Специальные налоговые режимы стран снг
В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации всреднесрочной перспективепозиция Правительства РФ в отношении введения специальных налоговых режимов может трактоваться как налоговое стимулирование сферы малого и среднего бизнеса и сельхозпроизводства. То есть предпочтение отдается регулирующему аспекту, а организационный аспект рассматривается как побочный.
Совмещение разных систем налогообложения
Применяемый налоговый режим
Другие налоговые режимы
ни с УСН, ни с ЕСХН
ни с ОСН, ни с ЕСХН
ни с ОСН, ни с УСН
В соответствии с действующим на сегодня налоговым законодательством на территории Российской Федерации функционируют упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции и, с 1 января 2013 года – патентная система налогообложения.
Однако большинство субъектов специальных налоговых режимов уплачивают налоги по общепринятой налоговой системе, т.е. находятся на общем режиме налогообложения, используя некоторые льготы, отличающиеся по регионам [1].
Более подробно о проблемах и особенностях развития и функционирования специальных налоговых режимов в России мы остановимся ниже, а сейчас рассмотрим практику функционирования специальных налоговых режимов на международном уровне.
Следует отметить, что в сложившейся международной практике специальные налоговые режимы применяются в отношении малого бизнеса, который играет в экономике зарубежных стран более весомое значение, чем в России. Так, доля малого бизнеса в ВВП США, Японии в 2015 году составляла более 50 %, в ЕС – около 70 %, в КНР, Бразилии – около 60 %, а в России лишь 12 %.
Такое развитие малый бизнес в экономически развитых странах получил благодаря эффективности системы налогообложения, целостному налоговому законодательству и государственным налоговым льготам.
Для развития малого бизнеса в России полезен зарубежный опыт налогообложения малого и среднего бизнеса.
В российской практике предоставления государственных налоговых льгот применяются следующие подходы:
1. Установление различных прямых льгот по традиционным видам налогообложения, в том числе по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.
2. Введение льгот в виде специальных налоговых режимов. Недаром, их иногда называют льготными режимами.
Что касается первого подхода, для малого предпринимательства существует ряд прямых льгот в виде уменьшения ставки налогообложения прибыли организаций. При этом данное уменьшение не часто напрямую называют налоговой льготой. В различных странах снижение налоговой ставки обложения прибыли представляет собой часть налоговой политики государства, а не налоговую льготу. В этой связи, полезен анализ зарубежного опыта льготирования.
Опыт налогообложения малого бизнеса во Франции имеет сходные черты с практикой налогообложения в России начала 90-х годов XX века. Здесь два первых года работы малого предприятия являются льготным периодом в части освобождения от налогов, подлежащих уплате в местный бюджет. Если же предприятие функционирует в, так называемой, депрессивной зоне, то не уплачиваются взносы в фонды социального обеспечения.
В наилучшем положении в Европе оказались предприятия малого бизнеса в Германии. В частности, во время мирового финансового кризиса государством для поддержки предприятий были снижены различные налоги и отчисления (ставка налога на прибыль уменьшилась с 39 % до 30 %>, отчисления в фонд безработицы – с 6,5 % до 3,3 %).
В налогообложении малого бизнеса за рубежом отслеживается интересная, с точки зрения опыта, зависимость: при увеличении доли стоимости рыночных продуктов малого и среднего бизнеса в ВВП сокращается разрыв в ставке налога на прибыль крупных и малых предприятий.
Удельный вес стоимости рыночных продуктов малого бизнеса в ВВП России ничтожен, но, если субъекты малого предпринимательства используют традиционную систему налогообложения, то они вынуждены платить налог на прибыль по тем же ставкам, что и крупные предприятия [2].
При использовании упрощенной системы налогообложения в России могут возникнуть сложности во взаимоотношениях с партнерами, уплачивающими НДС, что повлечет за собой дополнительные издержки, а, значит, приведет к потере доходов. Таких сложностей нет в зарубежной практике налогообложения малого бизнеса, а в России это негативно сказывается на целевой направленности введения данного специального налогового режима.
