Векторы развития большой страны
Сегодня Владимир Путин вступает в должность президента Российской Федерации. Инаугурационная речь президента как правило не превышает нескольких минут. Поэтому основой для анализа приоритетов ближайших нескольких лет остается главное программное выступление — Послание Президента Федеральному Собранию. Мы еще раз проанализировали тезисы Послания и по каждому из них предлагаем вам ссылку на публикации нашего проекта, посвященные детальному разбору предпосылок и перспектив решения озвученных задач.
ТЕХНОЛОГИИ
Стране нужно развиваться, Россия готова к технологическому прорыву.
Изменения в мире носят цивилизационный характер, и масштаб этого вызова требует от нас такого же сильного ответа. Мы готовы дать такой ответ, мы готовы к настоящему прорыву. Эта уверенность основана на значимых результатах, которых уже удалось достичь. Чтобы идти вперед, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, причем во всех сферах, укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов. Россия должна быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
В течение ближайших шести лет надо вдвое снизить уровень бедности.
Нам необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя, создать современные достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие — обеспечить уверенный долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет — как минимум, вдвое снизить уровень бедности.
От зарплаты до зарплаты / Как менялась разница между зарплатами российских топ-менеджеров и рабочих за четверть века
ЭКОНОМИКА
Россия должна оказаться в числе пяти крупнейших экономик в мире и увеличить ВВП на душу населения в полтора раза к середине 2020-х годов.
Именно наращивание экономического потенциала страны, каждого региона — главный источник дополнительных ресурсов. Для этого нам нужна экономика с темпами роста выше мировых. Достижение таких темпов роста должно стать ключевым ориентиром для нового правительства.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
Производительность труда в экономике РФ должна расти темпами не менее 5% в год.
Необходимо добиться, чтобы производительность труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей — а это промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, торговля — росла темпами не ниже 5% в год, что позволит к концу следующего десятилетия выйти на уровень ведущих экономик мира.
Как устроен рынок труда в России / Исследование Центра стратегических разработок
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Расходы на здравоохранение в РФ должны увеличиться вдвое, до 5% ВВП. Нужно реализовать общенациональную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями.
В 2019-2024 годах на развитие системы здравоохранения из всех источников потребуется ежегодно направлять в среднем более 4% ВВП. Но стремиться нужно, безусловно, к 5% ВВП. В абсолютном выражении это будет означать, что общие объемы расходов на здравоохранение должны увеличиться вдвое. При этом надо найти дополнительные возможности для финансирования, которые не сдерживали бы экономический рост.
Каким должно быть российское здравоохранение? / На этот вопрос отвечает доклад ЦСР «Здравоохранение: необходимые ответы на вызовы времени»
ДЕМОГРАФИЯ
За предстоящие шесть лет на меры демографического развития, на охрану материнства и детства нужно будет направить не менее 3,4 триллиона рублей.
В предстоящее десятилетие обеспечить устойчивый, естественный рост численности населения России. Демографическая политика России доказала свою результативность, в связи с чем она была продолжена и расширена. К концу следующего десятилетия средняя продолжительность жизни в РФ должна превысить 80 лет.
Демографические вызовы современной России / Как нам не допустить убыли населения и справиться с социальной нагрузкой
РЕГИОНЫ
В ближайшие шесть лет расходы на программу развития городов и других населенных пунктов в России должны быть удвоены, надо развернуть масштабную программу пространственного развития страны.
Предлагаю развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населенных пунктов, и как минимум, удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет. Одной из первоочередных задач будущего правительства должна стать подготовка плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России.
Регионы России / Мы подготовили инфографику в виде карт проблем регионов, которые сопоставили с картами предложенных решений
КУЛЬТУРА
В регионах надо создать «центры культурной жизни» в форме культурно-образовательных музейных комплексов.
Музейное дело умирать не собирается / Алексей Лебедев, заведующий Лабораторией музейного проектирования — о будущем музейного дела
ИНФРАСТРУКТУРА
Одной из первоочередных задач должна стать подготовка плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России. Нужно расширить и реконструировать сеть региональных аэропортов. Расходы на строительство и обустройство автодорог в ближайшие шесть лет составят 11 трлн руб.
