Современная культура стран центральной европы

Современная культура стран центральной европы

Прежде всего культура Европы- личностная культура (в этом ее универсализм), затем она восприимчива к другим личностям и культурам и, наконец, это культура, основанная на свободе творческого самовыражения личности. Эти три особенности европейской культуры опираются на христианство, а там, где христианство в той или иной форме утрачено, европейская культура все равно имеет христианские корни. И в этом смысле понятно, что, отрекаясь от Бога, европейская культура утрачивает и эти три свои чрезвычайно важные особенности.

Европейская культура это культура универсализма, при этом универсализма личностного характера. Личностный характер европейской культуры определяет ее особое отношение ко всему, находящемуся за пределами данной культуры. Это не только терпимость, но в известной мере и тяготение к другому. Отсюда и принцип свободы, внутренней свободы.

Все три принципа европейской культуры — ее личностный характер, ее универсализм и ее свобода — немыслимы друг без друга. Стоит отнять одно, как разрушаются две оставшиеся. Стоит отнять универсализм и признавать только свою культуру, как гибнет свобода. И наоборот. Это доказали национал-социализм и сталинизм. Основа личности — свобода самовыражения. Только свобода предоставляет человеку личное достоинство. Личность вырастает только при существовании обратной связи с другими личностями.

Общество только тогда общество, а не толпа, не «население» когда оно состоит из личностей, обращенных друг к другу, способных охотно понять друг друга, а благодаря этому предоставить другому свободу — «для чего-то» — для самореализации в первую очередь. Необходима терпимость, иначе невозможно существование общества без на-силия и может существовать только общество без личностен, общество чиновников, рабов, поведение которых регулируется только страхом наказания.

Читайте также:  Как борис ельцин развалил страну

Однако и одной терпимости недостаточно. Необходимо взаимопонимание. Не отказ от вмешательства в духовную жизнь личности (что может быть гарантировано государством), а понимание духовной жизни другого, признание за ней некоей правды, хотя бы и неполной.

Итак, три основания культуры Европы: личностность, универсализм и свобода. Без одного из этих основании не могут существовать два других, но н полное осуществление одного из них требует реализации двух других.

Основа же европейской культуры — христианство, решившее проблему личности. Единственная из религий, в которой Бог личность.

Три основания европейской культуры очевидным образом связаны с ее миссией: сохранить в своих недрах, в своей науке и понимании все культуры человечества — как ныне существующие, так и ранее существовавшие.

Периодизация культуры Европы
Культура Европы подразделяется на ряд исторических этапов: культура эпохи античности, культура средневековья, культура возрождения, культура нового времени, культура ХХ столетия.

Современная культура Европы
Во второй половине ХХ столетия возникло такое новое понятия как массовая культура — характерное явление ХХ в, вызванное массовым производством и массовым потреблением. Охватила все сферы жизни и с наибольшей полнотой проявилась в молодежной субкультуре (рок-музыка). Заметно усилилась с развитием средств массовой информации, всеобщей грамотности и информационных технологий.

Новые направления в современной культуре:
Модернизм ( с явным влиянием экзистенциализма) – произведения Сартра,. Камю. Авангардистские произведения Э. Ионеску, С. Беккета, Х. Борхеса, Х. Кортасара, Г. Маркеса.
Постмодернизм – появился после Второй мировой войны в результате «большого страха» перед будущим человечества. Постмодернизм своевременно обозначил все болевые точки индустриального общества и проблемы перехода к постиндустриальной цивилизации. Нью-йоркская школа (1945-1960) – абстрактный экспрессионизм Дж. Поллока, А. Горький, У. Кунинга и др. Европейская школа (1945-1960) – П. Пикассо, М. Тапи, Ж. Матье, В. Леже, Р. Гуттузо, Ж. Дюбюфе и др. В архитектуре – Ле Корбузье, О. Нимейер, В. Гропиус и др. К началу 90-х гг. постмодернизм стал ослабевать, уступая место новым реалиям социо-культурной жизни стран Запада.
Молодежная субкультура – широкое движение против эгоизма и грубого материализма буржуазного общества («битники», «хиппи», «панк-культура», рок-культура и другие течения молодежного движения).

