Совет стран центральной азии

Центральноазиатский союз — Central Asian Union

Центральноазиатский союз (ЦАС), позже названный Центрально — Азиатский экономический союз , является межправительственной организацией экономической интеграции между Центральной Азии постсоветских республик Казахстана , Кыргызстана и Узбекистана в период с 1994 по 2004 год Таджикистан вступил в Союз в 1996 году в качестве наблюдатель . После роспуска Союза было выдвинуто несколько предложений о восстановлении Союза.

Содержание

История

Старый союз

Концепция Центральноазиатского союза возникла вскоре после распада Советского Союза в 1991 году. Хотя все государства присоединились к недавно сформированному Содружеству Независимых Государств (СНГ), ощущалось, что необходимо более тесное региональное сотрудничество. В начале 1992 года Таджикистан погрузился в таджикскую гражданскую войну (1992–1997) между правительственными войсками и различными исламистскими повстанческими группировками, поддерживаемыми Талибаном ; таким образом, они не могли участвовать в процессе интеграции. Туркменистан предпочел сохранить нейтралитет и решил не участвовать в интеграции СНГ или Центральной Азии.

Остальные три республики Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подписали 23 сентября 1993 года договор о создании экономического союза, за которым последовало провозглашение «единого экономического пространства» 10 февраля 1994 года и создание Межгосударственного совета с исполнительной властью. Комитет 8 июля 1994 г. Теоретически любое государство-член СНГ могло присоединиться к Центральноазиатскому союзу.

Союзу также было придано военное измерение. Все еще находясь в состоянии гражданской войны, Таджикистан присоединился к КАС в качестве наблюдателя в 1996 году. Был сформирован Совет министров обороны и сформированы миротворческие силы под эгидой ООН , которые провели свои первые учения на территории Казахстана. и Узбекистан в сентябре 1997 г.

Читайте также:  Налоговая система зарубежных стран презентация

Новый союз

Новый Центральноазиатский союз был предложен президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым 26 апреля 2007 года с целью создания экономического и политического союза, аналогичного ЕС, в который входят пять бывших советских республик Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан , Таджикистан , Туркменистан и Узбекистан .

На данный момент президенты Казахстана и Кыргызстана подписали соглашение о создании «Международного Высшего совета» между двумя странами. Кроме того, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан подписали Договор о вечной дружбе . Казахстан и Узбекистан также решили создать зону свободной торговли .

Хотя к 2008 году предложенный новый союз получил поддержку президентов Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, он был категорически отвергнут бывшим президентом Узбекистана Исламом Каримовым . Однако после смерти Каримова в 2016 году идея интеграции вернулась на стол.

15 марта 2018 года в Астане состоялся новый Центральноазиатский саммит между президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым (принимающий), президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым (инициатором), президентом Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым , президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном и спикером парламента Туркменистана Акджа Нурбердиева . Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев провел саммит в Президентском дворце Акорда . Это был первый саммит лидеров Центральной Азии почти за десятилетие. Отныне они решили собираться каждый год в марте перед праздником Новруз (Новый год).

Второй саммит прошел 29 ноября 2019 года в Нур-Султане .

Предполагаемые члены

Страна численность населения Площадь (км²) ВВП (номинальный) ВВП на душу населения (номинальный)
Казахстан 18 050 488 2 724 900 196,4 млрд долларов 11 772 долл. США
Кыргызстан 6 000 000 199 900 6,4 миллиарда долларов 1152 долл. США
Узбекистан 32 121 000 447 400 52,0 млрд долларов США 1780 долл. США
Таджикистан 8 610 000 143 100 7,2 миллиарда долларов 903 долл. США
Туркменистан 5 171 943 488 100 29,9 миллиарда долларов 5 330 долл. США
Общее количество 69 957 431
( 20-е )
4 003 400
( 7-е )
292 млрд долларов
(36-е место)
$ 5 234
( 95-е )

Список саммитов лидеров Центральной Азии

  • Ашхабад (1991)
  • Ташкент (1993)
  • Дашогуз (1995)
  • Ашхабад (1998)
  • Ашхабад (1999)
  • Алматы (2009)
  • Астана (2018)
  • Ташкент (2019)

вопросы

Предлагаемый Союз будет в первую очередь заниматься межгосударственными пограничными вопросами, торговлей, визовым режимом, туризмом и безопасностью. В случае реализации CAU станет противовесом существующей Организации коллективной безопасности, в которой доминирует Россия, и Шанхайской организации сотрудничества, возглавляемой Россией и Китаем . В своем предложении Президент Казахстана сказал:

Источник

Возродят ли Ташкент и Астана Центрально-Азиатский союз?

