- Место России в рейтинге стран по уровню образования
- 20 стран с самой высокой оценкой качества образования среди населения
- Образование в России и за рубежом. В чем главные отличия?
- Давайте сравним системы образования России и зарубежья
- Плюсы и минусы системы обучения в России
- Достоинства и недостатки образования за границей
- Все «за» и «против» российской и зарубежной системы образования
- Самая лучшая инвестиция — образование
- Специалисты широкого профиля и узкого захвата
- Отличия российской и зарубежной систем
- Выводы
- Система образования в разных странах мира: «календарь полдников» и отсутствие дневников
- Содержание
- Западная система образования
- Канада
- Великобритания
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Финляндия
- Образование на Ближнем Востоке и в Азии
- Китай
- Япония
- Южная Корея
- Сингапур
- Израиль
- Турция
- Индия
- Образование в странах СНГ
- Молдавия
- Другое полушарие
- Австралия
- Новая Зеландия
- Бразилия
- Выводы
Место России в рейтинге стран по уровню образования
Образование является неотъемлемой частью любого человека. В мире обязательно наличие у человека среднего образования, профессиональное и высшее он выбирает по желанию. Но без профессии и тех навыков, которые дает высшая школа, в жизни не обойтись.
Мы проанализировали исследования » Education Index 2018 «, в котором каждой стране присваивался индекс развития начального, среднего и высшего образования. В его расчет берется уровень грамотности, количество школ, ВУЗов, качество получаемого образования, профессионализм преподавателей и работников, и многое другое.
Индекс варьируется от 0 до 1, причем развитые страны должны иметь 0,8 и выше.
20 стран с самой высокой оценкой качества образования среди населения
Лидером рейтинга уже долгие годы является Германия, где самое качественное образование в мире. Вот и пример, как высокий индекс образования населения коррелирует с экономикой и уровнем жизни.
Приведем данные по еще нескольким странам:
Беларусь ( 0.838 ) и Россия ( 0.832 ) имеют хорошие показатели и находятся в рейтинге на 30 и 32 месте соответственно.
- Казахстан — 0.814, 40 место.
- Украина — 0.794, 44 место.
- Объединенные Арабские Эмираты — 0.738, 65 место.
Полным аутсайдером рейтинга является Нигер с индексом 0,214 на 189 месте. Внизу рейтинга в основном страны Африки.
Чем качественнее в стране образование, тем выше уровень жизни о доходов граждан, ведь грамотные и качественные специалисты создают надежную экономику. Поэтому образование, вместе с медициной и экономикой является одним из важных направлений развития государства.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и комментируйте. Предлагайте новые идеи, критикуйте и обсуждайте темы в комментариях. Спасибо, что читаете нас!
Источник
Образование в России и за рубежом. В чем главные отличия?
По последним статистическим данным около 80% родителей хотели бы отравить своих детей на учебу за границу, и лишь 20% респондентов предпочитают учебу в России. В обществе принято считать, что обучение за границей недоступно, тяжело поступить, или это очень дорого.
Давайте сравним системы образования России и зарубежья
Главное отличие — цель обучения. Российская система образования основывается на теоретической базе, то есть главная задача — знания. За рубежом основной акцент делается на практическую часть.
В российских ВУЗах студенты получают минимальный опыт работы по своей будущей специальности. Студентов не учат применять полученные знания на практике. И, к сожалению, выпускников многих отечественных учебных заведений трудно назвать квалифицированными специалистами.
За рубежом основная цель обучения — получение практических навыков. Выпускники иностранных ВУЗов полностью готовы к реалиям работы по выбранной специальности.
Второе отличие — профильность обучения. В российских школах и ВУЗах продолжают преподавать огромное количество предметов. За рубежом основное внимание уделяется профильным и смежным предметам, что позволяет подготовить действительно высококвалифицированных специалистов.
Еще одно различие заключается в отношениях преподавателя и студента, в их роли в учебном процессе. В иностранных учебных заведениях отношения преподаватель — студент дружеские, они объединены общей целью, а именно подготовить учащегося к успешной карьере. Традиция российской школы — авторитет преподавателя ставиться выше интересов ученика.