Уменьшение налоговых ставок обложения прибыли оказывает стимулирующий эффект для развития бизнеса, поскольку дает преимущества в части получения дохода от коммерческой деятельности.
Специальные налоговые режимы в основном используются на практике в форме упрощенного или вмененного налогообложения, иногда они сочетаются, усиливая регулирующий и фискальный эффекты в отдельных странах.
Во многих странах предприятиями малого бизнеса применяются упрощенные модели налогообложения, среди них можно выделить модель вмененного налога, которая имеет различные модификации.
Одной из таких можно назвать модель аккордного налога. Самой простой формой вмененного налога является фиксированная сумма налога, которая устанавливается в зависимости от вида экономической деятельности. Такой способ налогообложения применяется в Монголии, Гане, и ряде других стран. Особый подход при налогообложении доходов малого бизнеса состоит в том, что устанавливаются регулярные выплаты, в зависимости от стоимости собственного капитала хозяйствующего субъекта, который применяется в Боливии. В Албании налогоплательщики уплачивают налог на малые предприятия и освобождаются от уплаты НДС, если их оборот не превышает установленного предела, равного 2 млн. лек (это около 21 тыс. долл. США).
Более сложная система вмененного налога установлена в Венгрии для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которая предусматривает применение прогрессивных налоговых ставок. На систему вмененного налога имеют право перейти индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли, если валовая выручка за предыдущий год не превышает 15 млн. форинтов, при этом налог они исчисляют по ставке 13 %; при осуществлении деятельности в иных сферах, допустимый предел валовой выручки составляет 3 млн. форинтов, ставка налога установлена в размере 20 % от валовой выручки. У лиц, осуществляющих розничную торговлю продуктами питания, бытовой химией, парфюмерией и другими товарами, продающимися в специализированных магазинах, облагаемый доход составляет 7 % от валовой выручки.
В Турции для некоторых категорий субъектов малого бизнеса, установлена система налогообложения, которая освобождает их от обязанности ведения бухгалтерского учета. Данный режим применяют налогоплательщики, годовой доход которых не превышает 732 млн. турецких лир, а также лица определенных профессий, доходы которых определить достаточно трудно. Облагаемый доход исчисляется по многим критериям, в зависимости от вида деятельности, а также некоторых показателей жизненного уровня. Налоговая ставка установлена в размере 25 % от вмененного дохода. Кроме того, существует минимальная сумма налога, размер которой определяют специальные комиссии каждого региона. К примеру, в зависимости от вида сельскохозяйственной культуры, минимальный налог уплачивают фермеры. Вмененный налог исчисляют также казино, которые определяют сумму налога исходя из количества игорных столов и игровых автоматов [3].
К торговым предприятиям Франции, годовая выручка которых не превышает 500 тыс. евро и предприятий, оказывающих услуги с оборотом не более 150 тыс. евро, применяется контрактный налог, но определение его величины и исчисление налоговой базы представляет собой довольно сложную процедуру. Для этого налогоплательщик представляет основную информацию о своей деятельности: данные о годовом обороте, стоимости запасов, о количестве занятых работников, количестве автомобилей, находящихся в его собственности, стоимости приобретенных товаров и услуг, после чего происходит обсуждение вопроса с налоговым инспектором, в ходе которого определяется налоговое обязательство субъекта. Согласованная сумма дохода, оценку которого производит налоговая администрация, применяется два года текущий и последующий.
Если рассматривать специальные налоговые режимы стран СНГ, то можно отметить, что, в основном, в этих странах применяется упрощенная система налогообложения.
