- kabilov_fanclub
- ЗАТОНАМКРЫШ!
- What about Russia?
- Power Distance
- Individualism
- Masculinity
- Uncertainty Avoidance
- Long Term Orientation
- Indulgence
- Как измерить менталитет
- Культурные измерения
- Индекс дистанции власти
- Индивидуализм или коллективизм
- Маскулинность
- Избегание неопределенности
- Ориентация на будущее
- Потворство желаниям
- Почему это важно
kabilov_fanclub
ЗАТОНАМКРЫШ!
Голландский исследователь Гирт Хофстед в своей ставшей классической работе «Последствия культуры» выделил ряд параметров для описания культуры наций, эти критерии получили название «измерения Хофстеда».
Хофстед определяет культуру как «коллективную ментальную запрограммированность, часть предопределенности нашего восприятия мира, общая с другими представителями нашей нации, региона или группы и отличающая нас от представителей других наций, регионов и груп.
Такой подход позволяет нам сравнить Россию с другими странами мира и ответить на вопрос МЫ ЕВРОПА ИЛИ АЗИЯ? Я сделала несколько картинок сравнений России. Однако, на эту тему в интернете есть много аналитической информации. В частности, хороший обзор России тут
1. Power Distance. Отдаленность власти (или дистанция власти) – это степень в которой наименее власть имущие члены организации или социальных институтов (например, семьи) принимают такое положение вещей и ожидают, что власть распределяется неравномерно. Это измерение репрезентирует неравенство (большее против меньшего), но определяемое снизу, а не сверху. Здесь предполагается, что уровень неравенства в обществе одобряется подчиненными в той же степени, что и начальниками. Власть и неравенство, конечно и бесспорно, фундаментальные факты любого общества и любой человек с хоть каким-нибудь международным опытом, понимает, что «во всех обществах люди неравны, но в одних они более неравны, чем в других».
2. Individualism. Индивидуализм против коллективизма на другом полюсе, это степень, в которой индивиды интегрированы в группы. На индивидуалистическом полюсе мы находим общества, в которых связи между индивидами очень слабы: все заботятся лишь о себе и своей теперешней семье. На коллективистском полюсе мы находим общества в которых люди с самого рождения включаются в жесткие, сильно сплоченные группы, часто это расширенные семьи (с дядями, тетями, бабушками и дедушками), которые продолжают оберегать их взамен на безоговорочное принятие семьи. Слово «коллективизм» в этом смысле не имеет политического значения: оно относится к группе, а не к стране. И снова, аспект, который описывает данное измерение, является фундаментальнейшим для всех обществ в мире.
3. Masculinity.Маскулинность против феминности, означает распределение ролей между полами, и это тоже является важнейшим фактом жизни общества. Исследование корпорации IBM показали, что а) ценности женщин различаются в разных обществах меньше, чем ценности мужчин, б)ценности мужчин сильно различаются в разных странах – от напористости и конкурентности и максимально отличающиеся от женских, на одном полюсе, и скромность и заботливость, т.е. большое сходство с ценностями женщин – на другом полюсе. Полюс старательности и агрессивности был назван «маскулинным», а скромные и заботливые люди – «феминными». Женщины в феминных странах такие же скромные и заботливые как мужчины в этих странах; в маскулинных странах женщины немного более старательные и конкурентные, но совсем не в той степени, что мужчины в этих странах. Поэтому маскулинные страны демонстрируют разрыв между ценностями женщин и мужчин.
4. Uncertainty Avoidance. Избегание неопределенности имеет дело с переносимостью обществом неопределенности и неясности; это сильно связано с человеческим поиском правды. Это измерение показывает, в какой степени культура закладывает в разделяющих ее людей чувство дискомфорта или, наоборот, невозмутимости в неструктурированных ситуациях* (*с непонятными причинами и исходом). Неструктурированные ситуации новы, незнакомы, неожиданны, отличаются от обычных. Избегающие неопределнности культуры пытаются минимизировать возможность возникновения таких ситуаций жесткими законами и правилами, различными мерами безопасности, а на философском и религиозном уровнях — верой в абсолютную правду, «правда только одна и она нам дана». Люди в избегающих-неопределенности странах, более эмоциональны, и руководствуются глубокими внутренними позывами. Противоположный тип, культуры, принимающие неопределенность, более терпимы к мнениям, отличающимся от тех, к которым они привыкли. Они пытаются иметь как можно меньше правил, насколько это возможно, и на философском и религиозном уровне они релятивисты и позволяют многим потокам течь бок-о-бок. Люди в этих культурах более флегматичны и погруженные в себя, их окружающие не ожидают от них выражения эмоций.
