Современная образовательная технологии экскурсия

Образовательные экскурсии как новое явление в дополнительном образовании РФ

Подготовил Гришин Артём Александрович

МАОУ Гимназия №13 “Академ”

1. Причины распространения образовательных экскурсий, как нового метода работы с учащимися. 2. Понятие образовательные экскурсии, общие характеристики. 3. Роль туристских объединений в развитии экскурсионного дела (конец XIX – нач. XX в.)

1. В современной школе, связь учебного процесса с внеурочной деятельностью — это один из главных принципов всей образовательновоспитательной системы. Во внеурочной деятельности происходит углубление и расширение знаний, полученных на уроках. В настоящее время, педагоги активно используют в своём образовательном арсенале ученические экскурсии, музейные занятия, которые являются важнейшим условием формирования патриотизма и гражданского самосознания у молодого поколения, способствуют изучению, пониманию и сохранению в памяти прошлого своей Родины.1 Но давайте разберёмся, насколько это явление ново для нашего государства.

2. Сам термин «образовательные» или «ученические» экскурсии возник на рубеже XIX – XX вв. и был синонимом понятий «экскурсия», «учебная поездка», иногда, «экспедиция». Но наиболее полным и всеобъемлющим, на наш взгляд, является определение, данное профессором, Санкт – Петербургского университета, историком И.М. Гревсом: «общеобразовательное путешествие, предпринимаемое для изучения определенной темы на конкретных объектах, расположенных в их естественном природном и историко-культурном окружении».2 В подтверждение этому определению, стоит отметить особо значимые функции образовательных экскурсий: образовательная – играла важную роль в получении объективных знаний по различным отраслям науки, будь то природа, экономический процесс или социальное явление. Особую ценность она представляла при изучении истории. Воспитательная функция 1 Тарасова, Н. В. Образовательный потенциал ученических экскурсий во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. / Н.В. Тарасова //Вестник ПСТГУ. – Курск, 2014. – Вып.1 (32) – С.45 2 Киселева, А. С. Экскурсионное дело в Нижнем Новгороде в начале ХХ века (по материалам профильной периодики 1900 – 1917 гг.) / А.С. Киселева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И Лобачевского. – Нижний Новгород, 2011. — № 6 (1). – С. 255 воздействовала на проявление самостоятельности, индивидуального творческого подхода, патриотизма, основанного на истинном знании прошлого. Попутно экскурсии выполняли организующую роль, объединяя людей, заполняя их досуг, давая возможность удовлетворять их творческие интересы.

Читайте также:  Православные святыни стамбула экскурсия

3 Первые попытки осмысления образовательных экскурсий как научной и учебной деятельности в России относятся ещё к ХVIII веку. Начало академической традиции в изучении было заложено М.В. Ломоносовым, Н.И. Новиковым, В.Н. Татищевым и др.

Значительным исследованием проблемы школьных образовательных экскурсий стала работа русского педагога Н. Х. Весселя «Местный элемент в обучении» (1862 г.)4 . Идеи К. Д. Ушинского о создании учебников краеведческого характера поддерживал Л. Н. Толстой5 .

Образовательные экскурсии в XIX веке освещались на страницах периодических изданий: «Русский экскурсант»6 , «Ученические экскурсии», «Русская школа»7 , «Экскурсионный вестник»8 и др. В этих журналах публиковались отчеты экскурсантов, описания новых экскурсионных маршрутов и карт, различные указы министерств, обзоры тематической литературы и т.д.

К началу ХХ века русскими педагогами и методистами были разработаны общие вопросы школьного краеведения – о роли родиноведения в обучении и воспитании, о содержании и некоторых формах краеведческой работы, о местном материале в книгах для чтения и школьных литературных курсах.9 К этому времени относятся работы И.К. Гревса «К теории и 3 Писцов, К. М. Экскурсии как компонент культурно-просветительной политики в первое десятилетие Советского государства: Автореф. дис. . канд. истор. наук. М., 2001. – С. 2 4 Прокофьева, А. Г. Краеведение в школьном научном образовании. – Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №5(13), 2012 – Эл. ресурс. — www.sisp.nkras.ru 5 Там же. 6 Курсы по естествоведению и географии для учителей приходских школ г. Самары // Русский экскурсант. – 1916. — № 6. 7 Поездка учителей и учительниц Курской губернии в Москву // Русская школа. – 1902. — № 3. 8 Гинтовт, С. От редакции // Экскурсионный вестник. – 1914. — № 1. 9 Прокофьева, А. Г. Краеведение в школьном научном образовании. – Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №5(13), 2012 – Эл. ресурс. — www.sisp.nkras.ru практике «экскурсий», как орудия научного изучения истории в университетах»10, А. Свободова11, Н. Бурцева12 и др.