В первой половине этого года президент Узбекистана Шавкат Мирзиеёв планирует посетить с визитом Казахстан. Отношения между двумя странами в последнее время активно развиваются, что может привести к возрождению интеграционных проектов, объединяющих республики Средней Азии.

Экономика – двигатель политики

Посетить Казахстан нового президента Узбекистана пригласил Нурсултан Назарбаев. И хотя первой страной, куда Ш. Мирзиёев планирует нанести визит, является Россия, Казахстан среди приоритетов Ташкента на пространстве бывшего СССР явно занимает важное место. И это далеко не случайно. Узбекистан рассматривает северного соседа как перспективного экономического и политического партнера, рассчитывая решить с его помощью целый ряд собственных проблем. Причем Казахстан в налаживании такого сотрудничества сегодня заинтересован отнюдь не меньше Узбекистана. Усиление сотрудничества двух стран продиктовано, прежде всего, экономической логикой.

В ходе предстоящих переговоров Астана и Ташкент планируют обсудить вопросы сотрудничества в торгово-экономической и транспортно-логистической сфере, а также взаимодействие на уровне регионов.

«Динамика наших взаимоотношений в конце 2016 и начале 2017 гг. очень активизировалась, – прокомментировал СМИ ситуацию источник в посольстве Узбекистана в Казахстане, — Соответственно, у нас появился целый блок вопросов, которые требуют решения. В этом плане встреча наших двух лидеров очень актуальна и своевременна».

Помимо переговоров на уровне глав государств, Казахстан и Узбекистан в ближайшее время планируют провести целый ряд двусторонних встреч. По словам узбекских дипломатов, уже сформирован довольно плотный график контактов. Первыми из них могут стать намеченные на март-апрель этого года визиты хокимов Навоийской и Джизакской областей в Казахстан. Они намерены обсудить с казахстанскими предпринимателями сотрудничество в рамках двух свободных экономических зон в Джизаке и Навои. Кроме того, Узбекистан посетит делегация нового казахстанского Министерства по оборонному и военно-техническому сотрудничеству. Запланированы и переговоры между национальными железнодорожными компаниями.

Два лидера

Такой динамики в отношениях между Ташкентом и Астаной ранее не было. На внешней политике Узбекистана сказывалось крайне скептическое отношение Ислама Каримова к любым интеграционным проектам на территории бывшего СССР, распространявшееся также и на ОДКБ с ЕАЭС. Рассматривая любые подобные объединения как попытку возрождения «советской империи», он придерживался стратегии «разумного изоляционизма», предпочитая выстраивать отношения с мировыми и региональными «центрами силы» на двусторонней основе.

Объективно же Узбекистан и Казахстан в активизации экономического сотрудничества заинтересованы. Причем интерес это обоюдный. Протяженность границы между двумя республиками составляет около 2 тыс. километров.

Через территорию Казахстана пролегают все основные транспортные коммуникации, связывающие Узбекистан с Россией, другими странами СНГ и ЕАЭС, а также Европейским союзом.

Альтернативой может служить выход к портам Персидского залива через Туркменистан и Иран, но этот маршрут гораздо длиннее. Поэтому задача построения в Узбекистане развитой экономики без Казахстана трудноразрешима.

Обе страны относятся к числу экономических и демографических лидеров Средней Азии. На их территории в совокупности проживает почти 3/4 населения региона. По данным за прошлый год, ВВП Казахстана по паритету покупательной способности составлял $460,7 млрд, Узбекистана – $202,3 млрд, тогда как Туркменистана – $94,8 млрд, Таджикистана – $25,8 млрд, а Кыргызстана – $21 млрд. Казахстан и Узбекистан с советских времен располагают во многом взаимодополняемыми экономиками, включая такие отрасли, как водопользование, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации и т.п.