Плюсы и минусы системы обучения в России
Основным достоинством высшего образования в России является его доступность. Но, к сожалению, в России переход к Европейской системе образования еще полностью не закончен и поэтому выпускники российских ВУЗов вынуждены подтверждать свои дипломы за границей.
Достоинства и недостатки образования за границей
Главное преимущество диплома иностранного ВУЗа – это статус и престиж. У выпускника с «корочкой» престижного университета больше шансов получить работу в компании с мировым именем.
Образовательные учреждения за границей оборудованы по последнему слову науки и техники. А техническое оснащение многих российских ВУЗов, к сожалению, серьезно уступает иностранным.
Будучи студентом зарубежного ВУЗа, будет возможность пройти стажировку во всемирно известной компании и, показав хорошие результаты, после окончания учебы могут предложить работу.
Однако учеба за границей сопряжена и с некоторыми трудностями. А именно:
- оплата за обучение и проживание
- отличное знание языка, на котором организовано обучение
- необходимость получением студенческой визы
Нужно ли тратить силы, время и деньги на поступление в вуз за границей или выбрать российское образование? Решать вам. И если вы желаете поступить в зарубежный университет, обратитесь к специалистам нашей компании. Мы посоветуем вам учебное заведение и окажем помощь в оформлении всех необходимых документов.
Надо отметить, что многие ВУЗы за границей предлагают бесплатное обучение. Так например, бесплатное образование в Чехии. Существует возможность поступить на бюджет в Германию, Францию и другие страны. Хотя нужно предварительно выучить иностранный язык и сдать вступительные экзамены. Но, это посильная задача для подавляющего большинства желающих. По нашейстатистике 90% ребят, которые уезжают с помощью нашей фирмы на подготовительные курсы успешно поступают.
Звоните нам и подскажем как 8 800 775 73 43
Обучение за границей станет хорошим началом вашей взрослой жизни!
Источник
Все «за» и «против» российской и зарубежной системы образования
Самая лучшая инвестиция — образование
Родители уже давно поняли, что деньги, потраченные на образование, — самая лучшая инвестиция, поэтому они не жалеют никаких денежных средств на то, чтобы их ребёнок получил самое качественное образование. Сейчас многие из родителей, да и студентов, задумываются о том, чем отличается западное образование от российского, и, может быть, продолжить обучение за рубежом. Многие стали отсылать своих детей обучаться за рубеж, хотя им, конечно же, хотелось бы, чтобы дети были рядом. Давайте рассмотрим основные отличия нашей системы образования от зарубежной.
Специалисты широкого профиля и узкого захвата
Наша система образования, конечно же, дала много хорошего своим выпускникам. Российские специалисты гордятся тем, что они могут разбираться во многих аспектах выбранной профессии. Но, как шутят наши же соотечественники, российские вузы выпускают специалистов широкого профиля и узкого захвата. Это говорит о том, что выпускник российского вуза не может сразу же приступать к выполнению своих должностных обязанностей, он не знает всех тонкостей, ему требуется некоторое время для того, чтобы полностью вникнуть в профессию.
Отличия российской и зарубежной систем
- Мышление. Если говорить в целом, то зарубежные школы и вузы учат независимому мышлению, самостоятельной работе и пониманию прямых связей между трудом и его результатом. Обучение профессии происходит не удалённо, студенты после выпуска и получения документа об образовании могут сразу же полноценно выполнять свои функции.
- Профориентация. Школьная система зарубежного образования даёт те знания, которые сразу ведут в престижные университеты многих стран. Именно в школе закладывается мощная профориентация. Дети поступают учиться, твёрдо зная уже несколько лет, какая профессия им нужна. У нас же, в России, многие поступают учиться только для того, чтобы иметь диплом о высшем образовании, а выбор профессии их заботит в последнюю очередь.
- Стиль общения. Стиль общения в западных школах не авторитарный, как мы привыкли и в школе, и в вузах России. Преподаватель тут – наставник, помощник, который направляет школьника, студента в нужное русло, помогает ему. Цель такого стиля общения – вырастить самостоятельную, самодостаточную, уверенную в себе личность. В результате студенты западных вузов более приспособлены к жизни, чётко знают, что им нужно, учатся для того, чтобы совершенствоваться. Их учиться никто не заставляет, потому что студенты сами пришли учиться, осознанно, а не потому, что это просто нужно. Конечно, и там есть студенты, которые не могут окончить образование, как без них.
