Образовательные экскурсии как новое явление в дополнительном образовании РФ
Подготовил Гришин Артём Александрович
МАОУ Гимназия №13 “Академ”
1. Причины распространения образовательных экскурсий, как нового метода работы с учащимися. 2. Понятие образовательные экскурсии, общие характеристики. 3. Роль туристских объединений в развитии экскурсионного дела (конец XIX – нач. XX в.)
1. В современной школе, связь учебного процесса с внеурочной деятельностью — это один из главных принципов всей образовательновоспитательной системы. Во внеурочной деятельности происходит углубление и расширение знаний, полученных на уроках. В настоящее время, педагоги активно используют в своём образовательном арсенале ученические экскурсии, музейные занятия, которые являются важнейшим условием формирования патриотизма и гражданского самосознания у молодого поколения, способствуют изучению, пониманию и сохранению в памяти прошлого своей Родины.1 Но давайте разберёмся, насколько это явление ново для нашего государства.
2. Сам термин «образовательные» или «ученические» экскурсии возник на рубеже XIX – XX вв. и был синонимом понятий «экскурсия», «учебная поездка», иногда, «экспедиция». Но наиболее полным и всеобъемлющим, на наш взгляд, является определение, данное профессором, Санкт – Петербургского университета, историком И.М. Гревсом: «общеобразовательное путешествие, предпринимаемое для изучения определенной темы на конкретных объектах, расположенных в их естественном природном и историко-культурном окружении».2 В подтверждение этому определению, стоит отметить особо значимые функции образовательных экскурсий: образовательная – играла важную роль в получении объективных знаний по различным отраслям науки, будь то природа, экономический процесс или социальное явление. Особую ценность она представляла при изучении истории. Воспитательная функция 1 Тарасова, Н. В. Образовательный потенциал ученических экскурсий во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. / Н.В. Тарасова //Вестник ПСТГУ. – Курск, 2014. – Вып.1 (32) – С.45 2 Киселева, А. С. Экскурсионное дело в Нижнем Новгороде в начале ХХ века (по материалам профильной периодики 1900 – 1917 гг.) / А.С. Киселева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И Лобачевского. – Нижний Новгород, 2011. — № 6 (1). – С. 255 воздействовала на проявление самостоятельности, индивидуального творческого подхода, патриотизма, основанного на истинном знании прошлого. Попутно экскурсии выполняли организующую роль, объединяя людей, заполняя их досуг, давая возможность удовлетворять их творческие интересы.
3 Первые попытки осмысления образовательных экскурсий как научной и учебной деятельности в России относятся ещё к ХVIII веку. Начало академической традиции в изучении было заложено М.В. Ломоносовым, Н.И. Новиковым, В.Н. Татищевым и др.
Значительным исследованием проблемы школьных образовательных экскурсий стала работа русского педагога Н. Х. Весселя «Местный элемент в обучении» (1862 г.)4 . Идеи К. Д. Ушинского о создании учебников краеведческого характера поддерживал Л. Н. Толстой5 .
Образовательные экскурсии в XIX веке освещались на страницах периодических изданий: «Русский экскурсант»6 , «Ученические экскурсии», «Русская школа»7 , «Экскурсионный вестник»8 и др. В этих журналах публиковались отчеты экскурсантов, описания новых экскурсионных маршрутов и карт, различные указы министерств, обзоры тематической литературы и т.д.
К началу ХХ века русскими педагогами и методистами были разработаны общие вопросы школьного краеведения – о роли родиноведения в обучении и воспитании, о содержании и некоторых формах краеведческой работы, о местном материале в книгах для чтения и школьных литературных курсах.9 К этому времени относятся работы И.К. Гревса «К теории и 3 Писцов, К. М. Экскурсии как компонент культурно-просветительной политики в первое десятилетие Советского государства: Автореф. дис. . канд. истор. наук. М., 2001. – С. 2 4 Прокофьева, А. Г. Краеведение в школьном научном образовании. – Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №5(13), 2012 – Эл. ресурс. — www.sisp.nkras.ru 5 Там же. 6 Курсы по естествоведению и географии для учителей приходских школ г. Самары // Русский экскурсант. – 1916. — № 6. 7 Поездка учителей и учительниц Курской губернии в Москву // Русская школа. – 1902. — № 3. 8 Гинтовт, С. От редакции // Экскурсионный вестник. – 1914. — № 1. 9 Прокофьева, А. Г. Краеведение в школьном научном образовании. – Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №5(13), 2012 – Эл. ресурс. — www.sisp.nkras.ru практике «экскурсий», как орудия научного изучения истории в университетах»10, А. Свободова11, Н. Бурцева12 и др.
