Современная рыночная экономика развитых стран

Рыночная экономика — что это?

Экономика любого государства представляет собой систему сложных взаимосвязанных процессов, институтов и управленческих решений, характеризующихся определёнными признаками и особенностями, которые определяют модель экономической системы.

Рыночная экономика – определение термина

Рыночной называют экономическую модель, основанную на свободе предпринимательской деятельности, праве частной собственности, рыночном построении цен путем нахождения пересечения кривых спроса и предложения, то есть целью функционирования субъектов рыночной экономики является получение выгоды, при этом риски деятельности субъект несет и покрывает самостоятельно.

Рынок предлагает множество вариантов продукции, работ и услуг для потребителя, который свободен в своем выборе. Для производителя модель рыночной экономики предлагает условия конкуренции с иными производителями аналогичной продукции. Издержки производства ложатся на самого производителя, но и цену производитель формирует на основании своего суждения. Полученные средства (доход) производитель также распределяет самостоятельно. В рыночной модели экономики роль государства как регулятора очень ограничена.

Так как выбор товаров, работ либо услуг широкий для потребителя, между производителями возникают отношения конкуренции – основополагающие при рыночной модели экономики. Также базой будет являться право собственности, гарантирующее свободу от вмешательства посторонних лиц.

Рыночная экономика – основные черты и признаки

Основополагающими характеристиками модели данного типа экономики являются:

  • Право частной собственности как гарантия невмешательства государства и иных лиц.
  • Право на осуществление предпринимательской деятельности – оно есть у каждого субъекта, и он может самостоятельно выбрать и заниматься каким-либо видом деятельности, при этом его издержки относятся ему на расходы и субъект самостоятельно распределяет полученный доход.
  • Выбор потребителя, его спрос будет являться решающим фактором для производства товара либо оказания услуги.
  • Цена формируется за счет нахождения точек пересечения кривых спроса и предложения на рынке. Регулирование цен на продукцию со стороны государства не предусматривается, при рыночной экономике рынок регулирует себя самостоятельно.
  • При свободном выборе покупателя – что ему приобретать, а также при свободе выбора вида деятельности производителем, возникают отношения конкуренции, являющиеся отличительной чертой рыночной модели экономики.
  • Государство не устанавливает цены на продукцию, услуги, и не является главным регулятором при рыночной экономике.
Читайте также:  Критерии выделения новых индустриальных стран

Рыночная экономика – показатели развития

  1. Рост валового внутреннего продукта в пределах 2-3%.
  2. Низкий уровень инфляции и инфляционных ожиданий.
  3. Дефицит госбюждета в пределах 9%.
  4. Низкий уровень безработицы (до 6%).
  5. Положительное сальдо платежного баланса.

Особенности построения рыночной экономики в России

Экономика России ранее существовала в рамках административной модели, характеризующейся централизацией всех процессов, наличием мощного регулятора в виде государственных органов, установлением цен на определенном уровне регулятором, системой планирования. С момента распада СССР, Россией принят курс на построение экономической модели рыночного типа для вывода экономики из состояния спада.

Кардинальное изменение экономической модели развития не могло не отразиться на таких сферах, как политика, госрегулирование, социальная сфера.

Помимо затяжного спада в экономике, предпосылками перехода к рыночной системе стали:

  • наличие жесткого государственного регулирования экономики привело к образованию большой доли теневого сектора экономики;
  • малая экономическая активность субъектов экономики в связи с тотальным регулированием всех сфер деятельности;
  • формирование неверной структуры отраслей экономики, неориентированных на бытовое обслуживание, а на обслуживание и производство в сфере военной промышленности;
  • отсутствие условий свободной конкуренции, монополистические явления во многих отраслях привели к неконкурентоспособности производимых товаров;
  • совокупность данных факторов привела к кризису экономической системы, который, в свою очередь, затронул политическую, социальную систему.

Мероприятиями по переходу к рыночной экономической модели стали:

  1. Приватизация имущества, ранее монопольно принадлежащего государству.
  2. Возникновение самого стабильного слоя населения – среднего класса.
  3. Формирование связей с внешним миром на уровне политики и экономики.
  4. Создание организаций совместной формы собственности – между государственным и частным сектором, с привлечением внешнеэкономических инвестиций.
  5. Формирование устойчивых международных связей.

Рыночная экономика – способы перехода

Для окончательного формирования рыночной модели, следует определиться со стратегией перехода к ней:

  • Постепенное, последовательное проведение реформ и изменений, при котором происходит замена институтов. Характеризуется постепенным ослаблением регулирования ценообразования, экономики, социальной сферы государством.
  • Шоковая терапия – когда изменения не происходят поэтапно, а экономика отпущена «в свободное плавание», с минимальным госрегулированием. Рынок, как самый экономически эффективный инструмент, сам отрегулируется. Расходы государства резко снижаются, а ценообразование происходит рыночным методом.

Источник

Национальные модели рыночной экономики на примере различных стран

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.03.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что рыночная экономика является наиболее распространенной и, как считается, самой эффективной современной экономической системой.

Происхождение всех экономических систем, известных человеку, происходит в результате поиска путей решения насущной проблемы: «ресурсы ограничены — потребности безграничны». Ресурсы неадекватны по сравнению с потребностью в экономических выгодах. Ограниченные ресурсы могут быть преодолены только в том случае, если производительность труда возрастет, то есть увеличится выпуск различных потребительских товаров в единицу времени. В свою очередь, рост производительности труда возможен, во-первых, за счет общественного разделения труда и специализации ресурсов, а во-вторых, за счет расширения эквивалентного и взаимовыгодного обмена продуктами труда.

В условиях разделения труда только небольшая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Он удовлетворяет большую их часть, обменивая произведенные продукты его труда на продукты труда других людей, в которых он нуждается. Именно в этом смысле разделение труда считается одной из объективных причин появления рынка.

Экономические системы различаются хронологически и географически. Тенденции экономического развития характеризуются смешанной экономикой. В его анализе используется такое понятие, как «национальная модель экономики», что предполагает развитие экономической системы в разных странах. У каждой страны своя рыночная особенность.

В этой статье я хотел бы изложить сущность рыночной экономики, определить рынок, указать преимущества и недостатки рыночной экономики. Выше было сказано, что развитие рыночной экономики в разных странах имеет свою особенность, поэтому цель моей работы — раскрыть сущность рыночной экономики на примере стран с рыночной экономикой.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотрим рыночную экономическую систему
  2. Опишите рыночную экономику
  3. Опишите преимущества и недостатки рыночной системы
  4. Сравните модели рыночной экономики в Америке, Японии, Германии и России.

Понятие рыночной экономической системы

Рыночная система — это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика основана на принципах свободы предпринимательства и выбора.

Основой этой системы являются: право частной собственности, инициатива частного бизнеса, рыночная организация распределения ресурсов.