Источник

Знакомство с культурными традициями европейских стран

С каждым годом интерес к европейским государствам со стороны иностранцев растет с огромной скоростью. В большинстве случаев, эта привлекательность носит туристический характер. Покорить неприступные горные вершины, понежиться в солнечных лучах на курортных пляжах, окунуться в голубую бездну морей и океанов, увидеть красоту величественных архитектурных сооружений или просто отдохнуть в роскошных апартаментах – вот главные цели, преследуемые туристами со всего мира. Невольно возникает вопрос: «А как же знакомство с культурными традициями европейских стран?» Ведь именно они являются пластом культуры народов Европы. Давайте разберемся с самыми популярными из них.

Правила и нормы поведения существуют еще с древних времен, однако само слово «этикет» появилось во Франции и получило своё распространение по Европе, а затем и всему миру только в 17 веке. Началось всё с приёмов в королевских дворах, которые сопровождались раздачей так называемых «этикеток» — карточек с определенными правилами поведения для гостей.

На современный этикет западноевропейских государств огромное влияние оказали устоявшиеся народные традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение. К ним можно отнести разного рода предания, легенды, культовые обряды и поверья. Общение между собой в политических, торговых или других целях обусловило смешение в европейских странах культурных традиций, что, в свою очередь, позволило выявить основные правила хорошего тона народов Европы. Среди них — деликатное отношение и уважение к обычаям и традициям каждой страны без сравнений или критики со своей стороны, знание и умелое пользование титулами собеседников, обращение по именам к лицам, участвующим с вами в беседе и другие. Наиболее популярными европейскими культурными традициями на сегодня являются свадебные обычаи и кулинарное искусство.

Европейские свадебные традиции

Большинство обычаев, связанных с подготовкой и проведением свадебного торжества, хорошо нам знакомы, однако есть такие, которые могут стать для вас настоящим открытием.

Например, в Португалии и Венгрии существует определенное правило приглашения невесты на танец. Желающему потанцевать с молодой необходимо попасть монеткой в одну из её туфель, предварительно поставленных в центр свадебного зала.

Обычай посыпки молодоженов лепестками роз, являющийся символом легкой и счастливой жизни, появился в Великобритании и влился в свадебную культуру практически всех стран мира. Стараясь сделать данную традицию более уникальной, каждая из стран внесла в неё свою «изюминку». Так, на румынских свадебных обрядах, наряду с лепестками роз также присутствуют пшено и орехи.

В Словацкой Республике существует традиция обмена подарками между будущими супругами. Невеста дарит своему возлюбленному кольцо и рубашку из шёлка, расшитую золотыми нитками. Ответом жениха должны выступать серебряное кольцо, меховая шапка, чётки и пояс верности с тремя ключами.

На норвежских и швейцарских свадьбах обязательным обычаем является высадка деревьев: двух елей и одной сосны соответственно.

Начало церемонии в Германии сопровождается битьём друзьями и родственниками невесты посуды в её доме, в Нидерландах — праздничным банкетом, а во Франции – распитием молодоженами вина из кубков, символизирующим счастье и любовь.

Помимо традиций, связанных непосредственно с процедурой бракосочетания, огромное внимание уделяется дополнению свадебных образов будущих супругов. Так, для английских невест очень важным является наличие на свадебном платье подковы или булавки, являющееся знаком счастливого замужества, а на головах финских молодых должна присутствовать корона.

Особенность свадебных традиции европейского общества заключается в уникальности каждой из них, а также популярности среди современных европейцев.

Европейские кулинарные традиции

Традиционная европейская кухня собрана из удивительных кулинарных рецептов национальных блюд народов Европы. При этом, каждое европейское государство может похвастаться индивидуальными кулинарными шедеврами.

На территории Центральной Европы наибольшей популярностью пользуются блюда польской и венгерской кухни, коронными рецептами которых являются гуляш, штрудель, овощной суп с укропом.

Восточноевропейская кухня складывалась под влиянием обычаев приготовления пищи кочевыми народами, населяющими данную территорию в былые времена. Самые известные среди кулинарных блюд Восточной Европы – борщ, вареники, пироги.

