Список исламских стран африки

Ислам в Африке

Африка была первым континентом за пределами Аравии, куда распространился ислам в начале VII века. Почти треть мусульманского населения в мире проживает на этом континенте. Большинство мусульман в Африке — сунниты; сложность ислама в Африке раскрыта в различных философских школах и традициях во многих африканских странах. Африканский ислам не статичен и постоянно изменяется под влиянием социальных, экономических, и политических условий. Обычно ислам в Африке часто приспосабливается к африканским культурным контекстам и взглядам, и образует различные новые формы.

По данным 2002 года, мусульмане составляют 45 % населения Африки [1] . Большое количество мусульман проживают в Северной Африке, на Африканском Роге, на побережье суахили и в большой части Западной Африки. Меньшее, но всё же значительное количество иммигрантов-мусульман проживает и в Южной Африке.

Содержание

Распространение ислама в Африке

По решению пророка Мухаммеда около 615 года двадцать три мусульманина мигрировали в Абиссинию, где они были защищены её правителем Аль-Наяши, который позже принял ислам. В том же году за ними последовало ещё около сотни мусульман. К 628 году все мусульмане возвратились в Медину, оставив лишь эфиопов, принявших ислам. В 641 году во время правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба мусульманские войска завоевали территории современного Египта, а в следующем году — территории современной Ливии. Позже мусульмане расширили своё влияние до территории Туниса в 647 году в период правления третьего халифа Усмана ибн Аффана. Завоевание Северной Африки продолжилось во время правления Омейядского халифата; около 680 года был захвачен Алжир, а в следующем году — Марокко. Из Марокко мусульманские войска пересекли Гибралтарский пролив и вторглись в Европу в 711 году. Ислам приобретал все больше последователей в Западной Африке в течение X века с появлением движения Альморавидов на реке Сенегал и вместе с тем, как правители принимали ислам. Ислам медленно распространился по большой части континента с помощью торговли и проповедования [2] . К началу IX века мусульманские cултанаты начали распространять ислам на Африканском Роге, и к XII веку султанат Килвы распространил ислам даже на далёкий юг, в Мозамбик. Глубже в Малави и Конго ислам проник только во второй половине XIX века во время правления Занзибарского султаната. Британцы привозили рабочую силу из Индии, включая некоторых индийцев-мусульман, в свои африканские колонии в конце девятнадцатого и в начале двадцатого веков.

Читайте также:  Самые страшные города страны

История ислама в Африке

Присутствие ислама в Африке может быть прослежено до VII века, когда Мухаммад посоветовал ряду своих сподвижников, которые подверглись гонениям, осуществляемым мекканскими многобожниками, найти убежище. Для этого необходимо было пересечь Красное море и попросить убежища у правителя аль-Наяши, в Сайле (Сомали). В мусульманской традиции это событие известно как первая хиджра. Эти первые мухаджиры принесли исламу его первый главный триумф, и береговая линия Эритреи стала первой безопасной зоной для мусульман, и первым местом, где стал исповедоваться ислам за пределами Аравийского полуострова. Спустя семь лет после смерти Мухаммада (639 год) арабы расширили своё влияние в Африке, и за два поколения ислам распространился на Африканский Рог и Северную Африку [3] .

В следующих веках консолидация мусульманских торговых сетей, связанных родственными связями и суфийскими братствами, достигла своего пика в Западной Африке, позволив мусульманам завладеть огромным политическим влиянием и властью. Во время господства Умара II тогдашний губернатор Африки, Исмаил ибн Абдулла, склонил берберов к исламу с помощью своего справедливого управления. Среди других ранних известных миссионеров — Абдуллах ибн Ясин, который начал движение, заставившее тысячи берберов принять ислам.