Необходимо расширить и реконструировать сеть региональных аэропортов. Через шесть лет половина межрегиональных рейсов будет выполняться напрямую. Ситуация, когда даже в соседнюю область нужно лететь через Москву, во многом останется в прошлом. Расходы на строительство и обустройство автодорог в ближайшие шесть лет составят 11 трлн рублей.
Развитие городов и регионов / Шестой приоритет Стратегии развития страны до 2024 года
ЖИЛЬЕ
Нужно поэтапно переходить от долевого строительства к проектному финансированию, когда основная ответственность лежит на застройщиках и банках. Средняя ставка по ипотечным кредитам в России должна снизиться до 7-8%.
В прошлом году выдано около миллиона ипотечных кредитов. В декабре средняя ставка в рублях впервые опустилась ниже 10%. Разумеется, в каждом конкретном случае стоимость и другие условия кредита индивидуальные, но в целом нам нужно и дальше снижать среднюю ставку до 7-8%. Мы долго спорили, какую цифру назвать с этой трибуны, но стремиться нужно, безусловно, к 7%. Необходимо добиться условий, когда не менее 5 млн семей в России смогут ежегодно улучшать свои жилищные условия.
«Квартирный вопрос»: решаем за три шага / Интервью с экспертом в области информатизации управления многоквартирными домами Владимиром Рязанским
Нужно пересмотреть схемы расчета налога на недвижимость физлиц и определения кадастровой стоимости жилья, чтобы она не превышала рыночную. В целом, будущему правительству надо как можно быстрее сформировать налоговые условия, зафиксировав их на ближайшие годы.
Предлагаю вернуться к налогу на имущество для физлиц, он должен быть справедливым и посильным для граждан. Когда сидящие в этом зале коллеги убеждали нас и меня, в том числе, использовать рыночную стоимость недвижимости при расчете этого налога, они говорили, что старые оценки БТИ — это анахронизм. Однако в реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Мы так не договаривались, и люди от нас этого не ожидали.
Жилищный самострой – что изменилось за 100 лет / Татьяна Полиди – о профессиональном девелопменте и жилищном самострое в России
ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ
Доля государства в экономике РФ должна постепенно снижаться. Уголовный кодекс должен перестать быть инструментом решения хозяйственных конфликтов. Надо существенно сократить контрольные проверки на предприятиях.
Хочу обозначить принципиальную позицию: доля государства в экономике должна постепенно снижаться. В последнее время в результате оздоровления банковской системы — и это очень правильный процесс, я его поддерживаю, — под контроль государства перешел ряд финансовых активов. Нужно их энергично выводить на рынок и продавать. Для того, чтобы экономика заработала в полную силу, нам нужно кардинально улучшить деловой климат, обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод и конкуренции.
«Тяжкие преступления», за которые не нужно наказывать / Тезисы доклада ЦСР об избыточной криминализации экономической деятельности
ЭНЕРГЕТИКА
Предстоит внедрить новые технологии в генерации, хранении и передаче энергии.
Предстоит внедрить новые технологии генерации, хранения и передачи энергии. В ближайшие шесть лет в обновление отечественной электроэнергетики планируется привлечь около 1,5 триллиона рублей частных инвестиций
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Через четыре года Россия будет поставлять на мировые рынки больше агропродукции, чем ввозит в страну.
Уже через четыре года мы планируем поставлять на мировые рынки больше агропромышленной продукции, чем ввозим в страну. При этом необходимо наращивать экспорт мяса, товаров высокого передела, а также повысить самообеспеченность страны говядиной, молоком и овощами. Необходимо продлить льготный тариф на перевозку зерна из отдаленных регионов.
Тенденции российского агроэкспорта: рост поставок и расширение ассортимента / Экспорт агропродукции может превысить импорт уже в этом году
НАУКА
Научная инфраструктура России станет одной из самых мощных в мире.
В ближайшее время нам нужно создать передовую законодательную базу, снять все барьеры с разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных. К 2024 году надо перейти на предоставление госуслуг в режиме реального времени.
Инноваторы убегают туда, где их не мечтают задушить / Интервью с президентом Московской школы управления СКОЛКОВО Андреем Шароновым
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Нужно реформировать систему предоставления гражданства РФ, сделать упор на молодых и образованных.