Особое место на кулинарной арене Западной Европы занимает французская кухня, являющаяся примером для подражания многие стран по всему миру. Особенностью кулинарных шедевров Франции служит использование вин и специй практически в любом блюде. В отличие от французов, их соседи — немцы – предпочитают употреблять в пищу картофель, мясо и пиво.

Кулинарные традиции Северной Европы крайне разнообразны. Наиболее распространенными блюдами кухни европейских северян являются крем-брюле, помадка в шоколаде, утка в оранжевом соусе и куриный егерь.

Южноевропейская кухня во многом схожа с западноевропейской, в особенности, с французской. Здесь также является популярным добавлять в большинство блюд вина, но при этом, еще и отдельно подавать его в обязательном порядке на стол перед началом трапезы.

Приобщение к современной европейской культуре

Помимо свадебных и кулинарных обычаев, современная европейская культура содержит огромное количество разнообразных традиций, связанных со всеми сферами деятельности человека. Познакомиться с ними поближе, приобщиться или даже стать их неотъемлемой частью может любой иностранец, получивший паспорт Европейского союза. Наибольшим спросом в оформлении европейского гражданства пользуется Румыния. Получить гражданство Румынии – наиболее быстрый и дешевый способ интеграции в европейское общество на сегодня.

Источник

Современная культура стран центральной европы

Сфера изобразительного искусства в странах Центральной и Восточной Европы изменяется и развивается в настоящий момент, в связи с чем представляет интерес для исследователей этой области, а также для людей, следящих за развитием современной художественной культуры. Термины «Центральная и Восточная Европа» обозначают страны, расположенные восточнее Германии и южнее Балтийского моря до границ с Грецией. Россия и государства данного региона географически связаны, более того, в сфере российского и восточно-европейского искусства можно найти схожие и пересекающиеся темы. Это подтверждается выставками, проводимыми в России[1] и Европе[2], книгами о художниках Восточной Европы и их творчестве, издаваемыми и обсуждаемыми в России[3]. Ввиду этого, для российской аудитории искусство представителей стран Центральной и Восточной Европы представляется близким для восприятия и обращает на себя внимание любителей живописи, перформанса и инсталляций.

Восточно-европейское искусство на сегодняшний день не находится в тени, тем не менее, выставки представителей данного региона в России проводятся нерегулярно и довольно редко, но с размахом. Зачастую это масштабные экспозиции, собирающие работы многих авторов и объединяющие несколько их поколений. Такой была выставка «Грамматика свободы / пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+» в музее современного искусства «Гараж» (с 6 февраля по 19 апреля 2015 г.), где были представлены работы, созданные в период с 1960-х годов по настоящее время более чем 60 авторами из Восточной Европы. Мастера-ветераны известны широкому кругу и в России, и в мире, но молодые представители современного искусства скорее востребованы среди профессионалов, и для большой аудитории зрителей остаются пока что не столь популярными. Необходимо отметить, что искусство данного региона не уступает в разнообразии другим странам мира, обладает своими отличительными особенностями и громкими именами.

Венгрия: Музей Людвига в Будапеште и российское искусство.

В Центральной и Восточной Европе немало важных культурных институций, например, Музей Людвига – центр современного искусства, расположенный в Будапеште, который считается лучшим из восточно-европейских филиалов Кёльнского Музея Людвига. Постоянные экспозиции представлены произведениями современных венгерских художников, а также работами Пикассо, образцами американского поп-арта и произведениями времён социалистической Венгрии. Летом 2015 года зрительской аудитории представили экспозицию «Красный горизонт. Российские и экс-советские произведения из коллекции Музея Людвига»[4]. Время проведения выставки – с 5 июня по 6 сентября 2015 года.

Одним из важнейших начинаний коллекционеров произведений искусства Петра и Ирэны Людвиг, учредителями музея в Будапеште, было взятие на себя роли посредников между бывшим Востоком и Западом. Так называемое пост-Сталинское искусство не вызывало интерес западных коллекционеров или музея ранее. В конце 1970-х годов западные музеи обратили свой взгляд на советское искусство. Коллекция музея Людвига в Будапеште насчитывала около тысячи работ современного искусства из СССР в 1980-е годы. Сегодня эта коллекция, увеличившись более чем за 35 лет, отображает русские и постсоветские собранные произведения искусства в широких масштабах.

