Социальное государство
Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat ; англ. Welfare state , государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия [1] ) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся [2] .
Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического [3] .
Часто считается, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны» [4] .
Признаки социального государства: 1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников 2) социально ориентированная структура экономики 3) формирование гражданского общества 4) разработка государством разнообразных социальных программ 5) развитое социальное законодательство 6) утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности 7) социальная ответственность перед гражданами
Функции социального государства 1) поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов) 2) охрана труда и здоровья людей 3) поддержка семьи, материнства, детства 4) устранение социального неравенства путем перераспределения доходов 5) поощрение благотворительной деятельности 6) финансовая поддержка образовательных и культурных программ 7) борьба с безработицей
Содержание
Этимология
Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн [5] [6] [7] . Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».
История
Прусский социализм
Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер О. фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II, прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Г. Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни.
Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии -в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г.
Государство благосостояния
Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса» в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией.
В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 г.), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о «модели социальной защиты» Бевериджа. Правительство лейбористов в основном реализовало эту модель в Великобритании, формируя с 1945 г. систему социальной защиты, включающую предоставление государственных гарантий для населения, установление обязанности работодателя обеспечить социальное страхование наемных работников с их частичным участием, а также обязанности работника по дополнительному личному страхованию. Обеспечивались базовые условия жизнедеятельности — государственное (бесплатное) здравоохранение, равные возможности семьям в воспитании детей (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы.
В США в 8 января 1964 г. в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке» как часть программы построения «Великого общества» (Great Society). 16 марта того же года он направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг. [8]
Изменение отношения к идее социального государства
После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства [9] , под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство.
Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика.
Современная география
В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются
- Уровень бедности
- Относительный эффект социальных программ на уровень бедности
- Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами
Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.
Социальное государство в России
С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7) [10] .
Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:
a.каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум; b.каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи; c.нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.
Критика
Многие утверждают, что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.
Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся [11]
Источник
Рейтинг стран по уровню социального развития
Индекс социального прогресса (The Social Progress Index) — это комбинированный показатель международного исследовательского проекта The Social Progress Imperative, который измеряет достижения стран мира с точки зрения общественного благополучия и социального прогресса. Разработан в 2013 году под руководством Майкла Портера (Michael E. Porter), председателя The Social Progress Imperative, профессора Гарвардского университета, специалиста в области стратегического управления и международной конкурентоспособности. В редакционный совет издания Индекса входят представители ряда ведущих университетов и исследовательских центров, включая Гарвардскую школу бизнеса и Массачусетский технологический институт. Авторы исследования полагают, что понятие социального прогресса стало одним из наиболее важных направлений исследований в области социологии, психологии, экономики и государственного управления, поэтому показатели социального развития часто рассматриваются в качестве определённой альтернативы показателям экономического развития, которое является необходимым, но недостаточным условием социального прогресса. Индекс не включает показатели экономического развития стран мира (такие как уровень ВВП и ВНД), а предназначен для оценки общественного благополучия в той или иной стране. Поскольку исследование оценивает достижения в социальной сфере отдельно от экономических индикаторов, это позволяет глубже изучить взаимосвязь между экономическим и социальным развитием.
Индекс охватывает страны, для которых имеются достоверные показатели, и базируется на комбинации данных из опросов общественного мнения (12%), оценок экспертов в области развития (25%) и статистической информации международных организаций (61%). Содержащийся в докладе межстрановой анализ факторов социального развития даёт информацию для сравнений и содержит подробные профили каждого государства, включая детализацию итогового положения в рейтинге, а также руководство по их ключевым преимуществам и недостаткам. Индекс измеряет достижения каждой страны по шкале от 0 (наименьшая степень устойчивости) до 100 (наибольшая степень устойчивости) на основе полученных данных. Последняя версия рейтинг стран по уровню социального развития вышла в 2020 году.