Создание именно тех товаров, в которых нуждается общество, осуществляется системой рынков. На каждый из которых товары и ресурсы определенного типа продаются и покупаются (есть рынок земли, рынок капитала, рынок труда, рынки товаров и услуг, которые потребляются людьми).

Рынок определяет степень успеха конкретной бизнес-инициативы, генерирует сумму дохода, которую собственность приносит своим владельцам, диктует пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными областями их использования.

Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продавать товары, которыми он владеет на рынке: его рабочую силу, навыки, его собственные продукты, землю и способность проводить коммерческие операции. Любой, кто предлагает покупателям лучший продукт и на более выгодных условиях, открывает путь к росту собственного благополучия.

Преимущество рыночного механизма заключается в том, что он заставляет каждого продавца задуматься об интересах покупателей, тем самым продавец добивается своей собственной выгоды. Но покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить желаемый товар, только заплатив за него преобладающую рыночную цену.

Под «невидимой рукой» рынка, которая позволяет рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей, экономисты понимают механизм цен. Именно цены, которые развиваются в процессе конкуренции на рынке, служат основным источником информации для всех продавцов и покупателей о взаимосвязи между предложением товаров и спросом на них.

Конкурентные рынки являются наиболее эффективным способом, известным человечеству для распределения ограниченных производственных ресурсов. конкуренция рыночной экономики

Преимущество конкуренции заключается в том, что конкуренты могут быть побеждены только благодаря производству товаров самого высокого качества или менее дорогих товаров. В конкурентной борьбе покупателей за дефицитные товары по самой низкой цене преобладают те, чья собственная деятельность оценивается рынком особенно высоко и лучше оплачивается, что позволяет нам предлагать самую высокую цену.

Рыночная система, в силу особенностей ее функционирования, также имеет ряд недостатков, которые в экономической теории называют провалами (слабостями) рынка.

Основными недостатками рыночной системы являются: значительный разрыв между доходами различных слоев населения, неспособность внутри системы производить достаточное количество так называемых общественных благ, возможная монополизация рынка и т. д.

Характеристика рыночной экономики

В процессе долгой эволюции во всех странах мира доминирование рыночной экономики стало основной и наиболее эффективной формой ведения сельского хозяйства. Его основой является товарное производство. Под этим понимается производство продуктов отдельными, частными, отдельными производителями, каждый из которых специализируется на разработке одного конкретного продукта, поэтому для удовлетворения социальных потребностей покупка и продажа продуктов на рынке и их обмен нужно.

История развития общества от низших до высших уровней свидетельствует о том, что общественная экономика на разных этапах развития производительных сил и производственных отношений изменила свои экономические формы.

Основной, начальной формой было натуральное хозяйство. Исторический опыт его развития дает основание предполагать огромное разнообразие моделей естественной формы управления: первобытное сообщество, азиатское сообщество, германское, славянское и т. д. При общности основных черт каждая из моделей имела свои особенности, обусловленные спецификой среды обитания.

Естественная форма экономики исторически основывалась на земельной собственности, которая была основой всех социально-экономических отношений. Эта форма управления была характерна для всех докапиталистических способов производства. Оно возникло в результате неразвитости общественного разделения труда и примитивности материальных условий управления.

Натуральное производство — это такая форма экономики, при которой материальные товары и услуги создаются для собственного потребления, для потребления в рамках отдельной экономической единицы. Внешние связи здесь не развиты. Естественная форма преобладала в закрытой первобытной общине. Здесь каждая бизнес-единица выполняет все виды работ, от добычи различных видов сырья до полной подготовки продуктов труда к потреблению. В основном естественными были патриархальное крестьянское хозяйство, феодальные поместья. Ограниченные примитивные потребности совпали с одинаково примитивным производством.

В рамках такой закрытой экономики практически все воспроизводилось для собственных нужд: продукты питания, одежда, рабочий и продуктивный скот, удобрения, примитивное оборудование. Производственные отношения при этой форме управления возникали в их прямой форме как отношения между людьми (рабовладельцем и рабом, землевладельцем и крестьянином), а не как отношения через продукты их труда. Естественная форма производства жестко фиксирует все экономические процессы в рамках локальных единиц и не позволяет открывать каналы для внешних связей. Рабочая сила одинаково жестко привязана к этому экономическому целому и лишена мобильности. Отсюда и консерватизм натурального хозяйства. Его элементы сохранились до наших дней, а в слаборазвитых странах существуют в огромных масштабах.

Товарная форма экономики возникла как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла в них, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и умирающий элемент экономической жизни общества.

Товарное производство — это некая организация общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через продажу продуктов их труда.

Для развития товарной экономики были необходимы два условия:

  1. Социальное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на разработке определенного вида продукции. Специализация была основным условием роста производительности труда, а впоследствии и технологических революций. Это было предпосылкой для создания некоторого избыточного производства сверх того, что было необходимо для потребления внутри сообщества.
  2. Экономическая изоляция производителей друг от друга как собственников, что обусловило необходимость обмена результатами труда. Социальное разделение труда является скорее условием возникновения товарного производства, а причина — экономической изоляцией товаропроизводителей. Необходимо различать два типа товарного хозяйства: простое и развитое капиталистическое. Простое товарное производство — это экономика ремесленников и крестьян. Он основан на личной работе, а связь с рынком поддерживается за счет продажи излишка (сверх его потребления) произведенной продукции. Капиталистическое товарное производство основано на наемном труде и полностью связано с рынком. Объединяет в частной собственности материальные условия хозяйственной деятельности.

В длительной экономической эволюции «создание» рынка произошло в результате того, что люди искали решение вечной экономической дилеммы: «редкие ограниченные ресурсы — неограниченные потребности людей в различных выгодах». Вероятно, правильнее было бы сказать, что выход на рынок был предопределен самой экономической ситуацией. Ограниченность ресурсов была одной из причин социального разделения труда, специализации отраслей и видов человеческой деятельности. Современная экономическая система сама по себе является продуктом постоянно растущих масштабов разделения труда и углубления специализации. Однако успехи в поиске решения проблемы «нужда-возможность» были достигнуты не всеми.

Мировой опыт показывает, что не всегда возникновение и функционирование товарных отношений автоматически порождает прогрессивное развитие общества. В течение тысячелетий торговля процветала во многих городах Центральной Азии и Ближнего Востока, но большинство расположенных здесь государств все еще недостаточно развиты.

В качестве начальных признаков рыночной экономики следует выделить следующие:

  1. доминирование товарного производства;
  2. доминирование частной собственности и частного интереса в поведении любого субъекта хозяйствования;
  3. особая важность спроса и предложения как механизма координации экономической системы;
  4. формирование внутри страны единого экономического пространства;
  5. суверенитет потребителя

Вывод: рыночная экономика — это такая система управления, в которой под влиянием спроса и предложения ресурсы постоянно перераспределяются между видами национального производства с учетом уровня прибыльности.

