Список стран по торговле услугами

Услуги и ВТО

Основным документом, регулирующим торговлю услугами в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). В соответствии с требованиями этого документа каждая страна, присоединяющаяся к ВТО, в части услуг составляет Перечень специфических обязательств по услугам (т.е. обязательства страны, гарантирующие определенный уровень доступа иностранных поставщиков на отечественный рынок услуг), который является неотъемлемой частью ГАТС. На базе Перечня ведутся переговоры по услугам. Если специфические обязательства по доступу на рынок услуг формируются в результате переговоров с заинтересованными членами ВТО, то ряд общих обязательств, предусмотренных ГАТС, носят безусловный характер и должны выполняться всеми членами ВТО. К основному из таких обязательств относится обязательство предоставления Режима наибольшего благоприятствования (Статья II ГАТС). На основании статьи II ГАТС каждый член ВТО обязан предоставить услугам и поставщикам услуг любого члена ВТО режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг и поставщиков услуг любой другой страны. Такой режим называется Режимом наибольшего благоприятствования (РНБ). Из этого общего правила могут быть исключения. Например, исключением являются случаи, которые член ВТО зафиксировал в своем Списке изъятий из РНБ (с целью сохранения преференциальных отношений в сфере торговли услугами с одной страной или группой стран, с которыми заключены соответствующие отдельные соглашения). Такой Список изъятий из РНБ также подлежит согласованию с другими членами ВТО.

Классификация услуг для целей ВТО

Поскольку выработать исчерпывающее определение услуги затруднительно, но – вместе с тем – предмет обязательств членов ВТО в сфере торговли услугами должен быть четко определен, а сами обязательства должны иметь конкретное содержание и объем, то для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО все услуги были классифицированы в рамках 12 секторов следующим образом:

Читайте также:  Экспорт импорт платежный баланс страны

· деловые услуги (включая профессиональные услуги),

· услуги в области связи (включая почтовые, телекоммуникационные и аудиовизуальные услуги),

· строительные и связанные с ними инженерные услуги,

· дистрибьюторские услуги (включая услуги оптовой и розничной торговли),

· услуги в области образования,

· услуги, связанные с защитой окружающей среды,

· финансовые услуги (страхование, банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг),

· услуги в области здравоохранения и социального обеспечения,

· туризм и услуги, связанные с путешествиями,

· услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг)

· услуги прочие, не вошедшие в перечисленные (например, бытовые услуги).

Каждый сектор в свою очередь делится на подсектора. Всего классификатор услуг насчитывает 155 подсекторов.

Понятие торговли услугами в Генеральном Соглашении по Торговле Услугами (ГАТС)

Разница в физических характеристиках между товарами и услугами обусловливает и разницу в соответствующих способах торговли ими.

ГАТС определяет торговлю услугами как поставку услуг четырьмя основными способами (статья I , пункт 2):

1. С территории одной страны на территорию другой страны — т.н. «трансграничная поставка», которая предполагает нахождение потребителя и поставщика услуг по разные стороны границы в момент оказания услуги. Например, предоставление по факсу информации или консультаций, грузовые перевозки, осуществление международных расчетов в режиме реального времени; перевод денег из страны в страну;

2. Передвижение потребителя в страну, где предоставляется услуга («потребление за рубежом»;). Например, услуги, оказываемые иностранному туристу в стране его временного пребывания: он пользуется услугами предприятий общественного питания, ему оказываются услуги местных экскурсоводов, предприятий по организации досуга и проч. При этом понимается, что перемещение непосредственно самого потребителя услуги не всегда обязательно: достаточно перемещения собственности потребителя (например, услуга по ремонту судна за рубежом может предполагать только перемещение судна); в этом случае услуга потребляется в месте нахождения собственности, а не в месте нахождения потребителя;

3. Учреждение поставщиком услуги одной страны коммерческого присутствия на территории другой страны, где должна оказываться услуга («коммерческое присутствие»); «коммерческое присутствие» — любая форма делового или профессионального учреждения, включая создание, приобретение или сохранение юридического лица, филиала или представительства (ст. XXVIII, d), т.е. присутствие экспортера в стране-импортере. Например, компания МакДональдс учреждает в Москве дочернюю компанию и открывает сеть своих ресторанов для обслуживания клиентов в России или иностранный банк учреждает отделение в России. В тех случаях, когда услуга поставляется не напрямую юридическим лицом, а через другие формы коммерческого присутствия, такие как филиал или представительство, поставщику услуги (т.е. юридическому лицу) через такое присутствие предоставляется режим, который действует в рамках ГАТС в отношении поставщиков услуг;

