Сравним страны по их расположению

§ 19. Сравниваем страны мира

Мир людей многообразен и изменчив. Хорошо ориентироваться в нём поможет знание политической карты. Ваша задача — научиться быстро находить и показывать на карте свою страну, соседние страны и наиболее крупные и известные страны мира. Вы должны также уметь в нескольких предложениях сказать о стране главное.

Посмотрите на политическую карту в вашем учебнике (см. Приложение, с. 186— 187) и назовите её именованный масштаб. Надписать все страны мира на этой мелкомасштабной карте невозможно. Поэтому часть стран отмечены цифрами и показаны в легенде карты. А такая важная часть света, как Европа, дана на отдельной врезке.

Назовите главное отличие карты на врезке от основной карты.

Итак, мы будем сравнивать страны, используя политическую карту.

При взгляде на карту в первую очередь обращают внимание крупные страны. Сравним страны по величине территории.

Задание 1. А) Найдите самые крупные по площади страны мира. Выпишите не менее пяти стран. Рядом с каждой укажите часть света, в которой находится страна.

Б) Используя только карту, расположите следующие страны в таком порядке, как, по вашей оценке, убывает площадь их территории: Украина, Пакистан, Иран, Аргентина, Франция.

Сравним страны по их расположению на планете и относительно друг друга. Обратите внимание, в каких полушариях — Западном или Восточном, Северном или Южном — находится больше стран.

Читайте также:  Евразийский экономический союз перечень стран

Задание 2. А) Запишите название страны, через территорию которой проходят Северный тропик и нулевой (Гринвичский) меридиан.

Б) Расположите параллели: Северный полярный круг, Северный тропик, Южный полярный круг, Южный тропик в зависимости от количества стран, которые они пересекают. Для каждой параллели приведите примеры стран.

В) Вставьте пропущенные слова в следующие предложения:

Параллель . пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию.

Северный тропик и меридиан 100° з. д. пересекаются на территории страны . .

Япония находится . Казахстана, а Австралия — . Японии.

Г) В два столбца выпишите примеры стран, которые:

а) имеют только сухопутные границы;
б) не имеют сухопутных границ.

Внимание! На картах морские границы, как правило, не указывают. Страны договорились, что их проводят в 12 морских милях (примерно в 22 км) от берега. За этой полосой заканчиваются территориальные воды государства и начинаются доступные для всех международные воды.

В дальнейшем вы будете сравнивать страны и по многим другим признакам. Некоторые из них вы можете определить и сейчас.

Задание 3 (по указанию учителя). Сравните: а) Чили и Турцию; б) Китай и Канаду.

Запишите, какой признак для сравнения вы использовали в одном и другом случае.

Источник

Топ 10 самых больших стран мира по площади и населению

Только тридцать процентов площади нашей планеты занимает суша — 149 млн. кв., а остальное — океан. Интересно, что половину этой территории занимают страны-гиганты. Всего в мире существует около двух сотен стран.

Мы собрали топ 10 самых больших стран и отсортировали их по площади и по численности населения. Угадайте кто на первом месте?

Рейтинг самых больших стран 2020-2021 года выглядит так:

10 самых больших стран мира по площади

1.Российская Федерация

Безоговорочный лидер нашего рейтинга, самая большая страна в мире по площади — Российская Федерация.

Территория России 17 125 191 кв. км, что сопоставимо с площадью планеты Плутон. По численности населения она только на девятой позиции.

На 2018 год в России проживает 146 880 432 человек. Средняя плотность населения в РФ — 8,58 человек на кв.км. РФ занимает треть материка Евразия: 77% ее территории лежит в Азии, а 23% — в Европе. Она граничит с 18 странами, омывается 12 морями, насчитывается более сотни рек и около двух миллионов пресных и солёных озер. Территория государства растянулась на 61 тыс. км. и проходит через 11 мировых часовых поясов. Канада

2. Канада

Второе место в топ самых крупных стран занимает Канада. Она чуть ли не в два раза меньше лидера. Площадь государства 9 976 139 кв. км. У него самая длинная береговая линия в мире 202 080 км. А вот плотность населения в Канаде невысокая — 4,03 на 1 км. кв. Канада находится на 37 месте в списке стран по численности. Почти 90% населения расположились на маленькой части страны, вблизи границы с США. Причиной этому является суровый климат и природные условия.

