Сравнение экономических моделей стран

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ США, КНР, ЯПОНИИ И РОССИИ

Общая норма социально-экономического развития, выражающаяся в высоких уровнях внутреннего валового продукта (ВВП) в целом, на душу населения в частности (не менее 12 тыс. долл. В год) (рис 1), высокий жизненный уровень и стандарт;

Открытость экономики, ориентированная на максимальное участие в мировых хозяйственных связях и в международном разделении труда;

Преобладание в процессе производства ВВП сферы услуг (более 60%) над промышленностью и сельским хозяйством; переход в промышленности от добывающих и материалоемких отраслей к новым высокотехнологичным и наукоемким отраслям;

Высокий уровень механизации и продуктивности сельскохозяйственного производства (рис. 2), в результате чего 3-8% трудоспособного населения, занятого в сельском хозяйстве этих стран, полностью обеспечивают продовольствием не только свою страну, но и превращают сельское хозяйство в экспортный сектор экономики.

Рис. 1. Данные по ВВП за 2015 г.

Рис. 2. Доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции за 2015

Рассмотрим влияние каждого из представленных критериев более подробно.

«ВВП включает результаты деятельности всех предприятий, организаций, учреждений и, других единиц, которые функционируют на экономической территории данной страны, включая предприятия, полностью контролируемые иностранным капиталом, а также филиалы иностранных компаний. ВВП является одним из ключевых количественных показателей экономического развития, применяемый во всем мире для наиболее общей характеристики результатов экономической деятельности страны за тот или иной период времени (обычно за год), темпов и уровня развития экономики. Важными факторами формирования групп экономически развитых стран является их доминирующая роль в процессе международной торговле, услугами, технологиями и др» [5, С.4].

На степень открытости экономики стран, влияют следующие уровни факторов:

емкость внутреннего рынка

уровень экономического развития (величина ВВП, развитие производственной кооперации, обеспеченность национальной экономики природными и земельными ресурсами);

важная роль внешней торговли в развитии национальной экономики, свободный режим торговли (невысокие таможенные пошлины, небольшая роль других ограничений);

незначительные ограничения на движение капитала, благоприятный инвестиционный климат;

конвертируемость национальной валюты (хотя бы частичная)

На современном этапе развития, группа экономически развитых стран обладает крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом, являющимся не только главным фактором динамичного развития ее экономик, но и решающим фактором конкурентоспособности. Основой международной конкурентоспособности страны становятся научные знания и кадры, которые разрабатывают и вносят новые технологии на международный рынок.

Инновационное развитие этих стран демонстрируется в применении новых способов производства (технологий), а также освоению новых рынков сбыта и новых источников сбыта. Следовательно, прогрессировать в развитых странах мира складывается из высокотехнологичного промышленного производства, высокоэффективного сельского хозяйства, значительных государственных внутрифирменных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. А становление информационной экономикой, основанной на знаниях, позволяет этим странам концентрировать в своих руках международную ренту (прибавочная стоимость).

Сельское хозяйство индустриальных стран утратило трудоемкий характер и превратилось в наукоемкую отрасль, активно использующую современные биотехнологии. Необходимо уточнить то, что на эффективное развитие сельского хозяйство, существенное влияние оказывает внешние факторы (например: климатические условия)

Проанализировав критерии и исследовав графики, демонстрирующие объективное положение стран с более развитой экономикой, следует отметить, что в настоящее время можно выделить топ-3 стран мира (США, Китай, Япония), которые лидируют по уровню внутри валового продукта и прогрессивному экспорту сельского хозяйства. Для того, чтобы понять почему эти страны занимают данные позиции в группе экономически развитых стран, исследуем их модели экономических систем и структуру.