Принципы построения рыночной экономики

Рыночная экономика построена на принципах.

Основными из них являются:

  • свобода выбора видов и форм деятельности (экономическая свобода);
  • универсальность рынка;
  • равные права субъектов рынка различных форм собственности;
  • саморегуляция деятельности;
  • принцип договорных отношений;
  • свобода ценообразования;
  • самофинансирование;
  • децентрализация управления и экономическая независимость;
  • полная экономическая ответственность;
  • свободная конкуренция и функционирование механизмов социальной защиты;
  • государственное регулирование через систему законов, налогов, меры стимулирования производства товаров в приоритетных отраслях.

Экономическая свобода. Она, как политическая, социальная, духовная свобода, имеет свои пределы, установленные обществом. Полная свобода — это беззаконие. Полная свобода одного объекта является средством насилия над другими субъектами. Должна быть определенная структура, вопрос в том, какими должны быть ограничения, как они должны применяться, как защищаются права. Этот принцип провозглашает право любого юридического или физического лица выбирать основной экономически выгодный вид деятельности в установленных правовых рамках.

Общность рынка является следствием первого принципа. Он характеризует неизбежность проникновения на рынок во всех средах.

Рыночные отношения (товар-деньги, товар-биржа) проникают, прежде всего:

  • на рынок товаров народного потребления;
  • в сфере бытовых и коммунальных услуг, в сфере культуры;
  • в жилье;
  • на средства производства (земля, промышленные здания, оборудование, транспорт);
  • в сфере рыночного капитала;
  • на рынок труда.

Равные права субъектов рынка с различными формами собственности означают, что это равенство не является буквальным. Существуют разные формы собственности, например, в разных секторах, но мы знаем, что есть приоритетные отрасли, есть отрасли, которые имеют привилегии. Здесь, скорее всего, я имею в виду общее право на существование.

Экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть людей и групп, руководствуются собственными интересами и хороши, а сами несут ответственность за негативные последствия управления. Это делает нас бдительными в отношении ресурсов, активной, активной, находчивой экономической деятельности.

Экономическая конкуренция и функционирование механизмов социальной защиты. Конкуренция — это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы производителей и поставщиков за продажу продукции, соперничество отдельных производителей или поставщиков товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Желание «обойти» конкурента подталкивает к действию (внедрение передовых технологий, новых технологий, повышение качества продукции). Пути и средства социальной защиты очень разнообразны. С одной стороны, это постоянно действующие лимитеры (снижение заработной платы ограничено снизу минимальным уровнем почасовой заработной платы. Налоги — сверху — максимально допустимой налоговой ставкой). С другой стороны, предоставление льгот, субсидий, рассрочек, предоставление бесплатных товаров и услуг или по сниженным ценам.

Свободное ценообразование, то есть процесс ценообразования на товары и системы цен в целом в рыночной экономике происходит стихийно, цены формируются под влиянием спроса и предложения в конкурентной среде, а взаимодействие спроса и предложения является определяется характером и структурой между производителями и потребителями.

Саморегулирование деятельности. Начало этому принципу — самосознание и самосознание бизнеса, увеличение владения (цели определены заранее).

Принцип договорных отношений. Рыночная экономика — это система развитых товарно-денежных отношений, а отношения, как известно, строятся на основе договоров (контрактов). Целью этого является стремление к добросовестности в партнерстве. Для Украины и СНГ, при всей простоте этого принципа, этот вопрос чрезвычайно сложен.

Самофинансирование. Любая бизнес-единица, получив экономическую независимость, независимость, должна самостоятельно оплачивать все действия (бездействие). Эта ситуация (самофинансирование) научит предпринимателей жить за свой счет.

Децентрализация управления и экономическая независимость являются одними из основных в системе управления. Централизованная экономика не может быть рыночной. Производство всех товаров и их распределение по плану — фикция. Рыночные отношения (широко распространенное влияние экономических законов спроса и предложения) возможны только в условиях широких прав и действий каждого юридического и физического лица.

Открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капитала через границу.

Государственное регулирование, то есть влияние государства на деятельность субъектов хозяйствования и рыночные условия с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы заключается в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, система конкурентного рынка направляет ресурсы на производство тех товаров и услуг, которые необходимы обществу. Он диктует использование наиболее эффективных методов объединения ресурсов для производства и способствует внедрению все более новых, более эффективных технологий производства. Таким образом, Невидимая Рука контролирует личную выгоду. Оно обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Следовательно, это подразумевает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости вмешательства государства в функционирование свободных рынков или государственного регулирования их операций, за исключением случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным. Механизм рынка имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой.

Это, однако, не означает, что рыночные отношения абсолютно совершенны и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Рыночная экономика имеет свои собственные недостатки (несовершенства). Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это создает нестабильность экономики, неизбежно возникающие дисбалансы не устраняются сразу. Восстановление равновесия иногда осуществляется через кризисы и другие глубокие потрясения. Во-вторых, в условиях неконтролируемой рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции всеми ее позитивными функциями, создающие необоснованные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. В-третьих, стихийно функционирующий рыночный механизм не настраивает экономику на удовлетворение многих социальных потребностей, не способствует внутреннему формированию фондов, удовлетворяющих потребности общества, не связанные напрямую с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, гранты), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных направлений. В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильной занятости трудоспособного населения и гарантированного трудового дохода. Каждый человек вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть разделение на богатых и бедных усиливает социальную напряженность.

Эти признаки несовершенства рынка могут быть смягчены путем осуществления разумной экономической политики. Особенно важными здесь являются меры государственного регулирования экономики путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, которая работает по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика — это прежде всего рыночная экономика, но государство является активным участником экономического процесса.

Модель социальной рыночной экономики обладает сочетанием следующих отличительных признаков:

  1. Индивидуальная свобода. Это необходимо для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов.
  2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть адресована людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, другие материальные и социальные показатели уровня жизни.
  3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика эффективны только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой среды, сопровождающиеся ухудшением финансового положения граждан, должны быть сведены к минимуму.
  4. Политика роста — создание законодательной базы, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.
  5. Структурная политика — целенаправленное преодоление естественных, технических и иных причин, препятствующих структурной адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.
  6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеуказанных целей не должно достигаться путем подавления или существенного ограничения конкурентных принципов экономической деятельности.
  7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются на двусторонней основе между работодателями и работниками при посредничестве, при необходимости, государства.

Преимущества и недостатки рыночной экономики

Механизм рынка имеет как преимущества, так и недостатки.

Его преимущества включают в себя:

  1. экономическая демократия — свобода выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии решений и заключении сделок);
  2. эффективное распределение ресурсов;
  3. гибкость, высокая приспособляемость к изменяющимся условиям, способность удовлетворять самые разные потребности, улучшать качество товаров и услуг, быстро исправлять дисбаланс.

