Социальное государство
Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat ; англ. Welfare state , государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия [1] ) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся [2] .
Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Однако социальное государство здесь по своей сути кардинально отличается от социалистического [3] .
Часто считается, что именно реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны» [4] .
Признаки социального государства: 1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников 2) социально ориентированная структура экономики 3) формирование гражданского общества 4) разработка государством разнообразных социальных программ 5) развитое социальное законодательство 6) утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности 7) социальная ответственность перед гражданами
Функции социального государства 1) поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов) 2) охрана труда и здоровья людей 3) поддержка семьи, материнства, детства 4) устранение социального неравенства путем перераспределения доходов 5) поощрение благотворительной деятельности 6) финансовая поддержка образовательных и культурных программ 7) борьба с безработицей
Содержание
Этимология
Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн [5] [6] [7] . Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».
История
Прусский социализм
Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер О. фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II, прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Г. Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни.
Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австрии в 1887 г., во Франции — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии -в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г.
Государство благосостояния
Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса» в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией.
В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 г.), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о «модели социальной защиты» Бевериджа. Правительство лейбористов в основном реализовало эту модель в Великобритании, формируя с 1945 г. систему социальной защиты, включающую предоставление государственных гарантий для населения, установление обязанности работодателя обеспечить социальное страхование наемных работников с их частичным участием, а также обязанности работника по дополнительному личному страхованию. Обеспечивались базовые условия жизнедеятельности — государственное (бесплатное) здравоохранение, равные возможности семьям в воспитании детей (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы.
В США в 8 января 1964 г. в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке» как часть программы построения «Великого общества» (Great Society). 16 марта того же года он направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг. [8]
Изменение отношения к идее социального государства
После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства [9] , под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство.
Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика.
Современная география
В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются
- Уровень бедности
- Относительный эффект социальных программ на уровень бедности
- Доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами
Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.
Социальное государство в России
С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7) [10] .
Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:
a.каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум; b.каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи; c.нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.
Критика
Многие утверждают, что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.
Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся [11]
Источник
Конституции Зарубежных Стран
Вопросы:
Понятие сущность и функции конституции
Классификация зарубежный конституций. Структура конституции.
Порядок принятия, изменения и прекращения действия конституции
Основные тенденции Конституционных реформ в странах восточной Европы
Правовая охрана конституции
Вопрос.
Конституция (термин) употребляется в материальном и формальном смыслах.
Конституция в материальном смысле представляет собой писанный акт или совокупность актов либо конституционных обычаев закрепляющих существующие в стране социальные экономические основы, формы правления и территориальное устройство, права и свободы граждан, основы организации и деятельности государственных органов.
Конституции в формальном смысле представляет собой документ именуемый Конституцией.
Конституция представляет собой систему правовых норм имеющих высшую юридическую силу, закрепляющих основы правового положения личности, социально экономического строя, политической системы, правовое положения государства на международной арене.
Сущность конституции выражается в том, что конституция это ограничитель власти государства. С другой стороны конституция это выражение интересов и компромисса доминирующих социальных слоев на данной ступени развития общества.
Объекты Конституционного регулирования:
1. Закрепление организации и функционирования государственной власти.
2. Закрепление правового статуса личности
3. Государственное устройство
4. Закрепление внешнеполитической функции государства
5. Порядок принятия и изменения конституции
Функции Конституции – это основные ее направления на социальную действительность. Функции:
1. Юридическая. Заключается в том что конституция создает основы правопорядка в данном обществе и государстве
2. Политическая. Устанавливает основы организации публичной власти в данной стране.
3. Идеологическая функция. Поскольку конституция закрепляет те духовные ценности на которые ориентировано государство.
Вопрос.
Во первых: в науке КП различают фактическую и юридическую конституцию.
Под юридической конституцией понимается закон применяемый и изменяемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой.
Под фактической понимаются реально существующие основы конституционного строя, действительно положение личности в той или иной стране.
Во вторых: реальной или фиктивной.
Если фактическое положение не соответствует нормам, юридическая конституция становится фиктивной.
Третья классификация (американские): живой и мертвой.
Под живой американские ученые понимают непосредственной конституцию США, 27 поправок к ней и толкование Верховного суда.
В зависимости от формы: писанные и неписанные.
Писанные – единый акт или совокупность правовых актов регулирующие вопросы правового характера.
Неписанные – совокупность законов, судебный прецедентов и конституционных обычаев.
Конституции с точки зрения структуры: кодифицированные, некодифицированные и комбинированные.
Кодифицированные: Конституция Бразилии 1988 , Конституция Венесуэлы 99, Польши, России.
Кодифицированные можно разделить на развернутые и неразвернутые. Развёрнутые (Сербии 2006, Индии, Португалии 76 )
Некодифицированные представляют собой совокупность законов принятых в разное время. Израиля, Швеции.