5. Pragmatism. Ориентация на будущее. Долгосрочная против краткосрочной ориентации: это пятое измерение было получено в исследовании среди студентов в 23 странах по всему миру, использовался вопросник, составленный китайскими учеными. Можно сказать, что здесь речь идет о добродетели/достоинстве безотносительно правды. Ценности, связанные с долгосрочной ориентацией, это расчетливость, бережливость и настойчивость, ценности, связанные краткосрочной ориентацией – это уважение традиций, выполнение общественного долга, и защита своего «лица». Как позитивный, так и негативный полюса этого измерения отражены в учении Конфуция, однако это измерение применимо и к странам, в которых не распространено его наследие
6. Indulgence. Потворство желаниям. Этот индекс отражает готовность членов общества удовлетворять свои сиюминутные потребности. Противоположность потворству — сдержанность. Для тех культур, которые признают сдержанность как положительное качество, характерны строгие социальные правила и ограничения. Одной из главных добродетелей считается скромность.
Обычно представители сдержанных культур циничны и пессимистичны. Они мало внимания уделяют отдыху и не умеют расслабляться, скованы социальными нормами и считают реализацию своих желаний чем-то неправильным.
Юноша идет учиться на бухгалтера, хотя всегда мечтал быть музыкантом. Но общество (в лице родителей) считает, что музыкант — это не профессия.
Поэтому юноша оканчивает экономический факультет и идет работать в большую корпорацию. Проводит дни в офисе, делает годовой отчет и, в принципе, спокойно относится к своей судьбе. Дома у него семья, ребенок, в этом смысл его жизни. К зрелости он, возможно, захочет попробовать себя в музыке, но как хобби. Через всю жизнь наш герой проносит легкое сожаление о том, что не сбылось.
При высоком уровне потворства желаниям общество подталкивает тебя к тому, что ты хочешь и любишь. Хочешь быть музыкантом? Пожалуйста. Поступай в училище, репетируй, следуй за своей мечтой. Можешь даже купить эту гитару в кредит. Один из 40 таких будущих музыкантов потом будет работать по специальности, остальные 39 — как получится. Но они не будут винить в своей несчастной судьбе общество, а понимать, что это они сами себе такое устроили.
А теперь про развитие стран, чтобы стало понятнее про ОСОБЫЙ ПУТЬ России.
Источник
What about Russia?
If we explore the Russian culture through the lens of the 6-D Model©, we can get a good overview of the deep drivers of Russian culture relative to other world cultures.
Power Distance
This dimension deals with the fact that all individuals in societies are not equal – it expresses the attitude of the culture towards these inequalities amongst us. Power Distance is defined as the extent to which the less powerful members of institutions and organisations within a country expect and accept that power is distributed unequally.
Russia, scoring 93, is a nation where power holders are very distant in society. This is underlined by the fact that the largest country in the world is extremely centralized: 2/3 of all foreign investments go into Moscow where also 80% of all financial potential is concentrated. The huge discrepancy between the less and the more powerful people leads to a great importance of status symbols. Behaviour has to reflect and represent the status roles in all areas of business interactions: be it visits, negotiations or cooperation; the approach should be top-down and provide clear mandates for any task.
Individualism
The fundamental issue addressed by this dimension is the degree of interdependence a society maintains among its members. It has to do with whether people´s self-image is defined in terms of “I” or “We”. In Individualist societies people are supposed to look after themselves and their direct family only. In Collectivist societies people belong to ‘in groups’ that take care of them in exchange for loyalty.
