- Дидактический материал по теме «Население мира» 10 класс
- Просмотр содержимого документа «Дидактический материал по теме «Население мира» 10 класс»
- Дидактический материал по теме «Население мира» 10 класс
- Просмотр содержимого документа «Дидактический материал по теме «Население мира» 10 класс»
- Демографическая ситуация в мире
Дидактический материал по теме «Население мира» 10 класс
Дидактические материалы представлены разноуровневыми заданиямипо теме «Население мира».
Задания направлены на изучение нового материала или закрепление изученного на предыдущем уроке. Кроме заданий материал включает в себя ключи для проверяющих и критерии оценивания.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме «Население мира» 10 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
Дидактический материал по географии 10 класс в соответствии с ФГОС СОО по теме «Население мира»
Выполнила учитель географии
МОУ СОШ №1 г. Неи
Смирнова Татьяна Петровна
Дидактический материал составлен на основе образовательной программы среднего общего образования, рабочей программы по учебному предмету «География», УМК «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В.П. Максаковского, Издательство: «Просвещение», 2017год.
Цель создания дидактического материала – активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Посредством выполнения заданий, указанных в дидактических материалах, учитель добивается решения следующих задач:
формирование системы географических знаний;
повышение качества обучения географии;
формирование умения самостоятельного поиска необходимой информации обучающимися.
Содержание дидактического материала определяется требованиями ФГОС СОО. В ходе выполнения заданий у учащихся формируются:
— Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
— Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
— Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу.
Пособие предназначено для индивидуального контроля и закрепления знаний учащихся на уроках географии. Оно включает различные типы заданий, которые позволят учителю сделать опрос более разнообразным по форме. В конце пособия приводятся ответы и критерии оценивания.
Для иллюстрации заданий использовались:
-карты «Атласа с контурными картами и сборником задач. Экономическая и социальная география мира». 10-11 кл. / О.В. Крылова.- Москва: Издательство АСТ, 2017;
-карта «Крупнейшие города мира» — публикация https://yandex.ru/images/search?text=карта%20крупнейшие%20города%20мира&lr=7
Тема 1. Численность и воспроизводство населения.
Задание 1. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них численности населения (от минимального к максимальному).
Япония, Индия, США, Индонезия, Китай, Бразилия, Бангладеш, Россия, Нигерия, Пакистан.
Задание 2. Сравните страны мира по естественному приросту (убыли) населения. Выявите закономерности и сделайте выводы на основе сравнения. Для выявления закономерностей и формулирования выводов используйте приведённую ниже карту «Естественный прирост (убыль) населения».
Задание 3. Установите соответствие стран их типам воспроизводства.
Польша, Бельгия, Индия, Франция, Мали, США, Китай, Австралия, Украина, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Швеция, Италия, Пакистан, ЮАР, Албания, Япония.
1 тип воспроизводства________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 тип воспроизводства________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Составьте текст из нескольких предложений, используя в них следующие опорные слова: демографическая политика, стимулирующие экономические меры, демографический кризис, Китай, Франция, Россия, Индия, Япония, национальная программа планирования семьи, демографический взрыв, «Одна семья – один ребенок».
Инструкция для проверяющих
На выполнение 4 заданий отводится 15 минут. Проверочная работа составляется в 1 варианте. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Ключи для проверки знаний приведены в таблице 1. Задания в проверочной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов,:
Ключи для проверки заданий
Япония, Россия, Бангладеш, Нигерия, Пакистан, Бразилия, Индонезия, США, Индия, Китай
Возможный вариант ответа
Страны мира различаются по показателю естественного прироста (убыли) населения, которое определяется, прежде всего, социально-экономическими условиями жизни людей, а также взаимоотношениями между ними в обществе и в семье. Высокий ЕП наблюдается в развивающихся странах тропической Африки и Юго-Западной Азии. Лидируют в списке Нигер, Мали, Уганда. Низкий ЕП наблюдается в экономически развитых странах. В Зарубежной Европе и Японии ЕП отрицательный. Демографы называют это явление демографическим кризисом, который отрицательно сказывается на всем развитии страны.