Похожим образом на побережье суахили ислам распространился внутрь страны за счёт традиционных африканских религий. [4] Расширение ислама в Африке не только привело к образованию новых сообществ, но также переформировало существующие африканские общины и империи так, чтобы они базировались на исламской модели. Действительно, в середине 11-го века, империя Канем, влияние которой простиралось на Судан, перешла в ислам. В то же время в Западной Африке правитель империи Борну также принял ислам. Исследователь 14-го века Ибн Баттута, отмечая рвение африканцев к исламу, отметил, что мечети были так переполнены по пятницам, что было невозможно найти место. [5] Но стоит отметить что история ислама в Африке и история распространения этой религии, особенно на севере и Африканском Роге, всегда была предметом для споров. Глава Awqaf Африка в Лондоне, шейх доктор Абу-Абдулла Аделабу написал в своей работе «Развитие ислама в империях и королевствах культурного региона Йорубаланд» заявил о раннем появлении ислама в юго-западной Нигерии. Он поддержал арабского антрополога Абдуху Бадави с его аргументом, о том что ранним мусульманским миссионерам принесло пользу падение царства Куш в южном Судане и процветание многокультурного Аббасидского халифата на континенте, что по его словам, создало несколько потоков миграции, двинувшихся в середине 9 века в западном направлении, в так называемую Чёрную Африку. [6] Аделабу указал на популярность и влияние Аббасидского халифата (750—1258), второй великой династии с правителями, носящими название ‘Калиф’, и что халифат содействовал мирной и процветающей миграции мусульман от Нильской Долины до Нигера, а также арабских торговцев от пустыни до Бенуэ. Заявление Аделабу похоже соответствует стандартному историческому представлению, что завоевание Северной Африки исламским Омейядским Халифатом в 647—709 годах н. э. эффективно пресекло распространение христианства в Африке ещё на несколько веков. [7] В 16-м веке султанат Вадаи и Королевство Кано приняли ислам, и позже к 18-му веку, Халифат Сокото, базировавшийся в Нигерии, во главе с Османом Даном Фодио также предпринял значительные усилия по распространению ислама. Сегодня, ислам является преобладающей религией северной половины Африки, и главным образом сконцентрирован в Северной Африке, Африканском Роге и в регионе Сахель, а также в Западной Африке.

Читайте также:  Если внутренние инвестиции страны превосходят ее внутренние сбережения

Характеристика ислама в Африке

Ислам существует в Африке так давно, ещё начиная с зарождения на Аравийском полуострове, что некоторые учёные утверждали, что это — традиционная африканская религия. [8] Хотя большинство мусульман в Африке является суннитами или суфиями, сложность африканского ислама отображена в различных философских школах, традициях и движениях которые постоянно борются за господство во многих африканских странах. Ислам в Африке не статичен и постоянно изменяется под влиянием социальных, экономических и политических условий.

Ислам в Африке часто адаптируется к местным культурным контекстам и системам взглядов, формируя особенные формы. Африканцы в общем адаптировали ислам двумя способами, сделав его частью своих традиций, или более радикально, как движение Альморавидов. [9] Кроме того, у ислама в Африке есть и местные и глобальные размеры. На местном уровне эксперты утверждают, что мусульмане (включая африканских мусульман) действуют со значительной автономией и не имеют международной организации, которая регулирует их религиозные методы. Этот факт объясняет различия в исламских методах по всему африканскому континенту. На глобальном уровне мусульмане в Африке являются также частью общины умма или международного исламского сообщества, и следят за глобальными проблемами и текущими событиями, которые затрагивают мусульманский мир с пристальным интересом. С глобализацией и развитием информационных технологий, мусульмане в Африке поддерживают тесную связь с более широким мусульманским миром.

Аналитики утверждают, что мусульмане в Африке, как и другие мусульмане в Азии, на Ближнем Востоке и остальной части мира, кажется вовлечены в интенсивную борьбу относительно будущего направления ислама. Центральным вопросом этой борьбы являются вопросы о пути, которым мусульмане должны практиковать свою веру. Учёные утверждают, что большинство, кажется, предпочитает оставаться на умеренном, толерантном курсе, который исторически характеризует ислам. Однако относительно малочисленная, но растущая группа хотела бы установить более строгую форму религии, ту, которая управляет всеми аспектами общества.