- Фундаментальное или узконаправленное? Российская система образования гордится тем, что даёт фундаментальное образование, учит всему и всех. Но даже античные мыслители предупреждали – нельзя объять необъятное. У многих студентов из-за этого случаются проблемные ситуации с различными предметами. Например, прирождённому гуманитарию тяжело даются точные науки, и он с зубовным скрежетом и неимоверными усилиями добивается сдачи ненавистных предметов, вместо того, чтобы потратить это время на усовершенствование и углубление своих знаний. Зарубежная система образования давно отказалась от такой практики, предоставляет возможность выбирать те предметы, которые хочет изучать студент, развиваясь в выбранном направлении. То есть, западная система образования придерживается принципов прагматичности, что является ценным качеством подготовки квалифицированных специалистов. Считается, что невозможно студента обучить раз и навсегда, поэтому те знания, которые в последующем ему понадобятся для решения профессиональных обязанностей, работник получает самостоятельно – здесь очень развита система дополнительного образования. Может быть, именно такой подход к образованию уже много лет подряд позволяет получать множество наград и Нобелевских премий представителям тех стран, где система образования развивает личность.
- Начало обучения. Обучение у нас начинается с шестилетнего возраста, а в Швейцарии, например, с четырёхлетнего. Это плюс нашей системы? Скорее всего, минус, потому что дети приходят из садика в школу и начинают по новой изучать те буквы, цифры, о которых уже говорилось в детском саду. Это говорит о том, что преемственности в образовании нет. Дети тратят целый год на то, чтобы изучить то, что уже знают. Это изначально настраивает на неправильное восприятие учёбы. Ребёнок, «блиставший» в саду, в школе может «перегореть» и перестать интересоваться учёбой.
- Патриотическое воспитание. Зарубежная школа, как может показаться, просто зациклена на патриотическом воспитании. Это хорошо или плохо? Наверное, нет ничего плохого в том, что люди любят ту страну, в которой родились и выросли. Наряду с тем, что детей учат любить свою родину, они также учатся понимать другие нации и расы.
Выводы
Какими бы ни были отличия в нашей системе образования и зарубежной, они, прежде всего, обусловлены теми внутренними условиями и факторами, которые характерны именно для них. Поэтому со стопроцентной уверенностью утверждать, что российская система лучше, а зарубежная – хуже, или наоборот, мы просто не можем. Нужно учитывать менталитет, особенности развития и традиции народа, страны, поэтому под одни критерии подогнать две различные системы просто невозможно. Но, всё-таки, Россия, в свете сотрудничества со странами-участницами Болонского процесса, должна учитывать современные европейские тенденции в образовании, чтобы действительно создать единую образовательную среду. Поэтому изменения неизбежны.
Источник
Система образования в разных странах мира: «календарь полдников» и отсутствие дневников
Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) справедливо относит Россию к пятерке стран с лучшими выпускниками школ, потому что в нашей стране аттестат с высоким средним баллом и получение высшего образования принято считать залогом успешного будущего. На пути к нему часто лежат детские слезы, ссоры, скандалы, уничтоженные нервные клетки родителей.
Кажется невероятным, что есть страны, где домашнее задание детям не задают вообще, а остаться на второй год не стыдно. В то же время немного безумным выглядит реальность других государств, где дети учатся по 12 часов в день, а также посещают репетиторов даже в каникулы.
В этой статье мы сравним, как устроены системы школьного образования в разных странах мира, чем они похожи с российской, а чем отличаются. Некоторые подходы к обучению детей за границей, возможно, вам понравятся, и вы, взяв их на заметку, сможете немного облегчить жизнь и себе, и ребенку.
Содержание
Западная система образования
В зависимости от страны к стране, в западной системе образования можно найти как сходства, так и различия. Основная черта, которая объединяет все школы этой системы – инклюзивность и нацеленность на обучение ребенка самостоятельности, развитие у него индивидуальности.
В российских же школах от детей зачастую требуют максимального усвоения пройденной обширной программы. Несмотря на это, разработанный OECD тест PISA (The Programme for International Student Assessment) показывает, что 15-летние школьники в России демонстрируют знания на равных со сверстниками из США и Великобритании.
