Европейская политика соседства — European Neighbourhood Policy
Европейская политика соседства ( ЕПС ) является инструментом по внешним связям Европейского Союза (ЕС) , который стремится связать эти страны на восток и юг европейской территории ЕС в Союз. Эти страны, в первую очередь развивающиеся, включают тех, кто стремится однажды стать либо государством-членом Европейского Союза , либо более тесно интегрироваться с Европейским Союзом. ЕПС не распространяется на соседей с отдаленными регионами ЕС , в частности на территории Франции в Южной Америке , а только на те страны, которые находятся рядом с территориями государств-членов ЕС в континентальной Европе .
Охваченные страны включают Алжир , Марокко , Египет , Израиль , Иорданию , Ливан , Ливию , Палестину , Сирию , Тунис на юге и Армению , Азербайджан , Беларусь , Грузию , Молдову , Украину на востоке. Россия имеет особый статус в Общем пространстве ЕС-Россия вместо участия в ЕПС. ЕС предлагает финансовую помощь странам Европейского соседства при условии, что они соответствуют строгим условиям государственной реформы, экономической реформы и другим вопросам, связанным с позитивными преобразованиями. Этот процесс обычно подкрепляется Планом действий , согласованным Брюсселем и целевой страной. ЕПС не распространяется на страны, которые находятся в текущей повестке дня расширения ЕС , Европейскую ассоциацию свободной торговли или западноевропейские микрогосударства .
ЕС обычно заключает соглашения об ассоциации в обмен на обязательства по политической, экономической, торговой реформе или реформе прав человека в стране. Взамен страна может быть предложен тарифный -free доступ к некоторым или всем рынкам ЕС ( в частности , промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции) и финансовой или технической помощи.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Учреждение
Европейская политика соседства Европейского союза направлена на сближение Европы и ее соседей. Он был задуман после расширения Европейского Союза в 2004 году на 10 новых стран-членов, чтобы избежать создания новых границ в Европе. Он также призван предотвратить появление новых разделительных линий между расширенным ЕС и его соседями. Это видение кольца стран, вовлеченных в дальнейшую интеграцию, но не обязательно становящихся полноправными членами Европейского Союза. Эта политика была впервые изложена Европейской комиссией в марте 2003 года.
Охваченные страны включают Алжир , Марокко , Египет , Израиль , Иорданию , Ливан , Ливию , Государство Палестина , Сирию , Тунис на юге и Армению , Азербайджан , Беларусь , Грузию , Молдову , Украину на востоке. Россия имеет особый статус в Общем пространстве ЕС-Россия вместо участия в ЕПС.
25 мая 2011 года Европейская комиссия запустила то, что она описала как новую и амбициозную Европейскую политику соседства, подкрепленную новым финансированием на сумму более 1,2 миллиарда евро, в результате чего общая сумма составила почти 7 миллиардов евро. Основные приоритеты и направления обновленной стратегии ЕПС изложены в Совместном сообщении Европейской комиссии и Верховного представителя по иностранным делам, озаглавленном «Новый ответ на меняющееся соседство». Он стремится укрепить индивидуальные и региональные отношения между ЕС и соседними странами с помощью подхода «больше средств для большего количества реформ» — предоставления большего количества дополнительных средств, но с большей взаимной подотчетностью.
На Юге первой всеобъемлющей политикой для региона было Евро-Средиземноморское партнерство (или Барселонский процесс), широкая структура политических, экономических и социальных отношений между государствами-членами ЕС и странами Южного Средиземноморья. Он был инициирован 27–28 ноября 1995 г. на конференции министров иностранных дел, состоявшейся в Барселоне. Помимо 27 государств-членов Европейского Союза, оставшиеся «средиземноморские партнеры» — это все другие средиземноморские страны, включая Ливию (которая имела «статус наблюдателя» с 1999 по 2012 год).
На Востоке Восточное партнерство (ВП) — это политическая инициатива, выдвинутая на саммите в Праге в мае 2009 года, цель которой — приблизить шесть восточноевропейских соседей (Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину) к ЕС. Он представляет восточное измерение ЕПС и укрепляет двусторонние отношения между ЕС и его партнерами. Эти государства, за исключением Беларуси, также участвуют в Парламентской ассамблее Евронест .
В марте 2015 года Европейская комиссия начала обзор принципов, на которых основана политика, а также ее масштабов и способов использования ее инструментов. Консультации следует четыре приоритета: дифференциация; фокус; гибкость; владение и видимость. Осенью будет опубликовано сообщение с предложениями по будущему направлению ЕПС.
