Проблемы и основные тенденции изменения конкурентоспособности экономики России в современных условиях
ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит»
НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса
В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.[1]
Конкурентоспособность – сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: товарном, микроуровне, мезо — и макроуровне.
На макроуровне конкурентоспособность рассматривается применительно к регионам и странам. Можно рассматривать конкурентоспособность страны в целом, при этом единого подхода в данном направлении не выработано. С одной стороны, подчеркивается его важность, т. к. конкурентоспособность представляет собой «концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других возможностей страны», с другой стороны, выражается сомнение в связи с использованием данного термина по отношению к странам. Так, М. Портер считает, что единственно разумной концепцией на национальном уровне является изучение производительности, и подчеркивает внимание на том, что необходимо «фокусировать внимание не на экономике в целом, а на определенных отраслях и сегментах отрасли».[2]
Экономическая конкурентоспособность государств отличается от экономической конкурентоспособности предприятий или корпораций. Главный фактор, обусловливающий эти отличия, – геополитическое позиционирование страны: ее масштаб, емкость рынков ее самой и сопредельных стран, динамика собственных трудовых ресурсов и ситуация у соседей, наконец, общая нацеленность внешнеэкономической деятельности и степень интегрированности в региональную и глобальную экономику.[3]
Показатель конкурентоспособности можно сопоставить с экономической эффективностью, однако необходимо отметить его следующие особенности:
— конкурентоспособность не тождественна экономической эффективности. Иногда не слишком эффективные хозяйственные системы демонстрируют крайне высокую конкурентоспособность;
— повышению конкурентоспособности может способствовать государственное регулирование, в том числе и создающее протекционистскую закрытость рынка. Имеется в виду искусственное завышение цен, сокращающее спрос и вынуждающее производителей завоевывать зарубежные рынки;
— в условиях глобализации понятие конкурентоспособности имеет смысл только на наднациональном уровне (исключение – услуги, производимые и потребляемые локально). Сегодня никакая отрасль промышленности не может быть конкурентоспособна исключительно внутри страны, поскольку зарубежные конкуренты имеют возможность во все большей мере теснить ее на рынке;
— о конкурентоспособности надежнее всего говорят результаты соперничества компаний и стран на рынке товаров, производство которых не ограничено особыми условиями, а предпочтения потребителей определяются не только ценой товара, но и его качеством.
Таким образом, конкурентоспособной на отдельных направлениях может стать даже не вполне эффективная экономика. «Внутренняя» или «внешняя» конкурентоспособность, обусловленная в конечном счете различными протекционистскими мерами, крайне неустойчива, помимо этого необходимо признать тот факт, что сырьевая экономика не может быть конкурентоспособной. [4]
Глобализация экономики, начавшаяся в последней трети XX в., привела не только к обострению конкуренции экономик, но и появлению такого понятия, как «Новая конкуренция». Главными факторами перемен в современной экономической политике являются экономические, финансовые и конкурентные.
Россия является полноправным субъектом мировой экономики, и это уже свершившийся факт. В связи с этим, наиважнейшей целью является дальнейшее повышение рациональности экономической политики с целью создания конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
Все предлагаемые действия — разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели — обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.
Результаты рейтингов текущей и перспективной конкурентоспособности экономики разных стран отражают более или менее объективно рост или спад конкурентоспособности экономики той или иной страны и дают тем самым сигналы для инвесторов наряду с рейтингами крупнейших мировых рейтинговых Агентств, таких, как Moodys, Standard& Poors Corporate.
Россия улучшила положение в мировом рейтинге конкурентоспособности экономик на семь позиций. Таки данные приводятся в ежегодном докладе The Global Competitiveness Report , опубликованном Всемирным экономическим форумом.
