- Форма государственного устройства. Форма государственного устройства – это способ организации территории, разделения власти между государством и его составными частями
- Понятие «форма государства». Теория трех элементов
- Формы территориального устройства государства. Унитарные, федеративные и конфедеративные государства
- Унитарные государства
- Виды унитарных государств
- Федеративные государства
- Характеристика федерации
- Классификация федеративных государств
- Сецессия
- Конфедерации и конфедеративные государства
- Характеристика конфедераций
Форма государственного устройства. Форма государственного устройства – это способ организации территории, разделения власти между государством и его составными частями
Форма государственного устройства – это способ организации территории, разделения власти между государством и его составными частями.
Принято различать две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное.
Унитарное государство – это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности. Подавляющее большинство государств имеют именно унитарную форму государственного устройства, среди них Великобритания, Греция, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Япония и др. К признакам унитарного государства относятся единая конституция и единая правовая система; единая система высших органов государственной власти и управления; единое гражданство; единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права; деление территории на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью; подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти.
Таким образом, унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой либо косвенный контроль над муниципальными органами, создаваемыми в административно-территориальных единицах. Исторически унитаризм был прогрессивным явлением, поскольку пришел на смену феодальной раздробленности.
Унитарные государства с точки зрения организации власти имеют свои разновидности. Различают децентрализованные (например, Великобритания, Испания, Италия, Украина; характерно конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня), относительно децентрализованные (например, Болгария, Турция; характерно наличие самоуправления только на уровне низовых единиц, а высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер) и централизованные (например, Финляндия; характерно полное отсутствие местной автономии, функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы).
Федеративное государство состоит из нескольких государственных образований, обладающих собственными предметами ведения, а их уполномоченные органы наделены своей компетенцией в области осуществления государственной власти и в области государственного управления.
Федеративная форма государственного устройства имеет меньшее распространение в государствах мира. К федеративным государствам относятся около 10 такие государства, как Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Россия, США, Швейцария и т.д. Для большинства федеративных государств мира характерно наличие государственных образований – штатов, земель, кантонов, провинций, которые и являются субъектами федерации и наделены определенными полномочиями в рамках определенных предметов ведения.
Субъекты большинства федеративных государств не обладают суверенитетом и правом сецессии, хотя иногда они закреплены в конституции федерации.
Федеративные государства обладают рядом характерных черт. Так, территория федеративного государства не представляет собой единого целого, а состоит из территорий субъектов. Субъекты федерации в большинстве государств не являются государствами в собственном смысле, так как не обладают суверенитетом, который предполагает независимость государственной власти как внутри государства, так и во внешних сношениях. Как правило, субъекты наделяются учредительной властью в вопросе принятия собственной конституции. Как правило, федеральные конституции предписывают субъектам принимать конституции, не противоречащие положениям федеральной. Субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конституции. Правовые акты субъектов действуют только на территории субъекта. Субъекты, как правило, имеют собственную правовую и судебную системы. Каждый гражданин субъекта является одновременно и гражданином федерации (такое гражданство нельзя называть двойным, а только двуединым или совмещенным). Федеративному государству, как правило, присуща двухпалатная структура федерального парламента, которая обеспечивает представительство как всего населения страны, так и субъектов.
Федеративные государства могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по способу образования выделяются договорные (США) и конституционные (Германия) федерации; по ‘Признаку выделения субъекта различают национальные (бывшие СССР, Чехословакия, Югославия, Индия) и территориальные (Германия – земли, США – штаты, Канада – провинции) федерации. Для национальных федераций характерно то, что б названии субъектов выражено название так называемой титульной нации. Если вспомнить, то в СССР было 15союзных республик, например, Белорусская, Украинская, Туркменская, Грузинская республики, и только РСФСР не несла в названии этнического контекста.
По правовому статусу субъектов федерации можно разделить на симметричные (когда субъекты имеют одинаковый правовой статус, например, США) и асимметричные (когда субъекты различны по правовому статусу, например, Индия, где только один штат Джамму и Кашмир имеет свою конституцию и свое гражданство).