4. Оказание услуги поставщиком услуги одной страны через присутствие физических лиц этой страны на территории любой другой страны («перемещение физических лиц»); например, хирург — иностранный гражданин приезжает в Россию для проведения операции российскому гражданину, или инженер – иностранный гражданин приезжает для участия в строительстве в России. При этом, поскольку под поставщиком услуги понимается любое лицо, которое предоставляет услуги (ст.XXVIII, g), то к таким физическим лицам относятся как лица, оказывающие услуги в качестве индивидуальных предпринимателей, так и сотрудники компаний-поставщиков услуг (штатные и нештатные).

Под поставкой услуги понимается производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка услуги (статья XXVIII, b).

В соответствии со ст. I ГАТС Соответственно, предметом ГАТС являются меры, затрагивающие торговлю услугами, принятые:

1. центральными, региональными или местными правительствами и властями;

2. неправительственными органами при выполнении полномочий, делегированных им центральными, региональными или местными правительствами или властями.

Под понятием «мера» можно понимать любые действия со стороны участников ГАТС. Мера может выражаться как в виде закона, регламента, правила, таки в виде административного действия. Исходя из этого под мерами, затрагивающими торговлю услугами в РФ, можно понимать все законы и подзаконные акты Российской Федерации, начиная от Кодексов и заканчивая актами, издаваемыми соответствующими органами законодательной и исполнительной власти.

Нужно отметить, что предметом переговоров являются не все меры, затрагивающие торговлю услугами, а только те, которые рассматриваются в качестве ограничения доступа на рынок или ограничений национального режима. Статься XVI ГАТС содержит перечень ограничений доступа на рынок, в который входят шесть основных ограничений для доступа на рынок иностранных поставщиков услуг:

1.Ограничения количества поставщиков услуг в форме количественных квот, монополий, исключительных поставщиков услуг, теста на экономическую целесообразность;

2.Ограничения на общий объем торговли по отдельному виду услуг в форме количественных квот или теста на экономическую целесообразность;

3.Ограничения на общее число операций с услугами или общий объем предоставления услуг в форме квот или теста на экономическую целесообразность;

4.Ограничения на общее число физических лиц, которые могут быть заняты в определенном секторе услуг или числа физических лиц, которых поставщик услуги может нанять и которые необходимы и непосредственно имеют отношение к поставке определенной услуги, в форме количественных квот или теста на экономическую целесообразность;

5.Требования к определенной организационно-правовой форме юридического лица, поставляющего услуги;

6.Ограничения на участие иностранного капитала в форме ограничения максимальной доли иностранного капитала в капитале отдельной компании или общей стоимости совокупных иностранных инвестиций.

Статья XVII ГАТС определяет обязательства членов ВТО по предоставлению национального режима иностранным услугам и поставщикам услуг. Это означает что каждый член ВТО предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным отечественным услугам или поставщикам услуг

При этом в соответствии со статьей VI ГАТС, ГАТС не препятствует странам применять меры внутреннего регулирования – квалификационные требования и процедуры, технические стандарты и лицензионные требования — которые являются основным способом регулирования торговли услугами, однако они должны применяться «разумным способом, объективно и непредвзято и учитывать правила ГАТС».

Доха раунд: новый этап переговоров по услугам

В 2001 году в городе Доха стартовал новый раунд многосторонних торговых переговоров ВТО. В рамках Дохийского раунда в том числе ведутся переговоры по либерализации сферы услуг. Основная цель — расширение секторов услуг, открытых для ведения международной торговли.

Переговоры по услугам ведутся по двум основным направления:

1. По доступу на рынок, которые в свою очередь включают: a) двусторонние переговоры по специфическим обязательствам по услугам членов ВТО; б) предложения по параметрам регулирования торговли услугами, включая РНБ и меры горизонтального регулирования.

2. По правилам ГАТС (внутреннее регулирование, защитные меры, субсидии, правительственные закупки). Наиболее активная работа ведется по разработке правил внутреннего регулирования, которые включают в себя вопросы требований и процедур квалификации, требований и процедур лицензирования, а также вопросы технических стандартов.

В целях максимальной реализации преимуществ, предоставляемых участием в ВТО, России после присоединения к ВТО целесообразно занять активную переговорную позицию. Россия сможет защищать интересы своих поставщиков услуг посредством активного участия в разработке новых правил международной торговли услугами, а также выдвигая запросы к членам ВТО по дальнейшей либерализации их рынков услуг.