Отчеты: SPI2020.pdf, SPI2018.pdf, SPI2017.pdf
№ | Страна | Индекс |
---|---|---|
1 | Норвегия | 92.73 |
2 | Дания | 92.11 |
3 | Финляндия | 91.89 |
4 | Новая Зеландия | 91.64 |
5 | Швеция | 91.62 |
6 | Швейцария | 91.42 |
7 | Канада | 91.40 |
8 | Австралия | 91.29 |
9 | Исландия | 91.09 |
10 | Нидерланды | 91.06 |
11 | Германия | 90.56 |
12 | Ирландия | 90.35 |
13 | Япония | 90.14 |
14 | Люксембург | 89.56 |
15 | Австрия | 89.50 |
16 | Бельгия | 89.46 |
17 | Южная Корея | 89.06 |
18 | Франция | 88.78 |
19 | Испания | 88.71 |
20 | Великобритания | 88.54 |
21 | Португалия | 87.79 |
22 | Словения | 87.71 |
23 | Италия | 87.36 |
24 | Эстония | 87.26 |
25 | Чехия | 86.69 |
26 | Кипр | 86.64 |
27 | Греция | 85.78 |
28 | США | 85.71 |
29 | Сингапур | 85.46 |
30 | Мальта | 84.89 |
31 | Польша | 84.32 |
32 | Литва | 83.97 |
33 | Израиль | 83.62 |
34 | Чили | 83.34 |
35 | Латвия | 83.19 |
36 | Словакия | 83.15 |
37 | Коста-Рика | 83.01 |
38 | Уругвай | 82.99 |
39 | Хорватия | 81.92 |
40 | Венгрия | 81.02 |
41 | Аргентина | 80.66 |
42 | Барбадос | 80.50 |
43 | Болгария | 79.86 |
44 | Маврикий | 78.96 |
45 | Румыния | 78.35 |
46 | Кувейт | 77.47 |
47 | Беларусь | 77.00 |
48 | Малайзия | 76.96 |
49 | Панама | 76.55 |
50 | Армения | 76.46 |
51 | Тринидад и Тобаго | 76.33 |
52 | Сербия | 75.54 |
53 | Эквадор | 75.45 |
54 | Албания | 75.41 |
55 | Тунис | 75.02 |
56 | Грузия | 74.85 |
57 | Ямайка | 74.75 |
58 | Черногория | 74.42 |
59 | Перу | 74.22 |
60 | Колумбия | 74.00 |
61 | Бразилия | 73.91 |
62 | Мексика | 73.52 |
63 | Украина | 73.38 |
64 | Шри-Ланка | 73.20 |
65 | Македония | 73.16 |
66 | Босния и Герцеговина | 72.74 |
67 | Казахстан | 72.66 |
68 | Молдова | 72.58 |
69 | Россия | 72.56 |
70 | Парагвай | 72.48 |
71 | Кабо-Верде | 72.05 |
72 | Куба | 71.52 |
73 | Иордания | 71.50 |
74 | Оман | 71.41 |
75 | Суринам | 71.12 |
76 | Монголия | 71.07 |
77 | Доминикана | 71.05 |
78 | Мальдивы | 70.81 |
79 | Таиланд | 70.72 |
80 | ОАЭ | 70.60 |
81 | Катар | 70.58 |
82 | ЮАР | 70.26 |
83 | Алжир | 69.92 |
84 | Индонезия | 69.49 |
85 | Ливан | 69.37 |
86 | Ботсвана | 69.36 |
87 | Боливия | 69.23 |
88 | Вьетнам | 68.85 |
89 | Кыргызстан | 68.65 |
90 | Фиджи | 68.42 |
91 | Бутан | 68.34 |
92 | Турция | 68.27 |
93 | Иран | 67.49 |
94 | Сальвадор | 67.25 |
95 | Намибия | 67.14 |
96 | Гайана | 66.95 |
97 | Марокко | 66.90 |
98 | Филиппины | 66.62 |
99 | Бахрейн | 66.60 |
100 | Китай | 66.12 |
101 | Саудовская Аравия | 65.06 |
102 | Узбекистан | 64.98 |
103 | Гана | 64.86 |
104 | Азербайджан | 64.11 |
105 | Никарагуа | 64.02 |
106 | Габон | 63.93 |
107 | Ирак | 63.52 |
108 | Гондурас | 62.41 |
109 | Гватемала | 61.67 |
110 | Тимор-Лешти | 61.08 |
111 | Сенегал | 60.04 |
112 | Египет | 59.98 |
113 | Туркменистан | 58.35 |
114 | Непал | 57.60 |
115 | Кения | 57.10 |
116 | Таджикистан | 56.99 |
117 | Индия | 56.80 |
118 | Камбоджа | 56.27 |
119 | Танзания | 56.20 |