Среди федеративных государств особо выделяется Российская Федерация уже потому, что она является самой многосубъектной (89 субъектов, в сравнении с США – 50 штатов, Индией –. 25 штатов, Германией – 16 земель). Для России характерен мно-говидовый субъектный состав (6 видов субъектов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения). Существуют и другие особенности, которые будут рассмотрены в главе 3 (3.3).
Таким образом, несмотря на классическое деление государств по способу организации территории и власти, различные страны имеют свои специфические особенности, которые отражаются в их конституциях.
Источник
Понятие «форма государства». Теория трех элементов
Еще с древних времен устройство государства выражалось в понятии «форма». Когда говорят о форме государства, имеют в виду его внутреннее строение.
В форме государства выделяют три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму территориального устройства, политический режим. Форма правления указывает на организацию властных структур, высших органов государства. Форма территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории. Политический режим характеризует методы осуществления власти в обществе.
Итак, форма государства — это его внутреннее строение, которое обеспечивает организацию государственной власти, способы ее осуществления, территориальную организацию населения. Таково современное и наиболее распространенное понимание формы государства.
Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали (представители марксизма) состоявшей из формы правления и формы государственного устройства. Под ней понималось внешнее выражение социально-классовой и национально-территориальной сущности государства.
Политический режим выносился за рамки формы государства в силу своего динамизма как фактор, влияющий на нее.
В различных странах в конкретные исторические периоды форма государства имеет свои особенности. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие факторы.
— тип государства. Например, феодальному государству, как правило, соответствует монархическая форма правления (почти все европейские страны; исключение — Новгородская республика и др.), а буржуазному — республиканская (исключение — монархия в Великобритании и др.);
— размеры территории государства. При этом небольшие по территории государства, как правило, унитарны (Япония, Греция, Дания, Италия; исключения — Казахстан, Китай имеют большие территории), а крупные — имеют федеративное устройство (Россия, США, Индия; исключения — Бельгия, Швейцария имеют небольшие территории);
— национальный состав населения. Многонациональные государства обычно имеют федеративное устройство (Индия, Бельгия; исключения — ФРГ, США являются государствами одной нации), а мононациональные — унитарное (Япония, Греция, Италия; исключение — Индонезия является многонациональным государством);
— исторические традиции народа, его культурный уровень, религиозные воззрения. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется длительностью ее существования в этих государствах. Принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентина, Мексика, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами. Избрание той или иной формы правления в странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии;
— внешнеполитическая обстановка и др.
Тем не менее, можно выделить три элемента формы государства: форму правления, форму государственного устройства, государственно-правовой режим.
Форма правления — это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Характеристика формы правления предполагает:
— строение высших органов государственной власти (т.е. их состав, компетенцию, принципы взаимодействия);
— характер их взаимоотношений с населением; — порядок их образования, степень участия населения в их формировании.
В зависимости от способа формирования главы государства выделяют две основных формы правления: монархию и республику.
Форма государственного устройства — это территориальное (национальное и административное) строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.
Форма государственного (территориального) устройства показывает:
— из каких частей состоит государство; -каково их правовое положение;
— каковы взаимоотношения между центральными и местными органами государственной власти;
— в какой форме выражаются национальные интересы. Государственное устройство может быть простым (унитарным) и сложным (федеративным).
Государственно-правовой режим — это совокупность способов осуществления власти в стране; это методы управления населением, проживающим на территории данного государства.
Государственно-правовой режим отражает:
• правовые или незаконные способы осуществления власти;
• приемы идеологического воздействия на население;
• степень защищенности прав человека;
• характер использования карательных учреждений страны;
• степень развития демократии и ее институтов.
По степени развития демократии и ее институтов все государственно-правовые режимы можно разделить на демократические и недемократические.
Каждый из элементов формы государства более обстоятельно будет рассмотрен в следующих параграфах.