Размеры государственной собственности вАмериканской модели невелики. «Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Также американская модель экономика характеризуется такими принципиальными чертами, как глобализация бизнеса и информационная революция. Глобализация бизнеса означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций создается за рубежом, огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В основном доминируют частная собственность и личная инициатива» [1, С.43]. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Для нее характерны:

малый удельный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства;

всемирное поощрение предпринимательства (80% новых рабочих мест создается за счет малого предпринимательства);

резкая дифференциация населения на богатых и бедных;

приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения;

Ведущие отрасли: металлургия; автомобилестроение; аэрокосмическая; телекоммуникационная; химическая; электронная; пищевая промышленность; производство потребительских товаров.

США является мировым лидером в инновационной и высокотехнологичной индустрии – в частности, компьютерной и телекоммуникационной (компании Apple, Microsoft). На территории Соединенных Штатов работают крупнейшие транснациональные корпорации, поддерживаемые крупнейшей в мире банковской системой и фондовой биржей. Преобладает высокопродуктивное сельское хозяйство.

Основное отличие Китайской модели экономической системы состоит в том, что Китай является страной, которая не прекратила следовать социалистической доктрине и возглавляется коммунистической партией. Многие черты китайской модели экономики входят в противоречие с рыночной, однако они направлены на развитие страны, что принесло определенный успех. К примеру, «государство управляет всеми финансовыми инструментами, здесь работают исключительно местные банки, приветствуется конвертация валюты в юани, при этом обратная операция затруднена, как и вывоз валюты за пределы государства. Характерная черта современной китайской экономики является ее зависимость от внешнего рынка. По объему экспорта КНР занимает 1-е место в мире. Экспорт дает 80% валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн. человек. На внешний рынок вывозится 20% валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс. наименований» [2, С.37].

КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира, с 80 из них подписаны межправительственные торговые соглашения и протоколы. Страна уверенно лидирует в мире по экспорту офисного и телекоммуникационного оборудования, и в целом по объему высокотехнологичного экспорта. «Китай крупнейший авто производитель (18 млн. в 2010г.). Четыре из десяти самых успешных компаний в мире являются китайскими «PetroChina», «ChinaMobile», Торгово-промышленный банк Китая и Китайский строительный банк. Основными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны, прежде всего Япония, США, западноевропейские государства, на которые приходиться 55% внешнеторгового оборота»[5, С. 8]. Самой конкурентоспособной продукцией пока остается одежда, обувь, игрушки, но самое главное то, что все активнее развивается экспорт электроники, велотехники, мототехники и автотехники, транспортного и строительного машиностроения.

В отличие от китайской, главной особенностью Японской модели является ее ориентация на сбережения, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Данная модель характеризуется «определенным отставанием уровни жизни населения (в том числе уровни заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны» [6, С.45].

Так, японская модель развития подразумевает: «высокий уровень государственного воздействия на основные области экономики; составление планов развития экономики; незначительное различие в уровне заработной платы главы фирмы и служащих; социальная направленность модели. При этом данная страна является одним из крупнейших и технологически развитых производителей в мире: автомобилей, электронного оборудования; станков, судов; химикатов; текстиля; пищевых продуктов; стали и цветных металлов. данная продукция экспортируется, в основном, в богатые страны. Также, Япония – лидер среди стран по производству робототехники» [3, С.71].

Проанализировав модели зарубежных стран, рассмотрим модель экономической системы России и определим ее отличие от экономик более развитых стран мира.

Основу экономики РФ составляют: «полный спектр горнодобывающей отрасли (добыча угля, нефти, газа, химикатов, металлов); все виды машиностроения от прокатных станков и станков до высокотехнологичных самолетов и космических аппаратов;оборонные отрасли промышленности; судостроение; электростанции; потребительские товары; продукты питания. В экспорте 70% занимает минеральное сырье. В 2011 году общий объем вырос на 4,3%» [6, С.52].

Стратегическая цель переходного периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Преобладание частной собственности, создание конкурентной среды, эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста, эффективная система социальной защиты, открытая конкурентоспособная экономика на мировом рынке являются условиями создания такой экономики.