Шариат

Закон шариата широко влияет на свод законов в большинстве исламских стран, но степень его воздействия значительно различается. В Африке большинство государств ограничивает использование шариата по отношению к «закону личного статуса», то есть для ряда проблем, таких как брак, развод, наследование и опекунство. За исключением северной Нигерии, развитию атеизма ничего не угрожает, даже при том, что новое исламское возрождение оказывает огромное влияние на некоторые сегменты мусульманского населения. Сожительство или сосуществование между мусульманами и немусульманами также является повседневностью.

Нигерия является родиной самого многочисленного мусульманского населения Африки. В 1999 северные штаты Нигерии приняли уголовный кодекс по шариату, но наказания были редки. Фактически, десятки женщин, осуждённых за супружескую измену и приговорённых к забиванию камнями насмерть, были позже освобождены. Египет, одно из самых больших мусульманских государств в Африке, требует шариата, как главного источника её законодательства, но все же её уголовные и гражданские кодексы базируются в основном на Французском праве.

Течения ислама в Африке

Мусульмане в Африке главным образом сунниты, хотя есть также значительное количество сторонников движения Ахмадийя и шиитов. Кроме того, у суфизма, эзотерического движения в исламе, также есть последователи. Малики́тский мазха́б является доминирующей школой права среди большинства суннитских сообществ на континенте, в то время как Шафии́тский мазха́б распространён на Африканском Роге, восточном Египете и побережье суахили. Ханафи́тский мазха́б также популярен в западном Египте.

Суфизм

Суфизм, который сосредоточен на мистических элементах ислама, имеет представительство, а также последователей в Западной Африке и Судане, и, как и другие течения, стремится узнать Бога посредством медитаций и эмоций. Поклонники суфизма могут быть суннитами или шиитами, и их церемонии могут включать в себя пение, музыку, танцы и медитацию.

Суфизм в Африке разнороден, иногда он практикуется наряду с традиционными фольклорными верованиями. Салафиты критикуют суфиев фольклористов, и заявляют, что те включили «неисламские» верования в их методы, такие как празднования, посещение святынь «исламских святых», танцуя во время молитвы. [10]

В Западной Африке и Судане существуют различные течения суфизма, критически расцениваемые более доктринально строгими отраслями ислама на Ближнем Востоке. Большинство духовных братств в Западной Африке подчёркивает роль духовного гида, или возможность обладания сверхъестественной силой, и рассматриваются как течения африканизированного ислама. Суфийское братство Тиджания является самым популярным суфийским братством в Западной Африке, с большим количеством последователей в Мавритании, Мали, Нигере, Сенегале и Гамбии.

Салафизм

Относительно недавно салафизм начал распространяться в Африке, в результате многих мусульманских неправительственных организаций (NGO), такие как Всемирная исламская лига, Всемирная ассамблея для мусульманской Молодёжи и других, прежде всего финансируемых салафитскими правительствами на Ближнем Востоке. Эти салафитские организации, часто базирующиеся в Саудовской Аравии, ратуют за консерватизм и рассматривают суфийский ислам как «неортодоксальный» и идущий вопреки традиционному исламу. Такие негосударственные организации построили доминируемые салафитами мечети и исламские центры в Африке, и многие заполнены пуританскими африканскими мусульманами, часто обучаемыми на Ближнем Востоке. Стипендии на обучение, чтобы учиться в исламских университетах на Ближнем Востоке также предлагаются дальнейшим последователям салафизма.