Динамичному развитию образовательных экскурсий учащих (учителей) и учащихся способствовало активное развитие инфраструктуры Российской империи во второй половине XIX в.: строительство ряда железнодорожных веток, пароходство. И здесь не лишним будет упомянуть, введенный 9 марта 1902 г. специальный тариф № 6900 на проезд учащихся13, отправляющихся в образовательные экскурсии. Суть этого тарифа в следующем: на всех российских железных дорогах для групп учеников-экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 г.

Значительную роль в деле развития образовательных экскурсий сыграл циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за № 20.18514, который отменял летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовал руководителям учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки, экскурсии и путешествия.

3. Особую роль в развитии экскурсионного дела в Российской Империи сыграли добровольные туристские объединения — Крымско-Кавказский горный клуб (ККГК) и Российское общество туристов (РОТ)15 .

Крымско-Кавказский горный клуб основан в 1890 г. в Одессе как Крымский горный клуб. Главная цель, согласно уставу клуба, определялась как: «Научное исследование Таврических гор и распространение собираемых 10 Киселева, А. С. Экскурсионное дело в Нижнем Новгороде в начале ХХ века (по материалам профильной периодики 1900 – 1917 гг.) / А.С. Киселева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И Лобачевского. – Нижний Новгород, 2011. — № 6 (1). – С. 261 11 Свободов, А. Экскурсионный тариф // Русский экскурсант. – 1915. — № 8. 12 Бурцев, Н. Роль городских самоуправлений в деле приема экскурсантов // Русский экскурсант. – 1914. — № 3 – 4. 13 Арцыбашев, Д.В., Арцыбашева, Т.Н. Становление и развитие экскурсионного метода обучения в отечественных учебных заведениях конца XIX – начала ХХ вв. // Курский государственный университет. – 2018 14 Там же. 15 Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. С. 22 о них сведений» и «Поощрение к посещению и исследованию этих гор и облегчение пребывания в них естествоиспытателям и художникам, отправляющимся в горы с научной или артистической целью»16 .

Крымский горный клуб представлял собой общественную организацию, существовавшую за счёт взносов своих членов, различных пожертвований, средств, получаемых от общих экскурсий, изданий трудов клуба и др.

В деле образовательных экскурсий особое внимание стоит уделить экскурсионным комиссиям: Центральная экскурсионная комиссия, Ярославская экскурсионная комиссия и др. При этих комиссиях формировались специальные экскурсионные музеи, библиотеки, которые принимали в свои фонды: «…Всё, что может войти в эти учреждения, как-то: фотографические и иные изображения местности, памятников и деятелей, планы, карты, картограммы, книги, археологические предметы и пр.»17

Деятельность Крымско-Кавказского горного клуба заложила прочное основание экскурсионного дела в стране. По праву, Ялтинское отделение клуба считается первым отечественным экскурсионным учреждением – прототипом будущих бюро путешествий и экскурсий, получивших широкое распространение в Советском Союзе в 70 -80-е гг. XX в18 .

Весомый вклад в развитие поездок за рубеж российских граждан внесла экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний. Созданная в 1908 г., она за пять лет до начала первой мировой войны помогла побывать в зарубежных странах 7217 любителям путешествий, в том числе 4500 учителям из различных городов российской империи.

Также стоит отметить работу земств, которые выделяли денежные средства на поездки учащихся. В 1910-е гг. появились сведения об экскурсиях, предназначавшихся для сельских жителей. Например, воронежское земство ежегодно организовывало, как писали, «для наиболее 16 Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. С. 25 17 Спутник экскурсанта. – Москва. – 1912. — № 3 18 Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. С. 22 – 23 развитых крестьян», экскурсии в Киевскую, Полтавскую, Харьковскую, Орловскую, Волынскую губернии, чтобы познакомить их с образцовыми сельскими хозяйствами, опытными полями, садоводством и т.п19. В 1914 г. крестьяне Воронежской губернии выезжали за границу в Моравию (Чехия), где посетили 6 селений и осмотрели 23 хозяйства, а также побывали в сельскохозяйственной школе. Эти экскурсии оказались весьма полезными для крестьян, участвовавших в них. Во многих хозяйствах в результате такого своеобразного обмена опытом появились спустя некоторое время различные нововведения.