3. Китай

Замыкает тройку лидеров Китай с площадью 9 640 821 кв. км. Китайская Народная Республика полностью расположена в Евразии и граничит с 14 государствами. Это великая страна с уникальной культурой и историей. Она отличается высокими темпами развития во всех областях и отраслях промышленности.

Китай — самая большая страна по численности населения. В 2018 году число жителей Китая превысило 1 млрд. 430 млн. человек.

Китай может потерять свое лидерство уже в первой половине следующего десятилетия, уступив пальму лидерства Индии, где прирост населения на данный момент гораздо выше. Здесь же расположен самый густо населенный город в мире — Чунцин, где проживает свыше 30 млн. человек, что сопоставимо с населением африканской Анголы.

4. США

На четвертой строчке расположились США. Америка — одна из самых высоко развитых стран в мире. Территория страны в 9 522 057 кв. км. лишь немного уступает Канаде. Граничит США всего с тремя соседями. А также с Россией на севере, благодаря крошечной, отделенной от остальной части, территории. Это единственное государство в мире, расположенное во всех климатических зонах, от тропиков до арктики. Оно занимает третью позицию в мире по численности, с населением на текущий год — 327 631 340 чел.

5. Бразилия

Какая страна самая большая в Южной Америке? Это жаркая Бразилия — пятая по площади в мире с территорией 8 515 767 кв. км. Граничит со всеми государствами материка. Государственный язык — португальский, как ни в одной другой стране материка. Здесь расположены крупнейшая река Амазонка и многочисленные джунгли. Бразилия, известная своим футболом и грандиозным карнавалом, отличается еще и самым большим числом проживающих в ней «католиков», около 64%.

6. Австралия

Продолжает список Австралия, представляющая собой отдельный континент, самый древний из материков. Его территория 7 692 024 км. кв., однако большая часть не заселена и не пригодна для проживания. Это земля с самым большим количеством редких, удивительных растений и животных. Столица — Канберра, крупнейший город, расположенный не на побережье, а внутри материка. Австралия на десятом месте в списке самых счастливых в мире, а по ВВП на душу населения на 14 месте, следующая после России.

7. Индия

А вы знаете, какая самая большая страна в Южной Азии? Это Индия с площадью 3 287 263 км, занимающая сегодня седьмую строчку нашего списка. Это земля контрастов, с уникальными жителями, разнообразными языками, обычаями, религиями и ландшафтами. Сегодня она сильно отстает в экономическом развитии.

Индия, с населением более 1 367 460 тыс. человек грозит выйти в лидеры по численности населения уже в ближайшие пять лет.

8. Аргентина

Следующая в топ 10 самых больших стран — Аргентина, занимающая 2 780 400 кв. км. Второе по величине государство в Южной Америки. Оно растянулось с севера на юг и лежит сразу в нескольких климатических зонах. На севере — субтропики, а на юге — холодные пустыни. Название Аргентины произошло от слова «argentum» — серебро, однако ценного металла в недрах земли крайне мало. Мало кто не сможет назвать ее столицу — Буэнос-Айрес, где находится самая протяженная улица в мире. Количество домов на ней более 20 тысяч.

9. Казахстан

Девятый по площади в мире — ближайший сосед России, Казахстан, занимающий 2 724 900 км. кв. Это государство, до 1991 года входившее в состав Советского Союза. Оно располагается в Средней Азии, 36% его территорий — пустыни, а 35% — степи. Казахстан единственный среди крупных стран, кто не имеет выхода к морю. Зато он обладает своим собственным Аральским морем и необъяснимым озером БалХаш, одна часть которого пресная, а другая соленая.

10. Алжир

Замыкает топ 10 самых больших стран Алжир с площадью 2 381 741 кв. км. Он расположен на севере Африки и является самым большим африканским государством. Наибольшую часть Алжира, около 80 %, составляет пустыня Сахара. Столицей является одноименный город Алжир. Государство является одним из лидирующих по запасам газа и нефти, однако около 20% людей живут за чертой бедности.

Мы рассказали вам о самых крупных странах в мире, а теперь можете ознакомиться с крупнейшими городами на земле.