Комбинированные представляют собой совокупность законов, судебных прецедентов и конституционных обычаев. Великобритания.
Чиркин В.Е. различает конституции по юридическому содержанию:
1. Инструментальные конституции
2. Социальные конституции
Инструментальные – регулируют структуру государств, его органы, частично права человека и не содержат или почти не содержат социальных положений. 1887 Конституция США, 1814 Конституции Норвежского Королевства и другие.
Социальные –конституции которые содержат социальные положения.
По способу принятия:
1. Народные – источником принятия народной Конституции является народ. 1982 Конституция КНР, 1996 Конституция Украины, 1949 ФРГ.
2. Октроированные – Конституции дарованные монархом своему народу (Конституция Монако 1962 года). Дарованная метрополиями своим колониям. 1901 От США Кубе.
По способу изменения Конституции:
1. Гибкие – которые изменяются в обычном порядке как и законы. Великобритания.
2. Жесткие – изменяются в усложненном порядке. США.
Элементами жесткого порядка пересмотра Конституции могут быть:
1. Требования квалифицированного большинства голосов, членов парламента для изменения Конституции.
2. Пересмотра правила двойного вотума. ( простой (Италия) и усложненный ( второй раз поправка голосуется новым составом парламента) Греция, Финляндия)
3. Необходимость созыва учредительного собрания
4. Референдум (Франция)
5. Ратификация поправки в конституцию субъектами федерации.
По времени действия:
1. Постоянные (Бельгия 1831 в редакции 2004, Румынии 1991, 1976 Кубы)
2. Временные ограничивают срок своего действия определенным периодом или наступлением определенного развития. ( ЮАР 1994, Ирак 2004, Непал 2007)
3. «Вечные» Мексика 1917 года.
По времени их принятия (по этапам конституционного развития):
1. Старые это конституции которые принимались с конца 18 века по 1918 год. Конституция США 1787, Норвежского королевства 1814.
— закрепление принципа разделения властей
— признание прав человека естественными и неотчуждаемыми
— регламентация личных и политических прав и свобод
— закрепление принципа равенства
— закрепление права собственности
— закрепление территориальной организации государства
2. Новые конституции принятые с 1918 по 1945. Конституция Австрии 1920 в редакции 29го, Веймарская конституция 1919 года, Конституция Испании 1931, Ирландии 1937.
— в предмет конституционного регулирования включается новый комплекс общественных отношений а именно появляется новая категория прав и свобод человека, социально-экономические права, зарождается тенденция социализации
— предание конституционного статуса новым институтам политической системы а именно политическим партиям, профсоюзам
3. Новейшие. С 1945 до конца 80х.
— в них наблюдается углубление тенденции социализации
Конституции этого периода можно разделить на 2 подгруппы:
1. Конституции приняты государствами участниками второй мировой войны. Конституция Японии 1946, Италии 1947, ФРГ 49 и др.
2. Конституции которые были приняты бывшими колониями после провозглашения независимости. Конституцию Сенегала 1963 год.
4. Сверх новейшие. С конца 80х по настоящее время. Было принято около 120 Конституций. Конституция Венесуэлы 1999, Бахрейна 2001, Катар 2003 ( референдум в абсолютной монархии), Основной закон Ватикана 2000, Конституция Афганистана 2004, Ирака 2005, Конституция Мальдивской Республики 2008, Сербии 2006, Венгрии 2011, Марокко 2011.
— содержание современных конституций соответствует общечеловеческим ценностям выработанными мировой цивилизаций.
— появляются новые права и свободы а также гарантии связанные с научно-техническим прогрессом. Право на изменения пола ВенесуэлаJ.
2. Не демократические
По форме государственного устройства:
1. Федеративных ( федеральные или союзные конституции и конституции субъектов федерации)
По форме правления:
2. Республиканские и другие классификации
Структура включает в себя:
1. Преамбулу или введение ( В Конституции Италии 1947, Монако – нет преамбул).
2. Основная часть. Состоит из нескольких глав, частей, разделов которые делятся на статьи или параграфы ( Финляндия, Венгрия).
3. Заключительные положения. Устанавливают порядок вступления Конституции в силу, определяются сроки образования новых органов государственной власти и сроки издания законодательных актов на которые имеются отсылки в Конституции).
4. Дополнительные положения Конституции содержат разъясняющие положения, нормы толкования Конституции, отдельные исключения из общих правил.
5. Переходные положения. Сроки вступления в силу отдельных норм Конституции.
6. Приложения. Конституция Индии 1949 года более 10 приложений, Пакистана 1973 6 приложений.
Вопрос.
Этапы принятия Конституций:
1. Подготовительный этап. На этом этапе назначается группа для разработки Конституции. Это может быть: конституционная комиссия, учредительное собрание.