В экономическом плане российское общество сформировалось, как «восточное» и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты: «огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника; неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие автономного от государства гражданского общества; неразрывную связь власти и собственности; слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях» [7].

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране, ограничение конкуренции обуславливает медленную структурную перестройку экономики. Начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре – в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия).

В результате выполненного анализа статистических данных можно сделать следующие выводы: наиболее развитыми странами, входящими В ТОП-3 являются: США, Китай, Япония. Данные страны являются перспективными и экономически развитыми т.к. выделяют необходимые ресурсы, в том числе денежные средства на новые технологии (инновации), применяемые в развитии собственного сельского хозяйства, тем самым укрепляя свое положение на рынке, путем экспорта уникальных товаров. В России основным источником дохода является экспорт нефти и газа. Продажа данных ресурсов укрепляют валюту других стран, что плохо сказывается на российской экономике. Для того, чтобы экономика России начала развиваться, необходим переход к отечественным производителям путем развития новых научных технологий, сельского хозяйства, частной собственности выделяя денежные средства на крупномасштабные проекты, тем самым, поднимая уровень конкурентоспособности страны на международном рынке.

1. Булатова А.С. Мировая экономика / Под редакцией проф.– М.: Юрист, 2007.

2. Ломакин В.К. Экономика. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008.

3. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.

Источник

Модели экономического развития стран

Модель экономического развития – это тенденция развития экономических объектов (мировой экономики в целом, главных ее сфер – развитых, переходных и развивающихся стран, национальных экономик, сфер хозяйства и др.), приводящие к определенному экономическому результату.

Особенности моделей экономического развития определяются конкретными условиями соотношения и взаимодействия экономических факторов на основе теоретических закономерностей функционирования объектов в рыночной системе.

В зависимости от конкретных условий различных стран модели могут применяться как в чистом виде, так и в модифицированном. Конкретные условия (исторические, географические, социо-культурные) в различных странах и регионах обусловливают особые соотношения различных факторов, а значит, и особенности развития страновых и региональных моделей. Характеристику страновых моделей экономического развития определяют экономические ресурсы, национальные особенности, характер экономики, уровень экономического развития, место в регионе и в мире, организационная и отраслевая структура хозяйства, система государственного регулирования экономики, открытость экономики и степень вовлеченности в мирохозяйственные связи, использование иностранного капитала (все показатели – в динамике).

В моделях развития интеграционных группировок делается упор на цели и задачи группировок, организационную структуру и ресурсы, роль и место в мировом хозяйстве, перспективы и проблемы, программы развития. Характеристика модели развития мировой экономики концентрирует внимание на динамике ее хозяйственной и ресурсной структур, процессах интернационализации и глобализации и других новейших тенденциях социально-экономического развития, а также глобальных проблемах и путях их решения.

Главной в системе мировой экономики по-прежнему остается группа стран, где уже создана зрелая рыночная экономика с ее механизмом конкурентной борьбы и внутренней самонастройки на научно-технический прогресс (НТП). Для нее также характерен высокий технологический уровень производства, высокая производительность труда, эффективность производства и жизненный уровень населения, наличие давно сложившихся пропорций в экономике.

Современная зрелая рыночная экономика реально существует, прежде всего, в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), состоящей из 29 государств.

В целом данным странам присущи следующие признаки:

— Смешанная экономика при преобладании частной собственности;

— Распределение производимых товаров и услуг с помощью рыночного механизма: владельцам капитала – на прибыль, работающим – на заработную плату, потребителям – на цены;

— Высокий уровень капитализации доходов, которые направляются на прирост наличного капитала в материально-вещественной, денежной или иной физической форме, а также на прирост «человеческого капитала» в виде уровня образования и знаний.