К примеру, в Армении, Туркмении, Кыргызстане субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог вместо совокупности определенных законодательством этих стран налогов: налога на прибыль, НДС. Объектом налогообложения, как правило, считается оборот по реализации продукции, выручка от реализации товаров (работ, услуг) и прочие доходы. Применять упрощенную систему налогообложения не могут страховые организации, инвестиционные фонды, предприятия, занятые производством подакцизной продукции, банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и другие. При этом в Армении, Казахстане установлены дифференцированные ставки налога, в основе определения которых лежит объем дохода в отчетном периоде. В Туркмении, Кыргызстане и Беларуси ставки дифференцированы в зависимости от вида осуществляемой налогоплательщиком деятельности.
Оригинальный специальный налоговый режим в виде патента работает в Казахстане. Здесь приобретается разовый талон, дающий право на осуществление определенного вида деятельности в разовом режиме. В основном это касается розничной торговли. Разовый талон обеспечивает платеж в бюджет индивидуального подоходного налога. Объектом обложения признается доход, полученный при осуществлении деятельности в конкретной местности.
Такой специальный налоговый режим используют индивидуальные налогоплательщики при не постоянно осуществляемой деятельности.
Если при этом не используется наемный труд, то подобного рода плательщики, приобретающие разовый талон, освобождаются от социального налога и не подлежат регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, мировой опыт функционирования особых режимов налогообложения показывает, что их применение преследует различные цели и обстоятельства, а также зависит от налоговой и юридической грамотности налогоплательщиков, возможности налогового контроля и принуждения, степени коррумпированности властей и прочего.
В работе, на основании исследования форм и видов специальных налоговых режимов как в России, так и за рубежом, в историческом и современном аспектах их функционирования установлено, что они нашли свое применение в разные периоды существования государств, находящихся на различных уровнях экономического развития. Они присутствуют в налоговых системах как развитых стран, так и в странах с развивающимися экономиками [4].
В ходе исследования установлена закономерность наличия позитивных факторов применения СНР за рубежом.
Рис. 1. Факторы СНР позитивно влияющие на налоговые системы зарубежных стран
В целом, исследование зарубежной практики применения специальных режимов налогообложения установило, что их роль в зарубежных странах невелика и применяются они не столько для поддержки малого бизнеса, сколько для развития экономически отсталых территорий, разрешения политических противоречий, этнических и других проблем, а также выявлена тенденция элиминирования СНР к общему режиму налогообложения в высокоразвитых странах.
Особенностью применения специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации и ряде стран СНГ являются другие экономические предпосылки – предоставление особых налоговых условий предпринимателям в видах деятельности, реальный оборот которых трудно контролировать, что абсолютно логично в развивающейся экономике, обеспечивая максимальный фискальный эффект для бюджетов определенного уровня. В свою очередь, единой проблемой специальных налоговых режимов как для российской, так для зарубежной практик, является сложность и необъективность определения налоговой базы, а для России характерно отсутствие альтернативных методов её определения и расчета (по косвенным признакам или стоимости активов).
Таким образом, анализ истории становления и современной практики функционирования специальных режимов налогообложения, воплотивших в жизнь теорию единого налога, показывает, что он реализовался в налоговых системах, как за рубежом, так и в России.
Несмотря на упрощение методик налогообложения при специальных налоговых режимах, могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с администрированием налогов, которые не всегда позволяют получить ощутимый экономический эффект, а иногда они превышают прирост налоговых поступлений.
Источник
Применение специального режима налогообложения: зарубежный опыт
6. Применение специального режима налогообложения: зарубежный опыт
Налоговые системы многих стран включают налоги, исчисляемые на основе упрощенной финансовой отчетности или с использованием методов косвенного определения налоговых обязательств налогоплательщиков (далее в качестве синонимов применяются термины «условно-расчетные налоги» или «специальный режим налогообложения»). Для развития российской налоговой системы опыт условно-расчетного налогообложения в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой не менее полезен, чем опыт развитых стран. Принимать во внимание действующие налоговые режимы в соседних с Россией странах необходимо также в целях формирования единого экономического пространства в рамках СНГ. В статье анализируются целесообразность и перспективы использования в России некоторых видов условно-расчетного налогообложения.
