Сравнительная характеристика стран южной азии

Страноведческая характеристика Южной Азии

В Южной Азии относятся 7 стран, которые развиваются: Бутан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка и Мальдивская Республика. Регион занимает всего 4% территории земного шара, но здесь проживает почти 20% населения мира.

Южная Азия — регион, включающий группу стран, расположенных к югу от Гималаев и на близлежащих островах в Индийским океане. Все эти страны имеют многие общие черты, что позволяет рассматривать их в составе единого региона.

На юге регион омывается морями и заливами Индийского океана. Только Непал и Бутан не имеют выхода к морю. Вдоль берегов Южной Азии проходят важные международные судоходные линии, из Европы в страны Азии.

В пределах Южной Азии, площадь которой превышает 4,7 млн. км2

Население Южной Азии насчитывает около 1,2 млрд. человек. Индия — крупнейшая страна региона, в ней проживают около 1000 млн. человек.

Перенаселенность, сопровождаемая высокой рождаемостью, обостряет целый ряд проблем. Главная из них — бедность. Большая часть населения удовлетворяется лишь элементарными жизненными потребностями.

Быстрый рост численности населения обостряет вторую проблему — безработица. Только в Индии количество безработных превышает 50 млн. человек. Трудности привлечения трудовых ресурсов усиливает проблема неграмотности. их доля повсеместно превышает 50% (только в Шри-Ланке — 15%).

Высокий естественный прирост населения вызывает и быстрый рост численности городского населения, хотя его доля в населении стран все еще незначительна. Городское хозяйство не в состоянии обеспечить жителей работой и жильем, поэтому для всех стран характерна «ложная» урбанизация.

Преимущественно населения работает в сельском хозяйстве, только на Мальдивах доля занятых в этой отрасли хозяйства составляет 33% (45% работающих в этой стране занята в рыболовстве, 18% — в сфере международного туризма).

3)Природно-ресурсный потенциал Южной Азии.

В регионе есть уникальные по мировым меркам залежи каменного и бурого угля, тория, месторождения железных, марганцевых, хромовых руд и других металлов и минералов, в том числе золотоносных. Запасы нефти незначительны.

Здесь немало пригодных для возделывания земельных угодий, но в условиях муссонного климата всем странам приходится решать мелиорации. Длительное, или круглогодичный, вегетационный период позволяет собирать по два, а иногда и три урожая в год.

4)Общие сведения(тип государственного устройства)

по форме государственного строя пять из семи государств (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка и Мальдивы) являются республиками, два — Непал и Бутан — монархиями (королевствами). По форме государственного устройства пять из семи стран региона (Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал и Шри-Ланка) являются унитарными государствами и только две (Индия и Пакистан) — федеративными. Столицами государств являются: Индии — Дели; Пакистана — Исламабад; Непала — Катманду; Бутана — Тхимпху; Бангладеш — Дакка; Шри-Ланки — Коломбо; Мальдив — Мале.

По религиозной принадлежности Южная Азия делится на три группы стран. К первой, в странах которой преобладает ислам, относятся Пакистан, Бангладеш и Мальдивы. Ко второй, наиболее представляет регион, входят Индия и Непал. В этих государствах преобладает индуизм. В странах третьей группы — Бутане и Шри-Ланке — распространенным является буддизм.

5)Общая характеристика хозяйства Южной Азии.

Странам Южной Азии присущи как закономерности развивающихся, так и свои особенности. Беспрецедентные по масштабам бедность, отсталость, экономическая зависимость от других стран и при этом огромные потенциальные воспроизводимые ресурсы. Только Индия и Пакистан относятся к аграрно-индустриальных стран, другие страны — аграрные. Доля продукции сельского хозяйства в ВНП колеблется от 25-35% в Индии, Шри-Ланке, Пакистане, Бангладеш до полного превосходства в Непале, Бутане, Мальдивах.

6)отрасли специализации промышленности.

Многие отрасли промышленного комплекса страны занимают первое место среди группы стран, которые развиваются. В Пакистане наибольшего развития достигли отрасли военно-промышленного комплекса, легкая и пищевая промышленность. Промышленность региона в целом остается на второстепенных ролях, доля ее продукции в ВВП колеблется от 6% (Мальдивы) до 25% (Индия).

7) отрасли специализации с/х

В целом уровень развития хозяйства Южной Азии невысок. Основой экономики стран субрегиона является сельское хозяйство. Южная Азия крупнейший поставщик на мировой рынок чая, джута, каучука, мякоти кокосового ореха. Здесь производится большие объемы сахарного тростника, арахиса, хлопчатника, табака, пряностей, риса. В то же время страны Южной Европы не обеспечивают себя продуктами питания и импортируют их (в первую очередь зерно) из других стран. В структуре сельского хозяйства резко преобладает растениеводство.