Анализируя опыт мирового развития, можно выделить 5 наиболее типичных моделей рыночной экономики, базирующейся на многообразии форм собственности:

1. Модель США, построенная на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым вмешательством государства в процесс производства товаров или услуг.

Главные достоинства этой модели:

— Большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;

— Высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала;

Особенно результативна данная модель на высоком уровне производительных сил, в условиях большой емкости внутреннего и внешнего рынков и при высоком жизненном уровне населения.

США – одна из крупнейших стран мира (площадь – 9,7 млн. кв.км., население – 270 млн. чел.). По количеству производимых товаров и услуг США превосходит любое другое государство в мире. ВВП США составляет более 8 трлн. долл. (21% совокупного ВВП мира), на душу населения – 30 тыс. долл.

Факторами развития США являются богатые природные ресурсы, благоприятные и разнообразные природно-климатические условия, отсутствие социально-экономических потрясений со времен великой депрессии 1929 – 1933 гг.; приспособляемость к меняющимся условиям развития.

Основополагающей экономике США является идеология частного предпринимательства и ограничение государственного вмешательства. Главная роль в экономике принадлежит нескольким сотням больших и сверхбольших корпорация и банков, между которыми традиционны отношения союза и сотрудничества. При этом в стране функционируют миллионы мелких и средних фирм, активно поддерживаемых государством.

К концу ХХ века в структуре хозяйства США наблюдается явное доминирование сферы услуг – 76% ВВП, более 20% — промышленность и строительство, около 3% — сельское хозяйство.

Главным фактором экономического роста является научно-технический прогресс. США – лидер в ведущих и новейших областях науки и техники – телекоммуникаций, компьютеризации, аэрокосмической техники, ядерной и нетрадиционной энергетики, биотехнологии, военной техники. Этому способствуют растущие затраты на НИОКР, увеличение ассигнований из бюджета, иммиграционная политика страны, привлекающая специалистов со всего мира, развитый инновационный бизнес, объединяющий науку и предпринимательство.

В структуре промышленного производства ведущую роль играют машиностроение, особенно электронное, электротехническое и транспортное, химическая промышленность, связанная с переработкой нефти и природного газа, самая крупная добывающая промышленность среди развитых стран.

США занимают первое место в мире по объему внешней торговли товарами и услугами. Кроме того, страна крупнейший экспортер капитала (ежегодный вывоз 0,3 – 0,4 трлн. долл.) и ведущий реципиент иностранных инвестиций (0,5 трлн. долл.). Растущий поток более дешевых товаров из азиатского региона способствует развитию «второй экономики» США – сети международного производства и коммерческой деятельности, созданной зарубежными филиалами ТНК посредством прямых иностранных инвестиций.

Лидерство США в мировой экономике оказывает влияние на хозяйственное положение других стран, являясь критерием их конкурентоспособности, а также источником их финансовой поддержки как непосредственно, так и через Всемирный банк, МВФ и др.

2. Социально-ориентированная рыночная экономика — создана после Второй мировой войны в Германии, Швеции и Франции

Ее характеризуют:

— Активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства;

— Сильная система социального обеспечения;

— Значительный удельный вес государственной собственности в ВНП.

Считается, что эта модель обеспечивает достижение высоких конечных результатов лишь при строгом поддержании баланса интересов труда и капитала, хотя она относительно менее гибкая и слабо реагирует на изменение рыночной конъюнктуры.

В настоящее время для данной модели характерны:

— Очень высокий уровень государственного регулирования, компенсирующий более низкий потенциал и мощь западноевропейских ТНК по сравнению с американскими и японскими;

— Наивысшая в мире социальная ориентация общественно-экономических систем, активно поддерживаемая государством, которое выполняет наибольшее количество социальных функций, капитализм определен как «социальное рыночное хозяйство»;

— Принцип и основное правило общественной жизни – относительный баланс индивидуализма и солидарности при ведущей роли первого;

— Наибольшая степень открытости мировому хозяйству и интернационализация хозяйственной жизни. Это выражается в состоянии внешней торговли: экспортная и импортная квоты стран ЕС – около 30%, тогда как в США – 9-11%, в Японии – 11-13%. Основная часть внешней торговли (около 70%) приходится на внутрирегиональный оборот в рамках ЕС. Прямые инвестиции более 60% размещены за пределами региона.

