Список стран по тоннажу морского флота

По морям и океанам: самый большой флот в мире имеют США, Китай и не только

Господство на море всегда позволяло сильным странам диктовать свои условия. Государства открывали и завоевывали новые территории, несли свои порядки и веру. В XXI веке дела обстоят несколько иначе, но большой флот остается огромным преимуществом.

Узнаем, какие державы имеют самый большой флот в мире, сколько судов они насчитывают и какова история развития кораблестроения.

Самые большие флоты в мире на 2021 год

Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.

Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет

Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.

1. ВМС США

По состоянию на начало 2021 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».

Читайте также:  Топ стран по борьбе с коррупцией

Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США

В составе ВМС США:

  • авианосцы типа «Nimitz» — 10;
  • авианосец «Джеральд Р. Форд» — 1;
  • миноносцы эскадры УРО — 69;
  • ракетные крейсеры «Тикондерога» — 22;
  • патрульные и иные суда — 31;
  • подводные лодки — 71 и другие.

Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.

Гюйс военного флота США

2. ВМС КНР

Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:

Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста

Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск — более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:

  • дизельных подводных лодок;
  • ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
  • десантных кораблей.

Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане. Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.

3. ВМФ Россия

Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года — 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет — еще более 100. Приоритетное направление — подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.

Российская подлодка «Дмитрий Донской» — крупнейшая в мире

Основная проблема ВМФ РФ — нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.

Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.

4. Морские силы самообороны Японии

Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:

Новый японский эсминец типа «Ширануи»

Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск — обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.

В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.

5. ВМС Индии

Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:

  • авианосец — 1;
  • дизельные подводные лодки — 13;
  • фрегаты — 14;
  • легкий авианосец — 1;
  • эсминцы — 11 и так далее.

В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск — 58350 человек.

Новый индийский корвет «Килтан»

В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.

Военно-морские флоты Российской Федерации

Поговорим подробнее о флоте России. Помимо четкого разделения на подводные, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска, существует разделение по территориальному признаку. В каждом флоте есть собственный штаб, подчиняющийся главнокомандующему ВМФ. Рассмотрим список флотских объединений, их боевую мощь и задачи. Главнокомандующий ВМФ — адмирал Евменов М.А.

Краснознаменный Северный флот

Крупнейший из пяти военных морских округов по составу — Северный. Штаб расположен в Североморске, командует войсками вице-адмирал Моисеев А.А.

«Петр Великий» на страже северных берегов страны

История северных морских сил началась в 1933 году, хотя Петр I строил корабли в условиях холода еще в конце XVII века. Это наиболее «молодое» объединение. В основе боевой силы — торпедные и атомные подлодки, противолодочные, ракетные и авианесущие корабли с флагманом «Петром Великим», являющимся тяжелым ракетным крейсером.

С 2014 года вошел в состав пятого военного округа РФ — «Север», под его защитой Ненецкий АО, Республика Коми и Мурманская, Архангельская области. Приоритетная задача — защита интересов страны в Арктике.

Краснознаменный Черноморский флот

Обеспечивает безопасность страны в зонах Черного и Средиземного морей и существует с 1783 года. После присоединения Крыма императрица Екатерина II издала указ о создании объединения войск в регионе. В том же году 11 судов Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, где позже был заложен город Севастополь.

Флагманский корабль «Москва» в 2018 г. покинул Севастополь для планового ремонта

Сегодня морскими силами командует вице-адмирал Осипов И.В. Численность — 25000 матросов и офицеров. Штаб базируется в Севастополе. Входит в состав Южного военного округа. В настоящее время войска ждут допоставок кораблей. Флагманом черноморцев является ракетный крейсер «Москва». В состав также входят:

  • дизельные подлодки типа «Варшавянка», прекрасно показавшие себя в боевой операции в Сирии;
  • большие десантные корабли проектов 775, 1171;
  • тральщики и противолодочные корабли и другие.