Россия переместилась на 51-е (в этом году, из 134) место с 58-го (в прошлом году, из 131) в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности, рассчитываемого форумом. Рейтинг России 4,3. (рис.1)[5]
Рис.1. Рэнкинг стран по конкурентоспособности экономик
Основными факторами, мешающими делать бизнес в России в докладе названы коррупция (19,4 — наихудший результат для России),налоговая система, доступ к финансированию. Зато нет проблем у России с политической стабильности — вероятность переворота или политических пертурбаций оценена близко к нулю.
В то же время уровень институтов, по оценке Всемирного форума у Росси остается крайне слабым. Институты едва не заслужили худшую для России оценку, уступив лишь сложности финансового рынка. Сложность рынка — показатель, характеризующий степень развития рынка; определяется совокупностью факторов, влияющих на условия торговли: структура рынка, приверженность марке, уровень издержек производства, барьеры для входа на рынок; рынок с высокой сложностью обычно монополизирован, отличается высокими барьерами для входа, высокими издержками производства и приверженностью марке.
Наиболее конкурентоспособной является экономика США, второе место занимает Швейцария, затем следуют Дания, Швеция и Сингапур.
Преимущества России заключаются в большом размере рынка и улучшающихся показателях макроэкономической стабильности (частично это обусловлено влиянием роста цен на нефть). Однако чтобы и в дальнейшем улучшать показатели конкурентоспособности, России следует преодолеть ряд барьеров.
Сегодня российская экономика практически невосприимчива к деньгам; огромные инвестиционные ресурсы, притекающие в страну в виде платежей по экспортным контрактам, лишь надувают спекулятивные «пузыри» на сырьевом и фондовом рынках и завышают стоимость капитальных активов.
Помимо внутренних барьеров на экономические показатели России существенное влияние оказывают кризисные составляющие.
Поскольку РФ находится только на начальном этапе экономических преобразований, можно выделить несколько потенциальных сценария финансовых кризисов в России:
a импортированный кризис (”финансовая инфекция”): российский рынок очень зависим от мирового финансового рынка; это единственный сценарий из четырех, который мог бы затронуть Россию в 2008 году;
a спекулятивная атака при позитивной экономической динамике: кризис основан на зависимости российского финансового рынка от иностранных портфельных инвестиций и долгового финансирования нерезидентов; разогрев финансового сектора экономики с последующей атакой на один из сегментов финансового рынка: валюта, акции (кризис по этому сценарию грозит России в годах);
a перегрев одного из сегментов внутреннего финансового рынка: сейчас 40-50% роста финансового рынка РФ имеет спекулятивный характер, возможно возникновение “мыльных пузырей” (возникновение кризиса прогнозируется в г. г.);[6]
a падение экспортных цен: российская экономика сильно зависима от цен на сырье на мировых рынках (кризис возможен с 2010-го года).
Финансовый кризис по первому сценарию выглядит так: при возникновении кризиса на каком-либо формирующемся рынке (что сейчас и наблюдаем) есть вероятность того, что кризис придет и в Россию, где нерезиденты (все лица, которые не являются резидентами данного государства) могут принять решение вывести средства из портфелей по всей группе формирующихся рынков.
Источником финансового кризиса осени-2008 стали США. В результате ипотечного кризиса прошлого года рухнули крупнейшие американские ипотечные агентства, Fannie Mae и Freddie Mac. Правительству США пришлось оказывать им помощь. Поддержка была также оказана страховой компании AIG.(4) В связи с объемной зависимостью внутреннего финансового рынка России от инвестиций нерезидентов, такое бегство капитала может стать спусковым механизмом для цепной реакции кредитных, процентных и рыночных рисков, относящихся к деятельности резидентов.[7] Таким образом, создан потенциал для масштабного финансового кризиса.
Помимо этого свои риски несет глобализация, и как ее следствие жесткая взаимосвязь в динамике российского и других формирующихся рынков. Падение развитых рынков вызывает кризис и на формирующихся рынках. Обратное влияние имеет существенно меньшую вероятность. Наоборот, средства инвесторов, покинувших формирующиеся рынки, могут вызвать быстрый рост стоимости финансовых активов на развитых рынках, в той их части, которая сопоставима по риску и доходности с активами формирующихся рынков.