По уровню экономического развития в послевоенный период страны делятся на четыре группы:

1. «Большая четверка» – Германия, Франция, Великобритания, Италия, на которые приходится 1/3 территории и 2/3 населения Западной Европы и наибольший экономический потенциал.

2. Малые высокоразвитые страны севера и центра континента – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Исландия. Финляндия, Швейцария и Австрия. Эта группа стран характеризуется удачным выбором специализации, активным участием в МРТ, опытом промышленного развития, его обновлением и накоплением, опережающим запасом научно-технических и технологических достижений. Ведущую роль в этих странах играют национальные и международные монополии.

3. Менее развитые страны – Испания, Португалия, Греция, Кипр, Мальта и Ирландия. Здесь более низкий уровень производительных сил и экономики в целом, характерна более высокая доля сельского хозяйства и феодальные пережитки (например, латифундии и др.).

4. Карликовые государства – Андорра, Ватикан, Монако, Лихтенштейн, Сан-Марино. Их вклад в производство незначителен, но существенна роль в кредитно-финансовой сфере. Многочисленны различные финансовые группы, во многих государствах действуют оффшоры.

3. Японская модель

Ей свойственны:

— Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей;

— Дух коллективизма и патернализма на производстве;

— Внушительный упор на человеческий фактор.

Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, особенно в практике экономического роста стран НИС.

4. Латиноамериканская модель

Ее характеризуют сильное и не всегда грамотное прямое вмешательство государства в экономику, коррупция общества, ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих стран мира, использующих три предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.

Начало индустриального развития Латинской Америки относится к середине 50-х гг. Основой форсированной индустриализации было импортозамещение, среднегодовые темпы роста составляли 6,9%. К середине 70-х Латинская Америка стала индустриальным урбанизированным континентом с современными отраслями промышленности. Это был экстенсивный путь развития – за счет вовлечения новых сырьевых и трудовых ресурсов, производительность труда и капитала возрастали значительно медленнее, чем объем производства. При этом оставалась архаичной структура аграрного производства и общественных отношений в деревне.

Основными факторами, характерными для экономики этого региона в то время были:

— Увеличение заимствования капитала и государственная политика, направленная на сотрудничество с ТНК;

— Низкая конкурентоспособность товаров по сравнению с западноевропейскими и японскими;

— Подорожание денег на мировых финансовых рынках привело к бегству капитала и кризису внешней задолженности стран.

— Рост дефицита бюджета, диспропорции в экономике, инфляция, падение ВВП;

— Активная гражданская и общественная деятельность против авторитарных режимов.

В конце 80-х началось осуществление неолиберального проекта постиндустриализации континента при поддержке МВФ. Элементами проекта были приватизация, финансовая стабилизация и дисциплина, реформирование банковской и налоговой систем, либерализацию внутренней и внешней торговли, структурную перестройку экономики в соответствии с новым МРТ и др.

Страны добились значительных успехов, но ряд проблем остался нерешенным. Модернизация старых технологий в традиционных отраслях не внесла коренных изменений в структуру экономики, по-прежнему производство базируется на экстенсивном потреблении ресурсов, «грязных» технологиях и дешевой рабочей силе. В структуре иностранных капиталовложений велика доля портфельных инвестиций (50%), не заинтересованных в создании новых рабочих мест и развитии новых технологий, но готовых к бегству при малейшем неблагополучии.

Сказываются также негативные социальные последствия неолиберализма: дифференциация общества по уровню доходов, разрыв в уровнях развития центров и провинций, низкое качество рабочей силы с низким уровнем образования, рост «неформального» сектора, коррупция и преступность, социальная напряженность.

