’Ивуар 53.59
129 Того 53.05
130 Уганда 52.98
131 Свази­ленд 52.92
132 Зимбабве 52.26
133 Лаос 51.80
134 Сьерра-Леоне 51.74
135 Либерия 51.37
136 Нигерия 51.31
137 Камерун 51.29
138 Экватори­альная Гвинея 50.08
139 Северная Корея 50.01
140 Буркина Фасо 49.87
141 Пакистан 49.25
142 Мозамбик 49.00
143 Маври­тания 48.95
144 Гаити 48.79
145 Эфиопия 48.59
146 Джибути 48.53
147 Судан 48.51
148 Мада­гаскар 48.46
149 Конго 48.45
150 Мали 48.29
151 Ангола 48.16
152 Гвинея-Бисау 46.69
153 Папуа — Новая Гвинея 44.91
154 Гвинея 43.41
155 Афгани­стан 42.29
156 ДР Конго 42.25
157 Нигер 42.21
158 Бурунди 41.20
159 Сомали 35.58
160 Эритрея 35.20
161 ЦАР 31.62
162 Чад 31.29
163 Южный Судан 31.06
Страна Индекс
1 Норвегия 90.26
2 Исландия 90.24
3 Швейцария 89.97
4 Дания 89.96
5 Финляндия 89.77
6 Япония 89.74
7 Нидерланды 89.34
8 Люксембург 89.27
9 Германия 89.24
10 Новая Зеландия 89.12
11 Швеция 88.99
12 Ирландия 88.82
13 Великобритания 88.74
14 Канада 88.62
15 Австралия 88.32
16 Франция 87.88
17 Бельгия 87.39
18 Южная Корея 87.43
19 Испания 87.11
20 Австрия 86.76
21 Италия 86.04
22 Словения 85.50
23 Сингапур 85.44
24 Португалия 85.36
25 США 84.78
26 Чехия 84.66
27 Эстония 83.49
28 Кипр 82.85
29 Греция 82.59
30 Израиль 82.47
31 Литва 81.86
32 Польша 81.21
33 Коста-Рика 80.99
34 Чили 80.61
35 Словакия 80.34
36 Венгрия 80.11
37 Хорватия 79.60
38 Уругвай 79.40
39 Латвия 79.25
40 Болгария 76.27
41 Барбадос 75.69
42 Аргентина 74.98
43 Маврикий 74.80
44 Румыния 74.51
45 ОАЭ 74.34
46 Беларусь 73.73
47 Сербия 73.11
48 Тунис 73.07
49 Бразилия 72.73
50 Малайзия 72.72
51 Панама 72.16
52 Черногория 71.87
53 Албания 71.77
54 Грузия 71.14
55 Армения 70.87
56 Колумбия 70.69
57 Катар 70.64
58 Мексика 70.42
59 Эквадор 70.20
60 Россия 70.16
61 Перу 70.09
62 Иордания 69.75
63 Куба 69.49
64 Украина 69.30
65 Македония 68.78
66 Оман 68.16
67 Шри-Ланка 68.01
68 Кабо-Верде 67.76
69 Молдова 67.69
70 Таиланд 67.35
71 Казахстан 67.26
72 Суринам 67.01
73 Ливан 66.99
74 Алжир 66.83
75 Турция 66.84
76 Марокко 66.51
77 ЮАР 66.00
78 Киргизия 65.79
79 Бутан 65.72
80 Боливия 65.48
81 Доминиканская Республика 65.34
82 Монголия 65.17
83 Сальвадор 64.97
84 Фиджи 64.86
85 Саудовская Аравия 64.75
86 Парагвай 64.70
87 Китай 64.57
88 Иран 63.96
89 Ботсвана 63.52
90 Филиппины 63.36
91 Индонезия 63.26
92 Никарагуа 62.87
93 Гайана 61.96
94 Сан-Томе и Принсипи 61.81
95 Египет 60.93
96 Гватемала 60.41
97 Гана 60.31
98 Узбекистан 59.55
99 Гондурас 58.06
100 Индия 56.26
101 Непал 56.07
102 Кения 55.55
103 Сенегал 55.47
104 Восточный Тимор 55.41
105 Коморские ос-ва 53.61
106 Таджикистан 53.09
107 Мьянма 52.31
108 Бангладеш 52.18
109 Руанда 52.44
110 Танзания 52.01
111 Свазиленд 51.21
112 Бенин 49.56
113 Гамбия 49.43
114 Нигерия 49.27
115 Пакистан 49.18
116 Лесото 48.93
117 Малави 48.35
118 Соломоновы о-ва 48.19
119 Того 47.78
120 Лаос 47.58
121 Камбоджа 47.50
122 Кот-д’Ивуар 46.64
123 Либерия 46.35
124 Джибути 46.34
125 Конго 45.85
126 Камерун 45.63
127 Зимбабве 45.26
128 Мали 45.06
129 Сьерра-Леоне 44.80
130 Мозамбик 44.49
131 Буркина-Фасо 44.02
132 Мадагаскар 42.59
133 Мавритания 41.85
134 Эфиопия 41.47
135 Ангола 39.10
136 Гайана 39.09
137 Судан 38.85
138 Папуа — Новая Гвинея 38.17
139 Бурунди 37.92
140 Йемен 37.29
141 Нигер 36.69
142 ДР Конго 35.63
143 Эритрея 33.74
144 Афганистан 32.96
145 Чад 28.20
146 ЦАР 26.01
Страна Индекс
1 Дания 90.57