СМИ в Африке

Развитие СМИ на африканском континенте усложняется рядом причин, таких как языковая, религиозная, экономическая и политическая раздробленность. На территории континента существует огромное множество языков, и ещё большее количество наречий, в большинстве которых не существует современных понятий как к примеру «развитие экономики» или «правовое государство». Издавать прессу на английском или французском языках также не является решением, в основном из-за неграмотности населения. Ещё одной причиной слабого распространения прессы на континенте является отсутствие традиции чтения. Поэтому радио является наиболее доступным и распространённым источником информации. Свободы слова как таковой не существует, в результате строгого правительственного контроля, а также экономических интересов владельцев СМИ. «Давление властей на СМИ выражается не только через судебные преследования, но и через систему тарифов, налогов на импорт бумаги, полиграфического оборудования, аппаратуры, лицензий на занятие журналистикой, предоставление массмедиа правительственной рекламы, штрафы.» Пресса Северной Африки несколько обособленна от остального континента, так как регион имеет ярко выраженные арабско-мусульманские корни. Здесь также существуют определённые проблемы со свободой слова. Информация контролируется целым рядом правительственных мер, таких как ограничение выдачи лицензий, предварительная цензура и т. д. Также немаловажной характеристикой региона являются попытки правительств исламизировать прессу. Это можно увидеть на примере Судана, где в 1996 году было обсуждение проекта закона о СМИ, в который был внесён раздел заключавший в себе исламское учение, и предложение сделать его основой для управления повседневной журналистской деятельностью. В этом разделе под названием «Свобода прессы» декларируется право каждого на выпуск периодического издания, и провозглашаются свободы, которые принято считать демократическими. Это представляет собой попытку увязать принятые во многих странах мира положения о деятельности СМИ с господствующей в стране системой идей, выраженной в исламском вероучении. В общем развитие журналистики в Африке напрямую зависит от внешней политики, повышения уровня грамотности населения и совершенствования законодательной базы, поскольку во многих случаях используются нормы традиционного мусульманского и национального общего права. [11]

Источник

Список исламских стран африки

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Африканец-мусульманин – это словосочетание звучит редко и странно для обычного обывателя, однако оно с каждым годом становится все более отчетливым и менее парадоксальным. А между тем, сейчас Африка — вторая после Азии часть света по числу мусульман. Общее число мусульман в мире достигло 1,5 млрд. человек.

Только 18% мусульман живут в арабских странах. Почти половина всех мусульман проживает в северной части Африки. “Зеленый пояс” охватывает и большинство стран Западной Африки История Ислама на африканском континенте начинается почти одновременно с возникновением ислама на Аравийском полуострове. И речь, как ни странно, идет именно о тропической Африке, а не о Египте или странах Магриба.

Первые контакты мусульман с жителями Тропической Африки произошли в 641-642 гг. в Нубии. А уже через десять лет мусульмане по мирному договору построили в этой стране мечеть и переселились на ее территорию с целью торговли. С этого времени берет свое начало мирное распространение ислама, занявшее не один век — эпоху добрососедских отношений Халифата с Нубией. В городах, расположенных на караванных путях из портов Красного моря вглубь Судана селились арабские купцы из Аравии, Сирии, Египта. А после победы в 9 веке над народом беджа усилилось проникновение мусульман и на его территорию, в городах этого народа — Сендже и Хаджаре были построены мечети. Также под контролем арабских купцов оказались золотые и берилловые рудники Нубийской пустыни.

В ислам постепенно переходили и жители прибрежных районов Эфиопии, так как торговля там постепенно переходила в руки арабов и персов. Одним из наиболее значительных успехов мусульманских купцов в Эфиопии было воцарение в Шоа — в самом центре Эфиопского нагорья — династии Махзумидов, возможно, арабского происхождения. В 10-11 веках — исламские династии появились и в других частях Восточной и Центральной Эфиопии. В итоге там образовался конгломерат государств, связанных караванной торговлей с одной стороны — с мусульманским портом Зейлой и заморскими странами ислама, а с другой — с христианской Эфиопией. В 640 году нашей эры Амр ибн аль-Аас подчинил Египет и другие африканские земли, примыкавшие к побережью Средиземного моря и принадлежавшие ранее Византийской империи. Ибн Аби Сарх в 646-652 годах продолжил этот поход по Северной Африке.

Он занял Западный Тунис, Северный Алжир и большую часть земель, лежавших в пустыне Сахара и примыкающих к ней районах. Вслед за ним Укбах Ибн Нафи распространил ислам на территории Марокко, и это победоносное шествие, как предполагают, достигло побережья Атлантического океана. Укбах также совершил поход на юг, вглубь Сахары, продолжая распространять ислам. Он дошел до окрестностей озера Чад. Население Южного Судана состояло из общности традиционалистов. Южный Судан, как и все африканские страны, расположен в сложном регионе, где сезон дождей продолжается месяцами, непроходимые чащи с насекомыми, вызывающими болезни и эпидемии, густые леса с дикими зверями и отсутствие дорог стали причиной того, что эти регионы оставались закрытыми перед религиями. Новое летоисчисление для населения юга началось тогда, когда туда стали проникать некоторые торговцы с севера Судана, затем начались завоевания региона Османским Халифатом в лице Мухаммада Али паши, который дошел до истоков Нила. После этого завоевания и присоединения Судана к Халифату жители северных провинций стали активно переселяться на юг, что привело к распространению ислама.

