Виды ограничений в социальной политике
Теоретически можно допустить вариант, при котором центральная и региональные администрации, озабоченные необходимостью повышения уровня жизни населения, распределят все полученные государственным бюджетом страны доходы поровну между всеми ее жителями, т.е. примут чисто социальное решение. Однако, его реализация означала бы простое «проедание» ресурсов страны в ущерб накоплению. Кроме того, невозможность дальнейшего финансирования в этих условиях уже существующих объектов социальной инфраструктуры вызвала бы их деградацию и прекращение функционирования уже в ближайшем будущем. Отсутствие возможности закупок расходных материалов обусловило бы фактическую отмену бесплатных медицины и образования, привело бы к коллапсу системы социальной защиты населения.
Для того чтобы этого не произошло, проводя социальную политику, необходимо учитывать имеющиеся объективные ограничения. Их наличие не позволяет достичь заявленных целей социальной стратегии одновременно и (или) в полном объеме.
Ограничения в социальной политике разнородны по своему характеру. Их можно разделить на две крупные группы.
Так, приведенный выше пример говорит о существовании в социальной политике экономических (финансовых, бюджетных) ограничений. Это означает, что увеличение расходов на реализацию отдельных направлений социальной стратегии невозможно без соответствующего роста их доходного обеспечения. Например, нельзя повысить величину выплачиваемых государственных пенсий или иных социальных трансфертов, формируемых из средств страхового характера, не повышая тарифов страховых отчислений либо без увеличения базы, на которую начисляются соответствующие страховые взносы. Абсолютное увеличение объемов финансирования государством отраслей социальной инфраструктуры возможно только при условии роста доходов государственного бюджета, а относительное (при неизменных доходах государственного бюджета) — в случае повышения доли соответствующих расходов в структуре общих расходов государственного бюджета или их реструктуризации.
Другую крупную группу ограничений социальной политики составляют политические (общественные) ограничения. Их происхождение обусловлено тем, что основная или как минимум значительная часть общества оказывается не готова принять предлагаемые социальные изменения. В свою очередь эта неготовность может быть обусловлена либо объективными, либо субъективными причинами.
Объективные причины изначально обусловлены тем, что, как мы уже говорили, существуют два основных, принципиально отличных друг от друга, источника формирования бюджета домохозяйств:
• собственные доходы членов домохозяйств, связанные с их трудовой (заработная плата, в том числе заработная плата на предприятиях, финансируемых из различных уровней бюджетной системы) и предпринимательской деятельностью (предпринимательский доход), а также с использованием имеющихся у домохозяйства материальных (арендная плата за сдаваемое в аренду имущества, доходы от его продажи) и финансовых активов (дивиденды по вкладам и ценным бумагам, доходы от продажи ценных бумаг);
• доходы членов домохозяйств, выплачиваемые им в соответствии с условиями государственного социального обеспечения (пенсии, пособия по безработице, пособия по нуждаемости и т.п.).
Аксиома. В каждый данный момент времени уровень душевых доходов домохозяйств недостаточен для одновременного проведения всех предполагаемых социальных реформ, которые повлекут за собой увеличение нагрузки на собственные доходы членов домохозяйств.
Следствие 1. Успех в реализации социальных реформ, связанных с увеличением нагрузки на собственные доходы домохозяйств, может быть достигнут только в том случае, если эти реформы будут распределены во времени.
В том случае, если бы в России социальная стратегия, сопровождающая экономические реформы, начала реализовываться одновременно по всем направлениям уже в 1992 г., непосредственно после либерализации цен на большинство потребительских товаров и услуг, то скорее всего социальный взрыв в стране стал бы неизбежным. В результате формирование новой экономики было бы отложено как минимум на несколько лет; при этом могла существенно трансформироваться сама экономическая модель, которая была реализована в стране. Программа радикальных социальных реформ действительно была предложена в 1992 г., но она вплоть до конца 1990-х гг. в полной мере так и не была осуществлена (табл. 2.3).
