- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
- Главная > Документ
- 10 класс_Практическая работа №5
- Просмотр содержимого документа «10 класс_Практическая работа №5»
- Оценка обеспеченности трудовыми ресурсами в мире?
- Практическая работа на тему: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»
- Просмотр содержимого документа «Практическая работа на тему: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt_rab_no_1_10_klass.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира
1. Рассчитайте долю населения стран(ы) в возрасте 15-59лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу 1 для выбранных стран (по образцу).
Пример расчета для Японии:
а) доля населения среднего возраста: 100% — (15+21)% = 64%;
б) разницы между долей населения среднего возраста и долей ЭАН: (64-53)% = 11%.
2. Используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбчатые диаграммы доли населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Заполните таблицу 2 (по образцу).
100% — все население страны
58% — средний мировой показатель доли населения среднего возраста (15-59 лет)
Доля населения среднего возраста: средне-мировой показатель – 58%; Европа – 60%; Азия – 57%; Англо-Америка – 60%; Латинская Америка – 55%; Америка – 51%; Австралия и Океания – 62%.
3. Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами?
Укажите причины , обусловившие в этой стране более высокую долю населения трудоспособного возраста
Доля населения среднего возраста (на середину 1990-х гг.): средне-мировой показатель – 58%; Европа – 60%; Азия – 57%; Англо-Америка – 60%; Латинская Америка – 55%; Америка – 51%; Австралия и Океания – 62%.
Население младшего возраста (%)
Население среднего возраста (%)
Население пожилого возраста (%)
К какому типу стран относится
Доля ЭАН в общей численности населения (%)
Разница между долей населения среднего возраста и долей ЭА Н
Источник
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.
1. Рассчитайте долю населения стран(ы) в возрасте 15—59 лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу 1 для выбранных стран (по образцу).
Работа выполняется по вариантам. По усмотрению учителя могут сравниваться две и более стран, в том числе те, для которых данные расчетов уже представлены в таблице 1.
Пример расчета для Японии:
а) доля населения среднего возраста:
100 % — (15 + 21) % = 64 %;
б) разница между долей населения среднего возраста и долей ЭАН:
2. Используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбчатые диаграммы (если они отсутствуют) доли населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Заполните таблицу 2 (по образцу).
3. Отметьте причины, влияющие на долю населения среднего возраста (основу трудовых ресурсов) одной из сравниваемых стран:
4. Используя диаграмму задания 2 и нижеприведенную диаграмму, сравните долю населения среднего возраста и долю ЭАН одной из сравниваемых стран. Отметьте причины, влияющие на долю ЭАН, характерные для этой страны:
а) высокий уровень развития экономики;
б) значительная доля населения, не вовлеченного в общественное производство;
в) низкий уровень развития экономики;
г) высокая доля населения среднего возраста;
д) высокий уровень безработицы.
5. Дайте качественную оценку трудовых ресурсов и заполните таблицу 3 для сравниваемых стран (по образцу).
6. Впишите недостающие звенья в цепочку причинно-следственных связей:
Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловившие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.
7. Назовите страны с наибольшей долей ЭАН, занятого:
а) в сельском хозяйстве;
б) в промышленности;
в) в непроизводственной сфере.
8. В зависимости от доли ЭАН, занятого в основных сферах
хозяйства (в первую очередь в сельском), различают аграрные,
индустриально-аграрные, индустриальные и постиндустриальные
страны. Заполните таблицу 4 (по образцу), используя дополнительные данные.
9. Отметьте правильное(ые) логическое(ие) выражение(я):
Охарактеризуйте связь, существующую между долей населения, занятого в основных сферах хозяйства, уровнем экономического развития страны и ее типом.
Источник
10 класс_Практическая работа №5
Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сра внивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности.
Просмотр содержимого документа
«10 класс_Практическая работа №5»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира.
Цель: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности.
Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы.
Задание 1. Используя половозрастные пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран I и II типов воспроизводства населения. Определите экономический уровень развития стран. Ответ обоснуйте.
1) 2)
Задание 1. Заполните таблицу для выбранных стран. Рассчитайте часть населения среднего возраста и разницу между частью населения среднего возраста и частью ЭАН.
Население младшего возраста (%)
Население среднего возраста (%)
Население пожилого возраста (%)
Часть ЭАН к общей численности населения
Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН
Задание 2. Используя расчетные данные из табл. № 1 по части населения среднего возраста, постройте столбчатые (круговые) диаграммы части населения в странах, которые сравниваются.
Проанализируйте данные таблицы. Дайте качественную оценку социальных показателей в странах с разным уровнем развития.
гос. затраты на образование
Часть грамотных к количеству населения, %
Часть населения, которая окончила высшие учебные заведения
Гос. затраты на охрану здоровья (на 1 человека в дол. США)
Качественная оценка трудовых ресурсов (образование, квалификация, здоровье и т.д.)
Задание 4. Какая из выше сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловливающие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общей и профессиональной подготовки.
