ИКТ на уроках географии. Тема: «Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Зарубежной Европы»
Урок в 11 классе по теме “Знакомство с субрегионами и странами Зарубежной Европы” шестой в разделе “Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа” по учебнику Максаковского В.П. На данном уроке рассматриваются особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современных проблем развития стран Европы, анализ карт на примере Швеции, Франции, Греции и Польши в соответствии с требованием ФКГОСОО. На уроке развиваются и совершенствуются такие УУД, как:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно: “Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока”;
- планирование: “Выступление учеников со своими проектами по странам, заполнение учащимися таблицы, групповая практическая работа, подведение итогов работы”;
- контроль и коррекция – сличение его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона и внесение необходимых дополнений и корректив: “Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы”4
- оценка – осознание уровня и качества усвоения: “Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны”.
- сотрудничество – умение слышать, слушать и понимать партнера во время выступления учащихся,
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность во время групповой работы,
- распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга во время групповой работы,
- уметь договариваться, вести диалог, правильно выражать свои мысли в речи во время групповой работы и в беседе с учителем,
- уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя во время фронтальной беседы,
- умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками во время дискуссии.
Кроме того, данные презентации по странам Европы можно использовать во внеклассной работе с целью развития познавательного интереса к миру, культуре и достопримечательностям изучаемых стран.
Образовательная – выявить социально – экономические особенности стран различных субрегионов Европы.
Развивающая – развитие умений сравнивать различные страны субрегионов Европы по основным экономико-географическим показателям; выделять черты сходства и различия, используя различные источники географических знаний.
Воспитательная – способствовать развитию культурного всесторонне развитого человека через познание культур других народов и стран; умения вести себя в обществе: вести беседу с учителем, одноклассниками, слушать других людей, работать в группе.
Средства обучения: настенная карта Европы, атласы, учебники, хрестоматии, энциклопедии, мультимедиа. На доске эпиграф “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!” Н.А.Некрасов.
ФОУД: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Тип урока: урок-практикум.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, метод проектов.
Роль учителя | Роль ученика | ||||
1. Организационный момент. Мотивация. Ребята, сегодняшний наш урок мне бы хотелось начать со слов Н.А. Некрасова (на доске “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!”). Давайте попробуем на сегодняшнем занятии найти подтверждение этих строк, а для этого нам необходимо познакомиться со странами Зарубежной Европы. 2. Актуализация. Давайте вспомним, что нам известно с прошлого урока, какие общие черты и какие различия имеют страны Европы? В какие интеграционные группировки они входят? С какой целью происходит интеграция в Европе? 3. Целеполагание. Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока (если возникают затруднения, учитель корректирует постановку цели). 4. Первичное усвоение материала. Наша задача – на основе выступлений учеников заполнить таблицу со сравнительной характеристикой по Швеции и Польше, Франции и Греции, которые входят в состав разных субрегионов Зарубежной Европы (некоторые ученики выполняли проекты по заданным странам, которые получили заранее). После выступления по каждой стране учитель задает вопрос: Чем данная страна удобна для жизнедеятельности человека? 5. Осознание и осмысление учебной информации. Итак, мы получили краткую информацию о четырех странах, расположенных в разных субрегионах Зарубежной Европы. Чтобы узнать, а в какой стране более комфортные условия жизни и более высокий уровень экономического развития, нам необходимо сравнить эти страны. Эту работу мы будем выполнять по группам. Мы с вами живем в России, а значит нам не безразлично экономическое развитие нашей страны. Поэтому одна группа будет определять внешние связи этих стран с Россией и выявлять наиболее выгодных партнеров Делаем выводы – слушаем результаты работы групп. 6. Швеция – Греция (черты сходства): 1. полуостровные, унитарные государства, 1. разная форма правления, Франция – Польша (черты сходства): 1. материковые страны, унитарные республики, 1. Польша -бывшая социалистическая республика, Франция – капиталистическая страна, Внешние связи с Россией: Импорт: продукция машиностроения, (автомобили, оборудование) мебель, одежда, парфюмерия, косметика, медикаменты, продовольственные товары Экспорт: топливо, металлическое сырье, химические продукты и др. 7. Первичное закрепление учебного материала. Проанализировав все особенности каждой страны, давайте сделаем общий вывод – что же влияет на экономическое развитие стран? Итак, на экономическое развитие страны влияют:
