Спортивно игровые создавались во многих странах мира основу которых составляли упражнения

Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда

Спортивно-игровые системы наряду с гимнастическими были во всех странах мира. Основывались они на иных принципах, нежели гимнастические системы. Основа спор­тивно-игровых систем — упражнения с элементами сорев­нования и направлены они на достижение лучших резуль­татов. Спортивно-игровая система в Англии сложилась раньше, чем в других странах. Обусловлено это было эко­номическим, политическим, культурным развитием, а так­же географическим положением. В связи с тем, что Англия — островное государство ей не нужна была массовая армия.

Помимо этого для захвата чужих колоний Англия создавала экспедиционные отряды, которые нуждались в хорошо фи­зически подготовленных людях. Возглавлялись эти отряды выходцами из колледжей, университетов, военных учебных заведений, где средствами физической подготовки были различные виды спорта и игры.

Ректором одного из таких учебных заведений в местеч­ке Регби (Англия) был Томас Арнольд (1759 — 1842). В то время в английских учебных заведениях нередко наблюда­лись недисциплинированность и непослушание, пренебре­жение школьными правилами, леность и уклонение от ра­боты.

Чтобы добиться перестройки жизни колледжа, Арнольд стал наблюдать за поведением учащихся на спортивных площадках, после чего он пришел к выводу: посредством физических движений и эмоций, связанных с игрой, уча­щаяся молодежь способна формироваться на спортивной площадке, если с этим согласуется воспитательная деятель­ность церкви и школы.

За 14 лет работы Арнольда в Регби сложился новый идеал воспитания — «христианский джентельмен».

Таким образом, закрепление позиций буржуазии приве­ло к тому, что спорт стал привилегией буржуазных и ари­стократических кругов. Стремясь отмежеваться от народа, буржуазные деятели разработали Устав любителей спорта (Англия 1869 г.), по которому людям физического труда запрещалось участвовать в совместных, спортивных сорев­нованиях с выходцами из нетрудовых слоев общества.

Читайте также:  Как называются соревнования страны

Спортивно-игровая система в США создавалась на базе игр, завезенных из Европы, а также на традициях коренных жителей Америки, которым были известны многие игры с мячом, стрельба из лука, метания копий, бег на большие расстояния, прыжки, борьба.

20. Сокольское движение, сокольская гимнастика. Дея­тельность М. Тырша.

Со­кольская гимнастика берет свое начало в 60-х гг.XIXв. в Чехии. Название «сокол» означает свободу, храбрость и мужество и связано с освободительной борьбой чешского народа. Сокольское движение связано с Мирославом Тыр-шем (1832 — 1884), профессором истории и искусства Праж­ского университета. Именно им была разработана система сокольской гимнастики.

Основой сокольского движения были гимнастические организации. Сокольские общества получили широкое рас­пространение. Их идея заключалась «в стремлении к физи­ческому и нравственному совершенствованию всего наро­да, к развитию в нем национального чувства». С этой целью «соколы» ввели обращение к друг другу «братья», «сес­тры», занимались в единой форме.

Организаторы сокольского движения добивались внут­ренней дисциплины соблюдением точной формы всех дви­жений и строгим выполнением традиций.

Периодически в Праге проводились слеты «соколов», на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах.

Создавая свою систему, М. Тырш подробно ознакомил­ся с различными гимнастическими системами и взял из каждой то, что в ней было ценного.

Цель гимнастики определяется «соколами» в самом об­щем виде — «укрепить и сохранить человеку здоровье, сде­лать его неуязвимым, дать ему отвагу и хладнокровие, силу и ловкость, проворство, решительность, смелость, наконец, предохранить от последствий односторонних занятий».

Конкретизация указанной цели в виде частных задач от­сутствовала. Классификация упражнений в сокольской сис­теме исходила из внешних признаков движений:

1) упражнения без снарядов (ходьба, бег, маршировка, приседание, стойки, наклоны и др.);

2) снарядовые упражнения (со снарядами — булавы, об­ручи, палки, флажки и гири и др.);

3) на снарядах (на перекладине, брусьях, коне, кольцах, лестницах, шестах, бревне);

4) групповые упражнения (пирамиды, массовые высту­пления, игры и т.п.);

5) боевые упражнения (бокс, борьба, фехтование).