В Америке большинство школ государственные и бесплатные, в них учится 90% детей. В стране не предусмотрено строгих государственных стандартов и учебных программ, их устанавливают власти штата.
Всех учеников во всех школах ежегодно перераспределяют по новым классам, а при подготовке к итоговому тесту классов нет вообще – все учатся по индивидуальному плану.
Урок физкультуры в старших классах превращается в полноценные и вполне профессиональные занятия конкретным видом спорта.
Канада
Школы Канады делятся на общественные и католические, платные и бесплатные, английские и французские. Основная часть— государственные, в них учится 93% детей. Каждая провинция страны имеет свою школьную систему, но они похожи между собой. Везде педагоги не имеют права даже на публичное замечание ребенку.
Общее образование в Канаде начинается с подготовительных классов для детей 4-5 лет.
В средней и старшей школе обучение построено блоками: по четыре предмета на семестр. Каждый день у детей одни и те же четыре урока по 75 минут каждый.
Чтобы получить аттестат и затем претендовать на зачисление в вуз, ребенок должен набрать определенное количество зачетных единиц – кредитов, начисляемых за освоение учебной программы.
Если школьнику не хватает кредитов, он может взять дополнительный год обучения Victory Lap («виток победы»).
Оценки учеников конфиденциальны.
Для общения с семьей в текущем режиме есть специальные папки с записками, которые передают дети.
Вместо родительских собраний – индивидуальные собеседования четыре раза в год.
В целом система образования в Канаде считается одной из лучших в мире и по тесту PISA обходит российскую.
Великобритания
В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок. Существуют и частные учебные заведения. На весь мир известны школы-пансионы, где ни ученики, ни их родители не имеют права оспаривать условия обучения и проживания. Таких школ в Британии более двух тысяч.
В Британии дети учатся с 4 лет, посещая школу для малышей.
Общение родителей с учителем в британских школах – короткий индивидуальный разговор, а табель с успеваемостью по итогам семестра отправляют на электронную почту.
Большое внимание в британских школах уделяется благотворительности, в учебных заведениях постоянно организуют различные мероприятия с участием учеников. Нередко они обязаны заниматься социальной работой.
Испания
В Испании существуют государственные школы с бесплатным обучением для всех детей, полугосударственные, финансируемые католической церковью или органами местной власти, и частные школы (colegios privados), которые дают возможность получения диплома международного бакалавриата .
В школах Испании обучение ведется не только на испанском языке, но и в зависимости от региона страны на втором официальном (каталонский, валенсийский и т.д.), его изучение обязательно.
После второго-третьего урока у школьников есть перерыв на полдник, и родителям дают рекомендации о том, какую еду надо давать детям с собой. Это называется «календарь полдников». В большой получасовой перемене дети играют в школьном дворе.
Остаться на второй год в школе – рядовая ситуация.
Италия
В Италии существуют частные и государственные школы, классы в которых довольно большие. Частные школы в Италии не имеют права выдавать документы об образовании, поэтому все экзамены сдаются только в государственных учреждениях.
Начальное школьное образование в Италии является бесплатным и обязательным даже для детей нелегальных мигрантов.
Обучение в высшей школе платное для всех.
Переход от одного школьного этапа к другому в Италии сопровождается физической сменой места обучения. Появляются новые педагоги и одноклассники, и все опять начинается с первого класса.
Для итальянских детей ходить домой на обед – нормальная история, так что в некоторых школах даже нет столовых.
В стране нет золотых медалей за отличную успеваемость, но можно получить 110 баллов из 100 на выпускном экзамене. Правда, это никак не влияет на поступление в университет: вузы проводят свои вступительные испытания.
Германия
В Германии программы обучения детей не синхронизированы, единых учебников и стандартов по предметам нет, но еще в начальной школе все начинают учить английский, а с четвертого класса вводится половое воспитание.
Начальная школа отделена от средней, после ее окончания, в зависимости от уровня способностей, дети получают рекомендации по дальнейшему обучению – в гимназии, реальной или основной школе.
Только выпускники гимназии получают аттестат зрелости (Abitur) и право поступить в университет, остальным дают справку об образовании.
Аbitur можно получить отдельно, после специальных курсов.
С первого класса ребенка, успеваемость которого значительно лучше, могут перевести на класс выше.
Многие выпускники гимназий остаются на второй год, чтобы улучшить средний балл в аттестате.