Нужно сделать упор на тех, кто нужен стране — молодых, здоровых, хорошо образованных людях. Для них нужно создать упрощенную систему предоставления российского гражданства.
Какие мигранты нам нужны / Тезисы доклада ЦСР о приоритетах миграционной политики России
ОБОРОНА
Россия сделала стремительный шаг в развитии новейших образцов стратегического оружия.
Мы начали разработку таких новых видов стратегического оружия, которое вообще не использует баллистической траектории полета при движении к цели. А значит, и система ПРО в борьбе с ней бесполезна и просто бессмысленна. Новая российская крылатая ракета будет обладать неограниченным радиусом действия и непредсказуемой траекторией полета. Дальность неограниченная, она может как угодно долго маневрировать. Как вы понимаете, ничего подобного ни у кого в мире пока нет. Когда-нибудь, наверное, появится, но за это время наши ребята еще что-нибудь придумают
Защита и справедливость / Седьмой приоритет Стратегии развития страны до 2024 года
Рекомендуем Вам также познакомиться с медиамониторингом ключевых тезисов послания Президента к Федеральному собранию
Источник
Современный вектор развития страны
Активно происходящие экономические преобразования в современном мировом хозяйстве одновременно с кризисными явлениями и процессами стагнации ставят вопрос определения направления вектора развития экономик стран мира. В российской экономике с углублением мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. наблюдается усиление кризисных явлений, которые, в первую очередь, обусловлены изменениями социально-экономической системы страны.
Многие международные организации рассчитывают специальные индексы и публикуют ежегодные доклады, отражающие качественные характеристики различных стран мира. Так, согласно докладу ПРООН по итогам 2014 г. Россия занимает 57 место с индексом 0,778, попадая в группу стран с высоким уровнем индекса человеческого развития (в 2010 г. Россия занимала 65 место).
Согласно докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2015 г.», опубликованному в декабре 2014 г., Россия улучшила свои позиции сразу на 30 пунктов и поднялась с 92 на 62 место в рейтинге [5]. В стране были улучшены условия ведения бизнеса по 3 из 10 показателей, анализируемых в данном исследовании. Одним из «лучших» критериев, по которым в стране наметились позитивные сдвиги, стало исполнение контрактов, по которому стране присвоено 14 место в мире. Основные показатели по Российской Федерации следующие: по показателю простоты регистрации бизнеса – 34 место в мире; по показателю простоты регистрации прав собственности – 12 место; по уровню кредитования – 61 место; по уровню защиты инвесторов – 100 место; по уровню налогообложения – 49 место; по показателю легкости ведения международной торговли – 155 место; по показателю простоты ликвидации предприятий – 65 место; по показателю простоты подключения к системе электроснабжения – 143 место; по показателю простоты получения разрешений на строительство – 156 место [5].
Всемирный экономический форум, опубликовавший рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014–2015 гг., улучшил позиции России, подняв показатель с 64 до 53 места, что связано с улучшением основных макроэкономических факторов. «Сильными сторонами» российской экономики выделены доступность и распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры, достаточно большие объемы внутреннего рынка, даже с учетом прогнозов о рецессии / стагнации экономики. Однако есть и свои «минусы»: низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный пока инновационный потенциал, незначительно развитый финансовый рынок, низкий уровень конкурентоспособности товаров и услуг, коррупция.
Что касается коррупции, то согласно ежегодно публикуемому Индексу восприятия коррупции (Transparency International) в 2013 г. Россия получила 28 баллов, что соответствует 127 месту. Положение России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменилось и достаточно отрицательно сказывается на перспективах экономического роста и улучшения инвестиционного климата. Среди основных причин неизменного положения России согласно исследуемому Индексу можно выделить: стагнацию коррупционных дел, низкий уровень развития международного антикоррупционного сотрудничества, давление на некоммерческие организации и СМИ, непрозрачность реализации крупных национальных и инфраструктурных [5].
В конце 2014 г. Правительство РФ обнародовало доклад «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016–2017 гг.», в котором отмечается, что макроэкономическая ситуация в 2014 г. характеризуется замедлением годовой динамики ВВП – в III квартале прирост ВВП относительно III квартала 2013 г. составил 0,7 %. За январь-сентябрь 2014 г. относительно января-сентября 2013 г. прирост ВВП составил 0,8 %.