Предкризисное состояние финансового рынка России вполне определённо могло бы подвергнуться в гг. этой самой называемой «финансовой инфекции», что и имеет место в настоящий момент.
Особое внимание в этой связи должно быть уделено банковскому сектору экономики, которые, как уже показывает практика, будучи тесно увязаны с присутствием иностранного капитала в РФ, столкнулись с дефицитом ликвидности.[8]
В связи с объемной зависимостью внутреннего финансового рынка России, от инвестиций нерезидентов, прежде всего от краткосрочных заимствований и спекулятивных портфелей акций, формируемых в значимой части крупными глобальными инвесторами и международными коммерческими и инвестиционными банками, такое бегство капитала из РФ может стать спусковым механизмом для цепной реакции кредитных, процентных и рыночных рисков, относящихся к деятельности резидентов. Таким образом, будет создан потенциал для масштабного финансового кризиса.
Однако, возможен и другой вариант. В условиях мирового финансового кризиса иностранные портфельные инвестиции будут сфокусированы на нефтяных экономиках, и тогда Россию в 2009 г. ожидает бум вложений нерезидентов и повышательная динамика цен финансовых активов российского происхождения, что однако будет зависеть от динамики цен на энергоносители.
Андрианов России в мировой экономике // Мировая
доклад «Концепция развития экономики Российской Федерации, интегрированной в экономику стран-участниц ВТО» на симпозиуме Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Русско-немецкого общества права и экономики «Этапы и технологии вступления России в ВТО», выпуск 3, Москва 2007, с. 23-55. «Проблемы текущей и перспективной конкурентоспособности экономики Российской Федерации»//http://uecs. *****. Конкуренция: Учебное пособие. – М., 2000. , Понятие и сущность конкурентоспособности//http://www. ***** Чернова, конкурентоспособности регионов РФ / // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права — [Электронный ресурс]. – Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов», 2007. — № 2 (10). www. weforum. org// Материалы Всемирного экономического форума. www. ***** www. *****
[1] Андрианов России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3.
[2] Конкуренция: Учебное пособие. – М., 2000.
[4] «Проблемы текущей и перспективной конкурентоспособности экономики Российской Федерации»//http://uecs. *****.
[5] www. weforum. org// Материалы Всемирного экономического форума
[6] доклад «Концепция развития экономики Российской Федерации, интегрированной в экономику стран-участниц ВТО» на симпозиуме Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Русско-немецкого общества права и экономики «Этапы и технологии вступления России в ВТО», выпуск 3, Москва 2007, с. 23-55.
[8] Чернова, конкурентоспособности регионов РФ / // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права — [Электронный ресурс]. – Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов», 2007. — № 2 (10).
Источник
Современные тенденции изменения конкурентоспособности
Признаки современного бизнеса, которые присущи всем компаниям «новой экономики», успешно решающим вопросы постоянного поддержания своей конкурентоспособности:
Инновационность. Позволяет иметь временную монополию на то, чего нет у конкурента, например, на дополнительные услуги, увеличенный гарантийный срок, возможность возврата продукта в случае недовольства покупателя без объяснения причин.
Специализированность. На развитых рынках окончательно побеждает специализация. Многие конгломераты до сих пор прибыльны лишь в силу искусственной защищенности своих рынков.
Гибкость структуры управления. Крупнейшие российские холдинги и концерны унаследовали мощные и жестко централизованные структуры управления. Их негибкость в принятии решений на вызовы рынков тормозят развитие конкурентоспособности.
Сотрудничество с потребителями, поставщиками и конкурентами. Конкуренция переместилась из области производства в область дизайна, кастомизации, дополнительных и сопутствующих услуг, выгодных для покупателя схем оплаты и т. д. Конкуренция же становится тотальной.
Открытость и прозрачность деятельности и финансовой отчетности по признанным мировым стандартам.