В Германии есть закон о всеобщей школьной обязанности, родителей прогульщика может оштрафовать полиция.
Также в германских школах детей не кормят, они носят еду из дома.
Франция
Во Франции большинство детей учится в государственных школах. Они бесплатные для всех, но в начале учебного года родители часто сдают деньги на досуг для детей – экскурсионные поездки, билеты в кино и т.д.
Нумерация классов начинается в обратном порядке: так, в средней школе дети идут в шестой класс, а заканчивают третий, после которого сдают экзамен и получают аттестат.
В колледже ребенка, успеваемость которого значительно лучше, могут перевести на класс выше, а неуспевающего – в класс младше.
В школах Франции детям нельзя пользоваться телефонами, а на больших переменах обязательно выходить на улицу.
Финляндия
Финское образование стабильно входит в пятерку лучших. В основном в стране государственные школы, причем среди них нет элитных или слабых, уровень просвещения везде одинаковый.
В школах Финляндии бесплатно все – от карандашей до обедов в столовой.
К учителю принято обращаться по имени.
В стране существует параллельная система образования на шведском и саамском языках.
Учеников не делят по способностям, для каждого составляется индивидуальный план обучения и развития. Одноклассники на уроке могут делать упражнения разной сложности.
Все отметки конфиденциальны, сравнение детей запрещено.
Мальчиков и девочек не разделяют на уроках технологии: все шьют прихватки и делают табуретки.
В образовательной системе есть дополнительный 10-класс, где учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее.
Детям с первого класса объясняют их права, учат жаловаться социальному работнику.
Образование на Ближнем Востоке и в Азии
Рейтинги Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) стабильно демонстрируют рост позиций азиатских стран в образовательной сфере, а по тестам PISA школьники из Европы или США в том же возрасте знают меньше, чем их сверстники из менее развитых стран, например, Вьетнама.
Главное отличие от российской образовательной системы здесь – тотальная нагрузка на детей, когда уроки по 8-10 часов шесть дней в неделю, плюс репетиторы или курсы, а между учениками невероятная конкуренция.
Впрочем, в Азии между уровнем развития стран существует значительная разница, о хорошем образовании можно говорить в Северо-Восточной ее части. В той же Индии ситуация, скорее, напоминает Ближний Восток, где даже относительно благополучные Израиль и Турция не могут похвастать высоким уровнем подготовки детей.
Китай
В стране существуют государственные и частные школы, в том числе школы-пансионы. Всеобщее девятилетнее образование в государственной школе только недавно стало бесплатным. В целом дети демонстрируют уровень знаний выше среднего.
Перед поступлением в первый класс дети проходят тестирование, в конце начальной школы сдают экзамены. Высокие баллы обеспечивают место в хорошей средней школе.
В китайских школах число учеников в классе обычно 30-40 человек, но иногда достигает 70-80 детей. Оценки всех висят на видном месте.
Упор в образовании делается на математику и китайский язык. Тысячи иероглифов, которые надо не только правильно писать, но и правильно произносить, дети учат практически всю школьную жизнь.
Для обучения английскому часто приглашают специалистов из Европы и России.
Каждый день в школе дети дважды делают зарядку, а утром посещают общую линейку, на которой сообщают основные новости и поднимают флаг ― школьный или государственный. После третьего урока все дети делают упражнения для расслабления глаз.
В Китае учитель может ударить ученика рукой или указкой.
Япония
В этой стране начальная и средняя школы обязательны и бесплатны для всех, если это не частное заведение. Старшая школа и высшее образование – исключительно платные. Образовательная программа может отличаться в разных школах, но всегда основана на государственных стандартах.
В японских школах нумерация классов на каждом этапе обучения начинается с первого, то есть в средней школе это первый класс, как и в начальной. Параллели обычно дополнительно отмечают буквами или цифрами: 1-A/1-1 это первая параллель первого класса, напирмер.
Успеваемость детей конфиденциальна.
В конце дня ученики делают уборку в школе и на прилегающей территории.
Бывает, что матери школьников ходят вместо них на уроки и ведут конспекты, когда дети болеют.
В Японии считается нормальным заниматься дополнительно и по воскресеньям.