If Russians plan to go out with their friends they would literally say “We with friends” instead of “I and my friends”, if they talk about brothers and sisters it may well be cousins, so a lower score of 39 even finds its manifestations in the language. Family, friends and not seldom the neighborhood are extremely important to get along with everyday life’s challenges. Relationships are crucial in obtaining information, getting introduced or successful negotiations. They need to be personal, authentic and trustful before one can focus on tasks and build on a careful to the recipient, rather implicit communication style.
Masculinity
A high score (Masculine) on this dimension indicates that the society will be driven by competition, achievement and success, with success being defined by the winner/best in field – a value system that starts in school and continues throughout organisational life.
A low score (Feminine) on the dimension means that the dominant values in society are caring for others and quality of life. A Feminine society is one where quality of life is the sign of success and standing out from the crowd is not admirable. The fundamental issue here is what motivates people, wanting to be the best (Masculine) or liking what you do (Feminine).
Russia’s relatively low score of 36 may surprise with regard to its preference for status symbols, but these are in Russia related to the high Power Distance. At second glance one can see, that Russians at workplace as well as when meeting a stranger rather understate their personal achievements, contributions or capacities. They talk modestly about themselves and scientists, researchers or doctors are most often expected to live on a very modest standard of living. Dominant behaviour might be accepted when it comes from the boss, but is not appreciated among peers.
Uncertainty Avoidance
The dimension Uncertainty Avoidance has to do with the way that a society deals with the fact that the future can never be known: should we try to control the future or just let it happen? This ambiguity brings with it anxiety and different cultures have learnt to deal with this anxiety in different ways. The extent to which the members of a culture feel threatened by ambiguous or unknown situations and have created beliefs and institutions that try to avoid these is reflected in the score on Uncertainty Avoidance.
Scoring 95 Russians feel very much threatened by ambiguous situations, as well as they have established one of the most complex bureaucracies in the world. Presentations are either not prepared, e.g. when negotiations are being started and the focus is on the relationship building, or extremely detailed and well prepared. Also detailed planning and briefing is very common. Russians prefer to have context and background information. As long as Russians interact with people considered to be strangers they appear very formal and distant. At the same time formality is used as a sign of respect.
Long Term Orientation
This dimension describes how every society has to maintain some links with its own past while dealing with the challenges of the present and future, and societies prioritise these two existential goals differently. Normative societies. which score low on this dimension, for example, prefer to maintain time-honoured traditions and norms while viewing societal change with suspicion. Those with a culture which scores high, on the other hand, take a more pragmatic approach: they encourage thrift and efforts in modern education as a way to prepare for the future.
With a very high score of 81, Russia is definitely a country with a pragmatic mindset. In societies with a pragmatic orientation, people believe that truth depends very much on situation, context and time. They show an ability to adapt traditions easily to changed conditions, a strong propensity to save and invest. thriftiness and perseverance in achieving results.
Indulgence
One challenge that confronts humanity, now and in the past, is the degree to which small children are socialized. Without socialization we do not become “human”. This dimension is defined as the extent to which people try to control their desires and impulses, based on the way they were raised. Relatively weak control is called “Indulgence” and relatively strong control is called “Restraint”. Cultures can, therefore, be described as Indulgent or Restrained.
The Restrained nature of Russian culture is easily visible through its very low score of 20 on this dimension. Societies with a low score in this dimension have a tendency to cynicism and pessimism. Also, in contrast to Indulgent societies, Restrained societies do not put much emphasis on leisure time and control the gratification of their desires. People with this orientation have the perception that their actions are Restrained by social norms and feel that indulging themselves is somewhat wrong.
Источник
Как измерить менталитет
Приятно рассуждать о том, что в Японии, мол, самое главное — сохранить лицо, а Итальянцы много жестикулируют. Этим наблюдениям посвящены книги, диссертации и серьезные конференции.
Но спросите о менталитете любого классического экономиста, и он скажет, что это все детские шалости. «Неважно, какой менталитет. Важно, какой ВВП и из чего он складывается». До недавнего времени с этим было трудно поспорить.