Из Других Черт современной конкурентоспособной компании нельзя забывать про компетентность, индивидуальность, обучаемость персонала и компании в целом, делегирование принятия решений внутри компании, разработку и внедрение ценностей, объединяющих сотрудников компании и ее клиентов, а также исключительное внимание к своей репутации и торговой марке.
Источник
Современные тенденции изменения конкурентоспособности. Теория сравнительных преимуществ
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность страны — это, прежде всего, способность национальных производителей продавать свои товары. Способность увеличивать или, по крайней мере, удерживать за собой доли рынков, достаточных для расширения и совершенствования производства, для роста уровня жизни, для поддержания сильного и эффективного государства
Возникает вопрос, каким образом страна может участвовать в экономическом соревновании и что за свойства и преимущества она может для этого приобретать? И самое главное, — за что она должна бороться в этом экономическом соревновании? Вот один из взглядов на проблему: Когда я отправляюсь за границу, то я не испытываю никаких комплексов. Я иду туда, чтобы продать французские товары.». «Продавать Францию — это значит устанавливать международные контакты на всех уровнях, принимать деловые круги в Париже, знакомить французских предпринимателей с членами иностранных правительств, деловыми кругами, ориентировать послов, щедро награждать эффективных посредников и друзей» ».
Имеет ли право на жизнь такое понимание конкурентоспособности страны? Безусловно. Но с одной оговоркой. В принципе, любой стране нужны деньги, но не любая страна точно знает, зачем ей деньги. Так, российская политика наращивания внешнего долга сводилась до сих пор только к латанию дыр в бюджете и сомнительному по макроэкономическим последствиям поддержанию валютного курса. Поэтому за искусством доставать и привлекать деньги должно стоять искусство точно определить:
— зачем нужны деньги стране;
— только ли и столько ли деньги ей нужны;
— только ли за границей страна может найти то, что ищет;
— наконец, что и в какой форме ей нужно за границей.
Кроме того, страна — не фирма. И ее цели в принципе должны отличаться от целей любой фирмы тем, что страна — это место жизни и образ жизни, все остальное — вторично. А фирма — это организованное людьми, а не исторически сложившееся сообщество. Впрочем, и многие фирмы имеют свою долгую историю, а во второй половине ХХ века даже фирмы без истории перестали быть узко ориентированными на прибыль. Для стран денежный критерий конкурентоспособности выглядит тем более сомнительно.
В силу технологического прогресса роль ресурсных преимуществ в последнее время резко снижается; обладание ресурсами — это недостаточное условие, чтобы страна выигрывала в конкуренции с другими странами; появляется масса отклонений от условий теории свободной торговли. Это четко прослеживается на примере Японии, располагающей малыми ресурсами, однако, демонстрирующей высокий экономический рост и увеличение уровня жизни. Это, хотя и в меньшей степени, относится и к новым индустриальным странам.
Россия и Латинская Америка, и часть Африки — имеют большие природные ресурсы, но находятся в конце списка мировых рейтингов. Страны, которые раньше сохраняли возможность получать доходы на ресурсные монополии, постепенно теряют эту возможность.
Единственная группа стран, которая по прежнему вполне отвечает критерию конкурентоспособности по сравнительным преимуществам — это страны Ближнего Востока, которые являются монополистами на мировом рынке нефти, и за счёт этой монополии они могут обеспечить высокий уровень жизни и экономический рост. Эти страны скорее исключение из общего правила.
Что же обеспечивает мировую конкурентоспособность, если не ресурсы? «Конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей непосредственно связана с инвестициями в исследования и разработки, в создание нововведений, т.е. с технологическими конкурентными преимуществами»
Технологические преимущества — движение инвестиций и движение инноваций, по Портеру — умение воспроизводить ресурсы, которых не имеется в наличии. Если мир найдет замену арабской нефти, то нефтяные страны резко снизят свою конкурентоспособность на мировом рынке. Прецедент уже был в начале 70-х годов, когда вызванный нефтяным кризисом технологический сдвиг в экономически развитых странах предотвратил выход на первые места в рейтингах стран Ближнего Востока. Они, безусловно, выиграли от роста цен, но не так, как если бы потребление нефти осталось бы на прежнем уровне в странах-импортёрах. Значит, воспроизводимость — возможность повторить или заменить ресурс, резко уменьшающая конкурентоспособность владельца ресурса, играла роль и в 90-е годы.
