Сравнительную эгх двух стран европы

Урок географии
план-конспект урока по географии (11 класс)

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока по теме «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы» 21.91 КБ

Предварительный просмотр:

СРАВНЕНИЕ ДВУХ СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ

Тип урока : урок рефлексии.

Используемые технологии : здоровьесбережения, проектной деятельности, деятельностного подхода в обучении, дифференцированного подхода в обучении.

Цели урока : выполнить практическую работу «Сравнительная характеристика двух стран Зарубежной Европы».

Формируемые универсальные учебные действия : научиться составлять сравнительную характеристику стран; анализировать полученную информацию и делать выводы; находить информацию в различных источниках, оценивать ее достоверность; строить логические рассуждения и умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; выполнять задания по предложенному плану; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; участвовать в дискуссии; формирование ответсвенного отношения к учению; умение самостоятельно отбирать необходимые знания для решения учебных задач; развитие потребности и готовности к самообразованию.

Оборудование : учебник, атлас, контурные карты, рабочая тетрадь, статистические материалы.

Учитель проводит инструктаж по выполнению практической работы.

  1. Выполнение практической работы «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы».

План характеристики страны.

  1. ЭГП.
  2. Природно-ресурсный потенциал.
  3. Население.
  4. Промышленность.
  5. Сельское хозяйство.
  6. Непроизводственная сфера.
  7. Транспорт.
  8. Вывод.

Площадь – 301 км кВ.

Форма правления – республика, форма территориального устройства – унитарное государство. Полуостровное государство на юге Европы, омывается Средиземным морем. Занимает Апеннинский полуостров, крайний северо-запад Балканского п-ва, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов. Граничит с Францией на севере, Словенией на СВ. Также имеет внутренние границы с Ватиканом и Сан-Марино. Соседи, так же как и Италия, — развитые страны Европы, члены ЕС и Нато (кроме Швейцарии и Австрии). Связь со странами Европы осуществляется через развитую транспортную сеть автодорог, железных дорог, воздушным транспортом. Входит в Большую семерку развитых стран.

Площадь – 244 квкм. Форма правления – конституционная монархия, форма территориального устройства – унитарное государство. Островное государство на сев-зап Европы, омывается Северным и Ирландским морями Атлантического океана, побережье не замерзает. Занимает Британские острова (остров Великобритания, северо-восточную часть острова Ирландия и ряд небольших островов). От материковой части Европы страна отделена проливом Ла-Манш, под дном которого проложен тоннель. Сухопутный сосед – Ирландия не является членом НАТО. Ближайшие соседи на материке – Франция и Бельгия (члены ЕС и НАТО). Соседи, так же как и Великобритания, — развитые страны Европы, члены ЕС и НАТО. Расположение Великобритании на островах способствует развитию морского транспорта и выходу на международные морские торговые пути. Входит в Большую семерку развитых стран. Лондон – крупнейший финансовый центр в Европе.

Италия бедна минеральными ресурсами. В небольших количествах добывается руда. Сырье и топливо импортирует. Обеспеченность обрабатываемыми землями ниже среднемирового уровня. Лесными и водными ресурсами обеспечена мало. Италия богата рекреационными ресурсами.

Великобритания имеет месторождения каменного угля, которые значительно истощены. В Северном море ведется добыча нефти и газа. Импортирует руду, газ. Обеспеченность земельными ресурсами ниже среднемирового уровня. Обеспеченность лесными ресурсами в 10 раз ниже среднемирового уровня, обеспеченность водными ресурсами невысокая.

Численность населения – 59,5 млн человек. Наблюдается убыль населения (ЕП = -0,9). Высокий процент пожилых людей. Средняя продолжительность жизни составляет 81 год. Религия – католичество. Страна однонациональная. Итальянский язык относится к индоевропейской семье романской группы.

Качество населения высокое: уровень образования, душевой доход, калорийность питания, уровень здравоохранения, обеспеченность культурными учреждениями.

Средняя плотность населения – 197 чел на км кВ. (высокая).

Страна принимает иммигрантов из Восточной Европы. Итальянцы эмигрируют в ФРГ, Францию (трудовая миграция). Высокий уровень урбанизации. Крупнейшая агломерация – Милан, Турин, Генуя. Большая часть экономически активного населения занята в сфере услуг, и в 2 раза меньше – в промышленности.