По оценкам экономической комиссии ООН по Латинской Америке и Карибскому бассейну поиск альтернатив находится на пути рационального сочетания этатизма (сильная государственная власть) и рыночных механизмов, развитие внутреннего рынка и интеграцию.

5. Африканская модель

Базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В данных странах наблюдается малограмотность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом.

Ей присущи:

— Эксплуатация неквалифицированного труда;

— Широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»;

— Неразвитость трудовых отношений и демократии;

— Крайне низкая эффективность.

6. Социалистическая (трансформационная) модель

Большинство стран мира развивают модель рыночной экономики. Однако в мировом сообществе остались несколько стран, развивающихся в условиях социалистической экономики. Это, прежде всего, Китай, Северная Корея, Республика Куба, Лаос, Вьетнам, также в недалеком прошлом — страны Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР.

Данной модели присущи следующие признаки:

— Господствующее положение государственной формы собственности;

— Централизованное, нерыночное распределение ресурсов;

— Практическое отсутствие рынка и конкуренции;

— Централизованное управление и планирование;

— Фиксированные цены, устанавливаемые государственными органами.

Следует отметить, что в чистом виде социалистическая модель в настоящее время не применяется. Все страны, входившие ранее в «мировое социалистическое хозяйство», находятся на этапе трансформации в рыночную систему, которая предполагает переход к рыночному механизму хозяйствования, либерализацию внешнеэкономической политики и интенсивное развитие МЭО. Существует две модели рыночной трансформации: двухсекторная, при которой длительное время сосуществуют экономический механизм плановой экономики и развивающийся рыночный механизм при сохранении прежней политической системы (Китай, Вьетнам); односекторная, при которой прежние плановый механизм и политическая система разрушаются с самого начала (все остальные страны).

Переход к рыночной экономике может осуществляться путем радикальных («шоковая терапия») или постепенных системных реформ. Реформы внутреннего плана направлены на либерализацию экономики – сокращение государственного сектора, приватизация, дерегулирование, диверсификация форм собственности, стабилизацию финансово-кредитной сферы. Страны с переходной экономикой в основном осуществили реформы во внешнеэкономической сфере, что сделало мировое хозяйство целостным.

Особенность центрально-европейских стран и СНГ – проведение либеральной внешнеторговой политики открытой экономики. В политике Китая внешнеторговые и особенно валютные ограничения имеют большее распространение.

Важнейшие проблемы переходных систем: необходимость внешних заимствований, структурная перестройка, высокий уровень безработицы и инфляции, инвестиционный кризис (большей частью пройден), трансформация социальной сферы. Особенность – резкое снижение среднедушевого ВВП из-за разрушения прежнего хозяйственного механизма.

Успех стран с переходной экономикой определяется, прежде всего, исходными условиями (обеспеченность ресурсами, уровень социально-экономического развития, степень открытости экономики) и наличием сильной целеустремленной государственной власти.

К странам центрально-европейской модели экономического развития относятся Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Сербия, Черногория. Население этих стран составляло в 2000 г. около 120 млн. чел., совокупный ВВП составлял около 2% общемирового, среднедушевой объем ВВП в 3 раза меньше, чем в странах ЕС и примерно соответствует уровню боле развитых стран Латинской Америки. Структура ВВП характеризуется некоторым преобладанием непроизводственной сферы – 45-50%, промышленность – 35%, сельское хозяйство – 15-20%.

По уровню социально-экономического развития все страны, кроме Албании, относятся к среднеразвитым индустриальным и индустриально-аграрным. Албания – развивающаяся аграрная страна.