Из теорий, лучше других объясняющих глобальные факторы внешней торговли и инвестиций, можно выделить теорию М. Портера и теорию жизненного цикла продукта — не зря в их терминах удается сформулировать и все предшествующие теории.
М. Портер пишет: «При многонациональной конкуренции ТНК имеют автономные филиалы в каждой стране и управляют ими примерно так же, как банки распоряжаются ценными бумагами. При глобальной же конкуренции фирмы стараются получить гораздо большее преимущество от своего присутствия в разных странах, размещая свою деятельность в разных странах и четко согласовывая ее».
Портер употребляет термин «глобальная конкуренция», отличая его от просто международной, и понимание этого термина совпадает с пониманием автора. Факторы конкурентоспособности на мировом товарном рынке, перечисленные Портером, в большей степени отражают эффективность использования комбинаций собственных и, что самое важное для глобализации, чужих ресурсов, чем объективное их наличие в странах базирования.
Теория сравнительных преимуществ — это экономическая модель, сформулированная Давидом Рикардо в начале XIX века.
Суть модели состоит в том, что специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна, даже если нет абсолютных преимуществ.
Требуется наличие как минимум двух стран и двух товаров. Цена труда одинакова в обеих странах.
В модели вводится неявный запрет на перемещение капитала между странами.
В случае, если перемещение капитала будет таким же свободным, как и перемещение товара, весь капитал страны N переместится в Страну M и производство в стране N прекратится.
Теории международной торговли. Данные теории пытаются объяснить, почему страны обмениваются товарами между собой. Причины этого они усматривают в своеобразии стран, которое выражается в различии цен на товары. Традиционные теории объясняли это своеобразие, прежде всего, экономическим неравенством в предложении, т.е. в стоимости производства товаров. Различия в производительности труда и количестве факторов производства, имеющихся на территории стран, исследовались в первую очередь. На этой основе определялись преимущества, которыми страны обладали в обмене друг с другом.
Абсолютное преимущество — это возможность для какой-либо страны производить товар, расходуя меньшее количество факторов производства по сравнению с другими странами.
Сравнительные преимущества — модель Рикардо
Сравнительные преимущества. Правило специализации в зависимости от абсолютных преимуществ исключало из международной торговли те страны, которые таковых не имели. Пусть, например, одна страна (Север) одновременно обладает абсолютными преимуществами в производстве автомобилей и текстиля. Тогда в соответствии с принципом абсолютного преимущества другая страна (Юг) не сможет участвовать в обмене.
Цепь сравнительных преимуществ и динамика специализации. Анализ двух стран можно легко распространить на несколько стран. В этом случае выстраивается иерархия сравнительных преимуществ, при которой страны с относительно минимальными издержками специализируются в первую очередь на товаре, который они способны производить с минимальными относительными издержками, а затем на остальных товарах. Мировой спрос будет распределяться между странами, специализирующимися на данном товаре, и всеми остальными странами. Такая иерархия может пересматриваться по мере появления новых сравнительных преимуществ.
В реальной жизни этот принцип применяется точно так же, как и в рассмотренных примерах. Например, если сопоставить стоимость производства в черной металлургии, то можно выявить, что наибольшие преимущества в 1984 г. имели Южная Корея и Испания. Страны с повышенными издержками (такие, как США и Франция) испытывали затруднения со сбытом своей продукции, их заводы работали с неполной загрузкой мощностей. В 1998-1999 гг. в черной металлургии сравнительные преимущества имела Россия, что даже привело к введению в США ограничений на экспорт стали из России.