Каковы недостатки или, как их часто называют, провалы рынка?

Рынок не способен противостоять монопольным тенденциям. В рыночных условиях возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. В условиях неконтролируемой рыночной среды монополии формируются и укрепляются. Необоснованные привилегии создаются для ограниченного круга субъектов рынка.

Для поддержания чрезвычайно высоких цен монополисты искусственно сокращают производство. Это требует регулирования цен. 3. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные блага»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются в недостаточном количестве.

Особенность общественных благ заключается в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. Кроме того, вы обычно не можете ограничивать их использование.

Рыночный механизм не подходит для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых внешних факторов. Экономическая активность в рыночной среде затрагивает интересы не только ее непосредственных участников, но и других людей. Его последствия часто отрицательны. По мере роста общественного благосостояния проблема внешних последствий становится все более острой. Увеличение количества используемых автомобилей сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют источники воды. Широкое использование химических удобрений делает пищу непригодной для употребления. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, вызванный внешними воздействиями. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике, когда возникают серьезные проблемы, необходимо вмешательство правительства. Он вводит строгие стандарты, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые участники экономической деятельности не могут пересекать.

Рынок не имеет возможности предоставлять социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, то есть справедливость в распределении ресурсов и доходов. Это не обеспечивает стабильную занятость для работающего населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте, а общество, которое неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность. В современном мире огромные различия в уровне жизни людей не только сохраняются, но и усиливаются. По данным ООН, разрыв в средних доходах между самыми богатыми и самыми бедными странами в 1960 году составлял 30: 1, а в 2000 году — уже 74: 1, в 2010 году — 83: 1. Соотношение между доходами самых богатых и самых бедных в Россия (соотношение средств) в первом полугодии 2009 года составила 15,8 — это было точно так же, как за аналогичный период годом ранее. Для сравнения: в первом полугодии 2005 года коэффициент составлял 14,5, в год — 14,9, а в 2007 году — 15,4. В 1998 году 20% самых богатых людей на Земле потребляли 86% мировой продукции и услуг, а 20% самых бедных — всего 1,3%. К началу 2008 года доходы 10 самых богатых слоев населения превышали доходы 10% самых бедных не менее чем в 17 раз. В промышленно развитых странах этот коэффициент составляет половину или более. Еще одна проблема рыночной экономики — возможность нетрудовых доходов населения. Наша единственная развивающаяся рыночная экономика уже дает довольно много очевидных примеров нетрудовых доходов. Некоторым из так называемых «новых русских» всего за одно десятилетие удалось заработать миллиарды на состояниях. По данным журнала Forbes, к середине 2010 года у Владимира Лисина (НЛМК) было 15,8 млрд долларов, у Михаила Прохорова (Onexim) — 13,4 млрд долларов, у банкира Михаила Фридмана (Альфа-групп) — 12,7 млрд долларов; междисциплинарный олигарх Роман Абрамович (Evraz Group) — 11,2 млрд долларов. Этот список можно продолжить. Об избыточной концентрации доходов в Российской Федерации свидетельствуют такие данные, что капитал 36 сверхбогатых людей в России (110 миллиардов долларов) в 2009 году составлял 24% ВВП России. Причем этот капитал и доходы от них растут быстрее, чем ВВП.

Современный рынок таит в себе опасность безработицы. Реальность безработицы в рыночной экономике подтверждается многими историческими фактами. Нет сомнений, что в массовом виде оно возникло именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Более того, наибольшее относительное перенаселение тесно связано с экономическими кризисами. Например, во время глобального кризиса 1857 года безработица среди членов британского металлургического союза достигла 12%. В тот же период в США, только в Нью-Йорке, число «лишних людей» превысило 150 тысяч.

Какова ситуация в постсоветской России? Ожидалось, что по мере продвижения к развитому рынку здесь также возникнет реальная угроза безработицы. И так случилось. Уже в ходе перестройки армия «лишних людей» начала активно формироваться. За 90-е годы их число почти постоянно увеличивалось и к началу 2010 года (по данным Росстата) составило более 7,7 млн ​​человек (официально зарегистрированных в органах по трудоустройству как 2,3 млн безработных).

Рыночный механизм генерирует неполную и асимметричную информацию. Только в полностью конкурентной экономике все участники рынка имеют достаточно полную информацию о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные. Информация стоит денег, а экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в той или иной степени.

Функционирование рыночных отношений связано со значительными моральными издержками. В современной России распространение рыночных отношений сопровождается резким снижением морали. Бродяжничество, проституция, наркомания, детская беспризорность, заказные убийства стали обычным явлением. Особенно беспокоит то, что рыночная экономика активно втягивает наше молодое поколение в криминальный мир. Уже многие мальчики и девочки готовы за деньги пойти на любое преступление, даже убийство. Воры в 10-11 и проститутки в 14 становятся обычным явлением.

Таким образом, рынок (даже в его развитой, цивилизованной форме) нельзя понимать как нечто уникально позитивное, как чудодейственное лекарство от экономических и социальных катастроф. Наоборот, это очень сложное явление.

Национальные модели рыночной экономики

Экономическая модель каждой страны является результатом длительного исторического процесса, в ходе которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Вот почему каждая национальная экономическая система уникальна, а механическое заимствование ее достижений невозможно.

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, способностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном итоге модель наиболее полно оценивается с точки зрения роста экономического потенциала и благосостояния населения.

При всей своей стабильности каждая национальная экономика имеет свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамичного роста конкретной страны, сопровождающиеся прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом». Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны элементы рынка или плана всегда будут преобладать в системе. Некоторые страны в основном полагаются на командование, другие — на рыночные рычаги. Существует несколько моделей смешанной экономики. Например, модель с минимальным участием государства в экономическом регулировании. Он доминирует в рыночном секторе по сравнению с государственным сектором. Это американская (или либеральная) модель рыночной экономики. В Соединенных Штатах приблизительно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная часть производится под контролем государства. Прежде всего, дело государства состоит в том, чтобы обеспечить экономику нужным количеством денег, что должно предотвратить инфляцию. Еще одна государственная функция — регулирование внешних воздействий, которые являются побочными эффектами экономической деятельности отдельных участников рынка. Особой задачей государства является управление нерыночным сектором народного хозяйства, который представляет населению товары и услуги населению. Мы говорим о национальной обороне, государственном управлении, единой энергетической системе и национальной сети связи, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т. д.