Это произошло в начале XIX века (XII веке по хиджре). Один только вид того, как северные торговцы совершали омовение и начинали читать намаз, вызывал у местных жителей множество вопросов и поскольку они были традиционалистами, т.е. очень близки к фитре, этот фактор облегчал их принятие ислама. Поэтому любой мусульманин, отправлявшийся в Южный Судан, невольно превращался в проповедника. Распространение Ислама привело к распространению арабского языка поскольку он является языком Корана. Этому также способствовало то, что народы Юга не имели единого языка общения и межнациональное общение было сильно затруднено, если не сказать, что оно отсутствовало вообще. Таким образом, арабский язык стал выполнять коммуникативную функцию. Арабский язык стали изучать и использовать даже те, кто отказался от ислама и продолжал придерживаться традиционных верований.

Вначале распространение власти ислама в Африке осуществлялось военным путем, однако на своей последней стадии этот процесс протекал уже исключительно мирно, благодаря торговле и межконфессиональным бракам. Средствами распространения мусульманской цивилизации были также образование и продвижение арабов в Западную Африку, в основном – с переходившими пустыню Сахара торговыми караванами. Ислам достиг Тропической Африки в 8 веке – начало письменной истории Африки датируется именно этим временем. Уже в 850 г. династия Дьяого приняла ислам. Это были первые негроидные приверженцы ислама. Суннитское направление ислама пришло на эти территории немного позже — в 10-11 веках.

Принимали ислам в первую очередь — правители раннеполитических образований, подавая, таким образом, пример и остальным подданным. К 11 веку мусульманами стали правители Гао, жители города Силла на реке Сенегал, а также верхушка вождеств мандингов (манден) (на западе современного Мали) и Текрур (на севере Сенегала), являвшиеся вассалами крупной раннесредневековой империи Гана. В этом государстве на тот момент господствовал культ священного царя, но даже там, в столице, существовало 13 мечетей, а многие из советников царя являлись мусульманами. Таким образом, можно сказать, что к началу великих географических открытий и колонизации Африки европейцами, на континенте сложилось немало достаточно развитых мусульманских обществ. Ислам к этому времени стал не только религией знати, но и в большинстве образований — утвердился в сознании людей. Существовали известные центры шариатских дисциплин, многих правителей поддерживали суфийские ордена (тарикаты). Многие из африканских мусульманских сообществ продолжили свое развитие, взаимодействуя с колонизаторами, а, нередко, изгоняя их. Другие были отделены от них песками Сахары, третьи пали.

Что же происходит в Африке сейчас? Каковы тенденции? Рассмортим это напримере Республики Кот-д’ Ивуар (République de Côte d’Ivoire) – Республика Берег Слоновой Кости, где нам удалось побывать в январе 2013 года.

В древние времена на территории будущей страны предположительно жили пигмеи. В XV—XVI веках с севера пришли мандинги (малинке, бамбара, дьюла и др.), оттеснившие сенуфо. В начале XVIII века создали город Конг, который стал важным торговым центром и центром распространения ислама в Западной Африке. Караваны с товарами шли из развитых областей северной Африки. До настоящего времени там сохранились две мечети 17 и 18 веков. На Фото. Ныне Конг– небольшой поселок вдали от основных магистралей, но там есть медресе (начальная школа). Первыми европейцами, которые высадились в лагуне, где находится нынешний Гран-Бассам, были португальцы. Это произошло в конце XV века. Европейцы торговали с аборигенами. Вывозили из страны золото и слоновую кость. В последствии французы дали ему название–Берег слоновой кости. К сожалению, сейчас Кот-д’ Ивуар не может похвастаться своими слонами. Их истребили. В стране слонов почти не осталось. Их завозят сейчас из других стран для разведения в национальных парках. Первыми европейскими поселенцами были французские миссионеры, которые в 1637 году основали первый поселок Ассини.