2. Разработка текста конституции
3. Окончательное принятие. 2 под этапа:
— Принятие Конституционного текса органом разработавшим Конституцию
— Окончательное принятие Конституции.
Принятие Конституции. Традиционно выделяют следующие способы принятия Конституции:
1. Принятие Конституции учредительным собранием. Учредительное собрание это как правило выборный и однопалатный орган целевого назначения который создается для принятия конституции который потом распускается (США, Италия, Португалия) либо преобразуется в парламент (Греция). УС бывает 2 видов :
— первоначальное учредительное собрание
Обладает первоначальной учредительной власти, принимает конституцию там где ее никогда не было или где был разрыв связей с прежней конституцией
-институционализированное учредительное собрание
Обладает производной учредительной властью, то есть властью по изменению Конституции ( Болгария).
2. Принятие парламентом. Были приняты Конституции Украины 1996, Грузии 1995, Основной закон Финляндии 1995, КНР 1982.
3. Принятие Конституции референдумом. Андорра 1993, Катар 2003.
4. Комбинированный способ. Парламент или учредительное собрание + референдум. Конституция Республики Польша 1997 года
5. Октроирование. Оман 1996 года.
Пересмотры Конституции бывают полные и частичные. Полный пересмотр возможен 2 путями:
1. Принятие новой Конституции ( Конституция Швейцарии 1999, Основной Закон Финляндии 1999)
2. Принятие новой редакции Конституции при сохранении ее прежней даты. Конституция Венгрии 1949 с изменениями и дополнениями 1989 года.
Частичные. Изменяются отдельные положения Конституционные. Конституция РФ в декабре 2008 года. Когда было внесена норма об увеличении срока полномочий президента РФ с 4 до 6 лет. Увеличен срок полномочий государственной думы с 4 до 5 лет. От 30 декабря 2008 года – усилила контрольные полномочия государственной думы. Процедуру пересмотра условно можно разделить на 2 этапа:
Для полного пересмотра в некоторых конституциях, например в Испании устанавливаются более жесткие требования чем при внесении обычных поправок. Участие избирательного корпуса в процедуре внесения поправок в конституцию необходимо в Швейцарии, Австрии, Испании для полных пересмотров конституции. Во Франции для пересмотра по парламентской инициативе, факультативно в Италии, во Франции для пересмотра по президентской инициативе.
2 категории ограничений для пересмотра Конституции:
— Абсолютное ограничение ( Во Франции – Республиканская форма правления, ФРГ – принципы демократии, правового государства, федерализма, в Португалии – Конституция Фиксирует 14 областей.
— Условное ограничение. В некоторых странах изменение Конституции запрещается в определенных случаях ( Согласно статье 169 Конституции Испании запрещается изменять Конституцию в период чрезвычайного положения или войны). В отдельных зарубежных странах в Конституцию нельзя вносить поправки в течение определенного срока после ее принятия.
Может быть легитимной и не легитимной.
Легитимной- в установленном порядке и уполномоченным на то органом.
Не легитимный – в результате революции, восстаний, переворотов.
Вопрос
Конституция Болгарии 1991, Румынии 1991 в 2003 новая редакция, Словакии 1992, Чехия 1992, Югославия 1990, Албании 1998, Хорватия 1990, Словения 1991, Македония 1991, Босния Герцеговины 1995, Сербия 2006, Черногория 2007, Польша 1992 был принят Конституционный Закон о взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властью Республики Польша а также территориальном самоуправлении ( Малая Конституция Республики Польша), новая 1997 году, Венгрия 1949 года с изменениями 1989 и 90 годов и в 2011 новая Конституция Венгрии).
Основные тенденции Конституционного развития стран восточной Европы:
a. Из текстов Конституций исключаются упоминания о социализме, коммунизме, марксизме-ленинизме, положения о руководящей роли коммунистической партии
b. Из официальных названий государств исключаются слова «социалистическая», «народная».
c. Были провозглашены основные характеристики государств а именно демократическое, социальное, правовое
d. Закрепляется принцип народовластия
e. Вводится положения о недопустимости узурпации власти (Болгария)
f. Закрепляется принцип идеалистического и политического плюрализма
g. Конституции отражают переход к рыночной экономике и закрепляют многообразие форм собственности.
h. В Конституциях регламентируется вопрос о соотношении международного и внутри государственного права
i. Касается прав и свобод граждан ( государство исходят из признания естественных и неотъемлемых основных прав человека, из приоритетности в жизни общества, расширяется каталог личных и политических прав и свобод граждан, усиливается судебная защита прав и свобод, укрепляются иные юридические гарантии прав и свобод)
j. Закрепления принципа разделения властей
k. Возврат к государственным институтам существовавшим в стране прежним (восстановление сената и президентуры в Польше)
l. Переход от мажоритарной к пропорциональной избирательной системы
m. Учреждение постов президентов Республик и Органов Конституционного Контроля.
Источник