Источник
Формы территориального устройства государства. Унитарные, федеративные и конфедеративные государства
Форма территориального устройства государства – это способ сосуществования территориальных единиц в рамках одного государства, способ контроля этих территорий со стороны власти, а также специфика взаимоотношений власти и составных частей государства в соответствии с конституцией.
Все государства по этому признаку делятся на 3 вида:
- унитарные государства (от фр. unitairе – единый);
- федеративные государства (от лат. foedus – союз, договор);
- конфедеративные государства (от лат. confoederatio – союз, сообщество).
Унитарные государства
Унитарное государство – это форма государства, при которой все административные единицы, составляющие государство, в равной степени организованы и подчинены центральным органам, определяющим их систему власти и правовую юрисдикцию.
Унитарные государства характеризующаяся внутренней однородностью. При унитарном государстве существует единая территория, на которой действует единый закон, единая система власти, единая таможня, единая валюта и т.д.
Слово унитарный заимствовано из французского языка и означает «единственный, который составляет единое целое». Также оно связано с латинским unitas «единство, единое целое» и итальянским «Uno».
В унитарном государстве существует:
- единая конституция;
- единое гражданство;
- общая система права;
- единые органы власти и управления;
- административно-территориальные единицы, которые не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами.
Это государство внутри себя представляет единую целостность. Это самая распространенная форма государственного устройства в современном мире. Более 150 государств в современном мире являются унитарными государствами.
Каждая область в унитарном государстве обладает только теми полномочиями, которые были переданы ей центром. Центр может увеличить или уменьшить количество областей.
Виды унитарных государств
Унитарные государства можно разделить на централизованные и децентрализованные государства:
- централизованная система характеризуется назначением местных чиновников центральным правительством, которое осуществляет верховную власть над региональными органами;
- децентрализованная система возникает, когда региональные органы формируются независимо от правительства, и существует хорошо развитое территориальное самоуправление со значительной компетенцией, и центральная власть оставляет за собой право принимать только самые важные решения.
Федеративные государства
Федерация (в пер. с лат. ассоциация, союз) – это форма правления, при которой федеральные административно-территориальные единицы, являющиеся частью государства, имеют определённую правовую и административно-политическую независимость. Иначе говоря, федерация – это государство, состоящее из частей, наделённых автономиями (республик, федеральных земель, областей, провинций, кантонов, эмиратов, автономных округов, краёв и др.), но имеющих общее (федеральное) правительство.
Изначально федеративная форма устройства государства известна со времён Древней Греции. Там она была формой политической зависимости. Это были политические отношения между Грецией и Македонией, в которых правительства должны были быть полностью подчинены Филиппу II во внешней политике, но они сохранили свою независимость в своей внутренней политике.
В настоящее время части, составляющие федерацию, обычно имеют обширную внутреннюю автономию и создают собственную правовую систему по некоторым вопросам. Общими в федерации являются валютная, внешняя и оборонная политика страны.
Субъекты федераций заключают между собой нечто вроде союзного договора и часть своих полномочий доверяют центральным органам власти. Разные федерации насчитывают разное количество субъектов.
Характеристика федерации
Можно выделить общие для всех федеративных государств особенности.
- Территория федеративного государства в политическом и административном отношении не является единым целым. Территория состоит из территорий субъектов федерации, лишённых права в полной мере участвовать в международных отношениях и, как правило, не имеющих права на отделение.
- Субъекты федерации располагают конституционной и законодательной властью, то есть они имеют право принимать свою конституцию и принимать в рамках разделения полномочий действующие законы на своей территории. В соответствии с принципом подчинения эти законодательные акты должны соответствовать федеральному закону. Федеральные законодательные органы могут также издавать специальные правовые акты для отдельных членов федерации.
- Субъекты федерации могут иметь собственную правовую и судебную систему.
- Существует двойное гражданство: каждый гражданин в большинстве стран является гражданином союза и принадлежать соответствующим субъектам федерации.