К 2022 году дополнительно будет поставлены малый ракетный корабль «Козельск», пять патрульных судов, топливные танкеры.

Тихоокеанский флот

Штаб ТОФ расположен во Владивостоке, им командует адмирал С.И. Авакянц. В состав входят:

  • флагман проекта 1164, крейсер «Варяг»;
  • противолодочные корабли проекта 1155;
  • эскадренные миноносцы;
  • корветы;
  • малые ракетные и противолодочные суда и т.д.

Основная задача — обеспечение безопасности РФ в Тихом океане. По итогам проверки 2017 года Тихоокеанское объединение признано лучшим по качеству боевой подготовки.

Ракетный крейсер «Варяг» в Средиземном море

Первый выход в море русских кораблей с Дальнего Востока относится к XVII веку. В 1716 г. в Охотске был основан порт, являвшийся судостроительной базой. Первым исследователем восточных берегов и ближайших территорий был казак Иван Москвитин. Позже маршрутом стали пользоваться сибирские купцы, торговавшие пушниной.

Сегодня состав флота модернизируется и пополняется.

Дважды Краснознаменный Балтийский флот

Базирующийся в Калининграде дважды краснознаменный БФ имеет важное стратегическое значение. Командующий — адмирал Носатов А.М. Первый корабль был заложен в 1703 году по приказу Петра I и носил имя «Штандарт». Базой считался Кронштадт.

Эскадренный миноносец «Настойчивый»

История БФ знает сотни победных сражений. Современное состояние — это крупное объединение, включающее в себя как береговые и корабельные силы, так и морскую авиацию. Флагман — миноносец «Настойчивый».

БФ активно взаимодействует с силами «Север», здесь проходят службу 33200 человек.

Каспийская флотилия

В Астрахани под командованием контр-адмирала С.М. Пинчука базируется флотилия на замкнутом Каспийском море. Это самое мощное объединение данной зоны ответственности. В состав входят:

  • сторожевые суда;
  • малые боевые катера;
  • десантные и крупные боевые катера;
  • тральщики.

Мощная Каспийская флотилия

В зоне Каспийского моря существует террористическая угроза, поэтому бойцы должны быть всегда наготове. 85% флотилии представлены новыми техническими средствами. Катера на воздушной подушке имеют две базы: в Каспийске, в Махачкале.

Самый большой торговый флот

Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.

Панама

Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.

Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира

Либерия

Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно. Либерия — одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага».

В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии

Китай

Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.

Китаю принадлежит крупнейший в мире танкер-рудовоз

Япония

После 2010 г. отмечен рост грузоперевозок Японии. Количество кораблей под флагом страны возросло с 673 до 2070 единиц. Основной маршрут пролегает в Тихом океане.

Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries

Сингапур

Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре — удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.

Источник

Флот открытого океана: третья попытка

Блог Александра Шишкина

.
Авторская версия статьи,
опубликованной сегодня в газете «Взгляд» ( ссылка 1 ).

Для чего надо знать место ВМФ России в ряду военных флотов стран мира? Перефразируя одного из великих, можно сказать, что мы смотримся в них, как в зеркало. Только сравнивая наш флот с другими, впереди и позади него, можно понять, что же он есть на самом деле, хорош он или плох, и что необходимо сделать для того, чтобы Россия стала по-настоящему великой морской державой.

Примечание 1 . Исходные данные для итоговой таблицы − по ссылке 2 .
Примечание 2 . В связи с противоречивостью разделения кораблей на классы и подклассы в разных странах и разных источниках, для удобства сравнения ВМС (прежде всего, ВМС других государств с ВМФ России) в итоговой таблице принята условная классификация многоцелевых БНК : корветы (КРВ) − от 2000 до 3500 (точнее, до 3499) тонн полн., фрегаты (ФР) − от 3500 до 7000, эсминцы (ЭМ) − от 7000 до 11000, крейсера (КР) − от 11000 тонн .