Финансирование: от ENPI до ENI
Предоставление стимулов и поощрение лучших исполнителей, а также более быстрое и гибкое предоставление средств — это два основных принципа, лежащих в основе Европейского инструмента соседства (ENI), который вступил в силу в 2014 году. Его бюджет составляет 15,4 млрд евро, и он предоставляет основная часть финансирования осуществляется через ряд программ. ENI, действующий с 2014 по 2020 год, заменяет Европейский инструмент соседства и партнерства (ENPI). Этот инструмент сотрудничества по-прежнему находится в ведении Генерального директората по развитию и сотрудничеству и EuropeAid , который превращает решения, принятые на политическом уровне, в действия на местах. Утвержденное финансирование ЕИСП на период 2007–2013 гг. Составило 11,2 млрд евро.
Министерство иностранных дел Казахстана выразило интерес к ЕПС, и некоторые депутаты Европарламента также обсудили включение Казахстана в ЕПС. Инфоцентр Европейского соседства был запущен Европейской комиссией в январе 2009 года с целью более широкого ознакомления с отношениями между ЕС и его соседями.
Соглашения
В новейшей истории такие соглашения подписываются в рамках двух политик ЕС: Процесс стабилизации и ассоциации (SAP) и Европейская политика соседства (ENP). Страны Средиземноморья и восточноевропейские соседи ЕС (включая Южный Кавказ , но исключая Россию, которая настаивает на создании четырех общих пространств между ЕС и Россией ) охвачены ЕПС через Генеральный директорат по внешним связям . В Соглашениях об ассоциации ЕПС (как и в аналогичных СА, подписанных с Мексикой и другими государствами) членство в ЕС не упоминается — это касается только европейских государств ЕПС, потому что для Средиземноморья они не могут присоединиться к союзу в его нынешней форме, потому что они не находятся в Европе. СД ЕПС аналогичны Соглашениям о партнерстве и сотрудничестве, подписанным со странами СНГ в 1990-х годах, и множеству других СД, регулирующих отношения между ЕС и другими третьими странами. ЕПС предусматривает, что после подписания СА с определенной страной ЕС подготовит отчет по стране, а затем обе стороны согласуют план действий, разработанный ЕС (включая конкретные реформы, действия, а также помощь со стороны ЕС) на следующий период. от трех до пяти лет.
И SAA, и ENP AP основаны в основном на acquis communautaire ЕС и его обнародовании в законодательстве сотрудничающих государств. Конечно, глубина гармонизации меньше, чем для полноправных членов ЕС, и некоторые области политики могут не быть охвачены (в зависимости от конкретного государства).
Согласно EUobserver, страны ЕПС можно разделить на две группы — европейские государства с явно заявленной возможностью членства в ЕС на долгосрочную перспективу и средиземноморские страны без такого заявления в планах действий. Это разделение очевидно в двух группах многосторонних мероприятий, которые призваны дополнить двусторонние планы действий ЕПС — Восточное партнерство и Союз для Средиземноморья .
Соглашения об ассоциации должны быть ратифицированы всеми странами-членами ЕС . АА, подписанное со странами Средиземноморья, также включает Соглашение о свободной торговле между ЕС и третьей страной. Для восточноевропейских соседей ЕС, на которые распространяется ЕПС, такие положения ожидаются в некоторых из следующих периодов Плана действий.
Критика
Хотя Восточное партнерство было открыто 7 мая 2009 года, академические исследования, критически анализирующие политику, стали доступны к началу 2010 года (см. Елена Коростелева # Повышение качества научных исследований в российских и восточноевропейских исследованиях в университетах Тарту, Уппсалы и Кента ). Результаты исследования британского проекта ESRC, посвященного изучению отношений ЕС с тремя странами-участницами Восточного партнерства, а именно Беларусью , Украиной и Молдовой, содержат как концептуальные, так и эмпирические дилеммы. Во-первых, концептуально ЕС имеет ограниченное единообразное понимание того, что он пытается продвигать в своих восточных соседях под эгидой «общих ценностей», «коллективных норм» и «совместной собственности». Во-вторых, эмпирически, ЕС, похоже, предпочитает подход к управлению «сверху вниз» (основанный на передаче правил / норм и условности) в своих отношениях с посторонними, что явно противоречит добровольной идее «партнерства» и явно ограничивает вклад «другого» в процесс реформирования. Это заставило критиков утверждать, что политика соседства подчинена интересам — и ценностям ЕС, тогда как роль «партнеров» в лучшем случае второстепенна.