Американская модель рыночной экономики

Америка является ведущей державой капиталистического мира, обладающей наибольшим экономическим, научным и технологическим потенциалом, соответственно американская модель представляет собой либеральную рыночно-капиталистическую модель, которая принимает на себя приоритетную роль частной собственности. «Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую деятельность, обогащение наиболее активной части населения. В отсутствие диктата социального равенства как государственной задачи именно он создает приемлемый уровень жизни для групп населения с низкими доходами посредством частичных пособий и пособий. «Американский бизнес есть бизнес», — сказал президент Келвин Кулидж в 1925 году. Он мог бы сказать то же самое сегодня. Соединенные Штаты Америки (США) обладают огромной экономической мощью и являются первым в мире производителем промышленных товаров. Несмотря на это, наибольший доход для государства получают сервисные предприятия (которые не производят никаких товаров) — то есть, медицина, торговля, банковские, страховые компании и т. д. У Соединенных Штатов есть огромные природные ресурсы, включая месторождения полезных ископаемых и пресную воду. , Леса США обеспечивают страну строительным лесом, а многочисленные реки служат источником электричества. «Сельское хозяйство приносит стране меньше дохода, чем промышленное производство и сектор услуг, но оно все еще имеет большое значение для экономики США». В отличие от других стран, которые покупают продукты питания для своего населения, Соединенные Штаты почти полностью самодостаточны. Самые важные сельскохозяйственные районы страны находятся на Среднем Западе. Канзас называют житницей страны, так как это основной район выращивания пшеницы. Экономика США в значительной степени основана на свободных рыночных отношениях, в которых различные компании конкурируют на рынке.

«США — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтеперерабатывающая, легкая. Производство авиационной и ракетно-космической техники, электронного оборудования, приборов и новых конструкционных материалов развивается особенно быстро. »

Однако экономическое развитие Соединенных Штатов, а также других государств-членов НАТО, участвующих в гонке вооружений, убедительно свидетельствует о пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику, поскольку использование экономических ресурсов для военных приготовлений является пустой тратой. части общественного продукта, который повторяется ежегодно выводя их из свободного воспроизводственного процесса. Как отметил К. Маркс, война экономически эквивалентна «как если бы нация бросила часть своего капитала в воду»

В целом американская модель построена на системе стимулирования предпринимательской деятельности, обогащающей наиболее активную часть населения. Группы с низким доходом создают приемлемый уровень жизни за счет частичных пособий и пособий. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на личный успех.

Основные особенности американской модели:

  • абсолютная распространенность частного;
  • законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;
  • ограничение сферы государственного регулирования в основном за счет реализации макроэкономической политики;
  • относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и доля государственных инвестиций и платежей по социальному обеспечению в структуре государственных расходов.

Японская модель рыночной экономики

До середины XIX в. Япония была практически плотно закрыта от внешнего рынка: судам европейских стран было запрещено заходить в японские порты, а ближайшие соседи могли делать это только несколько раз в год. Это рассматривалось как способ сохранения национальной идентичности. Однако парадокс заключается в том, что последующее открытие Японии для мировой экономики было вызвано именно страхом потерять свою идентичность. Японцы увидели опыт стран Южной и Юго-Восточной Азии, уже в то время находившихся под влиянием крупных европейских держав. Поэтому «европеизация» страны была выбрана как средство предотвращения ее колонизации.

Последующее внедрение рыночных принципов функционирования экономики в сочетании с национальными особенностями привело к довольно интересному «коктейлю». Некоторые западные авторы даже характеризуют ее как «некапиталистическую рыночную экономику», обращая внимание на тот факт, что, хотя частная собственность и частные корпорации доминируют в японской экономике, деловая практика основана на ряде правил и обязательств, которые непостижимы для посторонних. Отклонения от «канонической» модели рынка также считаются негибким рынком труда с его наймом рабочей силы на протяжении всей жизни, установлением долгосрочных отношений между фирмами, государственным патернализмом, ограниченным механизмом свободной конкуренции и т. д.

Несмотря на такие «недостатки» (которые, кстати, также можно рассматривать как конкурентные преимущества), японская экономика уже давно является бесспорным лидером в Азиатско-Тихоокеанском регионе и занимает лидирующие позиции среди развитых стран. Не имея ресурсной базы, Япония практически полностью отказалась от размещения энергоемких отраслей. В связи с активным внедрением ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, использованием электроники, производственными и непроизводственными процессами быстро развиваются высокотехнологичные и наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности (расположены менее технологичные подсекторы). за пределами страны). Революционные изменения в системах связи способствовали формированию информационного общества.

Со второй половины 20-го века японская экономика испытывает серьезные трудности. В интересах их преодоления пересматривается нормативно-правовая база государственного регулирования экономики: началась коренная реформа финансовых институтов, пересмотр антимонопольного законодательства, приватизация полугосударственных компаний, реформа пенсионной системы и медицинского страхования, ряд пересматриваются положения налогового законодательства и др.

Европейская модель. Специфика европейской модели стала очевидной к началу 20-го века. и принял ярко выраженные формы после Второй мировой войны. Его важнейшим принципом является так называемый «демократический эволюционизм», то есть постепенное, поэтапное решение проблем на основе переговоров и консенсуса. Основной целью является синтез целей экономического прогресса и социальной солидарности. Институциональными столпами европейской модели являются социальное правовое государство и социальная рыночная экономика.

Немецкая модель рыночной экономики

Это модель социальной рыночной экономики, которая связывает расширение конкурентных принципов с созданием специальной социальной инфраструктуры, которая смягчает недостатки рынка и капитала, с формированием многоуровневой институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономических целей — оно лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений — но создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве людей (равные права, стартовые возможности и правовая защита). Фактически они состоят из двух основных частей: гражданского и коммерческого права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшей задачей государства является установление баланса между эффективностью рынка и социальной справедливостью. Интерпретация государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих экономическую деятельность и условия конкуренции, не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в немецкой модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях идеей более активного вмешательства государства в экономику.

Немецкая модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими особенностями:

  • свобода личности как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
  • социальное равенство — рыночное распределение доходов определяется объемом инвестированного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика основана на поиске компромиссов между группами с противоположными интересами, а также на непосредственном участии государства в предоставлении социальных льгот, например, в жилищном строительстве;
  • антициклическое регулирование;
  • стимулирование технологических и организационных инноваций;
  • реализация структурной политики;
  • защита и продвижение конкуренции.

Перечисленные черты немецкой модели основаны на фундаментальных принципах социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Еще одной особенностью пути экономического развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки в Германии являются крупными акционерами промышленных и сервисных компаний, поэтому не случайно банки активно вмешиваются в процесс принятия деловых решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес сильнее, чем в других странах мира.