Уровень решения основных задач социального реформирования Программы углубления экономических реформ 1992 г., связанных с увеличением финансовой нагрузки на бюджеты домохозяйств
Задачи 1992 г. | Фактическое положение в начале XXI в. |
На этапе экономического подъема Перенос центра тяжести в финансировании расходов на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения граждан и юридических лиц | Принят в качестве магистрального направления социальных реформ. Начиная с 1992 г. развивается оплата услуг социальной сферы из бюджетов домохозяйств. В 2000 г. на 1 руб. расходов консолидированного бюджета по статьям: «Образование», «Здравоохранение и физическая культура» и «Жилищно-коммунальное хозяйство» приходилось соответственно 7,6; 8,9 и 31,3 коп. расходов из бюджетов домохозяйств |
Задачи 1992 г. | Фактическое положение в начале XXI в. |
Пенсионное обеспечение Последовательное проведение реформы пенсионного обеспечения, основанной на принципах создания трехуровневой пенсионной системы: социальная пенсия; трудовая (страховая) пенсия; частная пенсия | Пакет из трех «пенсионных» законов, предусматривающих развитие системы пенсионного обеспечения, которые включают государственные пенсии и трудовые пенсии, состоящие из страховой и накопительной частей, принят только в декабре 2001 г.; не определены условия доступа негосударственных пенсионных фондов (НПФ) к средствам, поступающим в накопительную часть государственной пенсионной системы |
Отказ от выплаты пенсий работающим пенсионерам | Пенсии работающим пенсионерам выплачиваются |
Целевая помощь Переход к целевой поддержке тех групп, для которых она необходима в наибольшей степени (малообеспеченные семьи с детьми, нетрудоспособные граждане и инвалиды, учащаяся молодежь), в частности, путем учета этих обстоятельств при решении вопроса об оказании помощи, уровне доходов | На федеральном уровне только в 1999 г. принят Федеральный закон «О государственной социальной помощи», определивший в качестве ее получателей семьи и граждан, по независящим от них причинам имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Развиваются системы выявления и поддержки малоимущих в регионах на основе региональной законодательной и нормативной базы |
Культура Расширение числа учреждений культуры, ориентированных на коммерческие досуговые формы | На 1 руб. расходов консолидированного бюджета в 2000 г. приходилось 54,7 руб. расходов домашних хозяйств на оплату услуг учреждений культуры |
Жилищная реформа Реформа квартирной платы | Федеральный стандарт уровня платежей граждан за социальную норму площади жилья составил 70% |
Средняя стоимость строительства (приобретения) жилья должна соответствовать 10-12 годовым доходам семей | 12 годовых душевых доходов гражданина в 2001 г. (около 38 тыс. руб.) позволяли одиноко проживающему человеку приобрести квартиру, соответствующую стандарту социальной нормы площади жилья (33 кв. м) по цене 6,4 тыс. руб./м за 5,5 лет |
Следствие 2. Одновременное реальное увеличение расходов государственного бюджета и бюджетов домохозяйств при проведении социальных реформ возможно в том случае, если создаются эффективные по уровню оплаты труда рабочие места.
Объяснение заключается в том, что высокая заработная плата является одновременно основой экономической независимости домохозяйств, в составе которых есть трудоспособные граждане, а с другой — фактором увеличения доходной, а следовательно, и расходной частей государственного бюджета.
В начальный период рыночных реформ в Российской Федерации в 1990-е гг. увеличение номинальной начисленной заработной платы, как правило, лишь незначительно превышало индекс потребительских цен, в то время как в конце 1990-х гг. — существенно. Например, в 1993 г. заработная плата возросла по сравнению с 1992 г. в 9,8 раз, а в 2000 г. по сравнению с 1999 г. — в 1,5 раза, что превысило рост потребительских цен (соответственно в 9,4 и 1,2 раза) на 4% и на 25%. При этом расходы государственного бюджета на образование, культуру и спорт, а также на здравоохранение, физическую культуру и спорт в 1993 г. были больше, чем в 1992 г. соответственно в 10,2; 9 и 11,6 раз, а в 2000 г. — больше, чем в 1999 г. в 1,5; 1,7 и 1,5 раза. В 2000 г. значительно опережающий инфляцию рост расходов домохозяйств был зафиксирован в оплате медицинских услуг (он составил 2,3 раза) и услуг учреждений культуры (1,4 раза).
По расчетам, повышение средней месячной заработной платы в 2001 г. в стране в среднем на 10%, или на 326 руб. при действовавшей единой ставке подоходного налога 13% позволило бы дополнительно привлечь в государственный бюджет около 33 млрд. руб., что составило бы около 5% его расходов по статье «социально-культурные мероприятия».
Следствие 3. При проведении социальных реформ должна осуществляться поддержка домохозяйств с низкими душевыми доходами.
Отсутствие поддержки бедных в конечном счете может привести к утрате страной перспектив экономического и социального развития, деградации ее интеллектуального потенциала. В то же время развитая система социальной поддержки бедных членов общества является фактором снижения социальной напряженности и облегчает проведение социальных реформ.
В 2000 г. доходы ниже официально установленной величины прожиточного минимума в Российской Федерации имели 42,3 млн. граждан, или 29,1% ее населения, причем наибольшая доля таких граждан (40,3%) — это дети в возрасте от 7 до 15 лет.
Субъективные причины политической неготовности к предлагаемым социальным изменениям состоят в их идеологическом неприятии. Идеология не является экономической категорией, но наличие значительных по численности групп населения, чьи взгляды на социальную стратегию радикально отличаются от официально принятых, необходимо учитывать при проведении социальной политики.
Преодоление политических ограничений социальной политики может осуществляться двумя способами — «сверху « и «снизу «.
В первом случае задача структур, отвечающих за проведение социальной политики, заключается прежде всего в формировании ее законодательной базы, включая бюджетное законодательство, которая должна соответствовать реализуемой социальной стратегии. Эта задача решается в рамках действующих в стране формализованных процедур разработки и принятия законодательства.
Во втором случае процедуры в основном носят неформальный характер. В демократическом обществе речь идет о стимулировании гражданских инициатив, формировании среди объектов социальной политики проводников реализации принятой социальной стратегии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Социальные ограничения развития страны
Рассмотрим, что понимают под социальными ограничениями.