120 | Мьянма | 55.99 |
121 | Бенин | 55.56 |
122 | Замбия | 55.34 |
123 | Бангладеш | 55.23 |
124 | Гамбия | 55.10 |
125 | Руанда | 54.13 |
126 | Малави | 54.07 |
127 | Лесото | 53.80 |
128 | Кот-д’Ивуар | 53.59 |
129 | Того | 53.05 |
130 | Уганда | 52.98 |
131 | Свазиленд | 52.92 |
132 | Зимбабве | 52.26 |
133 | Лаос | 51.80 |
134 | Сьерра-Леоне | 51.74 |
135 | Либерия | 51.37 |
136 | Нигерия | 51.31 |
137 | Камерун | 51.29 |
138 | Экваториальная Гвинея | 50.08 |
139 | Северная Корея | 50.01 |
140 | Буркина Фасо | 49.87 |
141 | Пакистан | 49.25 |
142 | Мозамбик | 49.00 |
143 | Мавритания | 48.95 |
144 | Гаити | 48.79 |
145 | Эфиопия | 48.59 |
146 | Джибути | 48.53 |
147 | Судан | 48.51 |
148 | Мадагаскар | 48.46 |
149 | Конго | 48.45 |
150 | Мали | 48.29 |
151 | Ангола | 48.16 |
152 | Гвинея-Бисау | 46.69 |
153 | Папуа — Новая Гвинея | 44.91 |
154 | Гвинея | 43.41 |
155 | Афганистан | 42.29 |
156 | ДР Конго | 42.25 |
157 | Нигер | 42.21 |
158 | Бурунди | 41.20 |
159 | Сомали | 35.58 |
160 | Эритрея | 35.20 |
161 | ЦАР | 31.62 |
162 | Чад | 31.29 |
163 | Южный Судан | 31.06 |
№ | Страна | Индекс |
---|---|---|
1 | Норвегия | 90.26 |
2 | Исландия | 90.24 |
3 | Швейцария | 89.97 |
4 | Дания | 89.96 |
5 | Финляндия | 89.77 |
6 | Япония | 89.74 |
7 | Нидерланды | 89.34 |
8 | Люксембург | 89.27 |
9 | Германия | 89.24 |
10 | Новая Зеландия | 89.12 |
11 | Швеция | 88.99 |
12 | Ирландия | 88.82 |
13 | Великобритания | 88.74 |
14 | Канада | 88.62 |
15 | Австралия | 88.32 |
16 | Франция | 87.88 |
17 | Бельгия | 87.39 |
18 | Южная Корея | 87.43 |
19 | Испания | 87.11 |
20 | Австрия | 86.76 |
21 | Италия | 86.04 |
22 | Словения | 85.50 |
23 | Сингапур | 85.44 |
24 | Португалия | 85.36 |
25 | США | 84.78 |
26 | Чехия | 84.66 |
27 | Эстония | 83.49 |
28 | Кипр | 82.85 |
29 | Греция | 82.59 |
30 | Израиль | 82.47 |
31 | Литва | 81.86 |
32 | Польша | 81.21 |
33 | Коста-Рика | 80.99 |
34 | Чили | 80.61 |
35 | Словакия | 80.34 |
36 | Венгрия | 80.11 |
37 | Хорватия | 79.60 |
38 | Уругвай | 79.40 |
39 | Латвия | 79.25 |
40 | Болгария | 76.27 |
41 | Барбадос | 75.69 |
42 | Аргентина | 74.98 |
43 | Маврикий | 74.80 |
44 | Румыния | 74.51 |
45 | ОАЭ | 74.34 |
46 | Беларусь | 73.73 |
47 | Сербия | 73.11 |
48 | Тунис | 73.07 |
49 | Бразилия | 72.73 |
50 | Малайзия | 72.72 |
51 | Панама | 72.16 |
52 | Черногория | 71.87 |
53 | Албания | 71.77 |
54 | Грузия | 71.14 |
55 | Армения | 70.87 |
56 | Колумбия | 70.69 |
57 | Катар | 70.64 |
58 | Мексика | 70.42 |
59 | Эквадор | 70.20 |
60 | Россия | 70.16 |
61 | Перу | 70.09 |
62 | Иордания | 69.75 |
63 | Куба | 69.49 |
64 | Украина | 69.30 |
65 | Македония | 68.78 |
66 | Оман | 68.16 |
67 | Шри-Ланка | 68.01 |
68 | Кабо-Верде | 67.76 |
69 | Молдова | 67.69 |
70 | Таиланд | 67.35 |
71 | Казахстан | 67.26 |
72 | Суринам | 67.01 |
73 | Ливан | 66.99 |
74 | Алжир | 66.83 |
75 | Турция | 66.84 |
76 | Марокко | 66.51 |
77 | ЮАР | 66.00 |