Видео про самые большие страны

Источник

Реальные размеры России по сравнению с Африкой, США и Европой

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Для удобства представления нашего мира используется глобус или карта. Как известно, Земля имеет форму неидеального шара, она сплюснута у полюсов. Такую форму называют геоидом . Но для задач, допустимая погрешность которых может составлять более 0,5% Землю принимают за шар. Чтобы сделать карту, нужно воспользоваться картографическими проекциями, самой распространенной из которых является проекция Меркатора. Она имеет сложное математическое описание, по принцип понятен.

Чтобы сделать из глобуса карту, нужно разделить его поверхность на несколько равных частей следующей формы:

Как видим, мы получаем кусочки карты не прямоугольной формы (из которых нужно получить кусочки прямоугольной формы). Поэтому нельзя перенести изображение с глобуса на карту без искажений. Причем данные искажения увеличиваются на пути от экватора к полюсам. На экваторе искажения минимальны, на полюсах – максимальны. Соответственно, чем ближе кусок суши к полюсу, тем сильнее он масштабирован. Поэтому такие части суши, как Северная Европа, Россия, Канада, Гренландия и Антарктида на мировых картах кажутся визуально больше, чем, например, Индия, Африка и Китай .

Интересно посмотреть, как бы выглядели разные страны, если бы они находились ближе к экватору. Рассмотрим это на примере России, Канады, США и некоторых стран Европы . Давайте «перенесем» Россию на экватор с помощью специального сервиса (чтобы свести погрешность к минимуму), основанного на Google Картах (сервис The True Size ).

Как видим, на экваторе Россия имеет ту форму, которую мы чаще всего видим на отдельной карте России (а не на карте мира). «Переместим» на экватор еще несколько стран и сравним их размеры с Россией.

Источник

«Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте». 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5

Тип урока: урок-практикум с элементами проектной деятельности.

Цели: формирование практических умений работы с политической картой, развитие умений работать в группе.

— овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из “языков” международного общения;

— уметь выделять самые крупные страны, свою страну, страны-соседи, уметь сравнивать по величине.

— воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину;

— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира.

Регулятивные — формирование умения осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные — формирование умения извлекать информацию из различных источников (умение работать с таблицей и географической картой).

Коммуникативные — формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

“Политическая карта мира”, учебники “География.5-6 классы” серия “Полярная звезда”, фотографии с видами достопримечательностей крупнейших стран мира и России, презентация “ Города России” (выполняется с ошибками), таблица “Крупнейшие страны мира”, инструктивные карточки с практическими заданиями, атлас для 5-6 класса.

Техническое обеспечение: ноутбук, компьютер, проектор, доска с магнитами.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Добрый день! Начинаем урок географии Дети рассажены по группам 3 группы по 4 человека.
2. Мотивация учебной деятельности. Мир людей многообразен и изменчив. Хорошо ориентироваться в нём поможет знание политической карты. В мире насчитывается более 200 стран. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Слушают учителя, настраиваются на работу, включаются в деловой ритм.
3. Актуализация знаний. Целеполагание — Прошу внимание на СЛАЙД №1

Школьники из разных стран прислали вам почтовые открытки.

Из какой страны пришла каждая открытка?

(После того, как будут названы страны)

— У вас на столе находятся тексты о странах. Определите, о какой стране идёт речь в тексте.

— Откройте атласы, найдите названные страны на политической карте. Назовите столицу и крупные города.

Также работаем на карте у доски. Показываем страны и города на “Политической карте”

Что вы можете сказать о странах, которые мы назвали (Россия, США, Китай, Бразилия), что их объединяет?

Итак, сегодня на уроке мы изучим

“Крупные государства мира” СЛАЙД №2 (Приложение №6)

Как вы думаете, какие вопросы мы должны разобрать, чтобы изучить тему, какие задачи поставить?

Учитель конкретизирует и помогает:

Наша задача — научиться быстро находить и показывать на карте наиболее крупные и известные страны и свою страну. Мы будем сравнивать страны по политической карте. Сравнивать их по величине территории, по расположению на планете и относительно друг друга.

(Учитель записывает вопросы на доске)

Предлагаю вам решить эти вопросы и задачи в процессе практической работы. Определение стран по достопримечательностям.

Называют: №1 — Россия, №2 Китай, №3 — Бразилия, №4 — США.

1 группа — текст А — о США.

2 группа — текст Б — о Китае.

3 группа — текст В — о Бразилии.

Россия — столица Москва (Санкт-Петербург),

Бразилия — столица Бразилиа (город Рио-де-Жанейро),

Китай — столица Пекин (город Шанхай), США – столица Вашингтон (Нью-Йорк).