Источник

Список стран по торговле услугами

Государства – лидеры мировой торговли

На наших глазах происходит трансформация мировой торговли: Россия, Китай, Турция начинают прорабатывать планы по отказу от доллара в расчётах межу собой; торговые санкции США, все шире распространяющиеся не только на РФ и ряд «недружественных» государств, но и на ближайших союзников; война пошлин между США и Китаем рискуют подорвать впечатляющую динамику развития глобальной кооперации.

По итогам 2017 г. объем международной торговли товарами и услугами достиг 35,8 трлн долл., что на 10,6% выше, чем в 2016 г.

Китай, США и Германия – государства — лидеры по внешнеторговому обороту, контролирующие без малого 30% мировой торговли. При этом у США самый большой в мире отрицательный торговый баланс (превышение импорта над экспортом) – минус 862 млрд долл. (см. таблицу 1). Становятся понятны попытки США исправить сложившееся невыгодное положение страны. В связи с этим примечателен следующий момент: хотя Россия заметно уступает тройке лидеров по внешнеторговому обороту, в то же время она имеет третий по величине в мире положительный торговый баланс: плюс 116 млрд долл., уступая только Китаю с 421 млрд долл. и Германии с 281 млрд долл.

Таблица 1. Топ-20 стран мира по объему внешней торговли в 2017 г.

Страна Внешнеторговый оборот, млрд долл. Доля в мировой торговле,% Экспорт, млрд долл. Доля в мировом экспорте, % Импорт, млрд долл. Доля в мировом импорте, % Торговый баланс, млрд долл.
МИР 35754 100 17730 100 18024 100,0 -294
1 Китай 4105 11,5 2263 12,8 1842 10,2 421
2 США 3956 11,1 1547 8,7 2409 13,4 -862
3 Германия 2615 7,3 1448 8,2 1167 6,5 281
4 Япония 1370 3,8 698 3,9 672 3,7 26
5 Нидерланды 1226 3,4 652 3,7 574 3,2 78
6 Франция 1160 3,2 535 3,0 625 3,5 -90
7 Гонконг 1140 3,2 550 3,1 590 3,3 -40
8 Великобритания 1089 3,0 445 2,5 644 3,6 -199
9 Южная Корея 1052 2,9 574 3,2 478 2,7 96
10 Италия 959 2,7 506 2,9 453 2,5 53
11 Канада 863 2,4 421 2,4 442 2,5 -21
12 Мексика 841 2,4 409 2,3 432 2,4 -23
13 Бельгия 833 2,3 430 2,4 403 2,2 27
14 Индия 745 2,1 298 1,7 447 2,5 -149
15 Сингапур 701 2,0 373 2,1 328 1,8 45
16 Испания 672 1,9 321 1,8 351 1,9 -30
17 ОАЭ 628 1,8 360 2,0 268 1,5 92
18 Россия 592 1,7 354 2,0 238 1,3 116
17 Тайвань 576 1,6 317 1,8 259 1,4 58
20 Швейцария 569 1,6 300 1,7 269 1,5 31

В 2017 г. объем внешней торговли России составил 592 млрд долл. или 1,7% от мирового оборота, что ставит ее на 18-е место. Из них на экспорт пришлось 354 млрд долл. или 2% от мирового экспорта, на импорт 238 млрд долл. или 1,3% мирового импорта.

Исходя из последних опубликованных данных ФТС, в январе-июле 2018 г. к аналогичному периоду 2017 г. наблюдается положительная динамика прироста как экспорта, так и импорта. В относительных показателях это 28,5% и 11% соответственно. При сохранении набранных темпов во второй половине года (учитывая девальвацию рубля, динамика может быть несколько ниже), по итогам 2018 г. объем внешнеторгового оборота увеличится до 719 млрд долл., в том числе экспорт – 454 млрд, импорт – 264 млрд, положительный торговый баланс до 190 млрд долл. (см. рисунок 1).

Максимальный показатель внешней торговали РФ за весь период сбора информации ЦБ РФ был зафиксирован в 2012 г и 2013 г. – 863 млрд долл., что в современной ситуации поставило бы нашу страну на 11 место в мире. При прочих равных, если экстраполировать текущие темпы развития торговли на 2019 г., то в следующем году можно ожидать цифры в 877 млрд долл., а это превысит предыдущий исторический рекорд и приблизит Россию к Топ-10 лидеров. Тем самым, произойдёт полное восстановление утраченных ранее позиций.

Источник

Оцените статью