Занятия проводились по такой схеме: сначала упражне­ния строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов), потом об­щие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, пос­ле чего занятия заканчивались. Все движения, которые вы­глядели некрасиво, «соколы» исключали.

В методике сокольской гимнастики имелось много но­вого, особенно в организации и проведении занятий, массо­вых выступлений, разработке терминологии и подготовке общественных инструкторов.

Сокольские организации способствовали возрождению и развитию чешской национальной культуры, поднимали национальный дух чешского народа.

Идеи «Сокола» быстро распространились за пределы Чехии. В Словении в 1863 г. был создан «Южный Сокол».

В том же году общество «Сокол» возникло с участием Франь-Бучара в Загребе (Хорватия) и под руководством польского врача Венанты Пясецкого в Львове.

Гимнастика Ж. Демени.

Жорж Деме­ни начал работать в области физического воспитания в концеXIXв., когда значительно продвинулось вперед раз­витие биологических наук, в том числе и физиологии.

Изучив существующие системы гимнастики, Ж. Демени пришел к выводу, что их общим и основным недостатком является чрезмерная искусственность. Изучая физиологию мышечной деятельности, Демени понял, что одного лишь деления физических упражнений по анатомическому при­знаку недостаточно и следует создавать благоприятные условия для развития отдельных частей тела и с позиций физиологии.

Ж. Демени полагал, что «цель физического воспитания не приобретение силы, а пользование ею».

Цель гимнастики для юношей сводилась им к воспита­нию людей сильных, ловких, гибких, способных быстро и экономно действовать в любых условиях, владеющих ос­новными видами военно-прикладных движений. Иные за­дачи ставил Ж. Демени при физическом воспитании деву­шек: главной целью было приобретение ими гибкости, лов­кости, хорошей осанки, умения двигаться плавно и граци­озно путем включения в урок танцевальных шагов, а также упражнений с булавами, палками, венками и т.п.

Ж. Демени определил семь видов спортивных упражне­ний: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, поднимание и переноску тяжестей, метание, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей, например: прыж­ки на месте, с одной ноги на другую, с продвижением впе­ред, назад или в сторону, с разбега.

Как педагог и физиолог Ж. Демени сформулировал ряд принципов физического воспитания.

1. Гимнастика должна быть динамичной, следует избе­гать статических упражнений. Неестественность упражнений: скорость движения должна быть в обратной пропор­ции с движущейся массой частей тела.

2. Движения должны выполняться с полной амплиту­дой. Если одну мышцу напрячь до полного сокращения, то противоположные мышцы нужно расслаблять до конца.

3. Движения должны быть естественными и размаши­стыми, а не отрывистыми и угловатыми.

4. Те мышцы, которые не участвуют в движении, долж­ны быть полностью расслабленными.

5. При разучивании упражнений необходимо перехо­дить от простых к сложным, от более легких к более труд­ным, от неизвестных к известным.

Ж. Демени предложил свой план урока и методические указания к нему. Урок состоял из 7 серий: 1-я — строевые упражнения, 2-я — движения всего тела; 3-я — подвешивание и опора; 4-я — бег и игры; 5-я — специальные движения ту­ловища; 6-я — прыжки и игры, требующие большой траты сил; 7-я — дыхательные упражнения.

От урока Ж. Демени требовал, чтобы упражнения ис­пользовались интересные, способные гармонично развить мускулатуру занимающихся. Не следует доводить учеников до усталости, но постепенно нужно увеличивать трудность и интенсивность выполнения упражнений.

Считая общеразвивающее направление в физическом воспитании самым важным, Ж. Демени адресовал свою систему упражнений для физического воспитания детей школьного возраста. Лишь для учеников старших классов он допускал упражнения военно-прикладной гимнастики (для юношей) и элементы гимнастики для девушек.

Он первый начал определять величину нагрузки: мощ­ность и время работы.