После Второй мировой войны в этих странах была установлена командно-административная система, допускающая некоторые элементы рыночной экономики. После падения коммунистических режимов в 1989-1991 гг. в странах осуществляется переход к рыночной системе хозяйствования. Преобразования шли двумя путями – эволюционным (Болгария, Венгрия, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия) и радикальным путем (Польша, Чехия). Наибольшие результаты были достигнуты Вышеградской четверкой – Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией. Гораздо медленнее и с огромными трудностями идут процессы реформирования в странах Балканского региона, особенно бывшей Югославии.

При всех различиях во всех этих странах утвердились основы рыночной экономики: ликвидировано централизованное планирование, произошла либерализация цен на большинство товаров и услуг, исчез товарный дефицит, осуществлена приватизация. Появились новые рыночные институты – фондовые биржи, коммерческие банки, антимонопольное регулирование, законодательство о банкротстве; экономические агенты получили право выбора форм собственности и выхода на внешний рынок. Государство сохранило за собой социальные функции.

Переход к рыночным формам хозяйствования во всех странах сопровождался снижением производства и всплеском инфляции, ростом безработицы и социальной дифференциацией населения. Финансовая стабилизация на основе жестких бюджетных ограничений оказалась успешной в странах Вышеградской четверки. Во всех странах восстановлена и считается приоритетной частная собственность на землю.

В сфере ВЭД страны этой модели ориентируются на ЕС, более тесное сотрудничество, с которым началось после их принятия в данную интеграционную группировку 1 мая 2004 г. К положительным последствиям присоединения относятся: окончательное открытие рынков ЕС для центрально-европейских товаров и, прежде всего, продукции сельского хозяйства; формирование новых отраслей международной специализации стран, повышение качества выпускаемой продукции. К отрицательным последствиям можно отнести постепенную отмену протекционистских барьеров (может не выдержать национальное производство) и последующую всеобъемлющую структурную перестройку экономики стран с учетом интересов ЕС. В настоящее время структурная перестройка экономик направлена на приспособление к внутреннему платежеспособному спросу.

Для государств СНГ и Балтии характерна более высокая степень деформации рыночных механизмов, связанная с более длительным господством государственной монополии в хозяйственной жизни. Поэтому реформы имеют более продолжительный и болезненный характер.

Особенности развития стран СНГ определяются экономическими факторами, среди которых:

— Обеспеченность природными ресурсами. К странам, располагающим природными ресурсами мирового значения, относятся Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Узбекистан. К странам, бедными ресурсами, относятся Беларусь, Молдова, Армения и страны Балтии. Обладают ресурсами международного значения Украина, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан.

— Экспорт топлива, сырья и полуфабрикатов на базе советских производств стал основополагающим в большинстве стран, однако надежды на процветание за счет обеспеченности природными ресурсами не оправдались.

— Географическое положение и система транспортных коммуникаций. Наиболее благоприятно оно у стран Балтии, Украины и Грузии. Неблагоприятное транспортное положение у Азербайджана, Армении, а особенно у стран Центральной Азии.

— Уровень социально-экономического развития. По размерам ВВП на душу населения к числу наиболее развитых относились Россия (с различием уровня по регионам), Беларусь, Украина и страны Балтии. Средний уровень развития характерен для стран Закавказья и Казахстана. Наименее развитыми были среднеазиатские республики и Молдова.

— Развитость социальной сферы. Даже наиболее отсталые республики бывшего СССР намного опережали развивающиеся страны, а по некоторым показателям потребления приближались к развитым странам.

— Квалификация рабочей силы. Страны СНГ и Балтии характеризуются относительно высоким уровнем квалификации трудовых ресурсов, хотя и уступают стандартам западных стран. Наименьшим уровнем квалификации характеризуются страны Средней Азии.

— Структура экономики. До сих пор характерно преобладание тяжелой и военной промышленности, чрезмерная топливно-сырьевая ориентация. Обрабатывающая промышленность, особенно производство потребительских товаров длительного пользования, даже переработка сельскохозяйственного сырья, были развиты значительно меньше.