Социальные ограничения – это система явных и скрытых норм, правил, ценностей, мировоззрения, моделей поведения, итога деятельности людей, которым следует общество в осознанном или неосознанном состоянии и границы которых не нарушают, вызванные социальной необходимостью.
Таким образом, социальными ограничениями являются продукты материальной и духовной культуры, т.е социальные ограничения имеют идеально-материальный характер действия.
Социальные ограничения могут быть отображены в языке и на бумаге, как, например, в случае с нормами права, так носить неписаный характер, как нормы морали.
Готовые работы на аналогичную тему
Как уже было отмечено, социальные ограничения носят не случайный характер, а действуют системно, обладая своей структурой, функциями и т.д.
Рассмотрим далее социальные ограничения как систему, начав с анализа структуры.
Структура социальных ограничений
Социальные ограничения представляют собой многоуровневую сложную систему, которая основывается на концептуальных ограничениях и развивается с последующим усложнением. Система социальных ограничений имеет свои уровни и подуровни.
Во главе стоят концептуальные социальные ограничения, являющиеся целевой основой функционирования общества, на которой основывается вся его культура.
Далее идет усложнение и разветвление ограничений, внесение изменений в которые может привести даже к разрушению функционирования системы, поэтому стоит отметить, что концептуальные ограничения скрыты и действуют на бессознательном уровне.
Вслед за концепуальными ограничениями идут идеологические, которые по сути являются защитой от вмешательств для концептуальных ограничений, в тоже время способом адаптации концептуальных ограничений к определенным условиям общества, характерных для конкретного исторического периода. Идеологические ограничения изменчивы.
Изменения в идеологических ограничениях не несут разрушительного воздействия для общества.
Идеологические ограничения бывают следующими:
- первичные идеологические ограничения
- вторичные идеологические ограничения
Основной формой первичных ограничений является язык, поскольку только посредством языка эти ограничения могут быть воспроизведены и переданы.
Также к числу первичных форм относятся этические и эстетические ограничения, а также онтологическо-гносеологические
Следующими тремя первичными формами идеологических ограничений являются онтологическо-гносеологические, этические и эстетические ограничения.
Ко вторичным идеологическим ограничениям можно отнести следующие:
- политическо-управленческие, которые проявляются в виде властных ограничений
- социально-правовые ограничения, которые являются производными от иных норм и выражены в форме обязанностей, возлагаемых на общество.
- информационно-образовательные ограничения, выражающиеся в ограничении доступа к информации и знаниям.
- технико-технологические ограничения, характеризующиеся присутствием или отсутствием технологий и средств, способов их использования.
- экономические социальные ограничения, проявляющиеся в наложении ограничений на движение, эксплуатацию и обладание экономическими ресурсами и средствами их обмена.
- военно-силовые ограничения заключаются в принуждении выполнения социальных норм, правил и требований с помощью механизмов социального насилий.
- структурно-демографические социальные ограничения, включающие в себя также гендерные, этнические и конфессиональные ограничения.
Таким образом, следует отметить необходимость существования и реализацию социальных ограничений, появляющихся как в результате деятельности человека, так и от природы вещей, и позволяющих осуществлять контроль над целостностью общества, его существованием и развитием.
Функции социальных ограничений
Рассматривая структуру социальных ограничений, можно отметить, что они проявляются во всех сферах жизнедеятельности, выполняя определенные задачи, соответственно функциями социальных ограничений в широком смысле является решение задач функционирования социума посредством системы социальных ограничений.
Можно выделить общие функции социальных ограничений, заключающиеся в обеспечении в обществе гармоничного состояния, прогрессировании науки и культуры, стабильного развития в целом.
В зависимости от уровня социальных ограничений, функции ими выполняемые также меняются. Рассмотрим их далее.
Функция концептуальных ограничений заключается в обеспечении неизменности ценностей и целей.
Функции идеологических ограничений заключаются защите концептуальных ограничений от искажения, создании социальных стереотипов в обществе, согласовании иных ограничений между собой, а также фильтрации получаемой информации.
Функции языковых ограничений заключаются в выражении и передаче идеологических ограничений, разделении интеллекта и эмоций, слова и того,что им обозначается и т.д.
Функции этических ограничений представляют собой ограничение чувств, мыслей и действий людей и их направление в сторону действующих идеологических ограничений, определение содержания добра и зла.
Функции эстетических социальных ограничений осуществляют свое воздействие на определение содержания прекрасного и безобразного, допустимых и недопустимых границ в искусстве и культуре, т.е основная функция эстетических ограничений заключается в определении внешнего вида и форм материальной культуры.
Функцией онтологическо-гносеологических ограничений является формирование различных онтологий и гносеологий, являющихся условием возникновения и развития наук.
Таким образом, основная общая функция всех социальных ограничений заключается в поддержании гармоничного и стабильного состояния общества посредством оказания воздействия одних групп на другие как скрытыми, так и явными механизмами воздействия.
Источник