Социальные отношения (страница 2)
Аркадий предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся.
Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) способ: уход из конфликтной ситуации;
2) объяснение, например: такой способ не является эффективным, потому что не устранена причина конфликта и сохраняется угроза его дальнейшего обострения, к тому же участники тяжело переживают сложившуюся ситуацию;
3) наиболее эффективный способ: обсудить сложившуюся ситуацию, выяснить мотивы каждой из сторон, прийти к компромиссу и наладить отношения.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальный конфликт”.
Социологическая наука считает, что связь семьи и общества является двусторонней. Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, приведите три обоснования справедливости данного утверждения.
Правильный ответ может содержать обоснования:
1) общество в лице государства помогает семье, выплачивая социальные пособия (по уходу за ребенком и др.);
2) семья является институтом первичной социализации, готовя подрастающего человека к жизни в обществе;
3) семья играет важнейшую функцию воспроизводства членов общества.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Семья”.
В первой половине 90-х годов ХХ века в России возникло огромное количество вещевых рынков, на которых продавцами работали врачи, учителя, бывшие директора школ и т.д. Бюджетники, которые при советской власти относились к слою профессионалов, имевших среднее и высшее образование, превратились в так называемых челноков. Правда, надо отметить, что некоторым из них позднее удалось вырваться из этой среды и стать вполне успешными предпринимателями не только среднего, но и высшего звена. О каком социальном явлении пер,вой половины 90-х годов ХХ века идет здесь речь? Назовите два на правления этого явления и приведите по одному примеру из имеющих ся в тексте, иллюстрирующих эти направления.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названо явление: социальная мобильность;
2) два направления:
— вертикальная нисходящая;
— вертикальная восходящая.
3) приведены примеры:
а) нисходящая — на вещевых рынках продавцами работают врачи, учителя, быв шие директора школ и т.д.
или — бюджетники, которые при советской власти относились к слою профессионалов, имевших среднее и высшее образование, превратились в так называемых челноков;
б) восходящая — некоторым челнокам удалось вырваться из этой среды и стать вполне успешными предпринимателями не только среднего, но и выс шего звена.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальная мобильность”.
Семья Кошкиных состоит из шести человек: Константин, Екатерина и двое их сыновей и родители Константина. Екатерина ведет домашнее хозяйство. Константин и его мать работают по найму, отец Константина — предприниматель, он владеет сетью автосервисов, дети учатся в школе. Средства расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных и коммунальных расходов, обслуживание двух личных автомобилей. К какому типу (в зависимости от численности) можно отнести эту семью? Kaкyю функцию семьи иллюстрирует этот пример? Каковы два типа источников дохода семейного бюджета семьи Кошкиных? (Для каждого из них укажите факт из условия задачи, на основании которого Вы смогли это установить.) Какие ещё функции выполняет семья? (Назовите любые две функции.)
Правильный ответ должен содеожать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: расширенная/многопоколенная;
2) ответ на второй вопрос: хозяйственно-экономическую (или экономическую, или хозяйственную, или бытовую, или хозяйственно-бытовую);
3) ответ на третий вопрос:
— заработная плата (Константин и его мать работают по найму);
— прибыль фирмы (отец Константина — предприниматель, он владеет сетью автосервисов);
4) ответ на четвертый вопрос:
— рождение;
— воспитание детей;
— организация досуга.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Семья”.
Социологические службы страны Z проводили опрос молодых граждан о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. 72% опрошенных считают, что молодым трудно добиться успеха в жизни, реализовать себя, в первую очередь — из-за безработицы и бедности. 15% называют в этой связи собственную инертность и отсутствие целеустремлённости. По какому критерию выделяется такая социальная общность, как молодёжь? Какиие общие черты характерны для представителей молодёжи? (Укажите любые три черты.) Как Вы Думаете, опрошенные объясняют свои nроблемы прежде всего объективными или субъективными обстоятельствами? Поясните свой ответ. Что такое безработица?
1) ответ на вопрос — по демографическому критерию;
2) ответ на второй вопрос: приходится решать задачи
— выбора профессии;
— своего места в жизни;
— выбора спутника жизни и создания семьи;
— достижение экономической независимости и социально ответственного поведения;
— выработки мировоззрения и жизненных ценностей;
3) ответ на третий вопрос с пояснением: объективными, так как большинство в качестве причин называют безработицу и бедность;
4) ответ на четвертый вопрос: наличие в стране тредоспособных граждан, которые желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Молодежь как социальная группа”.
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодёжи? Приведите два любых других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание на то, что приведённый пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной интеграции;
2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:
— примеры экономических и политических союзов: Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский союз (ЕС), Организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;
— примеры международных культурных центров: Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить темы “Межнациональные отношения”.
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учёбы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
В ответе должны быть ухазаны следующие элементы:
1) процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность;
2) факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус;
3) дано общее социологическое название этих факторов: каналы (лифты) социальной мобильности.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить темы “Социальная мобильность”.
Источник
Социологической службой страны был проведен опрос группы гражданская
В стране Z социологическая служба проводила опросы для выявления качеств, которые родители хотели бы воспитывать в своих детях. Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в %; участники опроса могли выбирать несколько ответов).
Какие выводы можно сделать на основе приведённых данных? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Воспитательные приоритеты за десятилетия практически не изменились.
2) В обществе возросло значение ценностей, связанных с личными достижениями.
3) Для существенной части родителей по-прежнему важно видеть своих детей отзывчивыми к окружающим людям, особенно в трудных ситуациях.
4) Такие воспитательные приоритеты присущи семье традиционного типа.
5) Родители стали уделять больше внимания воспитанию детей.
1) Воспитательные приоритеты за десятилетия практически не изменились — нет, неверно, изменились.