— Экономическая взаимозависимость. СССР развивался как единое предприятие, где отдельные республики выступали в роли цехов. Связи с внешним миром определялись по остаточному принципу. Поэтому разрыв связей после распада государства вызвал цепную реакцию остановки производств на многих предприятиях – до 50% падения промышленного производства обусловлено именно этим фактором.

Кроме этих исходных различий большое влияние оказали политическая ситуация в странах и их внешнеэкономическая ориентация. По типу системных реформ все страны можно разделить на три группы: «радикалы» – применявшие в целом методы «шоковой терапии» (страны Балтии, Кыргызстан, Казахстан, Россия); «консерваторы» — использовавшие осторожные способы постепенного перехода (Узбекистан, Туркменистан, Беларусь) и промежуточная группа, включающая все остальные страны. Среди последних выделяется группа стран, затронутых вооруженными конфликтами, замедлившими проведение системных реформ – Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова.

На протяжении последних двух десятилетий Китай является одним из мировых лидеров по темпам экономического роста: в среднем 9,6% в год. Поставленная в 1980 г. задача увеличить к 2000 г. национальное производство товаров и услуг в 4 раза была решена досрочно – в 1995 г. В целом ВВП Китая по сравнению с началом 80-х гг. увеличился в 5,7 раза, в расчете на душу населения – в 4,4 раза.

Начало преобразования Китая связано с осуществлением политики импортозамещения. Целью ускоренной индустриализации было создание целостной промышленной системы, особенно тяжелой индустрии. Изоляция от мирохозяйственных связей, «большой скачок», «культурная революция» обрекли КНР на длительное научно-техническое отставание.

Изменение позиций политического руководства произошло под воздействием опыта Японии, Южной Кореи и Тайваня. Переход к политике реформ и открытости имел целью привлечение иностранного капитала, модернизацию промышленности, подготовку кадров, установление прочных связей с мировым рынком. Были созданы особые экономические районы и другие «формы локального применения капиталистических методов хозяйствования». В КНР стали поступать иностранные капиталовложения, основная их масса (60%) принадлежала представителям зарубежной китайской диаспоры. В деревнях возникли системы подворных подрядов.

Растущий приток иностранного капитала и его ориентация на внешние рынки стало причиной выбора новой стратегии – экспортной ориентации экономики. В результате к 1997 г. Китай по объему внешнеторгового оборота вышел на 10 место в мире.

Специфика системного реформирования Китая выражается в сохранении прежнего идеологического курса на строительство социализма и монополии коммунистической партии на власть. Это позволило смягчить психологическую нагрузку нововведений, рыночные ценности постепенно включаются в структуру государственной идеологии и становятся привычными большинству населения. Населению внушается чувство гордости по поводу экономических успехов и усиления позиций на мировом рынке, пропагандируется необходимость национальной консолидации, социально-политической стабильности.

При высоких среднегодовых темпах экономический рост в КНР характеризуется цикличностью (резкие ускорения роста и вспышки инфляции с одной стороны и дефляционные замедления роста с другой) и территориальной неравномерностью (глубинные районы Китая практически не затронуты преобразованиями, а ускоренными темпами развиваются приморские районы).

Постепенность импортной либерализации связана с сохранением высокого уровня протекционистской защиты китайского рынка. Умелая политика государства по предоставлению иностранных инвестиций базируется на специальных льготах предприятиям с участием иностранного капитала; создании специальных экономических зон на юго-восточном побережье Китая с экспортной направленностью промышленности, финансового сектора и туризма; создании зон экономического и технического развития, ориентированных на технологическую модернизацию сложившихся индустриальных комплексов; «открытых приморских зон» в сельских районах с развитием экспортных трудоемких отраслей промышленности; создании зон высоких технологий с разработкой новаций и экспериментальных мелкосерийных производств; приграничных открытых зон с развитием сферы услуг, связанной с трансграничной торговлей.

Источник

Читайте также:  Меркосур страны участники штаб квартира
Оцените статью