Источник

Возникновение спортивно-игрового направления

К середине XIX в. в Англии начинает формироваться школьное физическое воспитание, основанное на современной спортивной и игровой деятельности. Своими корнями это направление уходит в педагогическую практику ректора колледжа г. Регби Томаса Арнольда (1795-1842 гг.). Большинство школьников, того времени, были очень плохо развиты физически, к тому же, у молодежи была масса поведенческих морально-этических проблем. Когда Арнольд в 1827 г. принял руководство колледжем, ему пришлось столкнуться с явлениями, характерными для всех английских учебных заведений с интернатом. Свои впечатления он записал в дневнике так: «Колледжи, где формируется завтрашнее поколение, погружены в гущу моральной заразы. Здесь можно встретить: 1) всевозможные преступления и пьянство; 2) систематическую ложь; 3) тиранию старших над более юными; 4) недисциплинированность и непослушание учащихся; 5) пренебрежение школьными правилами; 6) всеобщую леность и уклонение от работы; 7) организованную солидарность на почве нарушения дисциплины… Эту картину необходимо дополнить еще тем, что ученики – завзятые картежники. Моральное падение физически слабого большинства сопровождает изнеженность и телесный упадок… кроме расфуфыривания собственной прически, они ничем больше не интересуются».

Арнольд видел в физическом воспитании не только средство повышения физиологических возможностей, но и воспитание личностных качеств. Он понимал, что может добиться коренной перестройки жизни колледжа только в случае, если своими манерами не будет задевать обычаи учащихся и их чувства, связанные с состязаниями (физическое воспитание будет воспринято позитивно при условии введения игрового метода и всевозможных соревнований). Также он заметил, что лучшие в играх с мячом и др., занимали лидирующие позиции и вне спортивных площадок. Различные команды, как своеобразные микросоциальные единицы, во внутренних отношениях между своими членами держатся тех же правил «честной игры», которые утвердились среди них в процессе соревновательной борьбы. Так сложилось теоретическое обоснование школьного физического воспитания Арнольда, основанного на спортивных и игровых занятиях: совместным воздействием школы, церкви и спорта можно успешно влиять на воспитание положительных личностных качеств. Он ввел наблюдателей за порядком на игровых площадках, состоящих из представителей, официально признанных студентами и пользующихся их уважением. Решение воспитательных задач осуществлялось через занятия такими видами спорта, как крикет, плавание, фехтование, туризм, альпинизм.

Школьное физическое воспитание в спортивном духе колледжа г. Регби, упорядоченные регулярные соревнования молодежи, спортивные команды, организованные на основе самоуправления, стали образцом для подражания по всей Англии. В различных частях Англии были созданы школьные спортклубы в духе Регби.

Распространению спорта в мире во второй половине XIX в. способствовали следующие существенные причины:

1. гимнастические формы занятий физическими упражнениями не могли в полной мере удовлетворить эмоциональные потребности человека, его досуг, развлечения;

2. гимнастика к тому времени уже не могла вобрать в себя и объединить все многообразие физических упражнений (велосипед, плавание, конькобежный и лыжный спорт и т.д.);

3. существенный импульс развитию спортивной направленности дал начавшийся процесс развития международного спортивного движения (первые чемпионаты континентов, мира, олимпийские игры и т.д.).

В ряде стран оформляются контуры современных видов спорта, создаются первые национальные физкультурно-спортивные организации, начинают проводиться национальные соревнования. Возникла необходимость в создании правил, положений соревнований. Все это создало благоприятную почву для зарождения международного спортивного движения.

На пути развития спорта в то время были и объективные трудности: негативное отношение к нему части религиозных деятелей; существовавшие суеверия и предрассудки против развития некоторых видов спорта, в частности велоспорта, позднее мотоспорта; официальные круги многих стран были противниками занятий спортом женщин.

Таким образом, в развитии физического воспитания в мире в XIX в. выделились два направления – гимнастическое и спортивно-игровое.

К середине XIX в. были заложены педагогические, методические и организационные основы буржуазного физического воспитания и спорта. Педагогические взгляды на физическое воспитание во многом формировались под влиянием новых знаний в области биологических наук, так как ведущей теорией второй половины XIX в. являлась теория естественно-научного материализма. Наиболее значимыми ее положениями, существенно повлиявшими на физическое воспитание были:

1. единство человеческого организма и его неразрывная связь с окружающей средой;

2. зависимость форм тела и строения его органов от их функционального состояния;

3. физиологический механизм формирования двигательного навыка.

Старые методы немецкой, шведской, сокольской гимнастики и другие системы уже не отвечали требованиям времени.