С этого времени появилось христианство на Берегу Слоновой Кости. Французские миссионеры превратили основную часть населения побережья в христиан. Колонизация территории закрепило надолго христианские ценности. В 1972 году в Гвинейском заливе была найдена нефть. Это дало толчок в развитии Кот-д’ Ивуара. В стране появился один из двух нефтеперерабатывающих заводов Африки (второй в Нигерии). Началось расширение городов и, как следствие – рост городского населения. Сейчас из 20 с лишним млн. ивуарийцев половина живет в городах. Изменился и религиозный состав местных жителей. Мусульмане до недавнего времени составляли 40 % населения, и только 33%–христиане. Увеличение населения происходит за счет притока мигрантов из Мали, Буркина Фасо, Нигера. Мигрантыи их потомки несут с собой нестабильность в сбалансированную жизнь ивуарийцев. Они активно включаются в борьбу за власть.Отвоевывают важные государственные посты. Ярким примером является нынешний президент Алассан Уаттара.

Мать его из Буркина Фасо (моси по национальности), а отец из мандеязычных народов. По закону он не мог стать президентом, т.к. является сыном иммигрантом, родившимся в Кот-д’Ивуаре. Однако им стал. Первый президент Кот-д’Ивуара перенес столицу из Абиджана в Ямусукро – деревня, где он родился и вырос. Там же он построил самую большую в мире базилику Нотр-Дам-де-ла-Пэ (Собор Пресвятой Девы Марии Мира). Это фактически копия собора Святого Петра в Риме. Он превосходит по своим размерам оригинал. Его высота 158 метров, в нем может разместиться до 7000 прихожан на сидячих местах и ещё 11 тыс. стоя. Храм размещается на площади 30 гектаров.

В его строительство вложены огромные для страны деньги. Материалы привозили из Европы и других стран. Мрамор итальянский, стекло французское. В храме идут службы, но заполняется он лишь процентов на десять. Непонятно, для чего была построена базилика таких размеров? Она передана в дар Ватикану и является его территорией. Сам Павел Второй освятил его в 1990 году. Во время погромов и волнений в столице в храме прятались люди в надежде на неприкосновенность. Несмотря на возведение храма количество христиан в Кот-д’Ивуаре не увеличивается.

Число людей, исповедующих ислам, растет с каждым годом. Сейчас половину населения Кот-д’Ивуара составляют мусульмане, 30%-христиане, 20%-другие верования. Увеличение мусульман происходит в основном за счет традиционалистов. В последние годы в мире наблюдается прирост мусульман: в Африке – за счет традиционалистов, в Азии – за счет высокой рождаемости в таких странах, как Тайланд, Индонезия, Малайзия, Бангладеш и др. И в Латинской Америке также наблюдается рост мусульман. Там появились исламские миссионеры. На карте отражено распространение ислама в 1980-годы. В 2000-е религиозный состав Африки таков: 40%-мусульмане, 30%-христиане, 30% – прочие. Христиане представлены католиками–10-12%, протестанты–10%, 8-10%–монофизиты, православные и др. Основным фактором, влияющим на рост мусульман в Африке, является экономические стимулы.

Богатые нефтедобывающие страны Персидского залива предлагают гранты и беспроцентные кредиты странам, где население исповедует ислам. Например, после обретения независимости в Мали мусульман было 30%. Сейчас же уже их насчитывается 90%. Габон получил кредит от Саудовской Аравии и стал полностью исламским. Принята там госпрограмма по строительству мечетей. Естественно, за саудовские деньги. Особенностью исламского миссионерства в Африке является и то, что проповедниками ислама являются сами африканцы, а не пришлые из других стран, как у христиан. Прогноз исламизации: через 20-30 лет Африка будет исламской. Эти тенденции все отчетливее наблюдаются в развитых странах Африки. Например, в ЮАР мусульманином быть уже престижно.

Источник

Оцените статью