Ложные толкования закона сравнительных преимуществ. Несмотря на внешнюю простоту, закон сравнительных преимуществ иногда считают одним из наиболее сложных законов экономической науки. Его плохое понимание привело к появлению многочисленных ложных толкований, четыре вида которых описаны ниже.
1. Малые или развивающиеся страны якобы не имеют сравнительных преимуществ. Эта широко распространенное заблуждение базируется на смешении абсолютных и сравнительных преимуществ. Оно лежит в основе теории, согласно которой развивающиеся страны заинтересованы в автаркии, самообеспечении и наращивании экономического потенциала и лишь потом могут принять участие в международном обмене. В соответствии с этой теорией западные страны стремятся ограничить свои связи с Японией, поскольку они не обладают сравнительными преимуществами перед ней.
2. Торговля якобы ухудшает положение страны, которая использует больше труда для производства товаров на экспорт, чем его заключено в товарах, получаемых из других стран (теория неравного обмена). Эта теория основана на непонимании сущности сравнительных издержек. Для того чтобы выявить выигрыш или потери страны от обмена либо установить наличие «эксплуатации» одной страны другой, необходимо сопоставлять не количество труда в экспортном или импортном товаре, а трудовые затраты в импортируемом товаре, если бы стране пришлось производить данный товар самостоятельно.
3. Конкуренция стран с низким уровнем заработной платы якобы незаконна. В принципе размер заработной платы связан с производительностью труда. Если на Юге заработная плата ниже, чем на Севере, то только из-за более низкой производительности труда. Возвращаясь к анализу специализации стран по нескольким товарам (табл. 6.3), напомним, что в любом случае каждая из стран сохраняет свои сравнительные преимущества. Поэтому утверждения о незаконности каких-либо одних преимуществ и законности других являются необоснованными.
4. Закон сравнительных преимуществ якобы оправдывает либеральную доктрину «попустительства-разрешения». Эта путаница между доктриной «попустительства-разрешения» и теорией сравнительных преимуществ встречается часто даже в учебниках. Следует иметь в виду, что закон сравнительных преимуществ не лежит в основе какой-либо экономической системы. При любой экономической системе стране всегда предпочтительнее вести обмен в соответствии со сравнительными преимуществами для того, чтобы извлечь максимальные выгоды из мирового разделения труда.
95 Мировая торговля и её влияние на структуру внешней торговли
Структура торговли. В международной торговле ведущую роль играют промышленно развитые страны Северной Америки и Западной Европы, Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. На эти страны приходится значительная часть мирового производства товаров и услуг и большая часть выпуска товаров массового производства. Около 80% экспорта из промышленно развитых стран направляется на рынки других промышленно развитых стран; более 70% экспорта из развивающихся стран также поступает на рынки развитых стран. Очень крупные страны удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет внутреннего производства; объем внешней торговли в сравнении с объемом производства в США и странах бывшего СССР невелик. В странах со средним по численности населением, таких, как Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия, объем внешней торговли составляет от 10% до 20% совокупного производства (т.е. стоимости валового национального продукта); в малых странах типа Нидерландов, Бельгии, Чехии и Венгрии этот показатель достигает 40%. Объем внешней торговли развивающийся страны зависит от того, специализируется ли она на экспорте отдельного товара или пытается развивать многоотраслевое хозяйство. Так, Турция, относящаяся ко второй категории стран, экспортирует лишь 5% от общего объема производства. Из большинства стран с ярко выраженной специализацией экспортируется около половины общего объема производства, а Саудовская Аравия, специализирующаяся на нефтедобыче, экспортирует 80% добываемой нефти. Однако, за исключением случаев специализации на производстве жизненно важных продуктов типа нефти, зависимость страны от реализации на мировом рынке одного единственного продукта связана с большим риском. Несмотря на это, в мире есть несколько стран, развитие экономики которых идет именно по такому пути.
Формирование торговых потоков. Хотя международные торговые потоки испытывают влияние цен, они не определяются исключительно ценами, а иногда цены не воздействуют на них вообще.