Культурные измерения
В 60-70-хх годах прошлого века голландский социолог Герт Хофстеде начал поиск истины в вопросах менталитета и его влияния на работу, бизнес и экономику. Он выделил 6 культурных измерений — характерных особенностей культуры, которые влияют на экономику:
Индекс дистанции власти
Хофстеде провел опрос в офисах компании Ай-Би-Эм в 50 странах и получил ответы 116 тысяч сотрудников. Эти анкеты стали основой исследования. Через несколько лет его последователи расширили список стран до 70.
Индекс дистанции власти
Эта метрика показывает, насколько члены общества согласны с тем, что власть распределяется неравномерно. Значение индекса проявляется в отношениях между начальством и подчиненными, в демонстрации превосходства, в распределении ответственности. Этот принцип работает одинаково в целой стране и в маленькой компании. Индекс показывает, каким должен быть босс.
Жители стран с низкой дистанцией власти ответственны и инициативны. Они понимают, что власть принадлежит не одному президенту, а каждому члену общества. Поэтому они проявляют гражданскую позицию, борются за свои права и открыто высказывают отношение к власти.
И наоборот, когда дистанция власти большая, начальник должен демонстрировать превосходство: кортежем с мигалками, богатой резиденцией и обращением к сотрудникам «сверху вниз». Без этих атрибутов начальник — не начальник.
На уровне компаний это действует примерно так же: если в компании установилась высокая дистанция власти, а новый начальник приезжает в офис на велосипеде, в сознании подчиненных он не вызывает уважения. Ему не захотят подчиняться и доверять. Другое дело — если он приезжает на «Бентли» с личным водителем и охраной.
По измерениям Хофстеде, Россия входит в пятерку стран с самым высоким индексом дистанции власти — 93 балла. Опережают нас Малайзия, Гватемала, Панама и Филиппины.
Страна с самым низким ИДВ — Австрия. Ее президент Хайнц Фишер отказался от резиденции за счет государства и живет в собственной городской квартире в Вене.
Хайнц Фишер (с флагом) на спортивных соревнованиях. Источник — Heute.at
Индивидуализм или коллективизм
Когда индекс индивидуализма высокий, люди сосредоточены на достижении личных целей. Когда низкий, люди больше озабочены целями своей группы: отдела, компании, семьи, дома, страны.
В России низкий уровень индивидуализма — 39. Это означает, что для среднестатистического россиянина общественное важнее личного. Это отражается даже в языке. По-русски правильно «Мы с друзьями», а по-английски — «Мои друзья и я», причем «я» с заглавной.
Там, где уровень индивидуализма высокий, люди заботятся о себе и своем «маленьком круге доверия». Там, где преобладает дух коллективизма, люди поддерживают тесные связи с широким кругом родственников: дяди, тети, бабушки, дедушки, двоюродные сестры и внучатые племянницы.
Одна из самых индивидуалистких стран — США. Ее показатель по этому критерию — 91 балл. Типичный американец идет к собственной цели, часто по головам.
Мы можем сказать: «Вот оно! Вот тут то мы и обогнали эгоистичных американцев. У нас то на первом месте интересы семьи, значит, мы духовнее». Но с точки зрения классической экономики, индивидуализм лучше влияет на развитие общества.
Среднестатистический американец за свою жизнь переезжает 13 раз: с родителями, в колледж, на первое место работы, второе, десятое. Заводы, корпорации и экономические кластеры разбросаны по всей Америке.
Нет такого, что ты однажды приехал «покорять Нью-Йорк», и всё, навсегда. Тебе могут предложить работать в Бостоне, Хьюстоне, Атланте, Чикаго, Сан-Франциско — и это только крупнейшие экономические центры с высоким уровнем жизни. Молодые люди запросто перемещаются по всей стране, пока их перекупают крупные корпорации. Сегодня ты работаешь в «Ай-би-эме» в Атланте, завтра тебя сделали начальником, и ты переезжаешь в Бостон.
Россияне переезжают в 6,5 раз реже. Причем в основном наша внутренняя эмиграция связана с переездом в столицы в поисках работы или качественного образования. Сдерживающий фактор — прочные связи с семьей. Где родился, там и пригодился.