Определяют, что это крупнейшие страны мира.

Где находятся страны?

Чем они отличаются? 4. Практическая работа.

1 этап – работа с таблицей и географические задачи (работа по карте).

Физкультминутка — На столах у вас имеются инструктивные карточки с практическими заданиями.

Выполняем 2 задания.

На выполнение работы отводится 7 минут.

Чтобы успеть, всё сделать, распределите задания между участниками группы.

По окончании работы проверяем результаты.

— 1 группа озвучьте результаты рейтинга по 1 заданию.

— 2 группа озвучьте результаты задания №1 по определению положения стран относительно частей света. (Приложение №3)

Проверяем задание №2.

На СЛАЙДЕ №3. (Приложение №6) демонстрируются ответы к заданию №2.

Все хорошо поработали, предлагаю немного отдохнуть. Включить видео:

http://videouroki.net Определяют по карте местоположение самых крупных государств на Земле.

Сравнивают их по величине территории.

Определяют местонахождение по отношению к частям света. Заполняют таблицу.

Работают по политической карте.

Определяют положение стран по отношению к сторонам света и главным линиям градусной сетки.

Называют рейтинг 10 самых крупных стран мира. Во время ответа один ученик называет рейтинг, второй показывает на карте, названные страны.

Проверяют, выставляют оценку за работу.

Выполняют упражнения физкультминутки.

2 этап — проектное задание.

Работа с текстами.

Работа с презентацией. Все отдохнули и готовы вновь приступить к работе. Предлагаю выполнить индивидуальные задания для каждой группы.

1 группа. Напишите открытку другу. Расскажите главное о нашей стране — России.

Объём рассказа: 5 предложений.

Требования к содержанию:

Используйте следующие слова и словосочетания.

— Западное, Восточное, Северное полушария.

— Северный полярный круг

2 группа — для вас задания в конверте “Города России”. (Приложение №4)

Прочитайте тексты, рассмотрите открытки из городов России. Установите соответствие между текстами и открытками. Определите, из каких городов они пришли?

Дополнительно (определите координаты городов)

Отчёт по заданию оформите на доске (закрепив открытки с помощью магнитов)

3 группа – для вас на ноутбуке, который находится у вас на столе, презентация о городах России.

Тексты на слайдах содержат ошибки. Найдите их и исправьте.

На выполнение работы отводится 7 минут. 1. Составляют рассказ о нашей стране.

2. Устанавливают соответствие между текстами и открытками. Оформляют работу на доске с помощью магнитов.

3. Работают с презентацией.

Читают тексты, рассматривают открытки. Устанавливают соответствие. 5.Итоги практикума Группы представьте свои наработки.

Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые наметили в начале урока (возвращаемся к записи на доске).

Организуется диалог. 1 группа. Представляет отчёт проектного задания.

Наша страна расположена в двух частях света. У нас много соседних государств. Мы имеем выход к трём океанам и 13 морям. В западной части страны у нас живёт больше людей, чем в восточной. Наша страна – многонациональна. У нас самая большая в мире территория!

Рисунок 1. Москва – текст А.

Рисунок 2. Санкт-Петербург – текст Б.

Рисунок 3. Нижний Новгород – текст В.

Отчёт 3 группы. (Приложение №5)

Анализируют выполнение задач урока. 6. Рефлексия. В инструктивной карточке найдите 4 часть.

Отметим свои достижения. “Я узнал”, “Я научился”, “Мне было интересно” Отмечают свои достижения, записывая в инструктивной карточке. 7. Домашнее задание Исследование

Проведите среди своих знакомых небольшое исследование.

А) Выясните, какие страны им известны (количество).

Б) Выясните, могут ли они назвать знаменитых людей (писателей, художников, артистов из этих стран).

В) Выясните, какие географические названия и достопримечательности, связанные с этими странами им известны.

Все вопросы домашнего задания будут размещены в ЭКЖ (в электронном классном журнале) на сайте школы.

Благодарю всех за работу на уроке! Записывают домашнее задание

Литература к уроку

“География. 5-6 классы” учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого. М.: Просвещение, 2013.

“Рабочие программы. География. Предметная линия учебников “Полярная звезда”. 5-9 классы М.Просвещение, 2011.

Источник

Оцените статью