С 1910 по 1915 г. число экскурсионных обществ резко возросло. К концу 1915 г. в России, по самым приблизительным оценкам, устройством образовательных экскурсий занималось более 100 организаций; в том числе, Ярославское Естественно-Историческое общество, Костромское научное общество по изучению местного края, Кукарское образовательное общество и др.20

Источник

Современная образовательная технологии экскурсия

Автор: Оборина Елена Павловна

Организация: МДОУ Детский сад № 4 «Теремок»

Населенный пункт: Вологодская область, Белозерский район, г. Белозерск

Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации дошкольников, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать ситуацию успеха.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних детей ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их не только легко и быстро воспринимать и запоминать информацию, но и уметь находить, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях, представлять свои мысли, выражать чувства и эмоции.

Дети дошкольного возраста испытывают трудности в восприятии, анализе информации, ее запоминании, представления своего опыта в диалогической и монологической речи и т.д. Поэтому возникла необходимость в применении инновационной технологии – Виртуальная экскурсия.

Виртуальные экскурсии, конечно, не заменят реального посещения желаемых объектов, но это отличный способ познакомиться с желанными и такими далекими для некоторых местами. Другой положительный момент виртуальных экскурсий — расширение кругозора детей, приобщение их к прекрасному через искусство. Возможность использования данных программ сделает образовательную деятельность более живой и интересной.

Зачем? (обоснование выбора технологии)

Выбор мной был сделан не случайно, так как экскурсия является наиболее значимым инструментом для ознакомления детей с окружающим миром. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д. Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным. Эта технология позволяет реализовывать принципы научности и наглядности в процессе обучения дошкольников.

Социальная значимость виртуальных экскурсий заключается в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не каждый ребенок может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным экскурсиям это становится возможным.

Что такое «виртуальная экскурсия»?

Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Проведение экскурсии я начинаю со вступительной беседы с детьми, в ходе которой ставятся цели и задачи экскурсии. Для активизации деятельности детей во время просмотра виртуальных экскурсии я использую прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии, таким образом, активизируется познавательная активность дошкольников. При составлении текста виртуальной экскурсии необходимо помнить о том, что он должен быть кратким, лаконичным и соответствовать видео, или фотоматериалу. Как любая образовательная деятельность виртуальная экскурсия предполагает подведение итога, в ходе которого делаются выводы, обобщения. Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогают разнообразить использование викторин, игр, конкурсов, соревнований. Это позволяет мне сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми. Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволяет использование музыкального сопровождения, художественных образов.
Поэтому для изучения родного края мною был разработан цикл занятий «Знакомство с профессиями родного края» Для начала были выбраны профессии и предприятия, с которыми познакомятся дети. Знакомство с профессиями начинала с вводного занятия, где мы узнала, где работают родители воспитанников и в чем заключается их работа.

Следующее занятие посвящено Белозерскому хлебозаводу. Дети познакомились с такими профессиями как: тестомес, пекарь, фасовщик, кондитер. Дети наглядно увидели технологию приготовление хлеба и кондитерских изделий.

На следующей экскурсии мы заочно побывали на Лесоперерабатывающем заводе. Познакомились с такими профессиями как: столяр, укладчик пиломатериалов, станочник, электрик, наладчик деревообрабатывающего оборудования и др.

Так же дети посетили почту, парикмахерскую, ветстанцию.

Затем дети познакомились с главными предприятиями области. Дети посмотрели, как работает «Северсталь» побывали на «Молочном заводе», Увидели, как появляется лен и кружево.

Результат

Новизна Виртуальной экскурсии заключается в создании системы работы по краеведению через использование возможностей информационно‐коммуникационных технологий.

Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволило не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, сформировать умения поисково‐исследовательской деятельности.

Кроме того, подготовка презентаций помогла объединить огромное количество демонстрационного материала, освободила от большого объема бумажных наглядных пособий, позволила расширить натурный и предметный фонд.

Подготавливаясь к проведению экскурсии, имеется возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогли разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.

Не могу не остановиться еще на одном очень важном моменте, подтверждающем полезность использования такой формы работы как виртуальная экскурсия.

Создавая проекты виртуальных экскурсий по теме, я углубила свои знания, расширила навыки поиска необходимой информации с помощью интернет — сайтов.

Источник

Оцените статью