Способность налоговой системы эффективно выполнять свои функции напрямую зависит от ее адекватности экономической среде, а также соответствия определенным принципам и требованиям. В частности, налоговое бремя должно справедливо распределяться по всем экономическим субъектам в зависимости от их налогоспособности. Однако реализация данного принципа затруднена неофициальной (незарегистрированной) экономической деятельностью и активным уклонением от налогообложения значительной части налогоплательщиков.
Другой проблемой и одновременно важной задачей государства является формирование экономической среды, благоприятной для всех видов общественно полезной предпринимательской деятельности. При этом в особой государственной поддержке нуждаются малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
Между тем налоговые системы большинства стран были ориентированы на крупные и средние предприятия, обладающие наибольшей с позиций налогового администрирования. В результате для малого бизнеса, как правило, оказываются неприемлемыми издержки и сложности, связанные с ведением учета и предоставлением отчетности в соответствии с общим порядком налогообложения.
Вышеперечисленные проблемы – основные причины применения условно-расчетного налогообложения. Специальные налоговые режимы и методы оценки налоговых обязательств в большей мере учитывают особенности некоторых групп экономических субъектов по сравнению с общим порядком налогообложения. При условно-расчетном налогообложении используются достаточно простые правила начисления и уплаты налогов для субъектов экономической деятельности, которые нередко избегают обычного налогообложения.
Существенными для структуры и функционирования налоговой системы являются факторы, находящие отражение в таких показателях, как относительные размеры , уровень коррупции (в том числе в налоговых органах) 1, и учитывающие согласие налогоплательщиков соблюдать налоговое законодательство. Сравнительный анализ макрорегионов показывает также, что результаты применения сходных налоговых схем условно-расчетного налогообложения зависят от социокультурной и общей экономической среды.
Самые значительные масштабы неофициальной экономической деятельности и уклонения от налогов характерны для большинства стран с переходной экономикой и развивающихся стран Африки и Латинской Америки, в которых условно-расчетные налоги получили наибольшее распространение.
Развитые страны в рамках долгосрочной стратегии, ориентированной на развитие налогообложения на основе финансовой отчетности, постепенно ограничивают применение специальных налоговых режимов. В то же время в развитых странах активно используются методы косвенного определения налоговых обязательств налогоплательщиков.
Основные виды условно-расчетных налогов
Условно-расчетные упрощенные налоги не предусматривают ведения сложного финансового учета и являются достаточно простыми для налогоплательщиков и налогового администрирования. Данный вид налогов частично заменяет все налоги, уплачиваемые при общем порядке налогообложения. Наибольшее распространение упрощенные налоги получили в африканских странах. В последние годы они используются и в странах с переходной экономикой.
Облагаемой базой упрощенных налогов являются приближенные оценки различных показателей дохода или результатов экономической деятельности, исчисляемые по упрощенным схемам. Критерии, позволяющие применять упрощенный режим налогообложения, как правило, включают верхние ограничения (пороги) по облагаемым показателям и численности занятых. Могут задаваться и нижние пороги, в пределах которых применяется льготная или нулевая ставка упрощенного налога (необлагаемый минимум). Шкала налоговых ставок может градуироваться в зависимости от величины используемых показателей.
В большинстве стран с упрощенным налоговым режимом, как и в России, используются налоговые ставки, общие для всех видов предпринимательской деятельности. Такой подход не учитывает, что коэффициенты прибыльности могут существенно различаться по секторам. Поэтому в некоторых странах устанавливаются ставки, дифференцированные по видам, масштабам и отраслевой направленности предпринимательской деятельности.