Южная Корея
Во всех школах страны образование строго контролируется правительством. По итогам каждого учебного года в Южной Корее составляют список лучших школ. Обучение в трех предвузовских классах только платное.
Нумерация классов аналогична японской.
В Корее не принято брать с собой перекус в школу, дети едят вместе с преподавателями, те же самые блюда.
Почти все дети дополнительно занимаются после школы, это называется хаквон.
100 баллов за английский и математику в Южной Корее ценятся больше, чем за родной язык и естественнонаучный блок – такая особенность.
В школах не называют оценки, можно узнать лишь место в общем ученическом рейтинге.
Детей переводят в следующий класс независимо от успеваемости.
Сингапур
В этой продвинутой стране система образования во многом схожа с британской. Начальное образование в Сингапуре является обязательным и бесплатным, не считая небольшого взноса на организационные расходы.
В стране были вступительные экзамены в первый класс, но их отменили, потому что дети впадали в депрессию и становились тревожными.
Уже с 4 класса детей разделяют на группы по уровню знаний, интересам и интенсивности обучения.
Почти все дети дополнительно занимаются после школы.
Перед каждым уроком сингапурским ученикам задается вопрос, на который каждый из них должен высказаться в конце занятия.
Граждане Сингапура не могут обучаться в частных школах.
По данным теста PISA, Сингапур занимает первое место во всех трех категориях: математика, наука и чтение.
Израиль
В Израиле большинство детей учится в государственных светских и государственных религиозных школах – 70% и 25% соответственно. Остальные дети посещают ортодоксально-религиозные школы системы независимого образования и частные школы.
В Израиле есть женские, мужские и смешанные школы.
Начальная школа – до 6 класса.
В израильских школах средней ступени в одном классе учатся дети с различной успеваемостью и способностями, поэтому часть предметов преподают на разных уровнях, деля классы на две-три группы.
Министерство просвещения страны ежегодно публикует предельную сумму сборов с родителей, а если семья не платежеспособна, ребенка все равно не отстранят от уроков и не лишат внеклассных активностей – это запрещено.
Турция
В этой стране на начальную, среднюю и старшую школу, которую тут называют лицеем, отведено по четыре года. Учебные заведения бывают государственные и частные. Последних довольно много и они популярны.
В Турции существует обязательная подготовительная школа для детей 3-4 лет. Там их учат турецкому и английскому языкам, математике, музыке. Большинство таких школ — частные.
В начальной школе у детей нет урока физкультуры.
В государственных школах при обучении в одну смену в классе может быть 40-50 детей.
Возможности дальнейшего обучения турецких детей зависят от специального среднего балла, который считают, начиная с шестого класса.
Во всех школах страны на всех этапах изучают ислам, а также другие мировые религии.
В турецких школах, как государственных, так и частных, есть система «сервисов»: автобусы собирают детей по районам до начала занятий и отвозят их по домам после. Список пассажиров проверяет специальный человек.
Индия
В Индии бесплатное среднее образование гарантировано государством, даже существует специальный налог на строительство новых школ и содержание существующих. Помимо муниципальных школ, в стране есть частные и кадетские школы, а также можно учиться при христианских общинах.
Если родители хотят, чтобы ребенок попал в престижную школу, готовиться к ней начинают с трех лет.
Уроки в индийских школах начинаются с молитвы на санскрите.
Материальная база школ очень отличается: в деревнях ученики могут сидеть на полу, а городские платные школы оборудованы компьютерными классами и помещениями для йоги.
В каждом штате практикуется изучение местного наречия, помимо хинди, английского и санскрита.
В школе в одном классе может быть 50-70 учеников.
В конце каждого учебного года местные газеты публикуют фотографии лучших учеников выпускных классов.
Образование в странах СНГ
В Содружество Независимых Государств вошла большая часть бывших советских республик, которые во многом сохранили существовавшую систему образования. Часто это привычные 11 классов, только со шкалой оценок в 10 баллов и на национальном языке, хотя русскоязычные школы по-прежнему существуют практически везде.
Переход к 12-летнему образованию и 12-балльной шкале оценок в ближайшие годы запланирован в Азербайджане.