Сегодня Германия испытывает серьезные трудности из-за своей модели социально-рыночной экономики. В конце 1990-х годов в Германии были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем в США за тот же период. Был зарегистрирован самый высокий уровень безработицы с 1933 года, который на своем пике (в марте 1997 года) составил 11,3% от экономически активного населения. До лета 1999 года немецкая марка продолжала снижаться, достигнув 1,92 марок за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, отчисления в социальные фонды. В среднем из 100 евро чистой заработной платы взносы работодателя в социальные фонды составляют 81 евро. Уровень пособий по безработице достаточно высок, что способствует зависимости некоторых немцев. Чтобы поддерживать социальные льготы на должном уровне, мощная фискальная пресса используется для населения и компаний. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг беспрецедентного уровня.

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для иностранного капитала.

В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до 58 миллиардов долларов в 2002 году, иностранные инвесторы составляют 7,5%.

Доля государственных расходов в экономике Германии чрезвычайно высока (около 50%), а рост государственных расходов создает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом. Сложной проблемой социальной рыночной экономики в Германии является консолидация восточных и западных земель.

Немецкая экономика характеризуется «сверхиндустриализацией», то есть достаточно большой долей промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония более индустриальная, чем Германия. Это не случайно, так как Германия специализируется на мировой экономике в промышленном производстве. Нет сомнений в том, что Германия в конце 2002 года достигла определенного пика в развитии национальной модели экономики, которая сейчас нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии понадобятся экономическая либерализация и консервативные реформы по американским направлениям. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все меньше справляется со своей ролью движущей силы развития Европы и ЕС.

Российская модель рыночной экономики

В нашей стране реформы, направленные на преобразование системы централизованного управления плановым распределением в многоуровневую рыночную экономику, проводятся уже более десяти лет. Этот значительный период включает попытки решить проблемы трансформации экономики в соответствии с социал-демократическим вариантом, в соответствии с моделью «рыночного социализма» (1987-1990 годы), а затем период праворадикальных преобразований в соответствии с либеральными монетаристская модель (после 1991 г.).

Следует отметить, что изменения важны с точки зрения формирования экономического порядка рыночного типа: преодолена тотальная национализация экономики и монопольное положение государства в организации экономической жизни общества; экономика стала многоструктурной с равным положением рыночных субъектов различных форм собственности и преобладания частной собственности; начались конкурентные отношения между предприятиями в борьбе за рынок, за доступ к ресурсам, за покупателя товаров и услуг; созданы институты рыночной инфраструктуры, обслуживающие отношения ее субъектов; Динамика и изменения в структуре производства в основном подчинены объему и структуре платежеспособного спроса. В результате трансформации отношений собственности и либерализации экономических отношений изменилась социальная структура общества (появился класс предпринимателей, а класс наемных работников в основном переместился в частный негосударственный сектор экономики). экономика), изменилась структура источников доходов населения, рынок труда формируется с такой особенностью, как резервная армия труда (безработица), с углублением дифференциации населения по доходам.

В то же время экономические результаты реформ по либерально-монетаристской модели оказались в целом негативными, а в некоторых отношениях катастрофическими: беспрецедентный спад производства, резкое снижение реальных доходов подавляющей части населения. потеря управляемости экономикой и социальными процессами.

Более десяти лет страна живет в условиях «инвестиционных каникул», в значительной степени из-за потребления ресурсов, мощностей и страховых резервов, сформированных в дореформенный период. Не удалось ввести стабильный режим экономического роста, масштабные инвестиции и систематически ориентированные структурные изменения. Предыдущие позиции в таблице мирового рейтинга были утрачены: по показателю ВВП Россия сейчас занимает 16-е место в мире, а по душе — 110-е место. Возникла действительно неестественная ситуация: Россия, находящаяся в состоянии экономического краха, является финансовым донором для внешнего мира, учитывая экспорт капитала и импорт иностранной валюты. Иностранный капитал выделяется в первую очередь для топливно-сырьевой и сырьевой промышленности, а также для наиболее важных оборонных и ключевых гражданских промышленных предприятий. Наблюдается интенсивный отток научно-технических и технологических знаний, имеющих стратегическое значение, из страны. Россия, однако, не получает новейшие (и ни в коем случае не стратегически важные) технологии, прежде всего, для распределения и производства потребительских товаров и услуг.

Неконтролируемость экономики и инвестиционно-финансовый кризис. Внедрение неолиберальных доктрин привело к разрушению механизмов управления производственными процессами в отраслевом и общенациональном масштабе. Продолжающиеся попытки распыления некогда высококонцентрированной промышленности вызвали крах многих ранее существовавших технологических цепочек и, соответственно, крах внутренних рынков на постсоветском экономическом пространстве. Это стало результатом не только ликвидации централизованного функционального управления промышленностью, но и отсутствия комплексной промышленной политики, направленной на поддержание и развитие промышленного потенциала страны в контексте реформ.

Так называемая политика адаптации промышленных предприятий к новым условиям (открытые рынки, мировые цены, самообеспечение), провозглашенная в конце 80-х годов и практически осуществленная до настоящего времени, поставила большинство этих предприятий в условия, близкие к катастрофическим. ,

В нашей стране чисто институциональные изменения, связанные со сменой владельца во всех областях экономики, были объявлены стратегическими национальными целями. Произошла некая замена концепций — не реформы для улучшения экономики, а либерализация, несмотря на экономический кризис. В результате проблемы управления и управления фермой отошли на задний план.

Тенденции этого развития при отсутствии соответствующей государственной политики уже отчетливо видны по итогам последних 10 лет реформ. Структура национальной экономики стала более «тяжелой»: увеличилась доля производства средств производства, в основном топлива и сырья, в промышленной продукции и ВВП. Несмотря на попытки форсировать развитие потребительского сектора в первые годы реформ, страна все больше живет за счет экспорта энергии, металлов и химических продуктов (например, удобрений, несмотря на их нехватку на полях страны).

Доля потребительского сектора в ВВП снизилась из-за разрушения внутреннего производства продуктов питания и промышленных потребительских товаров.

Отечественное машиностроение, в том числе гражданское, сократило его производство в 4-5 раз, многие предприятия были остановлены. Страна деиндустриализируется, Россия все больше становится производителем сырья, живя за счет продажи других национальных ресурсов, таких как основные средства и городская недвижимость.

Спекулятивный и посреднический бизнес значительно расширился, в котором до недавнего времени коммерческие банки играли решающую роль, фактически служа не накоплению производства, а перераспределению собственности и ресурсов в интересах меньшинства населения и вывозу этих ресурсов за границу. , Этому способствует (фактически являясь основой перераспределения) признание твердой валюты в качестве меры стоимости, средства платежа, кредитных денег и средств накопления внутри страны.

До недавнего времени значительным слоям мелких собственников разрешалось перераспределять национальную собственность, что делало их заинтересованными участниками процессов перераспределения.

Программы развития потребительского сектора и социальные программы реализуются не полностью, в первую очередь из-за снижения платежеспособного спроса. Снижение уровня и качества жизни основной массы населения все еще продолжается, хотя может показаться, что предел этого снижения уже достигнут.