Численность населения – 62,3 млн человек. Воспроизводство первого типа с нулевым приростом населения. Высока доля пожилого населения. Средняя продолжительность жизни – 80 лет. Религия – протестантство, на острове Ирландия – католичество. Многонациональная страна – англичане, уэльсцы, шотландцы, ирландцы. Английский язык относится к индоевропейской семье германской группы, он стал языком международного общения. Качество населения высокое: уровень образования, душевой доход, калорийность питания, уровень здравоохранения, обеспеченность культурными учреждениями. Средняя плотность населения – 254 человека на км кВ (высокая). Великобритания принимает мигрантов из стран бывших колоний. Высокий уровень урбаниязации. Крупнейшая агломерация Европы – Лондонская.

Большая часть экономически активного населения занята в непроизводственной сфере – 78%, в промышленности – 21% и 1% в сельском хозяйстве.

Постиндустриальный тип хозяйства. Энергетика представлена ТЭС, ГЭС, ГеоТЭС.

Развиты: точное машиностроение, нефтепереработка, черная металлургия, текстильная промышленность.

Территорияальная структура хозяйства представлена высокоразвитым Севером и аграрным югом. Страна производит автомобили («ФИАТ, Феррари), мотоциклы, промышленное оборудование, вооружение, химикаты, холодильники, стиральные машины, текстильные и швейные изделия, обувь.

Италия занимает четвертое место в мире по размерам производства станков, шестое место – по размерам производства тканей.

Постиндустриальный тип хозяйства. Энергетика представлена ТЭС и АЭС. Высокоразвитый Лондонский район, старопромышленные районы – Западный Мидленд, Ланкашир, Южный Уэльс. К аграрным районам относятся Шотландия, Северная Ирланди. Район нового освоения – Северное море с нефтяными скважинами (Фортис, Пайпер, Экофикс). Страна производит оборудование, самолеты, автомобили, тракторы, вооружение, химикаты, ткани, изделия легкой промышленности.

Интенсивное земледелие, южноевропейский тип хозяйства. Выращивают: овощи, фрукты, цитрусовые, виноград, оливки.

Интенсивное земледелие, североевропейский тип. Преобладает молочное животноводство, овцеводство. Выращивают: картофель, пшеницу, ячмень, рожь, овес, сахарную свеклу, фрукты.

Густая транспортная сеть, развиты все виды трнаспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный. Крупный морской порт — Генуя.

Италия входит в первую десятку стран мира по размерам автомобильного парка: всего 42,1 млн машин, из них легковых – 37,1 млн.

Густая транспортная сеть, развиты все виды транспорта: морской, автомобильный, железножорожный, воздушный. Крупный морской порт и транспортный узел – Лондон. Великобритания входит в первую десятку стран мира п размерам автомобильного парка: всего 35,5 млн машин, из них легковых – 31,4 млн

Занимает пятое место в мире по развитию международного туризма – 46,4 млн человек в год. Центры туризма – Венеция, Рим, Милан, Неаполь и др. На территории Италии находится 49 объектов Всемирного культурного наследия.

Страна занимает 8 место в мире по развитию международного туризма – 29, 3 млн человек в год. Достопримечательности – Британский музей, Стоунхендж, Тауэр, Биг-Бэн, Вестминстерское аббатсво, Виндзорский замок, Букингемский дворец, Эдинбургский замок и др.

Страна занимает 10 место по размерам внешней торговли – 987 млрд долларов

Страна занимает 7 место по размерам внешней торговли – 1164 млрд долларов

ВЫВОД. Обе страны относятся к развитым странам зарубежной Европы. И Италия, и Великобритания имеют выгодное ЭГП, небогаты минеральными ресурсами, являются импортерами сырья и топлива. В этих странах высокое качество населения, высокая доля мигрантов, постиндустриальное хозяйство с преобладание работающих в непроизводственной сфере, развитая промышленность. Обе страны являются членами НАТО, ЕС, ООН.

Обсуждение в классе.

— Подумай, что важного ты узнал на уроке?

— Какие новые понятия ты использовал на уроке?

— Показался ли тебе материал урока сложным?

— Правильно ли ты отвечал на вопросы?

— Выполнял задания сам или с помощью товарищей и учителя?

— Чему ты научился на уроке?

— Поставь себе оценку за урок.

Выполнить задания рубрик «Можете ли вы», «Выберите правильный ответ», «Узнайте страну» на стр. 231, 232 учебника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чемпионат мира по футболу — величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк.

«Однако трудно найти предмет, который .

Очень интересный и необчный урок.

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли — зональные природные .

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с.

Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма.

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного.