8)особенности транспортной системы

Транспортный комплекс регионаHYPERLINK «http://bagazhznaniy.ru/geography/sostav-i-ekonomiko-geograficheskoe-polozhenie-yuzhnoj-azii» развит еще недостаточно. Для грузовых и пассажирских перевозок используют густую сеть железных дорог, которые в последнее время испытывают острую конкуренцию со стороны автомобильного транспорта. Морской транспорт обеспечивает большую часть внешних перевозок. Крупнейшим морским торговым флотом обладает Индия. Между Индией и Шри-Ланкой действует паромная переправа.

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества, СААРК

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Методические разработки и пособия по географии
  • Сравнительная характеристика макрорегионов Зарубежной Азии

Сравнительная характеристика макрорегионов Зарубежной Азии

Урок географии в 11 классе

Сравнительная характеристика макрорегионов Зарубежной Азии

Лобаченко Тамара Алексеевна,
учитель ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга

Цели урока : Дать общее представление о Зарубежной Азии на основе показа своеобразия ее макрорегионов.

— формировать межпредметные и метапредметные компетенции,

— систематизировать полученные знания и отображать их главное содержание в форме ОК.

— развивать память, умение систематизировать изученный материал, умение делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов.

— развивать познавательный интерес и кругозор учащихся по географии мира и его макрорегионов

— способствовать нравственному воспитанию учащихся через знакомство с хозяйством, культурой других народов.

— уметь анализировать и оценивать учащимися результаты собственной деятельности, аргументировать свою точку зрения.

Задачи:

1. Образовательные: Формировать умения работать в группах, навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и общих учебных задач. Формировать практические умения работы с географической картой и другими источниками информации.

2. Развивающие: развивать навыки устной монологической речи обучающихся, умение работать с различными источниками информации, делать выводы

3. Воспитывающие: воспитывать интерес к процессу познания, чувство взаимопомощи.

· личностные:формирование познавательного интереса, создание условий для формирования коммуникативной культуры личности.

· метапредметные:развитие логического мышления, умения ясно выражать свои мысли, способности анализировать прослушанное и оформлять в опорный конспект.

· предметные:ознакомление с макрорегионами Азии, с условиями их формирования и развития.

Оформление доски:

Паспорт стран Азии (+ СНГ):площадь — 32 млн.км.(21процент суши),

население — 3,8 млрд.человек (60 процентов населения мира), более 1 тысячи народов, более 40 суверенных государств( в основном развивающиеся), родина 3-х мировых религий, 12 «сверхгородов» (из 23-х мировых).

Оборудование:

Словарь к уроку:суверенное государство, монархия, республика, страны АТР, АСЕАН, ОПЕК, НИС, СНГ.

Политическая карта Зарубежной Азии, компьютерная презентация, путевые листы, таблицы, листы с заданиями,

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума.

План урока:

1.Орг.момент.

2. Актуализация знаний посредством работы с картой и терминами.

3. Формирование новых знаний. Работа в группах.

4. Подведение итога. Оценивание.

5. Домашнее задание.

Подготовительный этап.

1. Формирование групп

2. Постановка проблемы, целеполагание, планирование

3. Практическое применение ЗУН

До групповой работы учащимся нужно сообщить, что каждая группа изучает свой материал, готовит по нему теорию, схему, таблицу, затем защищает свою работу. Во время защиты другие группы могут задавать вопросы по заслушанной теме на уточнение и понимание материала, так как в конце урока составляется вывод на понимание темы на оценку.

Ход урока

Актуализация знаний.

Работа у политической карты:

1) Какие макрорегионы выделяют в Зарубежной Азии? Покажи на карте 3-4 страны Южной, Юго-Западной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии? Назови республики Средней Азии.

2) Приведи примеры стран с различным географическим положением: внутренние и приморские, островные и полуостровные.

3) Как различаются страны по форме правления? Назови монархии и республики в Азии.

4) Что означают аббревиатуры: АТР, СНГ, НИС, ОПЕК, АСЕАН? Какие из стран Азии входят в эти организации?

Словарная работа:

1. АТР(Азиатско — Тихоокеанский регион) включает страны Восточной и Юго-Восточной Азии, выходящие к Тихому океану и Австралию (30-45 стран.

Цель: политическое, экономическое сотрудничество.

2. АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) 1967 г. 10 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа). Цель: экономическое, социальное, культурное сотрудничество и развитие отношение между государствами региона.

3. ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) 1960г. 13 государств

(7 стран в Азии), ( Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Катар, Индонезия, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Венесуэла, Эквадор). Цель: установление мировых цен на нефть и контроль за добычей и продажей нефти.

4. НИС(Новые индустриальные страны): Республика Корея, Сингапур , Тайвань, Малайзия, Таиланд, Индонезия. Так их назвали, потому что благодаря проводимой политики правительством этих стран, они очень быстро за короткое время высокими темпами развития достигли высокого уровня экономического развития.

5. СНГ (Содружество независимых государств) Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения, Армения, Азербайджан — образовавшие содружество после распада СССР из бывших союзных республик для развития торгово-экономических отношений.

3. Формирование новых знаний.

Чтобы создать представление о мире в целом, в 11 классе мы изучаем отдельные регионы. Мы приступили к изучению второго региона – Азия.

В последнее время ученые и политики все больше говорят и пишут о той новой роли, которую начал играть в мировом хозяйстве обширный Азиатско – Тихоокеанский регион (АТР), поэтому все чаще можно встретить такие выражения, как «наступление тихоокеанской эры», «тихоокеанского столетия». Действительно,АТР – один из динамичных в мире; по прогнозам семь из десяти ведущих стран мира будут к этому времени азиатскими: Китай, Япония, Индия, Индонезия, Южная Корея, Таиланд, Тайвань; КНР может стать первой страной мира по объему ВВП.

Вспомним полицентрическую модель мирового хозяйства.

Из 10 центров мирового хозяйства 5 находятся в пределах Зарубежной Азии. Среди них 3 отдельных страны – Япония, Китай, Индия и 2 группы стран – НИС, нефтеэкспортирующие.

— Но давайте вернемся еще раз к началу урока, где я сказала, что легче создать образ мира с помощью историко-географических регионов, для этого нам нужна информация в целом о Зарубежной Азии.

В пределах региона выделяют несколько крупных субрегионов: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная и Центральная Азия.

— Возникает проблемная ситуация: Почему единый историко-географический регион разделен на 4 части? И не помешает ли это деление в создании общей характеристики целой Зарубежной Азии?

Обсуждение по вопросам.

— Но все равно проблема остается и звучит она так: Не разобравшись в малом, нельзя понять основного, поэтому изучение региона мы продолжим, изучая его части.

— Попробуем сделать предположение, выдвинем гипотезу.

Гипотеза:Регион Зарубежная Азия является цельным, потому что его части имеют много общих черт, таким образом, если близко расположенные территории имеют сходства, то они представляют единый регион.

— Итак, мы столкнулись с противоречием. Нам необходимо знать общую характеристику всего региона в целом, но в то же время он разделен на отдельные части.

— Какой способ решения этого противоречия вы можете предложить?

Ответ: Вначале дать сравнительную характеристику отдельным частям Зарубежной Азии, затем выделить общее среди этих частей.

— Т.о., изучение Зарубежной Азии мы начнем с характеристики внутренних ее регионов, а значит, тема урока будет звучать так: «Сравнительная характеристика макрорегионов Зарубежной Азии»

— Какая информация по данной теме может быть значимой для вас? Запишите ваши личные образовательные цели этого урока в тетрадь: что я хочу узнать, обсудить, чему хочу научиться.

Ответы учащихся – учитель записывает на доске цели урока, предложенные учащимися.

— Определив важные моменты темы, поставим общую цель урока.

Цель урока: Дать общее представление о Зарубежной Азии на основе показа своеобразия ее макрорегионов.

Модель достижения цели.

1. Выделить особенности Юго-Западной Азии;

2. Выделить особенности Южной Азии;

3. Выделить особенности Восточной и Центральной Азии;

4. Выделить особенности Юго-Восточной Азии;

5. На основе сравнительной характеристики частей Зарубежной Азии выделить общие признаки региона.

Форма работы – групповая; работать будут четыре группы. Каждая группа будет выполнять свое задание, связанное с одной из поставленных задач.

· 1 группа – 1 задача

· 2 группа – 2 задача

· 3 группа – 3 задача

· 4 группа – 4 задача

· 5 задачу решим по мере заполнения сводной таблицы «Сравнительная характеристика частей Зарубежной Азии»

Признаки

Юго-Западной Азии

Южной Азии

Восточной и Центральной Азии

Источник

Читайте также:  Джутовая промышленность страны лидеры
Оцените статью