Инфляция в стране сохраняется на достаточно высоком уровне, что связано, в первую очередь, с ослаблением курса рубля, ростом мировых цен на молоко и молочную продукцию, сахар, а также торговые ограничения на импорт свинины. Ослабление реального эффективного курса рубля оценивается за первые одиннадцать месяцев 2014 г. в 16,1 % [6].
Согласно прогнозам ведущего экономиста Всемирного банка по Российской Федерации Биргит Ханзл: «Мы прогнозируем, что темпы экономического роста в 2015 г. замедлятся и будут находиться около нулевой отметки, так как сохранится отрицательное воздействие санкций на инвестиции, и произойдет дальнейшее замедление потребления. В случае снижения геополитической напряженности и улучшение внешней конъюнктуры для России, в 2016 году подобный положительный эффект позволит достичь темпов роста на уровне 0,5 %» [2].
Несмотря на неутешительный прогноз, а банк прогнозирует отсутствие темпов роста потребления, инвестиций, что связывают с ограничением к доступу на внешние рынки капитала и высокой стоимости заимствований, Российская Федерация тем не менее имеет достаточный резерв в федеральном бюджете, позволяющий сохранить стабильное положение в ближайшем будущем. В основу дальнейшего экономического роста могут лечь структурные реформы на среднесрочную перспективу, достаточный приток инвестиций и увеличение потребительского спроса.
Модернизация является одним из инструментов достижения желаемого динамичного развития национальной системы России в долгосрочной перспективе и обеспечения стабильного роста уровня благосостояния населения. Модернизация экономики России должна опираться на использование богатейшего опыта специалистов-практиков, ученых. Стремительно возрастающая роль новых технологий и инноваций, переход от экспортноориентированной модели экономики к модели экономики, основанной на знаниях, может стать гарантией успешной конкуренции и дальнейшего технологического прогресса страны. Условием дальнейшего успешного развития должно стать формирование новой инновационной экономики, в основе которой должны быть инвестиции и повышение престижа интеллектуального труда.
Перспективным направлением мировой специализации страны и ее адаптации к процессам глобализации является эффективное включение как «человеческого капитала», так и имеющихся интеллектуальных ресурсов России в современное транснациональное производство наукоемкой продукции, обеспечение развития фундаментальной науки, научно-исследовательских разработок, системы образования и подготовки высококвалифицированных научных кадров.
Вопрос дальнейшего вектора стратегического развития России особенно актуален в настоящее время. Всемирный банк рассматривает базовый сценарий развития экономики России, согласно которому в период 2015–2016 гг. будет наблюдаться стагнация, экономический рост в 2015 г. составит 0,3 %, но позднее банк понизил этот показатель до 0 %. Этому сценарию будут сопутствовать два альтернативных сценария: оптимистический сценарий с показателями экономического роста 0,9 % в 2015 г. и 1,3 % в 2016 г.; и пессимистический сценарий, с отрицательными показателями до минус 0,9 % в 2015 г. и 0,4 % в 2016 г. [4].
Согласно социально-экономическому прогнозу развития Правительства РФ на 2015–2017 гг. в период 2014–2015 гг. будут сохраняться высокие геополитические риски, в 2016–2017 гг. можно ожидать восстановление доступа компаний на мировые рынки капиталов.
Базовый сценарий развития направлен на сохранение инерционных трендов развития и предполагает ускорение экономического роста до 1,2 %, что будет опираться на рост инвестиционного спроса. Потребление (ввиду высокой инфляции, сдерживания роста заработной платы и высоких процентных ставок по кредитам), однако, будет замедляться, сдерживая тем самым рост экономики. В 2016–2017 гг. темпы прироста экономики могут составить 2,3–3 % (увеличение роста потребления).
Умеренно-оптимистичный сценарий развития связан с активной политикой, которая будет направлена на снижение геополитической напряженности и создание возможностей устойчивого роста. Предполагается повышение доверия частного бизнеса, финансирование новых инфраструктурных проектов, поддержание наиболее уязвимых секторов экономики, увеличению финансирования развития человеческого капитала, проведение более мягкой бюджетной политики. Сценарий предполагает к 2018 г. полностью прекратить отток капитала из страны, нарастить объемы экспорта и увеличить рост ВВП на 3,3 % в год в 2015 г. и на 3,3–4,3 % в 2016–2017 гг.