Молдавия
Более существенные отличия от российской есть только в школьной системе Молдавии. По сравнению с другими государствами СНГ, там значительно больше русскоязычных школ и они сохраняют статус государственных. Румынский язык (Конституционным судом страны он приравнен к молдавскому) в них изучают как отдельный предмет, экзамен по нему – обязательный. В школах, где идет обучение на государственном языке, русский учат как иностранный. Образование в русскоязычных школах считается более качественным.
Образование в 10 классов является обязательным, в целом вся учеба в молдавской школе – бесплатная, но нужно оплачивать аренду учебников.
У детей кроме весенних каникул существуют еще и Пасхальные, 10 дней с конца апреля по начала мая.
Другое полушарие
Отдельно стоит рассказать про образование в далеких странах южного полушария. Нередко школьные системы там основаны на опыте метрополий, к которым относились бывшие колонии.
Австралия
Граждане и резиденты страны получают образование бесплатно в светских государственных школах, там учится почти 65% детей. В католических и частных школах, куда ходят примерно 35% детей, обучение платное.
В Австралии в первый учебный день года в школу приходят только первоклассники и ученики выпускных классов.
Дети ходят на занятия в форме и обязательно носят шляпы из-за жаркой погоды.
Ребенок может «перепрыгивать» предмет или даже целый год обучения, если будет признан одаренным.
В школах есть система поощрения: за успехи, дополнительную работу или даже красивый рисунок дети получают «сертификаты».
Новая Зеландия
Как и в Австралии, система школьного образования Новой Зеландии близка к британской. Абсолютное большинство школ здесь государственные. Они бесплатны, за исключением внеклассной деятельности. Также существуют добровольные взносы, которые все-таки настоятельно просят платить. Чем престижней район, в котором расположена школа, тем больше сумма.
В Новой Зеландии ребенок может начать учебу в школе как только ему исполнилось 5 лет, не дожидаясь начала следующего семестра.
Все домашние задания, информацию и т.д., ребенку складывают в специальную папку, которую он носит с собой в портфеле.
Вместо родительских собраний – индивидуальные встречи с преподавателем 1-2 раза в год.
Ежегодно класс переходит в другой кабинет к другому учителю. Педагоги стремятся поддерживать детей в личных интересах, в школах обычно дружественная атмосфера.
В стране есть школы с обучением на языке маори и дистанционные школы для детей из отдаленных малонаселенных районов.
Бразилия
Бывшая португальская колония не относится к числу стран, куда родители мечтают отправить своего ребенка учиться. В стране, несмотря на усилия правительства и волонтеров, по-прежнему высокий уровень неграмотности, а качество образования в государственных школах обычно низкое, но при этом почти все они инклюзивны.
8 классов – образование, по закону обязательное для всех, но подростки из-за бедности часто бросают школу и идут работать.
В бесплатных государственных школах в одном классе учится от 40 до 80 человек, а за пять или шесть уроков есть только одна перемена.
Уровень образования в платной школе всегда выше, чем в государственной.
В бразильской школе не принято вызывать к доске – детей оберегают от стресса, который вызывает публичный устный ответ.
Выводы
Сравнив системы обучения детей в разных странах мира, можно сделать вывод, что в каждой из них есть как плюсы, так и минусы.
Специфика отдельных европейских образовательных моделей, когда ученикам ничего не навязывают, оставляют на самоконтроль выполнение домашних заданий или вообще их не задают, кажется в наших реалиях совершенно немыслимой, но идея о более персонализированном подходе к ребенку – вполне хороша.
В то время как любой американский школьник может себе позволить отказаться от зубрежки нелюбимого предмета, сконцентрировавшись на том, что интересно и нужно, от наших детей требуют высоких результатов, «дается» тема или нет. Это ведет к лишним стрессам, ссорам, и может даже вызвать комплексы на всю жизнь.
Профессиональный спорт или театральный кружок в школе, бесплатное обеспечение детей учебниками и обедами, подвижные игры на переменах и тактичность педагогов, пожалуй, могут вызвать только зависть у российского родителя, но класс в 25 учеников и обучение в две смены тоже можно назвать комфортными условиями, если сравнивать с Индией или Бразилией.
На фоне запредельных нагрузок на детей из развитых стран Азии подготовительные курсы к ЕГЭ и репетитор по английскому кажутся чем-то обыденным.
В конце концов, главное – не оценки, а осознанность в образовании ребенка. Думайте об этом каждый раз, проверяя школьный дневник.
Источник