Главные достоинства упрощенных налогов заключаются в их относительной простоте как для налогоплательщиков, так и для налогового администрирования. К их основным недостаткам можно отнести несоответствие оценок дохода на основе используемых показателей фактическим доходам налогоплательщика. При упрощенном налогообложении практически не учитывается дифференциация налогоплательщиков по прибыльности бизнеса, зависящая от видов и отраслевой направленности предпринимательской деятельности, региональных особенностей.
Проблема порогов, представляющая значение для всех условно-расчетных налогов, оказывается наиболее острой в системах упрощенного налогообложения. Данная проблема проявляется, в частности, в искусственной фрагментации предприятий в целях использования льготных условий налогообложения.
Система forfait (договорная, или контрактная, система) во Франции распространяется на субъекты малого предпринимательства, включая фермеров, доходы которых находятся ниже установленного уровня. Вмененные доходы фермеров устанавливаются в форме , которые рассчитываются для групп фермеров с учетом типа, местоположения и размера хозяйства. Оценка доходов и соответственно налоговых обязательств индивидуальных предпринимателей (профессионалов) основывается на концепции , т. е. без учета непредвиденных потерь или исключительной прибыли.
Система forfait не освобождает налогоплательщика от всех обязанностей по ведению учета. Однако налогоплательщик может выбирать между упрощенным учетом, оставаясь в рамках forfait, и общим порядком налогообложения с ведением соответствующей финансовой отчетности.
Системы упрощенного налогообложения для малого бизнеса, близкие к forfait, были широко распространены во франкоязычных странах Африки. Налоговые платежи устанавливались главным образом с учетом расчетных оценок оборота. Однако, как правило, субъекты малого предпринимательства вообще не вели никакого учета, и механизм forfait практически не работал. Более того, в тех странах, где коррупция в налоговых органах является серьезной проблемой, договорный подход по методу forfait оказался . В результате африканские страны перешли от упрощенной системы налогообложения на основе forfait к налогообложению вмененного дохода.
Большая часть вмененных налогов рассчитывается на основе оценок средней доходности факторов производства (обладающих малой эластичностью замещения) или определенного вида экономической деятельности.
Теоретически ресурсные налоги не являются оптимальными для конкурентоспособной экономики. Однако они широко применяются для налогообложения субъектов малого предпринимательства во многих странах. В некоторых исследованиях (где проведено моделирование с учетом возможности уклонения от налога на прибыль и расходов на аудит) показано, что налоги на вмененный доход могут быть достаточно эффективными и сочетаться с общей системой налогообложения.
Для вмененных налогов предоставление отчетности не обязательно. В то же время должно предусматриваться хранение первичной документации, необходимое, например, для проверки соответствия установленным критериям, корректировки платежей, а также при проведении налоговыми органами перекрестных проверок.
Вмененные налоги, основанные на индикаторах, стали популярными в странах с переходной экономикой. Данные условно-расчетные налоги лучше оценивают потенциальный доход субъектов малого предпринимательства по сравнению с упрощенными налогами на основе показателей выручки или дохода.
Однако в таких специальных режимах наблюдается конфликт целей. Так, цель облагать налогом потенциальную прибыль противоречит цели проектирования простой и прозрачной налоговой системы. В результате поисков компромисса между этими целями системы вмененных налогов в странах с переходной экономикой оказываются крайне усложненными или недостаточно дифференцированными по видам деятельности.
Для системы вмененных налогов (в отличие от упрощенных налогов) должны устанавливаться детальные списки охваченных видов предпринимательской деятельности.
Наряду со сложностью, трудоемкостью и ненадежностью оценок секторной доходности по ключевым индикаторам следует отметить и другие негативные последствия использования налогов на вмененный доход. Поскольку объектом обложения является не фактический доход, а некоторая взвешенная оценка факторов производства, субъекты малого предпринимательства могут быть не заинтересованы в увеличении численности занятых и используемого капитала, чтобы уменьшить налоговые обязательства.