Метод и критерии

Военно-морской флот представляет из себя сложную систему, которую едва ли возможно охарактеризовать каким-то одним числовым показателем. Даже в эпоху брони и пара, когда морское могущество являлось, по сути, эквивалентом суммарной массы бортового залпа кораблей основных классов (дредноутов, броненосцев и крейсеров), были нюансы: начальная скорость снаряда, определявшаяся длиной ствола и мощностью заряда; угол возвышения орудий; масса и тип взрывчатого вещества; толщина, марка и расположение брони.

В наши дни, когда титул главной ударной силы в войне на море в ситуации «флот против флота» перешёл к противокорабельным крылатым ракетам, нюансов и неопределённостей стало ещё больше: дальность пуска, маршевая и конечная скорость ПКР, траектория полёта, масса боевой части, совершенство головки самонаведения, способность к противозенитному манёвру и постановке помех, уровень заметности цели, эффективность её ПВО и средств РЭБ. Разработка метода сравнения ударной мощи флотов, учитывающего названные факторы, возможна только при наличии достоверных исходных данных, многие из которых по понятным причинам засекречены.

Учитывая сказанное, не остаётся ничего другого, как сравнивать военно-морские силы стран мира по суммарному полному (для ПЛ − надводному) водоизмещению боевых кораблей основных классов . На первый взгляд данный метод может показаться слишком упрощённым и даже наивным, однако он имеет полное право на жизнь, поскольку в большем водоизмещении можно разместить большее количество вооружения (средств нападения и защиты). Канонического толкования понятия «корабли основных классов» не существует, но, наверное, будет правильным отнести к ним атомные и неатомные подводные лодки от 1000 тонн и надводные корабли от 2000 тонн − авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы и десантные корабли, другими словами − ту компоненту ВМС, которая в той или иной степени способна проецировать силу на удалённые районы Мирового океана.

Государств, располагающих военными кораблями тех или иных классов, больше полутора сотен (166 согласно Jane ‘ s Fighting Ships ). Рассматривать их всех было бы усердием не по разуму, поэтому ограничимся теми 13 державами, которые к середине 2019 г. сумели преодолеть барьер в 100 тыс. тонн.

Группу 100-тысячников с 34-кратной диспропорцией между крайними её членами, можно условно разделить на четыре лиги (в скобках − суммарное полное водоизмещение в тысячах метрических тонн): высшую − 1) США (3 526); первую − 2) Китай (905), 3) Россия (764); вторую − 4) Япония (453), 5) Британия (297), 6) Индия (259), 7) Франция (254), 8) Южная Корея (201) и третью − 9) Италия (165), 10) Австралия (121), 11) Испания (113), 12) Турция (106), 13) Бразилия (104). За кадром остаются четвёртая лига, состоящая из претендентов в третью − таких, как Канада, Германия, Египет; пятая − страны, основу ВМС которых составляет некоторое количество неатомных подводных лодок и фрегатов (Норвегия, Португалия, Малайзия, Перу, ЮАР и др.) и шестая − откровенные аутсайдеры с крошечными «москитными» флотами из корветов, ракетных, патрульных и десантных корабликов и катеров.

Кроме того, большой клуб 100-тысячников включает в себя три малых элитных клуба: атомный подводный, авианосный − США, Россия, Китай, Британия, Франция, Индия (в части авианесущих кораблей прочие страны из топ-13 вынуждены довольствоваться вертолётоносцами и УДК, способными нести штатно, как правило, одну самолётную эскадрилью, состоящую из «Харриеров» или F -35 B ), а также клуб океанской зоны, членство в котором определяет среднее полное водоизмещение от 7000 тонн − США, Британия, Франция, Россия.