2) В обществе возросло значение ценностей, связанных с личными достижениями — да, верно.
3) Для большинства родителей по-прежнему важно видеть своих детей отзывчивыми к окружающим людям, особенно в трудных ситуациях — да, верно.
4) Такие воспитательные приоритеты присущи семье традиционного типа — нет, неверно, демократической.
5) Родители стали уделять больше внимания воспитанию детей — нет, неверно, такой вывод сделать нельзя.
Социологическими службами страны М. проводился опрос среди семейных пар двух возрастных групп: молодых семей в возрасте от 22 до 28 лет и пар в возрасте от 36 до 48 лет. Респондентам предлагалось продолжить фразу: «Семейные брачные узы наиболее прочны в том случае, если…»
Результаты опроса (в %), представлены в таблице:
1) для большинства опрошенных среди молодого поколения решающим фактором в сохранении семьи является материальный достаток
2) старшее поколение, в большей степени, чем молодежь, обращает внимание на наличие отдельной квартиры
3) молодое поколение, в отличие от старшего, считает приоритетным фактор наличия общих детей
4) доверие и наличие общих интересов полагают более значимыми представители молодого поколения
Из таблицы можно заключить, что для большинства опрошенных среди молодого поколения решающим фактором в сохранении семьи является материальный достаток.
Правильный ответ указан под номером: 1.
В стране Z социологическая служба проводила опросы родителей для выявления отношения к системе школьного образования. Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в %; участники опроса могли выбирать несколько ответов).
Варианты ответов | |||
---|---|---|---|
От самого человека | 37 | 42 | 46 |
От того, насколько справедливо устроено общество | 56 | 50 | 48 |
Затруднились ответить | 7 | 8 | 6 |
Какой вывод можно сделать на основе приведённых данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) За годы, прошедшие с первого опроса, произошли позитивные перемены в обществе.
2) Объективные факторы остаются в глазах общественного мнения определяющими в жизни людей.
3) В обществе усиливаются ожидания перемен.
4) Люди начинают больше верить в свои силы.
5) Большинство опрошенных верит в возможность устройства общества на принципах справедливости.
1) За годы, прошедшие с первого опроса, произошли позитивные перемены в обществе — нет, неверно, такой вывод сделать нельзя.
2) Объективные факторы остаются в глазах общественного мнения определяющими в жизни людей — да, верно.
3) В обществе усиливаются ожидания перемен — нет, неверно, такой вывод сделать нельзя.
4) Люди начинают больше верить в свои силы — да, верно.
5) Большинство опрошенных верит в возможность устройства общества на принципах справедливости — нет, неверно, такой вывод сделать нельзя. Так как в 2012 году 48% против 52%.
С начала 2000-х гг. правительство страны Z предприняло ряд мер по улучшению экологической ситуации. В 2005 и 2015 гг. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В опросе 2015 г. доля тех, кто участвует в озеленении своего населённого пункта, меньше доли тех, кто участвует в экологических праздниках, фестивалях.
2) В опросе 2005 г. доля тех, кто экономил воду, следил за исправностью водопроводных кранов, больше доли тех, кто сортировал бытовой мусор.
3) За десять лет люди стали реже участвовать в экологических праздниках, фестивалях.
4) Одинаковые доли отвечавших в обоих опросах участвуют в очистке парков и дворов от мусора.
5) Доля тех, кто не может сказать, что участвует в сохранении природной среды, сократилась за 10 лет.
1) В опросе 2015 г. доля тех, кто участвует в озеленении своего населённого пункта, меньше доли тех, кто участвует в экологических праздниках, фестивалях — нет, неверно.
2) В опросе 2005 г. доля тех, кто экономил воду, следил за исправностью водопроводных кранов, больше доли тех, кто сортировал бытовой мусор — да, верно.
3) За десять лет люди стали реже участвовать в экологических праздниках, фестивалях — нет, неверно.
4) Одинаковые доли отвечавших в обоих опросах участвуют в очистке парков и дворов от мусора — да, верно.
5) Доля тех, кто не может сказать, что участвует в сохранении природной среды, сократилась за 10 лет — да, верно.
Социологическая служба проводила в стране Z oпpoc совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «В чём Вы видите основную причину конфликта поколений (конфликта отцов и детей)?»
Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Респонденты в большей степени связывают конфликт отцов и детей с нежеланием молодёжи учитывать опыт старшего поколения, чем с различиями в образе жизни.
2) Примерно треть опрошенных связывает конфликт отцов и детей с различиями в мировоззрении, вкусах, пристрастиях.
3) Примерно одинаковые доли респондентов связывают конфликт отцов и детей с различиями в мировоззрении, вкусах, пристрастиях и различиями в образе жизни.
4) Стремление отцов навязать детям свою волю в качестве причины конфликта поколений отмечает наименьшая доля респондентов.
5) B ряде случаев нерешённость материальных/бытовых проблем может стать основной причиной конфликтов.
1) Респонденты в большей степени связывают конфликт отцов и детей с нежеланием молодёжи учитывать опыт старшего поколения, чем с различиями в образе жизни — нет, неверно.
2) Примерно треть опрошенных связывает конфликт отцов и детей с различиями в мировоззрении, вкусах, пристрастиях — да, верно.
3) Примерно одинаковые доли респондентов связывают конфликт отцов и детей с различиями в мировоззрении, вкусах, пристрастиях и различиями в образе жизни — нет, неверно.
4) Стремление отцов навязать детям свою волю в качестве причины конфликта поколений отмечает наименьшая доля респондентов — нет, неверно.
5) B ряде случаев нерешённость материальных/бытовых проблем может стать основной причиной конфликтов — да, верно.
Источник