Чувство коллективизма проявляется в отношениях с коллегами. Если вы были рядовым сотрудником, а потом вас повысили до руководителя, вы перестанете быть «своим», увеличится дистанция власти. Если вы расскажете начальнику, что ваш коллега регулярно приходит на работу пьяным, вас будут считать «стукачом» или, по-детсадовски, «ябедой».
Поэтому типично российские коллективы сплоченные, но неэффективные. Когда я была старостой в институте, на первом курсе одна из моих одногруппниц не появлялась на занятиях весь семестр. Я честно отмечала это в таблицах посещаемости, потому что врать преподавателям было стыдно. И когда об этом узнали мои одногруппники, все оказались на стороне прогульщицы.
Низкий уровень индивидуализма характерен для восточных культур. Хорошая новость в том, что это лишь один из факторов, которые влияют на экономику. Например, в Китае уровень индивидуализма — 20 баллов.
Маскулинность
Эта метрика имеет две стороны: маскулинность и феминность, то есть мужественность и женственность. Индекс показывает, какие качества характера больше ценятся в обществе.
Для маскулинных обществ характерны типично мужские качества: напористость, стремление к успеху, ответственность, конкуренция, амбициозность. В обществах с низким показателем маскулинности ценятся женские: забота о качестве жизни, поддержание отношений.
Для экономики полезен высокий уровень макулинности, потому что он стимулирует здоровую конкуренцию. Чтобы мальчики смогли помериться доходами, они должны много зарабатывать и тратить, и это хорошо для экономики. В России показатель маскулинности невысокий — 36 баллов. Самый высокий показатель в Японии, низкий — в Швеции.
Можно подумать, что этот показатель несильно влияет на экономику, если в такой материально благополучной стране как Швеция маскулинность равна всего 5 баллам. Но важно, как этот фактор сочетается с другими. Индекс дистанции власти в Швеции один из самых низких, а индивидуализма — высоких.
Маскулинность — еще и показатель скромности людей. В странах с преобладающим женским характером стыдно быть лучше других. В России скромности учат с детства.
Вспомните, как вы даете поручения коллегам. Часто получается, что просишь что-то сделать, а сотрудник отвечает: «Прости, сегодня мне еще отчет дописать, вообще времени нет». Ты думаешь не нагружать человека и напомнить завтра. Завтра у него оказывается еще больше дел и до вашего задания руки не доходят.
Напомнить в четвертый или пятый раз — быть чрезмерно навязчивым, да и коллегу неудобно напрягать. Задание повисает в воздухе, а потом и вовсе пропадает, потому что важнее сохранить личные хорошие отношения, чем добиться выполнения задачи. Это и есть проявление феминности.
Это не значит, что в России все тряпки. Напротив: даже один и тот же человек в разных ситуациях может проявлять себя по-разному. Шеф может надавать на подчиненного и заставить работать в выходные, а сам поехать домой и быть нежным и деликатным с семьей. Менталитет измеряет «температуру в среднем по больнице». Когда вы слышите фразу вроде «в Москве вашей люди совсем другие», это как раз иллюстрация разницы в менталитете.
Избегание неопределенности
Этот индекс показывает, насколько члены общества боятся неизвестности и пытаются оградить себя от неоднозначных событий.
В странах с высоким показателем избегания неопределенности люди воспринимают перемены как угрозу. Обычно в таких культурах большую власть имеют религия и строгие социальные нормы, а законы прописаны подробно. Представители такой культуры нетерпимы к тем, кто от них отличается.
В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности:
инициатива в работе не приветствуется;
конфликты воспринимаются как угроза отношениям, а не продуктивный способ решить проблему;
риск — непозволительная беспечность;
законы прописываются детально;
отклоняющееся от норм поведение считается опасным или неприличным.
Низкий уровень избегания неопределенности выглядит куда оптимистичнее: с ним общество готово меняться, легко воспринимает новые тенденции, склонно рисковать, открыто для перемен, активно в проявлении своей позиции.