Критерий в 7000 тонн достаточно условен, но не случаен. Корабли, имеющие подобное и большее водоизмещение (атомные подводные лодки, авианосцы, крейсера, эсминцы, авианесущие десантные корабли) могут почти без ограничений оперировать практически в любую погоду в любом районе Мирового океана. Военно-морские силы, среднее водоизмещение которых составляет от 3500 до 7000 тонн (соответствует небольшим атомным ПЛ, фрегатам и большим танкодесантным кораблям) способны эффективно действовать в дальней морской зоне (примерно до 1500 миль от береговой черты), до 3500 тонн − в ближней морской зоне (приблизительно от 100-200 до 500 миль от берега). В топ-13 присутствует только одно государство с ВМС БМЗ − Турция (среднее водоизмещение 2900 т).

Представляет интерес динамика роста (упадка) ВМС 13 ведущих морских держав за определённый период времени. Имеющиеся наработки ( ссылка 3 ) позволяют использовать интервал в 2,5 года (хотя для столь неспешно развивающегося вида вооружённых сил более подходящими были бы 5 или 10 лет).

Абсолютный доминант в области морских вооружений, коим уже давно являются Соединённые Штаты Америки, казалось бы, не показал с начала 2017 г. особо бурного роста, который составил всего 6,2%. Однако, в переводе на тонны, прирост этот поражает воображение, поскольку он превосходит суммарное водоизмещение всех кораблей основных классов ВМС Италии (!) − 204 против 201 тыс. т (при этом следует отметить, что половиной своего прироста US Navy обязан одному единственному авианосцу «Джеральд Р. Форд»).

В процентном же отношении в роли рекордсменов по приросту водоизмещения выступают Турция (19,4% − сюрприз!), Китай (15,8), Южная Корея (15,1) и Британия (14,7 − опять же, благодаря его величеству авианосцу «Куин Элизабет»). Компанию антигероев военно-морского строительства возглавляет Бразилия (−13,3%), которая наконец-то начала списывать свой антиквариат во главе с флагманским АВ «Сан-Паулу», заложенном в 1957 г.; за ней следуют Индия (−11,1), Россия (−4,6), Франция (как ни странно, −1,6) и Испания (0%). При этом, самыми «молодыми» (самыми обновляемыми) военными флотами мира являются китайский (средний возраст 12,5 лет, новых кораблей в возрасте до 10 лет включительно − 39,5%), корейский (14,5 лет, 36%) и австралийский (15,3 года), а самыми «старыми» − бразильский (средний возраст 31,6 года, новых кораблей нет), российский (25,4 года, 20%) и турецкий (25,2 года, 14%).

Формально в клуб 100-тысячников должны были бы войти ещё два государства − Тайвань и Индонезия (169 и 107 тыс. тонн соответственно). Однако, помимо того, что нахождение этих стран в элитном сообществе ведущих морских держав само по себе выглядело бы странным, есть вполне объективные обстоятельства, которые мешают получить им заветный членский билет.

Военный флот Тайваня можно назвать действующей экспозицией музея ВМС США, т.к. состоит он в основном из списанных американских кораблей, которыми Вашингтон щедро вооружал мятежный остров для защиты от возможной агрессии со стороны Пекина − тут и подводные лодки типа «Тенч»/»Балао» времён Второй мировой войны, и эсминцы типа «Кидд» (улучшенный «Спрюэнс»), и фрегаты типов «Оливер Х. Перри» и «Нокс», и десантные корабли типа «Анкоридж» и «Ньюпорт». Разбавляют дряхлое собрание две голландских ДЭПЛ и шесть французских фрегатов постройки 1980-1990-х гг., но они погоды не делают − средний возраст тайваньских кораблей 35,5 лет.

При взгляде на состав ВМС Индонезии в первую очередь бросается в глаза его вопиющий дисбаланс − доля десантных кораблей (по сути, морских транспортных судов с минимальным оборонительным вооружением) в суммарном водоизмещении составляет 75% (!) (для сравнения: в ВМС США − 24%, Китая − 33%, России − 12%). В остальном же индонезийский флот − типичный представитель 5-й лиги.