Что касается сферы внешнеэкономической политики, то при формировании стратегии внешнеэкономического развития России необходимо учитывать опережающий рост внешней торговли по сравнению с темпами роста национальной экономики, что, несомненно, актуально в условиях глобализации мировой экономики; сокращение доли топливно-сырьевых товаров при одновременном повышении доли готовых изделий в мировом товарообороте; неустойчивость мировых цен на энергоносители вследствие мирового финансово-экономического кризиса; высокий уровень монополизации ТНК; деятельность различного рода международных организаций, оказывающих свое воздействие на экономику страны, применение различного рода санкций со стороны иностранных государств по отношению к России.
Обозначим векторы развития внешнеэкономической стратегии России:
– улучшение качества жизни населения, демографической ситуации различными мерами социальной поддержки;
– устранение диспропорций в социально-экономическом развитии регионов страны и в уровне доходов населения;
– обеспечение национальной безопасности, в частности, недопущение терроризма и различного рода локальных конфликтов;
– активное развитие фондового рынка страны;
– создание оптимальных налоговых условий; повышение привлекательности российских банков в целях инвестирования, более доступные кредитные ресурсы;
– улучшение инвестиционного климата;
– поддержание малого и среднего бизнеса, а также тех отечественных компаний, которые выходят на мировой рынок;
– повышение роли домашних хозяйств;
– обеспечение в целом устойчивого роста российской экономики
– повышение производительности труда;
– наращивание торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ, дальнего зарубежья, Азии и Африки;
– укрепление позиций страны на мировой арене. Например, еще в 2012 г. Президентом был подписан Указ «О долгосрочной государственной экономической политике», где отмечена необходимость повышения позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса» до 50 места в 2015 году и до 20 в 2018 г. [3, 7].
Кроме этого, в 2008 г. была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. Первый этап реализации стратегии (2008–2012 гг.) был направлен на расширение тех глобальных конкурентных преимуществ, которые уже имеются у российской экономики в традиционных сферах, в частности: энергетика, транспорт, аграрный сектор [1]. Кроме этого, предполагалось к 2012 г. увеличить рост валового внутреннего продукта, производительность труда, реальных располагаемых доходов населения, притока инвестиций в основной капитал. Однако нельзя сказать, что все поставленные цели были выполнены. Военные действия на Украине, последовавшие санкции со стороны европейских государств по отношению к России внесли свои коррективы.
Период с 2013–2020 гг. можно считать вторым этапом в реализации Концепции. Приоритеты должны быть расставлены с учетом повышения конкурентоспособности экономики, качества жизни населения и улучшения социальной среды, необходим переход на био- и нанотехнологии, диверсификация экономики. К основным направляющим отраслям развития необходимо отнести промышленность, транспорт, аграрный сектор, строительство, где у нас имеются конкурентные преимущества. Такие отрасли как авиационная, ракетно-космическая, судостроение, радиоэлектроника, информационно-коммуникационные технологии – это те высокотехнологические отрасли, в которых Россия может иметь конкурентные приоритеты.
На 3 этапе – после 2020 г. – предполагается закрепление лидирующих позиций России в мировой экономике, становление инноваций как ведущего сектора экономического роста.
Однако не стоит забывать об имеющихся рисках развития. В случае длительного периода применения санкции существенно может снизиться бюджетная устойчивость и дальнейшие возможности для модернизации.
Текущее положение дел на мировой арене существенно скорректировало сроки перехода к инновационной социальноориентированной модели экономического развития. И задача государства – правильно оценить имеющуюся ситуацию и выделить дальнейшие приоритетные направления развития, сочетая высокие технологии с политикой масштабной модернизации реального сектора.
Рецензенты:
Горецкая Е.О., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и мировой экономики Краснодарского филиала, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Краснодар;
Лашко С.И., д.э.н., профессор кафедры международного бизнеса ЧОУ ВО «Южный институт менеджмента», г. Краснодар.
Источник