78 | Киргизия | 65.79 |
79 | Бутан | 65.72 |
80 | Боливия | 65.48 |
81 | Доминиканская Республика | 65.34 |
82 | Монголия | 65.17 |
83 | Сальвадор | 64.97 |
84 | Фиджи | 64.86 |
85 | Саудовская Аравия | 64.75 |
86 | Парагвай | 64.70 |
87 | Китай | 64.57 |
88 | Иран | 63.96 |
89 | Ботсвана | 63.52 |
90 | Филиппины | 63.36 |
91 | Индонезия | 63.26 |
92 | Никарагуа | 62.87 |
93 | Гайана | 61.96 |
94 | Сан-Томе и Принсипи | 61.81 |
95 | Египет | 60.93 |
96 | Гватемала | 60.41 |
97 | Гана | 60.31 |
98 | Узбекистан | 59.55 |
99 | Гондурас | 58.06 |
100 | Индия | 56.26 |
101 | Непал | 56.07 |
102 | Кения | 55.55 |
103 | Сенегал | 55.47 |
104 | Восточный Тимор | 55.41 |
105 | Коморские ос-ва | 53.61 |
106 | Таджикистан | 53.09 |
107 | Мьянма | 52.31 |
108 | Бангладеш | 52.18 |
109 | Руанда | 52.44 |
110 | Танзания | 52.01 |
111 | Свазиленд | 51.21 |
112 | Бенин | 49.56 |
113 | Гамбия | 49.43 |
114 | Нигерия | 49.27 |
115 | Пакистан | 49.18 |
116 | Лесото | 48.93 |
117 | Малави | 48.35 |
118 | Соломоновы о-ва | 48.19 |
119 | Того | 47.78 |
120 | Лаос | 47.58 |
121 | Камбоджа | 47.50 |
122 | Кот-д’Ивуар | 46.64 |
123 | Либерия | 46.35 |
124 | Джибути | 46.34 |
125 | Конго | 45.85 |
126 | Камерун | 45.63 |
127 | Зимбабве | 45.26 |
128 | Мали | 45.06 |
129 | Сьерра-Леоне | 44.80 |
130 | Мозамбик | 44.49 |
131 | Буркина-Фасо | 44.02 |
132 | Мадагаскар | 42.59 |
133 | Мавритания | 41.85 |
134 | Эфиопия | 41.47 |
135 | Ангола | 39.10 |
136 | Гайана | 39.09 |
137 | Судан | 38.85 |
138 | Папуа — Новая Гвинея | 38.17 |
139 | Бурунди | 37.92 |
140 | Йемен | 37.29 |
141 | Нигер | 36.69 |
142 | ДР Конго | 35.63 |
143 | Эритрея | 33.74 |
144 | Афганистан | 32.96 |
145 | Чад | 28.20 |
146 | ЦАР | 26.01 |
№ | Страна | Индекс |
---|---|---|
1 | Дания | 90.57 |
2 | Финляндия | 90.53 |
3 | Исландия | 90.27 |
4 | Норвегия | 90.27 |
5 | Швейцария | 90.10 |
6 | Канада | 89.84 |
7 | Нидерланды | 89.82 |
8 | Швеция | 89.66 |
9 | Австралия | 89.30 |
10 | Новая Зеландия | 89.30 |
11 | Ирландия | 88.91 |
12 | Великобритания | 88.73 |
13 | Германия | 88.50 |
14 | Австрия | 87.98 |
15 | Бельгия | 87.15 |
16 | Испания | 86.96 |
17 | Япония | 86.44 |
18 | США | 86.43 |
19 | Франция | 85.92 |
20 | Португалия | 85.44 |
21 | Словения | 84.32 |
22 | Чехия | 84.22 |
23 | Эстония | 82.96 |
24 | Италия | 82.62 |
25 | Чили | 82.54 |
26 | Южная Корея | 82.08 |
27 | Кипр | 81.15 |
28 | Коста-Рика | 81.03 |
29 | Израиль | 80.61 |
30 | Словакия | 80.22 |
31 | Уругвай | 80.09 |
32 | Польша | 79.65 |
33 | Греция | 78.92 |
34 | Латвия | 78.61 |
35 | Литва | 78.09 |
36 | Хорватия | 78.04 |
37 | Венгрия | 77.32 |
38 | Аргентина | 75.90 |
39 | Маврикий | 75.18 |
40 | Панама | 74.61 |
41 | Болгария | 74.42 |
42 | Кувейт | 74.12 |
43 | Бразилия | 73.97 |
44 | Румыния | 73.53 |
45 | Сербия | 73.41 |
46 | Ямайка | 72.42 |
47 | Перу | 72.15 |
48 | Мексика | 71.93 |
49 | Колумбия | 71.72 |
50 | Малайзия | 71.14 |
