Спасением страны от гибели

Кто спасает Россию?

Россия не раз переживала трудные времена смут, разорительных нашествий и политических катаклизмов. Но каждый раз, оправившись от беды, снова восставала из пепла. Что спасает Россию? Рассуждения об этом представляют неотъемлемую часть её истории. Если только посмотреть за последние сто лет, мы увидим, что кто-то убеждён, что И. Сталин спас нашу страну от разрухи в советский период, действующий президент В. Путин — от распада в постсоветский. Кто же на самом деле спасает Россию и что вообще является для неё спасением? Ответ на этот вопрос лежит в области нашего миропонимания.

На протяжении всей истории государства, начиная со времён основания Древней Руси, нашему народу не раз приходилось отстаивать свою свободу и право исповедовать принятую в конце первого тысячелетия христианскую веру. Пройдя обряд крещения, верховная власть во главе с князем Владимиром, народ и церковное духовенство совершили великое таинство: приняли на себя не ограниченный временем обет верности Богу — жить по христианской вере. Это исторический шаг принципиально изменил всю последующую историю Руси. Приняв крещение, русский народ окончательно обрёл государственность, началось строительство крепостей и городов по периметру границ, постепенное преумножение земель, запущен процесс формирования новой культуры. Именно для выполнения этой миссии Господь дал русскому народу всё, что для этого необходимо — огромную территорию, наделенную богатствами, сильную армию, русский дух, смекалку, умение воевать и защищать свою землю, словом, всё, чем сейчас обладает современная Россия. Но самым главным является то, что из поколения в поколение на её территории рождаются люди, способные в трудные времена встать на её защиту. Таким хрестоматийным защитником русской земли являлся князь Александр Невский. Он не только сумел защитить русские княжества от нашествия латинян с запада, но и нашёл возможность удержать Золотую Орду от нашествия с востока. Сохранил народ, защитил христианскую веру и тем предопределил будущее России.

Читайте также:  Какие страны европы имеют сухопутную границу только с одним государством

Нравится это современному поколению жителей России или нет, но в хранении и защите православной веры русским народом и состоит весь смысл существования России. Это предназначение хорошо понимали и чувствовали наши великие предки — все, кто защищал наше Отечество на протяжении его тысячелетней истории. Защита родной земли была всегда связана с защитой веры. Как ни странно, это проявилось даже в годы Великой Отечественной войны в «безбожном» СССР, просуществовавшем на территории России в течение 73-х лет.

Исторический путь нашей страны — это не простой линейный процесс приумножения могущества и богатства. Временами, отходя от догматов веры, народ впадал в тяжкие периоды своей истории. Дворцовые перевороты, лукавство правителей и охлаждение к вере неизменно ввергали государство в смутные времена. Как в такие периоды происходило возвращение России на свой исконный путь? Оно каждый раз происходило непредсказуемо.

Возьмём начало 17 века. Период смутного времени — Кремль, царский трон и вся государственная власть находится в руках иноземцев-поляков и боярской верхушки, предавшей свою веру и Отечество в обмен на пребывание во власти и сохранение богатства. Патриарх Гермоген арестован, находится под стражей, но остаётся непреклонен. Он обращается к народу с призывом — освободить Русь от поляков, и народ искренне откликается на его духовное воззвание.

Кто в тот момент возглавляет народное ополчение, освободившее Русь от полного порабощения и раздела? Малоизвестные люди — земской Нижегородский староста Кузьма Минин, держащий мясной привоз. И ничем особо до того не выдающийся, кроме ратных дел, князь Дмитрий Пожарский. В чём состоял феномен их воли и власти, которой они подняли весь многонациональный народ страны? Можем ли мы сказать, что именно Минин и Пожарский спасли Русь? Конечно нет. Основой спасения Руси стала крепкая религиозная вера народа, проявленная в любви к своему Отечеству, горячее желание освободить страну от иноверцев-захватчиков, необходимость восстановить порядок и данную от Бога верховную власть в государстве.

Читайте также:  Безвизовые страны 2021 карты

Так ли уж сильно ситуация начала 17 века отличалась от ситуации начала 2000 годов в современной России? Та же утрата власти, потеря суверенитета, смута и олигархическая семибоярщина. Но разве не из народа вышел В. Путин, поставленный, по сути, олигархами управлять страной в период её развала? Здесь даже не так важны первоначальные мотивы. В последующем мы снова видим проявление всё тех же главных качеств, присущих русскому человеку — присутствие веры и желание защитить Отечество. И этого оказалось достаточно, чтобы всё вернуть, снова собрать страну воедино.

При этом стоит отметить, что у любого правителя России нет и не может быть «вечных» заслуг перед страной и народом. Управлять Россией означает нести крест — крест, который оставить нельзя. И только конечный итог правления может стать венцом служения и показателем того, чего действительно добился руководитель для своей страны и народа за период своего правления. Результат будет ясен только по конечным плодам, ведь и Денница когда-то был светлым ангелом.