4. Интеграция гимнастического и спортивно-игрового направлений в физическом воспитании в конце XIX-начале XX вв.

Развитие физического воспитания во второй половине XIX в. шло по пути рационального сближения гимнастического и спортивно-игрового направлений, наметился поиск интегративных форм движений.

Среди новых зарубежных систем следует выделить метод, предложенный венгром Георгом Демени (1850-1917 гг.), и метод «естественной гимнастики», разработанный австрийским педагогом К. Гаульгофером (1885-1941 гг.).

Демени жил и работал во Франции. Он изучил немецкую и шведскую гимнастику и выявил в них несоответствие движений закономерностям анатомии и физиологии, отметив присутствие в немалой степени неестественных и формальных элементов. Он разработал систему требований при выполнении физических упражнений:

1. следует избегать статичных, неестественных положений;

2. скорость движений отдельных звеньев должна быть обратно пропорциональна их массе;

3. движения должны быть естественными и размашистыми (как в китайской оздоровительной гимнастике), а не отрывистыми и угловатыми;

4. движения необходимо выполнять с законченной амплитудой;

5. мышцы-антагонисты (которые не участвуют в выполнении движений) должны быть расслаблены.

Демени рекомендовал при разучивании упражнений переходить от простого — к сложному, от легкого — к трудному, от известного — к неизвестному.

Движения в спорте Демени подразделял на 7 видов: ходьбу, бег, прыжки, лазанья, поднятие и переноску тяжестей, метания, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей. Гимнастика предназначалась для девушек, в ней акцент делался на ее эстетической стороне.

Метод «естественной гимнастики», разработанный в начале XX в. австрийским педагогом Карлом Гаульгофером (род.в 1885 г.), основывался на базе научных положений медико-биологических наук, которые к тому времени сделали значительный шаг вперед в объяснении значения физических упражнений. Название произошло от рекомендации проводить занятия физическим воспитанием преимущественно на открытом воздухе, в естественных условиях природы. По своей сути этот метод был призван заменить немецкую гимнастику в школах.

В основу классификации физических упражнений был положен принцип их влияния на развитие определенных физических качеств: равновесия, гибкости, координации, силы и т.д. Были подробно разработаны структура и содержание урока физического воспитания для детей школьного возраста. В этой гимнастике основными были движения из легкой атлетики, борьбы, бокса, плавания, фехтования, туризма, из зимних видов спорта, использовались различные спортивные снаряды.

Гаульгофер являлся видным деятелем народного образования Австрии. С 1919 г. был одним из руководителей физического воспитания школ страны. Совместно с Маргаритой Штрайхер написал ряд работ по физическому воспитанию детей школьного возраста. Из них наиболее известными являются «Основы австрийской школьной гимнастики», «Естественная гимнастика» и др. Созданная Гаульгофером и Штрайхер система школьной гимнастики относится к числу лучших для своего времени. Однако она исходит лишь из биологических особенностей детского организма. Решение педагогических задач в системе значительно слабее. Все упражнения Гаульгофер разделяет на четыре основные группы: 1 – выравнивающие (корригирующие); 2 – формирующие (гигиенические, для осанки и др.); 3 – упражнения в достижениях (спорт, туризм); 4 – упражнения в искусстве движений (танцы и др.).

В «естественной гимнастике» в полной мере представлена интеграция гимнастических методов со спортивным направлением: в нее (хотя она и называется «гимнастикой») входят как многие современные виды спорта, так и собственно упражнения на гимнастических снарядах. Этот метод получил достаточно широкое распространение в школах Европы: физическое воспитание рассматривалось не только как средство физического воздействия на организм ребенка, но и как необходимый компонент умственного и морального воспитания, гигиенического образования.

С конца XIX — начала XX в. начинается процесс формирования на основе гимнастических движений спортивной и художественной гимнастики, т.е. гимнастика сама становится видом спорта. В этот период наблюдалось слияние двух направлений в физической культуре – гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры – гимнастики, спорта и игр.