Прошлое возвращается?

Попытки создания в Средней Азии интеграционных объединений начали предприниматься сразу после распада СССР. В 1993 г. между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном был подписан договор о создании экономического союза, на базе которого в 1994 г. был создан Центрально-Азиатский союз, впоследствии переименованный в Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). В марте 1998 г. к нему присоединился Таджикистан. В рамках ЦАЭС были созданы Межгосударственный совет, советы премьер-министров, министров иностранных дел, министров обороны, Центрально-азиатский банк сотрудничества и развития, совет по проблемам Арала. Постоянным рабочим органом сообщества был Исполнительный комитет.

В феврале 2002 г. в Алма-Ате был подписан договор о преобразовании ЦАЭС в Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС). В ее состав вошли четыре из пяти республик Средней Азии – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Туркменистан, еще в 1995 г. провозгласивший статус «постоянного нейтралитета», предпочел «воздержаться». Но просуществовало ЦАС недолго. В октябре 2004 г. к нему по предложению Ислама Каримова присоединилась Россия, а спустя год было принято решение объединить ЦАС с Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС), где доминировала РФ. Примечательно, что его состав вскоре (в 2008 г.) покинул Узбекистан, который не устраивало ограничение собственного экономического суверенитета.

Сегодня условия для интеграции двух стран лучше, чем 10-15 лет тому назад. За это время Казахстан стал экономическим лидером Средней Азии, ВВП которого превышает размер экономики всех остальных республик региона вместе взятых.

Астана осуществляет программу форсированной индустриализации, активно развивает сельское хозяйство и нуждается в рынках сбыта. Одним из них мог бы стать Узбекистан, где проживает почти половина всего населения региона. Так, предстоящий визит делегации Министерства по оборонному и военно-техническому сотрудничеству Казахстана явно говорит о планах поставлять Узбекистану оборонную продукцию. У Астаны и Ташкента общие интересы в сфере железнодорожного и автомобильного транспорта, транзита углеводородов, водопользования. Объединяет их и угроза радикального ислама, в том числе исходящая с территории Афганистана.

Все это создает для возрождения Центрально-Азиатского союза неплохую основу, которая позволит Казахстану и Узбекистану создать своего рода «подушку безопасности» в экономике. Причем, в отличие от ЕАЭС, в это объединение можно будет попытаться вовлечь не только Таджикистан, но и Туркменистан, с которым у Узбекистана в последние годы сложились хорошие отношения.

Россия может извлечь из создания нового ЦАС определенную пользу, сохранив режим льготной торговли с Казахстаном и получив тем самым доступ на внутренние рынки всех среднеазиатских республик.

Александр Шустов, кандидат исторических наук

Источник

Шёлковый шенген: зачем среднеазиатские республики планируют создать новый интеграционный союз

В Астане считают, что Киргизия и Таджикистан могут присоединиться к Казахстану и Узбекистану в работе над «среднеазиатским шенгеном», который будет носить название Silk viza. Такое предложение выдвинул накануне казахстанский министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы, выступая на туристическом форуме в Астане.

«Близится к решению вопрос о взаимном признании виз между Казахстаном и Узбекистаном. Наши соседи по региону Киргизия и Таджикистан также проявляют интерес в этом вопросе», — цитирует министра агентство EADaily.

По мнению Мухамедиулы, если странам удастся договориться о «среднеазиатском шенгене», это позволит привлечь в регион дополнительный поток туристов.

Астана не впервые за последнее время поднимает вопрос о снятии визовых барьеров в Средней Азии. В июле с таким предложением к Узбекистану обратилась председатель комитета по международным отношениям, обороне и безопасности сената Казахстана, дочь президента страны Дарига Назарбаева. По её мнению, наличие прозрачной и открытой границы позволит выстроить отношения и в других сферах.

Среднеазиатский безвиз

Как отмечают эксперты, хотя с интеграционными идеями Астана выступала и прежде, её курс на отмену визовых барьеров — новое явление казахстанской внешней политики.