1 тип воспроизводства: Польша, Бельгия, Франция, США, Австралия, Украина, Швеция, Италия, ЮАР, Япония
2 тип воспроизводства: Индия, Мали, Китай, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Пакистан, Албания
4б (по 0,2 за страну)
Возможный вариант ответа
В современном мире большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. В странах первого типа воспроизводства населения, где наблюдается демографический кризис, преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости. Она проводится с помощью разных стимулирующих экономических мер. Это такие страны как Россия, Япония, Франция.
В станах второго типа воспроизводства населения, где наоборот наблюдается демографический взрыв, осуществляют демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и ЕП. Например в Индии приняли национальную программу планирования семьи. В Китае основной девиз демографической политики: «Одна семья – один ребенок».
Источник
Дидактический материал по теме «Население мира» 10 класс
Дидактические материалы представлены разноуровневыми заданиямипо теме «Население мира».
Задания направлены на изучение нового материала или закрепление изученного на предыдущем уроке. Кроме заданий материал включает в себя ключи для проверяющих и критерии оценивания.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме «Население мира» 10 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
Дидактический материал по географии 10 класс в соответствии с ФГОС СОО по теме «Население мира»
Выполнила учитель географии
МОУ СОШ №1 г. Неи
Смирнова Татьяна Петровна
Дидактический материал составлен на основе образовательной программы среднего общего образования, рабочей программы по учебному предмету «География», УМК «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В.П. Максаковского, Издательство: «Просвещение», 2017год.
Цель создания дидактического материала – активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Посредством выполнения заданий, указанных в дидактических материалах, учитель добивается решения следующих задач:
формирование системы географических знаний;
повышение качества обучения географии;
формирование умения самостоятельного поиска необходимой информации обучающимися.
Содержание дидактического материала определяется требованиями ФГОС СОО. В ходе выполнения заданий у учащихся формируются:
— Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
— Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
— Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу.
Пособие предназначено для индивидуального контроля и закрепления знаний учащихся на уроках географии. Оно включает различные типы заданий, которые позволят учителю сделать опрос более разнообразным по форме. В конце пособия приводятся ответы и критерии оценивания.
Для иллюстрации заданий использовались:
-карты «Атласа с контурными картами и сборником задач. Экономическая и социальная география мира». 10-11 кл. / О.В. Крылова.- Москва: Издательство АСТ, 2017;
-карта «Крупнейшие города мира» — публикация https://yandex.ru/images/search?text=карта%20крупнейшие%20города%20мира&lr=7
Тема 1. Численность и воспроизводство населения.
Задание 1. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них численности населения (от минимального к максимальному).
Япония, Индия, США, Индонезия, Китай, Бразилия, Бангладеш, Россия, Нигерия, Пакистан.
Задание 2. Сравните страны мира по естественному приросту (убыли) населения. Выявите закономерности и сделайте выводы на основе сравнения. Для выявления закономерностей и формулирования выводов используйте приведённую ниже карту «Естественный прирост (убыль) населения».
Задание 3. Установите соответствие стран их типам воспроизводства.
Польша, Бельгия, Индия, Франция, Мали, США, Китай, Австралия, Украина, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Швеция, Италия, Пакистан, ЮАР, Албания, Япония.
1 тип воспроизводства________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 тип воспроизводства________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Составьте текст из нескольких предложений, используя в них следующие опорные слова: демографическая политика, стимулирующие экономические меры, демографический кризис, Китай, Франция, Россия, Индия, Япония, национальная программа планирования семьи, демографический взрыв, «Одна семья – один ребенок».