Таким образом, фактическими результатами либеральных экономических реформ стали:

  • потеря позитивных ориентиров для национальной промышленной политики, фактическое отсутствие такой политики;
  • истощение экономики из-за оттока финансовых ресурсов за границу, блокирование нормального инвестиционного процесса внутри страны;

Критическое сокращение государственных финансовых ресурсов, что крайне ограничивает возможности реализации перспективной промышленной политики, создает основу для постоянного дефицита бюджета и роста государственного долга.

Другими словами, вызванный этим кризис либеральной политики реформ и общий кризис российской экономики обрекают национальную промышленную политику на неэффективность практически во всех ее проявлениях.

Преобладающий в стране экономический порядок крайне несовершенен (даже безобразен) по сравнению с мировыми моделями развитой рыночной социально ориентированной экономики. «Безобразие» нашего рынка выражается в том, что в течение нескольких лет он существовал без платежеспособного спроса (из-за снижения доходов домашних хозяйств и развала значительной части предприятий в реальном секторе), без внутреннего предложения (так как внутренний производство снижалось в течение двух или более пятилетних периодов без достаточных денежных масс (из-за жесткой денежно-кредитной политики, чрезвычайно низкого уровня монетизации ВВП, концентрации денежного обращения в операционном секторе и денежного голодания в реальном секторе). Экономический порядок поражен зияющими правовыми и институциональными пробелами, которые сформировались после разрушения организационных и экономических структур системы планирования и распределения и не были заполнены из-за медлительности институциональных преобразований. Многие из устоявшихся рыночных институтов оказались неработоспособными в условиях относительной финансовой стабилизации, поскольку они изначально рассчитывали на спекулятивную деятельность, на устранение крема от инфляции, другие — на хрупкие, нестабильные и разрушенные под ударами финансового кризиса осени 1998 года. (значительная часть банковской системы, фондовый рынок).

Экономические отношения (и вообще вся общественная жизнь в стране) деформируются под давлением антирыночных, антилиберальных и рэкетных сил. Прежде всего, это организованная преступность, действующая повсеместно и в широком диапазоне — от выбивания незаконных сборов с лавочника на городском рынке до заказного физического устранения конкурентов — банкиров, руководителей компаний.

Это бюрократический произвол, коррупция в государственном аппарате на всех его уровнях. По данным Всемирного банка, чьи аналитики из 50 стран мира рассчитали индекс коррупции, Россия находится на 46-м месте. Наименее коррумпированными странами являются Дания, Финляндия, Швеция. США заняли 16-е место в двадцати самых благоприятных странах.

Российская общественность и многие представители политических и деловых кругов за рубежом резко негативно оценивают приведенные выше результаты правого эксперимента над нашей экономикой. Потребность в разработке новых подходов к углублению и обеспечению позитивного характера рыночных преобразований в стране, придания им стратегического характера и полного соответствия национальным интересам стала универсальной. Политическая ситуация подтверждает и в то же время важные предпосылки для реализации этого требования: проведены выборы в Государственную Думу, избран новый президент из существующих институтов социально ориентированной рыночной экономики.

Среди предложений по совершенствованию экономической политики переходного периода, углублению реформ реформ, пожалуй, самой популярной была идея усиления регулирующей функции государства. На ней сходятся как представители «партии власти», так и их противники из левой оппозиции.

Популярность этой идеи понятна. Это естественная реакция на доктрину либерализации праворадикальных реформаторов первой волны и утрату управляемости социально-экономическими процессами, но последующее бездействие исполнительной власти в важнейших областях рыночных преобразований — отсутствие о правящих силах, понятых широкой общественности, о концепции и программах действий по важнейшим стратегическим, политическим, национальным, экономическим вопросам жизни российского государства, включая вопрос о сохранении его единства и, следовательно, самого его существования ,

Реальная ситуация в стране очень противоречива. С одной стороны, произошло резкое ослабление роли государства в экономике из-за либерализации всех видов экономической деятельности и приватизации преобладающей части государственной собственности, слабости и непрофессионализма государственного аппарата. , Такой результат соответствует основным положениям либерально-монетаристской модели экономических реформ, применяемой в России: рыночные отношения возникают стихийно в результате либерализации экономических отношений, а денационализация, самоотстранение государства от управления экономикой является решающей предпосылкой для либерализации.

Однако отказ от применения одних и тех же правил для организации экономических отношений не сопровождался столь же быстрыми достижениями в создании новых рыночных правил, кодексов экономического поведения и правовых норм. Либерализация без установления экономического порядка неизбежно превращается в экономическую анархию, вырождается в ее противоположность — убежище антирыночных сил — экономические преступления, коррупцию, недобросовестную конкуренцию.

С другой стороны, реальная ситуация также характеризуется тем, что в некоторых областях усиливается давление государства на экономику. Государство сохраняет и реализует возможности нарушать либеральный принцип равных возможностей для конкурирующих структур, создавать усилиями бюрократии индивидуально особые условия для некоторых субъектов рынка — либо особенно благоприятные, либо удушающие.

Действительно, за годы реформ оно не уменьшилось, но бремя государственных расходов на ВВП возросло. Государство отошло от распределения скудных средств производства и инвестиционных ресурсов; по бюрократическому усмотрению, он выделил уполномоченным банкам на прибыльную работу значительные бюджетные средства, всевозможные квоты, лицензии и привилегии, оказал помощь определенным организациям и группам в аукционах по обеспечению и других выгодных программах приватизации.

Многократное увеличение налоговой нагрузки на предприятия в условиях дефицита денежной массы и платежеспособного спроса привело к образованию долга, то есть угрожающей зависимости предприятий от государства, бюрократических решений. Другими словами, включение государства в экономический процесс на микроуровне обесценивает меры по рыночной либерализации экономики. Усиление позиции государства в этих случаях противоречит задачам повышения эффективности управления.

В краткосрочной перспективе важнейшей сферой реформаторской деятельности является создание определенной системы институтов, бизнес-правил, правовых законов и кодексов поведения для субъектов рынка и самого государства в экономике. Целью этой системы является защита позитивных либеральных ценностей в экономике (многоуровневое и экономическое равенство различных субъектов рынка, конкуренция, свобода предпринимательства, внешняя открытость, рост доходов предпринимателей на основе их творческой деятельности для удовлетворения социальных потребности), чтобы помочь отладить механизмы регулирования национальной экономики — рыночная, корпоративная, государственная.

Решающее значение в период рыночной трансформации экономики имеет трансформация и упорядочение такого социально-экономического и правового института, как имущественные отношения. Полностью законная постприватизационная корректировка отношений собственности с целью повышения экономической и социальной эффективности национальной экономики возможна на основе конкуренции, выявляя структуры, которые не могут рационально использовать чужую собственность государства, используя процедуры банкротства в соответствии с надзор за государственными органами.