В России один из самых высоких индексов избегания неопределенности — 95 баллов. Самый низкий в Сингапуре — 8 баллов.
Ориентация на будущее
Эту метрику называют еще стратегическим мышлением и конфуцианским динамизмом. Показатель оценивает, насколько далеко члены общества заглядывают в будущее. От долгосрочности ориентации зависит постановка целей на годы вперед, упорство. В России с ним все хорошо.
Этот индекс Хофстеде ввел не сразу. Изначально его теорию критиковали за то, что она показывает мир с европоцентричной точки зрения. Долгосрочность ориентации — дань восточной культуре, потому она связана с китайской философской традицией. Экономисты подсчитали этот индекс в 23 странах.
Как воспринимают время в культурах с краткосрочной ориентацией:
время движется по кругу;
будущее и настоящее основаны на прошлом;
то, что не сделано сегодня, может быть сделано завтра;
жить нужно сегодняшним днем.
Нации с низким уровнем ориентации на будущее расточительны и склонны прокрастинировать.
Общества, ориентированные на будущее, воспринимают время как направленную прямую. Они бережливы, не оглядываются в прошлое и высоко ценят результаты.
Высокий показатель долгосрочности ориентации характерен для восточных народов, а низкий — для западных. Самая долгосрочно ориентированная страна — Китай. За ним следуют Гонк-Конг, Тайвань, Япония, Южная Корея. В США этот индекс составляет всего 26 баллов, поэтому большая часть населения имеет неподъемные долги по кредитам.
Потворство желаниям
Этот индекс отражает готовность членов общества удовлетворять свои сиюминутные потребности. Противоположность потворству — сдержанность. Для тех культур, которые признают сдержанность как положительное качество, характерны строгие социальные правила и ограничения. Одной из главных добродетелей считается скромность.
Обычно представители сдержанных культур циничны и пессимистичны. Они мало внимания уделяют отдыху и не умеют расслабляться, скованы социальными нормами и считают реализацию своих желаний чем-то неправильным.
Юноша идет учиться на бухгалтера, хотя всегда мечтал быть музыкантом. Но общество (в лице родителей) считает, что музыкант — это не профессия.
Поэтому юноша оканчивает экономический факультет и идет работать в большую корпорацию. Проводит дни в офисе, делает годовой отчет и, в принципе, спокойно относится к своей судьбе. Дома у него семья, ребенок, в этом смысл его жизни. К зрелости он, возможно, захочет попробовать себя в музыке, но как хобби. Через всю жизнь наш герой проносит легкое сожаление о том, что не сбылось.
При высоком уровне потворства желаниям общество подталкивает тебя к тому, что ты хочешь и любишь. Хочешь быть музыкантом? Пожалуйста. Поступай в училище, репетируй, следуй за своей мечтой. Можешь даже купить эту гитару в кредит. Один из 40 таких будущих музыкантов потом будет работать по специальности, остальные 39 — как получится. Но они не будут винить в своей несчастной судьбе общество, а понимать, что это они сами себе такое устроили.
В России показатель потворства желаниям низкий — всего 20 баллов. Сравните с Австралией:
Почему это важно
Когда Хофстеде описывал эти культурные измерения, он считал их неизменяемыми. Но он ошибся. Через 10-15 лет его последователи стали проводить новые исследования и сравнили результаты разных лет. Оказалось, что многое меняется. Значит, портрет нации и менталитет тоже меняются, причем для этого не нужны века. Изменения в менталитете будут заметны в пределах 1-2 поколений.
Российский экономист Александр Аузан рассказывает, что есть две траектории экономического развития. Большая часть стран движется по первой траектории: неравномерно и в основном медленно. Это Россия, Испания, Аргентина. 25 наиболее сильных экономически стран движутся по второй траектории — стабильно и быстро. Это, например, Германия.
Перейти с первой скорости на вторую сложно, но реально. Российские экономисты выяснили, что в тех странах, где это удалось, такому скачку предшествовало изменение хофстедовых показателей. Понижался индекс дистанции власти и избегание неопределенности, повышалась долгосрочность ориентации.
Источник