8. Домашнее задание стр. 218–221 учебника, повторить материал по Зарубежной Европе, используя блок самоконтроля в конце темы 6 (дифференцированно записано на доске) 9. Рефлексия. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, вы согласны с Н.А.Некрасовым, что в Европе удобно? Да, конечно. Но почему он тут же говорит, что “Родины ласки ни с чем не сравнимы”? ………. Конечно надо стремиться к уровню жизни, сопоставимому с уровнем европейских стран, но это зависит прежде всего от нас с вами, как мы будем строить свою жизнь и какой вклад внести в экономику страны сможете вы после окончания школы и учебных заведений. Страна богата ресурсами, но сила нашей страны в нас. И хотелось бы верить, что “Если крикнет рать святая, кинь ты Русь живи в раю!”, на это вы бы ответили……… так как это сказал С Есенин и с которым я полностью согласна “Я скажу не надо рая дайте родину мою.” Спасибо за урок. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на плодотворную работу. (Слайд 1) Читают слова Н.А. Некрасова, анализируют, почему автор пишет, что в Европе удобно. Анализируют расселение населения и особенности хозяйства крупных регионов Зарубежной Европы. Отвечают на вопросы учителя. Определяют цель урока – рассмотреть страны из разных субрегионов Зарубежной Европы; выявить, почему в Европе удобно и где наиболее комфортно для человека Выступление учеников с опережающим заданием – проектами по данным странам. Во время выступлений ученики заполняют таблицу в рабочих листах (см. приложение). Выступающие отвечают на вопрос учителя, чем их страна выгодна (удобна) для человека. Групповая практическая работа: на основании полученных данных, а также используя другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы. Класс делится на группы:
Представители каждой из групп делают выводы:
Швеция экономически развита сильнее
Польша экономически развита, расположена ближе к России
Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы. Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны, соотносят с эталоном учителя. Записывают домашнее задание, анализируют блок самоконтроля и взаимного контроля, определяют степень самоподготовки к зачету по теме “Зарубежная Европа”. Отвечают на вопросы учителя, ведут беседу-дискуссию с учителем и одноклассниками. Возможные варианты ответа: “Европа удобна географическим положением, благоприятным климатом, уровнем экономического развития и т.п.”, “Россия богата природно-ресурсным потенциалом, есть возможность для дальнейшего развития, необходимо только правильно распоряжаться этим богатством и развивать экономическое и политическое сотрудничество с другими странами и т.п.” Источник Урок географии |
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы» | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
СРАВНЕНИЕ ДВУХ СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ
Тип урока : урок рефлексии.
Используемые технологии : здоровьесбережения, проектной деятельности, деятельностного подхода в обучении, дифференцированного подхода в обучении.
Цели урока : выполнить практическую работу «Сравнительная характеристика двух стран Зарубежной Европы».
Формируемые универсальные учебные действия : научиться составлять сравнительную характеристику стран; анализировать полученную информацию и делать выводы; находить информацию в различных источниках, оценивать ее достоверность; строить логические рассуждения и умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; выполнять задания по предложенному плану; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; участвовать в дискуссии; формирование ответсвенного отношения к учению; умение самостоятельно отбирать необходимые знания для решения учебных задач; развитие потребности и готовности к самообразованию.
Оборудование : учебник, атлас, контурные карты, рабочая тетрадь, статистические материалы.
Учитель проводит инструктаж по выполнению практической работы.
- Выполнение практической работы «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы».
План характеристики страны.
- ЭГП.
- Природно-ресурсный потенциал.
- Население.
- Промышленность.
- Сельское хозяйство.
- Непроизводственная сфера.
- Транспорт.
- Вывод.