Внешняя политика. Ее повороты также могут оказывать влияние на развитие внешней торговли. Франция, например, имела очень тесные экономические отношения с царской Россией накануне Первой мировой войны, в которой две страны выступали союзниками против Германии. Напряженность в дипломатических отношениях, например между США и СССР с 1946 по 1990, как правило, не способствует развитию торговли.
Иностранные инвестиции. Когда фирмы одной страны вкладывают капитал в экономику другой страны или банкиры одной страны предоставляют кредиты заемщикам в другой стране, это обычно способствует установлению более тесных контактов между предпринимателями обеих стран и, следовательно, развитию торговли между ними. Влияние иностранных инвестиций, однако, носит противоречивый характер, так как многие люди, особенно в развивающихся странах, выступают против обратного вывоза прибылей и капитала.
Монополии. Некоторые виды продукции можно получить лишь из очень ограниченного числа источников. Монополии такого рода создают условия для манипулирования ценами, однако лишь в известных пределах, поскольку стремительный рост затрат потребителей продукта стимулирует поиск товаров-заменителей
Картели производителей. Даже если компании из целого ряда стран экспортируют одинаковую продукцию, они вполне способны организовать групповую монополию, объединившись в картель, при условии, что производимая ими продукция обладает высокой ценностью и не имеет приемлемых заменителей
Экономические блоки. На структуру торговли оказывают влияние и специальные договоренности между странами, такие как соглашения о зонах свободной торговли или таможенных и валютных союзах. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), образованная в 1948, создала механизм проведения консультаций между промышленно развитыми странами.
Предпосылки протекционизма. Мысль о том, что мировая торговля наносит развивающимся странам в целом ущерб, достаточно сомнительна, так как их способность оплачивать импорт за счет поступлений от экспорта устойчиво возрастает. Конечно, все еще можно утверждать, что промышленно развитые державы получают больше выгод от международной торговли, чем развивающиеся страны. Однако и это утверждение небесспорно, поскольку наиболее выигравшими от международной торговли естественно считаются те страны, в которых без этой торговли внутренние цены оказались бы значительно выше мировых
Протекционистские меры. Многие страны пытаются ограничивать импорт, чтобы защитить от конкуренции отечественную промышленность. Для этого используются многочисленные меры, имеющие различные эффекты.
Тарифы. Наиболее обычная протекционистская мера — тарифы, или таможенные пошлины — представляет собой налоги на импортные товары, выраженные в процентах от их стоимости (стоимостные) либо в виде фиксированного сбора с единицы товара безотносительно к его стоимости (специфические).
Квоты. Это гораздо более жесткая по сравнению с тарифами протекционистская мера. Вместо непосредственного удорожания импорта (объем которого при этом сокращается лишь опосредованно, в результате падения эффективного спроса) квоты предполагают установление прямых количественных ограничений на импорт определенных товаров.
Субсидии. Тарифы и квоты устанавливаются странами-импортерами с целью ограждения национальных рынков от конкуренции с товарами иностранного производства. Однако, если производимая в стране и идущая на экспорт продукция начинает терять конкурентоспособность, тарифы и квоты оказываются бесполезными. В таких случаях государство иногда помогает национальным производителям укрепить конкурентные позиции, дав им возможность продавать товары на мировом рынке по ценам ниже фактических издержек производства
Оптимальные тарифы. Еще одно обоснование протекционизма, построенное на доводах в пользу оптимальных тарифов, оправдывает существование особой разновидности таможенных пошлин: пошлину, взимаемую страной-экспортером (а не импортером) с экспортируемых (а не импортируемых) товаров. Сторонники этой точки зрения утверждают, что, если какой-то товар производится главным образом в одной стране, национальное преимущество этой страны — хотя и не являющееся преимуществом для мира в целом — может быть реализовано путем введения экспортного тарифа, уплачиваемого теми, кто импортирует товар.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник