Способы обеспечения экономическая безопасности страны

Способы обеспечения экономическая безопасности страны

Библиографическая ссылка на статью:
Соснин В.А. Формы обеспечения экономической безопасности государства // Политика, государство и право. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/12/2065 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель Гогин А. А., профессор

Тольяттинский государственный университет

При анализе текущего состояния экономической безопасности ведущих стран мира был выявлен ряд тенденций, которые можно разделить на две группы, по природе их проявления [2]:

— группа тенденций по развитию форм;

— группа тенденций по развитию способов обеспечения экономической безопасности государства.

Первая группа должна включать тенденции, связанные с ростом приоритетности мероприятий правительства направленных на обеспечение экономической безопасности в отношении других видов деятельности.

Они тесно связаны со второй выделенной группой.

Их можно отнести к числу тенденций, связанных: с увеличением зависимости эффективности внедрения различных национальных проектов от эффективности функционирования экономики; с увеличением степени ослабления экономики конкурентов и важности сложной защиты объектов народного хозяйства; с достижением экономической интеграции с различными странами мира.

В современных условиях проявляются следующие закономерности экономической безопасности государства:

1. Зависимость экономических показателей от степени наличия ресурсов. Развитие экономической инфраструктуры национальной экономики, взаимодействие этого сектора с другими национальными секторами и секторами экономики мира является развитием существующих и возникновением новых форм по обеспечению экономической безопасности.

2. Зависимость экономической безопасности государства от эффективности специальных мер, использования специально ассигнованных сил и средств. Происходящее преднамеренное воздействие конкурентов на народное хозяйство страны, взаимодействие национальной экономики с экономиками других стран и окружающей средой, а также необратимые изменения в формах обеспечения экономической безопасности государства, приводят к развитию существующих и появление новых способов обеспечения экономической безопасности, которые характеризуются высоким уровнем принятия специальных мер, использования специальных сил и средств.

3. Зависимость специальных мер по обеспечению экономической безопасности государства, использования специальных сил и средств, чтобы обеспечить экономическую безопасность, от наличия специализированной организационной структуры государства. Совершенствование форм и методов экономической безопасности требует построения специализированной организационной структуры – системы для обеспечения экономической безопасности государства, способной реализовать эти формы и методы.

4. Зависимость экономической безопасности государства от воздействия на экономику от противоборствующей стороны. При разработке путей обеспечения экономической безопасности государства осуществляется упорядоченное и необратимое изменение от воздействия элементов экономической инфраструктуры противостоящей стороны, отраженных в постепенном переходе от первичного воздействия на элементы производства к воздействию на системы обеспечения ее функционирования.

5. Зависимость экономических показателей от характера взаимодействия с национальными экономиками союзных стран. В процессе производства осуществляется направленное изменение взаимодействия экономики с внешней экономической средой. Это проявляется в установлении оптимальных условий функционирования экономики, которое характеризуется:

— обеспечением внутриэкономической безопасности при взаимодействии с экономическими системами в порядке иерархической подчиненности;

— взаимовыгодного сотрудничества в сотрудничестве с неподчиненными экономическими системами;

— дезорганизацией функционирования экономических систем стран – конкурентов.

Представленные закономерности дают возможность определить основные формы для осуществления экономической безопасности государства:

Экономический патронат – обеспечивает внутрисистемную безопасность систем экономического назначения страны, если совокупность этих систем рассматривать как целостную систему [4]. Под экономическим патронатом обеспечивается надежность (в экономическом плане) работы каждой системы управления, производства программного обеспечения и так далее, в рамках глобальной системы управления.

Развитие этой формы экономической безопасности государства важно в связи с тем, что обеспечение отечественного производства всегда было одним из главных забот государства. Так же государство всегда прикладывало большие усилия, чтобы «держать в руках», наиболее важные сферы национальной экономики.

Специфика экономики наиболее значимых секторов хозяйства государства, характеризующая систему управления всей экономической деятельности государства в рыночных условиях, проявляются в:

1. заказчик – монополист (как правило, государство);

2. особые требования к качеству и техническим характеристикам продукции, ее высокая наукоемкость и технологичность, долговременности инвестиций и капитальных проектов;

3. необходимость поддержания стратегического запаса сырья;

4. особенности специализации, сотрудничества и режима, производящего пирамидальные отношения между производителями, дублирование производства и исследований, ограничения передачи технологии;

5. сложности у предприятий с выходом на внешние рынки в некоторых секторах экономики.

Следующей формой является экономическая кооперация, которая обеспечивает экономическую безопасность состояния экономики государства с различными другими экономическими системами стран, которые не находятся с сектором национальной экономики в подчинении. В рамках экономического сотрудничества происходит совместное функционирование национальных экономик и обмен экономическими ресурсами между экономическими системами разных стран мира, иностранных и международных организаций.

Развитие этой формы экономической безопасности государства происходит в связи с тем, что собственное производство государства не всегда достаточно для эффективного функционирования национальной экономики.

Формами экономического сотрудничества являются:

1. торговля в гражданских и военных целях. Ее целями являются:

а) получение прибыли производителем и/или экспортером;

б) улучшение торгового баланса государства – экспортера в гражданских и/или военных целях;

в) снижение затрат на единицу продукции за счет увеличения массового производства, компенсации импортом (полностью или частично), R&D расходы ( англ. Research and Development – Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки);

г) повышение мобилизационной готовности предприятий экономического комплекса.

2. Экономическая помощь – комплекс мер по обеспечению другого государства на безвозмездной или льготной основе услугами, продуктами и/или средствами. Целями экономической помощи являются:

а) укрепление мощи экономических и/или военных союзников или партнеров;

б) укрепление экономической и/или политической зависимости развивающихся стран;

в) увеличение свое влияния в другом государстве (в правительстве или армии);

г) материальная и/или финансовая поддержка военных и политических усилий стран, занимающих важное стратегическое положение в регионе мира.

Можно выделить следующие виды экономической помощи [3]:

— построение экономической инфраструктуры;

— передача (продажа) лицензий на производство различных продуктов;

— подготовка национальных кадров и т. д.

3. Экономическая интеграция в рамках политических и экономических союзов. Экономическая интеграция – это высшая форма экономического сотрудничества на основе международного разделения труда в различных сферах экономической деятельности. Основными видами экономической интеграции являются:

— сотрудничество в области разработок стандартов, производства продукции, ремонта и модернизации оборудования;

— совместная разработка экономической инфраструктуры;

— совместное обучение и т.д.

Следующая форма – это экономическое противостояние, которое является основной формой экономической безопасности государства в соперничестве противоборствующих сторон.

Экономическое противостояние как форма экономической безопасности государства может быть определена как система мер, направленных на разрешение конфликтов между государствами (коалициями, блоками стран) или между другими противниками (соперниками, конкурентами), используя средства и методы различного воздействия на экономику (сельское хозяйство) противной стороны и для защиты собственной экономики (сельского хозяйства).

В этом отношении, экономическое противоборство охватывает определенную область межгосударственной (внутригосударственной или межкоалиционной) борьбы, в том числе:

1) сферы хозяйственной деятельности противоборствующих сторон;

2) направление и форму экономической борьбы подчиненных политическим целям этих сторон;

3) влияние на промышленность, транспорт, финансовые и другие экономические системы, а также их защиту.

Экономическое противостояние сторон, разворачивающееся при подготовке и ведения военных действий, имеет свои особенности. Военно-экономическое противоборство, хотя и носит независимый характер, однако, она тесно связана с другими областями борьбы и различными видами деятельности противоборствующих сторон. Оно проявляется в сфере военного производства, в темпах и направлении военных приготовлений. Так же военно-экономическое противоборство вызывает структурные изменения в национальных экономиках враждующих сторон, связанные, прежде всего, с изменениями в пропорциях между военными и «гражданскими» производствами. В наиболее острые периоды вооруженной борьбы участвует в основном вся экономика воюющих государств, так как экономика тесно связана с ходом вооруженной борьбы, военным потреблением и потерь. Зачастую большее число «гражданских» производств переходит на производство для целей войны.

Выделим основные цели экономического противостояния сторон:

1. ограничение/расширение экономическая деятельность противной стороны (срыв/наращивание производства);

2. достижение преимущества в экономическом противоборстве, подчиненное какой-либо политической цели;

3. уничтожение (захват) и/или защита промышленных районов (компаний), транспортных и других коммерческих объектов.

Стратегии противостоящих сторон в экономической конфронтации обычно подчинены соответствующим целям. Они могут быть заключены в следующем:

— в ограничении экспорта или импорта сырья, продовольствия, вооружения и военной техники;

— в уменьшении предоставления займов и кредитов;

— в накоплении стратегически важных запасов сырья и других ресурсов;

— в дестабилизации (подрыве) экономики противостоящей страны;

— в использовании производственных мощностей, сырья и других ресурсов, экономических районов, союзников, нейтральных стран и так далее.

При ведении экономического противоборства можно выделить следующие ее методы:

1) Обострение экономической конкуренции. Экономическая конкуренция является средством экономической войны, в которой противоборствующие стороны стремятся обеспечить свое преимущество в производстве товаров, услуг, работ и мобилизационной подготовки экономики, расширения рынков за счет увеличения производственных мощностей, увеличения поставок товаров и услуг, увеличить ресурсную базу, экспорт (импорт) товаров и сырье, а также развить необходимую экономическую инфраструктуру.

2) Экономический конфликт противоборствующих сторон, а также экономическая война. Экономический конфликт является средством экономической войны, в которой противоборствующие стороны стремятся достичь своих экономических целей. Экономическая война является средством экономического противоборства, в которой противоборствующие стороны стремятся достичь своих экономических целей путем подрыва экономики противника, одновременно нейтрализуя аналогичные усилия с его стороны с использованием военной силы.