Динамичному развитию образовательных экскурсий учащих (учителей) и учащихся способствовало активное развитие инфраструктуры Российской империи во второй половине XIX в.: строительство ряда железнодорожных веток, пароходство. И здесь не лишним будет упомянуть, введенный 9 марта 1902 г. специальный тариф № 6900 на проезд учащихся13, отправляющихся в образовательные экскурсии. Суть этого тарифа в следующем: на всех российских железных дорогах для групп учеников-экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 г.
Значительную роль в деле развития образовательных экскурсий сыграл циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за № 20.18514, который отменял летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовал руководителям учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки, экскурсии и путешествия.
3. Особую роль в развитии экскурсионного дела в Российской Империи сыграли добровольные туристские объединения — Крымско-Кавказский горный клуб (ККГК) и Российское общество туристов (РОТ)15 .
Крымско-Кавказский горный клуб основан в 1890 г. в Одессе как Крымский горный клуб. Главная цель, согласно уставу клуба, определялась как: «Научное исследование Таврических гор и распространение собираемых 10 Киселева, А. С. Экскурсионное дело в Нижнем Новгороде в начале ХХ века (по материалам профильной периодики 1900 – 1917 гг.) / А.С. Киселева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И Лобачевского. – Нижний Новгород, 2011. — № 6 (1). – С. 261 11 Свободов, А. Экскурсионный тариф // Русский экскурсант. – 1915. — № 8. 12 Бурцев, Н. Роль городских самоуправлений в деле приема экскурсантов // Русский экскурсант. – 1914. — № 3 – 4. 13 Арцыбашев, Д.В., Арцыбашева, Т.Н. Становление и развитие экскурсионного метода обучения в отечественных учебных заведениях конца XIX – начала ХХ вв. // Курский государственный университет. – 2018 14 Там же. 15 Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. С. 22 о них сведений» и «Поощрение к посещению и исследованию этих гор и облегчение пребывания в них естествоиспытателям и художникам, отправляющимся в горы с научной или артистической целью»16 .
Крымский горный клуб представлял собой общественную организацию, существовавшую за счёт взносов своих членов, различных пожертвований, средств, получаемых от общих экскурсий, изданий трудов клуба и др.
В деле образовательных экскурсий особое внимание стоит уделить экскурсионным комиссиям: Центральная экскурсионная комиссия, Ярославская экскурсионная комиссия и др. При этих комиссиях формировались специальные экскурсионные музеи, библиотеки, которые принимали в свои фонды: «…Всё, что может войти в эти учреждения, как-то: фотографические и иные изображения местности, памятников и деятелей, планы, карты, картограммы, книги, археологические предметы и пр.»17
Деятельность Крымско-Кавказского горного клуба заложила прочное основание экскурсионного дела в стране. По праву, Ялтинское отделение клуба считается первым отечественным экскурсионным учреждением – прототипом будущих бюро путешествий и экскурсий, получивших широкое распространение в Советском Союзе в 70 -80-е гг. XX в18 .
Весомый вклад в развитие поездок за рубеж российских граждан внесла экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний. Созданная в 1908 г., она за пять лет до начала первой мировой войны помогла побывать в зарубежных странах 7217 любителям путешествий, в том числе 4500 учителям из различных городов российской империи.
Также стоит отметить работу земств, которые выделяли денежные средства на поездки учащихся. В 1910-е гг. появились сведения об экскурсиях, предназначавшихся для сельских жителей. Например, воронежское земство ежегодно организовывало, как писали, «для наиболее 16 Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. С. 25 17 Спутник экскурсанта. – Москва. – 1912. — № 3 18 Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. С. 22 – 23 развитых крестьян», экскурсии в Киевскую, Полтавскую, Харьковскую, Орловскую, Волынскую губернии, чтобы познакомить их с образцовыми сельскими хозяйствами, опытными полями, садоводством и т.п19. В 1914 г. крестьяне Воронежской губернии выезжали за границу в Моравию (Чехия), где посетили 6 селений и осмотрели 23 хозяйства, а также побывали в сельскохозяйственной школе. Эти экскурсии оказались весьма полезными для крестьян, участвовавших в них. Во многих хозяйствах в результате такого своеобразного обмена опытом появились спустя некоторое время различные нововведения.