- Общий федеративный парламент обычно является двухпалатным. Интересы субъектов федерации представляет верхняя палата. Существует два принципа представления составных субъектов федерации: принцип равного представительства (например, в Соединённых Штатах по 2 сенатора от каждого из 50 штатов и в Швейцарии по 2 депутата от каждого из 26 кантонов в Совете кантонов) и принцип представительства, дифференцированный по населению (в Австралии, Канаде, Германии).
- Между федерацией и её субъектами существует разделение полномочий. Политическая практика различных федеральных земель указывает на три типа решений в этом отношении. Это:
- дуалистический федерализм (в США, Швейцарии, Мексике, Бразилии, Австралии), где федеральная конституция штата устанавливает сферу исключительной компетенции профсоюзов путём выявления вопросов, по которым только федеральные органы могут издавать нормативные акты; все остальные, не предусмотренные конституцией, входят в компетенцию субъектов федерации,
- принцип исключительной компетенции ассоциации и сфера так называемых конкурентных компетенций (в Австрии, Германии),
- трёхчастная система разграничения компетенций, состоящая в разграничении исключительных компетенций союза, исключительных компетенций составных частей ассоциаций и совместных компетенций центральных органов власти и органов федерации (например, в Индии).
Важным признаком федеративного государства является двухканальная система налогообложения. Если в унитарном государстве все налоги, которые собираются с граждан и организаций, идут в общий бюджет унитарного государства, то в федеративном государстве существуют налоги двух видов:
- федеральные налоги;
- местные налоги.
Федеральные налоги, как правило, составляют большинство. Они идут в федеральную казну, федеральный бюджет и расходуются на общегосударственные нужды. Местные налоги идут на нужды самого субъекта федерации, в котором проживают эти люди и действуют эти организации.
Классификация федеративных государств
Федеративные государства можно классифицировать согласно следующим критериям:
- По способу образования федерации:
- договорные – создаются на основе соглашения между субъектами о создании федеративного государства. Особенностью подобных федераций является тот факт, что её субъекты в такой сделке вправе истребовать для себя наделение определёнными суверенными правами (США, Германия);
- союзные – появляются на основе преобразования унитарных государств (Бельгия, Канада);
- конституционные федерации – возникают на основании принятия конституции, в которой обозначены правовой статус субъектов федерации (США в 1787 году);
- конституционно-договорные федерации – возникают на основании соглашения с последующим воплощением правового статуса субъектов федерации в конституции, в свою очередь одобряется субъектами федерации (например, Российская Федерация – в 1992 году субъекты РФ подписали союзный договор с центром, а уже в 1993 году на референдуме была утверждена, разработанная на основе этих договоров, Конституция РФ).
- По смысловым критериям (или по способу образования субъектов федерации):
- территориальные федерации – за принцип распределения территории субъектов выбраны географические особенности, плотность населения, местность, хозяйственные и экономические связи и другое (США, Мексика, Бразилия);
- национальные федерации – основаны на принципе распределения территории через национальный состав населения её субъектов (Чехословакия, Югославия);
- смешанные федерации – за принцип разделения взят национальный и территориальный критерии (РФ).
- По правовому статусу субъектов федерации:
- симметричные – все субъекты федерации наделены равным политическим и правовым статусом, имеют одинаковые права (США, Германия, РФ);
- асимметричные – субъекты федерации имеют неравномерный политико-правовой статус (Индия).
- По способу осуществления властных полномочий:
- централизованные – основные решения принимает центр, субъекты ограничены в принятии ряда решений (Индия, Мексика, Бразилия);
- децентрализованные – субъекты наделены достаточно широкими полномочиями в урегулировании личных внутренних проблем.
В централизованной федерации федеральному центру достаётся больше полномочий, чем субъектам. В децентрализованных федерациях субъекты могут порой иметь даже такие полномочия, на которые центр никоим образом не в состоянии повлиять.
В условиях симметричной федерации все субъекты обладают примерно равным кругом полномочий и примерно одинаково связаны с федеральным центром. При асимметричной федерации часть субъектов обладают дополнительными правами, которых нет у других частей федерации.