Учитывая то, что страны, которые вы рассмотрели, относится к различным регионам мира, укажите, какой (какие) из них лучше обеспечены трудовыми ресурсами как количественно, так и качественно.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран или регионов мира.
Цель: Провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения, развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы; воспитывать внимательность и аналитические способности.
Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы, таблицы, диаграммы.
Задание 1. Используя половозрастные пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран I и II типов воспроизводства населения. Определите экономический уровень развития стран. Ответ обоснуйте.
1) 2)
Задание 1. Заполните таблицу для выбранных стран. Рассчитайте часть населения среднего возраста и разницу между частью населения среднего возраста и частью ЭАН.
Население младшего возраста (%)
Население среднего возраста (%)
Население пожилого возраста (%)
Часть ЭАН к общей численности населения
Разница между частью населения среднего возраста и частью ЭАН
Источник
Оценка обеспеченности трудовыми ресурсами в мире?
Доля экономически активного населения варьирует по странам.
В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов.
Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах — 45-55%. Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда.
Сегодня рынок труда фактически есть уже в странах Восточной Европы, и в Китае (где существует огромная избыточная сила в деревне) , и в государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.
Среди различных категорий населения мира особенно страдают от безработицы женщины. К сожалению, в мире еще сохранились страны, где женщины вообще не имеют политических, социальных и экономических прав. В некоторых из них эти права ограничены либо только формальны. Старые традиции и сегодня проявляются в таких дискриминационных мерах, как неравная плата за равный труд с мужчинами, ограничения при приеме женщин на работу и т. д.
Наиболее многочисленная часть трудоспособного населения планеты — это крестьяне, что объясняется аграрным характером экономики многих слаборазвитых стран. На втором месте в развивающихся странах по доле занятой рабочей силы находится сфера услуг (в Латинской Америке она вышла даже на первое место) . Рост занятости в сфере услуг связан в значительной мере с распространением мелкой торговли.
Промышленность и строительство по доле рабочей силы стоят в развивающихся странах лишь на третьем месте.
В развитых странах картина иная. Доля сельскохозяйственного населения здесь неизмеримо меньше, а доля рабочих, служащих и интеллигенции больше. Велика также доля населения, занятого в сфере услуг (пассажирский транспорт, розничная торговля, коммунально-бытовые услуги) . В Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Швеции в этой сфере работает около 40% экономически активного населения, в США — более 50%.
Источник
Практическая работа на тему: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»
Практическая работа позволяет закрепить изученный материал и провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира,
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа на тему: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6
Тема работы: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»
Цель работы: провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира,
Основные понятия: Трудовые ресурсы – это все люди трудоспособного возраста (за исключением инвалидов и других людей, неспособных к труду) и работающие, которые старше или младше трудоспособного возраста.
Среднемировой показатель возраста трудоспособного населения: 15 – 64 года
Средний мировой показатель людей трудоспособного возраста – 64%
Экономически активное население (ЭАН) – это часть трудоспособного населения, которая работает в хозяйственном комплексе страны (занятое население) или ищет работу (безработные).
Безработица – превышение количества желающих работать над количеством рабочих мест.
Безработные – это лица трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имеют работы, занимаются ее поисками и готовы приступить к ней.
Задание № 1. Используя данные таблицы 1, рассчитайте долю населения стран в возрасте 15—64 года, которая составляет основу трудовых ресурсов государства, а также разницу между долей трудоспособного населения и долей ЭАН (по образцу).
Население в возрасте 0-14 лет, %
Население в возрасте 15-64 г.,%
Население в возрасте свыше 65 лет, %
К какому типу стран относится
Доля ЭАН в общей численности населения, %
Разница между долей населения в возрасте 15-64 года и долей ЭАН
Часть света (региона)
данные на 2014 год
с переходной экономикой
При выполнении задания необходимо выбрать 3 страны, которые отличаются уровнем экономического развития (развитая, развивающаяся, с переходной экономикой). 1.1. Доля населения стран в возрасте 15—64 года Пример расчета для Японии:100 % — (13,11 + 26,59 %) = 60,3 %; 1.2. Разница между долей трудоспособного населения и долей ЭАН: Пример расчета для Японии:(60,3-52)% = 7,7%. Вывод: — В странах какого типа доля населения трудоспособного возраста выше? — Почему, какие факторы влияют? В скобках (цифрами) после расчета задания 1.2. отметьте причины, влияющие на долю ЭАН:
1) высокий уровень развития экономики; 2) значительная доля населения, не вовлеченного в общественное производство; 3) низкий уровень развития экономики; 4) высокая доля населения среднего возраста; 5) высокий уровень безработицы, 6) другое (написать)
— В странах какого типа разница между долей трудоспособного населения и долей ЭАН больше/ меньше? — Почему, какие факторы влияют?
Задание 2. Сравните данные о количестве людей трудоспособного (среднего) возраста в разных типах стран по уровню экономического развития со среднемировыми, среднерегиональными показателями. Заполните таблицу 2.
Доля населения среднего возраста по сравнению
Причины, влияющие на долю населения трудоспособного (среднего) возраста
Источник