Применяемые методы расчетных оценок на основе ключевых индикаторов предполагают экспертную оценку доходности. Такие могут способствовать коррупции в налоговых и государственных органах, причастных к установлению налоговых обязательств.
Патентная форма налогообложения
Плата за патент является формой вмененного налога. Патентная форма налогообложения применяется в основном к субъектам малого предпринимательства – физическим лицам или микропредприятиям.
Стоимость патента может зависеть от отраслевой направленности или вида деятельности и, как правило, не связана с размером, местоположением или оборотом экономического субъекта.
Минимальные налоги считаются перспективным видом условно-расчетных налогов. В некоторых странах минимальные налоги устанавливаются независимо от уровня дохода или деловой активности налогоплательщиков. В других странах, применяющих данные налоги, предусматриваются достаточно низкие процентные ставки от оборота или активов. При этом они становятся формами описанных выше вмененных или упрощенных налогов.
Основная цель введения минимальных налогов в качестве подоходных налогов для средних и крупных субъектов экономической деятельности заключается в гарантии определенного минимума налоговых поступлений независимо от заявленных убытков, использования льгот или ведения финансовой отчетности.
Альтернативные минимальные налоги, основанные на комбинации валовых активов и оборота (выручки), могут стать хорошим способом обложения дохода малых и средних предприятий. Производственный сектор, вероятно, будет обладать большой валовой суммой активов по отношению к размерам бизнеса. Однако сектор услуг может иметь низкую валовую сумму активов, но достаточно высокий объем оборота. Таким образом, предлагаемая комбинация показателей для исчисления АМТ должна для обоих секторов. Ставка АМТ должна устанавливаться в соответствии с наименьшей ставкой налога на доход корпораций согласно предположению о разумной норме доходности капитала.
Минимальные налоги эффективно противодействуют уклонению от налогов зарегистрированных налогоплательщиков, в том числе при занижении данных о прибыли компаний, применяющих трансфертное ценообразование. Однако такие налоги создают тенденцию налоговых обязательств компаний на минимальном уровне. Включение минимальных альтернативных налогов в упрощенные системы налогообложения усложняет данные системы и снижает согласие налогоплательщиков соблюдать свои обязательства.
Условно-расчетные удержанные налоги
Разновидностью условно-расчетных минимальных налогов являются налоги, удерживаемые у источника выплаты (далее – удержанные налоги).
Удержанные налоги представляют собой авансовые платежи, вычитаемые обычно из прибыли предприятия-поставщика в счет налога на прибыль покупателей его продукции. Применительно к незарегистрированным субъектам экономической деятельности такие платежи являются окончательными. Как правило, удержанные налоги применяются в том случае, если контрагенты предприятия относятся к так называемым трудно облагаемым секторам (например, розничная торговля). При этом удержанные налоги не позволяют идентифицировать налогоплательщиков, покупающих продукцию у предприятия.
В принципе у источника могут удерживаться и другие налоги (включая НДС, акцизы, ЕСН, налог на доходы физических лиц). По такой же схеме удержания налогов могли бы облагаться, например, государственные учреждения, приобретающие товары и услуги у частных поставщиков.
Условно-расчетные налоги на импорт
Условно-расчетные налоги на импорт могут одновременно рассматриваться как разновидность минимальных налогов и в качестве варианта удержанных налогов. Данный вид налогов применяется с целью получения налоговых поступлений как от зарегистрированных, так и от незарегистрированных импортеров. Для импортеров, которые не зарегистрированы в качестве таковых в налоговых органах, этот налог является категорическим (т. е. оплата его окончательная). В то же время для зарегистрированных импортеров уплата налога зачитывается на заключительной стадии налоговых расчетов, например, по налогу на прибыль. Если авансовый платеж превышает фактическую величину налога на прибыль, налогоплательщик получает возмещение.