Источник

ИКТ на уроках географии. Тема: «Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Зарубежной Европы»

Урок в 11 классе по теме “Знакомство с субрегионами и странами Зарубежной Европы” шестой в разделе “Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа” по учебнику Максаковского В.П. На данном уроке рассматриваются особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современных проблем развития стран Европы, анализ карт на примере Швеции, Франции, Греции и Польши в соответствии с требованием ФКГОСОО. На уроке развиваются и совершенствуются такие УУД, как:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно: “Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока”;
  • планирование: “Выступление учеников со своими проектами по странам, заполнение учащимися таблицы, групповая практическая работа, подведение итогов работы”;
  • контроль и коррекция – сличение его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона и внесение необходимых дополнений и корректив: “Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы”4
  • оценка – осознание уровня и качества усвоения: “Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны”.
  • сотрудничество – умение слышать, слушать и понимать партнера во время выступления учащихся,
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность во время групповой работы,
  • распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга во время групповой работы,
  • уметь договариваться, вести диалог, правильно выражать свои мысли в речи во время групповой работы и в беседе с учителем,
  • уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя во время фронтальной беседы,
  • умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками во время дискуссии.

Кроме того, данные презентации по странам Европы можно использовать во внеклассной работе с целью развития познавательного интереса к миру, культуре и достопримечательностям изучаемых стран.

Образовательная выявить социально – экономические особенности стран различных субрегионов Европы.

Развивающая – развитие умений сравнивать различные страны субрегионов Европы по основным экономико-географическим показателям; выделять черты сходства и различия, используя различные источники географических знаний.

Воспитательная – способствовать развитию культурного всесторонне развитого человека через познание культур других народов и стран; умения вести себя в обществе: вести беседу с учителем, одноклассниками, слушать других людей, работать в группе.

Средства обучения: настенная карта Европы, атласы, учебники, хрестоматии, энциклопедии, мультимедиа. На доске эпиграф “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!” Н.А.Некрасов.

ФОУД: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип урока: урок-практикум.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, метод проектов.

Роль учителя Роль ученика
1. Организационный момент. Мотивация. Ребята, сегодняшний наш урок мне бы хотелось начать со слов Н.А. Некрасова (на доске “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!”).

Давайте попробуем на сегодняшнем занятии найти подтверждение этих строк, а для этого нам необходимо познакомиться со странами Зарубежной Европы.

2. Актуализация. Давайте вспомним, что нам известно с прошлого урока, какие общие черты и какие различия имеют страны Европы?

В какие интеграционные группировки они входят? С какой целью происходит интеграция в Европе?

3. Целеполагание. Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока (если возникают затруднения, учитель корректирует постановку цели).

4. Первичное усвоение материала. Наша задача – на основе выступлений учеников заполнить таблицу со сравнительной характеристикой по Швеции и Польше, Франции и Греции, которые входят в состав разных субрегионов Зарубежной Европы (некоторые ученики выполняли проекты по заданным странам, которые получили заранее).

После выступления по каждой стране учитель задает вопрос: Чем данная страна удобна для жизнедеятельности человека?

5. Осознание и осмысление учебной информации. Итак, мы получили краткую информацию о четырех странах, расположенных в разных субрегионах Зарубежной Европы. Чтобы узнать, а в какой стране более комфортные условия жизни и более высокий уровень экономического развития, нам необходимо сравнить эти страны. Эту работу мы будем выполнять по группам.

Мы с вами живем в России, а значит нам не безразлично экономическое развитие нашей страны. Поэтому одна группа будет определять внешние связи этих стран с Россией и выявлять наиболее выгодных партнеров

Делаем выводы – слушаем результаты работы групп.

6. Швеция – Греция (черты сходства):

1. полуостровные, унитарные государства,
2. входят в ЕС, ОЭСР, Шенгенское соглашение,
3. ресурсы минеральные, рекреационные,
4. национальный состав однороден, христианство,
5. много иммигрантов.

1. разная форма правления,
2. уровень урбанизации и образования выше у Швеции,
3. в Швеции – протестантство, в Греции– православие,
4. Греция – крупный торговый флот, Швеция – крупные
концерны,
5. в Греции развиты растениеводство, легкая и пищевая промышленности; в Швеции – животноводство, машиностроение, ЛПК, информационные технологии,
6. Швеция – богатая страна, нет сильных различий среди благосостояния граждан, привлечение ученых из других стран; Греция -привлечение туристов, родина олимпийских игр.