Строго говоря, вхождение Турции в топ сильнейших флотов мира не является дебютным. Когда-то парусные корабли Османской империи держали под контролем не только Чёрное, но и Средиземное море. Потом был постсинопский упадок (дело рук молодого российского флота), две тщетных попытки возрождения (при султане Абдул-Азизе и младотурках), и вот наконец президент Эрдоган вывел турецкие ВМС из 4-й лиги в высший свет − за счёт одного корвета и двух ТДК, не использовав даже свой главный козырь − строящийся УДК «Анадолу».

В целом, просматривается стремление Турции к радикальному обновлению и удвоению своего военного флота. Построив на собственных верфях один или даже два УДК типа «Хуан Карлос I » (который в случае ставшей гипотетической поставки F -35 B может использоваться и как лёгкий авианосец), шесть новых НАПЛ немецкого проекта 214), до шести и более самостоятельно спроектированных 7000-8000-тонных больших фрегатов (эсминцев) TF -2000 и серию малых фрегатов TF -100, турки уверенно займут почётное место в десятке сильнейших. К слову, с предшественником TF -100 корветом типа «Ада» они уже вышли на мировой рынок вооружений, получив заказ от Пакистана.

ВМФ России: место под солнцем

Третье место в рейтинге ведущих морских держав по суммарному водоизмещению кораблей основных классов, которое сегодня занимает Россия − немного не то, чего хотелось бы, но и не повод для печали. Первое место недостижимо (ни для нас, ни для китайцев) − по крайней мере до тех пор, пока США вынужденно-добровольно не снимут майку лидера и не начнут саморазоружаться, как это сделала в своё время Британская империя. Дистанция до 4-го места столь велика, что преодолеть её вряд ли удастся как японцам (на пути вверх), так и нам (двигаясь в обратном направлении). Остаётся борьба с ВМС НОАК за «серебро», которая, впрочем, не должна стать самоцелью.

Статья 39 Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, утверждённых два года назад, гласит, что Россия «не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над Военно-Морским Флотом и будет стремиться к его закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям« ( ссылка 4 ). Именно так − не по водоизмещению, а по боевым возможностям, с которыми у нас в общем-то всё благополучно.

Начнём с того, что боеспособность наглухо засекреченных китайских атомных подводных сил находится под большим вопросом, а оба авианосца ВМС НОАК (один в строю, другой на ходовых испытаниях) ещё долго будут выполнять функции учебных из-за проблем с основным палубным самолётом − истребителем J -15 (ремейком Су-27К). Но главное даже не в этом, а в том, что у китайцев нет ничего похожего на «Гранит» и «Вулкан», их самая массовая ПКР YJ-83 (на базе «Экзосет») − дозвуковая, а новейшая YJ-18 и ещё не принятая на вооружение CX-1, как можно догадаться − лишь бледные тени 3М54 («Калибр») и 3М55 («Оникс»), выпускаемых для нашего флота.

С учётом того, что ударными ракетами, близкими по совокупности боевых возможностей к нашим тяжёлым сверхзвуковым (а скоро и гиперзвуковым) ПКР, не обладают и США, значимого превосходства кого бы то ни было над ВМФ России нет и в помине. Главная проблема отечественного Военно-морского флота заключается в необходимости скорейшего обновления и некоторого наращивания корабельного состава − подводных и надводных носителей лучшего в мире морского оружия. Другими словами, нам надо иметь в распоряжении не только сокрушительные и несбиваемые (трудносбиваемые) средства поражения, но и хотя бы один миллион тонн достаточно молодого водоизмещения, в котором эти средства можно было бы разместить. Думается, что к 2050 году эта задача в основном будет решена. ■

P . S . Ниже приводится откорректированная итоговая таблица Топ-12 на 01.01.2017, в которой исправлены замеченные ошибки и недочёты и учтены опубликованные позднее исходные данные .

Источник

Оцените статью