51 | Тунис | 71.09 |
52 | Албания | 70.97 |
53 | Грузия | 70.80 |
54 | Черногория | 70.01 |
55 | Эквадор | 69.97 |
56 | Иордания | 69.85 |
57 | Саудовская Аравия | 69.45 |
58 | Македония | 69.35 |
59 | Армения | 69.01 |
60 | Парагвай | 68.73 |
61 | Турция | 68.68 |
62 | Таиланд | 68.51 |
63 | Доминикана | 68.42 |
64 | Украина | 68.35 |
65 | Беларусь | 67.80 |
66 | Южная Африка | 67.25 |
67 | Россия | 67.17 |
68 | Филиппины | 67.10 |
69 | Боливия | 66.93 |
70 | Сальвадор | 66.43 |
71 | Ливан | 66.31 |
72 | Молдова | 66.31 |
73 | Шри-Ланка | 66.16 |
74 | Казахстан | 66.01 |
75 | Алжир | 65.41 |
76 | Азербайджан | 65.33 |
77 | Кыргызстан | 65.33 |
78 | Марокко | 65.25 |
79 | Индонезия | 65.10 |
80 | Ботсвана | 64.44 |
81 | Никарагуа | 64.17 |
82 | Египет | 63.76 |
83 | Китай | 63.72 |
84 | Гватемала | 62.62 |
85 | Узбекистан | 62.02 |
86 | Монголия | 62.00 |
87 | Намибия | 61.98 |
88 | Иран | 61.93 |
89 | Гондурас | 61.76 |
90 | Гана | 61.44 |
91 | Непал | 60.08 |
92 | Таджикистан | 58.87 |
93 | Индия | 58.39 |
94 | Сенегал | 58.31 |
95 | Кения | 56.17 |
96 | Мьянма | 55.69 |
97 | Бангладеш | 54.84 |
98 | Камбоджа | 54.54 |
99 | Лаос | 54.17 |
100 | Малави | 53.09 |
101 | Руанда | 52.78 |
102 | Свазиленд | 52.64 |
103 | Лесото | 51.74 |
104 | Бенин | 51.69 |
105 | Пакистан | 51.54 |
106 | Кот-д’Ивуар | 50.65 |
107 | Танзания | 50.21 |
108 | Зимбабве | 50.10 |
109 | Нигерия | 50.01 |
110 | Буркина Фасо | 49.75 |
111 | Уганда | 49.59 |
112 | Либерия | 49.34 |
113 | Мавритания | 48.44 |
114 | Конго | 48.24 |
115 | Того | 48.21 |
116 | Мозамбик | 47.90 |
117 | Камерун | 47.83 |
118 | Мали | 47.75 |
119 | Мадагаскар | 47.40 |
120 | Сьерра-Леоне | 47.10 |
121 | Эфиопия | 45.29 |
122 | Йемен | 43.46 |
123 | Гвинея | 43.40 |
124 | Нигер | 42.97 |
125 | Ангола | 40.73 |
126 | Чад | 35.69 |
127 | Афганистан | 35.66 |
128 | ЦАР | 28.38 |
Карта 2018 года
При определении успехов той или иной страны в области социального прогресса учитываются свыше 50 показателей, объединённых в три основные группы:
- Основные потребности человека — питание, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение жильём, доступ к воде, электричеству и санитарным услугам, уровень личной безопасности.
- Основы благополучия человека — доступ к базовым знаниям и уровень грамотности населения, доступ к информации и средствам коммуникации, уровень здравоохранения, экологическая устойчивость.
- Возможности развития человека — уровень личных и гражданских свобод, обеспечение прав и возможностей человека принимать решения и реализовывать свой потенциал.
Индекс измеряет достижения каждой страны по шкале от 0 (наименьшая степень устойчивости) до 100 (наибольшая степень устойчивости) на основе полученных данных в трёх вышеуказанных базовых категориях. Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в ежегодном выпуске рейтинга по результатам очередного сравнительного исследования.
Источник