Библиографический список

  1. Авдийский В. И., Дадалко В. А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства; Альфа-М, Инфра-М – Москва, 2012. – 496 c.
  2. Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2-е издание, расшир., 2009. — 164 с.
  3. Криворотов В. В., Калина А. В., Эриашвили Н. Д. Экономическая безопасность государства и регионов; Юнити-Дана – Москва, 2011. – 352 c.
  4. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства; Юнити-Дана – Москва, 2012. – 240 c.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Политика, государство и право».

Источник

Методы обеспечения экономической безопасности

В ходе экономической деятельности государства возникают проблемы, которые угрожают текущему экономическому положению и могут не только не позволить реализовать желаемые планы ,но и обрушить сложившуюся стабильность и эффективность выбранной экономической стратегии.

В связи с этим мы должны рассмотреть наиболее эффективные методы по обеспечению экономической безопасности, которые образуют собой эффективную систему.

К этим методам относятся:

• тщательный мониторинг внутренних и внешних экономических угроз путем изучения текущего состояния экономики

• эффективная деятельность государства по предотвращению внутренних и внешних угроз

• определение пороговых показателей, нарушение которых приводит к тяжелым экономическим последствиям

Стоит отметить важность гибкого регулирования рыночной экономики .К этим методам можно отнести:

• макроэкономическое регулирование экономики, общие стандарты управления

• выявление наиболее приоритетных сфер инвестирования и привлечение наибольших средств для инвестирования путем создания привлекательного инвестиционного климата

• четкая и хорошо спланированная деятельность предприятий.

Государство должно способствовать улучшении инвестиционного климата страны, осуществить все меры для привлечения отечественных и иностранных инвесторов с целью преобразования российской экономики. Здесь нужно упомянуть следующие меры:

• возможность дать налоговые льготы отечественным и зарубежным инвесторам, а также банкам, идущим на долгосрочное инвестирование с целью компенсации им убытков от медленной окупаемости вложенных средств

• создание системы страхования иностранного капитала от рисков его потери

• создание тщательного мониторинга инвестиционного климата России

• создание такой политики привлечения средств, при которой не будет дискриминации ни иностранных, ни отечественных инвесторов

• упрощение налогового законодательства с целью лучшего развития отраслей.

Современная российская экономика находится в условия глобализации. И безопасная интеграция в мировую экономику требует очень осторожной и эффективной стратегии. К мерам такой стратегии можно отнести:

• создание такой системы экспорта, при которой в экспорте преобладает не сырье, а высококачественная продукция конкурентоспособная на иностранном рынке

• политика, направленная на сближение и установление дружественного торгового режима со странами, с которыми ведутся торговые отношения

• борьба с дискриминационной политикой со стороны других стран в отношении российской экономики и экспортируемой российской продукции.

Одной из актуальных проблем экономики России является бегство капитала. Российские предприниматели не видят выгоды в инвестициях в отечественные проекты, также ситуация усложняется тем что в российском законодательстве нет ограничительных мер по борьбе с этим явлением .

В борьбе с этим видом экономической угрозы имеют место следующие меры:

• усовершенствование тех аспектов законодательства ,которые регулирует сферу экспорта российского капитала

• создание привлекательного инвестиционного климата для отечественных предпринимателей путем уменьшения административных барьеров и борьбой с коррупцией

• административное усложнение перехода крупных капиталов из одной валюты в другую

Коррупция выступает одной из наиболее существенных угроз экономической безопасности государства. Чрезмерный рост администрирования в сфере экономики и деградация служебной этики породили растущую сеть теневых отношений, которые стали серьезной преградой на пути осуществления инновационных в экономике идей, деятельности бизнеса, и стало губительно сказываться на проведении политических реформ.

К мерам по борьбе с коррупцией относятся:

• ужесточение наказания за коррупционные преступления

• устранение социальных причин склоняющих служебных лиц к коррупции

• совершенствование правовой системы, которая будет административно усложнять коррупционные преступления

• пропаганда честной служебной деятельности

• максимальная прозрачность действий потенциальных коррупционеров.

Проблема внешнего долга требует определенных методов решения. К серьезным экономическим последствиям может привести критически высокий уровень внешнего долга, так как экономика страны будет ориентирована на его погашение. Для того чтобы предотвратить формирование внешнего долга, государству нужно не допускать дефицит госбюджета, а это требует определения баланса между финансовыми возможностями и потребностями в финансировании военной, производственной и другими сферами государства. Просчет политики финансирования ведет к росту внешнего долга. Управление внешнего долга осуществляется помощью рефинансирования, конверсии, унификации , аннулирования и реструктуризации.

Логично сделать вывод, что все методы решения угроз экономической безопасности представляют собой единый механизм ,который должен совершенствоваться и располагать всеми необходимыми для реализации возможностям.

Источник

Читайте также:  Как называются страны отдыха
Оцените статью