- Развивающиеся страны. Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки — развивающиеся страны, или страны третьего мира
- Практическая работа ««Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки»
- Просмотр содержимого документа «Практическая работа ««Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки»»
- Конспект урока «Сравнительная характеристика развивающихся стран Африки и Латинской Америки»
- Практическая работа ««Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки»
- Просмотр содержимого документа «Практическая работа ««Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки»»
Развивающиеся страны. Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки — развивающиеся страны, или страны третьего мира
Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки — развивающиеся страны, или страны третьего мира. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.
Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его неграмотность. Им свойственны аграрно-минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем страны эти очень разные и их типология сложнее, чем в предыдущей группе.
При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государств и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы стран. Используя эти критерии, можно выделить пять групп развивающихся стран.
К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из новых индустриальных стран Азии.
Вторую группу образуют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, и живущие за счет нефтедолларов (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Ирак и др.). Их характерные признаки: высокий доход на душу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение.
Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства.
Третья группа, наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на душу населения (около 1 тыс. долл.). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.
В четвертую группу стоит выделить Китай, Индию, Пакистан и Индонезию — страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления на душу населения (ВВП на душу населения — около 300 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.
Последняя пятая группа — наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения (например, в Эфиопии — 120 долл.), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.
Дата добавления: 2015-12-22 ; просмотров: 1782 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Практическая работа ««Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки»
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа ««Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки»»
ФИО ученика ______________________________________________________________
Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Используя карты атласа, текст учебника, справочную и другую литературу, заполните таблицу:
1. Социально-экономический тип страны
2. Государственный строй и столица
3. Географическое положение
4. Природные условия и ресурсы
5. Характерные черты населения
6. Отрасли специализации промышленности
7. Отрасли специализации сельского хозяйства
8. Особенности развития транспорта
9. Внешние экономические связи
10. Особенности развития непроизводственной сферы
11. Проблемы развития страны
12. Вывод о развитии страны
Сделайте общий вывод о экономическом развитии этих стран.
ФИО ученика ______________________________________________________________
Практическая работа № 8.
Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Используя карты атласа, текст учебника, справочную и другую литературу, заполните таблицу:
1. Социально-экономический тип страны
2. Государственный строй и столица
3. Географическое положение
4. Природные условия и ресурсы
5. Характерные черты населения
6. Отрасли специализации промышленности
7. Отрасли специализации сельского хозяйства
8. Особенности развития транспорта
9. Внешние экономические связи
10. Особенности развития непроизводственной сферы
11. Проблемы развития страны
12. Вывод о развитии страны
Сделайте общий вывод о экономическом развитии этих стран.
ФИО ученика ______________________________________________________________
Практическая работа № 8.
Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Используя карты атласа, текст учебника, справочную и другую литературу, заполните таблицу:
Источник
Конспект урока «Сравнительная характеристика развивающихся стран Африки и Латинской Америки»
Тема урока Сравнительная характеристика развивающихся стран Африки и Латинской Америки
Учитель Овчаренко Н.Е.
Цель урока: планирование исследовательской деятельности по изучению особенностей ПГП и ЭГП, населения и хозяйства развивающихся стран Африки и Латинской Америки.
способствовать усвоению новых знаний;
способствовать формированию системы знаний на основе актуализации их собственного опыта;
способствовать формированию глобального мышления, масштабности хозяйства стран региона;
способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей;
создавать мотивационную основу для формирования умения мыслить нестандартно, находить ответы на проблемные вопросы;
заниматься анализом информации, работать со схемами, таблицей ,с текстами, с информацией в интернете;
способствовать формированию активной жизненной позиции;
способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество;
воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу, умения работать коллективно.
Оборудование: учебник, иллюстрации, атлас, интерактивная доска, компьютеры с выходом в интернет.
Объявление темы и целей урока. Образование групп для работы на уроке.
II. Актуализация знаний.
Данная тема является первой в разделе уроков, посвященных Латинской Америке. Вы познакомитесь с разнообразными и интересными странами региона, которые играют значительную роль в современном мире. Преподаватель подробно расскажет о составе, границах, своеобразии стран Латинской Америки. Как дополнительный материал в уроке рассмотрены три темы: «Остров Свободы», «Хунта», «Захват Гренады». Урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Латинской Америки.
III. Изучение новой темы.
Самостоятельная работа учащихся по группам с использованием таблицы.
Доклад учащихся 1-й группы (с последующим обсуждением) по результатам работы по планированию исследовательской деятельности «Латинская Америка) по вопросам: территория, границы, положение; природные условия и ресурсы.
Территория, границы, положение, государственный строй стран Латинской Америки.
ЭГП Латинской Америки определяется тем, что она находится в сравнительной близости от США, но на большом удалении от других крупных регионов
Выявить положительные и отрицательные стороны ЭГП стран Латинской Америки
Факторы ЭГП и территории
Влияние факторов ЭГП и территории на развитие отношений между странами Латинской Америки
На развитие отношений между странами Латинской Америки влияет их ЭГП, особенности территорий и границ
1. Изучить текст в учебнике и доп. литературе по данному вопросу.
2. Отобрать статистический материал.
3. Проанализировать ЭГП стран по картам атласа
1. Сравнение ЭГП стран по картам.
2. Анализ статистических данных о размерах территорий
Природные условия и ресурсы Латинской Америки.
В Латинской Америке все острее ощущается необходимость увязки экономического развития с рациональным использованием и охраной природных богатств.
Оценить природно-ресурсные возможности региона в развитии хозяйства
Природные условия и ресурсы
Влияние природных условий и ресурсов на развитие экономики стран Латинской Америки
Главные проблемы – изучение ресурсов и организация их крупномасштабного и рационального использования.