Инструкция для проверяющих
На выполнение 4 заданий отводится 15 минут. Проверочная работа составляется в 1 варианте. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Ключи для проверки знаний приведены в таблице 1. Задания в проверочной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов,:
Ключи для проверки заданий
Япония, Россия, Бангладеш, Нигерия, Пакистан, Бразилия, Индонезия, США, Индия, Китай
Возможный вариант ответа
Страны мира различаются по показателю естественного прироста (убыли) населения, которое определяется, прежде всего, социально-экономическими условиями жизни людей, а также взаимоотношениями между ними в обществе и в семье. Высокий ЕП наблюдается в развивающихся странах тропической Африки и Юго-Западной Азии. Лидируют в списке Нигер, Мали, Уганда. Низкий ЕП наблюдается в экономически развитых странах. В Зарубежной Европе и Японии ЕП отрицательный. Демографы называют это явление демографическим кризисом, который отрицательно сказывается на всем развитии страны.
1 тип воспроизводства: Польша, Бельгия, Франция, США, Австралия, Украина, Швеция, Италия, ЮАР, Япония
2 тип воспроизводства: Индия, Мали, Китай, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Пакистан, Албания
4б (по 0,2 за страну)
Возможный вариант ответа
В современном мире большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. В странах первого типа воспроизводства населения, где наблюдается демографический кризис, преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости. Она проводится с помощью разных стимулирующих экономических мер. Это такие страны как Россия, Япония, Франция.
В станах второго типа воспроизводства населения, где наоборот наблюдается демографический взрыв, осуществляют демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и ЕП. Например в Индии приняли национальную программу планирования семьи. В Китае основной девиз демографической политики: «Одна семья – один ребенок».
Источник
Демографическая ситуация в мире
Прогнозируется, что население мира за 2020 г. увеличится на 1,1% ( табл. 1 ). Традиционно наибольший прирост характерен наименее развитым странам мира (2,6%). Этот показатель выше среднемирового в развивающихся странах. Нулевой коэффициент естественного прироста населения предполагается в развитых странах.
Коэффициенты естественного прироста населения стран мира разного типа в 2020 г.
В условиях преобладания в Африке наименее развитых стран здесь отмечается самый высокий естественный прирост населения в мире (2,6%) ( табл. 2 ). Благополучней, чем в среднем по миру демографическая ситуация в Азии (без учета Китая). Почти среднемирового значения естественный прирост достигает в Австралии и Океании, а также Южной Америке. В 3,7 раза ниже коэффициент естественного прироста в Северной Америке. Отрицательное его значение наблюдается в Европе. Таким образом, отмечается демографический «раскол» между промышленно развитыми странами Севера и развивающимися странами Юга.
Коэффициенты естественного прироста населения частей света в 2020 г.
Самые высокие коэффициенты естественного прироста на африканском континенте в Центральной и Восточной Африке ( табл. 3 ). Значительно ниже этот показатель в Северной и Южной Африке.
В Азии самый низкий коэффициент естественного прироста в её восточной части, что обусловлено нахождением здесь Китая, в котором демографическая политика («одна семья — один ребенок») и индустриализация сыграли значительную роль в снижении рождаемости.
В Америке лучшая демографическая ситуация отмечается в её Центральном субрегионе, Южной Америке и странах Карибского бассейна. Минимальное значение естественного прироста характерно для США и Канады.
В Европе демографическое благополучие сохраняется в её северной и западной частях, тогда как в Восточной и Южной Европе фиксируется естественная убыль населения.
Коэффициенты естественного прироста субрегионов мира в 2020 г.
Россия, как и большинство стран Севера, испытывает депопуляцию населения (-0,2%) и наряду с Японией, Южной Кореей, странами Восточной и Южной Европы входит в ареал с нулевым или отрицательным естественным приростом населения ( рис. ). Наиболее критическая ситуация сложилась в Болгарии (-0,7%), Украины (-0,6), Латвии (-0,5), Сербии (-0,5), Японии (-0,4), Литве (-0,4), Беларуси (-0,4), Венгрии (-0,4), Хорватии (-0,4) и Италии (-0,4).
Наибольших значений коэффициент естественного прироста населения достигает в Нигере (3,8%), Мали (3,6), Анголе (3,5), Уганде (3,3), ДР Конго (3,5), Чаде (3,2) и др.
Благодарю за репосты, комментарии, подписки и лайки!
Источник