Формирование наряду с государственным и корпоративным секторами экономики (производственно-коммерческими объединениями — концернами, холдингами финансово-промышленных групп, другими формами объединений производителей и потребителей) также очень важно. Крупные корпорации в смешанной экономике способны выступать в качестве стратегических партнеров государства при проведении реформ, выполнять функции планирования и организации обмена деятельностью предприятий в ключевых секторах национальной экономики, используя как рыночные, так и планово-распределительные методы (последний практикуется в основном в рамках внутреннего корпоративного оборота).

На современном этапе реформ реформы необходима концентрация усилий на восстановлении и развитии реального сектора экономики и общественного производства. Здесь также происходит смена приоритетов в экономической политике.

Действительно, согласно идеологии либерально-монетаристского духа, приоритетом экономической политики является финансовая стабилизация. И судьба реального сектора должна складываться в зависимости от уровня и динамики основных макропоказателей. Теоретически предполагалось, что преодоление в основном инфляции, достижение дефицита государственного бюджета и стабильность национальной валюты являются необходимыми и вполне достаточными условиями для возобновления экономического роста и активных инвестиций на рынке.

В соответствии с такими определениями экономическая политика последних лет была сосредоточена главным образом на экономической либерализации и достижении финансовой стабилизации — подавлении инфляции посредством жесткой денежно-кредитной политики и поддержке рубля по отношению к конвертируемой валюте, преодолении дефицита бюджета путем увеличения налогов, внутренних и внешних. долги и комплексное сокращение государственных расходов. Такая реструктурирующая политика имела временные положительные результаты в плане финансовой стабилизации, но ее было недостаточно для возобновления экономического роста. Он был самодостаточным для транзакционного сектора, но не дал положительного эффекта для реального сектора и социальной сферы. Кроме того, чем жестче была денежно-кредитная и финансовая политика, тем более негативными были ее последствия для общественного производства и благосостояния большинства населения. Страна заплатила за жесткую денежно-кредитную политику, уничтожив значительную (минимум 50%) часть производства и обнищав большую часть населения. Инфляция как бы обменивалась на рост государственного долга (как внутреннего, так и внешнего), в результате чего страна получила кредитный срок. Иностранные кредиты использовались на неотложные текущие нужды (зарплаты и пенсии, обслуживание накопленных долгов) и не попадали в реальный сектор. Произошла «порча» качества национальной валютной системы: бартер и суррогаты рубля стали играть решающую роль в обслуживании оборота ВВП. Жертвы были напрасны, достигнутая финансовая стабилизация казалась крайне ненадежной.

Новый этап экономических реформ должен создать предпосылки для экономического роста и глубокой, динамичной перестройки экономики в соответствии с социальными потребностями, современными техническими и технологическими возможностями, требованиями экономической эффективности, социальной ориентации и экологически безопасного устойчивого развития со стратегической ориентацией. на подготовку условий для вхождения в страны будущего на постиндустриальном (информационном) этапе общественного развития.

В ближайшее время, чтобы восстановить и развить реальный сектор, необходимо найти способы увеличить все виды платежеспособного спроса на товары и услуги, заблокировать нелегальный отток российского капитала за рубеж, обеспечить при необходимости защиту национального производства от внешней конкуренции и стимулирования экспорта.

Среди мер по стимулированию реального сектора на современном этапе реформ особое значение имеет такой макроэкономический фактор, как систематическое и контролируемое смягчение денежно-кредитной и финансовой политики. Кажется, что основными проблемами здесь являются снижение налогового бремени, удешевление кредитов и выдача займов, преодоление неплатежей, при необходимости путем их усиления, обеспечение государственного макро-контроля над финансовыми потоками и четкий анализ их в соответствии с их целевым назначением. Последнее особенно важно. Необходимо сосредоточить усилия на создании четкого механизма приведения финансовых ресурсов (бюджетных средств, амортизационных отчислений, налоговых платежей, платежей в различные внебюджетные фонды, кредитных вопросов и т. д.) В намеченные точки их использования, полностью исключающие шансы на их злоупотребление, не говоря уже о краже. Это потребует: совершенствования кредитной системы, включая, возможно, создание ее новых связей (в форме банков развития или инвестиционных компаний) в центре и регионах, более строгую специализацию кредитных и других финансовых учреждений и более точное регулирование их круг ведения, права и обязанности; повышение уровня работы казначейских органов и т. д. Необходима система мер для регулирования (при необходимости также для блокирования) связи между денежной эмиссией и валютным рынком, усиления валютного контроля с целью окончательного прекращения «Денежный призыв», укоренившийся в российской практике — выпуск — валютный рынок — конвертация рублей — вывоз иностранной валюты.

Наряду с решением актуальных текущих и масштабных среднесрочных проблем на современном этапе рыночных преобразований, правительство должно мобилизовать интеллектуальные и предпринимательские силы общества для определения путей решения стратегических, долгосрочных проблем, ускорения научно-технического прогресса, в том числе информационные технологии, совершенствование транспортной инфраструктуры и повышение качества всех видов коммуникаций и коммуникаций, трансформация топливно-энергетического баланса, определение достойного места для страны в условиях глобализации экономики.

Вывод:

Таким образом, подводя итоги всей курсовой работы, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, учитывая вышеперечисленные экономические системы, следует отметить, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Они не существуют в вакууме и не могут быть изолированы от других стран. Страны взаимосвязаны через экономические отношения. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно поднимает вопрос любой страны о необходимости изменения своей экономической системы, адаптации к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более прибыльной организации рыночной экономики страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.

Во-вторых, ни одна из экономических систем не существует в чистой, идеальной форме. Как у медали есть лицевая и оборотная стороны, так и у экономической системы есть свои плюсы и минусы. Поэтому основная идея заключается в том, что мы должны стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни для населения и приемлемый уровень организации экономики.

Задачи курсовой работы выполнены, а именно, исследовано понятие экономической системы и их сущность, особое внимание в процессе подготовки было уделено непосредственно моделям рыночной экономики.

Каждая экономическая система характеризуется своей национальной моделью экономической организации, поскольку страны отличаются своей уникальной историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. На примере ряда стран мы дали общее описание нескольких моделей рыночной экономики.

В связи с тем, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции, страны взаимосвязаны экономическими отношениями. И процесс исторического развития рано или поздно поднимает вопрос любой страны о необходимости изменения своей экономической системы, адаптации к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более прибыльной организации рыночной экономики страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.

Ни одна из экономических систем не существует в чистой, идеальной форме. Так же, как у медали есть лицевая и оборотная стороны, у каждой экономической системы есть свои плюсы и минусы. В связи с этим наиболее целесообразно будет синтезировать несколько типов экономических систем для организации наиболее благоприятных экономических условий жизни населения и приемлемого уровня организации экономики.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Оцените статью