Выставка «Красный горизонт» осветила российское и советское художественное творчество. В первой части экспозиции выстраиваются различные формы реализма: фотореализм, экспрессивный реализм, сюрреализм. Вторая часть выставки представляет работы некоторых ныне легендарных художников геометрического искусства и Московского Концептуализма (например, Владимира Янкилевского, Дмитрия Пригова). Московский Концептуализм – влиятельное арт-движение второй половины XX века. На выставке произведения художников распределены по нескольким темам, в частности: «Бог», «Капиталист и Рабочий», «Память» и другие. Основная часть работ, участвующих в экспозиции, датируется 1980-90 гг.

10 июля в музее Людвига открылась еще одна выставка, связанная с отечественным искусством – «Абсолютная красота – Неоакадемизм в Санкт-Петербурге». Течение «Неоакадемизм» появилось в начале 1990-х гг. под руководством Тимура Новикова, философа, художника и теоретика. Представители неоакадемизма реабилитировали понятие красоты, вернулись к эстетическим ценностям и историческим формам классицизма и историзма. Нынешняя выставка, организованная в сотрудничестве с Уральской Галереей в Екатеринбурге, приводит краткий обзор этой очень примечательной ветви русского искусства. Выставка длилась до 13 сентября 2015 года.

Эстония: Художественный музей Куму как один из крупнейших в регионе.

В Таллине находится музей Куму (аббревиатура от эстонского «KUnstiMUuseum», что означает «музей искусства»), который является крупнейшим в Балтийском регионе и одним из четырёх филиалов Эстонского художественного музея. Среди постоянных экспозиций – искусство Эстонии, начиная с XVIII века, работы советского периода (1941—1991), включающие и социалистический реализм, и неофициальное искусство. Временные выставки представляют зрителям зарубежное и эстонское современное искусство. Музей строился относительно недавно – в период с 2003 по 2006 год, и здание музея впечатляет своей современной архитектурой и размерами.

Музей Куму в Таллине.

Одновременно в музее могут проходить десятки экспозиций. Среди текущих выставок музея Куму: «Богатство натуры. Идея жизненности и дюссельдорфская школа» (с 3 июля по 8 ноября 2015) – творчество влиятельных эстонских художников (Эдуарда фон Гебхардта, Эугена Дюкера, Оскара Хоффманна, Пауля Рауда), учившихся и работавших в Дюссельдорфской академии художеств; «Яромир Функе и чехословацкая авангардистская фотография 1900–1950 гг.» (с 15 мая по 30 августа 2015) и другие.

Для российского зрителя любопытна выставка «Метаморфозы чёрного квадрата. Толкования творчества Малевича в эстонском искусстве» (с 20 марта по 9 августа 2015) – по названию экспозиции видна прямая связь российского, советского, и эстонского искусства. Данная экспозиция – скромное посвящение 100-летию иконы живописи ХХ века, произведению «Черный квадрат» Казимира Малевича (1878–1935). Выставка предлагает разноплановую подборку трактовок «Черного квадрата» в работах художников Эстонии. «Черный квадрат» – произведение, существующее само по себе, в отрыве от автора, так как оно вышло за пределы приписываемых ему Малевичем значений. Посвящения и цитирования «Черного квадрата» существовали еще при жизни авангардиста, создавались его учениками, отсылки к этому произведению можно найти в работах многих современных, в том числе и эстонских художников. Черный квадрат живет своей жизнью в работах других художников, что было показано на российской выставке «Приключения “Черного квадрата”» (2007, Русский музей), которая вдохновила музей Куму на создание выставки в Эстонии. Присутствие на таллинской выставке названий, содержащих сочетание «черный квадрат», – обоснованное и вполне частое явление. Среди представленных работ – «Черный Кот Малевича» (2006) Сирьи-Лийзы Ээльма, «Деконструкция «Черного квадрата» Малевича» (2000/2010) Янно Бергманна, инсталляция «Рассеивание черного квадрата» (2008) Kiwa и другие.

Выставочный зал, экспозиция «Метаморфозы чёрного квадрата. Толкования творчества Малевича в эстонском искусстве».