Интеграция гимнастического и спортивно-игрового направлений была во многом противоречивой. Например, в Европе в это время существовали конкурентные отношения между гимнастикой и легкой атлетикой. Представители этих видов спорта считали их главенствующими по отношению к другим двигательным увлечениям. Однако гимнастика и спорт еще четко не определили границ своих упражнений. Например, программа Олимпийских игр по гимнастике 1900 г. включала прыжок в длину, комбинированный прыжок, прыжок с шестом. Лишь с 1924 г. программа соревнований по гимнастике приобретает современный «гимнастический» вид. К этому времени в мире относительно четко определяются границы основных средств физического воспитания и спорта – гимнастика, спорт, спортивные и подвижные игры и туризм, уточняется перечень видов спорта, относящихся к названным средствам, в том числе спортивная гимнастика.

По примеру Англии и США другие развитые страны стали признавать, что современный спорт – это не только игра и развлечение, но и деятельность, полезная для воспитания человека. Росло число работ, где врачи подчеркивали положительное влияние спорта на здоровье, военные видели в спортивной подготовке ключ к улучшению военно-физических кондиций человека. Необычайные природные условия в местах, где велись колониальные войны, показали острую необходимость в навыках альпинизма, туризма, ориентирования и т.д. педагоги доказывали, что подвижные игры являются незаменимым средством развития детей. Таким образом, к началу XX в. мировое сообщество признало необходимость занятий физической культурой и спортом.

a. Создание профессионально – прикладной физической культуры и «спортивно-рекреационного» направления.

В 1920-е гг. в мире возникает новое направление в физической культуре – профессионально-прикладная физическая подготовка. Физиологами было выявлено, что физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой процесс, повышают работоспособность, способствуют более быстрому восстановлению, создают положительный эмоциональный фон. Под влиянием этих данных уже в 1920-е гг. во многих развитых странах стали настаивать на введении производственной гимнастики. Отдельные наиболее крупные предприятия ввели у себя даже должность инструкторов физической культуры. Но пока это были единичные случаи. Проблема внедрения производственной гимнастики еще долго оставалась нерешенной, т.к. против нее было не только руководство, но и сами рабочие. Они считали, что зарядка направлена на интенсификацию труда, а не на улучшение их здоровья. Тем не менее, в Германии, где четко наметилась тенденция к государственному, а затем (с приходом Гитлера) тоталитарному управлению физическим воспитанием и спортом, в 1920 г. водятся «паузентурнен».

С начала 30-х гг. XX в. в физическом воспитании англосаксонских государств усиленно стало распространятся спортивно-рекреационное направление (рекреация — восстановление). Спорт рассматривался во многом как средство отдыха, восстановления сил человека после трудовой деятельности. В то же время поражения англосаксонских спортсменов на международных соревнованиях объяснялись «неверными» системами физического воспитания, основанными на гимнастическом направлении. Значительное влияние на усиление спортивно-игрового направления молодежи оказал мировой экономический кризис 1929-1931 гг., когда центральными проблемами становятся свободное время трудящихся и безработица.

В 1931 г. выходит в США книга Д.Б. Нэша «Воспитание характера в физическом воспитании», которая сыграла известную роль в пропаганде спортивно-рекреационного направления. Нэш говорил, что целью реформы школьного физического воспитания не должен быть возврат к шведской гимнастике, которая направлена только на развитие мышц детей. Он утверждал, что мотивацией для систематических занятий физическими упражнениям является объективно существующий личный интерес к наиболее подходящему виду спорта. Дети уже в школьном возрасте могли проявить себя на базе этой спортивной специализации. Данное направление получило широкое распространение в элитных школах США, Англии, Австралии, Канады, Японии.

В начале 1930-х гг. ряд исследователей выявили, что не все движения из спорта могут быть включены в производственную гимнастику, но в процессе занятий спортом формируются необходимые для трудовой деятельности качества. Это дало существенный толчок к расширению создания рекреационных территориальных и заводских физкультурно-спортивных организаций, которые в развитых капиталистических странах начали образовываться еще в конце XIX в.

Предприниматели и государственные деятель пришли к выводу, что выгоднее вкладывать деньги в охрану здоровья квалифицированных рабочих, чем этого не делать.

В последние годы XIX — начале XX в. предпринимаются многочисленные попытки поиска таких внешкольных форм воспитания молодежи, которые обеспечивали бы ее хорошую военно-физическую подготовку. Однако лишь в Англии удалось создать систему, которая позволила охватить широкие слои молодежи – бойскаутское движение.

Источник

Оцените статью