Франция – Польша (черты сходства):

1. материковые страны, унитарные республики,
2. входят в ЕС, ОЭСР, НАТО, Шенгенское соглашение,
3. богаты ресурсами (минеральные, рекреационные,
агроклиматические),
4. национальный состав однороден, преобладают христиане, католики; урбанизация высокая, много иммигрантов,
5. развиты машиностроение, химическая, пищевая, текстильная и швейная отрасли,
6. много достопримечательностей,
7. импорт топлива, металлов.

1. Польша -бывшая социалистическая республика, Франция – капиталистическая страна,
2. климат мягче у Франции, значит она больше привлекательна для туристов,
3. Франция – “Туристическая Мекка” (природа, архитектура, история), Польша – “Освенцим” (история и архитектура);
4. транспортная система развита лучше во Франции;
5. Франция– высокоразвитая страна, входит в состав “Большой восьмерки”.

Внешние связи с Россией:

Импорт: продукция машиностроения, (автомобили, оборудование) мебель, одежда, парфюмерия, косметика, медикаменты, продовольственные товары

Экспорт: топливо, металлическое сырье, химические продукты и др.

7. Первичное закрепление учебного материала. Проанализировав все особенности каждой страны, давайте сделаем общий вывод – что же влияет на экономическое развитие стран?

Итак, на экономическое развитие страны влияют:

  • Географическое положение страны
  • Природно-ресурсный потенциал
  • Качество трудовых ресурсов
  • История развития страны и освоения территории (традиционная экономика)
  • Влияние на развитие экономики неучастие страны в военных конфликтах
  • Внешние экономические связи, интеграция, развитие экономики страны в целом

8. Домашнее задание стр. 218–221 учебника, повторить материал по Зарубежной Европе, используя блок самоконтроля в конце темы 6 (дифференцированно записано на доске)

9. Рефлексия. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, вы согласны с Н.А.Некрасовым, что в Европе удобно? Да, конечно. Но почему он тут же говорит, что “Родины ласки ни с чем не сравнимы”? ……….

Конечно надо стремиться к уровню жизни, сопоставимому с уровнем европейских стран, но это зависит прежде всего от нас с вами, как мы будем строить свою жизнь и какой вклад внести в экономику страны сможете вы после окончания школы и учебных заведений. Страна богата ресурсами, но сила нашей страны в нас. И хотелось бы верить, что “Если крикнет рать святая, кинь ты Русь живи в раю!”, на это вы бы ответили……… так как это сказал С Есенин и с которым я полностью согласна “Я скажу не надо рая дайте родину мою.”

Спасибо за урок.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на плодотворную работу. (Слайд 1)

Читают слова Н.А. Некрасова, анализируют, почему автор пишет, что в Европе удобно.

Анализируют расселение населения и особенности хозяйства крупных регионов Зарубежной Европы.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют цель урока – рассмотреть страны из разных субрегионов Зарубежной Европы; выявить, почему в Европе удобно и где наиболее комфортно для человека

Выступление учеников с опережающим заданием – проектами по данным странам. Во время выступлений ученики заполняют таблицу в рабочих листах (см. приложение).

Выступающие отвечают на вопрос учителя, чем их страна выгодна (удобна) для человека.

Групповая практическая работа: на основании полученных данных, а также используя другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы.

Класс делится на группы:

  • 2 группы сравнивают Швецию и Грецию;
  • 2 группы сравнивают Францию и Польшу;
  • 1 группа сравнивает внешние экономические связи этих стран с Россией

Представители каждой из групп делают выводы:

  • Греция комфортно для отдыха (юг, древняя цивилизация)

Швеция экономически развита сильнее

  • Франция экономически более развитая страна + комфортно для отдыха

Польша экономически развита, расположена ближе к России

  • Более тесные экономические связи у России с Францией и Польшей, но также необходимо тесное сотрудничество с другими странами, в том числе со Швецией и Грецией

Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы.

Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны, соотносят с эталоном учителя.

Записывают домашнее задание, анализируют блок самоконтроля и взаимного контроля, определяют степень самоподготовки к зачету по теме “Зарубежная Европа”.

Отвечают на вопросы учителя, ведут беседу-дискуссию с учителем и одноклассниками. Возможные варианты ответа: “Европа удобна географическим положением, благоприятным климатом, уровнем экономического развития и т.п.”, “Россия богата природно-ресурсным потенциалом, есть возможность для дальнейшего развития, необходимо только правильно распоряжаться этим богатством и развивать экономическое и политическое сотрудничество с другими странами и т.п.”

Источник

Читайте также:  Особенности мусульманских стран азии
Оцените статью