«Если говорить сугубо о введении «шенгена» в Средней Азии, то здесь любопытнее всего выглядит позиция Казахстана, который прежде сам выступал против миграционных послаблений по экономическим соображениям и соображениям безопасности», — пояснил в интервью RT заместитель заведующего кафедрой государственной политики МГУ имени М.В. Ломоносова Максим Вилисов.

Инициатива Астаны нашла отклик в Ташкенте. Страны приступили к переговорам о безвизовом режиме уже в августе. Как заявил тогда узбекистанский сенатор Алишер Курманов, Ташкент планирует в будущем предоставлять всем туристам из стран Средней Азии единую визу.

Между тем Узбекистан и Таджикистан ещё в марте отменили визы друг для друга. Стороны подписали тогда 27 соглашений, направленных на развитие двусторонних отношений в разных сферах. При этом ещё в 2017 году Ташкент и Душанбе договорились о сотрудничестве в военно-технической сфере и проведении совместных военных манёвров.

Впервые такие учения стартовали 18 сентября 2018 года на таджикистанском полигоне Чорух-Дайрон, военные соседних стран до 22 сентября будут отрабатывать проведение контртеррористической операции.

«Созрели для перезагрузки»

По мнению экспертов, во многом именно приход к власти в Узбекистане Шавката Мирзиёева в 2016 году придал новый импульс интеграционным процессам на территории Средней Азии. При Исламе Каримове у Ташкента были весьма натянутые отношения с ближайшим соседом — Таджикистаном. За десятилетия, прошедшие с момента провозглашения обеими республиками независимости, узбекистанский лидер только дважды наносил визиты в соседнюю страну, столько же поездок в Узбекистан совершил и лидер Таджикистана Эмомали Рахмон. Отношения двух стран серьёзно омрачал спор за ресурсы реки Вахш: Узбекистан критиковал планы таджикистанской стороны по возведению на реке Рогунской ГЭС.

Кроме того, республики вели активные приграничные споры. В 2000 году узбекистанская сторона даже заминировала часть спорных территорий и ввела визовый режим с Таджикистаном.

Заняв пост президента Узбекистана в 2016 году, Шавкат Мирзиёев сразу взял курс на нормализацию отношений с соседями. По мнению экспертов, он прилагает особые усилия к тому, чтобы наладить и углубить взаимодействие в регионе.

«После смены президента в Узбекистане и на фоне очередного этапа политической реформы в Казахстане, целью которой является переход к реальной парламентской форме правления, обе страны созрели для перезагрузки двусторонних отношений. Одновременно после долгих лет забвения возродилась идея центральноазиатской интеграции», — пояснил в интервью RT преподаватель НИУ ВШЭ Григорий Лукьянов.

В частности, Мирзиёев пошёл на беспрецедентный шаг, признав за Душанбе право на строительство Рогунской ГЭС. Мало того, узбекистанская сторона даже изъявила желание принять участие в работах.

Отметим, что в советскую эпоху среднеазиатские республики обменивались дефицитными ресурсами: засушливые Казахстан и Узбекистан поставляли в Киргизию и Таджикистан энергоносители, взамен получая право пользоваться стоком рек, берущих начало на таджикистанских и киргизских территориях. После распада СССР водные ресурсы стали предметом разногласий не только между Ташкентом и Душанбе, но и между Астаной и Бишкеком.

Компромисс по водным спорам, достигнутый странами региона, является ещё одним шагом в направлении создания Центральноазиатского союза, уверены эксперты.

«Безусловно, достижение странами согласия по давним водным спорам — часть большого движения в сторону интеграции, равно как и переговоры о «среднеазиатском шенгене», — подчеркнул Лукьянов.

Интерес Астаны

Помимо президента Узбекистана, ещё одним активным сторонником центральноазиатской интеграции является казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев.

«Нам сам бог велел объединяться: 55 млн населения, нет языковых барьеров, взаимодополняемые экономики, находимся на одном пространстве, есть транспортные связи, энергетические. Что ещё надо? Мы уважаем друг друга. Население от этого только выиграет», — заявлял Назарбаев в одном из своих интервью.