2 Финляндия 90.53
3 Исландия 90.27
4 Норвегия 90.27
5 Швейцария 90.10
6 Канада 89.84
7 Нидерланды 89.82
8 Швеция 89.66
9 Австралия 89.30
10 Новая Зеландия 89.30
11 Ирландия 88.91
12 Велико­британия 88.73
13 Германия 88.50
14 Австрия 87.98
15 Бельгия 87.15
16 Испания 86.96
17 Япония 86.44
18 США 86.43
19 Франция 85.92
20 Порту­галия 85.44
21 Словения 84.32
22 Чехия 84.22
23 Эстония 82.96
24 Италия 82.62
25 Чили 82.54
26 Южная Корея 82.08
27 Кипр 81.15
28 Коста-Рика 81.03
29 Израиль 80.61
30 Словакия 80.22
31 Уругвай 80.09
32 Польша 79.65
33 Греция 78.92
34 Латвия 78.61
35 Литва 78.09
36 Хорватия 78.04
37 Венгрия 77.32
38 Аргентина 75.90
39 Маврикий 75.18
40 Панама 74.61
41 Болгария 74.42
42 Кувейт 74.12
43 Бразилия 73.97
44 Румыния 73.53
45 Сербия 73.41
46 Ямайка 72.42
47 Перу 72.15
48 Мексика 71.93
49 Колумбия 71.72
50 Малайзия 71.14
51 Тунис 71.09
52 Албания 70.97
53 Грузия 70.80
54 Черно­гория 70.01
55 Эквадор 69.97
56 Иордания 69.85
57 Саудов­ская Аравия 69.45
58 Македо­ния 69.35
59 Армения 69.01
60 Парагвай 68.73
61 Турция 68.68
62 Таиланд 68.51
63 Домини­кана 68.42
64 Украина 68.35
65 Беларусь 67.80
66 Южная Африка 67.25
67 Россия 67.17
68 Филип­пины 67.10
69 Боливия 66.93
70 Сальва­дор 66.43
71 Ливан 66.31
72 Молдова 66.31
73 Шри-Ланка 66.16
74 Казах­стан 66.01
75 Алжир 65.41
76 Азербай­джан 65.33
77 Кыргыз­стан 65.33
78 Марокко 65.25
79 Индо­незия 65.10
80 Ботсвана 64.44
81 Ника­рагуа 64.17
82 Египет 63.76
83 Китай 63.72
84 Гватемала 62.62
85 Узбеки­стан 62.02
86 Монголия 62.00
87 Намибия 61.98
88 Иран 61.93
89 Гондурас 61.76
90 Гана 61.44
91 Непал 60.08
92 Таджики­стан 58.87
93 Индия 58.39
94 Сенегал 58.31
95 Кения 56.17
96 Мьянма 55.69
97 Бангла­деш 54.84
98 Камбоджа 54.54
99 Лаос 54.17
100 Малави 53.09
101 Руанда 52.78
102 Свази­ленд 52.64
103 Лесото 51.74
104 Бенин 51.69
105 Паки­стан 51.54
106 Кот-д’Ивуар 50.65
107 Танзания 50.21
108 Зимбабве 50.10
109 Нигерия 50.01
110 Буркина Фасо 49.75
111 Уганда 49.59
112 Либерия 49.34
113 Маври­тания 48.44
114 Конго 48.24
115 Того 48.21
116 Мозамбик 47.90
117 Камерун 47.83
118 Мали 47.75
119 Мада­гаскар 47.40
120 Сьерра-Леоне 47.10
121 Эфиопия 45.29
122 Йемен 43.46
123 Гвинея 43.40
124 Нигер 42.97
125 Ангола 40.73
126 Чад 35.69
127 Афгани­стан 35.66
128 ЦАР 28.38

Карта 2018 года

При определении успехов той или иной страны в области социального прогресса учитываются свыше 50 показателей, объединённых в три основные группы:

  1. Основные потребности человека — питание, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение жильём, доступ к воде, электричеству и санитарным услугам, уровень личной безопасности.
  2. Основы благополучия человека — доступ к базовым знаниям и уровень грамотности населения, доступ к информации и средствам коммуникации, уровень здравоохранения, экологическая устойчивость.
  3. Возможности развития человека — уровень личных и гражданских свобод, обеспечение прав и возможностей человека принимать решения и реализовывать свой потенциал.

Индекс измеряет достижения каждой страны по шкале от 0 (наименьшая степень устойчивости) до 100 (наибольшая степень устойчивости) на основе полученных данных в трёх вышеуказанных базовых категориях. Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в ежегодном выпуске рейтинга по результатам очередного сравнительного исследования.

Источник

Оцените статью