Что же всё-таки спасает Россию? Сложная и часто трагическая история нашей страны говорит об одном — Россию спасает Промысел Божий. Что можно выразить и другими словами: Россию спасает реализация её глобальной миссии, определяющей конечную цель и смысл её существования. На сегодня Россия — единственная самодостаточная, способная защитить себя страна в мире, в которой, согласно статистике, проживает около 75% православных христиан, что составляет более 110 млн человек. Россия — это государство, призванное прежде всего сберечь и защитить православную веру, а также культурные ценности государствообразующего русского народа. Обеспечить его мирное сосуществование с другими народами, исторически проживающими на территории России, исповедующими иные традиционные религии.

Пока российское руководство и правящий слой власти будут исполнять свои функции в соответствии со своим историческим предназначением, России ничего не грозит. Стоит им отойти от этих обязанностей, нас всех ждёт беда, подобно той катастрофе, которая произошла в 1917 году. Но как бы трагично ни складывались обстоятельства, если русский народ сохранит веру, Промысел Божий поможет ему вернуться на свой первоначальный путь — путь христианского спасения.

Всё природное и духовное могущество России дано именно для осуществления этой безвременной функции. Потому любой вышедший из народа человек — правитель, церковный иерарх, простой человек, нашедший в себе духовные силы и готовый в трудную минуту подлинно встать на защиту Отечества и Веры, может явиться для России высочайшим носителем Промысла Божия и спасителем государства. Господь сохранит и может дать всё необходимое любому, кто не утратит Ему верность на этом пути.

Автор: Е. Цыбизов, руководитель Новосибирского
регионального отделения Общества «Царьград»

Источник

В спасении от неотвратимой гибели

Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. Художник: К.Е. Маковский

В материале «О святом Себастьяне. » довелось как-то рассуждать о том, что понимание сути подвига святых затруднено незнанием истории. Есть и другая связь в этом вопросе – если почитание святого его современниками было велико, а ныне ослабло, значит, мы не понимаем сути его подвига в историческом контексте. Почему он был так сильно почитаем? – какое значение имел его подвиг для наших предков? Может быть, и теперь, спустя много веков, когда наша общественная жизнь изменилась до неузнаваемости, подвиг этого святого парадоксально близок ей? Может быть, мы имеем куда как более оснований для обращения за его молитвенным предстательством, чем кажется на поверхностный взгляд?

Если почитание святого ослабло, значит, мы не понимаем сути его подвига в историческом контексте

В народном сознании всегда были попытки осмыслить эту близость святых к своей обыденной жизни, хоть и выливалось это зачастую в поиск связи между, например, помощью от головной боли и подвигом мученичества через усекновение главы… Ну, так что же – пусть эта связь не основная, но она есть!

Возьмем в пример благоверных князей Бориса и Глеба. Сейчас не во всяком храме на день их памяти отслужат полиелей, а большинство верующих людей, если и заговорит о подвиге князей, то скажет лишь общую фразу – не захотели раздувать вражду, смирились и были убиты.

Смирение и нежелание раздувать вражду – это всё нам понятно. или кажется, что понятно. А вот откуда взялось почитание князей от вчерашних варваров? От тех, кто понимал в основном лишь язык силы, крал женщин и не брезговал продавать соплеменников в рабство иноплеменникам?

Трудно найти что-либо героическое в кончине князей. Но почитание их на Руси было беспримерным – массовым

Трудно ведь найти что-либо героическое в кончине князей – юноша постарше ещё пытался защищаться, а младший, подросток, просто униженно молил убийц: «слугой буду вам, только не убивайте меня!»

Но почитание их на Руси было беспримерным – массовым, благоговейнейшим. Их стали почитать и прославили раньше Великого князя Владимира!

Что же там произошло, откуда такой отклик в сердцах людей грубых, необлагороженных еще ни сознательным принятием христианства, ни глубокой культурой?

Современный националист, упрекающий Бориса и Глеба в инфантильности, а христианство – в проповеди слабости, просто не знает ни возможностей тех князей, ни реалий той жизни. Он не учитывает, что не только князя, а даже княжеского дружинника готовили к ратному делу лет с пяти, не понимает, насколько мощный уровень подготовки это предполагало. А князя готовили еще и как военачальника, и как правителя. Коль скоро еще и в начале XIX века мальчики бывали к 14–16 годам способны нести службу офицерами (то есть – и военными, и начальниками), то что говорить про те суровые времена?

Инфантильность? В конце-то концов! – разве тогда, а не сейчас стало возможно словосочетание «игра для суровых мужиков (мужчин?)» в рекламе компьютерной игры в войну? Игры в солдатиков, братья! Нашему ли поколению рассуждать о чьей-то инфантильности?!

Современники Бориса и Глеба знали, что мог, а чего не мог сделать князь. Даже самый юный, он мог призвать под свои знамена большее или меньшее количество воинов и начать усобицу за власть. Проиграв усобицу, он мог уйти со своими воинами в другие земли, под начало какого-нибудь владетельного человека, либо осесть в отдаленной местности, подчинить себе местный народец и ходить за «корыстью» к другим народцам.

Всё это, сообразно более поздней поговорке: «паны дерутся, а у холопов чубы трещат», сопровождалось бы горем и разорением для простых людей. Лилась бы их кровь, горели бы их избы, вытаптывались бы их посевы и тянулись бы караваны унылых пленников на невольничьи рынки Востока.

Не мог князь умирать за простых людей. Борис и Глеб – смогли. Это и поразило современников

А не мог князь – умирать за благополучную жизнь простых людей. За свои княжеские интересы мог, за своё воинское достоинство мог, за ратную славу – трижды мог. А за спокойную жизнь селян-смердов – не мог!

Борис и Глеб – смогли. Это и поразило современников. Они прочувствовали, что мальчики отдали свои молодые, царственные жизни за каждого из них – простолюдинов, чья жизнь в глазах тогдашнего общества мало что стоила. И это было самой сильной проповедью Христа – Царя, возшедшего на крест за спасение мира – и самой понятной жертвой, какая только могла смягчить сердце полуязыческого народа.

Есть даты церковного календаря, которые сохранили всенародное почитание, но частично утратили историю его возникновения или расцвета. Например, празднование Казанской иконе Божией Матери. Читая о ней, человек узнает о множестве чудес, которые произошли при её обретении. Но не поймёт, почему же именно на Казанскую в храмах полно людей. Ведь бесчисленными чудотворениями прославились и другие иконы Пресвятой Богородицы.

Нет, то есть все, конечно, слышали, что осеннее празднование Казанской иконе установлено в память преодоления Смутного времени. Несложный семантический анализ любому позволит догадаться, что ничего утешительного в том времени не было, и очень хорошо, что его преодолели. А икона была в стане победного Второго ополчения и вдохновляла его на борьбу.

Но как-то всё это без подробностей.

Без тех подробностей, которые заставляют окамененное сердце прибегать к предстательству Пресвятой Богородицы и обливаться слезами благодарности от живого ощущения Её заступления.

Смута продолжалась гораздо дольше, чем мы узнаём из школьной программы. Не год, не пять лет и даже не десять

Хорошо, вот нам подробности: Смута продолжалась гораздо дольше, чем мы обрывочно узнаём из школьной программы. Катастрофические изменения климата, предположительно произошедшие из-за извержения супервулкана в Южной Америке, привели к неурожаю в продолжение трех лет – 1601–1603. Голод вызвал болезни и бунты, усугублявшиеся тем, что знатные бояре «раскачивали» ситуацию сознательно, стремясь навредить ненавистному худородному царю. Царь же в ответ свирепел и ужесточал репрессии.

Не успев опомниться от этих разорений, страна вступила в основную фазу Смуты, о которой знают все – в 1604-м году начался поход в Россию первого самозванца. Потом другого, третьего, четвертого. Пришло время «воров» – если и в предыдущие несколько лет шайки разбойников возросли неимоверно, то теперь, при полном бессилии властей, «воры» становятся хозяевами на земле.

Пользуясь деградацией пограничной службы, ногайцы и крымцы целыми ордами разоряют страну, легко доходя до самых центральных районов.

Одновременно земля нещадно разграбляется большими и малыми отрядами поляков, литовцев, шведов, немцев и казаков, которые ходят по ней туда и сюда, движимые и постоянно меняющейся политической обстановкой, и собственной алчностью.

Безнаказанность рождала в этом сброде пьянящее чувство власти над жизнями – страшно даже читать, на что оказывались способны люди по отношению друг к другу.

Страшно даже читать, на что оказывались способны люди по отношению друг к другу

Вспоминая об ужасах Великой Отечественной войны, мы говорим: «Почти четыре года. », а Смутное время продолжалось не год, не пять лет и даже не десять. Лишь в конце 1612 года от поляков освобождена Москва. Но – только Москва. Война со шведами на северо-западе страны продолжалась до 1617 года, разбойничьи рейды крупных соединений шляхты и казаков – до 1618-го.

Однако и знание временных границ Смутного времени не даёт полного понимания масштаба тех бедствий – до какой степени дошло разорение страны. Народ, который не был перебит или угнан, не бежал сам и не вымер от голода и болезней, местами был разорен настолько, что жил в землянках, не имея ни скота, ни припасов, ни инструментов – «как звери», по выражению летописей. Многие селения лежали в головешках и руинах, пахотные земли были запущены, храмы – разграблены и осквернены.

Мертвых некому было хоронить. В некоторых районах страны (при тогдашней-то рождаемости) уровень населения восстановился лишь через полвека от начала Смуты!

Со времен Батыева нашествия не бывало подобного разорения Русской земле. «Всеконечная погибель» – вот что чувствовал народ перед тем, как Второе ополчение, водимое Божественным призванием и благословением Пресвятой Богородицы, принесло надежду на избавление.

Со слов «Заступнице усердная» начинается тропарь Казанской иконе – именно в заступлении народа от беспощадных врагов наиболее доходчиво сказалась народу милость Божией Матери. Общенародное почитание родилось из осознания общенародного благодеяния – спасения от неотвратимой гибели.

Источник

Оцените статью