Арабская весна в Северной Африке пролить свет на тесные личные и деловые связи между правящими элитами в странах — членах ЕС и их коллегами Средиземноморья. Например, министр иностранных дел Франции Мишель Аллио-Мари была вынуждена уйти в отставку из-за возмущения общественности ее связями с свергнутым режимом Бен Али в Тунисе. В 2008 году ЕС попытался заключить соглашение об ассоциации с Ливией и выделил стране 60 миллионов евро в виде фондов ЕИСП на период 2011–2013 годов.
Положение дел
Партнер ЕПС | Соглашение ЕС | Положения о ЗСТ | Страновой отчет | План Действий | Принятие ЕС | Принятие партнером ЕПС | Продолжительность AP | Приглашение CFSP | Стремление к ЕС | Подгруппа |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Марокко | AA, март 2000 г. | да | Май 2004 г. | Конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 27 июля 2005 г. | 3–5 лет | Нет | Нет | юг |
Алжир | AA, сентябрь 2005 г. | да | В разработке | Нет | Нет | юг | ||||
Тунис | AA, март 1998 г. | да | Май 2004 г. | Конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 4 июля 2005 г. | 3–5 лет | Нет | Нет | юг |
Ливия | Переговоры по рамочному соглашению с Ливией начались в ноябре 2008 г. | Нет | Нет | юг | ||||||
Египет | AA, июнь 2004 г. | да | Март 2005 г. | Конец 2006 г. | 5 марта 2007 г. | 6 марта 2007 г. | 3–5 лет | Нет | Нет | юг |
Иордания | AA, май 2002 г. | да | Май 2004 г. | Конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 11 января 2005 г. | 3–5 лет | да | Нет | юг |
Ливан | AA, апрель 2006 г. | да | Март 2005 г. | Осень 2006 г. | 17 октября 2006 г. | 19 января 2007 г. | 5 лет | Нет | Нет | юг |
Сирия | Калифорния, ноябрь 1978 г. | Обновленный СА парафирован в декабре 2008 г., подписан Советом ЕС и ожидает ратификации. Сирия отложила подписание в 2009 году. ЕС рассчитывает на полное сотрудничество со Специальным трибуналом по Ливану . | юг | |||||||
Израиль | AA, июнь 2000 г. | да | Май 2004 г. | Конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 11 апреля 2005 г. | 3+ года | Нет | Нет | юг |
Палестинская администрация | Временный АА, июль 1997 г. | да | Май 2004 г. | Конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 4 мая 2005 г. | 3–5 лет | Нет | Нет | юг |
Молдова | AA, июнь 2014 г. | УВЗСТ | Май 2004 г. | Конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 22 февраля 2005 г. | 3 года | да | да | Восток |
Украина | AA, июнь 2014 г. | УВЗСТ | Май 2004 г. | Конец 2004 г. | 21 февраля 2005 г. | 21 февраля 2005 г. | 3 года | да | да | Восток |
Беларусь | ЕС считает белорусские власти слишком недемократичными; Процедура ратификации СПС приостановлена с 1997 года. | Нет | Нет | Восток | ||||||
Грузия | AA, июнь 2014 г. | УВЗСТ | Март 2005 г. | Осень 2006 г. | 13 ноября 2006 г. | 14 ноября 2006 г. | 5 лет | да | да | Восток |
Армения | СПС, июль 1999 г. | Переговоры | Март 2005 г. | Осень 2006 г. | 13 ноября 2006 г. | 14 ноября 2006 г. | 5 лет | да | да | Восток |
Азербайджан | СПС, июль 1999 г. | Еще нет | Март 2005 г. | Осень 2006 г. | 13 ноября 2006 г. | 14 ноября 2006 г. | 5 лет | да | да | Восток |
Другие региональные партнеры | ||||||||||
Мавритания | Как одна из стран АКТ, Мавритания находится в процессе переговоров по Соглашению об экономическом партнерстве с Западной Африкой , но, несмотря на это, она является полноправным членом Средиземноморского союза . | Нет | Нет | НИКТО | ||||||
Россия | PCA, декабрь 1997 г. | Нет | Предложили сотрудничать через формирование общих пространств Россия-ЕС вместо ЕПС. Дорожная карта (аналог Плана действий) принята в мае 2005 г. | Нет | Нет | НИКТО | ||||
Казахстан | СПС, июль 1999 г. | Нет | МИД Казахстана проявил интерес к ЕПС. Некоторые депутаты Европарламента также обсудили включение Казахстана в ЕПС. | Нет | Нет | НИКТО |
источники: [5] , [6] , официальная страница ЕПС [7]
Источник