Если территория страны разделена на субъекты просто для удобства управления, то эта федерация на территориальной основе. Но есть федерации, которые разделены на субъекты согласно количеству народов, проживающих на их территории – это федерации на национальной основе.
Сецессия
Выход субъекта из состава федерации в политологии называется сецессией. Несмотря на то, что официально субъекты никак не удерживаются в составе федеративного государства, практически все попытки отделения у федерации заканчивались гражданскими войнами или государственными переворотами.
Примером гражданской войны, которая возникла в результате попытки части субъектов объявить сецессию, можно считать гражданскую войну в Соединённых Штатах Америки между севером и югом (когда 6 южных штатов отделились от основного состава США и образовали собственную конфедерацию).
В советских конституциях было закреплено право республик на выход из состава советского союза. В западной политологии, где советский союз тоже считался федеративным государством, неоднократно говорили о том, что это право лишь внешнее (то есть субъекты республики в составе СССР не в состоянии им полноценно воспользоваться).
На самом деле в современном мире ни одно федеративное государство не прописывает условий и порядка сецессии каких бы то ни было субъектов из состава федерации. Так что, если даже это право и предусмотрено учебниками политологии, в реальной политической жизни оно на самом деле практически не реализуемо.
Конфедерации и конфедеративные государства
Конфедерация (в переводе с латинского «confederasio» – «единство») представляет собой политический союз двух и более государств ради определённых (как правило военных и экономических) целей, каждый из которых остаётся независимым.
Этот союз по сравнению с федерацией временно объединён для той или иной цели и теряет свою силу, когда государства не хотят отдавать часть своих полномочий наднациональным органам и желают сохранить свою полную независимость.
Конфедерация – это прежде всего форма правления или общественного порядка. Государственная конфедерация имеет свои собственные органы государственной власти и управления, но в то же время создаёт специальные органы для координации деятельности в определённых, чётко обозначенных областях (в первую очередь в военной, реже внешнеполитической, экономической и других областях).
Характеристика конфедераций
Если федерация – это союзное государство, то конфедерация – это союз государств. Правовой статус федерации определяется национальным законодательством. Правовой статус конфедерации обычно определяется международным правом. Тем не менее, национальное законодательство, особенно конституционное право, также важно здесь.
Поскольку конфедерация формируется по определённым вопросам, предмет её работы не охватывает очень широких вопросов. Основными областями деятельности наднациональных (конфедеративных) органов власти являются:
- внешняя политика;
- вопросы войны и мира;
- формирование единой армии;
- интеграция таможенных служб;
- создание единого экономического пространства и т.д.
Конфедерация не имеет права взимать прямой налог, так же как и нет возможности обязательного сбора членских взносов в бюджет конфедерации. Её бюджет формируется на основе добровольных взносов конфедерации.
Как правило, конфедерация не имеет единой валюты. Другими словами, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) обычно не приводит к созданию нового государства. В конфедерации государства чаще всего объединяются для достижения определённой цели.
В этом случае они создают специальные совместные органы для координации своей деятельности. Как правило, их решения являются обязательными для граждан отдельных стран конфедерации после их одобрения властями этих государств.
Так, например, до 1848 года Швейцария была конфедерацией. В 1982 году Гамбия и Сенегал объединились в конфедеративный союз, образовав Сенегальскую конфедерацию, которая распалась несколько лет спустя. СНГ (объединение стран бывшего Советского Союза) тоже имеет ряд признаков, характерных для конфедераций (но реально таковой не является).
Значительным историческим примером конфедеративного государства может служить Югославия. В период распада Югославии она была преобразована из унитарного государства в конфедеративный Союз Сербии и Черногории. Каждая страна могла свободно выйти из состава этого союза. Чёткого государственного и политического центра этот Союз также не имел. Всё это должно было продемонстрировать свободу выбора основателей конфедерации, уважение мнения каждого из них.
В 2006 году Союз Сербии и Черногории окончательно распался на Черногорию и Сербию, а в 2008 году Сербия де-факто потеряла одну из своих автономий – Косово.
Источник