Хорватия: Музей современного искусства в Загребе.

Музей модернистского искусства в столице Хорватии является крупнейшим и самым технически оборудованным музеем страны. Учреждение было создано в 1954 году, новое здание музея на другом месте было построено по проекту архитектора Игоря Франича. Строительство завершилось 11 декабря 2009 года. Основными работами, собранными в выставочных залах, являются произведения современных хорватских художников. 26 июля текущего года завершилась экспозиция «Bauhaus – сетевые идеи и практика (BAUNET)». На выставке были показаны произведения художников, архитекторов и дизайнеров из Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, учащихся в Баухаузе, одной из наиболее влиятельных международных школ. Помимо студенческих работ, на выставке присутствовали работы их преподавателей, известных художников, читающих лекции и проводящих семинары в Баухаузе, а также были представлены Марсель Брейер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Ханнес Мейер, Оскар Шлеммер.

Экспозиции восточноевропейских авторов в музее находятся постоянно, сменяются и открываются новые выставки для посетителей. В мае 2010 года в Калининградской художественной галерее была представлена выставка известного хорватского художника Бане Миленковича, а открывал экспозицию президент Хорватии Иво Йосипович, который обозначил начало обмена художественной информацией между Россией и Хорватией.

Черногория: выставка Войо Станича в художественном музее в Цетинье.

Постоянная экспозиция работ одного из самых видных современных художников Черногории, Войо Станича, располагается в национальном музее Черногории, в художественном отделе. Черногорский художник и скульптор Войо Станич родился 1 января 1924 года в Подгорице. Станич является членом Черногорской академии наук и искусств. Жанр, в котором работает художник – сюрреализм. Специалисты отдают Станичу в живописи место наравне с Кустурицей в кино и Бреговичем в музыке[5]. Было проведено несколько персональных выставок Станича, многие картины находятся в галереях Черногории. В 2009 году в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина состоялась выставка с замысловатым, таким же, как и картины художника, названием – «Нежная логика легкого абсурда». Сюжетами многих картин Войо Станича становятся люди и городская жизнь. Жизнь в городе автором изображается в специфичной манере, персонажи и предметы выходят за рамки холста, за границы воображения. Интересно, что сам художник называет свои произведения чересчур реалистичными.

Войо Станич «Терраса»

В заключение можно сказать, что изобразительное искусство Центральной и Восточной Европы оказывает воздействие на общемировое современное искусство и испытывает влияние со стороны деятелей из других государств, в том числе и российских художников, и бывших советских. В современном мире искусство не существует автономно в узкой среде, страны сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, делятся своим опытом с государствами других регионов. Восточная Европа активно развивает музейные пространства, которые сегодня стоят в одном ряду с такими площадками как Кёльнский музей современного искусства (Музей Людвига), Национальный музей искусств XXI века в Риме, Новая национальная галерея в Берлине, Пинакотека современности в Мюнхене и другими, которые представляют новые имена, художественные школы и идеи.

Один из важнейших теоретиков современного искусства, уроженец Словении и восточно-европейский куратор Игорь Забел (1958–2005) критически говорил о скрытом противостоянии искусства Запада и Востока Европы. Он писал, что главным в этой проблеме являются механизмы восприятия людей, разделением на «наше» и «другое» искусство[6]. В целом, творчество восточно-европейских и центрально-европейских авторов воспринимается по-разному в различных уголках мира, но искусство данной географической области занимает свое почетное место в культуре, обладает представителями с общемировой известностью. Россия и Восточная, Центральная Европа сотрудничают между собой, проводят межкультурные выставки, поэтому данные регионы тесно связаны не только экономически или политически, но и через сферу изобразительного искусства.

[1] Выставка произведений, созданных авторами из Восточной Европы, в московском музее современного искусства «Гараж» // http://garageccc.com/ru/event/654.

[2] Выставка «Метаморфозы чёрного квадрата. Толкования творчества Малевича в эстонском искусстве» // http://kumu.ekm.ee/ru/syndmus/.

[3] Издания о современном искусстве из стран Восточной Европы // http://garageccc.com/ru/event/682.

[6] Забел И. ”Мы” и “Другие”, Художественный журнал, № 22 (1998).

Источник

Оцените статью