С 1910 по 1915 г. число экскурсионных обществ резко возросло. К концу 1915 г. в России, по самым приблизительным оценкам, устройством образовательных экскурсий занималось более 100 организаций; в том числе, Ярославское Естественно-Историческое общество, Костромское научное общество по изучению местного края, Кукарское образовательное общество и др.20
Источник
Современная образовательная технологии экскурсия
Автор: Оборина Елена Павловна
Организация: МДОУ Детский сад № 4 «Теремок»
Населенный пункт: Вологодская область, Белозерский район, г. Белозерск
Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации дошкольников, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать ситуацию успеха.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних детей ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их не только легко и быстро воспринимать и запоминать информацию, но и уметь находить, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях, представлять свои мысли, выражать чувства и эмоции.
Дети дошкольного возраста испытывают трудности в восприятии, анализе информации, ее запоминании, представления своего опыта в диалогической и монологической речи и т.д. Поэтому возникла необходимость в применении инновационной технологии – Виртуальная экскурсия.
Виртуальные экскурсии, конечно, не заменят реального посещения желаемых объектов, но это отличный способ познакомиться с желанными и такими далекими для некоторых местами. Другой положительный момент виртуальных экскурсий — расширение кругозора детей, приобщение их к прекрасному через искусство. Возможность использования данных программ сделает образовательную деятельность более живой и интересной.
Зачем? (обоснование выбора технологии)
Выбор мной был сделан не случайно, так как экскурсия является наиболее значимым инструментом для ознакомления детей с окружающим миром. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д. Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным. Эта технология позволяет реализовывать принципы научности и наглядности в процессе обучения дошкольников.
Социальная значимость виртуальных экскурсий заключается в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не каждый ребенок может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным экскурсиям это становится возможным.
Что такое «виртуальная экскурсия»?
Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
Проведение экскурсии я начинаю со вступительной беседы с детьми, в ходе которой ставятся цели и задачи экскурсии. Для активизации деятельности детей во время просмотра виртуальных экскурсии я использую прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии, таким образом, активизируется познавательная активность дошкольников. При составлении текста виртуальной экскурсии необходимо помнить о том, что он должен быть кратким, лаконичным и соответствовать видео, или фотоматериалу. Как любая образовательная деятельность виртуальная экскурсия предполагает подведение итога, в ходе которого делаются выводы, обобщения. Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогают разнообразить использование викторин, игр, конкурсов, соревнований. Это позволяет мне сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми. Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволяет использование музыкального сопровождения, художественных образов.
Поэтому для изучения родного края мною был разработан цикл занятий «Знакомство с профессиями родного края» Для начала были выбраны профессии и предприятия, с которыми познакомятся дети. Знакомство с профессиями начинала с вводного занятия, где мы узнала, где работают родители воспитанников и в чем заключается их работа.
Следующее занятие посвящено Белозерскому хлебозаводу. Дети познакомились с такими профессиями как: тестомес, пекарь, фасовщик, кондитер. Дети наглядно увидели технологию приготовление хлеба и кондитерских изделий.
На следующей экскурсии мы заочно побывали на Лесоперерабатывающем заводе. Познакомились с такими профессиями как: столяр, укладчик пиломатериалов, станочник, электрик, наладчик деревообрабатывающего оборудования и др.
Так же дети посетили почту, парикмахерскую, ветстанцию.
Затем дети познакомились с главными предприятиями области. Дети посмотрели, как работает «Северсталь» побывали на «Молочном заводе», Увидели, как появляется лен и кружево.
Результат
Новизна Виртуальной экскурсии заключается в создании системы работы по краеведению через использование возможностей информационно‐коммуникационных технологий.
Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволило не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, сформировать умения поисково‐исследовательской деятельности.
Кроме того, подготовка презентаций помогла объединить огромное количество демонстрационного материала, освободила от большого объема бумажных наглядных пособий, позволила расширить натурный и предметный фонд.
Подготавливаясь к проведению экскурсии, имеется возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогли разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.
Не могу не остановиться еще на одном очень важном моменте, подтверждающем полезность использования такой формы работы как виртуальная экскурсия.
Создавая проекты виртуальных экскурсий по теме, я углубила свои знания, расширила навыки поиска необходимой информации с помощью интернет — сайтов.
Источник