1. Изучить текст параграфа по данному вопросу.
2. Сравнить природные условия отдельных стран региона
3. Сравнить обеспеченность стран природными ресурсами
1. Сравнение, на основе анализа статистических данных и сопоставления карт разного содержания
Доклад учащихся 2-й группы (с последующим обсуждением) по результатам работы по планированию исследовательской деятельности (Африки) по вопросам: территория, границы, положение; природные условия и ресурсы.
Самостоятельная работа учащихся по дальнейшему планированию работы по проекту.
Доклад учащихся 1-й группы с последующим обсуждением) по результатам работы по планированию исследовательской деятельности «Латинская Америка) по вопросу «Население»
Этнический состав населения Латинской Америки сложился под
Воздействием трех компонентов: -индейские племена и народности;
-второй компонент сформировали европейские переселенцы;
— третий компонент образовали африканцы.
Выявление особенностей современного этнического состава населения и размещение населения Латинской Америки
Население Латинской Америки
Демографические процессы в Латинской Америке. Особенности размещения населения и процесса урбанизации, «ложная урбанизация».
Характерен второй тип воспроизводства. Демографический взрыв в регионе прошел ещё в конце прошлого века, но в некоторых странах (Боливия и Парагвай) прирост по-прежнему выше 2 %.
По показателям урбанизации Латинская Америка скорее напоминает экономически развитые, чем развивающиеся страны: средний уровень ее в регионе очень высокий (80%), а темпы теперь уже замедленные, ярко выражена «ложная урбанизация».
Доклад учащихся 2-й группы по результатам работы по планированию исследовательской деятельности «Латинская Америка) по вопросу «Население»
Доклад учащихся 1-й группы (с последующим обсуждением) по результатам работы по планированию исследовательской деятельности «Латинская Америка) по вопросу « Хозяйство Латинской Америки. Отличительная черта экономического развития »
Хозяйство стран Латинской Америки
Постепенное снижение в национальном доходе доли сельского хозяйства и повышение удельного веса промышленности.
Латинская Америка — наиболее развитый регион «третьего мира», производящий половину промышленной продукции развивающихся стран.
В сельском хозяйстве Латинской Америки малотоварное потребительское производство сочетается с крупным плантационным, монокультурным хозяйством, продукция которого широко представлена на мировом рынке.
Доклад учащихся 2-й группы (с последующим обсуждением) по результатам работы по планированию исследовательской деятельности «Латинская Америка) по вопросу «Хозяйство Африки: отраслевая и территориальная структура. «Однобокая экономика Африки — подарок колониального прошлого или объективное настоящее?»
Большинство стран Африки сохраняют монокультурную специализацию хозяйства направленную главным образом на экспорт
Выявить причины монокультурной специализации стран
Хозяйство стран Африки
Монокультурная специализации стран Африки
Монокультурная специализация стран является наследием колониального прошлого Африки
Дополнения учителя с использованием ЭОР (интерактивная доска)
Обратить внимание учащихся!
Индекс человеческого развития (ИЧР) является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни , грамотности , образования и уровня жизни для стран во всём мире. Этот индекс используется для выявления отличий между развитыми , развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни . Страны делятся на четыре большие категории, исходя из их ИЧР: очень высокий , высокий , средний и низкий уровень человеческого развития.
Спи́сок стран по и́ндексу челове́ческого разви́тия включён в Отчёт о развитии человечества [1] из Программы развития ООН , составленный на основе оценочных данных 2016 года и опубликованный 21 марта 2017 года.
Самостоятельная работа учащихся по группам.
Доклад учащихся 1-й группы (с последующим обсуждением) по результатам работы по планированию исследовательской деятельности «Латинская Америка) по вопросу « Серегины Латинской Америки »
Особенности субрегионов Латинской Америки
Серегины Латинской Америки сформированные под влиянием природных и культурно-исторических условий
Доклад учащихся (с последующим обсуждением) 2-й группы по результатам работы по планированию исследовательской деятельности «Латинская Америка) по вопросу «Серегины Африки «Три лица Африки, какие они?»
V. Закрепление изученного материала.
VI. Домашняя работа. Дальнейшая работа над проектом « Сравнительная характеристика развивающихся стран Африки и Латинской Америки »
Источник
Практическая работа ««Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки»
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа ««Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки»»
ФИО ученика ______________________________________________________________
Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Используя карты атласа, текст учебника, справочную и другую литературу, заполните таблицу:
1. Социально-экономический тип страны
2. Государственный строй и столица
3. Географическое положение
4. Природные условия и ресурсы
5. Характерные черты населения
6. Отрасли специализации промышленности
7. Отрасли специализации сельского хозяйства
8. Особенности развития транспорта
9. Внешние экономические связи
10. Особенности развития непроизводственной сферы
11. Проблемы развития страны
12. Вывод о развитии страны
Сделайте общий вывод о экономическом развитии этих стран.
ФИО ученика ______________________________________________________________
Практическая работа № 8.
Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Используя карты атласа, текст учебника, справочную и другую литературу, заполните таблицу:
1. Социально-экономический тип страны
2. Государственный строй и столица
3. Географическое положение
4. Природные условия и ресурсы
5. Характерные черты населения
6. Отрасли специализации промышленности
7. Отрасли специализации сельского хозяйства
8. Особенности развития транспорта
9. Внешние экономические связи
10. Особенности развития непроизводственной сферы
11. Проблемы развития страны
12. Вывод о развитии страны
Сделайте общий вывод о экономическом развитии этих стран.
ФИО ученика ______________________________________________________________
Практическая работа № 8.
Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Используя карты атласа, текст учебника, справочную и другую литературу, заполните таблицу:
Источник