Сторонники интеграции нередко приводят в качестве аргумента расчёты ООН, согласно которым кооперация стран Среднеазиатского региона позволила бы им удвоить суммарный ВВП в течение всего десяти лет за счёт более эффективного использования ресурсного потенциала.

Отметим, что «Средняя Азия» является географическим термином, которым обозначается территория бывшего Русского Туркестана, где впоследствии были образованы четыре советские республики — Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР и Туркменская ССР. Казахстан исторически не был включён в Среднюю Азию, но в 1991 году на саммите стран региона Нурсултан Назарбаев предложил называть все постсоветские страны этого региона Центральной Азией. При этом с географической точки зрения ЦА не ограничивается территорией пяти бывших советских республик.

Как пояснил Лукьянов, вопрос о том, в каком направлении развиваться региону — вместе с Россией, с Китаем или самостоятельно, — является поводом для дискуссий с самого начала 1990-х.

Первым интеграционным проектом для Средней Азии стало Соглашение об общем экономическом пространстве, подписанное в 1994 году главами Узбекистана и Казахстана. Вскоре к договору присоединилась Киргизия. Партнёры планировали не ограничиваться сотрудничеством в экономической сфере, речь шла об учреждении Совета министров обороны трёх стран. Однако намерения так и остались на бумаге, вместо этого в 2002 году было учреждено Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС). В объединение вошли Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан.

В 2004 году к ЦАС присоединилась Россия. Соответствующий протокол был подписан Владимиром Путиным на саммите организации в Душанбе, и уже через год страны-участницы приняли решение объединить ЦАС с Евразийским экономическим союзом.

Туркмения предпочла остаться в стороне от интеграционных процессов в регионе: туркменское руководство не намерено отступать от положения о внеблоковом статусе, закреплённого в Конституции страны. В настоящее время Ашхабад также не проявляет интереса к инициативам соседей по объединению в союз.

Впоследствии интеграционные инициативы наталкивались на сопротивление со стороны Ташкента. В апреле 2008 года Ислам Каримов заявил, что для Узбекистана неприемлема идея создания Союза центральноазиатских государств, которую давно вынашивают в Казахстане.

«Для нас эта инициатива неприемлема — хочу это раз и навсегда заявить, чтобы не было никаких спекуляций по этому поводу», — подчеркнул тогда узбекистанский лидер, добавив, что говорить о создании такого союза не приходится из-за разного уровня развития стран региона.

«Популистская подоплёка»

Как объяснил Григорий Лукьянов, на протяжении долгого времени у Центральной Азии не было большого выбора в связи с тем, что все выстроенные в советское время торговые пути и инфраструктура были замкнуты на маршрут юг — север, то есть альтернатив интеграции с Россией просто не существовало.

«Именно это стало причиной распада Центральноазиатского союза. Сегодня появились новые экономические основания, регион уже значительно нарастил связи с Китаем, а также имеется потенциал развития отношений с мусульманскими странами юга. Но идея создания нового Центральноазиатского союза объективно вступает в противоречие с идеей евразийской интеграции ЕАЭС, инициированной Россией и Казахстаном», — подчеркнул эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и Максим Вилисов. По его мнению, интерес стран Центральной Азии к взаимной интеграции связан, в частности, с тем давлением, которому сегодня подвергается Россия со стороны Запада. Свою роль играет и Китай, развивающий масштабные инфраструктурные проекты в регионе.

«Всё это рождает сомнения у российских партнёров, которые начинают задумываться об альтернативах ЕАЭС. Однако, когда эти факторы будут преодолены, ЕАЭС может выйти уже на принципиально новый уровень», — пояснил эксперт.

По словам Лукьянова, несмотря на то что странам Центральной Азии удалось отчасти снизить уровень взаимных противоречий, говорить о создании полноценного экономического союза в регионе пока рано.

«Сегодня этот вопрос имеет под собой определённую популистскую подоплёку и всегда будет находить поддержку в кругах сторонников цивилизационного расхождения с Россией. Но для фактической реализации странам придётся преодолеть очень много юридических и технических препятствий», — подвёл итог эксперт.

Источник

Оцените статью