По рекомендации МВФ такие налоги стали применять некоторые страны Африки и Латинской Америки. Ввиду наличия двух целевых групп может предусматриваться дифференциация ставок налога.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Налог – это одно из основных понятий финансовой науки. Экономическая сущность налога сводится к изъятию государством части национального дохода и богатства для финансирования своих расходов.
Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения.
Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.
На основании зарубежного опыта можно сделать некоторые выводы, позволяющие оценить состояние и перспективы применения в России тех или иных вариантов и методов условно-расчетного налогообложения. Причем поучителен не только положительный, но и отрицательный зарубежный опыт, позволяющий учиться на чужих ошибках.
Международный опыт показывает, что специальные налоговые режимы вносят вклад в расширение налоговой сети и способствуют сокращению незарегистрированной экономической деятельности. Они более приемлемы для малого предпринимательства по сравнению с общим порядком налогообложения.
Однако в рамках специальных режимов часто не достигается упрощение налогообложения и сокращение административных расходов (как субъектов малого предпринимательства, так и налоговой администрации). Главные причины – недостаточная ясность в определении категорий налогоплательщиков, несогласованность условно-расчетных налогов по различным параметрам, как между собой, так и с общим порядком налогообложения.
Эти общие для многих стран недостатки формирования и функционирования специальных налоговых режимов характерны и для России.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.97 № 121-ФЗ)
3. Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 года № 2030–1 «О налоге на имущество предприятий» (в ред. от 04.05.99 № 95-ФЗ)
4. Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15 февраля 2002 года № ВБ‑6–21/179 «О новых формах расчетов по налогу на имущество предприятий»
5. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог на имущество предприятий. Профессиональный комментарий. – Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2002 г.
6. Кузьменко В.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / под ред. В.В. Кузьменко. – СПб.: ГИОРД, 2008. – 336 с.: ил.
7. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» / Майбуров И.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.
8. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и Кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Майбуров И.А. и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. –511 с.
9. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: курс лекций / О.И. Мамрукова. – 5‑е изд., доп. и испр. – М.: Омега‑Л, 2006. – 330 с.
10. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 5‑е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА‑М, 2007. – 509 с. – (Высшее образование).
11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – 7‑е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.
12. Романовский М. В., Врублевская О. В. Налоги и налогообложение. 5‑е изд. – Спб.: Питер, 2006. – 496 с.
13. Худолеев В. В. Налоги и налогообложение: учебник. 4‑е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. – 320 с.
14. Черник Д. Г., Майбуров И. А., Литвиненко А. Н. Налоги: учебник для студентов вузов. 3‑е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 479 с.
15. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Д.Г. Черника. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 311 с.
16. Д.Г. Черник, Введение в экономико-математические модели налогообложения: Учеб. Пособие – М.: Финансы и статистика, 2000.
17. Чухнина Г.Я., Специальные налоговые режимы: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. Волгоградское научное издательство, 2007.
18. Григоренко Д.Ю. Новое в исчислении налога на прибыль: материалы с издательского семинара / Григоренко Д.Ю. // Российский налоговый курьер. – 2009. – № 3
19. Кашин В., Мерзляков И. «Налоговая политика и обозревание экономики России» – Аудитор‑2009 – № 9.
20. Красноперова О.А. Новые правила исчисления налога на прибыль организаций (с учетом поправок в главу 25 НК РФ, принятых в 2008 г.) / Красноперова О.А. // Гражданин и право. – 2009. – № 1.
21. Малис Н.Н. Налог на прибыль ждут перемены / Малис Н.Н. // Налоговый вестник. – 2008. – № 8
22. Новоселов К.В. Налог на прибыль 2008–2009 / под ред. Т.П. Крутяковой. – М.: Ай Си Групп, 2008.
23. Новоселов К.В. Налог на прибыль: 2009 год принесет много нового / Новоселов К.В. // Арбитражное правосудие в России. – 2008. – № 12.
24. Осипов Д.В. О налоге на прибыль / Осипов Д.В. // Налоговый вестник. – 2008. – № 12.
Источник